137. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЦИОН
ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ПЕРСИИ
Появление Кореша как покорителя Вавилонии и освобождение евреев было предсказано пророками. Кореш выказал глубокое почтение Б-гу Исраеля и теплое сочувствие евреям в пережитой ими полстолетие назад трагедии. В первый же год величайшего его триумфа – покорения Вавилонии – Кореш издал следующий указ:
«Так говорит Кореш, царь Персидский: все царства земли дал мне Превечный, Б-г небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерушалаиме, что в Иеудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Б-г его с ним, – и пусть он идет!».
Эта царская декларация наполнила сердца евреев-изгнанников энтузиазмом. Многие евреи решили вернуться на свою опустошенную родину и восстановить ее. Многие большие и малые города Персии развили кипучую деятельность по подготовке евреев к возвращению в Цион. Персияне и вавилоняне осыпали уезжающих евреев подарками. Кореш вернул им часть золотых и серебряных сосудов, захваченных Невухаднецаром в Бет-Амикдаше. Имя Кореша благословлялось всеми.
ЗЕРУБАВЕЛ
Наконец выступил в путь большой караван. Он состоял из 42360 человек – мужчин, женщин и детей. Возвращающихся на родину изгнанников сопровождало большое число коаним и левиим, чтобы содействовать возрождению страны их предков и отстроить Бет-Амикдаш и Иерушалаим.
Репатриированных вел Зерубавел, сын Шеалтиеля, один из членов царского Дома Давидова. Вместе с ним во главе возвращающихся в Иеудею находился первосвященник Иеошуа.
Однако много евреев осталось в Вавилонии или Персии, где они были хорошо устроены. Они не могли или не хотели брать на себя выполнение трудной задачи по возрождению своей родной земли, лежавшей в руинах уже десятки лет.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ БЕТ-АМИКДАША
Возвращающиеся изгнанники прибыли в Иерушалаим в конце лета. Можно себе представить в каком состоянии они нашли свой любимый город Иерушалаим. Их глазам представилась печальная картина разорения и запустения. Но они не тратили время на раздумье и тут же приступили к устройству новой жизни на Святой Земле.
В седьмом месяце (Тишрей) они все собрались в Иерушалаиме. Под руководством Зерубавела и первосвященника Иеошуи они воздвигли алтарь для праздничных жертвоприношений Суккота и молились Б-гу с благодарностью в сердцах.
Вскоре затем они приступили к большой работе по постройке Бет-Амикдаша. Как в дни царя Шеломы, были для этого призваны искусные мастера Финикии. С разрешения царя Кореша были доставлены в Яффу по воде плоты нарезанных на горе Леванон кедров, которые оттуда перевозились в Иерушалаим. Когда был заготовлен строительный материал, были наконец заложены первые камни фундамента при всеобщем торжественном ликовании. Многие коаним и левиим, а также другие пожилые люди, видавшие первый Бет-Амикдаш во всем его великолепии, плакали во время закладки нового Бет-Амикдаша. Но отдельные горестные вздохи потонули в общих криках ликования, разносившихся далеко по горам Иеудеи.
ШОМРОНИТЫ (САМАРИТЯНЕ)
К сожалению, строителям нового Циона пришлось преодолеть большое препятствие, появившееся совершенно неожиданно на их трудном пути к возрождению родины.
Следует вспомнить те дни, когда Шалманесер, царь Ашура, положил конец царству Эфраима[1] и угнал в Ашур многих его жителей, вместо которых он пригнал и усадил на завоеванных землях кутеян, персов и мадаианитов. Языческие поселенцы смешались с немногочисленными Исраелитами, оставшимися в стране. Они приняли веру в Б-ra, но в то же время сохранили многие свои языческие обычаи. Поскольку они жили в основном в районе Шомрона, они стали известны под именем шомронитов или кутеян. Евреи не признавали шомронитов потомками еврейского народа. Они боялись, что смешение с ними будет для евреев таким же несчастьем, как смешение с коренным населением Кенаана во времена Судей после смерти Иеошуи.
Однако, когда шомрониты услышали, что евреи начали отстраивать Бет-Амикдаш, они послали делегацию к Зерубавелу с предложением своего участия. Но Зерубавел и другие руководители новой еврейской общины знали, что помощь шомронитов принесет им больше зла чем добра, и они категорически отказались принять их предложение. Глубоко оскорбленные шомрониты решили отомстить. Они послали персидскому царю письмо с доносом, что евреи замышляют якобы нарушить свою верность Персии. Шомрониты указали в своем письме, что восстановление Иерушалаима и Бет-Амикдаша не будет в интересах Персии. Помимо попытки восстановить персидское правительство против евреев, шомрониты делали все, что в их силах, чтобы воспрепятствовать ходу строительства Бет-Амикдаша, не останавливаяеь перед насилием.
Действия шомронитов увенчались полным успехом – по указу персидского правительства дальнейшие работы по восстановлению Бет-Амикдаша были приостановлены.
[1] См. «Наш народ», т. II, гл. 108, стр. 209.