XV. ИЕУДЕЯ ПОСЛЕ ПОКОРЕНИЯ
134. ГЕДАЛЬЯ
УЦЕЛЕВШИЕ ПОСЛЕ РАЗРУШЕНИЯ ИЕУДЕИ
Невухаднецар, царь Бавела (Вавилонии), достиг своей цели. Он полностью покорил Иеудейское царство, разрушил его столицу Иерушалаим (Иерусалим) и величайшую его святыню, Бет-Амикдаш. Он убил или захватил в плен большинство членов царской фамилии и знатных людей страны. Высшие классы еврейского народа, в том числе члены высшего духовенства и старшие гражданские и военные чины, были угнаны в плен в Вавилонию. Многие из них были безжалостно умерщвлены в Ривле. Иеудея была сокрушена и лишена лучших своих сынов.
Однако Невухаднецар не пожелал превратить Иеудею полностью в пустыню. Он разрешил бедному люду страны оставаться в Иеудее, чтобы обрабатывать землю и ухаживать за виноградниками. Над ними Невухаднецар поставил правителем Гедалью, сына Ахикама.
ГЕДАЛЬЯ
Пророку Ирмияу была предоставлена возможность выбирать: оставаться ли ему в Иеудее или уйти в Вавилонию, чтобы проживать там в качестве почетного гостя вавилонского царского дома. Ирмияу предпочел остаться со своими братьями на Святой Земле. Он пошел в Мицпу, недалеко к северу от Иерушалаима, где Гедалья устроил свою резиденцию правителя, и предложил ему полную свою помощь. Гедалья принял это предложение с благодарностью, и таким образом Мицпа стала также и духовным центром народа.
Гедалья был мудрым, великодушным и скромным человеком. Он усиленно начал побуждать народ взяться усердно за обработку полей и виноградников и тем самым заложить основу экономической независимости страны. Под мудрым управлением Гедальи еврейская община начала процветать. Слухи об этом достигли зарубежные страны. Эти новости о возрождении еврейской общины в Иеудее привлекли внимание многих евреев, бежавших в безопасные места соседних стран во время разрушительной войны. Они явились к Гедалье в Мицпу и были тепло им приняты. Еврейский правитель убеждал своих братьев оставаться верными вавилонскому царю и обещал им мир и безопасность. Его совет был охотно принят. Вавилонский гарнизон, расположенный в стране, не обижал население; наоборот, он защищал евреев от недружелюбных соседей. Молодое еврейское государство находилось на верном пути к возрождению, когда оно вдруг было потрясено до основания коварной изменой и кровопролитием.
УБИЙСТВО ГЕДАЛЬИ
Между беженцами, присоединившимися к Гедалье в Мицпе, был некто Ишмаель, сын Нетаньи, один из потомков царского дома Цидкияу, последнего царя Иеудеи. Ишмаель был честолюбив и ни перед чем не останавливался для достижения своей цели. Честь и успехи, достигнутые Гедальей, вызвали у Ишмаеля неукротимую ревность, и он начал замышлять против Гедальи. Он нашел себе союзника в лице царя Аммона, который с тревогой следил за ростом новой еврейской колонии.
О замышляемом Ишмаелем заговоре против Гедальи стало известно Иоханану, сыну Кареаха, преданному сотруднику Гедальи. Иоханан предупредил правителя о грозящей ему опасности. Однако Гедалья, человек искренний и великодушный, отказался поверить такому предательству. Когда Иоханан предложил убить тайно Ишмаеля до того, как ему удастся осуществить свой дьявольский план, Гедалья с возмущением отверг это предложение.
Между тем Ишмаель выжидал удобного случая, который вскоре и представился. Он был приглашен к правителю на новогодний банкет в Мицпу. Ишмаель явился на банкет в сопровождении десяти человек своих последователей. Во время банкета, преступная банда напала на правителя и убила его.* После убийства своего гостеприимного хозяина, они начали ужасную резню. Ишмаель убил многих выдающихся последователей Гедальи и уничтожил небольшой халдейский гарнизон, расположенный в Мицпе. Завершив свое кровавое дело, Ишмаель бежал из Мицпы в Аммон, захватив с собой много пленных.
Иоханан и часть его мужественных друзей не были в это время в Мицпе и избежали этой резни. Когда Иоханан узнал о жуткой трагедии, разыгравшейся в доме правителя в его отсутствии, он организовал погоню за убийцами. Нагнав Ишмаеля возле Гив'она в земле колена Биньяминова, он освободил пленников, но Ишмаелю и некоторым его приверженцам удалось спастись и бежать в Аммон.
*Убийство Гедальи отмечается до настоящего времени всенародным постом, известным под названием «Пост Гедальи» и соблюдаемым в день после Рош-Ашоно (третьего Тишрей).
БЕГСТВО В ЕГИПЕТ
Теперь евреи оказались действительно в отчаянном положении. Убийство Гедальи и уничтожение гарнизона вавилонян вызовет, конечно, гнев Невухаднецара, который он обратит против остатков еврейского народа. Они с ужасом ожидали своей кары. Однако, куда им бежать? Единственным убежищем мог быть только Египет, где рука Невухаднецара их не настигнет. Но эта страна была им ненавистна; хотя прошло уже около девятисот лет с тех пор, как их предки вышли из Египта после ряда веков порабощения, на Египет все еще смотрели с отвращением. Но отчаяние и страх были так велики, что несчастные люди решили все же искать спасение в Египте, и беженцы пустились в путь на юг.
По пути обездоленные евреи задержались в Бейт-Лехеме и пошли к Ирмияу за советом. Преданный своему народу пророк, разделивший с ним все испытания и горести и полный к нему неиссякаемой любви, был и сейчас с ним. К нему обратили беженцы свои глаза с тревогой, обещая слушаться любого его совета.
Десять дней Ирмияу молился Б-гу, и наконец он получил Б-жье послание, которое он тут же передал собравшемуся вокруг него народу.
«Так говорит Превечный, Б-г Исраелев... если останетесь на земле сей, то Я устрою вас и не разорю, насажду вас и не искореню... Не бойтесь царя Вавилонского, которого вы боитесь... ибо Я с вами, чтобы спасать вас... Если же вы скажете: «Не хотим жить в этой земле?", и не послушаетесь гласа Превечного, Б-га вашего, говоря: «Нет, мы пойдем в землю Египетскую...», то меч, которого вы боитесь, настигнет вас там, в земле Египетской, и голод, которого вы страшитесь, будет всегда следовать за вами там в Египте; и там умрете... К вам, остаток Иеуды, изрек Превечный: не ходите в Египет; твердо знайте, что Я ныне предостерегал вас!».
Но слова Ирмияу пропали даром. Люди уже приняли решение и надеялись только, что пророк подтвердит его. Несмотря на торжественное обещание во всем следовать его совету, они обвинили пророка в заговоре против них, составленном им совместно со своим учеником Барухом бен Нерияу, чтобы передать их в руки халдеев. Затем они все продолжили свой путь в Египет, заставив также и Ирмияу и Баруха следовать за ними.
СУДЬБА БЕЖЕНЦЕВ
Когда беженцы достигли границы Египта, они остановились. Здесь Ирмияу вновь предупредил своих братьев о том, что безопасность, которую они ищут в Египте, будет для них кратковременной. Он предсказал, что вскоре Египет сам будет завоеван Невухаднецаром и разрушен. Кроме того, пророк предупредил их об опасности, угрожающей им от смешения с язычниками – египтянами. Если они вновь вернутся к идолопоклонству, явившемуся причиной всех постигших их недавно бед, их судьба будет предрешена бесповоротно.
К несчастью, предупреждения и увещевания пророка были бесполезны. Евреи-беженцы осели в Египте и вскоре оставили свою веру в Б-га. Они опустились до уровня язычества, исповедуемого египтянами.
Через несколько лет произошел в Египте политический переворот, при котором был убит фараон Хофра. Невухаднецар воспользовался этим. Он вторгся в Египет и разрушил страну. Во время этого нашествия и последовавшей войны погибло много евреев-беженцев. Таким образом печальное пророчество Ирмияу и на этот раз оправдалось.
Где и когда умер престарелый пророк неизвестно. Предполагают, что он и его верный ученик Барух провели свои последние годы у своих братьев изгнанников в Вавилонии.
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
1. Какова была политика Невухаднецара по отношению к покоренному им Иеудейскому царству? (Стр. 14).
2. Что случилось с пророком Ирмияу? (Стр. 14).
3. Кто был Гедалья, сын Ахикама? (Стр. 14).
4. Был ли Гедалья хорошим правителем? (Стр. 15).
5. Как он был убит? (Стр. 15).
6. Почему является убийство Гедальи таким большим бедствием? (Стр. 16).
7. В какой день по еврейскому календарю отмечается это бедствие? (Стр. 16).
8. К кому обратились евреи за советом после убийства Гедальи? (Стр. 17).
9. Каким был совет, и последовали ли ему? (Стр. 18). 10. Что случилось с евреями-беженцами в Египте? (Стр. 18).