Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

147. Израиль под правлением ионaтaнa и шим'она

147. ИЗРАИЛЬ ПОД ПРАВЛЕНИЕМ ИОНAТAНA И ШИМ’ОНА

ИОНАТАН

После смерти Иуды Маккавея положение еврейского народа на Святой Земле выглядело весьма мрачным. Сирийская армия опять хозяйничала во всех городах и крепостях Иудеи. Истинные еврейские религиозные руководители были бессильны делать что либо. Алким был вновь восстановлен на посту первосвященника, и клика эллинистов держала целиком в своих руках всю культурную жизнь общины.

В своем усердии понравиться сирийцам Алким дошел до того, что срыл часть укреплений Бет-Амикдаша и передал многих главарей восстания в руки Бакхида, который казнил их.

Теперь Бакхид вернулся к себе домой с уверенностью, что наконец-то Палестина находится в его руках. На всякий случай были, однако, оставлены в различных крепостях большие оккупационные силы. Между тем, оставшиеся верными религии своих предков евреи сгруппировались вокруг Ионатана, мудрого и мужественного младшего брата Иуды Маккавея. Другой его брат, Иоханан (самый старший), искал убежище у арабов, но они предательски убили его, чтобы заслужить благосклонность сирийцев. Ионатан отомстил за смерть брата, но в свою очередь вынужден был прятаться от искавших его сирийских войск.

Вскоре после ухода Бакхида с основной частью его армии Ионатан вернулся в Святую Землю с намерением вышвырнуть оттуда эллинистов. Первосвященник Алким скоропостижно умер, и еврейский народ рассматривал это как наказание Б-жье за его вероломство. Ионатан смог теперь объединить вокруг себя большую часть народа и открыто повести борьбу за освобождение страны от захватчиков.

Эллинисты обратились за помощью к Бакхиду, убеждая его, что теперь ему будет легко отделаться от опасного Ионатана. Бакхид явился, чтобы подавить восстание, но он едва унес свои ноги целыми, после того как его войска получили жестокий удар от рук мужественных воинов под умелым командованием Ионатана, заманившего противника в засаду.

Ввиду того, что более срочные дела требовали присутствие Бакхида в Сирии, он принял мирные предложения Ионатана. По условиям мирного договора Ионатану не разрешалось вооружить еврейский народ. Но Ионатан был признан правителем Иудеи.

УСПЕШНОЕ ВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЛ

К счастью для Иудеи, сирийская империя была вновь потрясена внутренними неурядицами. У Деметрия появился соперник, Александр Балас, заявивший, что он сын Антиоха Эпифана. Теперь Ионатан оказался в счастливом положении, так как его поддержку искали оба соперника, Деметрий и Александр. Деметрий предложил еврейскому правителю большие уступки. Но Ионатан, хорошо знавший, каким ненадежным был царь во всех своих действиях до этого, склонялся больше в пользу Александра Баласа. С помощью Ионатана удалось Александру одолеть Деметрия, после чего он стал официальным правителем Сирии. В знак благодарности Александр послал Ионатану царские одежды и корону и утвердил его на посту первосвященника. Следует помнить, что должность первосвященника была не только религиозной. Первосвященник был в то время также признанным главой государства. Таким образом, впервые после длительного перерыва в Бет-Амикдаше вновь служил потомственный коен, служитель Б-га.

Ионатан делал все, что в его силах, чтобы укрепить страну как физически, так и духовно. В целях усиления оборонной мощи страны он воздвигал, там где это было нужно, стены и башни, а также разослал по городам и селам надежных учителей, чтобы обучать еврейскую молодежь Торе. Он выгнал эллинистов отовсюду, где они твердо окопались на различных постах, и заменил их правоверными евреями. Он реорганизовал еврейскую армию и преобразовал ее в мощную оборонительную силу.

Мудрое правление Ионатана длилось восемь лет. Сирийские правители с тревогой смотрели на растущее влияние Ионатана; но, раздираемые внутренней борьбой, ничего не могли делать во вред ему. Наконец, Трифон, четвертый правитель после Деметрия, заманил Ионатана якобы на съезд сановников в Птолемею и захватил его в плен. Несмотря на то, что Шим’он, последний из братьев Хасмонеев, предлагал за живого Ионатана большой выкуп, Ионатан был убит, и только его тело было возвращено. Он также был похоронен в Мо-диине, где Шим’он воздвиг великолепный монумент на фамильном склепе Хасмонеев. Этот монумент с его высокими опорами и колоннадой был одним из величайших творений искусства, созданных на Святой Земле, и был виден на много миль вокруг вплоть до самого моря.

ШИМ’ОН ХАСМОНЕЙ

Шим’он, которого Маттатия охарактеризовал как мудрейшего из своих сыновей, был последним фактическим правителем еврейского народа, после того как все остальные его братья отдали свои жизни за их народ. Он успешно осуществил мечту своего отца и братьев. Ибо благодаря его мудрому ведению государственных дел ему удалось полностью освободить страну из-под сирийского владычества. Он захватил последнюю вражескую крепость – Иерусалимскую цитадель Аккру на Храмовой горе, бывшей бельмом в глазу для страны. Одновременно ему удалось стать официально признанным правителем еврейской страны со стороны преемника Трифона. Таким образом, впервые после четырехсот лет зависимости от иностранных государств еврейский народ вновь обрел свою полную независимость и мирное самоуправление.

ШИМ’ОН СТАНОВИТСЯ ГЛАВОЙ ИЗРАИЛЯ

 В восемнадцатый день Элула (в 141 году до н. э.) благодарный еврейский народ чествовал Шим’она, последнего сына Маттатии Хасмонея, объявив его правителем государства Израиля и первосвященником. Это почетное звание должно остаться в его семье навечно, и это было начертано на большой колонне на Храмовой горе.

Царь Сирии Антиох Сидет признал царственный ранг Шим’она и его право чеканить собственную монету. До этого еврейский народ применял вместо денег серебряные и золотые весовые единицы или чужестранные монеты. Теперь Шим’он чеканил серебряные и медные монеты с изображением святых сосудов Бет-Амикдаша и надписью: на одной стороне – «Святой Иерусалим» и дата ( с отсчетом от «Года нашего освобождения»), а на другой стороне – слова «шекель Израиля» или «полушекель Израиля», соответственно нарицательной стоимости. Все это было сделано в память серебряных монет, упомянутых в Торе.

МИР В ИЗРАИЛЕ

 Следовавшие затем годы мирного правления Шим’она были одними из счастливейших для еврейского народа. Интенсивная обработка земель увеличилась, и страна расцвела, как никогда раньше; вновь оправдалось известное изречение: «Каждый под своим виноградником и под своей смоковницей». Шим’он реорганизовал всю систему управления. Он установил надежную юридическую систему в соответствии с правилами, прокламированными Эзрой и Нехемьей. Он следил за тем, чтобы вся молодежь имела возможность изучать Тору. Он восстановил былую славу и блеск Бет-Амикдаша, так много пострадавшего во времена чужеземного владычества, а также по вине недостойных священников. Молодое поколение надежных, твердых в истинной вере священников тщательно обучалось всем обрядам и ритуалам, которыми до этого пренебрегали. Армия была значительно усилена и вооружена. Города были укреплены. Были построены новые крепости. Закон и правосудие регулировали взаимоотношения граждан, и все еврейское государство процветало так, как оно этого не знало веками.

СМЕРТЬ ШИМ’ОНА

Шим’ону, как и его братьям до него, не суждено было закончить свои дни в мире. Сирийский царь не мог без злобной зависти слышать об увеличивающемся благодействии и мощи еврейского государства под правлением Шим’она. Хотя сам царь пожаловал еврейскому правителю право чеканить монету и упразднил выплату дани сирийскому правительству, он все же не ожидал, что мощь бывшей его подвассальной провинции так быстро возрастет. С целью вызвать неурядицы он отправил строгое послание Шим’ону, требуя немедленно выплатить ему крупную сумму дани, выплачивавшейся ранее еврейским государством. Шим’он, однако, не дал себя запугать строгостью царского требования и отказался выполнить его. Только этого и желал сирийский царь. Он сразу же послал сильную армию под командой лучшего своего полководца, чтобы подчинить себе еврейского правителя. Шим’он был уже стар; давно прошло время, когда он был активным и успешным военачальником. Поэтому он теперь послал своих сыновей Иоханана и Иуду встретить врага на поле боя.

Хотя еврейская армия уступала сирийской армии во всех отношениях – и численностью и вооружением – она все же успешно дралась и во многих позиционных сражениях заставила побитого противника отступить. Иоханан отличился в бою, показав себя одним из наиболее мужественных и умелых еврейских полководцев. Его личное бесстрашие поддерживало в бойцах высокий боевой дух в трудных условиях. После одержанной им победы ему было дано прозвище Гиркан, в честь выигранного им сражения, в котором он победил сирийского полководца по имени Гиркан. Не сумев победить Шим’она на поле боя, Антиох Сидет прибег к хитрости. Он подкупил одного из родственников Шим’она, поручив ему убить правителя. Этим предателем был Птолемей, зять Шим’она, который был назначен правителем Иерихона, а в награду за предательство ему был обещан трон Иудеи.

Птолемей давно уже тайно клонился к эллинистическому образу жизни. Он был самолюбив и жаждал власти. Так что, он принял предложение Антиоха Сидета и пригласил старого правителя посетить его семью. Жена, дети и внуки (Маттатия и Иуда) Птолемея находились в крепости Док на окраине города Иерихона, и Птолемей устроил пир в честь своего тестя, правителя Шим’она.

Престарелый правитель, не подозревавший о предательстве, прибыл безоружный со своими двумя сыновьями. Таким образом, они были беззащитны, когда слуги Птолемея набросились на них и убили их. К счастью, другой сын Шим’она, мужественный Иоханан Гиркан, упомянутый выше, не смог присутствовать на пиру и таким образом избег печальной участи своего отца и братьев.

Так погиб последний из братьев Хасмонеев, умерщвленный рукой беспощадного убийцы, собственного своего зятя. Но Шим’он прожил славную жизнь, полную самоотверженной преданности своему народу. Он показал себя достойным большого доверия, которое оказал ему умирающий отец, и он действительно жил по традициям священнической семьи Хасмонеев. Он также был похоронен в семейной гробнице в Модиине, где покоились уже его отец и братья и где он в их память воздвиг, как сказано выше, прекрасный монумент. В течение ряда веков еврейский народ посещает могилы Хасмонеев, великих героев истинно еврейского духа.