141. АНШЕЙ КНЕСЕТ АГДОЛА – МУЖИ ВЕЛИКОГО СОБРАНИЯ
ДУХОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ
«Моше принял Тору на Синае и передал ее Иеошуе; Иеошуа передал ее Старейшинам, Старейшины – пророкам, а пророки передали ее Мужам Великого Собрания (Синагоги)». Вот каким образом, согласно нашим мудрецам-талмудистам, Тора была сохранена во все поколения. Под словом «Тора» подразумевается не только «Письменное учение» (Пять книг Моше и остальные книги Библии), но также и «Устное учение», то есть правильное толкование Письменного учения.
Таким образом, Мужи Великого Собрания были духовными наследниками пророков и предшественниками Мудрецов Мишны.
Великое собрание представляло собою Совет старейшин и пророков, возглавляемый Эзрой-писцом. В числе его членов были Даниель, Мордехай, Нехемья, Хананья, Мишаель, Азарья и другие. Совет этот функционировал около тридцати лет (с 3370 до 3400 года от с. м.), насчитывая всего сто двадцать членов. В дальнейшем функции этого Совета перенял Синедрион (Санедрин), который состоял из семидесяти одного мудреца.
С тех пор, как Зерубавел и Иеошуа повели за собою первую группу новых поселенцев обратно в Святую Землю, этот Высший Совет стоял на страже их духовной жизни и руководил ими по всем вопросам, касающимся жизни евреев – религиозной, социальной и экономической. Но влияние Эзры и Нехемьи достигло такой высокой степени, что их деяния стали и нашим духовным наследием до настоящего дня. Ибо многое, что составляет часть нашей современной религиозной жизни, как то: наши молитвы, обычаи и формы исполнения мицвот, восходят к Мужам Великого Собрания (Аншей Кнесет Агдола).
Под руководством Эзры-писца Совет ввел много важных установок в еврейскую жизнь. Так, например, было установлено, что судьи должны заседать по понедельникам и четвергам еженедельно во всех более или менее крупных городах. В основу этого легли весьма практичные соображения, потому что в эти дни в Иерушалаиме и в других городах собирались еврейские земледельцы, чтобы доставить на базар свои продукты и делать закупки. Если у них возникал какой либо вопрос или спор, судьи были готовы заниматься ими, давать указания и совершать правосудие.
В числе ряда других мероприятий Мужи Великого Собрания ввели порядок и систему также в обычай публичного чтения Торы. Начиная с дней Моше, был введен обычай читать публично Тору по субботам и праздникам, в Рош-Ходеш (новолунии), в дни Хол-Амоед (промежуточные праздничные дни) и по понедельникам и четвергам. Но что именно читать в эти дни не было установлено, за исключением в Бет-Амикдаше в особых случаях. Мужи Великого Собрания установили какие именно отрывки из Торы должны читать в каждом отдельном случае все евреи во всем мире. Тора была разделена по числу недель в году; каждую субботу читают один их этих разделов с таким расчетом, чтобы в течение года была прочтена вся Тора.
Процесс чтения Торы был тогда в основном тот же, что и в наши дни. Служащий общины вызывал по очереди нескольких евреев читать благословение над Торой и прочесть небольшой отрывок из нее. Число вызываемых к чтению Торы колебался от трех в будние дни до семи по субботам. Мальчики в возрасте тринадцати лет и старше могли вызываться к этой процедуре. Если присутствует коен, потомок священнической семьи Аарона, то ему отдается предпочтение и он вызывается первым. Вторым вызывается левит, а затем другие члены общины. Сначала каждый вызываемый к Торе сам должен был прочесть свой отрывок, но в дальнейшем, когда оказалось, что не все евреи в состоянии прочесть что либо из Торы, и чтобы избежать смущения необученных, был назначен специальный чтец (Баал Коре) для чтения всех отрывков всем, а удостоенные чести быть вызванными к Торе довольствуются только произнесением благословений. Еще позже был назначен также и переводчик (Метургеман) для истолкования прочитанного отрывка и перевода его на арамейский язык (бывший тогда самым обиходным среди евреев той эпохи) с тем, чтобы прочтенное могли понять и не знающие иврита, святого языка Торы.
Мужи Великого Собрания записали пророчества Двенадцати Малых пророков, а также книги Иехезкеель, Даниель и Эстер. Они установили праздник Пурим.
Одной из наиболее важных и долговечных нововведений Мужей Великого Собрания является синагогальная служба и ежедневные молитвы. Обычай молиться Б-гу восходит к дням наших патриархов Авраама, Ицхака и Яакова, которые ввели утреннюю, послеобеденную и вечернюю молитвы соответственно. Некоторые молитвы произносились в Бет-Амикдаше при жертвоприношениях. Но обычай молиться не был широко распространен; сами молитвы не были строго установлены и определенным образом упорядочены.
Во время вавилонского изгнания, когда Бет-Амикдаш лежал в руинах и в нем не отправлялось Б-гослужение и не приносились жертвы, народ жаждал взамен этого какие либо другие способы общения с Б-гом. Вот тогда-то и были созданы молитвенные дома, где евреи собирались, чтобы служить Б-гу своим особым образом. Этот обычай привезли с собой вернувшиеся из Персии изгнанники, которые прибыли, чтобы восстановить святой город и Бет-Амикдаш. А потом, даже после того, как Бет-Амикдаш был уже построен и вновь начались паломничества туда три раза в году, молитвенные дома и школы остались как были. В них евреи ежедневно молились Б-гу и изучали Его заповеди.
Мужи Великого Собрания установили определенный порядок молитв, заложив основы нашего современного молитвенника. Основными молитвами стали «Шема» и «Шемоне Эсрей».
Молитва «Шема» («Слушай, Исраель, Превечный, Б-г наш, Превечный единый»), состоящая из трех разделов, взятых из Торы, это – декларация евреев о их вере в Единого Б-га. Будучи окружены племенами и народами, поклоняющимися идолам, евреи своей этой декларацией «Шема» бросали вызов всему миру. Во все времена религиозных преследований и вплоть до наших дней не один еврей смело смотрел мученической смерти в лицо со словами «Шема» на устах. Помимо заявления о единстве Б-га, эта молитва содержит наиболее важные основы нашей веры.
«Шемоне Эсрей» («Восемнадцать») – это наиболее торжественная молитва; ее читают стоя, и поэтому иногда называют ее «Амида», т. е. молитва, читаемая в положении стоя. Она состоит из восемнадцати благословений, составленных Мужами Великого Собрания; впоследствии она была дополнена девятнадцатой молитвой, но первоначальное ее название не изменилось. Это название осталось также для субботней молитвы, хотя субботняя шемоне эсрей состоит только из семи благословений (первые обычные три, последние три и одна специальная субботняя); то же для праздников. В Талмуде эта молитва называется «Тефилла» (т. е. «молитва»), потому что в ней включены молитвы для всех человеческих нужд, как индивидуального, так и общенационального характера, для всего еврейского народа. Эта молитва читается во всех трех ежедневных молениях.
Аншей Кнесет Агдола известны также под именем «Софрим» (Писцы), как последователи Эзры-писца. Они приложили большие усилия, чтобы обеспечить сохранение Торы и ее передачу будущим поколениям в неприкосновенности. Ибо Тора – это жизненный центр еврейского народа, и было жизненно важно сохранить для будущего верную редакцию и правильное толкование Торы. Для этой цели был введен «Кетав Ашурит» (ассирийское начертание букв), которым мы пользуемся и поныне для чтения и письма. Они также старались распространить изучение Торы с тем, чтобы она стала достоянием всех, а не только небольшого числа ученых или определенного класса людей. Наконец, они подчеркнули необходимость строгого соблюдения заповедей Торы, требуя не допускать нарушения запретов и выполнять позитивные указания (мицвот). Для этой цели они разработали предупредительные меры, или вспомогательные законы, известные под названием «сеяг» (ограда), предназначенные для защиты заветов Торы (мицвот) от их нарушения. Например, согласно Торе, в шаббат запрещено производить какую либо из тридцати девяти видов работ; но Мужи Великого Собрания дополнили этот список всеми другими видами работ, подобными или напоминающими какую либо из основных тридцати девяти видов работ, с тем, чтобы быть более уверенным, что никакая ошибка или небрежность не приведет к нарушению святости дня.
Верные своей сентенции: «Будь осторожен в суждении; выращивай много учеников и построй ограду вокруг Торы», Мужи Великого Собрания организовывали судебные инстанции, открывали много школ и разрабатывали систему «оград» вокруг Торы, сохранивших ее в неприкосновенности вплоть до наших дней.