Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рээй 5717

Тойрас Менахем т. 20, стр. 224

Алеф

В Ликутей Тойро в маамаре, начинающемся словами «Ани ледойди ведойди ли[1], рошей тейвос элул[2]«, объясняется, что «в элул — это время раскрытия тринадцати мер милосердия», и тем не менее, «это будничные дни», и это не йом тов[3], как субботы и праздники, и безусловно, есть большое различие между Йом Кипур и элул»,

И объясняет: «Но это будет понятно в соответствии с примером царя, что перед тем, как он приходит в город, выходят… ему навстречу и встречают его в поле, и тогда имеют право каждый, кто хочет, выйти встретить его, и он встречает всех с радостью, и улыбается всем», и т.е., что когда царь находится в «царском дворце», тогда «не входят, иначе как с разрешения», и также это — только избранные из народа и йехидей сгуло[4]«, и есть необходимость в нескольких и нескольких подготовках, о когда он находится в поле, имеют право и могу все подойти к царю и подать ему свои просьбы и т.д.

И пример этого в нимшол[5] — что месяц элул разрешены «увдин дэхол[6]«, которые относятся к «полю», и т.е., что не находятся в «доме», — «кетиферес одом лошевес баис[7]«, и также не находятся в «городе», — «ир Элойкейну[8]«, что указывает на буквы Торы и молитвы, которые называются «камни», из которых строятся «дома», и из множества «домов» составляется «город», но находятся в «поле», «Эйсов иш содэ[9]«, что там занимаются «увдин дэхол», и таким образом, что не ощущается в этом идея «бехол дрохехо доеhу[10]«, (ибо, когда занятие «увдин дэхол» оно из чувства «бехол дрохего доеhу», тогда делают из «будничных дел» — «город», и также «дом»), что поэтому находятся в «поле», в положении и состоянии «иш содэ».

И несмотря на то, что находятся в «поле», — приходит царь туда, что это есть смысл раскрытия света тринадцати мер милосердия. И, тем не менее, «это будничные дни, и не праздники, как субботы и праздники» — ибо находятся в поле, в «будничных делах».

Бейс

В окончании этой притчи добавляет Алтер Ребе: «и когда он идет в город, они идут вслед за ним».

И на первый взгляд непонятно: для чего добавляет Алтер Ребе эти слова — ведь для того, чтобы объяснить идею, что дни месяца элул — это будничные дни, важно только то, что царь находится в поле, а не то, что он идет в город?

Но идея объяснения этого — что этими словами Алтер Ребе объясняет цель этого:

Кроме достоинства самого того, что царь приходит в поле и раскрывается всем, что даже, когда находятся в положении и состоянии «иш содэ», могут видеть царя, есть в этом достоинство более глубокое — что посредством этого выходят в конце концов из положения и состояния «поля», и когда царь идет в город, «они идут вслед за ним».

И объяснение этого – поскольку, когда царь находится в поле, привязывается «человек поля» к царю, таким образом, что он не может отделиться и оторваться от него, и поскольку это так, то куда бы ни шел царь, идет также он за ним.

И подобно этому в духовности — что отсвет тринадцати мер милосердия в месяце элул воздействует, что не только, что когда он занимается «увдин дэхол», светят у него тринадцать мер милосердия, ибо не это цель; цель — чтобы он вышел из положения и состояния «увдин дэхол», и пришел в столицу, вплоть до дворца (дома) царя.

Гимел

И вот, идея, что «когда он идет в город, идут также они за ним», — происходит в Рош аШоно, и т.д., а в месяц элул находятся все еще в поле;

Однако, тем не менее, поскольку каждая вещь требует подготовки и предисловия,

— как идея субботы, что подготовка к этому это от кануна субботы, и более того, от начала недели, как мы говорим, «гайойм йойм ришойн бешабос[11]«, поскольку тогда начинается уже подготовка к дню субботы. И подобно этому в йом тов, как объясняется в Ликутей Тойро, что раскрытие, которое светило в Бейс Микдош[12] в каждый праздник, «притягивалось…. до следующего праздника», и следовательно, что подготовка к празднику начиналась еще от праздника, предшествующего ему —

— и подготовка, чтобы пойти за ним практически в Рош аШоно, — начинается уже в месяц элул, и еще перед этим, в субботу, когда благословляют месяц элул, что от нее благословляются все дни, и т.е., что начиная от шабос меворхин, и более подробно, начиная от рош хойдеш элул, нужно начать готовиться выйти из поля и идти в город.

Внешне и в раскрытии находятся еще в поле, но в пнимиюс нкудас а-нешомо[13] чувствуется уже, что нужно выйти из поля и идти за царем в город.

Идут из в «город» и в «дом», действительно, в Рош аШоно, а в месяц элул находятся еще в «поле», но в пнимиюс нешомо происходит уже в месяце элул аспект «когда он идет в город, они идут за ним вслед».

И это есть смысл того, что говорят мизмор ледовид Гашем ойри[14] в месяц элул, в котором говорят «бакшу поной[15]«, т.е., пробудить пнимиюс анешомо[16], и посредством этого, «эс понехо Гавайе авакейш[17]«.

И после подготовки в месяце элул, — это притягивается практически и в раскрытии в Рош аШоно (что это праздник в раскрытии), и окончание этого притяжения это в Йом Кипур в молитве неило[18], и после этого притягивается в раскрытии в линии радости в праздник Суккойс, вплоть до Шмини Ацерес, когда приносят «пор эход аиль эход[19]«, «Исроэл умалко билхойдоги[20]«, «йиhйу лехо левадехо веэйн лезорим итох[21]«.

Далет

и это есть причина, что в субботу меворихн месяц элул (или в рош хойдеш элул) читают главу Рээй, — «Рээй онойхи нойсейн лифнейхем[22]«:

Поскольку работа месяца элул — это «бакшу поной», поэтому читают в Торе «Рээй… лифнейхем», от языка пнимиюс, что это дает силы на работу «бакшу поной».

И продолжает Писание: «брохо уклоло[23]» — что это есть две линии «сур меро ваасей тойв[24]«, заповеди делай и заповеди не делай, две линии, что в них разделяется общность служения исполнения заповедей.

И про это говорится «лифнейхем… брохо уклоло», — что служение в этих двух линиях должно быть «лифнейхем,» в пнимиюс нефеш. И т.е., что не имеется в виду отрицать только служение путем «мицвас аношим мелумодо[25]«, но намерение в этом отрицать также служение ал пи таам водаас[26], поскольку таам водаас это не пнимиюс, а служение должно быть способом пнимиюс именно, — «бакшу поной».

И сила на это объясняется в начале посука — «онойхи нойсен лифнейхем»:

«Онойхи» — указывает на ацмусой исборах[27], и ацмусой исборах говорит «онойхи нойсен — я даю себя самого — лифнейхем», что это есть идея гискашрус[28] ацмус с эцем анешомо, что посредством этого связана пнимиюс иш исраэли[29] с ацмус. И со стороны этого ощущается в пнимиюс анефеш, что куда идет царь, он должен идти за ним, поскольку он связан с сущностью царя.

Гей

И это есть также диюк лошон «Рээй…», что служение должно быть способом видения именно:

Идея видения, что посредством этого достигается самая высокая степень истинности, как известно различие между слышанием и видением – «эйно доймэ шмио лереио», — что хотя также посредством слышания он постигает истинность вещи, но это только во внешних силах души, и поэтому посредством кушьо ослабляется у него этот аспект, и вплоть до того, что может прийти к противоположному решению относительно того, что он слышал; но когда он видит, — сколько бы вопросов ни задавали ему, он ответит: я сам видел это, и т.е., что это истинность, связанная с глубиной души, что там нет места для вопросов.

Вопросы и объяснения имеют значение только во внешних силах души, и поэтому, в таком вопросе, вся истинность которого только посредством слышания, которое достигает только внешних сил души, возможно сказать, что посредством вопроса будет ослабление в этом, и посредством объяснения вернется это к своей прежней силе; но видение, которое достигает пнимиюс – внутренних сил души, — там нет места для вопросов и т.д.; вопрос не ослабляет, и объяснение не добавляет ничего.

И это есть «Смотри, Я даю перед вами сегодня брохо уклоло» – что служение в двух направлениях «уйди от зла» и «делай добро» должно быть способом видения («рээй»), которое связано с глубиной души («лифнейхем»).

И сила на это берется от Дарования Торы – ибо Дарование Торы было таким образом, что «глаза наши видели, и не иной» (как говорит Рамбам), и т.е, что вера в Тору она не со стороны знака и знамения, но это такой аспект, в котором все сыны Израиля (все души, которые были во время Дарования Торы) видели сами, и посредством этого идея Торы и заповедей истинна для всех сынов Израиля в глубине их душ.

Внутри «лежит» у каждого из Израиля, что куда бы ни шел царь, должен также он идти за ним. И эта глубина души есть у всех сынов Израиля. Но нужно пробудить эту глубину, и это есть работа месяца элул – «бакшу поной» – просить и искать пнимиюс, и эта работа – это подготовка, чтобы этот аспект светил в Рош аШоно в раскрытии, и из этого притягивается также на весь год, чтобы исполнение Торы и заповедей не было как «привычка», и также не как служение, ограниченное пониманием и постижением, но со стороны глубины души.

И это есть также сосуд для притяжения шоно тойво умсуко во всем, что требуется, в материальности и в духовности.

***

Вов

Маамар «Рээй онойхи нойсейн лифнейхем…»

***

Заин

По поводу идеи «Рээй онойхи…», говорится языком «нойсен», — что «кол анойсен беаин йофо гу нойсен[30]«, и т.е., что дают все аспекты.

И более подробно:

В самом аспекте зрения есть два уровня: (1) зрение посредством глаза; (2) видение со стороны сущности, которое не посредством глаза, как сказано «им йойцер аин галой йабит[31]«, что это значит, что Он сам может видеть не посредством глаза.

И это есть «рээй онойхи нойсен», — что Вс-вышний дает сынам Израиля также самый высокий аспект в видении.

Хес

И идея в этом:

Объяснялось выше (п. 5) достоинство видения в общем (включая также видение посредством глаз) относительно слышания, что посредством видения достигается постижение истинности наиболее сильным образом.

И поэтому также «свидетель не становится судьей», и из объяснений на это – поскольку судья должен смотреть на обсуждаемый вопрос с двух уравновешенных точек зрения – оправдания и обвинения, и поскольку он сам видел это, «он не сможет найти ему оправдания».

Т.е.: когда судья слышит от свидетелей, то несмотря на то, что истинность посредством свидетельства выше чем истинность посредством постижения, ибо постижение подобно слышанию, а свидетельство это «гзейрас а-косув[32]«, которое выше разума, тем не менее, все время, что он сам не видел это, он может все еще найти ему оправдание; но когда он сам видел это, «не сможет найти ему оправдания».

И следовательно, истинность посредством видения выше не только постижения (слышание), но также принятия свидетельства.

И тем не менее, в самом видении есть две ступени:

1) видение посредством посредника – посредник в виде материального глаза, в который одевается койах реио[33], одно из пяти чувств, что посредством этого это воспринимается в мозгу; или духовный посредник – что это есть аспект видения в хохмо, и в обоих случаях, поскольку это видение оно с помощью посредника, это не затрагивает пнимиюс а-нефеш действительно.

2) «галой йабит» – сам, не с помощью посредников, что это есть видение со стороны сущности и глубины души.

Правило «свидетель не становится судьей» действует только в диней нефошос[34], но в диней момойнос[35] – «свидетель становится судьей».

И из этого ясно, что также видение глаза («свидетель») это не аспект, который затрагивает глубину его души действительно – ибо в вещах, которые затрагивают его самого или его родственника, он не годится быть судьей, поскольку это затрагивает глубину его души действительно, и поскольку в имущественных делах он может становиться судьей, несмотря на то, что он видел это своими глазами, необходимо сказать, что видение вещи не затрагивает глубину души действительно (и только видение в аспекте «галой йабит», не с помощью посредника, это аспект, который затрагивает глубину его души действительно).

И это есть «рээй онойхи нойсен» – ибо поскольку «каждый, кто дает (дар), дарит щедро», дана сынам Израиля также вторая ступень в видении, и смысл этого в служении Вс-вышнему – что исполнение заповедей должно быть не как «привычка», и не только как постижение разума, и даже не как видение, когда видят чужую вещь, но таким образом, как видение, когда оно затрагивает глубину его души действительно.

Тес

И сила на это она от Дарования Торы:

Когда Вс-вышний сказал «Онойхи Гавайе Элойкехо», то поскольку речь Вс-вышнего считается как действие, то также сделалось у сынов Израиля – что «Онойхи» стало «Гавайе Элойкехо», твоя сила и твоя жизнь, т.е., что сила и жизнь каждого из Израиля – это «Онойхи».

И поэтому, понятно, что Тора и заповеди это не так, как видят постороннюю вещь (первый уровень в видении), но как вещь, которая близка к нему, и не только близка к нему, но это он сам, как объясняется в Тании, что душа каждого еврея это «часть Б-га Свыше действительно».

И это есть истинный смысл слов «Рээй онойхи нойсен лифнейхем», — «лифнейхем» – это пнимиюс дэпнимиюс души, который притягивается и приходит от аспекта «Онойхи».

*

[1] «Я (принадлежу) возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне» (Шир гаШирим 6, 3)

[2] первые буквы этой фразы составляют слово «элул»

[3] праздник

[4] наиболее достойные

[5] то, на что приводится пример

[6] «будничные дела»

[7] «по красоте человека, – чтобы сидеть дома» (Йешайа 44, 13)

[8] «Город Б-га нашего» (Тегилим 48, 2)

[9] «Эйсов… человек поля» (Тойлдойс 25, 27)

[10] «Во всех путях твоих познавай (волю) Его» (Мишлей 3, 6)

[11] «сегодня – первый день субботы»

[12] Храм

[13] внутренняя точка души

[14] «Вс-вышний – свет мой» (Тегилим 27, 1)

[15] «ищите лица Моего» (там же)

[16] глубина души

[17] «лица Твоего, Вс-вышний, буду искать» (Тегилим 27, 8)

[18] завершающая молитва Йом Кипура

[19] «одного тельца, одного овна» (Пинхас 29, 36)

[20] «Израиль и Вс-вышний только»

[21] «Будут они (принадлежать) тебе одному, а не чужим (вместе) с тобою» (Мишлей 5, 17)

[22] «Смотри, Я даю перед вами» (Рээй 11, 26)

[23] «благословение и проклятие» (там же)

[24] «уйди от зла и делай добро» (Тегилим 34, 15)

[25] привычка

[26] в соответствии с пониманием и постижением

[27] Сущность Его, благословен Он

[28] связь

[29] человек из Израиля

[30] «каждый дарующий, дарит щедро»

[31] «Творящий глаз, разве не увидит»

[32] постановление Торы

[33] сила зрения

[34] дела, связанные с жизнью человека

[35] имущественные дела