Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

145. Евреи под владычеством Сирии

145. ЕВРЕИ ПОД ВЛАДЫЧЕСТВОМ СИРИИ

ЭЛЛИНИСТЫ

Борьба оставшихся верными Торе евреев с все возрастающим влиянием греческой культуры на Святой Земле стала более напряженной после смерти рабби Шим’она Праведного. Этот великий мудрец и сильный духом вождь был в состоянии противостоять усилиям еврейских аристократов ассимилироваться и принять притягательный и внешне чарующий эллинистический образ жизни. Но как только этот святой человек умер, приверженцы греческой культуры – эллинисты – выступили открыто в попытке изменить традиционные обычаи и еврейский образ жизни. Это движение возглавляли сыновья Иосефа, которого, как вы уже знаете, Птолемей Эвергет назначил откупщиком податей. Ассимиляторы, или s/ллйнисты, делились на сторонников Птолемеев Египетских и сторонников Селевкидов, царей Сирийской империи. Антиох Великий воспользовался временной слабостью Птолемеев, после того как Филопатер умер и оставил только маленького ребенка своим наследником, и отторгнул Сирию с ее провинциями и Палестину от египетского царя.

Это увеличило влияние эллинистов на Святой Земле. Против их сереьезных попыток насадить эллинизм в стране мужественно боролся первосвященник Иоханан, внук рабби Шим’она Праведного. Он был ученым и богобоязненным мужем, а также умным вождем своего народа. Всю жизнь он посвятил делу вдохновения евреев и убеждения их исполнять законы Торы и противостоять влиянию греческой культуры.

ЭЛЛИНИСТ ШИМ’ОН

 Вожди эллинистов противодействовали искренним усилиям первосвященника Иоханана, а главным среди них был Шим’он, казначей храмовых денежных фондов. Его симпатии были целиком на стороне внешне эффектной греческой культуры с ее излишествами и безнравственным образом жизни. Однако все его усилия использовать свое положение в попытке прибрать к рукам управление священничеством и народом расстраивались неутомимыми усилиями Иоханана, который использовал любой случай, чтобы обратить внимание евреев на опасность, которую таит в себе замена святых традиций чужестранными обычаями.

Когда Шим’он убедился, что народ обожает Иоханана за его искренность и мудрость, он изменил свою тактику, стараясь навлечь на первосвященника (он же правитель еврейского государства) недовольство сирийских царей. Как Антиох I, который включил Палестину в состав своей империи, так и его сын Селевк были хорошо расположены к своим поданным – евреям. Они дали им те же права и привилегии, что и всем другим народам управляемой ими империи. Евреям разрешалось селиться в любом месте и заниматься любой торговлей или ремеслом по собственному выбору. Шим’он знал, однако, что сирийский царь Селевк постоянно нуждался в деньгах. Поэтому он завербовал одного из его придворных, чтобы тот оговорил первосвященника Иоханана, представив его, как человека большой политической амбиции, тайно замышляющего сделать Святую Землю независимой от Сирийской империи, мечтая при этом стать царем освобожденной страны. Согласно доносу, эти планы финансировались якобы огромными богатствами, накопленными в Святом Храме. Селевк послал своего казначея Гелиодоруса в Иерусалим захватить эти предполагаемые богатства.

Напрасно старался Иоханан объяснить Гелиодорусу, что сокровища Храма даже приблизительно не столь велики, как их описали царю, и что они состоят из двух фондов. Один фонд это – пожертвования еврейского народа на нужды повседневных жертвоприношений и на текущий ремонт Храма; второй же фонд не принадлежит Храму, а состоит из денег, переданных в Храм на хранение вдовами и сиротами.

Иоханан просил Гелиодоруса отказаться от своего намерения захватить эти фонды, но Гелиодорус действовал опрометчиво, не обращая внимания на объяснения и просьбы Иоханана. Гелиодорус лично повел своих воинов в Святой Храм, чтобы захватить добычу. Когда он был уже у самого хранилища, в котором находились денежные средства Храма, появилось небесное привидение, и он и его люди бежали в страхе. Таким образом позорная попытка вождя эллинистов Шим’она отделаться от Иоханана провалилась.

ЗЛОВЕЩИЙ ЗАГОВОР ЯСОНА

 Эллинисты не давали благочестивому Иоханану никакой передышки. Собственный брат Иоханана – Иеошуа перешел в лагерь эллинистов. Он изменил свое имя на Ясон и применил все свое влияние, чтобы склонить еврейский народ к тому, чтобы он предавался излюбленному греческому времяпрепровождению – оргиям.

Во время пребывания в Антиохии его брата Иоханана, прибывшего туда, чтобы пожаловаться царю на несильное вторжение Голиодоруса в Святой Храм и на опасность, угрожавшую средствам бедняков, хранимым в кассе Храма, Ясон воспользовался случаем, чтобы свергнуть своего брата и занять вместо него пост первосвященника. Он предложил царю более высокую дань и старался обратить симпатию народа в Иерусалиме в свою пользу.

Новый царь Антиох Эпифан, брат Селевка, убитого собтвенным своим казначеем Гелиодорусом, был большим обожателем всего греческого. За жестокость и беспощадность собственный его народ дал ему кличку Эпиман (умалишенный). Он вырос в Афинах, в Греции, и изучал греческие искусства и обычаи. Его обожание эллинизма и его жадность к деньгам привели к тому, что он принял позорное предложение Ясона. Он сместил Иоханана с поста первосвященника и уполномочил Ясона забрать в свои недостойные руки как религиозные, так и государственные дела Святой Земли.

Ясон сразу же приступил к исполнению того, что он обещал Антиоху Эпифану. У самого Бет-Амикдаша он построил гимназию, где еврейские атлеты боролись, занимались боксом и фехтовали совершенно голые, во всем подражая безнравственной физической культуре Афин. Поскольку такие атлетические соревнования проводились в честь греческих богов, участники этих соревнований постепенно отходили от собственной религии и традиционного еврейского образа жизни. Даже священников привлекали языческие обычаи и спектакли, в обилии представляемые для всеобщей утехи бессовестным Ясоном и его кликой эллинистов. Нет ничего удивительного в том, что в этих условиях духовный уровень еврейского народа падал все ниже в течение трех лет после смещения благочестивого Иоханана.

МЕНЕЛАЙ

 Но вскоре Ясону было зплачено его же собственной монетой. Менелай, брат беспринципного Шим’она, казначея Храма, узнал, что Ясон купил свое первосвященство обещанием выплачивать большую дань царю и эллинизацией еврейского народа. Поэтому он предложил Антиоху Эпифану еще более высокую дань, если царь отдаст ему, Менелаю, пост первосвященника. Он обещал также с еще большим рвением, чем Ясон, работать над полной ассимиляцией еврейского народа и освоением им греческой культуры. Антиох увидел, что это внутреннее соперничество в Палестине действует в его пользу. Он охотно сместил Ясона и назначил Менелая на высший в еврействе пост первосвященника. Таким образом, жадность и эгоизм профанировали святейший из всех еврейских институтов – первосвященство. Евреи не могли уже больше смотреть на первосвященника, коен гадол, как на духовного вождя. Потому что он сам служил наихудшим примером для молодежи, которую сам же и вел по пути безнравственности и раболепства перед чуждыми еврейству культом и культурой. Менелай безжалостно преследовал всех, осмелившихся протестовать против его вредных путей поведения или пытавшихся насаждать традиционные обычаи и законы иудаизма. Он не знал предела своим усилиям добиться осуществления своих целей. Исключительно высокая дань, обещанная им Антиоху за предоставленный ему пост первосвященника, причиняла ему много хлопот. Потому что не было возможности выжать такую огромную сумму денег путем обложения населения налогами. Когда сборщики податей доложили Менелаю, что невозможно получить эти большие суммы денег от народа, первосвященник вспомнил происки своего бесчестного брата Шим’она. Менелай открыл сокровищницы Святого Храма и ограбил их, забрав оттуда много ценных сосудов, которые он продал. Много других сосудов он осквернил, передав их в языческие храмы.

Когда смещенный первосвященник, благочестивый Иоханан, узнал об этих преступлениях Менелая, он сам отправился ко двору царя Антиоха, чтобы пожаловаться на вновь назначенного правителя Иеудеи. Одновременно с этим была попытка устроить заговор против Менелая со стороны довольно сильной еще партии, в которую входили люди, оставшиеся верными законам Торы, и возмущенные ассимиляцией, проводимой вождями эллинистов. Когда первосвященник узнал об угрожавшей ему опасности, он нанял убийц с целью убить благочестивого Иоханана и всех тех, кто подстрекал народ против него.

ОПУСТОШЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА

Между тем, царь Антиох Эпифан был занят войной против египетского царя. Хотя ему удалось победить Птолемея Филопатера, Антиох все же не избежал унижений совсем с другой стороны. Молодая, сильная римская нация, которая намеревалась распространить свое влияние и на Ближний Восток, прислала специальную делегацию, угрожая Антиоху войной, если он не вернется в свою собственную страну. Начали распространяться слухи о поражении Антиоха и его гибели на поле боя.

Ободренные этими сведениями, евреи Святой Земли подняли бунт против жестокого Менелая. Брат Иоханана Ясон, пост которого занял Менелай, вернулся теперь в самом разгаре бунта, и во главе более тысячи прежних своих последователей вошел в Иерусалим. Они намеревались убить каждого из последователей Менелая, который попадет к ним в руки.

Антиох, который, как оказалось, не умер, рассматривал бунт против его ставленника Менелая, как личное оскорбление. Здесь представился ему случай отомстить за унижение, нанесенное ему римлянами. Он пошел на Святую Землю, которую он приказал своей армии разграбить и разрушить, а также уничтожить ее жителей.. Целых три дня его воины неистовствовали в Иерусалиме. Более сорока тысяч человек – мужчин, женщин и детей, пали жертвой кровожадных убийц. Бет-Амикдаш был лишен всех своих сокровищ. Были совершены позорнейшие акты святотатства внутри Дома Б-жьего, превращенного затем в языческий храм.

Сам Менелай вернулся с Антиохом и был полностью восстановлен в своих правах. Менелай был одним из наихудших правителей, взявших на себя омерзительный труд по осквернению всего, что свято еврейскому народу. Ясону же пришлось бежать в Аравию. Оттуда он прибыл в Египет и затем в Спарту, где он и умер. Конец Менелая был не менее бесславным. Его казнили собственные его друзья в сирийском правительстве. Этим закончились интриги двух правителей, которые были ответственны за большинство постигших тогда евреев Палестины бед и несчастий и за упадочное состояние государства. Однако с их смертью эти беды еще не прекратились.

АНТИОХ ЭПИФАН

В своей молодости Антиох Эпифан, имя которого стало символом жестокости и кровавых притеснений, провел много лет в Риме в качестве заложника. Там он ознакомился со многими религиозными культами древней Греции, которые были обожаемы в среде римских нотаблей. Несколько лет он провел также в Афинах.

Когда его брать, царь Селевк, был убит своим казначеем, Антиох был на пути домой, потому что его племянник был прислан в Рим, чтобы заменить его в качестве заложника. Антиох поспешил в Антиохию и всеми способами коварства и жестокости, которым он научился в Риме, занял царский трон. Как только он почувствовал себя твердо на троне, он начал управлять своим народом железной рукой. Он был хорошим полководцем и доказал свои военные таланты во многих битвах, которыми он руководил лично во главе своих войск. Он показал также свои знания в искусстве и науках, распространяя греческую культуру по всем своим землям. Особую ненависть питал он к поданным своей империи – евреям. После того, как он совершил всевозможные преступления в Иерусалиме, он уничтожил все укрепления и поселил постоянный военный отряд в городской крепости, возвышавшейся над горой, на которой стоял Бет-Амикдаш.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

Антиох взялся за уничтожение последних остатков еврейской религии. Таким образом, он был первым в истории извергом, показавшим миру отвратительное зрелище религиозных гонений, неизвестных раньше. Ибо до этого греческая культура насаждалась мирными путями, без применения насилий. Антиох же наложил запрет под страхом смертной казни на выполнение евреями религиозных предписаний. Смерть угрожала еврею за соблюдение субботы, за чтение и обучение Торе, за собрания в молитвенных домах для совместной молитвы.

Здание Бет-Амикдаша было официально превращено в храм высшего греческого божества Зевса, и перед святым жертвенником был установлен идол. Одновременно были воздвигнуты алтари для Олимпийских богов во всех городах и селах еврейского государства, и царские воины принуждали евреев приносить жертвы идолам. Евреи были вынуждены подражать греческим обычаям всякого рода и любым видам безнравственности.

Было запрещено не только изучать Тору, но и сами свитки Торы были уничтожены, а их владельцы, как и евреи, изучающие Тору, сжигались заживо. Родители, совершавшие обряд обрезания, также подлежали смерти, а учителя Закона Б-жьего подвергались истязаниям за попытку сохранить запрещенную еврейскую религию.

Антиох не предвидел, что его жестокие попытки искоренить еврейскую религию будут иметь как раз обратные последствия. Многие евреи, которые в обычное время были равнодушны к некоторым традициям и законам Торы и не всегда их соблюдали, теперь, перед лицом варварских попыток запретить еврейскую религию, укреплялись в своей вере. Верующие собирались тайно для молитвы и изучения Торы с риском для жизни, и многие действительно платили за это мученической смертью. Однажды, например, большая группа евреев собралась в пещере у Иерусалима для субботней молитвы. Об этом донесли сирийским властям, которые послали отряд воинов, чтобы арестовать или убить упорствующих евреев. Захваченные врасплох молящиеся даже не пытались защищаться, не желая нарушать святость субботнего дня. Одним из мучеников этого периода был Элеазар, знаменитый тогда мудрец. Его поймали в тот момент, когда он обучал еврейских детей Торе, и он был замучен насмерть на глазах своих учеников.

Большую известность приобрела история Ханы и ее семи сыновей. Когда воины царя Антиоха окружили однажды группу евреев, заставляя их поклоняться идолу, каждый из сыновей Ханы гордо и мужественно отказался это сделать, повинуясь указаниям матери, и они все были убиты один за другим на ее глазах. Затем и сама мужественная женщина умерла во славу имени Б-жьего.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Как долго оставались евреи под персидским владычеством? (Стр. 81).

2. Как обращался Александр Великий с еврейским народом? (Стр. 82).

3. Какую роль играли в то время шомрониты? (Стр. 82).

4. Опишите мужество еврейских воинов в армии Александра (Стр. 85).

5. Что такое «эллинизм» и какое влияние он имел на евреев? (Стр. 86).

6. Что такое «Миньян штарот» и когда это применялось? (Стр. 87).

7. Опишите «Санедрин» и его функции (Стр. 88).

8. Опишите рост еврейской общины в Египте (Стр. 89).

9. Где была самая крупная еврейская община вне пределов Палестины? (Стр. 90).

10. Что вы знаете о Септуагинте? (Стр. 91).

11. Опишите еврейску южизнь в Александрии (Стр. 93).

12. Какие изменения произошли в Святой Земле, когда она попала под сирийское владычество? (Стр. 96).

13. Опишите положение первосвященства в то время (Стр. 97).

14. Кто были: Селевк, Иоханан, Гелиодорус, Ясон, Антиох Эпифан, Менелай? (Стр. стр. 97–100).

15. Опишите религиозные гонения при Антиохе (Стр. 103).

16. Что вы знаете о героизме Ханы и ее семи сыновей? (Стр. 105).