Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ночь 3 дня хол-амоэд Суккот 5717

Тойрас Менахем т. 18, стр. 55

Когда речь идет о том,  слушать ли Вс-вышнего, или поступать противоположно, не дай Б-г – нет места для того, чтобы делать счет, в чем состоит мнение большинства, и в чем – мнение меньшинства (как голосуют на выборах, и, как здесь говорят, «elections»), и в этом вопросе большинство не перевешивает меньшинства, поскольку это не мнение меньшинства, но это сама суть сущестования меньшинства вместе с большинством!

Когда идет речь о семидесяти одном члене Сангедрина – не достаточно того факта, что есть семьдесят один еврей; необхоидмо, чтобы эти семьдесят один еврей, которые заседают в Лишкат аГазит, были достойны сидеть в Сангедрине по правилам Торы, и чтобы они судили по правилам Торы, включая также то, что они примут на себя все законы Торы, постановления, и т.д., принятые и установленные в предшествующие времена, и ставшие частью Торы со стороны «ло тасур» (как говорилось выше). Но если находятся 71 еврей, и один из них утверждает нечто противоположное Шулхан Аруху – тогда их собрание изначально не существует!

(31) Есть выражение, которое говорили когда-то – в шутку – объясняя слова Гемары «в дэрабонон – сначала делают, а потом спрашивают» (в то время как в дэорайта сначала спрашивают… и потом делают»), что сначала нужно сделать дело (руководствуясь мнением, на которое можно положиться), и потом уже спрашивать, какова галаха – что так следует вести себя в «дэрабонон», когда речь идет о «рабаним»…

Когда речь идет о простых баалей-батим, то простой баал-а-баит, конечно же, не скажет ничего против Шулхан Аруха, ибо: прежде всего, он не знает ША… Во-вторых, у него нет такой «наглости», ставить себя на одной ноге с тем, кто составил ША или с его комментаторами, и сказать нечто обратное;

Но когда речь идет о «раввине», который знает, что Тора находится «не на небесах», и дана людям, и есть аспект «победили меня сыновья мои» – тогда возможно, что он поставит это на голосование, чтобы вынести решение против слов Вс-вышнего…

И совет на это – «сначала делать, а потом спрашивать» – не спрашивать его изначально, а сначала делать то, что нужно делать!

Зачем у него спрашивать, и тем самым ставить его перед испытанием – что он захочет сказать такой «хидуш», который не был сказан Моше на Синае?

— Ведь то, что сказано Моше с Синая – как сказали Разал, «Все, что старый ученик раскроет – уже сказано Моше с Синая» – это уже старая вещь. Не он открыл это, Вс-вышний сказал это и передал через Моше рабейну, а он – только «канал», через который это открылось. Он хочет «открыть» нечто действительно новое – такое новое, что не было дано Моше с Синая…