146. ВОЙНЫ ЗА ДУХОВНУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ. ХАНУКА
МАТТАТИЯ (МАТИТЬЯУ)
Царь Антиох издал приказ по армии, обязывая своих воинов посетить каждый еврейский город и село, воздвигать там языческие алтари, устанавливать идолов и заставлять евреев поклоняться им. Не подчиняющиеся этому приказу безоговорочно подлежали смерти.
Таким образом, воины уже обошли большую часть Святой Земли, когда они появились в маленьком городке Модиин, в нескольких милях к северу от Иерусалима. Здесь жил Маттатия, глава священнической семьи из рода Хасмонеев, и его пять сыновей – Иоханан, Шим'он, Иуда, Элеазар и Ионатан. Их сердца были полны печали при виде великой катастрофы, постигшей их народ. Хотя казалось, что борьба против численно превосходящих сил регулярной сирийской армии, обученной военному делу, дело безнадежное, они все же никогда не отчаивались.
Когда Апелл, один из сирийских надзирателей, явился в Модиин со своими воинами и начал убеждать население отказаться от своей веры и стать идолопоклонниками, Маттатия и его сыновья вышли из своих укрытий, чтобы выступить перед собрашимися.
«Если даже весь народ сирийского государства подчинится царскому приказу, чтобы отказаться от веры своих отцов, то я и мои сыновья все же останемся верующими и истинными евреями», смело заявил старый священник Маттатия.
Один из бывших там евреев выступил вперед, чтобы принести жертву Юпитеру на алтаре, воздвигнутом на базарной площади. Маттатия не смог больше удержать свой гнев. Он напал на изменника и убил его. Сыновья Маттатии, вооруженные длинными ножами, напали на Апелла и его отряд, убили многих из них и прогнали остальных, после чего они разрушили алтарь.
Этот мужественный поступок оказался поворотным пунктом в борьбе против насильников; он явил собою пример смелого сопротивления захватчикам. Первый удар был нанесен.
«Все, оставшиеся верными Б-гу, за мною!», воскликнул Маттатия.
Маленький отважный отряд еврейских повстанцев бежал в Иудейские горы, где они попрятались в пещерах и тайно обучались военному делу. Они знали, что они должны ожидать появления царских карателей, как только царь узнает обо всем, что они сделали. Однако их число все увеличивалось вновь присоединившимися к ним евреями. Они делали вылазки под прикрытием темноты, время от времени появляясь неожиданно в городах и селах, занятых сирийскими войсками, убивая сирийцев и разрушая их языческие алтари с идолами.
Таким образом, горсточка подпольных борцов непрерывно преследовала врага, не давая ему возможности отплатить им тем же. Евреи по всей стране были ободрены этими успешными действиями сопротивления сирийцам и укреплялись в своей вере, что придет помощь от их Небесного Отца.
Когда эти переживания и большое напряжение начали сказываться на здоровье престарелого Маттатию и он почувствовал, что конец его близок, он созвал своих сыновей и выразил им свои последние пожелания. Он призывал их объединиться в своей борьбе и не успокоиться, пока враг не будет уничтожен, Бет-Амикдаш очищен от идолов и имя Б-жье будет опять превыше всего на Святой Земле. Маттатия назначил своего сына Шим'она духовным руководителем и советником, а Иуду, наиболее отважного и героического из своих сыновей, на пост военного командира.
Смерть Маттатии горько оплакивали не только его сыновья и их маленький отважный отряд в горах, но и весь еврейский народ. Теперь, тлевшая в их сердцах искорка сопротивления возгорелась в пламя восстания против сирийских угнетателей.
ИУДА МАККАВЕЙ (МАККАБИ)
Третий сын Маттатии, Иуда, полностью оправдал доверие отца.
Он все смелее нападал на сирийские отряды. Вскоре он мужественно встретился с небольшими вражескими отрядами в открытом бою, и после того, как он нанес им одно поражение за другим, он умело воспользовался их оружием.
Не считаясь с опасностью, Иуда всегда был в передовых линиях своих бойцов и вскоре заслужил прозвище «Маккаби» (слово, состоящее из начальных букв еврейских слов: «Ми камоха боэйлим Ашем» («Шемот, XV:11), что означает: «Кто равен Тебе, о Б-же»; считают, что эта абревиатура была начертана на его знамени.
Поскольку регулярные оккупационные войска на Святой Земле были, по-видимому, слишком слабы, чтобы подавить открытое восстание евреев, Антиох послал Двух своих полководцев – Аполлония и Серона с частями регулярной армии из Сирии для борьбы с повстанцами.
Иуда Маккавей не хотел подвергать опасности свои отряды, поставив их лицом к лицу в открытом бою с численно превосходящим противником. Поэтому он каждую ночь водил своих отважных воинов в атаку на врага, убивая большое число сирийцев и нагоняя страх на остальных карателей.
Наконец Иуда получил секретные сведения, давшие ему возможность составить план внезапного нападения на главные силы вражеских войск. Несмотря на большое численное и качественное превосходство врага, Иуда и его последователи быстро разделались с войсками Аполлония и Серона, полностью их уничтожив. Так что, и на этот раз Иуда одержал чудесную победу.
ПОБЕДОНОСНАЯ ВОЙНА
Будучи сам занят попытками подавить восстания в других частях своей империи, царь Антиох поставил во главе огромной армии своего наиболее талантливого полководца Лиссия с задачей разбить еврейских партизан, осмелившихся сражаться с его регулярными войсками. Лиссий послал более сорока тысяч человек пехоты, семь тысяч человек кавалерии и большой обоз вспомогательных войск против шести тысяч воинов, возглавляемых Иудой Маккавеем. Трем опытным полководцам, Никанору, Горгиасу и Птолемею было поручено провести карательную операцию против евреев. Армия Маккавеев, теперь уже хорошо обученная и закаленная в боях, ждала их в боевой готовности. В то время как языческие армии оглушали себя перед битвой алкоголем, воины Иуды Маккавея молились и постились перед встречей с врагом. Ибо они знали, что только чудо может помочь им в этой неравной борьбе. Как во времена пророка Шемуэля, еврейские патриоты и теперь собрались в маленьком городке Мицпе, чтобы провести день в посту и молитве за победу. После поста Иуда Маккавей обратился к своим воинам со следующими словами: «Будьте мужественны в бою против язычников, которые намереваются лишить нас того, что для нас дорого и свято. Куда лучше умереть в бою, чем стоять опустив руки и видеть наш народ в беде и печали и осквернение нашего Бет-Амикдаша. И да исполнится воля Б-жья!.
Ободренные и воодушевленные своими вождями пошли еврейские воины в атаку в середине ночи и бросились на своих врагов, расположившихся лагерем в Эммаусе. Сирийские войска во главе с Никанором разбежались в панике, многие были убиты, а лагерь сожжен. Легионы Горгиаса, приблизившиеся с другой стороны, поплатились тем же. Они были полностью уничтожены маленькой, но мужественной еврейской армией, которой очень пригодились захваченные в бою трофеи бежавшего противника. Ибо евреи знали, что им нужно собрать сколько можно больше оружия и снаряжения, чтобы быть готовыми к неминуемому контр-наступлению противника.
Пришедший в ярость от постыдного поражения своих полководцев Лиссий, немедленно экипировал новую, еще более крупную армию и повел ее сам против войск Иуды Маккавея, наступая на Иерусалим с юга. Он был задержан у Бет-Цура, в нескольких милях от Хеврона, и, как и его полководцы раньше, был окончательно разбит.
Этой большой победой над главными силами сирийской армии (в 3622 году от с. м.) закончилась первая успешная фаза борьбы еврейского народа под водительством Хасмонеев против тирании Антиоха, который хотел искоренить еврейскую религию. Главные силы врага были отброшены за пределы страны, Иерусалим был освобожден, и только небольшой вражеский отряд держался еще в крепости, возвышавшейся над Иерусалимом.
Иуда Маккавей принялся за восстановление Бет-Амикдаша, который был осквернен сирийцами. При виде неслыханного святотатства в Доме Б-жьем глаза освободителей затуманились горькими слезами и сердца их преисполнились справедливым гневом. Они сразу же взялись за разрушение обнаруженных здесь многочисленных идолов. Они отставили оскверненный жертвенник и поместили его в отдельное помещение, ожидая указаний Б-жьего мудреца, как с ним поступить. Вместо него был установлен и освящен другой жертвенник. Была также установлена железная менора (светильник) вместо украденной золотой.
ЧУДО ХАНУКИ
Усиленные поиски священниками святого масла (опечатанного печатью коен-гадола), пригодного для применения в святой меноре, привели к обнаружению только одного небольшого кувшина с маслом, который не попал в руки осквернителей Бет-Амикдаша. Этого масла хватило бы всего на одни сутки горения в лампаде. Остальное масло было все осквернено, а на то, чтобы приготовить новое святое масло для меноры в соответствии с предписанными правилами требовалось восемь дней. Однако святая служба не была отсрочена. Священники зажгли лампады и вновь освятили Бет-Амикдаш благоговейной церемонией молитв, жертвоприношений и веселья. Это было в двадцать пятый день Кислева, в 3622 году от с. м.
Радость еврейского народа сопровождалась великим чудом – небольшое количество масла продолжало гореть вменоре в течение восьми дней, пока не было приготовлено новое святое масло! Это чудо показало всем, что Б-г охраняет еврейский народ, и это вселило во всех новую уверенность и мужество, дало им возможность смотреть на будущее с верой и с надеждой на Б-жью помощь. В память об этом чуде, знамении, свидетельствующем о явлении Б-жьем и его помощи, евреи празднуют восемь дней ХАНУКИ, то есть ОСВЯЩЕНИЯ Бет-Амикдаша (от 25 Кислева до 3 Тевета), путем зажигания ханукальных огней и чтения специальных молитв. Одна из этих молитв – «Ал-Анисим» – является выражением благодарности Б-гу за Его чудеса, за помощь Хасмонеям в их героической борьбе в защиту своей веры. Ибо «в те дни в это время» иудаизм и еврейство были конечно же спасены от одной из величайших опасностей, когда либо угрожавших существованию нашего народа.
Это была борьба не только «немногих против многочисленных и слабых против сильных», но и «праведников против нечестивцев», иудаизма против эллинизма, – и сила Торы победила.
ДАЛЬНЕЙШИЕ ВОЙНЫ МАККАВЕЕВ
В то время как евреи подвергались гонениям со стороны сирийского царя, многие малые страны вокруг Святой Земли воспользовались беспомощностью евреев, чтобы оторвать у них землю и грабить их имущество, и чтобы изводить их любыми способами. Теперь Иуда Маккавей решил свести счеты с этими врагами еврейского народа и укрепить границы своей страны. К счастью, сирийская империя в то время разрывалась на части в междоусобных раздорах. Царь Антиох Эпифан умер безумным, не закончив войну на восточном фронте своей империи, а Лиссий и Филипп спорили за право опекунства над малолетним цесаревичем – наследником престола.
Иуда Маккавей нанес поражение идумеянам, сжег их города и жестоко наказал их за враждебные отношения к евреям. Затем он двинулся на север, где аммониты и греки объединили свои силы, чтобы захватить небольшие еврейские колонии вдоль Иордана. Совместно со своим братом Ионатаном он нанес поражение этим врагам и осовободил более тысячи евреев. Старший брат Иуды Маккавея Шим'он успешно освободил евреев Галилеи от захватчиков и отогнал врага обратно к морю. Сам Иуда двинулся тогда на юг и покарал палестинцев за убийство многих сотен евреев.
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СИРИЙСКИХ АТАК
Между тем в Сирии победителем оказался Лиссий, и как только он обеспечил свое положение, он тут же возобновил свои попытки восстановить владычество Сирии над Иудеей. Он отозвался на призыв о помощи сирийских гарнизонов, державшихся еще кое-где в изолированных крепостях. Взяв с собою молодого даря Аптиоха Эвпатера, сирийский регент повел большую армию против войск Маккавеев. Обученные бою слоны возглавляли атаку сирийцев, точно так, как в наше время применяются танки. Несмотря на невероятное мужество и высокий боевой дух, малочисленные еврейские войска под водительством Иуды Маккавея оказались в очень тяжелом, почти безнадежном положении, будучи вынужденными противостоять бешеной атаке мощной армии Лиссия.
Элеазар, младший брат Иуды Маккавея, пытался предотвратить поражение еврейской армии ценой своей жизни. Он нацелился на самого большого и лучше всех украшенного слона, полагая, что на нем находится молодой царь Антиох Эвпатер. Пробив себе путь к огромному слону через прикрывавшие его войска, он прыгнул под него и всадил свой меч в его брюхо. Смертельный удар свалил слона. Он сбросил своего седока, который был похоронен вместе с героическим Элеазаром под тяжестью огромной туши зверя, рухнувшего замертво наземь.
Но не царя убил Элеазар, а одного из старших военачальников сирийской армии. И все же этот мужественный поступок Элеазара воодушевил его братьев, и они дрались еще непреклоннее, хотя это не могло изменить положения, и ничего другого не осталось ждать, как только того, что битва будет проиграна.
Когда Лиссий готовился штурмовать осажденные войска в Бет-Цуре и на Храмовой горе, положение еврейских воинов выглядело весьма опасным.
В этот очень критический момент гонец доставил царю известие из Антиохии, что трону угрожает восстание. Сирийцы в спешке заключили мирный договор с Иудой Маккавеем и вернулись в Антиохию.
Теперь еврейский народ смог вздохнуть свободно. Он мог жить в мире в полном соответствии со своей религией и законами Торы.
НОВЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ
Пока в Сирии правил Лиссий и опекаемый им царь Антиох Эвпатер, был мир в еврейской стране. Но в Антиохии вспыхнуло восстание, в результате которого были убиты оба эти правителя. Трон захватил Деметрий, племянник Антиоха Эпифана.
Эллинисты под водительством священника Эльякима, или, как он сам называл себя, Алкима, нашли в Деметрий своего союзника. Они убедили его вновь вернуть их к управлению еврейской страной. Деметрий назначил Алкима первосвященником и послал его в Иерусалим с армией под командой полководца Бакхида. Алким и Бакхид обещали евреям полную свободу религии и возможность выполнять еврейские законы, если они примут Алкима в качестве первосвященника. Иуду и его братьев это не убедило, но многие из верующих мудрецов, к сожалению, попались на эту уловку. Это неуместное доверие имело следствием то, что шестьдесят человек из них было убито по приказу сирийского военачальника. Среди них был и рабби Носи бен Иоезер, преемник Антигоноса иш-Сохо, который во все время борьбы сохранил традиции еврейской науки.
ПОБЕДА НАД НИКАНОРОМ
Новый первосвященник Алким, который был поставлен на этот пост против воли народа силой оружия сирийской армии, был всюду ненавидим. Бакхид вернулся в Сирию в полной уверенности, что евреи не могут возобновить свое сопротивление сирийскому владычеству и потому не посмеют противиться эллинизации, проводимой Алкимом и его друзьями. Однако стоило ему только оставить Иудею, как в тот же момент Иуда Маккавей и оставшиеся верными ему евреи восстали против эллинистов, вновь пытавшихся насильно навязать еврейскому народу греческие обычаи и ассимиляцию.
Когда увеличилась опасность, угрожавшая жизни Алкима, он призвал царя Деметрия восстановить порядок в стране и подавить восстание. Деметрий послал часть своей армии в Иудею, тогда как основная часть армии была занята в другом месте. Военачальник, возглавивший сирийские войска, Никанор, самонадеянный и жестокий человек, обещал беспощадно подавить восстание. Однако первая же встреча его с отрядами Иуды Маккавея во время его продвижения на север принесли ему неудачу. Продвигавшиеся по Палестине войска Ни-канора были атакованы Иудой внезапно и не сумели развернуть свои боевые порядки. Нанеся сирийцам тяжелые потери и захватив богатую добычу, еврейские отряды так же быстро исчезли, как и появились.
Это поражение привело в ярость гордого полководца. Когда он добрался до предместий Иерусалима не встречая на своем пути сопротивления, он поднял свой меч и поклялся сжечь Дом Б-жий и на его месте воздвигнуть храм в честь греческого божества Диониса. Но всего через несколько дней (это было в тринадцатый день месяца Адара) армия Иуды Маккавея нанесла поражение превосходящей численно армии Никанора в решающем бою под Бет-Хороном. Сирийские войска были разгромлены, и многие воины пали во время обратного бегства к морю. Никанор был тоже убит, и его голова и одна рука были выставлены в виде трофеев на стенах Иерусалима, как символ победы и Б-жьего наказания человеку, поднявшему руку против Б-га и Его Святилище.
Иуда Маккавей вошел в еврейскую столицу триумфальным маршем во главе своих победоносных войск. Он вновь доказал, что он был верным и преданным вождем еврейского народа в его борьбе против чужеземных правителей и богов.
Тринадцатый день Адара, который, как известно, уже видел раз чудесный для евреев поворот событий в дни Мордехая и Эстер, был вторично установлен днем национального праздника, который праздновался также в течение многих веков как «День Никанора» в память о победе Хасмонеев.
СМЕРТЬ ИУДЫ МАККАВЕЯ
Последний военный успех значительно укрепил политическое положение Иудеи. Иуда Маккавей, озабоченный международным положением еврейского государства, одержавшего столько славных побед над своими врагами, старался теперь обеспечить его независимость. Для этого он заключил политический союз с римлянами. Этот могучий народ, уже подчинивший себе большую часть Старого Мира, внимательно следил за всем происходящим на Ближнем Востоке. Римляне имели уже определенное намерение распространить свое влияние на сирийскую империю, так что они приветствовали предложение еврейского народа заключить с Римом мирный договор. Делегации из Иерусалима были оказаны большие почести высшим политическим органом римской империи, Сенатом, и союз был заключен.
Узнав об этом новом обороте событий, Деметрий решил действовать быстро. Ему повезло тем, что главная часть его армии, бывшая до этого занята на востоке, теперь освободилась, и он сразу же послал ее в Святую Землю.
Его армией, состоявшей из двадцати тысяч человек пехоты и двух тысяч кавалерии, командовал Бакхид, тяжелую руку которого уже раз испытали в Иудее. Его наступление было столь стремительным, что Иуда Маккавей успел выставить против этой огромной сирийской армии не более, чем около восьмисот вооруженных воинов. Еврейский вождь воевал на этот раз более мужественно, чем когда либо раньше. Не считаясь с личной безопасностью, он бросался с одного места на другое, всюду, где ряды его воинов не выдерживали натиска превосходящих сил врага. Но на этот раз счастье ему изменило. Стрела пробила грудь Иуды Маккавея, одного из величайших героев еврейского народа всех времен. И этот мужественный борец пал смертью храбрых на поле боя у Адассы.
Очутившись в таком положении, когда армия понесла поражение, а командир погиб, евреям ничего другого не осталось делать, как вновь податься в горы, что они и сделали, захватив с собою тело любимого их вождя. Иуду Маккавея похоронили в Модиине, где впервые зародилось движение сопротивления и где впоследствии были похоронены все Хасмонеи. Весь народ оплакивал великую потерю. Никакой другой вождь не проявил меньше самолюбия и личной заинтересованности. Его неутомимое усердие и преданность делу еврейской религии и еврейского государства превратило горстку людей, не обученных военному делу, в боевой отряд неслыханного мужества и самоотверженности. Благодаря Иуде и его героическим отцу и братьям маленькая нация, которой угрожало полное уничтожение, вновь поднялась с Б-жьей помощью к вершинам славы как «царство священников и святой народ». Праздник Ха-нуки – это вечная память духу Хасмонеев, продолжающему воодушевлять наш народ сквозь века.