Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беседа Шабос паршас Пинхас 5717

Тойрас Менахем т. 20 стр. 160

Идея распространения источников хасидизма наружу должна быть также способом ноам[1]. И одно из условий для этого – не ждать, пока придут к нему, но идти самому к другому.

И поэтому, один из способов в распространении источников хасидизма наружу, который ввел в употребление Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, день рождения и день освобождения которого мы отмечаем, это – что каждый и каждый год, в летние месяцы, ученики ешив, бохрим и молодые люди, отправляются в поездку и посещают различные города, чтобы распространять там учение хасидизма.

Однако, поскольку во время этих поездок в «полевые города» переезжают из города в город и от одного места к другому, т.е., что задерживаются в одном месте лишь на короткое время, поэтому действие распространения источников хасидизма оно не в такой степени в гисйашвус[2].

Еще один способ в распространении источников – и это то, что едут молодые люди в полевые города, чтобы поселиться там постоянно, что посредством этого есть у них возможность распространять там источники способом гисйашвус, посредством того, что основать там ешиву и т.д.

Однако, поскольку они находятся на одном месте в течение относительно длительного времени, — то возможно, что они забудут о цели, ради чего они пришли туда, и подумают, что они – жители этого места. Или подумают, поскольку я нахожусь в этом месте долгое время, и я уже распространил там майонос[3], то это место это уже не хуцо, и само собой, я уже не должен больше стараться прикладывать такие большие усилия в распространении майонос, ибо я уже исполнил свою обязанность.

Но они должны знать, что обязанность (и заслуга) распространения источников, это вплоть до того, что будут все аспекты таким же образом, как это в том месте, где находится источник, — как в Любавич. До тех пор это место все еще считается «хуцо», и нужно распространять там майонос.

Также следует помнить, что они не так, как остальные жители этого места. Они – посланники Ребе, чтобы распространить там майонос. И они также как те, кто едут в летние месяцы из города в город, но только, чтобы исполниьт намерение их шлихус, они остаются в одном месте на долгое время, но в общем – они едут.

И подобно тому, как мы находим в 42 переходах[4], что также те переходы, в которых Исроэл оставались на одном месте в течение длительного времени, и даже тот переход, когда они оставались на одном месте столько же времени, как все остальные переходы, вместе взятые, также это входит в число «переходов», как сказано «вайахану вайсоу[5]«.

И причина этого, поскольку все время, пока не достигли цели, «населенной земли», «место жительства» Высшего человека[6], они все еще «путешественники», но только, что со стороны какого-либо намерения, они должны задержаться в этой поездке большее время, чем в других поездках.

И это то, что сказано про масоойс, «вааройн брис Гавайе нойсеа лифнейhем… лосур лоhем менухо»: вместе с тем, что идут от масо к масо, что каждый следующий переход это более высокий аспект, чем предыдущий, тем не менее, это не есть конечная цель. Внутреннее намерение – это лосур логем менухо, войти в Эрец Исроэл, «Эл hаменухо веэл hанахало». И это есть «вааройн брис Гавайе нойсеа лифнейhем» – к их пнимиюс, и намерение – лосур ло рем менухо, ибо пнимиюс hа-лейв шом hу а-мнухо».

И подобно этому в нашем вопросе – несмотря на это, что достигли многого в распространении майонос в течение времени, когда они находились в «полевых городах», должны помнить, что все еще – не это цель. Цель – основать ешиву как в Любавич, и чтобы были все аспекты этого места как в Любавич – место, где находится источник.

И хотя порядок работы таков, что невозможно сразу достичь цели, но должны идти от перехода к переходу, и от ступени к ступени, тем не менее, также в начале работы должны помнить внутри себя цель и намерение, и объяснять это также своим ученикам, объясняя им:

Только временно мы не даем перед вами всего, поскольку вы все еще не способны это воспринять, но наша цель – повести вас от масо к масо, пока мы не достигнем «эрец нойшовес», живой воды, как это в их источнике.

***

В молитве Минха начинают читать главу Матойс, — что ее начало — это глава недорим[7].

По поводу недорим — есть различие между hафорас ов[8] и hаторас хохом[9], что отец разрывает только отсюда и далее, а хохом — вырывает недер с корнем даже в прошлом, что считается как будто бы вообще никогда не было недер, и не остается никакого следа совершенно.

И следствие из этого в законе (нафка мина ледино) — как мы находим, что тот, кто освящает жену с условием, что нет на ней мумин[10], и были на ней мумин, и пошла к врачу и вылечил их, не считается мекудешес[11], но если он мекадеш жену с условием, что нет на ней недорим, и были на ней недорим, и пошла к мудрецу и разрешил ей, мекудешес, поскольку «мудрец вырывает недер изначально, а врач излечивает только отсюда и далее»,

И идея этого в служении — это различие между тшуво из страха и тшуво из любви, что тшува из страха она таким образом, что «эрпо мшувосейхем[12]«, «т.е. отсюда и далее, как баал мум, который вылечился, что часть его имени на нем», но тшува из любви она таким образом, что «искореняется его грех с самого начала», как будто бы он не грешил совершенно, и т.е., поскольку «здойнос[13] сделались ему как зхийойс[14]«.

И в отношении нашего вопроса:

Нужно знать, что должна быть работа тшуво из любви. Нужно изменить маhус[15], и само собой, не остается следа от предыдущего состояния, поскольку весь его маhус становится другой маhус.

Йуд

И более подробно:

Поскольку «hинни нойсен лой эс бриси шолом[16]«, и постоянно есть подъемы, и когда поднимаются на более возвышенную ступень, то также те вещи, которые не мешали до сих пор, начинают мешать относительно более высокой ступени, и как известно, что когда нужно подняться в более высокий мир, тогда судят душу еще раз (как известно история про это) – то, поскольку требуется убрать и устранить иньоним мевалбелим[17], лучше, чтобы была тшува из любви.

И как рассказывал Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур от имени одного из хасидов, который сказал, что он хочет, чтобы было хорошо, а не чтобы он был прав, для того, чтобы «сэкономить» необходимость предстать перед судом.

И подобно этому в нашем вопросе – когда остается след от греха (поскольку тшува только из страха), то даже если он выходит оправданным в суде, но пока что жаль даже того малого времени, которое тратится на то, чтобы предстать перед судом, и ведь Свыше очень дорого каждое мгновение, и в отличие от этого, в тшуво из любви не остается никакого следа {от греха} совершенно.

[1] Путями приятными

[2] стабильность, устойчивость

[3] источники (хасидизма)

[4] Израиля по пустыне (прим. переводчика)

[5] «И стали лагерем… и пошли в путь»

[6] Сфирот мира Ацилус

[7] обеты

[8] Отец, отменяющий (букв. «разрывающий») обет дочери

[9] мудрец, «развязывающий» обет

[10] увечья

[11] освященной (мужу)

[12] «Исцелю (их от) отступничества их» (Ошеа 14, 5)

[13] намеренные грехи

[14] заслуги

[15] сущность

[16] «Вот Я даю ему Мой завет, (завет) мира» (Пинхас 25, 12)

[17] мешающие, отвлекающие аспекты