Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

139. Последние Пророки

139. ПОСЛЕДНИЕ ПРОРОКИ

ХАГГАЙ

Оставив евреев Персии проживающими в счастливых условиях, мы теперь вернемся к новым еврейским поселенцам в Святой Земле. Вы помните, что шомрониты препятствовали отстройке Бет-Амикдаша и что им удалось добиться внезапной приостановки строительных работ. Это было тяжелым ударом для евреев, и они начали падать духом. Со всех сторон их окружали враждебные соседи; к тому же их начали преследовать неурожаи. Все это значительно подорвало дух вдохновителей строительства нового государства. При таких обстоятельствах нечего, пожалуй, удивляться тому, что все их мысли переключились на устройство их личной жизни, а о Бет-Амикдаше к тому времени забыли.

Со временем на трон Персии взошел новый монарх. Это был Даръявеш, человек благородного характера, хорошо расположенный к евреям. Он даровал им новые привилегии, и Даниель[1] вновь возвысился и начал занимать высокое положение при персидском царском дворе.

Эти создавшиеся благоприятные условия для евреев в Персии имели благотворное влияние и на судьбу евреев в Святой Земле.

Зерубавел понял, что ему представляется сейчас новая возможность продолжать начатое святое дело. Он отправился в Персию и подал царю прошение о разрешении евреям продолжать отстройку Бет-Амикдаша. Зерубавел был благосклонно принят царем, и разрешение это было ему дано. Однако, когда он привез с собою эту добрую весть поселенцам в Ционе, они выказали мало готовности вновь предпринять работу, приостановленную шестнадцать лет тому назад. Некоторые из них считали, что поспешили с постройкой Святилища, и что Б-г был недоволен этой поспешностью.

На этой критической стадии появились два пророка, которые вдохнули в вождей и в народ новый дух энтузиазма и веры. Это были Хаггай и Зехарья.

Хаггай начал свои пророчества во втором году царствования Даръявеша. Его пророчества записаны в книге Библии, носящей его имя.

В первом своем пророчестве, которое явилось ему в первый день шестого месяца (Элула), Хаггай отвергает мнение народа, что якобы не пришло еще время отстраивать Бет-Амикдаш. Он строго упрекает евреев в том, что они сами живут комфортабельно в своих домах, а Дом Б-жий заброшен. Пророк убеждает их немедленно приступить к строительным работам, и слова пророка достигли цели. Зерубавел и первосвященник Иеошуа, а также весь остальной народ вновь взялись за отстройку Храма и приступили к работе в двадцать четвертый день того же месяца.

Хаггай наблюдал за ходом строительных работ и продолжал ободрять своих братьев. Через месяц, в двадцать первый день месяца Тишрей, пришло Б-жье слово к пророку Хаггаю: «Скажи теперь Зерубавелу, сыну Шеалтиеля, правителю Иеудеи, и Иеошуе, сыну Иеоцадака, первосвященнику, и остатку народа:

«Кто остался между вами, который видел этот Дом в прежней его славе? И каким видите вы его теперь?… Но ободрись ныне, Зерубавел, говорит Превечный, и ободрись, Иеошуа, сын Иеоцадака, первосвященник; ободрись весь народ земли, говорит Превечный, и работайте!… Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежнего, говорит Превечный Цеваот; и на месте сем Я дам мир, говорит Превечный Цеваот».

ЗЕХАРЬЯ

 Около двух месяцев после первого пророчества Хаггая начались пророчества Зехарьи, полные утешения и ободрения. Зехарья предсказал, что Иерушалаим вновь воспрянет к великой славе и что Б-г защитит его, воздвигнув как бы «огненную стену вокруг него». И другие города Иеудеи будут также расти и процветать.

Пророчества Зехарьи нашли страстных слушателей, ибо слова его были полны горячего энтузиазма и надежды, как, например, следующие:

«Ликуй и веселись, дщерь Циона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Превечный… Тогда Превечный возьмет во владение Иеуду, Свой удел на Святой Земле, и снова изберет Иерушалаим».

Пророк рассказывает о своем видении золотого светильника, проповедуя народу, что только Б-г является источником света и что присутствие Б-га (Шехины) будет опять уделом народа Исраеля. Его знаменитое послание Зерубавелу стало девизом нашего народа на все времена:

«Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Превечный Цеваот». Зехарье не приходилось проповедовать народу о преступности идолопоклонства, как это приходилось делать пророкам Исраеля до разрушения страны. От этой душевной болезни еврейский народ к тому времени уже излечился окончательно и никогда больше не впадал уже после этого в идолопоклонство. Однако Зехарья был всегда на страже, чтобы поддержать высшие уровни морали среди народа в отношениях людей между собою.

«Производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; ; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте; и зла друг против друга не мыслите в сердце своем».

Зехарья предсказал, что новая колония в Иерушалаиме станет хорошо устроенной и здоровой общиной. Улицы города будут вновь полны старцами, и смех молодых опять будет звенеть на них.

«Так говорит Превечный: обращусь Я к Циону и буду жить в Иерушалаиме; и будет называться Иерушалаим городом истины, и гора Превечного Цеваота – горою святыни.

Так говорит Превечный Цеваот: Опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерушалаиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его».

ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА БЕТ-АМИКДАША

Ободренные пророками, евреи взялись за постройку Бет-Амикдаша с новым рвением. Наконец, на шестом году царствования Даръявеша, в двенадцатом месяце (Адаре), святое здание было завершено постройкой.

Семьдесят лет прошло после разрушения Первого Бет-Амикдаша, построенного царем Шеломо. Таким образом исполнились слова пророков Иешаяу и Ирмияу. Второй Бет-Амикдаш был освящен с большим ликованием. Коаним и левиим были поставлены на различные свои служебные места, и в следующем месяце (Ниссане) был отпразднован в Бет-Амикдаше праздник Песах, как и в старые времена, но с чувством радости и глубокой благодарностью Б-гу, не испытанными никогда раньше в такой степени еврейским народом.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ НА УКЛОНЕ

Внушительное здание нового Дома Б-жьего стояло как символ возрожденного духа еврейского народа. И все же, как это ни странно, духовный уровень народа начал клониться вниз. За такой досадный оборот дела следует, несомненно, возложить вину главным образом на коаним, которые не выполняли своих обязанностей с должным достоинством. Они также пренебрегли своей обязанностью по обучению молодежи в истинном духе Торы. Они сами часто служили плохим примером своим пренебрежительным отношением к святым законам. Они смотрели на свою службу в Святом Храме, как на источник дохода, и только; они принимали физически неполноценные жертвы, брали взятки.

Постепенно барьер, воздвигнутый между евреями и их языческими соседями, начал давать трещины. Получили широкое распространение смешанные браки евреев с шомронитами, аммонитами и моавитами, и этими нарушителями были в основном члены священнических и зажиточных семей.

МАЛ’АХИ

Примерно в это время появился Мал’ахи, последний пророк, чтобы увещевать народ. Он начал свои пророчества трогательным упреком Исраеля в неблагодарности. «Я возлюбил вас, говорит Превечный. А вы говорите: В чем явил Ты любовь к нам?». И пророк указывает на руины других стран, которые никогда больше не были восстановлены, и на возрождение Исраеля, как на доказательство любви Б-жьей к Исраелю. Исраель же неверен Б-гу.

«Сын чтит отца и раб – господина своего;

Если Я отец, то где почтение ко мне?

И если Я господин, то где благоговение предо Мною?».

У Мал’ахи нашлось несколько резких слов для коаним, которые оскверняли святую службу и выполняли ее с позорной халатностью. О жертве, принятой ими для алтаря, пророк говорит: «Поднеси это твоему князю! Будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя?».

Идеальный коен описан пророком, как человек, который и проповедует друзьям и сам выполняет законы Торы и который многих отвратил от греха; человек, который вызывает к себе уважение народа и к которому народ обращается за советом и руководством.

«Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха.

Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Превечного Цеваота…

Не один ли у всех нас отец? Не один ли Б-г сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем самым завет отцов наших?…

Но боящиеся Б-га говорят друг другу; и Б-г внимает и слышит, и пред лицеи Его пишется памятная книга о боящихся Превечного и чтущих имя Его. И они будут Моим сокровищем, говорит Превечный Цеваот, в тот день, когда Я учиню суд, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.

И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Б-гу и неслужащим Ему».

Мал’ахи обещал от имени Б-га, что «пред наступлением дня Превечного, дня великого и страшного» явится пророк Элияу, чтобы объявить о полном искуплении Исраеля, «и он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их», так что и млад и стар будут служить Б-гу верно и преданно.

В какой степени пророку Мал’ахи удалось вызвать в народе дух покаяния, неизвестно. Можно все же с уверенностью сказать, что он подготовил почву для великого и всеохватывающего духовного возрождения в стране. Это возрождение было достигнуто в дальнейшем его товарищами, о которых подробно изложено в следующих главах.



[1] См. выше на стр. стр. 26–32.