144. ЕВРЕИ ПОД ВЛАСТЬЮ ПТОЛЕМЕЕВ ЕГИПЕТСКИХ
ПРЕЕМНИКИ АЛЕКСАНДРА
После смерти Александра созданная им империя была поделена между его военачальниками. Птолемей I (Сотер) царствовал в Египте и распространил свое царство на Палестину и часть Сирии. Примерно через десять лет после смерти Александра он одержал большую победу около Газы, что значительно укрепило его царство. В это же время другой греческий военачальник, Селевк, также укрепил свою власть и со временем образовал династию греческих царей, царствовавших в Малой Азии и в северной части Сирии. 3448 год после с. м., точно через тысячу лет после исхода евреев из Египта и сорок лет после постройки Второго Бет-Амикдаша, знаменует собою начало новой эры греческого владычества и влияния Греции на весь мир. В еврейской жизни эта новая эра тоже отмечалась – ею определялись даты, проставляемые в важных документах, письмах и деловых бумагах. Она известна как миньян штарот (Дата контрактов), которая начала исчисляться от начала новой эры Селевкидов в указанном выше году и продолжала применяться еще долго после того, как греческое владычество уже кончилось. (Сейчас еврейский календарь ведет свое начало исключительно от даты сотворения мира).
Птолемей Египетский был настроен благосклонно к евреям и обходился с ними хорошо. Он был совершенно уверен в их верности ему и предоставлял им возможность участвовать в его административных делах. Некоторые евреи занимали высокие посты, и еврейским поданным доверялись ключевые позиции в царстве Птолемея.
Еврейскую общину на Святой Земле возглавлял первосвященник, который помимо того, что он был духовным пастырем народа, занимал также пост правителя провинции царя Птолемея. За эту высокую должность он обязан был платить в египетскую казну годичную дань в сумме двадцати талантов серебром. Взыскание налогов от населения было передано еврейским сборщикам, и вся администрация страны Иеудеи была в еврейских руках.
Санедрин (или Синедрион) активно занимался всеми важными делами страны, законодательством и религией. Это был высший юридический орган, которому был отчетен в своих действиях даже первосвященник, дабы он не отступал от законов Торы. Санедрин состоял из семидесяти одного ученого, крупнейших мудрецов еврейского народа, которые возглавлялись президентом, носившим титул «насси» (князь). Его заместитель назывался «Ав-Бет-Дин», т. е. Председатель суда. Санедрин мог решать вопросы жизни и смерти. Он имел право выбирать царей и первосвященников и объявлять войну и мир.
Мудрецы заседали в «Лишкат Агозит» (комнате тесаных камней) – в большом зале во внутреннем дворе Бет-Амикдаша; а в отдельных, особо важных случаях – во дворце первосященника. Помимо Большого Санедрина, состоявшего из семидесяти одного члена, имелись еще два Малых Санедрина, состоявшие из двадцати трех членов каждый, которые также собирались в Святом Храме и решали все уголовные дела. Малые судебные инстанции, состоявшие всего из трех заседателей, решали все гражданские дела и собирались всюду, где проживали евреи.
Одновременно с численным и культурным ростом еврейской общины в Иеудее выросло много еврейских общин вне Палестины. Потому что, подобно Птолемею в Египте, Селевк также предоставил всем евреям, проживавшим в его владениях, права гражданства. Еврейские общины были созданы в различных частях Малой Азии и Греции. Но крупнейшая еврейская община вне Палестины была в Александрии, в Египте, и ей мы посвящаем следующие несколько страниц.
ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА В ЕГИПТЕ
Еще со времени разрушения Первого Бет-Амикдаша евреи начали селиться в Египте. При царствовании персидского царя Даръявеша III (Дария) в Элефантине вблизи египетской границы была создана большая еврейская военная колония, которая считалась аванпостом персидской державы. Проживавшие там евреи строили корабли; им было разрешено заниматься торговлей и их снабжали продовольствием и всем необходимым. Персидское правительство пошло в своем религиозном рвении так далеко, что не только разрешило, но приказало еврейским воинам соблюдать законы своей религии. Они были освобождены от военной службы в дни еврейских праздников и они построили прекрасные синагоги. Было создано специальное правительственное агентство, чтобы удовлетворить все рилигиозные потребности еврейской колонии возле Элефантины, обеспечивать их всем необходимым для выполнения религиозных функций и следить за тем, чтобы египетское население им в этом не мешало. Был, например, случай, когда злобные египетские священники подстрекли народ поджечь еврейские синагоги. По приказу египетского правительства египтяне вынуждены были отстроить их и сделать еще более прекрасными, чем раньше, за счет самих египтян.
Ранние еврейские поселенцы в Египте деятельно старались насаждать в своих домах еврейскую культуру. Они привезли опытных учителей, которые обучали молодежь основным еврейским наукам. Были среди них знаменитые историки, написавшие много исторических трудов о жизни евреев в различных странах их изгнания. Они переводили персидскую и египетскую литературу и писали рассказы о еврейских вождях и героях. Интересен рассказ о великом еврейском вожде Ахикаре, на которого собственный его племянник донес, что он готовит восстание против персидского царя. Ахикар был осужден на смерть, но был спрятан самими приближенными царя, знавшими о его искреснности и верности престолу. Через некоторое время он был прощен персидским царем, вновь приобрел его полное доверие и опять стал вождем евреев Персии. Он «наказал» племянника-доносчика, заставив его слушать лекции по Торе, которые он сам читал ежедневно и которые его племянник раньше избегал.
Подобные исторические приключения великих евреев в Персии и в других странах служили вдохновением для молодого еврейского поколения, побуждая молодежь сохранять в целости еврейскую традицию и учение и не допускать ассимиляцию в среде окружающего их народа.
ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА В АЛЕКСАНДРИИ
Умный и дружественно настроенный к евреям царь Птолемей I дал многим евреям право селиться в Александрии и стать законными гражданами этого быстро растущего портового города, основанного Александром Великим. Этот город стал, таким образом, одним из наиболее плодотворных и крупнейших центров еврейской жизни в мире. Александрия вскоре стала одним из центров мировой торговли, и еврейская колония имела большую долю участия в быстром развитии этого крупного порта в устье Нила на берегу Средиземного моря.
СЕПТУАГИНТА
Наследник египетского трона Птолемей II (Филадельф) сохранил к своим поданным–евреям то дружественное отношение, которое имело место при первом Птолемее и отличало его царствование. Он был большим другом книг, и огромная его библиотека состояла из сотен и тысяч томов всех творческих писателей древних времен.
По предложению его библиотекарей Птолемей II начал переговоры с евреями о греческом переводе книг святой Библии. Первосвященник Элеазар, стоявший тогда во главе еврейского государства на Святой Земле, прислал царю семьдесят крупнейших еврейских ученых, знавших хорошо греческий язык. Они знали смысл и трактовку всех библейских текстов по писаной и устной традиции.
Рассказывают, что царь Птолемей отделил всех мудрецов одного от другого. Их поместили в разных комнатах так, чтобы они не могли общаться между собою. И все же переводы, сделанные каждым из них самостоятельно, совпали во всех мелочах, даже в наиболее сложных местах Библии, потому что они все были людьми, вдохновленными пророческой мудростью.
Египетский царь и его ученые были поражены таким чудесным искусством, и по окончании перевода они оказали семидесяти ученым переводчикам должный почет. Семьдесят по латыни – «септуагинта». И под названием Септуагинты стал греческий перевод Библии, сделанный семьюдесятью еврейскими мудрецами, одним из наиболее важных документов еврейской и мировой литературы. Он содержит не только все книги Библии, но также так называемые «Апокрифы», как-то: книгу Юдифь, книгу рабби Иеошуи Сираха, книгу Товия и др., являющиеся важными поэтическими и историческими творениями еврейской литературы, но не вошедшие в состав Библии и в большинстве своем потерянные в оригинале.
Евреи Египта были в восторге от этого перевода Библии на греческий язык. В течение многих веков они праздновали день окончания перевода, восьмого Тевета, как еврейский праздник. Ибо они предвидели, что их дети и внуки не будут в состоянии понимать еврейский текст оригинала Святого Писания и потому могут совсем не знать его содержания. Греческий перевод должен был сохранить это святейшее наследие еврейского народа для будущих поколений вне пределов Святой Земли.
Однако мудрецы Святой Земли были не очень довольны неожиданной популярностью греческого перевода Библии – Септуагинты. Они с тревогой следили за тем, как знание еврейского языка и литературы в еврейских центрах вне Палестины становится все более и более ограниченным. Они сознавали, что эта внешняя ассимиляция в окружающей среде неминуемо приведет к более глубокой духовной ассимиляции и в конце концов – к полному отрыву этих еврейских общин от иудаизма. В то же время росла их тревога и при виде возрастающей популярности и все большего распространения греческого языка и литературы на Святой Земле. Греческий перевод наиболее важной части еврейского письменного наследия, Библии, неизбежно усилит нежелательную тенденцию к постепенному отходу от еврейского языка и еврейского учения. Поэтому они старались по возможности не допускать пользование Септуагинтой на Святой Земле. Эти опасения в дальнейшем полностью оправдались.
ЕВРЕЙСКО-ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Мы уже упомянули, что важнейшим еврейским центром вне Святой Земли была колония в Александрии. В этом быстро растущем морском порту евреи стали богатыми торговцами, собственниками судовых компаний, золотых и серебряных дел мастерами. Они были в состоянии отдавать много времени и денег на создание прекрасной, хорошо организованной общественной жизни. Они воздвигли великолепную синагогу, о которой говорили, что «Кто не видел огромный зал александрийской синаноги, не видел славу Израиля». Он был так велик, что народ во второй половине синагоги с трудом мог слышать голос кантора. Специальный метургеман (интерпретатор) передавал дальше читаемое в первой половине зала молящимся во второй половине его и сигнализировал флагом каждый раз, когда нужно было всем отвечать «Амен». Его место было на огромном мраморном «ал-меморе», пюпитре, в середине синагоги, на котором читали Тору. В этой гигантской синагоге были особые отделения для людей, принадлежавших к той или иной торговой или ремесленной корпорации. Таким образом, посторонний человек легко мог здесь найти того, кого он искал.
Евреи Александрии очень интересовались еврейской и нееврейской культурой. Ученые знали греческую философию Платона и Аристотеля и читали греческие драмы и рассказы, совершенно пренебрегая своим собственным духовным и культурным наследием. Это привело к попытке все больше и больше подражать греческим путям мышления и их приложению к еврейским темам. Еврейские философы пользовались греческими методами для объяснения принципов еврейской религии.
Они писали о философии еврейской этики и морали, основанных на пророчествах Иешаяу, Ирмияу и Иехезкееля. Хотя эти труды были в большинстве случаев проникнуты еврейским духом, они все же способствовали отрыву еврейского народа от еврейского языка и от Торы. Потому что, раз прямой контакт со Святым Писанием был потерян, не оставалось больше ничего такого, что могло удержать молодежь от окончательного ухода к культуре окружающих их народов.
ПОД УПРАВЛЕНИЕМ СЛЕДУЮЩИХ ПТОЛЕМЕЕВ
Большой любитель книг Птолемей Филадельф, который заказал перевод Септуагинты, оставил свой трон после себя Птолемею Эвергету. В начале его царствования было время, когда казалось, что евреям в Палестине угрожает потеря некоторых привилегий, которыми они были наделены при его предшественниках. И причиной этому была алчность первосвященника, управлявшего тогда Святой Землей. Он отказался выплачивать дань царю Египта, который отчаянно нуждался в деньгах для ведения своих захватнических войн. Птолемей сильно разгневался и строил планы взять эту дань силой. Он угрожал упразднить еврейское государство на Святой Земле.
К счастью для еврейского народа, племянник первосвященника Иосеф был умней своего скаредного дяди. Он подарил египетскому царю больше денег, чем полагавшаяся ему сумма дани, и тем самым заслужил благосклонность и дружбу молодого Птолемея. Он был назначен главным откупщиком податей во всей провинции Келисирии, и таким образом он оказался в состоянии оказывать большую помощь евреям, поданным империи Птолемеев. С другой стороны, именно благодаря его влиянию стали евреи Святой Земли подражать греческим обычаям и культуре, и многие евреи отошли от обычаев и традиций их предков.
Птолемею Эвергету унаследовал Птолемей Филопатер. Этот царь объехал однажды свою империю и посетил Иерусалим, где он выразил пожелание посмотреть Святой Храм, о котором он так много наслышался. Ему показали различные помещения и святые сосуды Храма. Когда он вошел во внутрь здания и увидел занавес, отделяющий Святилище от помещения Святое Святых, он пожелал посмотреть и это запрещенное отделение. Ему доложили, что только первосвященнику разрешается войти туда один раз в году – в Иом-Киппур. Но царь попытался все же войти туда насильно. Как только он вздумал сделать первый шаг, чтобы отодвинуть занавес, он упал без сознания, и его пришлось оттуда унести.
Когда царь пришел в себя, он решил отомстить евреям. Он издал приказ, по которому евреи, проживающие в Александрии, теряют свое гражданство, если они не поклоняются идолам. Однако евреи не изменили вере своих отцов. Это привело Птолемея в ярость настолько, что он велел многих евреев силой привести в народный цирк, где их швырнули под ноги диких слонов.
Тысячи зрителей, пришедшие забавляться зрелищем, были поражены представившимся их глазам чудом. Вместо того, чтобы растоптать беспомощных евреев, слоны в панике бежали с арены. Удивление зрителей перешло в ужас, когда обезумевшие слоны бросились на них, убивая и калеча их.
Царь Птолемей тоже присутствовал при этом, и в этом чудесном спасении евреев видел небесное предупреждение себе. Это заставило его отказаться от своего плана мести. Он вернул евреям их права и привилегии, предоставленные им его предшественниками.