УЧЕБНИК ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
Иосеф и братья его умерли, и сыны Исраелевы размножились в земле Египетской. Они занимали важное положение в стране и играли большую роль в политической, культурной и экономической жизни страны. Неудивительно, что они возбудили ревность коренного населения Египта, которое чувствовало себя оттесненным «чужестранцами».
Внук Леви – Амрам сын Кехота женился на Иохевед, которая родила ему трех детей. Первым ребенком была девочка по имени Мирьям, которая стала впоследствии великой пророчицей еврейского народа. Вторым был Аарон, первосвященник Б-жий, ставший впоследствии знаменит своей исключительной любовью к миру между 'людьми. Самым младшим был Моше – величайший вождь нашего народа. Он был предназначен чтобы вывести сынов Исраелевых из Египта и принять для них Святую Тору на горе Синай.
Сыны Исраелевы не могли больше переносить ужасные страдания и преследования со стороны их поработителей. Их крики о помощи, их мольбы и стенания, вырывавшиеся из глубины души, доходили до небес. Б-г вспомнил Свой завет с Авраамом, Ицхаком и Яаковом и решил вызволить их из рабства.
Моше вернулся к своему тестю в Мидиан и получил его разрешение вернуться к своим братьям в Египет. Итро благословил его, и Моше отправился в Египет. Тогда Б-г велел Аарону выйти навстречу Моше. Они встретились в пустыне у горы Хорев, где Моше рассказал брату о великой Б-жьей миссии, которую им обоим предстояло выполнить.
Когда фараон упорно отказался освободить сынов Исраелевых, Моше и Аарон предупредили его, что Б-г накажет за это его самого и весь народ египетский. Перво-наперво все воды Египта превратятся в кровь. Моше вместе с Аароном пошли на берег реки. Здесь Аарон поднял свой жезл, ударил по воде и превратил ее в поток крови. Это чудо было сотворено на глазах всего народа египетского и в присутствии самого фараона; они увидели, как гибнет рыба в кровяных стремнинах и с отвращением отворачивались от издающей страшное зловоние «священной» реки.
Итак, сыны Исраелевы были освобождены из под ярма их угнетателей в пятнадцатый день Ниссана в 2448 году от сотворения мира. В этот день шестьсот тысяч мужчин в возрасте от двадцати лет и старше с их женами и детьми и со всем их скотом перешли границу Египта, чтобы отныне стать свободными людьми, свободным народом. Много египтян и людей других национальостей присоединились к победоносным сынам Исраелевым в надежде разделить с ними их блестящее будущее. Сыны Исраелевы вышли из Египта не обездоленными. Помимо их собственного достояния, они были нагружены также подарками перепуганных насмерть египтян – золотом, серебром и одеждой – пусть, мол, возьмут все, что угодно, лишь бы скорее ушли. Этим Б-г выполнил обещание, данное Аврааму, что его потомки выйдут из рабства с большим богатством, ибо Он верен Своему слову всегда.
Удалившись от берегов Чермного моря, сыны Исраелевы вступили в пустыню Шур и продолжали идти по дикому бездорожью, где не было ни источников воды, ни колодцев, и они страдали от жажды. Наконец, они пришли к одному источнику; но, когда они прильнули губами к воде, они, привыкшие столько лет к известной своим приятным вкусом нильской воде, отказались пить совершенно невкусную воду источника. Вода была горькая и непригодная к питью, из-за чего место, где находился источник, было названо Марра, что значит «горечь».
Когда евреи находились еще в Рефидиме, Амалейкиты – мощный и жестокий народ, потомки Эйсава, – хорошо обученные военному делу, внезапно напали на Исраель. Это было неспровоцированное коварное нападение на измученный долголетним рабством и утомленный совершённым многодневным трудным походом по пустыне народ, только что освобожденный и находящийся на пути к своей родине.
В это время, Итро, тесть Моше, услышал о чудесах, сотворенных Б-гом сынам Исраелевым, и он решил посетить Моше в пустыне. Он взял с собой свою дочь Циппору и ее двух сыновей, Гершома и Элиэзера, и пришел с ними к Моше. Уведомленный о приходе Итро вместе с женой и детьми, Моше, в сопровождении всей общины Исраеля вышел их приветствовать. На Итро, человека огромного опыта и больших знаний, произвел большое впечатление рассказ Моше об имеющих историческое значение событиях, происшедших с сынами Исраеле-выми.
В день Рош-Ходеш Сиван – в первый день третьего месяца после исхода из Египта, сыны Исраелевы пришли в Синайскую пустыню и остановились лагерем у подножья горы. В течение нескольких недель странствования по пустыне под защитой Б-га с повседневными чудесами, такими, как «манн» и перепела, чудесное опреснение воды, поражение Амалейка и переход через Чермное море, евреи все более проникались ощущением близости Б-га. Их вера в Б-га укреплялась с каждым днем, пока они не дошли до состояния святости, дружбы между собой и единства, никогда ранее не достигнутых никаким другим народом.
Моше обещал сынам Исраелевым, что он вернется через сорок дней. Наступил сороковой день и народ стал беспокоиться и нервничать. Во время длительного отсутствия Моше подонки египетского народа, присоединившиеся к евреям при их выходе из Египта, распустили слух, будто Моше никогда не вернется и.поэтому было бы хорошо выбрать себе другого вождя, который был бы посредником между народом и Б-гом. Сыны Исраелевы не знали, что Моше имел в виду вернуться только после истечения всех сорока дней.
Моше обучал народ Торе следующим бразом: как только он получал от Б-га какое либо указание или завет, он заучивал его с Аароном, затем в присутствии Аарона – с его сыновьями; затем, опять таки в присутствии Аарона и его сыновей – с семьюдесятью Старейшинами Исраеля; наконец, в присутствии всех этих учеников – со всем народом Исраеля. После этого Моше уходил, и учебу продолжал в том же порядке Аарон. После него учителями становились сыновья Аарона, а затем их место за учительским столом занимали семьдесять Старейшин, в четвертый раз повторявшие народу указания и заповеди Б-жьи.
На следующий день после возвращения Моше с горы Синай со Вторыми Скрижалями, он собрал вокруг себя всю общину Исраелеву и сказал им, что Б-г повелел соорудить место для богослужения, или Скинию, которая должна являться наглядной эмблемой, свидетельствующей о присутствии Б-га в среде Исраеля. «И устроят они мне святилище, и буду обитать посреди них» – сказал Б-г. Для этой цели Б-г пожелал получить от сынов Исраелевых добровольные приношения: много золота, серебра, меди, драгоценных камней, шерсти и холста.
Сыны Исраелевы стояли лагерем около горы Синай почти целый год, после чего облачный столп впервые поднялся над Скинией. И сразу же сыны Исраелевы снялись с лагеря. Передвигаясь по указаниям, данным Б-гом, еврейский народ, продолжал свой путь, пока не достиг Пустыни Паран.
В то время, как сыны Исраелевы стояли лагерем в пустыне около Кадеш-Барнеа и страна Кенаан была уже близка, они попросили, чтобы Моше послал группу соглядатаев, которые высмотрели бы землю Кенаанскую и доложили им о ее ^сильных и слабых сторонах.
Однажды, когда сыны Исраелевы разбили лагерь свой в пустыне, некий по имени Целафхад, совершил акт публичного нарушения святости дня Шаббата, собирая при всех дрова в этот день. Его привели к Моше и взяли под стражу, пока Б-г объявит, какое ему полагается за это наказание.
Корах, один из богатейших вождей левитов и двоюродный брат Моше и Аарона, считал себя обиженным и несправедливо обойденным при распределении высших священнических должностей. Он позавидовал Моше и Аарону, а также родственнику своему Эльцафану, назначенному начальником над левитами после того, как семья Аарона была возведена в– ранг Коаним (священников). Сознавая, что несмотря на свое богатство и влияние, ему одному навряд ли удастся пошатнуть верность и преданность народа Моше и Аарону, Корах искал себе союзников и сообщников для совместного выступления против своих высокопоставленных родственников.
Наконец, сыны Исраелевы достигли границ Эдома, Аммона и Моава, расположенных на пути их следования в Землю Обетованную. Но эти народы отказались пропустить евреев через их страны. Однако Б-г запретил сынам Исраелевым их беспокоить или воевать с ними. Поэтому пришлось евреям обойти эти страны пока они не достигли реки Арнон.
Когда сыны Исраелевы появились у Иардена в виду города Иерихо, Б-г велел произвести их исчисление.
Их оказалось более шестисот тысяч мужчин в возрасте от двадцати лет и старше, помимо членов семей колена Леви. Среди взрослых мужчин не было ни одного, не считая Иеошуи и Калева, из тех, кому было больше двадцати лет во время исхода из Египта. Всё старшее поколение вымерло в пустыне в течение сорока лет странствования, как постановил Б-г в наказание за их мятеж при высылке соглядатаев.