Тойрас Менахем т. 20 стр. 160
Идея распространения источников хасидизма наружу должна быть также способом ноам[1]. И одно из условий для этого – не ждать, пока придут к нему, но идти самому к другому.
И поэтому, один из способов в распространении источников хасидизма наружу, который ввел в употребление Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, день рождения и день освобождения которого мы отмечаем, это – что каждый и каждый год, в летние месяцы, ученики ешив, бохрим и молодые люди, отправляются в поездку и посещают различные города, чтобы распространять там учение хасидизма.
Однако, поскольку во время этих поездок в "полевые города" переезжают из города в город и от одного места к другому, т.е., что задерживаются в одном месте лишь на короткое время, поэтому действие распространения источников хасидизма оно не в такой степени в гисйашвус[2].
Еще один способ в распространении источников – и это то, что едут молодые люди в полевые города, чтобы поселиться там постоянно, что посредством этого есть у них возможность распространять там источники способом гисйашвус, посредством того, что основать там ешиву и т.д.
Однако, поскольку они находятся на одном месте в течение относительно длительного времени, - то возможно, что они забудут о цели, ради чего они пришли туда, и подумают, что они – жители этого места. Или подумают, поскольку я нахожусь в этом месте долгое время, и я уже распространил там майонос[3], то это место это уже не хуцо, и само собой, я уже не должен больше стараться прикладывать такие большие усилия в распространении майонос, ибо я уже исполнил свою обязанность.
Но они должны знать, что обязанность (и заслуга) распространения источников, это вплоть до того, что будут все аспекты таким же образом, как это в том месте, где находится источник, - как в Любавич. До тех пор это место все еще считается "хуцо", и нужно распространять там майонос.
Также следует помнить, что они не так, как остальные жители этого места. Они – посланники Ребе, чтобы распространить там майонос. И они также как те, кто едут в летние месяцы из города в город, но только, чтобы исполниьт намерение их шлихус, они остаются в одном месте на долгое время, но в общем – они едут.
И подобно тому, как мы находим в 42 переходах[4], что также те переходы, в которых Исроэл оставались на одном месте в течение длительного времени, и даже тот переход, когда они оставались на одном месте столько же времени, как все остальные переходы, вместе взятые, также это входит в число "переходов", как сказано "вайахану вайсоу[5]".
И причина этого, поскольку все время, пока не достигли цели, "населенной земли", "место жительства" Высшего человека[6], они все еще "путешественники", но только, что со стороны какого-либо намерения, они должны задержаться в этой поездке большее время, чем в других поездках.
И это то, что сказано про масоойс, "вааройн брис Гавайе нойсеа лифнейhем… лосур лоhем менухо": вместе с тем, что идут от масо к масо, что каждый следующий переход это более высокий аспект, чем предыдущий, тем не менее, это не есть конечная цель. Внутреннее намерение – это лосур логем менухо, войти в Эрец Исроэл, "Эл hаменухо веэл hанахало". И это есть "вааройн брис Гавайе нойсеа лифнейhем" – к их пнимиюс, и намерение – лосур ло рем менухо, ибо пнимиюс hа-лейв шом hу а-мнухо".
И подобно этому в нашем вопросе – несмотря на это, что достигли многого в распространении майонос в течение времени, когда они находились в "полевых городах", должны помнить, что все еще – не это цель. Цель – основать ешиву как в Любавич, и чтобы были все аспекты этого места как в Любавич – место, где находится источник.
И хотя порядок работы таков, что невозможно сразу достичь цели, но должны идти от перехода к переходу, и от ступени к ступени, тем не менее, также в начале работы должны помнить внутри себя цель и намерение, и объяснять это также своим ученикам, объясняя им:
Только временно мы не даем перед вами всего, поскольку вы все еще не способны это воспринять, но наша цель – повести вас от масо к масо, пока мы не достигнем "эрец нойшовес", живой воды, как это в их источнике.
***
В молитве Минха начинают читать главу Матойс, - что ее начало - это глава недорим[7].
По поводу недорим - есть различие между hафорас ов[8] и hаторас хохом[9], что отец разрывает только отсюда и далее, а хохом - вырывает недер с корнем даже в прошлом, что считается как будто бы вообще никогда не было недер, и не остается никакого следа совершенно.
И следствие из этого в законе (нафка мина ледино) - как мы находим, что тот, кто освящает жену с условием, что нет на ней мумин[10], и были на ней мумин, и пошла к врачу и вылечил их, не считается мекудешес[11], но если он мекадеш жену с условием, что нет на ней недорим, и были на ней недорим, и пошла к мудрецу и разрешил ей, мекудешес, поскольку "мудрец вырывает недер изначально, а врач излечивает только отсюда и далее",
И идея этого в служении - это различие между тшуво из страха и тшуво из любви, что тшува из страха она таким образом, что "эрпо мшувосейхем[12]", "т.е. отсюда и далее, как баал мум, который вылечился, что часть его имени на нем", но тшува из любви она таким образом, что "искореняется его грех с самого начала", как будто бы он не грешил совершенно, и т.е., поскольку "здойнос[13] сделались ему как зхийойс[14]".
И в отношении нашего вопроса:
Нужно знать, что должна быть работа тшуво из любви. Нужно изменить маhус[15], и само собой, не остается следа от предыдущего состояния, поскольку весь его маhус становится другой маhус.
Йуд
И более подробно:
Поскольку "hинни нойсен лой эс бриси шолом[16]", и постоянно есть подъемы, и когда поднимаются на более возвышенную ступень, то также те вещи, которые не мешали до сих пор, начинают мешать относительно более высокой ступени, и как известно, что когда нужно подняться в более высокий мир, тогда судят душу еще раз (как известно история про это) – то, поскольку требуется убрать и устранить иньоним мевалбелим[17], лучше, чтобы была тшува из любви.
И как рассказывал Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур от имени одного из хасидов, который сказал, что он хочет, чтобы было хорошо, а не чтобы он был прав, для того, чтобы "сэкономить" необходимость предстать перед судом.
И подобно этому в нашем вопросе – когда остается след от греха (поскольку тшува только из страха), то даже если он выходит оправданным в суде, но пока что жаль даже того малого времени, которое тратится на то, чтобы предстать перед судом, и ведь Свыше очень дорого каждое мгновение, и в отличие от этого, в тшуво из любви не остается никакого следа {от греха} совершенно.
[1] Путями приятными
[2] стабильность, устойчивость
[3] источники (хасидизма)
[4] Израиля по пустыне (прим. переводчика)
[5] "И стали лагерем… и пошли в путь"
[6] Сфирот мира Ацилус
[7] обеты
[8] Отец, отменяющий (букв. "разрывающий") обет дочери
[9] мудрец, "развязывающий" обет
[10] увечья
[11] освященной (мужу)
[12] "Исцелю (их от) отступничества их" (Ошеа 14, 5)
[13] намеренные грехи
[14] заслуги
[15] сущность
[16] "Вот Я даю ему Мой завет, (завет) мира" (Пинхас 25, 12)
[17] мешающие, отвлекающие аспекты