Йуд
В Рош аШоно 5695 г (что сегодня уже упоминалось про тот год) рассказывал Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур то, что рассказывал Цемах Цедек в Рош аШоно 5603 г.:
В первую ночь Рош аШоно Рабойсейну несийейну вообще не разговаривали во время трапезы. Однако в ночь Рош аШоно 5569, Алтер Ребе позвал Мителер Ребе и его (Цемах Цедека) сказал: В течение этого года я сделал столько-то и сколько-то баалей тшуво, столько то и столько-то ойвдим[1], столько то и столько то цадиким, - Алтер Ребе назвал число баалей тшуво, цадиким и ойвдим, - и само собой, причитается мне награда. И в заслугу награды, которая полагается мне, я требую, чтобы такому то сыну такого то – называя его имя – будет парносо бегархово[2], такому то сыну такого то – называя его имя – здоровье и т.д.. И закончил Алтер Ребе: вы – двое свидетелей, и "по слову двух свидетелей… встанет всякое дело".
- Когда Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур рассказывал это, спросили его, был ли рассказ Цемах Цедека в 5603 году также чтобы произвести такое же действие? Квойд кдушас Мойри вехами Адмур не ответил на это явно, однако из выражения его лица было заметно, что так оно есть. –
Когда Квойд Кдушас мойри вехами Адмур закончил рассказывать эту историю в 5695 году, сказал: поскольку ввели установление говорить Тегилим, поэтому добавились несколько миллионов букв Торы. Пусть Вс-вышний даст Израилю столько-то и столько-то литров золотых динаров.
И добавил, что со стороны тьмы изгнания, эти буквы Тегилим стоят гораздо больше. И подобно тому, что мы находим в отношении Аврогом овину, что он требовал большую сумму денег за пищу, которую он давал гостям в пустыне, поскольку пища в пустыне стоит гораздо больше чем она стоит в населенном месте.
(И закончил Квойд Кдушас Адмур Шлита:)
Все это было в 5695 году. Я не знаю, закончилась ли уже награда за миллионы букв, которые добавились до 5695 года, но даже если это так – ведь с тех пор до сего дня добавилось еще много букв Торы и еще вещи, которые были сделаны, и за это полагается награда.
И поскольку это так, можно требовать, чтобы эта награда была дана Израилю по простому смыслу, в материальных вещах,
- Тем более, что Рабойсейну несиейну требовали награду в материальных вещах, и тем более и тем более в отношении людей как мы, и как об этом говорит Рамбам в отношении воспитания, что воспитание маленького ребенка это посредством "вещи, которые у него любимы по малости его лет", и тем более, что также по Торе должно быть чтобы была у сынов Израиля материальность в гархово –
И т.е., чтобы у каждого и каждого было все, что ему необходимо, - заро хайо векайомо, бриюс а-гуф, и парносо бегархово[3].
И поскольку находятся здесь несколько миньянов из Исроэл, - пусть они будут свидетелями на это, что Вс-вышний даст каждому и каждому из Израиля все, что ему необходимо, что это включается в боней, хайей умзойней рвихей[4].
*
Йуд алеф
В Рош аШоно того года – 5695 – Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур рассказывал еще одну вещь, которую рассказывал Цемах Цедек в 5603 году:
Цемах Цедек сказал тогда от имени Магида, что есть времена, когда несией Исроэл[5] должны говорить по поводу царей, и рассказал, что однажды в Рош аШоно – в году, когда умер царь Павел, - Алтер Ребе говорил по поводу царей. И когда Цемах Цедек это рассказывал – в 5603 году – он тоже говорил по поводу царей.
В тому году (5603) вызвали Цемах Цедека в Петербург, и он вынужден был поехать туда. И тогда был уже готов декрет от правительства, что Цемах Цедек должен остаться на всю жизнь в Петербурге, чтобы могли охранять его, чтобы он не мог заниматься распространением кабалы и учения хасидизма.
Практически, когда подали этот указ царю, чтобы он подписал его, царь был пьян в это время. В то время царь писал какое то письмо, и это письмо ему не понравилось, и он зажег спичку, чтобы сжечь его, но, поскольку он был пьян, - сжег также бумагу, на которой был написан этот указ… И так прекратилась эта гзейро[6].
(И закончил Квойд Кдушас Адмур Шлита:)
Вообще, я не вмешиваюсь в вопросы "балебатишкайт", и в особенности, в вопрос, касающийся спасения многих душ из Израиля, и в особенности, в соответствии с тем, как говорят, что не молятся, чтобы старый помещик и т.д… поскольку не известно, будет ли новый помещик лучше, и само собой, что возможно, чтобы было у него долгота дней и лет…
Но – чтобы помещик был лучше, и чтобы в отношении Торы и заповедей было гархово всем сынам Израиля во всем мире, в земле Израиля и вне нее, и чтобы пришел Мошиах в скором времени, в скорости действительно.
[1] служащие Вс-вышнему
[2] хороший заработок
[3] дети, здоровье и заработок (пропитание) – в избытке
[4] дети, здоровье и заработок (пропитание) – в избытке
[5] Главы Израиля
[6] декрет