Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Субота гл. Воэйро 25 тейвес 5717

Тойрас Менахем т. 18 стр. 332-334

Хес

В отношении 25 тейвес — приводится в Геморо, что «тот день сделали его праздником»:

«Двадцать пятого тейвеса — это день горы Геризим, что просили кутиим (которые поставили фальшивый храм («а фалше бей амикдош») на горе Геризим) бейс Элойкейну[1] от Александра Македонского (который тогда правил всем миром) разрушить его, и дали им (разрешение). Пришли и сообщили Шимону-цадику, что он сделал? — одел когенские одежды… как только Александр Македонский увидел Шимона-цадика, сошел со своей колесницы и поклонился перед ним. Сказали ему — такой великий царь как ты, будет поклоняться этому еврею? Сказал им, его образ побеждает передо мной в моих войнах. Сказал им — зачем вы пришли? Сказали — возможно ли, что дом, где молятся в нем за тебя и за твое царство, чтобы оно не разрушилось, и введут тебя в заблуждение идолопоклонники, чтобы разрушить его? Сказал им — кто они? Сказали ему — эти кутиим. Сказал им — они отданы в ваши руки… когда дошли до горы Геризим, перепахали ее… как они хотели сделать дому Б-га нашего. И тот день сделали праздником».

Из этой истории можно выучить несколько вещей:

Алеф) Не следует думать, что основное — это то, чтобы существовал настоящий храм, и кого волнует, что есть фальшивый храм. Следует знать, что это ошибка, ибо «не наполнился Цор, но только от разрушения Иерусалима», и само собой, для того, чтобы истинный Храм стоял прочно, следует разрушить фальшивый храм, и именно тогда можно быть уверенными в прочности существования истинного Храма.

Бейс) На первый взгляд, непонятно: поскольку победы Александра были посредством того, что образ Шимона-цадика побеждал перед ним, то, если Шимон-а-цадик должен сделать что-то с кутиим, зачем ему идти и просить от Александра, ведь он может сам воевать против них? — Но, не это его работа, Шимона-цадика. Должны, действительно, хранить существование истинного Храма, и разрушить фальшивый храм, но работа Шимона-цадика — что нужно одеть одежды кеhуно[2], и, когда Шимон-ацадик одевает когенские одежды, тогда само собой становятся все вещи как они должны быть, что фальшивый храм уничтожается, а истинный Храм остается в своей цельности.

Йуд

И практическое указание из этого в нашей работе:

Идея бигдей кеhуно — учение хасидизма, что это есть пнимиюс Торы, ибо ведь Вс-вышний — коhен он, как сказали Разал «Элойкейхем — койhен гу», и бигдей кеhуно — это одежды Вс-вышнего, что это есть Тора в общем, и пнимиюс Тойро в частности, что это одежда и корона царя.

И наша работа — одеть бигдей кеhуно, и не только, когда находятся в бейс Микдош и в Иерушолаим, но также идти к Александру Македонскому с коhенскими одеждами… и т.е., что не следует беречь майонойс тойрас а-хасидус[3] ради йехидей сгуло[4] только, но должно быть «йофуцу майанойсехо хуцо[5]«, и именно посредством этого разрушают фальшивый храм.

Йуд алеф

Геморо спрашивает: как мог Шимон-ацадик идти к Александру Македонскому одетый в бигдей кеhуно, ведь «гайойцей боhен ламдино осур[6]«? — и одно из объяснений в Геморо — «эйс лаасойс леГавайе гейферу тойросехо[7]«, т.е., что само это закон в Торе, что когда «приходит время действовать во имя Вс-вышнего, разрешается нарушить в это время Тору[8]«.

И также это в распространении майойнойс хуцо:

Несмотря на то, что в предыдущих поколениях пнимиюс Тойро должно было быть только ради йехидей сгуло, и запрещено было распространять его наружу, — такой порядок мог быть, когда все было как положено; но когда «время действовать во имя Вс-вышнего» — тогда нужно одеть бигдей кеhуно и идти с ними «хуцо», для того, чтобы уничтожить с их помощью все гааломойс и гестейрим[9].

И как известен пример, приводимый Алтер Ребе, царского сына, который заболел, и приказал царь растереть в порошок драгоценный камень царской короны, и влить его в уста царского сына, может быть, войдет одна капля! И ведь понятно по простому, что, как правило, не растирают драгоценный камень из царской короны, но в положении и состоянии, когда царский сын находится в геелем вегестер годол[10], тогда — все годится, для того, чтобы устранить гееэлем вегестер.

И также это в нимшол в отношении распространения источников учения хасидизма, что время от времени, когда галомойс вегестейрим все больше усиливаются, тогда добавляется в распространении хасидус в большей степени, вплоть до того, что в нашем поколении происходит распространение и притяжение учения хасидизма для всех буквально.

И эта идея имеет особое отношение к субботе, когда благословляют месяц шват, месяц, на который приходится день гилуло Квойд кдушас мойри вехами Адмур, — поскольку у Ребе был порядок приближать всех сынов Израиля, без того, чтобы ставить перед ними сначала какое либо условие, и он распространял и давал хасидус всем сынам Израиля действительно.

Йуд бейс

Следует из всего вышесказанного — что в настоящее время должны заниматься распространением маойнойс хуцо.

И следует добавить, что кроме того, что со стороны гааломойс и гестейрим желание отца, чтобы взяли драгоценный камень в короне царя и отдали сыну, еще это, что после того, как уже взяли драгоценный камень царской короны, и растерли его, если даже тогда не вольют его в уста сына, тогда ответственность очень велика, поскольку драгоценный камень царской короны пропадает впустую хас вешолом.

И, с другой стороны, понятно также великая заслуга каждого, кто прилагает усилия для этого, ибо ведь мы видим, насколько это важно и ценно, и насколько это тойфес мокойм[11] Свыше, и приводит нахас руах[12], и вплоть до того, что ради этого все возможно сделать? как говорилось выше в нимшол.

И посредством работы распространения майойнойс хуцо, что это есть аспект бигдей кеhуно (как выше), тогда разрушают фальшивый храм, и притягивается истинный бейс Микдош — ибо ведь он «бонуй веоймед лемаало[13]«, и он должен быть только притянут вниз, и вплоть до того, что удостаиваются исполнения обещания, что «лой йилмеду ойд иш эс реегу… ки кулом йейдъу ойси[14]«, «ки моло гоорец лэейо эс Гавайе, КЕМАИМ ЛЕЙОМ МЕХАСИМ[15]«.



[1] Дом Б-га нашего

[2] когенские одежды

[3] источники учения хасидизма

[4] самых достойных

[5] «распространятся источники твои наружу»

[6] «выходить в них в город запрещено» (Йома 69, 1)

[7] «Время действовать ради Вс-вышнего: они нарушили Тору Твою!» (Тегилим 119, 126)

[8] Раши на Йома там.

[9] сокрытия

[10] большое сокрытие

[11] букв. «занимает место»

[12] удовольствие.

[13] Раши и Тойсфойс Сукка 41, 1

[14] «И не будет больше каждый учить ближнего своего…ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня» (Йирмийа 31, 33)

[15] «Ибо полна будет земля знанием Г-спода, как полно море водами.» (Йешайа 11, 9)