Тойрас Менахем т. 20, стр. 224
Алеф
В Ликутей Тойро в маамаре, начинающемся словами "Ани ледойди ведойди ли[1], рошей тейвос элул[2]", объясняется, что "в элул - это время раскрытия тринадцати мер милосердия", и тем не менее, "это будничные дни", и это не йом тов[3], как субботы и праздники, и безусловно, есть большое различие между Йом Кипур и элул",
И объясняет: "Но это будет понятно в соответствии с примером царя, что перед тем, как он приходит в город, выходят… ему навстречу и встречают его в поле, и тогда имеют право каждый, кто хочет, выйти встретить его, и он встречает всех с радостью, и улыбается всем", и т.е., что когда царь находится в "царском дворце", тогда "не входят, иначе как с разрешения", и также это - только избранные из народа и йехидей сгуло[4]", и есть необходимость в нескольких и нескольких подготовках, о когда он находится в поле, имеют право и могу все подойти к царю и подать ему свои просьбы и т.д.
И пример этого в нимшол[5] - что месяц элул разрешены "увдин дэхол[6]", которые относятся к "полю", и т.е., что не находятся в "доме", - "кетиферес одом лошевес баис[7]", и также не находятся в "городе", - "ир Элойкейну[8]", что указывает на буквы Торы и молитвы, которые называются "камни", из которых строятся "дома", и из множества "домов" составляется "город", но находятся в "поле", "Эйсов иш содэ[9]", что там занимаются "увдин дэхол", и таким образом, что не ощущается в этом идея "бехол дрохехо доеhу[10]", (ибо, когда занятие "увдин дэхол" оно из чувства "бехол дрохего доеhу", тогда делают из "будничных дел" - "город", и также "дом"), что поэтому находятся в "поле", в положении и состоянии "иш содэ".
И несмотря на то, что находятся в "поле", - приходит царь туда, что это есть смысл раскрытия света тринадцати мер милосердия. И, тем не менее, "это будничные дни, и не праздники, как субботы и праздники" - ибо находятся в поле, в "будничных делах".
Бейс
В окончании этой притчи добавляет Алтер Ребе: "и когда он идет в город, они идут вслед за ним".
И на первый взгляд непонятно: для чего добавляет Алтер Ребе эти слова - ведь для того, чтобы объяснить идею, что дни месяца элул - это будничные дни, важно только то, что царь находится в поле, а не то, что он идет в город?
Но идея объяснения этого - что этими словами Алтер Ребе объясняет цель этого:
Кроме достоинства самого того, что царь приходит в поле и раскрывается всем, что даже, когда находятся в положении и состоянии "иш содэ", могут видеть царя, есть в этом достоинство более глубокое - что посредством этого выходят в конце концов из положения и состояния "поля", и когда царь идет в город, "они идут вслед за ним".
И объяснение этого – поскольку, когда царь находится в поле, привязывается "человек поля" к царю, таким образом, что он не может отделиться и оторваться от него, и поскольку это так, то куда бы ни шел царь, идет также он за ним.
И подобно этому в духовности - что отсвет тринадцати мер милосердия в месяце элул воздействует, что не только, что когда он занимается "увдин дэхол", светят у него тринадцать мер милосердия, ибо не это цель; цель - чтобы он вышел из положения и состояния "увдин дэхол", и пришел в столицу, вплоть до дворца (дома) царя.
Гимел
И вот, идея, что "когда он идет в город, идут также они за ним", - происходит в Рош аШоно, и т.д., а в месяц элул находятся все еще в поле;
Однако, тем не менее, поскольку каждая вещь требует подготовки и предисловия,
- как идея субботы, что подготовка к этому это от кануна субботы, и более того, от начала недели, как мы говорим, "гайойм йойм ришойн бешабос[11]", поскольку тогда начинается уже подготовка к дню субботы. И подобно этому в йом тов, как объясняется в Ликутей Тойро, что раскрытие, которое светило в Бейс Микдош[12] в каждый праздник, "притягивалось.... до следующего праздника", и следовательно, что подготовка к празднику начиналась еще от праздника, предшествующего ему -
- и подготовка, чтобы пойти за ним практически в Рош аШоно, - начинается уже в месяц элул, и еще перед этим, в субботу, когда благословляют месяц элул, что от нее благословляются все дни, и т.е., что начиная от шабос меворхин, и более подробно, начиная от рош хойдеш элул, нужно начать готовиться выйти из поля и идти в город.
Внешне и в раскрытии находятся еще в поле, но в пнимиюс нкудас а-нешомо[13] чувствуется уже, что нужно выйти из поля и идти за царем в город.
Идут из в "город" и в "дом", действительно, в Рош аШоно, а в месяц элул находятся еще в "поле", но в пнимиюс нешомо происходит уже в месяце элул аспект "когда он идет в город, они идут за ним вслед".
И это есть смысл того, что говорят мизмор ледовид Гашем ойри[14] в месяц элул, в котором говорят "бакшу поной[15]", т.е., пробудить пнимиюс анешомо[16], и посредством этого, "эс понехо Гавайе авакейш[17]".
И после подготовки в месяце элул, - это притягивается практически и в раскрытии в Рош аШоно (что это праздник в раскрытии), и окончание этого притяжения это в Йом Кипур в молитве неило[18], и после этого притягивается в раскрытии в линии радости в праздник Суккойс, вплоть до Шмини Ацерес, когда приносят "пор эход аиль эход[19]", "Исроэл умалко билхойдоги[20]", "йиhйу лехо левадехо веэйн лезорим итох[21]".
Далет
и это есть причина, что в субботу меворихн месяц элул (или в рош хойдеш элул) читают главу Рээй, - "Рээй онойхи нойсейн лифнейхем[22]":
Поскольку работа месяца элул - это "бакшу поной", поэтому читают в Торе "Рээй... лифнейхем", от языка пнимиюс, что это дает силы на работу "бакшу поной".
И продолжает Писание: "брохо уклоло[23]" - что это есть две линии "сур меро ваасей тойв[24]", заповеди делай и заповеди не делай, две линии, что в них разделяется общность служения исполнения заповедей.
И про это говорится "лифнейхем... брохо уклоло", - что служение в этих двух линиях должно быть "лифнейхем," в пнимиюс нефеш. И т.е., что не имеется в виду отрицать только служение путем "мицвас аношим мелумодо[25]", но намерение в этом отрицать также служение ал пи таам водаас[26], поскольку таам водаас это не пнимиюс, а служение должно быть способом пнимиюс именно, - "бакшу поной".
И сила на это объясняется в начале посука - "онойхи нойсен лифнейхем":
"Онойхи" - указывает на ацмусой исборах[27], и ацмусой исборах говорит "онойхи нойсен - я даю себя самого - лифнейхем", что это есть идея гискашрус[28] ацмус с эцем анешомо, что посредством этого связана пнимиюс иш исраэли[29] с ацмус. И со стороны этого ощущается в пнимиюс анефеш, что куда идет царь, он должен идти за ним, поскольку он связан с сущностью царя.
Гей
И это есть также диюк лошон "Рээй…", что служение должно быть способом видения именно:
Идея видения, что посредством этого достигается самая высокая степень истинности, как известно различие между слышанием и видением – "эйно доймэ шмио лереио", - что хотя также посредством слышания он постигает истинность вещи, но это только во внешних силах души, и поэтому посредством кушьо ослабляется у него этот аспект, и вплоть до того, что может прийти к противоположному решению относительно того, что он слышал; но когда он видит, - сколько бы вопросов ни задавали ему, он ответит: я сам видел это, и т.е., что это истинность, связанная с глубиной души, что там нет места для вопросов.
Вопросы и объяснения имеют значение только во внешних силах души, и поэтому, в таком вопросе, вся истинность которого только посредством слышания, которое достигает только внешних сил души, возможно сказать, что посредством вопроса будет ослабление в этом, и посредством объяснения вернется это к своей прежней силе; но видение, которое достигает пнимиюс – внутренних сил души, - там нет места для вопросов и т.д.; вопрос не ослабляет, и объяснение не добавляет ничего.
И это есть "Смотри, Я даю перед вами сегодня брохо уклоло" – что служение в двух направлениях "уйди от зла" и "делай добро" должно быть способом видения ("рээй"), которое связано с глубиной души ("лифнейхем").
И сила на это берется от Дарования Торы – ибо Дарование Торы было таким образом, что "глаза наши видели, и не иной" (как говорит Рамбам), и т.е, что вера в Тору она не со стороны знака и знамения, но это такой аспект, в котором все сыны Израиля (все души, которые были во время Дарования Торы) видели сами, и посредством этого идея Торы и заповедей истинна для всех сынов Израиля в глубине их душ.
Внутри "лежит" у каждого из Израиля, что куда бы ни шел царь, должен также он идти за ним. И эта глубина души есть у всех сынов Израиля. Но нужно пробудить эту глубину, и это есть работа месяца элул – "бакшу поной" – просить и искать пнимиюс, и эта работа – это подготовка, чтобы этот аспект светил в Рош аШоно в раскрытии, и из этого притягивается также на весь год, чтобы исполнение Торы и заповедей не было как "привычка", и также не как служение, ограниченное пониманием и постижением, но со стороны глубины души.
И это есть также сосуд для притяжения шоно тойво умсуко во всем, что требуется, в материальности и в духовности.
***
Вов
Маамар "Рээй онойхи нойсейн лифнейхем…"
***
Заин
По поводу идеи "Рээй онойхи…", говорится языком "нойсен", - что "кол анойсен беаин йофо гу нойсен[30]", и т.е., что дают все аспекты.
И более подробно:
В самом аспекте зрения есть два уровня: (1) зрение посредством глаза; (2) видение со стороны сущности, которое не посредством глаза, как сказано "им йойцер аин галой йабит[31]", что это значит, что Он сам может видеть не посредством глаза.
И это есть "рээй онойхи нойсен", - что Вс-вышний дает сынам Израиля также самый высокий аспект в видении.
Хес
И идея в этом:
Объяснялось выше (п. 5) достоинство видения в общем (включая также видение посредством глаз) относительно слышания, что посредством видения достигается постижение истинности наиболее сильным образом.
И поэтому также "свидетель не становится судьей", и из объяснений на это – поскольку судья должен смотреть на обсуждаемый вопрос с двух уравновешенных точек зрения – оправдания и обвинения, и поскольку он сам видел это, "он не сможет найти ему оправдания".
Т.е.: когда судья слышит от свидетелей, то несмотря на то, что истинность посредством свидетельства выше чем истинность посредством постижения, ибо постижение подобно слышанию, а свидетельство это "гзейрас а-косув[32]", которое выше разума, тем не менее, все время, что он сам не видел это, он может все еще найти ему оправдание; но когда он сам видел это, "не сможет найти ему оправдания".
И следовательно, истинность посредством видения выше не только постижения (слышание), но также принятия свидетельства.
И тем не менее, в самом видении есть две ступени:
1) видение посредством посредника – посредник в виде материального глаза, в который одевается койах реио[33], одно из пяти чувств, что посредством этого это воспринимается в мозгу; или духовный посредник – что это есть аспект видения в хохмо, и в обоих случаях, поскольку это видение оно с помощью посредника, это не затрагивает пнимиюс а-нефеш действительно.
2) "галой йабит" – сам, не с помощью посредников, что это есть видение со стороны сущности и глубины души.
Правило "свидетель не становится судьей" действует только в диней нефошос[34], но в диней момойнос[35] – "свидетель становится судьей".
И из этого ясно, что также видение глаза ("свидетель") это не аспект, который затрагивает глубину его души действительно – ибо в вещах, которые затрагивают его самого или его родственника, он не годится быть судьей, поскольку это затрагивает глубину его души действительно, и поскольку в имущественных делах он может становиться судьей, несмотря на то, что он видел это своими глазами, необходимо сказать, что видение вещи не затрагивает глубину души действительно (и только видение в аспекте "галой йабит", не с помощью посредника, это аспект, который затрагивает глубину его души действительно).
И это есть "рээй онойхи нойсен" – ибо поскольку "каждый, кто дает (дар), дарит щедро", дана сынам Израиля также вторая ступень в видении, и смысл этого в служении Вс-вышнему – что исполнение заповедей должно быть не как "привычка", и не только как постижение разума, и даже не как видение, когда видят чужую вещь, но таким образом, как видение, когда оно затрагивает глубину его души действительно.
Тес
И сила на это она от Дарования Торы:
Когда Вс-вышний сказал "Онойхи Гавайе Элойкехо", то поскольку речь Вс-вышнего считается как действие, то также сделалось у сынов Израиля – что "Онойхи" стало "Гавайе Элойкехо", твоя сила и твоя жизнь, т.е., что сила и жизнь каждого из Израиля – это "Онойхи".
И поэтому, понятно, что Тора и заповеди это не так, как видят постороннюю вещь (первый уровень в видении), но как вещь, которая близка к нему, и не только близка к нему, но это он сам, как объясняется в Тании, что душа каждого еврея это "часть Б-га Свыше действительно".
И это есть истинный смысл слов "Рээй онойхи нойсен лифнейхем", - "лифнейхем" – это пнимиюс дэпнимиюс души, который притягивается и приходит от аспекта "Онойхи".
*
[1] "Я (принадлежу) возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне" (Шир гаШирим 6, 3)
[2] первые буквы этой фразы составляют слово "элул"
[3] праздник
[4] наиболее достойные
[5] то, на что приводится пример
[6] "будничные дела"
[7] "по красоте человека, – чтобы сидеть дома" (Йешайа 44, 13)
[8] "Город Б-га нашего" (Тегилим 48, 2)
[9] "Эйсов… человек поля" (Тойлдойс 25, 27)
[10] "Во всех путях твоих познавай (волю) Его" (Мишлей 3, 6)
[11] "сегодня – первый день субботы"
[12] Храм
[13] внутренняя точка души
[14] "Вс-вышний – свет мой" (Тегилим 27, 1)
[15] "ищите лица Моего" (там же)
[16] глубина души
[17] "лица Твоего, Вс-вышний, буду искать" (Тегилим 27, 8)
[18] завершающая молитва Йом Кипура
[19] "одного тельца, одного овна" (Пинхас 29, 36)
[20] "Израиль и Вс-вышний только"
[21] "Будут они (принадлежать) тебе одному, а не чужим (вместе) с тобою" (Мишлей 5, 17)
[22] "Смотри, Я даю перед вами" (Рээй 11, 26)
[23] "благословение и проклятие" (там же)
[24] "уйди от зла и делай добро" (Тегилим 34, 15)
[25] привычка
[26] в соответствии с пониманием и постижением
[27] Сущность Его, благословен Он
[28] связь
[29] человек из Израиля
[30] "каждый дарующий, дарит щедро"
[31] "Творящий глаз, разве не увидит"
[32] постановление Торы
[33] сила зрения
[34] дела, связанные с жизнью человека
[35] имущественные дела