Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Суббота Берейшис 5717 г. (Гисваадус 2)

Гисваадус бейс, продолжение Симхас Тойро

Тойрас Менахем т. 18 стр. 122

Беседа 1

Алеф

В гисваадус Симхас Тойро 5697 (о котором уже говорилось сегодня) сказал Квойд кдушас Мойри вехами Адмур[1] одному из молодых людей:

Ешива — должна быть, и нужно приложить все усилия для этого, и с мсирус нефеш[2]. Потому что, тмимим[3] — это сыновья Ребе, и поэтому должен быть в них мсирус нефеш, чтобы исполнить намерение Ребе.

И какой вид мсирус нефеш — не мсирус нефеш раби Акивы, который искал мсирус нефеш, как он сказал «когда придет в руку мою и я исполню ее», но мсирус нефеш Авраама овину[4], который не искал мсирус нефеш; его дело быть исполнять волю Вс-вышнего, но, когда была необходимость в мсирус нефеш, прыгнуть в огненную печь, он был готов также на это, но не это было его основной идеей. И это то, что требуют от тмимим, — мсирус нефеш Авраама овину.

Но что — вопрос, что же будет в отношении парносо? На это есть выражение хасидим, что это как пример «козы», которой не нужно беспокоиться совершенно, поскольку она знает, что у нее есть хозяин, который обязан дать ей ее потребности, и если сломается тарелка, из которой она кушает, то хозяин должен купить для нее другую тарелку и т.д.

До сих пор содержание слов Ребе в Симхас Тойро 5697 г., что он сказал одному из молодых людей.

Бейс

И сначала: из общего содержания разговора ясно, что молодой человек, к которому говорил Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур эти слова, была у него ешива в его городе. И тогда непонятно: что значит «ешива, должна быть» — в то время как уже существует ешива? Ведь намерение Ребе не было просто сказать ему «йайшер койах[5]» за то, что существует ешива, но он сказал эти слова в качестве практического указания к действию, «ешива — должна быть», и какое же есть указание в этом?

Но отсюда ясно, что возможно такое положение, что есть ешива в каком-то месте, и, тем не менее, это таким образом, что отсутствует все существование ешивы, и нужно указывать, что должна быть ешива.

Это и еще:

Ведь этот молодой человек находится на месте, и безусловно, он знает положение ешивы как оно есть. И, если так, для чего нужно говорить ему это?

Но отсюда ясно, что возможна такая ситуация. то несмотря на большой недостаток, вплоть до того, что отсутствует все существование «ешивы», тем не менее, поскольку «ал кол пшоим техасе агаво[6]«, любовь к самому себе, он не ощущает этого совершенно, и есть необходимость рассказать ему, что положение таково, что нужно начать создавать ешиву… И когда рассказывают ему это, тогда он начинает оглядываться вокруг себя и задумываться, в чем есть нехватка, и отдает себя на то, чтобы создать ешиву.

Гимел

И все еще задается вопрос: для того, чтобы создать ешиву, ешиву, достойную своего имени, — ведь это связано со многими трудностями? И на это продолжает Квойд Кдушас мойри вехами Адмур, «что требуется приложить все силы для этого, и с мсирус нефеш», и, когда будет мсирус нефеш, тогда устранятся все трудности.

И все еще задается вопрос: откуда вдруг он возьмет мсирус нефеш в обычный будний день? — Понятно, в Рош аШоно и Йом Кипурим, и в особенности, в молитве неило, тогда весь Исроэл находится в мсирус нефеш; но требовать мсирус нефеш в обычный будний день — как он может пробудить в себе мсирус нефеш в обычный будний день?

На это продолжает Ребе и объясняет, что «тмимим — сыновья Ребе, и поэтому у них должен быть мсирус нефеш на то, чтобы исполнять намерение Ребе».

Т.е. — это не со стороны их самих и не со стороны их собственных сил, но, поскольку он «томим», он занимается работой Ребе, чтобы создать ешиву, — то со стороны койах амешалеах[7] он может также в обычный будний день пробудить у себя силу мсирус нефеш, чтобы быть полностью преданным и отданным на свой шлихус. И когда это будет нойгеа лой[8], и у него будет мсирус нефеш на это, тогда он выстоит во всех трудностях.

И все еще задается вопрос — поскольку требуется сделать упорядоченную вещь, что для этого требуется таам ведаас[9] и койхойс пнимиим[10], — как он может делать свою работу в мсирус нефеш, т.е., находиться в движении битуль мциюс[11], потерять собственное существование совершенно, и отдать себя полностью на работу шлихус, для того, чтобы исполнить намерение мешалеах, в то время, что для этой работы необходимо использовать собственное понимание и разум?

На это продолжает Ребе и объясняет: «И какой тип мсирус нефеш — мсирус нефеш Авраама овину, который не искал мсирус нефеш; его задача была исполнить волю Вс-вынего; но, когда была необходимость в мсирус нефеш, чтобы прыгнуть в огненную печь, он был готов также на это, но не это была его задача».

Т.е.: не требуют от него, чтобы он постоянно находится в движении мсирус нефеш, движения выхода из понимания и постижения, — ибо такое движение это действительно, мешает работе; но требует от него, чтобы он был полностью предан и отдан работе, которую возложили на него, и это будет не только в его раскрытых силах, но вплоть до сущности его души и веад бихлал[12].

И тогда, мсирус нефеш не противоречит работе, которая должна делаться с пониманием и постижением, и наоборот: именно со стороны того, что он предан и отдан этому делу всей сущностью своей души, то каждая сила, требующаяся для этой работы, будет делать свое действие со всеми своими возможностями.

И когда он занимается этим делом в мсирус нефеш, что тогда действуют все его силы способом бли гвул[13], — тогда он также различит своим разумом все недостатки, которые были до сих пор, также такие, которые при поверхностном взгляде, он не различал их до сих пор, и увидит также способы их исправления. и со стороны мсирус нефеш — преодолеет все трудности и все препятствия.

Далет

И когда действуют таким образом — обещает Ребе в продолжение своей беседы, что «коза» не должна ни о чем беспокоиться, поскольку она знает, что у нее есть хозяин, который обязан дать ей все ее потребности.

И т.е., что когда он полностью предан и отдан к Ребе, и нет у него собственного существования, все его существование — это только «коза Ребе» («дэм Ребен’с а циг») — тогда он как «коза», что хозяин обязан дать ей все ее потребности.

И поскольку у «баал абаис» нет никаких трудностей, и он уверен в своей парносо[14], — «коза» уверена еще больше, поскольку «запрещено человеку чтобы он попробовал что-то, пока не даст корм своим животным», и еще, что Ребе даст ему в соответствии с его силами (силами Ребе), которые бли гвул, как в отношении исполнения его шлихус, так и в отношении его частных дел.

И когда хотят удостоиться успеха, как это со стороны сил Ребе, — то единственный путь к этому — мсирус нефеш, ибо, когда его действие оно в соответствии с его силами, с его возможностями, его желанием и его пониманием, тогда он не может требовать от Ребе: дай мне по твоим силам; но, когда его работа в мсирус нефеш — тогда он в аспекте «эз[15]«, что все ее потребности лежат на хозяине.

Гей

Общая идея всего вышесказанного:

Каждый и каждый должен отдать себя на дела Ребе — ешива и т.д., и даже такой, у которого уже есть ешива, — он должен знать, что возможно, что в действительности она еще не существует, но только он не замечает этого. И когда это будет нойгеа лой[16], тогда он будет знать недостатки, способ их исправления, и как он может преодолеть все трудности, — ибо, когда это касается его самого, тогда находят всякие соображения, которые обычным образом невозможно, чтобы он смог понять это.

Квойд Кдушас Адмур (Рашаб) и его брат, в детстве, учили как-то раз сугию[17] по поводу амо иврийо[18] в трактате Кидушин, и им было трудно понять одно место. В это время вошел их отец, Адмур Могараш, и объяснил им этот вопрос, сказав, что уже много лет он не учил эту сугию.

Когда Адмур Могараш закончил объяснять этот вопрос, сказал: как это возможно, чтобы «амо иврийо» — простая девочка, к тому же маленькая (поскольку «нааро[19]» не может быть амо иврийо) — чтобы пришли ей в голову идеи, которые объясняют ришойним, геойним, амойроим и таноим[20]? Но — закончил Адмур Могараш — когда этот вопрос затрагивает человека лично — тогда в мозгу каждого может быть даже идея, которую выдвигает тана!

И подобно этому в нашем вопросе: когда это будет его затрагивать лично, и он будет предан и отдан этому делу, — тогда он увидит всякую вещь, как она есть на самом деле, и его работа будет совершенно по другому.

И еще — что когда это дело затрагивает его, тогда он связан с Ребе, и поэтому, есть у него силы Ребе, и тогда успех у него совершенно другим образом.

Так же, как когда он приходит на йехидус[21], и жалуется на какую-либо проблему, и Ребе дает ему брохо[22], и тем более, когда Ребе дает ему гавтохо[23], то для него ясно, что так оно будет, несмотря на все препятствия и задержки, которые есть в этом, даже если нет этому места в природном порядке вещей совершенно, ибо со стороны Ребе все мнийойс[24] не существуют, — также он должен быть уверен, что когда он занимается работой Ребе, и занимается с месиро унесино[25] и мсирус нефеш, несомненно, он будет иметь успех, ибо, поскольку он занимается этим с мсиро унсино к Ребе, то он получает силы Ребе, что с его стороны нет трудностей и препятствий совершенно, и само собой, он должен быть уверен, что он преуспеет в этом.

И успех, который дает ему Ребе — не только в делах шлихус, но также в его личных делах, ибо, поскольку он не мциюс для себя совершенно, но он подобен «козе», то его пропитание — на его хозяевах.

Однако, сама работа должна быть не с намерением получить награду (чтобы иметь успех в своих личных делах), ибо, если его работа — с целью получить награду, следовательно, он не предан своему делу, а есть мциюс сам по себе, и поэтому сама работа должна быть с каболас ол[26] и мсирус нефеш, что он не думает совершенно о себе самом, и все его намерение — это исполнить шлихус, и тогда он подобен «козе».

И тем не менее, не имеется в виду, что работа исполняется с каболас ол только, и нет у него в этому никакого хайус[27], — поскольку, если у него нет хайус в работе, и его работа — это только с каболас ол, тогда он занимается этим делом из движения кивуц[28], а не гархово[29]; но нужно чтобы у него был хайус в работе, и тогда он будет заниматься этим с гархово.

И подобно тому, что говорилось выше (п. 3), что хотя для работы требуется таам ведаас, это не противоречит движению мсиурс нефеш, поскольку это не мсирус нефеш рабби Акивы, а мсирус нефеш Авраам овину, что он не ищет мсирус нефеш, но вся его задача — это исполнение его шлихус, и само собой, он использует на это все его силы. — также силы таам ведаас, — которые требуются для этой работы.

Вов

И объяснение этого — как возможно, чтобы были оба движения каболас ол и хайус вместе — более подробно:

Объяснялось в мааморим, что есть два аспекта в идее царства:

Алеф) царь над народом — «милошон оймемойс, шегем дворим нифродим[30]«, что со стороны этого аспекта работа делается путем каболас ол и принуждения, и тогда нет у него хайус в работе, и он находится в движении кивуц.

Бейс) «царь царей», «аугустус», что со стороны этого аспекта он не отделен, но стоит во всей совей сущности в движении царской работы, и поскольку он не отделен, но наоборот, это все его существование, — есть у него хайус в его работе, и само собой, он делает свою работу с гархово, но этот хайус он не в его собственном мциюс, но в царской работе, что это есть все его существование и жизнь.

И когда его работа она в этом аспекте, тогда есть два достоинства — как достоинство мсирус нефеш, что он не мциюс для себя самого, и также достоинство хайус, и само собой, также достоинство гархово, так, что из года в год его мойсад[31] растет и расширяется как количественно, так и качественно.

Заин

Говоря практически:

Не следует удовлетворяться тем, что сделали до сих пор, но, время от времени должен быть рост и добавление, и если нет добавления в его работе — это указывает на отсутствие хайус, поскольку каждая живая вещь растет. И более того: если нет добавления в работе, тогда не только, что это дело не растет, но наоборот, оно находится в положении опускания, и вплоть дот того, что возможно, что будет необходимость сказать ему «должна быть ешива», ибо в действительности нет у него ешивы вообще.

Пример, на что это похоже — на человека, который поднимается по крутой горе, что он не может оставаться в середине; или он поднимется наверх, или он упадет вниз. Если он не хочет идти дальше — то это не только, что он не идет дальше, но он не остается также а своем прежнем месте, но падает вниз. И если он не хочет упасть, хас вешолом[32], — то единственный совет на это — подниматься еще выше.

И то, что он не ощущает своего падения вниз, но ему кажется, что он остается на своем месте, — причина этого — то, что он вообще не смотрит а то, что происходит вокруг него.

И подобно тому, как говорят физики, что если человек закроет себя в темном вагоне, который будет двигаться, то, поскольку он не смотрит на вещи, которые вокруг него, и он не видит, как он удаляется от них, он не будет знать вообще, что он едет. И только, если он начнет смотреть на вещи, которые вокруг него, тогда он увидит, что он действительно едет.

И подобно этому в нимшол[33]:

Весь мир находится в постоянном росте и развитии, и подобно тому, что объясняется в игерес акойдеш, что «в каждый Рош аШоно приходит более высокий свет, что никогда еще не светил со времен сотворения мира такой высокий свет». И если кто-нибудь остается на своем месте, и не продвигается вперед, — то со стороны самого того, что весь мир идет вперед, а он остается на своем месте, следовательно, он двигается назад; но, поскольку он закрывает свои глаза, и не хочет смотреть на то, что вокруг него, ему кажется, что он остается на своем месте.

И поскольку это так, то единственный путь, чтобы не упасть, — это — посредством добавления, добавления в количестве и добавления в качестве, и т.е., что из года в год должно добавляться как в числе учеников так и в учебе.

И даже «дефицит» должен расти т года к оду — что это признак живой вещи: когда он голоден или его мучает жажда, и ему дают пить или есть, то это утоляет его голод и жажду на некоторое время, и через некоторое время он снова становится голодным и жаждущим.

И подобно тому, что сказал как то Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, что он всегда был должником, но никогда не был банкротом. Банкротство — это негативная вещь («дос тойг нит»), поскольку это мешает продолжению работы; но должником — нужно быть, поскольку постоянно должны находиться новые работы и новые потребности, и поэтому он всегда должник.

Хес

В отношении того, что объяснялось выше (п. 6) что работа должна быть не в аспекте раба царя (что это идея «царя над народом»), но в аспекте царя, который служит царю, — на первый взгляд, можно спросить:

поскольку он находится в движении мсирус нефеш, т.е, что он не думает о себе совершенно, и все что касается его — это только исполнить волю своего господина, — какая для него разница, или он в аспекте «раба», у которого нет хайус, или он в аспекте «царя», у которого есть хайус?

И ответ на это:

Прежде всего — сколько бы ни было у него мсирус нефеш, — в конечно счете, его затрагивает «чуть-чуть» также собственное существование, как знает человек в душе своей… И само собой, есть для него большое различие, или он «эвед[34]» или он «мелех[35]«.

И еще, что даже если он мосур веносун[36] как нужно, также тогда затрагивает его, или он «эвед» или он «мелех» — не в отношении его собственного существования, но в отношении его работы, поскольку природа раба — это сжатие («кивуц»), а природа царя — это гисрахавус[37], и поэтому важно ему, чтобы он был в аспекте «мелех», для того, чтобы работы была в гисрахавус.

Однако, в действительности, это недостаточное объяснение, ибо: хотя природа раба — это кивуц, но, поскольку он находится в движении мсирус нефеш и битуль ацми[38] перед господином и царем, не важно ему, если его природа это кивуц, или гисрахавус, ибо, со стороны мсирус нефеш, он не считается с собственной природой, и даже если его природа — это кивуц, он будет делать свою работу с гисрахавус, в соответствии с роцойн а-мелех[39]?

Но истинный смысл в этом — что ему важно действие, которое будет посредством этого в царе:

Если он будет только рабом — тогда царь будет в аспекте «царя над народом» только, и больше этого не способна его работа достичь; но, если он будет в аспекте мелех, — тогда он достигнет своей работой, что царь будет царем над царями, «Аугустус», — что это гораздо выше чем просто царь, поскольку «мелех йомед веаугустус йойшев[40]«.

И поэтому важно ему, чтобы он был в аспекте Мелех, а не в аспекте эвед, не ради его собственного мциюс, но ради того, чтобы увеличить мциюс царя.

Тес

И подобно этому в общей идее того, что требуют, чтобы служение было в агаво вейиро[41], а не в каболас ол только:

Необходимость в том, чтобы служение было в агаво и йиро — не для того, чтобы его работа была более приятной и сладкой для него самого (поскольку в работе каболас ол нет «гешмак[42]«, в отличие от работы агаво и йиро), но — поскольку этот аспект важен Свыше, и т.е., что желание Свыше, чтобы служение было с хайус в агаво и йиро, и поскольку это желание Свыше, поэтому есть у человека хайус в его служении в агаво и йиро.

И подобно тому, что говорилось выше (п. 5), что работа должна быть не с намерением получения награды, но из кабалас ол именно,

[ибо, когда его работа с намерением получения награды, то кроме того, что сама работа ограничена, в соответствии с величиной награды, которую он хочет получить, ибо он думает, что для такой награды достаточно такой работы, и он мциюс леацмой, и не в этом кавоно[43]].

Но, не каболас ол раба, в котором нет хайус, но каболас ол царя, в котором есть хайус, и т.е., поскольку роцойн Свыше это чтобы было так, и тогда есть у него оба аспекта полного битуль и полного мерхав[44] вместе, и они не противоречат друг другу, и также это в вопросе агаво и йиро, — что несмотря на то, что основа служения — это йиро (как приводится в Тании), тем не менее, должна быть также агаво, для того, чтобы его работа была с хайус; но сам этот хайус (в работе агаво) он со стороны йиро и каболас ол, т.е. со стороны приказания Свыше, чтобы был аспект хайус, и тогда агаво и йиро не противоречат друг другу, как приводится в Сифри, «Ибо нет любви там, где есть страх, и нет страха там, где есть любовь, но только Вс-вышний может соединить их вместе», т.е., что в Святости могут быть вместе агаво и йиро, полнота битуль и полнота мерхав.

***

[1] Ребе Райац

[2] самоотверженность

[3] ученики ешивы «Томхей Тмимим»

[4] (Пра)отец наш Авраам

[5] «молодец»

[6] «Все грехи покроет любовь»

[7] силы посылающего в шлихус

[8] касается его. Затрагивает его

[9] понимание и постижение

[10] внутренние силы (души)

[11] устранение собственного существоания

[12] включительно

[13] безграничность

[14] заработок, пропитание

[15] «коза»

[16] касается его, затрагивает его лично

[17] тема (в Талмуде)

[18] рабыня-еврейка

[19] девочка 12 лет и старше

[20] выдающиеся мудрецы Талмуда

[21] аудиенция у Ребе

[22] благословение

[23] обещание

[24] препятствия

[25] полная самоотдача

[26] принятие ига

[27] жизненная энергия

[28] «сжатие»

[29] «расширение», широта души

[30] «ам» – «народ» – от языка «оймемойс» – отдельные (от царя) вещи. Т.е., в этом подчеркивается отдаленность царя от народа, и народа от царя, и как следствие – необходимость принуждения (прим. переводчика)

[31] здесь: (образовательные и религиозные) учреждения

[32] не дай Б-г

[33] то, на что приводится пример (мошол)

[34] раб

[35] царь

[36] полностью отдан и предан

[37] широта

[38] полное самоустранение

[39] Царская воля

[40] «Царь стоит а Аугустус – сидит»

[41] любовь и страх

[42] удовольствие

[43] намерение

[44] широта