После смерти Моше ответственность за приведение колен Исраельских в обещанную их предкам страну была возложена на Иеошуу из колена Эфраима. Как и его предшественник, Иеошуа обладал всеми качествами вождя, военачальника и учителя, требуемыми для успешного выполнения такой сложной задачи, как завоевание земли Кенаанской и заселение ее евреями. Можно себе представить с какими опасениями приступил Иеошуа к выполнению этой задачи
Необычным путем перешли евреи реку Иарден с целью нападения на первую крепость в земле Кенаанской.
Им предстояло форсировать реку Иарден таким же чудесным образом, как и их родители перешли через воды Чермного моря. В десятый день Нисана (2488 года) река выступила из всех берегов своих
После семи лет непрерывных войн, поделил Иеошуа завоеванную землю между коленами. Колена Реувена и Гада и половина колена Менаши уже получили свою долю по ту сторону Иардена. Колено Леви не участвовало в дележе. Вместо этого левитам были даны сорок семь городов по всей стране, в том числе «города-убежища», где мог найти приют тот, кто убил человека по ошибке, без умысла. Левиты, приставленные к услужению в Святом Храме, стали впоследствии учителями Исраеля.
Иеошуа был уже стар. Однако еще не все евреи осели на предназначенных им землях. Будущее было чревато опасностями. Не была исключена возможность ассимиляции евреев среди племен Кенаана и восприятия их порочного образа жизни. Созвав старейшин и Судей, Иеошуа предостерег их от угрожающей им опасности смешения с туземцами-язычниками. Он убеждал их заниматься более ревностно изучением Торы и соблюдать ее заветы. Только своей верностью Торе Исраель может обеспечить себе здоровое национальное будущее.
За два года до своей
Бросив жребий в присутствии всего Исраеля, Иеошуа определил границы земель, которые должно было унаследовать каждое колено. Однако только несколько колен успели полностью овладеть своей территорией, поэтому после смерти Иеошуи колено Иеудино было выбрано остальными коленами в качестве ведущего в их усилиях ускорить окончательное завоевание Кенаана.
После смерти Иеошуи никто не был назначен вместо него главой Исраеля. В течение некоторого времени старейшины еще продолжали руководить народом, но вскоре и их не стало. Не было больше никого, кто наставлял бы евреев, и они, вопреки Торе и убедительным словам Моше, вскоре начали воспринимать обычаи соседей-язычников и постепенно становились идолопоклонниками
После смерти Эйуда евреи забыли стезю Торы. На этот раз евреи очутились в руках Кенаанитов, которые при Явине, царе Хацора, жестоко их притесняли. Военачальник Явина – Сисра, стоявший во главе сильной армии, вооруженной железными боевыми колесницами и кавалерией, человек жестокий и грубый, притеснял евреев в течение двадцати лет.
Мидианиты – народность на востоке от Иардена – начали производить систематические набеги на еврейские селения. Они сжигали дома и поля, убивали людей и убегали с захваченной добычей. Эти набеги были особенно гибельны для страны во время уборки хлебов. Народ обеднел и жил в вечной тревоге, боясь набегов варварских орд с востока. Такое отчаянное положение длилось семь лет. В трепете и отчаянии Исраелиты умоляли Б-га спасти их, и вновь Он послал им спасителя.
После смерти Гид'она возник вопрос о его наследнике. Один из его сыновей, Авимелех, вспомнил о предложении, сделанном его отцу. Придя к жителям Шхема, он убедил их избрать его наследником своего отца, предпочитая его остальным семидесяти его братьям. Чтобы отделаться от своих соперников, он убил всех своих братьев. Спасся только самый младший брат – Йотам.
При Толе и Яире евреи жили истинной еврейской жизнью. После же смерти Яира Исраельтяне вновь впали в идолопоклонство и подверглись нападениям языческих народов. Сначала Пелиштимляне, а затем и Аммониты напали на колена, проживавшие в Гил'аде, к востоку от Иардена, заставив их платить дань и обложив их большими налогами, под бременем которых евреи задыхались в течение восьмидесяти лет.
После смерти Ифтаха Судьей стал Ивцан из Бейт-Лехема. Он известен также под именем Боаз, как он назван в книге Рут. Моавитянка Рут осталась бездетной вдовой после смерти мужа – кузена Ивцана. Боаз (он же Ивцан) женился на Рут и они оба стали предками царя Давида, родившегося четырьмя поколениями позже
И вновь культ Кенаанитов глубоко проник в еврейскую жизнь. Народ отступил от духа Торы. Кара Б-жья пришла теперь к евреям с запада. Расположенные по берегам Средиземного моря Пелиштимляне – потомки расы гигантов, которые когда-то владели Кенааном, – свирепые, воинственные и неугомонные, превратились в мощную народность
В те времена в Исраеле не было царя; каждый делал то, что он считал правильным.
В течение некоторого времени евреи жили в мире, и пелиштимляне на западе их не беспокоили. Центром их религиозной жизни был Шило, где был установлен Мишкан (Скиния). Здесь, после смерти Шимшона принял на себя роль руководителя еврейского народа первосвященник Эли.
Возвращение Ковчега знаменовало собой поворот в религиозной жизни еврейского народа. Теперь многие евреи искренне жаждали изучать Тору и вернуться к Б-гу. Однако не мало было и таких, которые не видели ничего предосудительного в том, что они в одно и то же время имели у себя также различных идолов, они не считали это несовместимым с истинной верой в Б-га.
Между тем, Б-г устроил встречу между Шемуэлем и тем, кому надлежало стать первым царем Исраеля.
Вот, как это произошло.
После победы над Аммонитами Шаул понял, что теперь он уже не может вернуться к прежнему своему образу жизни. Он создал постоянную армию в три тысячи отборных человек. Свою резиденцию он устроил в Михмаше и Бейт-Эйле. В Геве он поставил гарнизон в тысячу человек под командой сына своего Ионатана.
После великой победы над Пелиштимлянами Шаул обратил свое внимание на другие племена, мешавшие еврейскому народу вести нормальный и мирный образ жизни. Постепенно он наладил отношения с Моавом, Аммоном, Эдомом и другими народами.
Давид родился в Бейт-Лехеме, в Иеудее, в 2854 году от с. м. Его отдаляло от Иеуды, одного из двенадцати сыновей Яакова, всего десять поколений.
Пелиштимляне еще не были полностью подчинены, и они решили вновь начать войну. Они заняли территорию Иеудеи и расположились лагерем в гористой местности между Сохо и Азекой. Шаул и его войско укрепились на противоположной возвышенности.
Шаул никогда не забывал обращенных к нему последних слов Шемуэля. Все указывало на то, что наследником его престола будет Давид. И тут случилось нечто, вызвавшее еще большую ревность Шаула и увеличившее его недоверие к Давиду. Когда оба они возвращались в Геву после погони за Пелиштимлянами и их разгрома, вышли женщины из своих шатров встречать героев плясками под торжествующие звуки тимпанов и кимвалов.
Давид бежал на юг к Иеудейским горам, его родине.
Он нуждался в пище и оружии. Этого он доставал в городе Нове, расположенном на полпути между Гевой и Бейт-Лехемом. В то время Нов был святым местом благодаря нахождению в нем Скинии и большого числа священников. После разрушения Шило, святым городом стал Нов.
Пелиштимляне под водительством Ахиша вновь решили напасть на Исраель. Доверие Ахиша к Давиду было столь полным, что он потребовал от него его помощи и назначил его начальником своих телохранителей. Пелиштимская армия сразу же выступила и расположилась лагерем у Шунема, в самом центре страны противника, в земле колена Иссахара, между горами Тавор и Гильбоа.
После смерти Шаула Давид решил, что наступило время вернуться из изгнания и взять в свои руки управление страной. Он оставил Циклаг и отправился в древний город Иеудеи – Хеврон. Сюда собрался народ Иеудеи, чтобы помазать Давида на царство
Теперь Давид стал признанным царем всего Исраеля.
Его обаятельный характер, его честность, самоотверженность и Б-гобоязненность завоевали ему сердца всего народа. Как отличался этот еврейский царь от языческих царей того времени!
После разрушения Нова, города священников, духовный центр страны передвинулся в Гив'он. Святая Скиния и большинство святых его сосудов теперь находились здесь. Что же касается Святого Ковчега, в котором находились Скрижали Десяти Заповедей, то он в течение ряда лет находился в Кирьят-Иеариме, в доме Авинадава.
Государство Исраель было все еще окружено многими враждебными племенами. Давид содержал постоянную армию, состоявшую из двенадцати дивизий, по числу колен Исраельских. В каждой дивизии было по двадцать четыре тысячи человек. Таким образом, армия Давида в целом насчитывала двести восемьдесят восемь тысяч воинов. В мирное время каждая дивизия призывалась один раз в году на службу в течение месяца.
Тот факт, что он был причиной, хотя и косвенной, гибели святого города Нова и падения Шаула и его дома, постоянно омрачал дух Давида. Он знал, что его ждут впереди жестокие испытания, он не знал только как и когда это произойдет.
У Давида было много сыновей, из них Амнон, Авшалом, Адонияу и Шеломо приобрели известность в истории Исраеля.
Амнон, сын Ахиноами из Изреела, был старшим сыном Давида. Его брат Авшалом, сын другой жены Давида, был известен своей обаятельной наружностью. Особой его гордостью были его длинные пышные кудри
Царь продолжал свой скорбный путь и прибыл в Бахурим, на границе земли колена Биньямина.
Когда печальная царская процессия шла по извилистой дорожке вокруг горы, ей навстречу вышел Шим'и из дома Шаула, который нашел момент подходящим, чтобы дать выход своей жгучей ненависти к попавшему в беду царю.
Во время продвижения Давида на пути в Иерушалаим возник спор между его поданными из Исраеля и из Иеудеи. Люди Исраеля, первыми настоявшие на возвращение Давида, были раздражены тем, что люди Иеудеи претендуют на честь быть среди возвращающих царя из изгнания, заявляя, что они являются более близкими царю по родству
В последний год своей жизни Давид почувствовал себя старым и немощным. Большинство времени он проводил в своем дворце в молитве и в изучении Торы и редко принимал посетителей, даже самых близких родных и друзей. Вопрос наследства его не беспокоил, ибо Б-г его заверил, что его младший сын Шеломо унаследует его престол и царствование его будет славным.
Давид был духовным наследником пророка Шемуэля. В цепи преданий, начинающейся от Моше у горы Синай, Давид был шестым звеном после Моше, Иеошуи, Пинхаса, Эли и Шемуэля. Давид был для своего народа не только царем непревзойденной доблести, но и духовным вождем.
Сыну Давида Шеломо было двенадцать лет, когда он унаследовал трон своего отца. По окончании дней траура по усопшему отцу, Шеломо отправился в Гив'он, чтобы принести жертву Б-гу. Во время пребывания Шеломо в Гив'оне Б-г явился ему и спросил, каковы его желания. Шеломо ответил, что единственное, чего он желает, это, чтобы Б-г даровал ему разумное сердце, чтобы мудро судить народ свой и управлять им
На четвертом году царствования предпринял Шеломо строительство Храма. Прошло четыреста восемьдесят лет с тех пор, как евреи вышли из Египта и установили в пустыне Скинию (Мишкан). Давид был царем-воином. Вся его жизнь была отдана освободительным войнам, пока не были полностью освобождены все границы Эрец-Исраеля, простиравшиеся от Евфрата до африканского берега на юге. Хотя Давид и планировал воздвижение Дома Превечного в Иерушалаиме, но выполнить этот план суждено было только его сыну Шеломо.
Царство Шеломо представляло собою золотую эру Исраеля. Его столица стала центром мудрости, богатства и великолепия. Цари, как и простые люди, приходили, чтобы видеть все то чудесное, чем была богата страна, и уходили с широко раскрытыми от изумления глазами и с благоговением перед великой мудростью Шеломо и великолепием его двора.
На старости лет Шеломо не устоял перед соблазном некоторых грехов. У него было много жен, и они отклонили сердце его от Б-га. Он допустил идолопоклонство в народе и навлек на себя гнев Б-жий. Однако Б-г сказал ему, что ради отца его, Давида, невзгоды его минуют при жизни, а вот сын его увидит, как царствование над всем Исраелем будет исторгнуто из его рук. Только колено Иеуды останется верным Дому Давидову.
Все евреи собрались в Шхеме, где должна была состояться коронация Рехав'ама. Узнав о смерти Шеломо, Иерав'ам вернулся из Египта и выступил от имени народа. Во время царствования Шеломо народ был обложен большими налогами.