Алеф
В конце предыдущей главы (гл. Шмойс) рассказывается про вопрос, который задал Мойше рабейну Вс-вышнему «Ломо гарейойсо лоом газэ...»[1]
Особое удивление в вопросе Мойше было связано с тем, что как это возможно, чтобы в шлихус Вс-вышнего – шлихус посредством Мойше, и шлихус, связанный с освобождением евреев из Египта, был бы результат, гарейойсо, противоположность добру.
Поскольку шлихус был связан с освобождением евреев из Египта, геула, которая вся есть – благо; посредством шлиаха – Мойше рабейну, про которого сказано в Торе «и увидела его, что тойв гу», что сразу, как только он родился, он был только благо, и посылающий – Сам Вс-вышний (поскольку сыновья Израиля в Египте были погружены в 49 ступеней нечистоты, их освобождение не могло произойти по порядку системы миров, от уровня Б-жественности, одевающегося в мир, (и само собой, есть там место для обвинений со стороны мидас hадин[2]), и геула должна была произойти со стороны Самого Вс-вышнего), что Он, безусловно, весь - благо и милость (аспект атик, лэйс смоло бегай атико[3]) – то задается вопрос: поскольку как шлихус[4], также и шлиах[5], и тем более Сам мешалеах[6] это совершенное добро – как же может произойти из этого аспект зла, «гарейойсо»?
И на это приходит ответ (в начале нашей главы) от Вс-вышнего: «И сказал ему, Я – Гавайе[7], и Я открылся Аврааму... и Мое имя Гавайе не был Я известен им, и также Я установил...»
Вс-вышний ответил Мойше, что также у Авраама, Ицхака и Яакова были большие испытания, и, тем не менее, они не задавали вопросов, «жаль тех, кто ушли и не находятся с нами».
И непонятно:
Алеф) Действительно, почему Мойше рабейну задал этот вопрос? Ведь Мойше рабейну был на ступени более высокой, чем Овойс[8] – ведь он был седьмым (от Авраама), и сказали ХаЗаЛ: «кол гашиин хавивин», что седьмой – он особенно любим, ибо его уровень выше, чем у шести предшествующих – и поскольку Овойс не спрашивали, как же это возможно, что именно Мойше спросил «ломо гарейойсо».
Бейс) Поскольку в ответе Вс-вышнего Мойше, что Отцы не задавали вопросов, Вс-вышний подчеркнул достоинство Овойс, то следовало ему сказать, вместо «И Я раскрылся... Якову» – имя «Исроэл»[9], имя, выражающее особое достоинство, указывающее на более высокий уровень, чем Яаков.
Гимел) Известно, что все рассказы Торы – это указание для каждого и каждой из Израиля, и в особенности касательно этой истории, – ибо ведь известно, что Тора старается не говорить довор мегуно (отрицательных слов) даже относительно животного, и тем более и тем более, когда говорится о легавдил[10] еврее, избранном из всех творений, и тем более, когда речь идет про Мойше рабейну, избранном из всего Израиля, и, тем не менее, Тора не останавливается перед тем, чтобы рассказать такую вещь, которая не прославляет Мойше рабейну. Следовательно, необходимо сказать, что была совершенная необходимость в этом, чтобы научить из этого гойроо[11] для каждого и каждой из Израиля в каждом и каждом поколении: что поведение, «принимаемое» Вс-вышним - это выбрать путь отцов, и не спрашивать никаких вопросов.
И, на первый взгляд, трудно понять такую идею: как это возможно, чтобы у каждого и каждого из Израиля, и в особенности в поколении «иквесо димшихо»[12], был бы выбор избрать одну из двух дорог - путь Отцов или путь Мойше рабейну?
Действительно, сказали Разал[13], «нет поколения, что нет в нем как Авраам,... как Яаков и нет поколения, что нет в нем, как Мойше» – но при этом имеются в виду наиболее возвышенные люди поколения – йехидей сгуло, а ведь Тора дана всем сынам Израиля – «Тора на большинство говорит», т.е. указания Торы считаются (в основном) с природой и качествами большинства сыновей Израиля, и если так, как же можно сказать большинству Израиля, что не изберут себе путь Мойше рабейну (а пойдут по пути отцов)?
Бейс
Различие между Отцами и Мойше рабейну: уровень Мойше рабейну – это хохмо[14], как сказал Мойше про самого себя: «венахну ма[15]», ибо ощущалась в нем аспект «ма» – хохмо) и поэтому через него была дана Тора, которая есть хохма – мудрость Вс-вышнего; а аспект отцов относительно Мойше – это мидойс[16]:
Служение Авраама было в основном в линии хесед[17] и агаво[18]. Его служение Вс-вышнему было с любовью, как сказано в Торе «Авраам, любящий Меня[19]», и также в его отношении к людям, делал добро каждому и каждому, как в материальности, так и в духовности.
Служение Ицхака Овину[20] было в основном в линии гвуро[21] и йиръо[22], как сказано в торе «и страх Ицхака[23]», ибо его служение Вс-вышнему было в страхе и боязни. И поэтому также в мире он не мог терпеть никакого зла, даже в тонком смысле, и поэтому «ватикгейно эйнов[24]» от идолопоклонства жен Эйсава, ибо не мог вынести дым воскурений идолам дочерей Кенаана.
А служение Яакова Овину было в основном в линии тиферес[25], рахамим[26], соединяющее в себе хесед и гвуро. И поэтому Яков сказал «Б-г моего отца Авраама и страх Ицхака был у меня», ибо его мида[27] была составлена из двух качеств Авраама и Ицхака.
И поэтому были все его дела совершенны, «митосой шлеймо[28]», поскольку посредством такого служения, которое соединяет два противоположных качества, можно преодолеть все трудности и все испытания, – как испытание богатства и избытка у Лавана (хесед), как сказано «И разбогател этот человек весьма и весьма», и также испытание стесненности и горя (гвура), когда Эйсав пошел ему навстречу, «И четыреста человек с ним» – и тем не менее, остаться в цельности, как сказано в Торе «и пришел Яков цельным».
Гимел
И следует отметить: безусловно, также Отцы учили Тору, как сказали Разал, что «приготовил Вс-вышний Аврааму две почки его как двоих мудрецов, и вразумляли его и советовали ему и обучали его мудрости», т.е. мудрости Торы, и еще сказали Разал, «с дней отцов наших не уходила ешива от них (чтобы изучать Тору)... Авраам отец наш, старик и сидит в ешиве, ... Ицхак отец наш... Яаков отец наш...»
С другой стороны, также в Мойше рабейну мы находим служение с помощью мидойс – как в линии хесед – как сказано в Торе «и увидел мучения их», что Мойше рабейну положил свои глаза и сердце, чтобы болеть их болью, и также в линии гвуро, как сказано «И сказал злодею, зачем ты бьешь товарища своего», что Мойше рабейну упрекал еврея, поднявшего руку на другого еврея.
Но, тем не менее, Отцы и Мойше рабейну отличаются в их основной миссии: основная идея Мойше – это хохмо, и он – тот, кто дал сыновьям Израиля Тору, поэтому также Тора называется на имя его – «помните Тору Мойше, раба Моего», а основной аспект Овойс – это мидойс, и с их помощью описывают их служение (Авраам, любящий Меня и т.п.) – и этот путь служения с помощью мидойс – Отцы передали по наследству всем сынам Израиля.
Далет
В соответствии со сказанным, что овойс – их основная идея – мидойс, а Мойше рабейну – хохмо, становится понятной причина, почему Мойше рабейну, который был на более высоком уровне, чем овойс, спросил «ломо гарейойсо», а Отцы не спрашивали вопросов вообще:
По уровню – действительно, Мойше рабейну был выше, чем овойс, но со стороны самой этой причины, что основная его задача – это мудрость и разум, – он спросил этот вопрос, ибо, поскольку природа разума – стараться понять каждую вещь, поэтому, когда приходит такая вещь, которой нет никакого объяснения в разуме, это мешает ему продолжать его работу.
И это был вопрос Мойше - и он хотел получить ответ на свой вопрос, чтобы он мог продолжать свою работу – работу о стороны хохмо дикдушо.
Гей
И на это пришел ответ Свыше – «И говорил Вс-вышний к Мойше и сказал ему Я – Гавайе... и Моим именем Гавайе Я не был известен им»:
Перед дарованием Торы было раскрытие имени Элойким, а не имени Гавайе, «И моим именем Гавайе Я не был известен им»; а сейчас, во время Дарования Торы, которое началось сразу с вестью об избавлении, – началось раскрытие имени Гавайе, «И сказал ему Я – Гавайе»
Имя Элоким указывает на свет ограниченный, одевающийся в миры, – Элойким – гиматрия – гатева; и со стороны имени Элойким каждая вещь ограниченна своей идеей, которой оно отличается от другой вещи; и поэтому Элойким – множественное число, как сказано в Торе «Элойким кдойшим[29]», ибо со стороны имени Элойким есть аспект множественности, из за различий между ними. А имя Гавайе указывает на уровень, который выше ограничения и разделения – Гавайе – был есть и будет одновременно, поскольку его идея – свет, который выше чем миры, и этот свет раскрылся во время дарования Торы. Поэтому во время Матан Тойро было устранено разделение, разделявшее высшие и низшие миры, а в силах души это сехел[30] и мидойс[31].
И это то, что сказал Вс-вышний к Мойше рабейну – что сейчас, когда мы находимся в непосредственной близости к геула («ме халт ба дер геула»), которая происходит в заслугу и ради Дарования Торы, то даже тот, чья основная идея – разум и мудрость, должно быть у него сочетание природы мидойс, что не будет задавать вопросы.
И с этим становится понятным также язык Писания «Воэйро... веэл Яакойв», а не имя, выражающее особое достоинство – Исроэль: Вс-вышний потребовал от Мойше рабейну, мадрейгас гахохмо[32], чтобы было у него сочетание природы мидойс, уровень мидойс, способом принятия ига Якова. Не уровень Исроэл – «ли ройш[33]», но Яакойв – «йуд экев[34]», т.е. что будет у него соединение высшего и низшего уровней (нога и пятка), что также в его разуме и мудрости будет движение принятия ига, которое есть в ноге и пятке.
Вов
Есть еще одно важнейшее преимущество в природе мидойс относительно природы сехел, и Вс-вышний потребовал от Мойше рабейну, что хотя его идея – это мудрость и разум, будет в нем также это достоинство мидойс:
У каждой силы из сил души, одевающихся в тело человека – есть определенный орган, соответствующий этой силе, которая одевается в него. И поэтому, посредством изучения строения основных органов тела, можно постичь основные силы души, одевающиеся в них разум и чувства.
Мозг и сердце дают жизнь всем органам тела. И, тем не менее, есть большое различие между ними: «либо полиг лехол шайфин» – сердце распределяет свою жизненную энергию всем органам, и нет ничего, что бы препятствовало ему; в отличие от него, разум – хотя он первый из «трех властителей», трех основных органов, которые властвуют над всем телом – но есть «мейцар агарон[35]» (узкий проход между мозгом и сердцем), который задерживает и препятствует поступлению жизненной энергии от мозга к сердцу (и только после того, как энергия достигает сердца, она распределяется после этого «лехол шайфин»)
И отсюда понятно также в силах души – разуме и чувствах:
Мидойс требуют и действуют в поал мамош[36] – любовь приводит к «асей тойв[37]», а страх – к «сур мейро[38]»; но разум сам по себе – поскольку его идея – соединиться с вопросом, который он изучает, поэтому, не только, что сехел не требует и не приводит к поал мамош, – хотя и понимает, каким должно быть поведение человека – но наоборот: его отделенность и соединенность со сладостью постигаемой идеи, изучением которой он занимается и в которую он погружен, препятствует опусканию и притяжению в практическое действие.
И, как сказал Бен Азай «И что я могу сделать, если моя душа желает Торы» – что его удовольствие («гешмак») от изучения Торы препятствовало ему жениться, хотя он и знал, что «лошевес йецоро», что Вс-вышний создал этот мир, чтобы он был заселен.
Поэтому предупредили Хазал в особенности в отношении изучения Торы: «каждый, кто говорит, «нет для меня ничего, кроме Торы», даже Торы у него нет», ибо, поскольку природа разума - быть постоянно в движении отделенности, то изучающий Тору способен удовлетвориться только изучением Торы. Поэтому говорят ему, что ему следует заниматься также гмилус хасодим[39] – действовать против своей природы и заниматься практической деятельностью.
Заин
Из-за этого качества мидойс, что они приводят к практическому действию – называют Авраама, Ицхака и Якова, основное качество которых – мидойс, именем «овойс» (Как сказали наши мудрецы За"Л[40] «не называют «овойс» но только троих»), поскольку они приводят к толдойс (порождения).
И это выражается в двух аспектах:
алеф) у самих отцов требовали и действовали мидойс – добрых дел в практическом действии, как сказали Разал «порождения праведников – добрые дела»; бейс) они действовали также с другими людьми, что это также объяснение слова «овойс» буквально, – что они передали по наследству свои идеи своим сыновьям и сыновьям их сыновей во веки веков.
Хес
В соответствии с этим будет понятно, то, что объясняет Раши в начале главы: «И Я раскрылся – отцам».
Многие комментаторы останавливаются на этом и спрашивают – что добавляет здесь Раши к самому посуку – «И Я открылся Аврааму, Ицхаку и Яакову»?
Есть комментаторы, которые объясняют, что Раши сокращает свой язык в первом посуке, поскольку он сосредотачивается в основном на словах «Б-гом Все-сильным, а Мое имя Гавайе не был Я известен им». Но это объяснение непонятно, поскольку Раши мог сосредоточиться изначально на этих словах, и вообще не упоминать первые слова в посуке.
И в особенности в соответствии с тем, что известно из Шало, и еще больше от Алтер Ребе и Рабойсейну несиейну[41] после него, которые обращали внимание на большую точность каждого слова и буквы в комментарии Раши – безусловно, требуется объяснение: что добавляет здесь Раши словами «К отцам»?
И объяснение в этом: Раши хочет подчеркнуть, что основное достоинство Авраама, Ицхакка и Якова – то, что они – «Авот[42]». Хотя в каждом из них было особое достоинство его служения – Авраам – в хесед, Ицхак – в гвура, Яаков – в тиферес, и у каждого из них его качество было в полноте совершенства и бесконечно, – тем не менее, не это их основное достоинство, но – то, что они – «овойс». И подобно тому, что сказано в Торе про Авраама «Ибо Я знаю его за то, что прикажет своим сыновьям и его дому после него...» Вс-выший любит Аврама, и почему? – поскольку он приказывает своим сыновьям и дому его после него», и не упоминает достоинство его личного служения.
И хотя в посуке не говорится непосредственно слово Овойс» – тем не менее, Раши объясняет и раскрывает это в посуке – основное достоинство Авраама Ицхака и Якова – мидойс – в том, что они – Авот, т.е. что приводят толдойс.
Тес
В вопросе требования Вс-вышнего от Мойше рабейну, чтобы также у него была природа мидойс, хотя его основная идея и миссия – это мудрость и постижение (сехел) – есть два аспекта: алеф) чтобы не было у него никаких вопросов, но чтобы принимал свою миссию с каболас ол[43], как объяснялось выше; бейс) чтобы это было в движении притяжения вниз, и как мы находим, что после матан Тойро[44] Мойше рабейну занимался делами, связанными с нижним миром, еще больше, чем овойс: овойс, хотя их идея была мидойс, были пастухами, и в известной мере были отделены от мира; в отличие от них, Мойше рабейну объяснил Тору «на семидесяти языках» для всего мира, а в отношении сыновей Израиля было «ты говоришь мне, неси его бэхейкехо[45]...»
И это есть объяснение двух выражений в мидраше в отношении соединения высшего и нижнего миров, которое произошло вследствие матан Тойро: алеф) «Высшие опустились вниз» – и также это в малом мире – человеке: разум, природа которого – отделение, и находится в состоянии подъема, притянется вниз, чтобы действовать в практическом действии; бейс) нижние поднимутся наверх» – что природа «ноги», которая есть аналог нижнего мира в органах человека, и исполняет все указания головы без того, чтобы спрашивать «почему» – чтобы эта природа, которая есть в нижней ноге, будет также в голове, которая есть аспект высшего мира в человеке, чтобы также в разуме было движение исполнения всякого дела без того, чтобы спрашивать «почему»
Йуд
И это есть указание для всех сыновей Израиля.
Известно, что есть различные типы сынов Израиля – начиная от «Рошейхем шивтейхем[46]», и вплоть до «хойтев эйцехо вешойев меймехо[47]». И поэтому, требуется от «высших», тех, кто находятся на самых высших ступенях, «рошейхем шивтейхем», чтобы они спустились вниз, и занимались с другими евреями, даже теми, которые в аспекте «хойтев эйцехо вешойев меймехо»; а от «нижних», тех, кто находится на самых низших ступенях, требуется, чтобы они «поднялись наверх» - чтобы они учили Тору, не только открытую Тору, но также пнимиюс[48] Торы, и требуется от них не просто выполнение мицвойс, но именно бегидур[49]. От каждого еврея требуется «кол хелев леГавайе[50]», что он должен отдать Вс-вышнему свои лучшие силы, так, чтобы его Тора и мицвойс были из лучшего в нем.
И также от самого типа «рошейхем шивтейхем», что в общем это «сидящие в шатрах[51]» - требуется соединение высшего и низшего – работать в мире, и чтобы у них в разуме было движение принятия ига, как говорилось выше.
Йуд алеф
Вышеупомянутое указание относится к каждому и каждой из нас, ибо у каждого и каждой есть возможность для двух способов поведения -подобно Мойше рабейну или подобно овойс:
Есть возможность для поведения, подобного поведению Мойше рабейну перед дарованием Торы – аспект мойхин[52] и сехел, что природа разума – закрыться в своих четырех локтях, и не заниматься с миром.
Но такой способ поведения – это не есть порядок, который требуется в соответствии с Матан тойро, ибо это не есть цель Дарования Торы. И в особенности в соответствии с тем, что было объяснено, что в наших поколениях нет места для поведения «моя душа желает Торы», таким образом, что через это не исполняется аспект «лошевес йецоро[53]», и это порядок только для людей на уровне Бен Азая.
Требуемое поведение – что также те, у кого их основное назначение связано с хохмо и сехел, – что в общем это «йойшвей ойгел» и «морей Тойро», что они подобны Мойше рабейну (поскольку в каждом поколении есть разделение подобно разделению между Мойше рабейну и Овойс – разделение между «йойшвей ойгел и Морей Тойро» и баалей асоким[54] и «морей увдин товин[55]») – что также они должны быть в аспекте овойс, спуститься в мир и заниматься также с «хойтев эйцехо вешойэв меймехо».
Это указание «высшие спустятся вниз», а кроме этого требуется также аспект бейс) – «нижние поднимутся наверх»:
также те, что основное их занятие – это хохмо и сехел, должен быть у них аспект регел, принятие ига, которое выше, чем таам ведаас[56]. И как обычно говорил мой тесть и учитель Адмур (Райац) – без «почему».
Йуд бейс
И это смысл раскрытия имени Гавайе, включающее в себе все противоречия, которое привело к исходу из Мицраим – устранение «мейцер агоройн», разделяющего между мойхин и мидойс.
И как он перечисляет подробно в Писании четыре языка избавления, вплоть до «вегевейси эсхем эл гоорец...[57]» «эрец тойво урхово[58]», что указывает на будущее избавление, – дни Мошиаха, оживление мертвых и будущий мир.
* * *
Йуд гимел
На посук «воэгйе эцлой эмун» сказали Хазал, «Тора говорит, «я была инструментом Вс-вышнего», так принято в мире, земной царь, который хочет построить себе дворец, ...у него есть сначала проект... также и Вс-вышний, смотрел в Тору и творил мир. Следовательно, все вещи, которые есть в мире – их источник – из Торы.
И поскольку в мире существуют два вышеупомянутых типа «морей Тойро» и «морей увдин товин» – следовательно, необходимо сказать, что также в самой Торе есть подобие этих двух вещей.
Т.е. что есть Тора, как она есть в аспекте мудрости (хохмо) – что нет еще в ней понимания и постижения деталей, и само собой, нет в этом указания, как исполнять мицвойс, ибо нет в ней детальных указаний вообще; и есть дополнительный уровень в Торе, – когда она приходит в аспекте бино[59], понимание и постижение в детальности, что в этом (уровне) уже есть указание в отношении исполнения мицвойс.
И два этих аспекта – они соответствуют аспектам «Торы» и «добрых дел», как они в самой Торе: Тора, когда она в аспекте хохмо, что нет в ней детальных указаний, – это аспект «Торы» в Торе, а Тора в аспекте бино, что есть в ней указания по поводу исполнения мицвойс – это аспект «добрых дел» в Торе.
И различие между этими двумя аспектами (хохмо и бино) – это также различие между маим (водой) и дом (кровью): хохмо – это аспект маим, поскольку «хохмо – мойхо[60]», а мозг относится к основанию воды и влажности; а бино – это аспект дом (кровь), поскольку «бино – либо[61]», а сердце – это местонахождение крови.
Йуд далет
Однако, понятно, когда говорится о Торе, то даже когда она в аспекте бино (кровь), что в этом аспекте есть уже разделение деталей, – это не подобно разделению и детализации, которая есть в мицвойс[62].
Поэтому мы находим, что каждый, кто занимается законами ойло, как будто принес жертву ойло, хотя изучающий – зор[63] (т.е. не коген), и находится вне Эрец Исроэл, и во время, когда Храм не существует..., – поскольку в Торе нет в такой степени аспекта разделения и ограничения, как в мицвойс.
И как объясняется в Ликутей Тойро в друшим[64] сфирас гооймер и хаг гашвуойс в вопросе различия между Торой и мицвойс – что мицвойс – их идея – эйворим[65] (поэтому есть 248 заповедей «делай» соответственно 248 органам), что каждый орган отделен от другого, и в нем есть его собственные измерения и ограничения, в отличие от этого Тора – она подобна крови, что хотя кровь достигает каждого органа в детальности, тем не менее, это та же самая кровь.
Тес вов
И вот, кроме общего разделения на 613 мицвойс, в общем подразделяются все мицвойс на две линии – уйди от зла и делай добро.
И само собой понятно, что также это в Торе (как она в аспекте бино и дом, что тогда есть в ней детальные указания к исполнению заповедей, как объяснялось выше), что есть в ней два общих движения - «уйди от зла» и «делай добро», т.е. линия устрожения – «сур мейро», и линия облегчения «И делай добро»).
Но поскольку идея разделенности в Торе – это не есть истинная разделенность (как объяснялось выше) – поэтому также в вопросе хумройс[66] и кулойс[67] в Торе мы находим аспект гискалелус[68], «из кулей дома Шамая и из хумройс дома Гилеля».
Также как в исполнении заповедей необходим аспект гисхалкус[69], что следует исполнять каждую заповедь во всех ее деталях и уточнениях (именно этой мицвы) – также необходимо в Торе быть (также) аспекту общности (гискалелус), т.е. что также в доме Шамая необходимо быть аспекту куло (которая есть в общем аспект дома Гилеля), и также в доме Гилеля необходимо быть аспекту хумро (которая есть в общем аспект дома Шамая). И поэтому Тора – это Тойро ахас – одна Тора – поскольку есть в ней аспект единства и общности (гискалелус).
Тес заин
И вот, поскольку аспект Тойро ахас относится к Гавайе эход, а душа – она «часть Б-га свыше буквально» (и известно высказывание Баал Шем Това от имени Расаг «Сущность, когда ты схватываешь ее часть, ты схватываешь ее целиком», что в соответствии с этим следует, что душа, которая есть «часть Б-га свыше буквально» она подобна Сущности всей), и она одевается в тело человека из Израиля – с необходимостью следует, что также все аспекты, которые есть в теле человека – они подобны Торе.
И подробнее:
Органы тела – отделены друг от друга, подобно мицвойс.
Кровь – несмотря на то, что не разделяется так сильно, как органы, тем не менее, также в ней есть разделенность, подобно разделенности в Торе: кровь в общем подразделяется на два вида – ибо кровь выходит из сердца, а в сердце есть «правый желудочек» и «левый желудочек», и кроме этого, сама кровь подразделяется на две части – что есть частицы крови (=кровяные тельца=эритроциты), задача которых – приводить энергию и питание всем органам тела (подобно аспекту асей тойв в Торе) и есть частицы крови (=лейкоциты=), что смысл их – воевать с аспектами не-желательными в теле (подобно аспекту «сур мейро в Торе).
Йуд заин
Однако, также как в Торе (кроме аспекта гисхалкус) есть также аспект гискалелус (из кулей дома Шамая и из хумройс дома Гилеля) – также это в крови человека, что также в ней есть аспект гискалелус:
частицы крови, задача которых – привести хайус[70] во все органы тела (что это есть идея хесед – ваасе тов), они красного цвета, что это цвет, указывающий на гвуройс; а те частицы крови, что их идея – бороться с не-желательными аспектами (что это есть идея гвуройс -сур мейро) – они белого цвета, что это цвет, указывающий на хасодим именно.
Те части крови, идея которых– приводить хайус к органам тела (что это есть аспект хесед и раскрытия) – их притяжение – из сердца, что в нем находится основное присутствие души еще более, чем в мозгу (как объясняется в другом месте), поэтому понятно, что это наиболее высокая гамшохо[71]. И если бы это высокое притяжение аспекта хесед приходило также в сосудах хесед и раскрытия – это было бы больше, чем допустимо, и тело бы было не способно воспринять такую гамшохо.
И как объясняется этот аспект Свыше – что со стороны аспекта «Ты дал им избыток блага – они не смогут выстоять», должно быть притяжение аспекта хесед в сосудах гвуро именно. И подобно этому – это внизу, что частицы крови, что их идея – хесед – «Свет хесед» должнцы быть красного цвета (что это есть аспектт сосуда – сосуды гвуро).
И с другой стороны, те частицы крови, что их задача – воевать с не-желательными аспектами (аспект гвуро и цимцум – «Свет гвуро»), если бы они приходили в сосуде, что его аспект гвуройс и цимцум – цимцум был бы больше допустимого, и это бы привело к тому, что эти частицы крови будут воевать (не только с аспектами не-желателными, которые следует удалить, но) также с частицами тела, которые можно излечить. поэтому необходимо, чтобы эти частицы были белого цвета (что его идея – хесед – свет гвуро в сосудах хесед).
Йуд хес
Еще одна идея, которую мы находим в крови человека, что она подобна ее аспекту в духзовности:
частицы крови, задача которых – воевать с не-желательными явлениями, – они очень и очень немногочисленны относительно частиц крови, задача которых - притягивать жизненность.
И также это в духовности этих вещей – что основа работы – это в асей тойв, а не в «сур мейро».
Как известен пример от «царя из плоти и крови, что хотят сделать ему красивое жилище», что хотя перед этим «должны освободить дворец от всякой грязи и нечистоты» (сур мейро) – это не есть основная работа, но в аспекте «млохо шээйно црихо легуфо[72]» (ибо было бы гораздо лучше, если бы не были там не-желательные аспекты изначально, и тогда можно было бы «сэкономить» всю работу «сур мейро». И основная работа – «установить там красивые сосуды» чтобы это было достойно жилища царя. («асей тойв»)
И также это относительно того, чтобы строить «жилище» для Вс-вышнего («жилищще в нижних»), что основная работа – это работа «асей тойв».
Йуд тес
В соответствии с вышесказанным будет также понятно, то, что пишет Рамбам «быть телу здоровым и цельным – из путей служения Вс-вышнему это» – что, на первый взгляд, непонятно: понятно еще, что здоровое тело – нужно, чтобы это не мешало служению Вс-вышнему. Но зачем нужно «шолейм[73]»?
[Отсутствует все продолжение объяснения. В этом вопросе было упомянуто высказывание Магида «когда становится маленькая дырочка в теле, становится большая дыра в душе». И объяснялось, что поскольку быть телу здоровому и цельному – из путей служения Вс-вышнегму это (т.е. что здоровье и цельность тела добавляет в вопросе служения Вс-вышнему) – также это в другую сторону, что через цельность в «путях служения Вс-вышнему» становится совершенство в «бытие тела здоровым и цельным». Т.е., что через цельность в служении (т.е. даже если изначально не был цельным – он делает тшуво, и движение его тшувы оно таким образом, что уничтожается вся проблема изначально, подобно тому, как «хохом ойкер ганедер меикорой») – становится само собой тело «здоровым и цельным»]
* * *
Маамар (как сиха) начинающийся со слов «гойду лаГавайе китойв»
* * *
Коф алеф
Как говорилось выше, что в словах Вс-вышнего к Мойше рабейну «жаль тех, кто ушел и нет их с нами» – через это пробудил также в Мойше этот аспект, что также в Мойше, что его идея – сехел и хохмо, – будет работа овойс – мидойс.
Ибо на первый взгляд непонятно: что плохого в том, чтобы мойше рабейну остался в своей идее (хохмо), а аспект мидойс был бы исполнен посредством овойс?
И объяснение в этом (как говорилось выше п.5) – что поскольку цель в даровании Торы – это единство и гискалелус, было необходимо, чтобы также Мойше рабейну, тчо его идея – хохмо, притянется и опустится в мир посредством «мейцер агоройн» (хотя природа хохмо - это отделенность).
И через то, что этот аспект (соединение верха и низа было произведено в Мойше рабейну – был притянут этот аспект во все поколения после него:
сила на соединение двух противоположностей высшего и нижнего миров – есть у каждого и каждой из Израиля, посредством того, что Вс-вышний показал Мойше рабейну «ад гайом гоахаройн[74]», и сказали Разал «Ад гайойм гоахаройн[75]», что Вс-вышний показал Мойше все поколения сыновей Израиля до прихода Мошиаха – что, как известно, видение глаз праведников действует и дает силы – что посредством того, что Мойше рабейну видел всех сыновей Израиля, также сыновей Израиля, которые будут в «пятках Мошиаха», он дал им силы соединить высшее и низшее.
И такое поведение (соединение мойхин и мидойс) приводит геуло, как все четыре языка избавления, перечисляемые в продолжении главы, и выходят из всех границ и ограничений, вплоть до «И Я приведу вас в землю» – «как дни твоего исхода из Мицраим», посредством Мошиаха цидкейну, в скором времени, буквально.
Коф бейс
Эта идея также связана с ройш хойдеш шват:
«В одиннадцатый месяц в первый день месяца начал Мойше объяснять эту Тору», и объясняют Хазал, что в этот день (рош ходеш шват) перевел Мойше рабейну Тору на все семьдесят языков.
И на первый взгляд, зачем ему было нужно делать это? Ведь все сыновья Израиля говорили тогда на Святом языке, и находились по дороге к тому, чтобы захватить 31 царя в Эрец Исроэл, таким образом, что «лой сехайе кол нешомо[76]», и если так, для чего нужно было им переводить Тору?
И даже если в действительности нужно было делать это, – другой человек мог сделать это, и не обязательно сам Мойше рабейну, что каждая секунда была у него на счету, и в особенности, в такое время – рош хойдеш, который выше, чем «йойм гамаасе[77]», до такой степени, что есть обычай не делать работы в этот день, и в особенности – женщины.
Перед поколением разделения[78] (языков) все люди говорили на Святом языке, но только что из-за греха поколения разделения привел к аспекту раздробенности и разделенности, «что не услышит человек голоса друга своего», что стали языки различные и раздельные, противоположность идее единства в святости, «Гавайе эход». Но сыновья Израиля, которые «один народ» притягивают, посредством «Тойро ахас» «Гавайе эход» также на землю, что также в материальной земле будет аспект ахдус. Но из-за того, что поколение разделения восстали против «Гавайе эход» – произошло разделение и раздробленность в мире, и от этого произошли 70 языков.
И этот есть цель ого, что Мойше рабейну перевел Тору со Святого языка на 70 языков: он притянул ахдус – Святой язык, также в место разделения – 70 языков, чтобы также там ощущался аспект «Гавайе эход», посредством «Тойро ахас».
И эта идея должна была реализоваться посредством Мойше именно, а не через другого человека, – из двух соображений:
алеф) поскольку это хидуш Дарования Торы, что будет гискалелус высших и низших (что из за этого требовал Вс-вышний у Мойше рабейну, чтобы у него был также аспект овойс – сочетание хохмо и сехел с мидойс), поэтому именно сам мойше, что он есть наивысший уровень в хохмо и сехел, должен был принизить себя вплоть до уровня 70 языков.
бейс) Только Мойше рабейну может притянуть единство Вс-вышнего вплоть до места разделенности, и никто другой, ибо тот, который может опуститься «ниже, ниже, что ниже уже нет» – это только тот, кто сам по себе «выше выше, что выше его нет». И как известен пример, что объяснить какую-либо идею сильному ученику или среднему ученику, может также средний мудрец; но чтобы объяснять самый глубокий разум самому маленькому ученику – может только самый большой мудрец. Не самый большой мудрец – не сможет опустить слово мудрости вплоть до маленького ученика, и если попытается сделать это – пропадет в его словах глубина постижения. И также это в нимшол[79], что только Мойше рабейну мог перевести и притянуть Святой язык в место разделения 70 языков.
Коф гимел
В соответствии с этим следует объяснить еще один вопрос:
на посук «Онойхи Гавайе Элойкехо[80]» приводится в Мидраше «Онойхи – лошон мицри[81]».
И нужно понять:
десять заповедей – это «общность всей Торы», поэтому десять заповедей включают в себя все заповеди, как объясняется в азгарот р. Саадии Гаона, и указывается также в том, что в десяти заповедях есть 620 букв в соответствии с 613 заповедей Торы и 7 заповедей, установленных мудрецами;
в самих десяти заповедях, две первые заповеди -они обладают еще большей общностью – «Онойхи» заключает в себе все заповеди «делай», а «лой йигйе лехо»-все заповеди «не делай», поэтому есть в них особенное достоинство, что «онойхи» и «лой йигйе лехо от Самого Вс-вышнего слышали мы»;
И в этих двух заповедях, – заповедь «Онойхи» предшествует дибуру «ло йигйе лехо» - т.е. что заповедь «онойхи» не только первая по порядку, но также первая и высшая по своему уровню, и как понятно также в соответствии сих содержанием: во второй заповеди говорится о такой ситуации, когда есть возможность подумать по-другому, не дай Б-г, и поэтому нужен приказ «ло йигйе лехо» и, с другой стороны, в первом дибуре нет изначально возможности сказать по-другому, не дай Б-г, и нет необходимости вообще отрицать мысль заблуждающегося, «чужие боги»;
И в самой первой заповеди, – «онойхи» – это первое слово, заключающее в себе всю Тору, и как объяснялось выше, что Онойхи указывает на сущность Вс-вышнего, о которой невозможно сказать ни буквой, ни кончиком буквы.
И непонятно: Как это возможно, что именно слово Онойхи, – на «Египетском языке»? Уровни раскрытия Б-жественности, которые можно обозначить словами, – Гавайе и Элойкехо – они на святом языке, а именно Онойхи, которое указывает на сущность Вс-вышнего, это «лешон мицри»?
Коф далет
Еще более непонятно, в соответствии с тем, что объясняется различие между святым языком и остальными языками:
одно из объяснений для названия «лошон койдеш» это то, что поскольку в этом языке нет имени для эрво[82] и т.д. И спрашивают на это: ведь каждое творение получает свою жизненность от имени, которым оно называется в святом языке. Буквы имени – это сосуд для Б-жественной жизненности, притягивающейся к этому творению от «десяти изречений», с помощью которых был создан мир, и, следовательно, необходимо сказать, что у всякого творения есть имя в святом языке. И если так, как же можно сказать, что у какой то вещи нет имени? И объяснение в этом: имя в святом языке выражает идею вещи, как она еще в святости, и это вообще не идея наготы. Только после того, как имя спускается ниже и ниже,– происходит идея наготы, и тогда получает свое имя в 70 языках.
(и подобно тому, как подробно объясняется в хсидус, то, что сказано про грех дерева познания, «И узнали, что нагие они», что только посредством греха поняли Адам и Хава, что они – нагие. И спрашивают на это: как это возможно, что через грех в них добавилось знание? И объяснение: перед грехом, поскольку в Адаме не было никакой идеи страсти[83], и идея всех органов тела была только то, чтобы служить с их помощью Вс-вышнему. – поэтому «И не стыдились», ибо, поскольку в это не было замешана идея страсти, и использование этого органа было только для того, чтобы исполнить с его помощью заповедь, – заповедь «плодитесь с размножайтесь», не было чего стыдиться в этом, в точности так же, как человек не стыдится своей руки, на которую он одевает тфилин. И наоборот, заповедь «плодитесь и размножайтесь – это первая заповедь, и только после греха дерева познания, который привел страсть в мир, – это стало постыдным, и тогда поняли Адам и Хава, что следует стыдиться этого.
Сами 70 языков – также подразделяются на несколько ступеней, и среди них египетский язык – это самый низкий уровень, поскольку Египет называется «наготой земли», и населяющие его люди были «поглощены развратом», что в этом выражается достоинство языка, как объяснялось выше; и, тем не менее, когда Тора нуждается в слове, которым выражается Сущность Вс-вышнего, берут это слово из египетского языка!
Коф гей
И объяснение в этом:
Уже в первом слове, которое сказал Вс-вышний во время Матан Тора (Дарования Торы), Он указал идею и цель Матан Тора:
Цель, ради которой было раскрытие «Онойхи» (Сущности Вс-вышнего) (не так, как было до того, что раскрывалась только гаоро (отсвет) Б-жественности, но раскрытие Сущности Вс-вышнего) – это ради «лешон мицри» (Египетского языка). Цель Торы – притянуть святость не только в аспекты лешон кодеш (святого языка) – для этого не было необходимости пользоваться силой, которая была дана в Матан Тора. Цель Матан Тора – опуститься вплоть до 70 языков, вплоть до лешон мицри, («лемицраим йерадтем[84]» - «В Египет спускались вы» - вопрос, который Мойше рабейну задал ангелам), и также туда притянуть святость.
И также в направлении снизу вверх: когда и каким образом «схватывают» Онойхи – именно через «лешон мицри».
Все время, пока не занимаются с миром, вплоть до аспектов Мицраим, чтобы сделать также из них кли (сосуд) для Б-жественности, - даже если занимаются Торой и молитвой (лешон кодеш) для себя – как бы высоко ни было такое служение, и как бы высока ни была ступень, которой достигают таким служением, - можно «схватить» только те уровни, которые есть «имена» Вс-вышнего:
С помощью служения ал пи сехел (на уровне разума) – становятся кли для имени Элоким (Элокут, ограниченный разумом, природа); а через работу выше чем сехел – для имени Гавайе («был есть и будет одновременно»). Но Сущность невозможно схватить через это. Ибо даже самые высшие уровни – это не кли для Ацмус – «небеса и небеса небес не вместят Тебя» - даже самые высокие духовные миры и уровни не есть сосуд для Тебя, для Самого Вс-вышнего,
Но – (как говорится в окончании этого посука – с удивлением) «также этот дом» (т.е Храм), т.е. что речь идет про «также этот дом», дом, построенный из материальных вещей, из мира, про который сказано «также Я сделал его»
Через работу с самыми нижними вещами, и вплоть до лешон мицри, через это «схватывают» аспект «онойхи» - «Ано нафши ксиовис йеhовис», что Вс-вышний записал и дал Себя (свою Сущность) в «лешон мицри». И поэтому именно через вопрос «В Египет спускались ли вы?» была дана Тора евреям именно.
Коф вов
Указание из вышесказанного ясно: нельзя ограничиваться святыми делами только, но есть необходимость заниматься также с миром.
И эта работа должна исполняться двумя способами: алеф) не закрываться в своих «четырех локтях», но делать также из мира сосуд для Б-жественности. Бейс) также в работе с самим собой – не достаточно только отдаваться изучению Торы, молитве и исполнению мицвойс, но должно быть также «Во всех твоих путях познай Его»: не достаточно исполнения всех мицвойс Торы и установлений мудрецов, устрожений и украшений ришойним[85], ахройним[86] и ахроней ахаройним (что также это – Тора, ибо она «длиннее земли»); но требуется что в «дрохехо» - твоих путях – разрешенные вещи в мире (который ограничен – Мицраим), будет аспект «доэгу» - познание (даас – гискашрус[87]) Б-жественности.
И пусть это не будет легким в твоих глазах, ибо от работы «бехол дрохехо доэгу» зависит вся Тора – «маленькая глава, что все основные законы Торы зависят от нее». Когда не хватает работы «во всех твоих путях познай Его» - даже если делают все по закону, это способно привести к разрушению, не дай Б-г, во всех святых делах, подобно тому, что сказали Разал «Не разрушился Иерусалим, но только (потому), что поставили их законы по законам Торы» и не более того. И, с другой стороны, посредством аспекта «бехол дрохехо доэгу» - «схватывают» суть Торы – «Онойхи ми ше Онойхи», и отсюда притягивается аспект «Гавайе» и «Элойкехо», вплоть до «Ашер лереехо», которые включают в себя все заповеди.
Коф Заин
Говорилось несколько раз, что объяснение того, тчо первый день месяца называется «Рош ходеш», это потому, тчо этот день включает в себя все дни месяца, также как голова человека включает в себя жизненность всех органов тела.
Десятое число месяца шват – это день гилуло моего тестя и учителя Адму"р. И мы видим особенное отношение этого дня, десятого швата, к дню Рош ходеш – что в этот день Мойше рабейну, первый Глава народа Израиля, перевел Тору со Святого языка на семьдесят языков. «Распространение (света) Мойше в каждом поколении». Глава нашего поколения, мой тесть и учитель Адму"р, гилуло которого мы отмечаем в йуд шват, занимался наиболее глубокими аспектами открытой и скрытой Торы, и вместе с этим «перевел» Тору, как открытую, так и скрытую, на различные «языки» - и вплоть до самого низкого уровня – для «детей плена» и т.д.
И такое поведение Ребе требовал от своих хасидим и мекушорим, что также у них будет соединение двух противоположностей вместе: чтобы они занимались наиболее глубокими вопросами в ниглэ и в хасидус, и вместе с этим чтобы они не ограничивались «четырьмя локтями», но занимались с миром.
И в заслугу такого поведения, чтобы не быть ограниченным в одной только линии, но соединение двух противоположных линий – выведет наш Вс-вышний из теснин изгнания, ибо все изгнания называются Мицраим, от языка теснин и границ, - и приведет нас в «землю добрую и широкую», посредством Мошиах цидкейну, в скором времени буквально.
Коф Хес
В соответствии с этим будет более понятно, то, что сказано в начале главы «Воэйро… эл Яакойв», а не «эл Исроэл» - ибо требование от Мойше рабейну, чтобы он был подобен Отцам, это чтобы он был именно как Яаков, а не подобно Исроэлю:
«Исроэль» - от языка «Ки сорисо им Элойким…[88]» - что он хозяин и находится выше, чем имя Элойким, гиматрия «гатева».
Но в действительности, конечная цель – именно в «Яаков» («Яаков раб Мой»), что называется так в знак того, что «И его рука держит за пяту Эйсава». Т.е., что несмотря на то, что занимаются с материальными вещами («пята Эйсава»), происходит «И пришел Яаков цельным», и не только цельным в душе его и в Торе его, но также цельным в теле его и в имуществе его: «в теле его» - его доле в «малом мире», и «В имуществе его» - его доле в «большом мире».
И именно через это «схватывают» «Онойхи ми ше Онойхи», раскрытие Ацмус, которое раскроется в будущем избавлении, - которому должна предшествовать работа во время изгнания именно. И это есть аспект «Моту раглин бераглин» - что именно через аспект регель и экев в гишталшелус, пятки Мошиаха, происходит аспект «Веомду раглов…», что это есть аспект раскрытия Ацмус.
[Приказал петь «Эймосай кооси мар», «Ани маамин»]
[1] «Зачем Ты сделал зло этому народу» (Шмойс 5, 22)
[2] Мера Суда
[3] «Нет левой стороны в Атик» (Зогар ч. 3 129, 1)
[4] миссия
[5] посланник
[6] Посылающий
[7] Непроизносимое Четырех буквенное имя Вс-вышнего
[8] Овойс, Авот – Отцы. Праотцы еврейского народа – Авраам, Ицхак и Яаков
[9] т.е в посуке должно быть, по идее, сказано «Исроэл», а не «Яаков»
[10] «разделить» (между Святым и будничным)
[11] практическое указание
[12] «Пятки Мошиаха», последние, наиболее низкие поколения изгнания
[13] Наши мудрецы, благословенна их память
[14] сфира «хохмо» мира Ацилус
[15] «А мы – что» Бешалах 16, 7. «Ма» - «что», «ничто», указывает на качество битуль (подчинение) и на сфиру хохмо
[16] Эмоции (в системе 10 сфирот – три высших уровня соответствуют сехель – разуму, семь нижних соответствуют мидойс – эмоциям. См. подробнее в Тании гл.3)
[17] «доброта», первая из семи мидойс
[18] любовь
[19] Йешайа 41, 8
[20] Наш отец
[21] строгость (вторая из семи мидойс)
[22] страх
[23] Вайейцей 31, 42
[24] «и потускнели глаза его» (Толдойс 27, 1 и Раши там)
[25] «великолепие», третья из семи мидойс, сочетающая предыдущие две
[26] обычно переводится как «милосердие».
[27] Мера. Множественное число – «мидойс»
[28] «постель его цельна», т.е. все его дети - праведники
[29] Йегошуа 24, 19
[30] разум
[31] чувства, эмоции
[32] уровень «хохмо»
[33] «мне – глава»
[34] «экев» - пятка
[35] горло
[36] практическое действие
[37] «делай добро»
[38] «уйди от зла»
[39] добрые дела
[40] благословенна их память
[41] Главы Хабада в различных поколениях
[42] отцы
[43] принятие ига (Небесного Царства)
[44] Дарование Торы
[45] Бегаалойсхо 11, 12 «Ты говоришь мне, неси его в лоне своем»
[46] «главы ваших колен»
[47] «рубящий дрова твои и черпающий воду твою»
[48] внутреннюю часть Торы – кабала и хасидут
[49] Со всей детальностью и тщательностью
[50] «весь тук – Вс-вышнему»
[51] т.е., изучающие Тору
[52] мозг
[53] «создал ее (землю), чтобы она была населена»
[54] люди действия
[55] делающие благие дела
[56] объяснение и понимание
[57] «И Я приведу вас в землю…»
[58] «земля добрая и широкая»
[59] см. Тания г. 3
[60] мозг
[61] сердце; качество «хохмо» соответствует мозгу, качество «бино» соответствует сердцу
[62] т.е. детализация в Торе даже на уровне бино, не достигает степени детализации в практическом исполнении мицвойс.
[63] Чужой (не коген)
[64] комментарии
[65] (частные) органы
[66] устрожения
[67] облегчения
[68] сочетание
[69] разделенность
[70] жизненность
[71] притяжение (света, энергии)
[72] работа, которая сама по себе не нужна
[73] цельное
[74] «До последнего моря»
[75] «До последнего дня»
[76] «не оставляй никого в живых»
[77] будний день
[78] Строители Вавилонской башни
[79] «мошол» - пример. «Нимшол» - то, на что приводится пример
[80] «Я – Вс-вышний, Б-г твой»
[81] «Онойхи» («Я») – Египетский язык
[82] нагота
[83] таава
[84] «В Египет спускались вы?»
[85] первые поколения (мудрецов)
[86] последние поколения (мудрецов)
[87] даас=познание=связь
[88] «Ты боролся с ангелами…»