Тойрас Менахем т. 18 стр. 135
Тес вов
Приводится в Мидраш, что сыны Израиля сравниваются с тростником. В тростнике мы видим, что когда каждый стебель стоит отдельно, легко сломать его, но когда стебли связаны вместе, тогда невозможно сломать их. И также это в отношении Израиля: когда Исроэл стоят вместе - "атем ницовим кулхем[1]", от "рошейхем шивтейхем[2]" до "хойтев эйцехо" и "шойев меймехо[3]", тогда они "ницовим".
Это также основа маамара "гехолцу", что в нем говорится по поводу идеи ахдус[4]. Когда находятся в ахдус, тогда стоят прочно, и нет ни у кого власти над ними. Более того - что тогда становятся сосудом для благословения Вс-вышнего: сосуд для благословения Вс-вышнего - это мир и ахдус, и как говорится в Мишне, и как говорится "борхейну овину кулону кеэход беойр понехо[5]".
Ибо в действительности невозможно никакой вещи снаружи, чтобы была у нее власть над Исроэл, "хелек Гавайе амой[6]". И с чего начинается возможность, чтобы была ахизо ("цутрит[7]") для вещи снаружи - это посредством того, что сам еврей делает маленькую трещину внутри себя, и если есть у него маленькая трещина, даже как "карней хаговим", тогда уже возможно, чтобы была ахизо для вещи снаружи.
И для того, чтобы не было маленькой трещины, это посредством ахдус, - ибо, каждый сам по себе, не всегда он ощущает недостаток который есть в нем, поскольку "ал кол пшоим техасе агаво[8]". Со стороны любви к самому себе он не видит даже большой ямы, и тем более, маленькой трещины. Но когда находятся вместе, замечает это другой человек. И чем больше будет исполнение "веогавто лереахо комойхо[9]" - то в большинстве случаев любовь не настолько сильна, чтобы он не замечал совершенно недостатков другого. И когда другой видит недостаток, и говорит ему об этом подобающим образом, тогда он сможет исправить это.
И как известно то, что требовал Мителер Ребе, чтобы у каждого был товарищ, для того, чтобы говорить вместе в отношении аспектов Торы и мицвойс, что тогда есть две Б-жественной души против одной животной души.
И если это было необходимо во времена Мителер Ребе, - тем более, что сейчас, когда тьма стала еще сильнее, хойшех кофул умехупол[10], должны быть вместе, что посредством этого убирают даже маленькие трещины, и тогда не будет ни у какой вещи снаружи ахизо, и стоят в цельности, "ницовим векайомим".
Йуд заин
Что имеется в виду в "маленькой трещине", что ля того, чтобы убрать ее, нужно быть вместе?
..известно, что испытания вообще подразделяются на два типа: алеф) испытание бедностью бейс) испытание богатством. И в общем, испытание богатством оно больше, труднее выдержать его, чем испытание бедностью.
И поэтому, когда пророк говорит о будущем избавлении и приходе Мошиаха, он говорит "увоу гоойвдим бээрец Ашур ваганидохим беэрец Мицроим[11]", и слова "Ашур" и "Мицраим" указывают на два испытания бедности и богатства.
"Мицраим" указывает на испытание бедности, "фарквечкайт", "Мицраим" от языка "мейцорим угвулим[12]". Таким было изгнание и порабощение в Египте - рабство и тяжкая работа, разрушающая и ломающая тело".
И с другой стороны, "Ашур" - указывает на испытание богатством. В Ассирии не было рабства совершенно, не было недостатка в материальности; наоборот, по поводу изгнания Ашура сказано "эрец кеарцехем[13]". И даже на духовные аспекты Торы и заповедей мы не находим гзейройс[14] и мнийойс[15]. В чем выражался голус[16] Ашур - в том, что ушли из Святой земли, и тогда - испытание богатством, "Ашур" от языка "беошри[17]", таануг[18], таануг и гархово[19] в материальных вещах.
Санхерив не сделал Израилю ничего плохого. Он не вредил им ни в материальности и ни в духовности, единственная вещь, что Санхерив хотел - чтобы Исроэл вышли из "гар акойдеш[20]", Иерушалаим и Эрец Исроэл в духовности, и само собой произошло также в материальности. Иерушолаим в духовности, это, как на это указывает его имя, "йиро шолейм[21]", цельность страха перед Небом.
И когда удаляются от страха перед Небом, тогда есть само собой недостаток в общей идее Торы и заповедей, поскольку йиро - это "рейшис гоавойдо икоро вешоршо[22]", как приводится в Тании.
И также это псак[23] Мишна - "пусть всегда примет на себя иго небесного царства сначала, и потом примет на себя иго заповедей", основа служения - это каболас ол[24].
И про постановления Мишны сказано - "тоо бидвар Мишно - хойзер[25]". Ошибка в словах Мишны - это вообще не входит в рамки сейхел эноши[26], и указание ошибающегося - это не указание вообще. -
Земля Израиля - это "Эрец ашер... эйней Гавайе Элойкехо бо мерейшис гашоно веад ахарис шоно[27]", что во всякое время видят в ней Б-жественность. Желание Санхерива было, чтобы отдалились от этой идеи, и перенесли свое жилище в землю Ашур, место, где есть таануг и гархово в материальности, и само собой, можно забыть там о Вс-вышнем, и подумать, что "койхи веойцем йоди осо ли эс гахаиль газэ[28]", и вплоть до "ани веафси ойд[29]".
И когда он думает, что "койхи веойцем йоди осо ли эс кол гахаиль газэ" - это есть самое большое сокрытие. Даже у гоим тьма не настолько сильна, и, как известно, что народы мира "называют его Элойка дэЭлойкайо[30]", знают и постигают, что также как душа наполняет тело, так Вс-вышний наполняет мир, но только, что они не знают про сойвев кол олмин, "лой йодати эс Гавайе[31]". Но он - забывает совершенно о Б-жественности, и думает, что "Ани веафси ойд".
И поэтому, в отношении испытания Мицраим говорит пророк слова "нидохим[32]", а в отношении испытания Ашура говорит "ойвдим[33]": "Нидохим" означает, что есть у него отношение к Элойкус, но со стороны порабощения в изгнании он стал нидох. В отличие от этого "ойвдим" означает, что он пропал полностью, рахамоно лицлан[34], он забыл совершенно об Элойкус.
Йуд хес
И это есть идея "маленькой трещины", "как карней хаговим":
В предшествующих поколениях гзейройс выражались в том, что притесняли евреев или в материальности, что не давали им прав, которые есть у других народов, легавдил[35], или в духовности, что запрещали изучение Торы и исполнение заповедей.
В последних поколениях, и в особенности, в этой стране, слава Б-гу, не притесняют Израиль, и также в духовности нет гзейройс на изучение Торы и исполнение мицвойс, но есть испытание богатством, опасность "ойвидм беэрец Ашур".
Со стороны изобилия и погруженности в материальность. могут подумать, что "койхи веойцем йоди осо ли", вплоть до мысли что "ани веафси ойд".
И подобно тому, что есть некоторые вещи в заповедях в общем, и в особенности в воспитании сыновей и в гидур мицво[36], что в прошлом, когда он находился за морем, не понимал вообще, как возможно, чтобы не исполнить этот гидур, и как возможно, чтобы такое поведение и такая вещ были у него в доме, а сейчас, когда он находится в "Америке" - он не понимает совершенно, как возможно, чтобы он исполнял этот и этот гидур, и как возможно, чтобы такое поведение и такая вещи не были у него в доме.
И даже если это еще не вещи против Шулхан Оруха, - тем не менее, это "маленькая трещина", которая дает возможность ахизо для вещи снаружи. И как сказали Разал в отношении йецер горо[37], что сначала он "путник", потом "гость", вплоть до того, что становится "баал абаис[38]".
И для того, чтобы не дать возможности, чтобы йецер горо стало у него баал абаис, он должен обеспечить, чтобы не было у него даже маленькой трещины. И для того, чтобы уничтожить эту трещину, - это трудно, когда он один (как говорилось выше), ибо "эйн одом ройе хойво леацмой[39]". И поэтому есть необходимость в объединении, чтобы объединились все вместе, и тогда помогает один другому.
*
Йуд тес
Говорилось выше (п. 14 и выше), по поводу "мипи ойлелим вейойнким...[40]", тинойкойс шел бейс рабон[41]. И в отношении к ним, и вообще учеников ешив, что, находясь в стенах бейс Мидраша, они не связаны в такой степени с делами этого мира, - не важно в такой степени идея игуд[42];
Однако, в отношении тех, кто уже вышел чтобы заниматься делами этого мира, - то для того, чтобы не было у них "маленькой трещины", они должны быть связаны вместе в игуд.
И поэтому основали объединение "Агудас хасидей Хабад", что особая цель в этом, чтобы использовать силы молодых в работе распространения источников наружу, учения хасидизма, его путей и обычаев - кроме укрепления еврейства вообще - что это приведет к добавлению силы и прочности также в их личных делах, вещи, которые внутри.
После этого, посредством гисойрерус[43], основали также игуд учеников Тмимим (кроме "Цеирей Агудас Хабад") ешив Томхей Тмимим в Амерке, для учеников, которые уже начали заниматься делами этого мира. и особая цель объединения - чтобы ученики Томхей Тмимим поддерживали друг друга во всех местах, где бы они ни находились, в поведении, подобающем для учеников тмимим, что это кроме поведения хасидим в общем.
И понятно, что это объединение не будет мешать объединению "Цеирей Агудас Хабад".
И поэтому, все, кто имеет отношение к типу членов объединения, пусть присоединятся к игуду, и когда все будут вместе, это будет дело прочное и устойчивое.
Коф
Вещь, которая существует уже тридцать дней, это уже "хазоко[44]", и постоянная вещь. И в особенности, что уже начался новый год существования игуда, то безусловно, что дают Свыше дополнительные новые силы. И поэтому следует начать делать подобающие реальные действия.
И порядок должен быть по принципу "лейв хохом лиминой[45]": не смотреть на огромную работу (ди ризике арбет), которую еще нужно сделать, что тогда пугаются этого, но смотреть "лиминой", на работу, которая уже сделана, что это дает силы у учит на продолжение работы, как сказано "прошлое учит настоящее и указывает путь будущего".
Нечего бояться работы, которая должна быть сделана, ибо "эйн аКодойш Борух Гу бо бетирунио им брийойсов[46]", и безусловно, он дает силы. И в особенности в соответствии с тем, что рассказывает Мителер Ребе, что "в заслугу этого мсирус нефеш[47] (Алтер Ребе) за учение хасидизма, постановили в бейс дин шел маало, что во всяком вопросе Торы, йирас шомаим[48] и мидойс тойвойс[49], будет победа у мекушорим и идущих по его путям" - несомненно, что будут иметь успех во всех делах.
И с условием, что не будут примешиваться никакие аспекты йешус[50] и пнийойс[51], что эти вещи не должны быть в гвул Исроэл[52] вообще, и в особенности, в соответствии с воспитанием тмимим. И тогда будут иметь успех, и это будет с радостью, и с большим успехом.
[1] "Вы стоите все" (Ницовим 29, 9)
[2] "главы ваших колен" (там же)
[3] "рубящий дрова твои и черпающий воду твою" (там же)
[4] единство
[5] "Благослови нас, отец наш, всех нас как один в свете лица твоего"
[6] "Часть Вс-вышнего – народ его"
[7] "подступ"
[8] "все грехи покрывает любовь" (Мишлей 10, 12)
[9] "Люби ближнего своего как себя самого" (Кдойшим 19, 18)
[10] "тьма двойная и удвоенная"
[11] И прийдут пропавшие в земле Ассирийской и отверженные в земле Египетской (Йешая 27, 13
[12] "границы и ограничения"
[13] "Страна, как ваша страна" (Млахим Бет 18, 32)
[14] декреты
[15] препятствия
[16] изгнание
[17] "в счастье моем"
[18] удовольствие
[19] широта, простор
[20] "Святая гора"
[21] "цельность страх"
[22] "начало служения и его основа и корень" (Тания, гл. 41)
[23] постановление
[24] принятие ига
[25] "ошибся в словах Мишны – возвращается"
[26] человеческий разум
[27] "Земля, что глаза Вс-вышнего, Б-га твоего на ней от начала года до конца года"
[28] "сила моя и мощь руки моей сделали мне это"
[29] "Я и нет кроме меня никого"
[30] "Б-г богов"
[31] "Я не знаю Вс-вышнего" (Шмойс 5, 2)
[32] "отверженные"
[33] "пропавшие"
[34] не дай Б-г
[35] разделить
[36] тщательное исполнение заповедей
[37] дурное начало
[38] хозяин
[39] "Человек не видит долг для самого себя"
[40] "Из уст младенцев" (Тегилим 8, 3)
[41] ученики хедеров
[42] объединение
[43] пробуждение
[44] твердо установленная вещь
[45] "сердце мудрого к правой стороне" (Когелет 10, 2)
[46] Вс-вышний не требует от человека невозможного
[47] самопожертвование
[48] страх перед Небом
[49] добрые моральные качества
[50] самоощущение
[51] посторонние интересы
[52] граница Израиля