Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

583

Суббота «Ваейшев»

22 кислева 5762 года

7/12/2001.

СИМВОЛИКА ПРАЗДНИКА СВЕТА

Хануку называют хаг гаурим — «праздник света». Что же такое свет? Нет, не в физическом, научном смысле слова, хотя и эта тема интересна и вполне уместна в контексте духовного исследования.

Свет — это первое наше впечатление о внешнем мире в момент рождения. Таково мнение психологов, специалистов по раннему и младенческому возрасту. Так, кстати и говорят о рождении человека, «явился на свет Б-жий».

А еще люди говорят, что «лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать», — и это тоже о свете, который делает для нас мир зримым.

В иудаизме отношение к свету особое. Достаточно сказать, что в кабале принято называть Всевышнего Ор Эйн Соф — «Бесконечный Свет».

Тора также названа светом: «Ибо заповедь — светильник и Тора — свет» («Мишлей», 6:23).

Мидраш, приведенный в Талмуде («Хагига», 12а) рассказывает: «Когда был сотворен мир, [изначальный] свет был таков, что мир можно было видеть от одного края вселенной до другого. Увидел Всевышний, благословен Он, что свет слишком ярок, и сокрыл его».

Большой свет сокрыт до поры до времени. Но нам дано осветить мир мириадами маленьких огоньков.

Хасиды говорят: «Тьму не разгоняют палкой. Немного света — и великая тьма рассеется».

Маленькие огоньки горят в бесчисленных «светильниках заповеди», в ханукийот. Пока они горят, в доме на время прекращаются все будничные дела, есть время подумать о том, что раньше ускользало от внимания, и почувствовать то, что раньше не находило пути к сердцу. Посмотрите на огонек, он карабкается по фитилю вверх и, едва не взлетев в небеса, замирает на мгновение и падает вниз. И опять, едва не утонув в масле или растопленном воске, он взмывает вверх, чтобы снова и снова повторять этот танец.

Мудрецы кабалы говорят, что так пляшет и душа человека: то взлетает, почти оторвавшись от тела, то падает, почти сливаясь с ним.

Она рвется вверх, потому что там ее Источник и ее жизнь. Но слишком резкий взлет духа может обернуться физической смертью, отрывом души от тела. А ведь она не по своей воле пришла в этот мир, Всевышний послал ее с важной миссией: преобразить материю, приблизить ее к духу.

И душа, едва не отлетев, пускается в вынужденный путь вниз, как огонек по фитилю Она возвращается к покинутому было телу и опять ощущает такую близость к нему, что над ней снова нависает опасность если душа опустится до уровня тела, человек станет мало чем отличным от животного созданием.

И снова вверх, и снова вниз — продолжается вечный танец жизни в нас самих и в наших домах — на фитильках ханукийот.

Итак, «душа человека — светильник (свеча) Всевышнего» («Мишлей», 6:23).

Эти слова замыкают круг света. Всевышний — бесконечный Свет, Тора — свет, души наши — светильники.

Так и говорит великая книга кабалы «Зогар» (3, 73):

«Израиль, Тора и Всевышний — одно».

ВИКТОРИНА

Читатели просят викторину к празднику. Даем викторину! Ответы вы найдете в Интернете по адресу http://judaicaru.org/luah/chanuka_metoda.html проверьте себя сами, мы это сделать не сможем.

• Сколько лет продолжалось восстание Хасмонеев?

• Назовите имена пятерых сыновей Матитьягу Хасмонея

• Что означает имя Макаби?

• Какой намек на дату праздника содержится в слове «Ханука»?

• Почему понадобилось восемь дней, чтобы получить свежее масло?

• На основании какого высказывания Торы мы произносим благословение «…освятивший нас Своими заповедями», хотя о Хануке ничего не сказано в Торе?

•Из восьми дней Хануки три считаются особенными. Что это за дни?

•Почему восьмой день Хануки называется днем зот (вот) Ханука7

ВАЕШЕВ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы –недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф Гурфинкель, «Шамир»)

Йосеф пас скот вместе с братьями. И приносил Йосеф отцу слухи об их дурных поступках. Исраэль любил Йосефа больше всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, и подарил ему пеструю рубаху. И увидели братья, что отец их любит его больше всех, и возненавидели его, и не могли говорить с ним.

И видел Йосеф сон, и рассказал братьям своим: вот они вяжут снопы посреди поля, и вот его сноп встал, а их снопы стали кругом и поклонились ему. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? И возненавидели его еще больше. И видел он еще один сон: вот солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклоняются ему. И он рассказал отцу и братьям, и рассердился отец его и сказал: «что это за сон, который ты видел, неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?!» Братья тоже рассердились на него, а отец запомнил его слова.

Братья его пошли пасти скот в Шхем И сказал Исраэль Йосефу: братья твои пасут скот в Шхеме, пойди, посмотри, здоровы ли они и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хеврона, и тот пришел в Шхем. И пошел Йосеф за братьями своими и нашел их в Дотане. И увидели они его издали, и прежде, чем он приблизился к ним, стали замышлять против него недоброе. Сказали они друг другу: вот идет сновидец; пойдем и убьем его, и бросим в яму, и скажем, что хищный зверь съел его. Посмотрим, как исполнятся его сны! И услышал это Реувен и спас его, сказав: не проливайте кровь, бросьте его живым в яму. Так говорил он, чтобы избавить Йосефа от рук их и возвратить его к отцу. Когда же Йосеф пришел к братьям, они сняли с него рубаху пеструю и бросили его в яму сухую, без воды. И сели они перекусить, и увидели вдали караван ишмаэльтян, направлявшихся из Гильада в Египет. И сказал Йегуда братьям что пользы в том, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его9 Давайте продадим его ишмаэльтянам, а руку не поднимем на него, ибо он брат наш, плоть наша.

Братья его послушались и, когда проходили купцы, вытащили Йосефа из рва и продали ишмаэльтянам за двадцать серебряных монет, а те отвели Иосифа в Египет. Реувен же вернулся к яме и не нашел в ней Йосефа. И разодрал он одежды свои, и возвратился к братьям, и сказал: мальчика нет, а я, куда я денусь? И взяли одежду Йосефа, и зарезали барана, и окрасили одежду кровью, и послали ее отцу, и сказали: вот что мы нашли. И сказал тот: это одежда сына моего, хищный зверь съел его, растерзан Йосеф, — и разодрал одежды свои, и оплакивал сына много дней. Собрались все его сыновья и дочери, чтобы утешить отца, но он не хотел утешиться и сказал: в печали сойду к сыну моему в преисподнюю.

Купцы же продали Йосефа в Египте Потифару, царедворцу фараона. И был Всевышний с Йосефом: тот был успешен в делах и жил в доме господина своего. Йосеф же был красив, и обратила на него внимание жена господина его и сказала: ляг со мной! Но он, оставив одежду свою в ее руках, выбежал из дома. Она же позвала домашних и сказала: посмотрите, этого еврея привели к нам, чтобы он издевался над нами! И мужу сказала она то же самое. Услышав рассказ жены, тот бросил Йосефа в темницу.

И были с ним в темнице старший виночерпий и старший пекарь фараона.

И увидели они однажды сон, каждый свой сон, в одну ночь.

И пришел к ним Йосеф поутру, и вот: они в смущении. Сказали они ему: мы видели сны, а истолковать их некому.

Йосеф сказал им: не от Б-га ли толкования? Расскажите мне. И рассказал виночерпий сон свой: виноградная лоза передо мной, на ней три ветви и спелые ягоды, и чаша фараона у меня в руке, я набрал ягод, выжал их в чашу и подал ее фараону.

И сказал ему Йосеф: три ветви — это три дня; через три дня фараон вернет тебя во дворец и ты подашь ему чашу. Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне милость: напомни обо мне фараону и выведи меня из темницы, ибо я украден из страны евреев, а также и здесь ничего не сделал, за что бы следовало заточить меня сюда.

Пекарь же увидел, что истолковал Йосеф хорошо, и сказал ему:

— Мне снилось вот что: на голове у меня три корзины, в них выпечка разная, и птицы клевали ее.

И отвечал Йосеф: три корзины — это три дня; через три дня фараон снимет с тебя голову и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою. На третий день, в день рождения фараона, созвал он на пир всех слуг своих, и вспомнил о виночерпии и пекаре, и вернул виночерпия на прежнее место, и тот подал чашу в руку фараону, а пекаря повесил, как истолковал им Йосеф. И не вспомнил виночерпий о Йосефе, и забыл его.

Сиха Ребе

Говорит Мидраш: «Прежде чем родился первый поработитель — фараон, родился последний спаситель» — Перец, от потомков которого произойдет Машиах.

Рождением Переца Всевышний создал, говоря языком Мидраша, «свет Машиаха» и тем самым ограничил египетское изгнание и все последующие изгнания вплоть до сегодняшнего — «послал лекарство прежде болезни». Что значит «ограничить» изгнание? Порой ночная тьма кажется непроглядной, но мы всегда помним, что за ночью приходит день. Так и в изгнании мы всегда помним, что оно не будет бесконечным.

«Свет Машиаха» дает евреям силу на то, чтобы, даже находясь в галуте, «прорвать» [лифроц — отсюда и имя Перец] все границы и продолжить, несмотря ни на что, служение Всевышнему, приблизить приход Машиаха, про которого сказано: «Поднялся прорывающий [порец] перед ними».

Имя Зераха, брата Переца, также намекает на грядущее Освобождение: «Царство Машиаха в будущем воссияет [израх — отсюда имя Зерах] во всем мире». Весь мир будет наслаждаться этим светом, как сказал пророк: «И будут идти к свету Твоему народы, и цари — к сиянию Твоему!»

Сказано, что Зерах сравнивается с солнцем, а Перец — с луной.

Солнце — пример служения праведников Всевышнему. Луна же — намек на служение баалей-тшува: тех, кто сошел с пути зла и вернулся ко Всевышнему. Подобно тому, как луна уменьшается в начале месяца и наполняется светом — «возвращается» — в середине месяца, баалей-тшува возвращаются к Творцу.

Становится понятным, почему именно Перец, уподобленный луне, стал родоначальником царского дома Давида, из которого должен произойти Машиах. Ведь, как говорит «Зогар», «Машиах придет, чтобы вернуть праведников к тшуве».

На связь Машиаха с баалей-тшува и на «возвращение праведников к тшуве» намекает и имя Переца, названного так, потому что он парац из чрева матери прежде своего брата-близнеца Зераха, первым «высунувшего руку наружу».

Особенное, чудесное свойство тшувы заключается в том, что она прорывает все границы. Это раскрытие высшей духовной силы, заключенной в еврее. Поэтому и говорится в Талмуде: «Там, где стоят баалей-тшува, абсолютные праведники не могут стоять».

Главная заповедь Хануки — зажигание праздничного светильника, ханукии Согласно закону, даже собирающий подаяние обязан продать или заложить что-нибудь из своей одежды, чтобы приобрести масло, необходимое для выполнения этого повеления.

Лучше всего исполнить эту заповедь, используя ха-нукию с плошками, которые наполняют оливковым маслом. Но, разумеется, можно обойтись и свечами.

Зажигают ханукию при помощи «служебной» (желательно восковой) свечи, называемой шамаш — («служебная»)

Ее огонь не входит в число огней ханукии.

Для того, чтобы подчеркнуть это, после того, как свечи зажжены, шамаш ставят немного выше свечей ханукии или в стороне от них.

Перед выполнением заповеди берут в руки шамаш и произносят необходимые благословения.

Только по окончании последнего благословения на чинают зажигать свечи ханукии.

В первый ханукальный вечер произносятся три благословения:

«Барух ата Адо-най, Эло-гейну, мелех га-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер Ха-нука».

(«Благословен Ты, Всевышний, Б-г наш, Владыка вселенной, который освятил нас своими заповедями и повелел зажигать свечу Хануки!»)

«Барух ата Адо-най, Эло-гейну, мелех га-олам, ше-аса нисим ла-авотэйну ба-йамим га-гэм би-зман га-зэ».

(«Благословен Ты, Всевышний, Б-г наш, Владыка вселенной, сотворивший чудеса для наших праотцев в их времена, в эти дни»)

«Барух ата Адо-най, Эло-гейну, мелех га-олам, ше-гехейану ве-киеману ве-ги-гийану ли-зман га-зэ!»

(«Благословен Ты, Всевышний, Б-г наш, Владыка вселенной, который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!»)

В последующие дни (если вы уже зажигали ханукию в предыдущие) третье благословение не произносят.

В первый день Хануки зажигают одну свечу, во второй — две, и так далее, в последний, соответственно, — восемь Шамаш, повторяем, при этом не учитывается.

Плошки или свечи должны стоять в ряд на прямой линии и на равных небольших, но и не слишком маленьких (чтобы огоньки не сливались и были различимы по отдельности) расстояниях друг от друга. В первый вечер Хануки зажигают крайнюю справа плошку.

На следующий день к ней прибавляется соседняя слева, и так далее.

Однако каждый вечер плошки начинают зажигать с той, которая раньше не горела, то есть слева направо.

Если во время горения ханукии (в течение получаса после появления звезд) одна из плошек погасла, ее зажигают вновь.

Зажженную ханукию принято устанавливать внутри дверного проема одной из комнат напротив косяка, на котором прикреплена мезуза, или на подоконнике. Желательно зажечь ее в дверном проеме той комнаты, где обычно устраивают праздничное застолье.

В плошках должно хватить масла (или размер свечей должен быть достаточен) на 30 минут горения.

Ханукию, согласно обычаю, следует зажигать после захода солнца, незадолго до выхода звезд.

После выхода звезд ханукия должна гореть не меньше получаса.

При наступлении субботы менора должна быть зажжена раньше субботних свечей. Обратите особое внимание: в плошках должно хватить масла на то, чтобы после выхода звезд ханукия горела необходимое время.

На исходе субботы ханукия не может быть зажжена раньше окончания субботы. Если по какой-то причине (в любой день, кроме суб боты) вы не зажгли ее вовремя, можно сделать это (с произнесением благословений) в течение всего того времени, пока ваши домашние не спят.

Есть обычай пробыть рядом с зажженной ханукией по крайней мере полчаса. Обычно в это время устраивается праздничная трапеза.

За столом принято рассказывать сюжеты из истории ханукальных событий, обсуждать толкования мудрецов, раскрывающие внутренний смысл праздника.

Ханука — праздник семейный.

Это отличный повод собраться вместе со своими родственниками.

На пятую ночь Хануки главы движения Хабад устраивали для своих семей вечер, который назывался «Латкес-овнт» («Вечер латкес»; «латкес» — картофельные оладьи, деруны, драники). В наше время в Израиле во многих семьях «латкес» заменили пончики с повидлом.

К ханукальной трапезе принято подавать молочную пищу.

Во время горения ханукии женщины, как правило, не занимаются никакой работой.

Детям каждый день Хануки принято дарить небольшую сумму денег, так называемые «Хануке-гелт». Лидеры движения Хабад соблюдали этот обычай даже тогда, когда их дети становились взрослыми.

Следует проследить, чтобы дети отделили от полученных денег не меньше десятой части на цдаку — благотворительные нужды.