Тойрас Менахем т. 18, стр. 55
Когда речь идет о том, слушать ли Вс-вышнего, или поступать противоположно, не дай Б-г – нет места для того, чтобы делать счет, в чем состоит мнение большинства, и в чем – мнение меньшинства (как голосуют на выборах, и, как здесь говорят, "elections"), и в этом вопросе большинство не перевешивает меньшинства, поскольку это не мнение меньшинства, но это сама суть сущестования меньшинства вместе с большинством!
Когда идет речь о семидесяти одном члене Сангедрина – не достаточно того факта, что есть семьдесят один еврей; необхоидмо, чтобы эти семьдесят один еврей, которые заседают в Лишкат аГазит, были достойны сидеть в Сангедрине по правилам Торы, и чтобы они судили по правилам Торы, включая также то, что они примут на себя все законы Торы, постановления, и т.д., принятые и установленные в предшествующие времена, и ставшие частью Торы со стороны "ло тасур" (как говорилось выше). Но если находятся 71 еврей, и один из них утверждает нечто противоположное Шулхан Аруху – тогда их собрание изначально не существует!
(31) Есть выражение, которое говорили когда-то – в шутку – объясняя слова Гемары "в дэрабонон – сначала делают, а потом спрашивают" (в то время как в дэорайта сначала спрашивают… и потом делают"), что сначала нужно сделать дело (руководствуясь мнением, на которое можно положиться), и потом уже спрашивать, какова галаха – что так следует вести себя в "дэрабонон", когда речь идет о "рабаним"…
Когда речь идет о простых баалей-батим, то простой баал-а-баит, конечно же, не скажет ничего против Шулхан Аруха, ибо: прежде всего, он не знает ША… Во-вторых, у него нет такой "наглости", ставить себя на одной ноге с тем, кто составил ША или с его комментаторами, и сказать нечто обратное;
Но когда речь идет о "раввине", который знает, что Тора находится "не на небесах", и дана людям, и есть аспект "победили меня сыновья мои" – тогда возможно, что он поставит это на голосование, чтобы вынести решение против слов Вс-вышнего…
И совет на это – "сначала делать, а потом спрашивать" – не спрашивать его изначально, а сначала делать то, что нужно делать!
Зачем у него спрашивать, и тем самым ставить его перед испытанием – что он захочет сказать такой "хидуш", который не был сказан Моше на Синае?
- Ведь то, что сказано Моше с Синая – как сказали Разал, "Все, что старый ученик раскроет – уже сказано Моше с Синая" – это уже старая вещь. Не он открыл это, Вс-вышний сказал это и передал через Моше рабейну, а он – только "канал", через который это открылось. Он хочет "открыть" нечто действительно новое – такое новое, что не было дано Моше с Синая…