Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Симхас бейс шоейво 5717

Тойрас Менахем ч. 18 стр 62

Ламед вов

В порядке ведения войны есть два подхода:

алеф) все время, что враг не нападает, не делают против него ничего, и только когда враг начинает нападать на город и его жителей, тогда воюют против него, чтобы защитить город, и это есть оборонительная война

бейс) не ждут, пока враг начнет нападение, но начинают раньше и ведут войну с врагом, и это есть наступательная война — милхемес тнуфо.

И есть два преимущества у наступательной войны перед оборонительной:

алеф) Во всяком положении есть сильная сторона и слабая сторона. Когда враг начинает войну, он выбирает у себя сильную сторону, а у своего противника — слабую сторону, «кол анехешолим ахарехо[1]«, и там он готовит нападение и ведет войну, после того, как выбирает для себя наиболее удобное время. Однако, в наступательной войне, можно выбрать у себя самого сильную сторону, а у врага — слабую сторону.

бейс) во всякой войне, даже если побеждают в ней, все же разрушают и теряют что то, поскольку мисъабейк им аменувол миснавейл кмойсой[2]. Война — связана с разрушением, по крайней мере немного и в одном месте. И в особенности, что в чрезвычайной ситуации невозможно управлять государством, как во время мира. Однако, когда идут на наступательную войну, тогда можно изначально организовать наилучшим образом управление страной, таким образом, что война не будет мешать управлению страной совершенно, и чрезвычайная ситуация связанная с войной, будет на территории противника.

Ламед заин

И как все эти слова и как вся эта картина, также это в войне йецер тойв с йецер горо, и в войне боящихся Б-га — путями приятными и путями Торы, — с теми, кто не соблюдает заповеди на сегодняшний день, — что есть в этом два способа и пути: оборонительная война и наступательная война.

Оборонительная война это — когда нерелигиозные идут, чтобы поймать души для своего лагеря, тогда собираются и держат совет как противостоять им. Наступательная война — это — не ждут, пока они начнут войну, но наоборот, идут в их лагерь и освещают там светом Торы и заповеди, и ловят у них души, чтобы приблизить их к их небесному Отцу.

И также как в материальной войне есть преимущество в наступательной войне перед оборонительной, как в победе в войне, так и во время самой войны, — также это в духовной войне, что превосходство в наступательной войне это в двух этих вещах:

алеф) когда враг начинает войну, есть такие, которые не ведут себя как обычно, и разрешают себе какие то легкие вещи; их объяснение — что если они будут идти по всей строгости закона, то тогда другая сторона не сможет согласиться, но если немного отступить, во второстепенных вещах, тогда могут выиграть и победить в главном.

И эта идея выражается в том, что начинают делать «пшоройс» в законах Шулхан Оруха, и находят «оправдания» и «гейтерим» — что этот вопрос это только устрожение мудрецов, а этот вопрос — это только запрет мудрецов, и само собой, со стороны «тикун гоойлом» и из за «пикуах нефеш» нужно отказаться от этого временно, и так идут от одной пшоро к другой, и к третьей. и теряют позицию и место одно за другим.

В отличие от этого, в наступательной войне, которая ведется на территории врага, т.е., что не удовлетворяются тем, что ведут себя оп законам Торы и заповедей в кругу соблюдающих Тору и заповеди, но действуют, чтобы добавить, увеличить, расширить и углубить круг соблюдающих Тору и заповеди, — тогда не теряют ничего, но наоборот, добавляется в вопросах Торы и заповедей.

Ламед хес

И вот, за наши многие грехи, до сих пор был порядок, что боящиеся Б-га оставались на своем месте и занимались своими делами, а когда противоположная сторона выходила с не-желательным аспектом, тогда созывали «Emergency meeting», и собирались все вместе, и каждый предлагал свое соображение, — и обязательно по принципу «ипхо мистабро[3]«…

И пока что — теряли людей, поколение, еще поколение, и еще поколение, и также теряли позиции, одну позицию за другой, так что образовалось такое положение, что есть такие вещи, что в предыдущих поколениях никто не мог подумать, что такие вещи могут быть в границах Израиля, у еврея, который называется шоймер Тойро умицвойс[4] полностью, а в наши дни, не только, что он называется шоймер Тойро умицвойс полностью, но он еще называется «цадик»!…

И это неудивительно: когда задумываются об испытаниях, которые приходится выдерживать в наши дни — то «лефум цааро агро[5]«, что эти испытания они гораздо больше, чем испытания, которые были в предыдущих поколениях на меньше вещи или на подобные вещи.

И поэтому, видно практически, что когда идут по принципу оборонительной войны, сидеть на своем месте и ждать, пока другой стороне придет в голову новая идея, и тогда искать совета, как противодействовать этому — то, во первых, никогда не удавалось отразить нападение полностью, но иногда теряли что-то, и не только, но были случаи и ситуации, что в них не побеждали вообще. И еще — что десятки тысяч из Израиля остались в левой стороне, поскольку не занимались наступательной войной, но находились в обороне, и в самом этом — только в последние полчаса, когда враг ведет наступление.

Ламед тес

Однако, поскольку мы находимся во время переворотов («революций») со стороны леумас зэ, — несомненно, что можно использовать это для святости.

И сначала:

Есть выражение Алтер Ребе, автора Тании и Шулхан Оруха, что все упреки и проклятия в Торе — это аспекты благословений, но только, что эти вещи сказаны языком сокрытия, чтобы не поняли («м’зол нит хапн») величие благословения в них.

И вот, один из признаков дней Мошиаха — что по-простому это есть аспект тойхехо[6], — это «неорим пней зкейним йалбину… бас комо баимо, кало бахамойсо[7]«.

Простой смысл в этом — что молодежь не будет слушаться стариков, и будут поступать противоположно указаниям стариков, что это есть не-желательная вещь.

Однако, поскольку известно, что скрыт в этом также аспект благословения. — то безусловно, что можно использовать такое поведение для аспектов святости. И поскольку это сказано языком сокрытия, ясно, что это есть удивительное поведение (анhого муфлоо), что могут иметь в ней успех гораздо больше, чем успех в поведении, которое было до сих пор.

И в отношении нашего вопроса:

Несмотря на поведение наших отцов и отцов отцов наших, что большая их часть не занимались наступательной войной, но ограничивались тем, что они сами учили Тору и молились и исполняли заповеди, и требовали это от членов своих семей, и когда случалось несчастье, рахмоно лицлан[8], и сын уходит по не-хорошему пути, тогда искали способа как бороться с этим —

должна быть поведение в наши дни таким образом, что «неорим пней зкейним йалбину» — что молодежь силой примут на себя вести себя противоположным образом:

В отношении тех действий, которые должен каждый делать в отношении самого себя и членов своей семьи — никто не спорит с этим; но, для того чтобы иметь в этом успех, и еще (поскольку этого недостаточно), для того, чтобы «исправить мир в царстве Вс-вышнего» — нужно выйти на наступательную войну; нужно войти на территорию противоположной стороны, заниматься их молодежью, с малыми и с взрослыми, и осветить их «нейр мицво веТойро ойр[9]» снова и снова.

И не нужно пугаться того, если в первый раз не имеют успеха,

— и не нужно удивляться этому: как же он может иметь успех, когда он знает све положение и состояние, что он не хороший солдат, и нет у него в руках хорошего оружия, поскольку внутри него есть дурное начало, которое не позволяет ему вести войну со всей энергией —

но, совет на это — не отступать назад, но наоборот — идти с еще большей самоотверженностью и с еще большей силой и энергией,

и тогда, даже считанные люди с плохим вооружением,  могут сделать гораздо больше, чем множество людей с хорошим оружием, если у них нет необходимой энергии и самоотверженности.

Мем

И это есть также ответ в отношении общей идеи времени иквесо димшихо[10]:

когда видят все признаки, которые сказаны в отношении иквесо димшихо, «малхус тегофейх леминус[11]… пней гадойр кифнепй гакелев[12]» — может еврей спросить: поскольку в предыдущих поколениях были евреи, у которых были более высокие души, и тем не менее, в конечном счете, пришло положение и состояние, в котором мы находимся сейчас, — как можно требовать от нас, чтобы не только, что ситуация не станет еще хуже, но наоборот, _чтобы мы исправили_ положение, вернуть в тшуве всех, вплоть до того, что «йеосу кулом агудо ахас лаасойс рцойнхо[13]«?!

и ответ на это — что есть проверенный и опробованный способ — «неорим пней зкейним йалбину»:

молодежь должна подействовать на стариков, чтобы они были более религиозными («фример»), чем они были до сих пор; не следует считаться с подходом, который был до сих пор, быть закрытыми в своих четырех локтях и оборонять их, оборонительная война, но нужно сменить подход и перейти в наступление.

И тогда будут два достоинства — (алеф) быть уверенными в своих рядах, что они останутся целыми (бейс) преуспеть в войне, и те, поскольку мы «Цивойс Гавайе[14]«, и выходим воевать «милхемойс Гавайе[15]«, «лосейс эс никмас Гашем[16]» в противоположной стороне, путями приятными и путями Торы, то безусловно, что в конечном счете мы победим.

Мем алеф

И еще одна деталь в способе ведения войны:

Также как в материальной войне, один из способов войны — это войти среди рядов противника и сделать там переворот, чтобы также люди, находящиеся в тылу, воевали бы против врага, — также это в духовной войне.

И сначала — что каждый еврей в глубине своей души не хочет и не может быть оторванным от Б-жественности, как говорит Алтер Ребе на посук «Шма Исроэл Гашем Элойкейну Гашем эход». И поэтому, когда пробуждают у еврея точку еврейства, тогда эта точка еврейства будет воевать изнутри, а мы будем воевать снаружи, и обе они вместе уничтожат врага посередине и принесут победу в войне.

Мем бейс

И это работа молодежи вообще, и Цеирей Агудас Хабад в частности:

не нам делать подсчеты, сколько солдат есть у нас, и сколько солдат у другой стороны, ибо «гацоир йигйе лоэлеф[17]«, и тем более, что также среди рядов самого врага в глубине своей души он на нашей стороне.

И поэтому мы должны идти в наступление с энергией и самоотверженностью, и тогда безусловно, будет победа, «дидан ноцах[18]«, т.е., что «эсрог» и «лулов», присоединят к ним «годос» и «арово», и все они вместе будут качаться на четыре направления ветра и вверх и вниз, для того чтобы притянуть во все шесть направлений «нейр мицво веТойро ойр», и моойр[19] в Торе — это учение хасидизма.

[Квойд Кдушас Адмур Шлита поинтересовался, все ли ученики тмимим сказали «лехаим», после этого начал петь нигун симхо].



[1] «всех ослабевших позади тебя» (Ки сейцей 25, 18)

[2] «тот, кто борется с грязным, сам пачкается подобно ему»

[3] «наборот»

[4] соблюдающий Тору и заповеди

[5] «по тяжести – награда»

[6] «упрек»

[7] «молодые будут позорить стариков, дочь встанет против своей матери, невестка против своей тещи»

[8] не дай Б-г

[9] «свеча – заповедь, и Тора – свет»

[10] Пятки Мошиаха

[11] «Царство перевернется к безБ-жию»

[12] «Лицо поколения как морда пса»

[13] «Станут все они единым союзом, чтобы исполнять волю Твою»

[14] «Армия Вс-вышнего»

[15] «Войны Вс-вышнего»

[16] «Дать месть Вс-вышнего»

[17] «самый молодой станет тысячей»

[18] «наша взяла»

[19] Источник света