Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

591

О ПОЛЬЗЕ КОНКУРЕНЦИИ

«Пусть цветут сто цветов» Мао Цзедун

Мао, скажем прямо, не изобрел ни плюрализм, ни свободу слова. Поэтому в поисках истоков идеи, выраженной в эпиграфе, обратимся к нашей классике: «Кинат софрим тарбэ хохма» («Бава батра», 22а). Буквально: «зависть мудрецов (а еще: переписчиков, писателей), увеличивает мудрость». А не буквально: в духовной сфере (хотя и не только в ней) конкуренция – дело полезное.

Вот мы и решили, вопреки всем правилам коммерции, посвятить этот номер новому изданию, которое уже знакомо читателям в России (а также интернетящим израильтянам), а теперь, в добрый час, начинает выходить и в Израиле.

Все тот же Эзра Ховкин (уже устал хвалить) после ряда талантливых книг радует нас хасидской газетой (формат – как у нас).

Издание инициировано и поддерживается сайтом http://chassidus.ru  (И. Ройтман).

Трудно сказать, будет ли издание иметь строго фиксированный вид, скорее, рубрики и их объем еще не раз изменятся. Пока это выглядит так: колонка редактора стыдливо вынесена на вторую страницу и посвящена (в этом, первом номере) теме, которую незаслуженно считают политической: о том, что делают среди нас (в магазинах, на стройках, в ресторанах) арабы и почему они все еще там. На самом деле, тема вполне религиозная, галахическая. А Ховкин ее препарирует и с психологической точки зрения. Получилось остро, но не острее арабского ножа.

Итак, наша «колонка редактора» представляет новое издание.

«В нелегкое время мы в Израиле сейчас живем. Враг стреляет и взрывает (хорошо бы у себя на дому), а пресса с детской серьезностью обсуждает, когда же Арафат его приструнит. Кого – своих зятьев и дядьев, соседей и прочих племянников? Да его тогда назовут и редиской по-арабски…

В таких случаях (например, во время поездки в такси) принято ругать левых и, соответственно, нерелигиозных. Но разве правые не преподнесли арабским убийцам на блюдечке Хеврон?

И разве религиозные (например, ШАС) не дали свое святое благословение на раздачу тысяч единиц стрелкового оружия вышеуказанным гражданам?

В некоторых случаях выгодно быть простоватым. А также наивным, легковерным, с дырявой крышей и даже откровенно тупым.

Таких из правительства не выгоняют, таким зарплата течет. Стреляют? Но ведь не в нас! А дойдет дело до нас – охрана закроет грудями.

Это верхушка пирамиды. Она опирается на сотни тысяч кабланов и кабланчиков, которым приятно нанимать на работу арабов, платя им половину из того, что следует. Все по Карлу Марксу, включая евонный идиотизм.

И есть миллионы, которым просто не хочется ничего менять. Или нету времени и сил.

И если все так мрачно и закатно, то вдвойне необходим прорыв солнца через тучи. Веселье! Истина! Мудрость! Сброс с души каменных проблем.

Поэтому – «Фарбренген». Успех этого скромного листка зависит от вашего участия, от того, насколько осуществится «прочел и передал».

В нынешних обстоятельствах слово – это тоже дело, а добрую мысль, рожденную им, Всевышний кладет на счет в Своем банке.

Поехали. Давайте поменяем закат на рассвет».

Так сказал Эзра Ховкин и взмахнул рукой. Ну что же, поехали — так поехали. Пусть цветут сто цветов, пусть на русской улице шелестят сто религиозных еженедельников.

Может быть, из ста сказанных слов одно прорастет, одно заколосится на еврейской ниве добрыми делами, здравыми мыслями, судьбоносными решениями.

И главное – понять, что не с арабами воюем. То есть с ними-то воевать надо, и всерьез, но это – эпизод. А воюем со своей глупостью, с леностью ума, с усталостью. А с этими монстрами автоматом не повоюешь, тьму, как известно, не разгоняют палкой. Тут иное оружие нужно: мысли, да чувства, да советы мудрецов, да слово Торы.

Недельная глава

МИШПАТИМ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы — недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И Б-г сказал Моше:

«Скажи коганим, сынам Агарона: никто из них да не осквернится прикосновением к умершим из народа своего. Только нечистотой трупа ближайших родственников своих: матери, и отца, сына, и дочери, и брата, и сестры, не бывшей замужем, – можно ему оскверниться.

Да не делают они плешь на голове своей, и края бороды своей да не обривают, и на теле своем да не делают надреза.

Святы должны быть они Всевышнему, ибо жертвы Б-гу приносят они. Блудницу и обесчещенную нельзя им брать в жены, и жену, отверженную мужем своим, нельзя им брать.

Коген, высший из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, – волос головы своей да не растреплет и одежд своих да не распарывает. И ни к какому умершему не должен он подходить, даже отцом своим и матерью своей не должен он оскверняться. И из святилища нельзя ему выходить, дабы не бесчестить святилище Всесильного своего, ибо венчание маслом для помазания Всесильному его на нем. Я – Б-г.

Он девственницу в жены брать должен. Вдову, или отверженную, или обесчещенную, или блудницу нельзя ему брать, а лишь девицу из народа своего должен он брать в жены. И нельзя ему бесчестить потомство свое в народе своем, ибо я, Б-г, освящаю его».

И Б-г говорил Моше так: «Обратись к сынам Израиля и скажи им: вот праздники Б-га, которые вы должны называть священными собраниями: шесть дней будет совершаться работа, а в седьмой день – суббота покоя, собрание священное; никакой работы не делайте; это – суббота Б-га во всех местах расселения вашего.

Вот праздники Б-га, священные собрания, которые вы должны созывать в назначенное для них время: в первый месяц, в четырнадцатый день месяца, в сумерки – Песах Б-ry. И в пятнадцатый день этого месяца праздник опресноков Б-гу. Семь дней ешьте опресноки. В первый день священное собрание да будет у вас; никакой работы не делайте. И приносите огнепалимые жертвы Б-гу семь дней; в седьмой день – собрание священное: никакой работы не делайте».

И Б-г говорил Моше так: «Обратись к сынам Израиля и скажи им: когда придете в страну, которую Я даю вам, и будете жать, то приносите омер из начала жатвы вашей к когену. И вознесет он омер пред Б-гом в благоволение вам; во второй день празднования вознесет его коген. И принесете в день вознесения омера годовалого ягненка без порока в жертву всесожжения Б-гу. И с ним хлебный дар: две десятых эйфы тонкой пшеничной муки, смешанной с оливковым маслом, в огнепалимую жертву Б-гу, благоухание, приятное Б-гу, и возливание вина к нему — четверть гина. Ни хлеба, ни сушеных зерен, ни свежих колосьев не ешьте до того самого дня, пока не принесете эту жертву Всесильному вашему; это вечное установление для всех поколений ваших, во всех местах расселения вашего.

И отсчитайте себе от второго дня празднования, от дня принесения вами омера возношения семь недель; полными должны они быть. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и принесите новый хлебный дар Б-гу. От поселений ваших принесите два хлеба возношения; из двух десятых частей эйфы тонкой пшеничной муки должны они быть. И провозглашайте в этот день: священное собрание будет у вас, никакой работы не делайте; это – вечное установление во всех поселениях ваших для всех поколений ваших. А когда будете жать в стране вашей, не дожинай до края поля своего и опавшее от жатвы твоей не подбирай: бедному и пришельцу оставь это. Я – Б-г ваш.

В седьмой месяц, в первый день месяца, пусть будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание. Никакой работы не делайте и приносите огнепалимые жертвы Б-гу.

А в десятый день седьмого месяца этого – день искупления, священное собрание будет у вас, и смиряйте души ваши, и приносите огнепалимые жертвы Б-гу.

Никакой работы не делайте в этот самый день, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Б-гом.

А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, отторгнута будет от народа своего. И душу того, кто будет делать какую-либо работу в этот самый день, истреблю Я из среды народа его.

ДВЕ БУЛОЧКИ НА СУББОТУ

В золотой век общины Цфата, когда жили там все великие мудрецы поколения, от Аризаля и до р. Иосефа Каро, присоединились к общине многие из крещенных насильно в Португалии. Знали они о еврействе мало, но сердца их искали Б-га отцов их. Один из них слышал, что некогда принесение хлебов в Храме даровало всему миру изобилие. Вот и велел он жене печь каждую пятницу две булочки для Б-га. Он тайком подкладывал их в шкаф со свитками Торы, а наутро булочки исчезали. Однажды раввин пришел ночью в синагогу, чтобы подготовить проповедь на утро субботы. Увидев, что делает «португалец» и выслушав его объяснения, он возмутился: «Так вот кто сует булочки в арон га-кодеш! То-то служка все жалуется. Неужели ты думаешь, что Б-г ест булочки?! Ведь Он бестелесен и не подобен нам, смертным». Не успел раввин закончить свою гневную речь, прибежал к нему посланник от Аризаля: «Учитель велел предостеречь тебя: если посмеешь завтра подняться на биму и произнести проповедь, умрешь, не закончив слов своих». Побежал раввин к Аризалю, узнать, в чем же дело. Ответил тот: «Со дня разрушения Храма не было Всевышнему так мило приношение еврея, как эти две булочки. Тот, кто не понимает этого, не может учить общину».

Из бесед Любавичского Ребе

История дарования Торы, казалось бы, целиком изложена в предыдущей главе, «Итро». Но в самом конце главы «Мишпатим» тема снова возвращается: «А Моше [Всевышний] сказал: «Взойди к Б-гу…»»

Почему дарование Торы оказалось темой двух разделов? Надо отметить, что были в этом событии два аспекта:

1. Б-г дает еврейскому народу повеления и запреты.

2. Евреи вступают в союз со Всевышним, становясь Его рабами.

В главе «Итро» изложена сама история дарования Торы, а в следующей главе, как ни странно, история подготовки к этому событию (все, что случилось в четвертый день месяца сиван). Дополнительное различие: в главе «Итро» речь идет о десяти заповедях (см. выше аспект 1), а в «Мишпатим» – о законах о рабах и работниках (см. аспект 2).

И еще одно уточнение: мидраш, описывая дарование Торы, тоже говорит о двух аспектах: вышнее опустилось, низшее поднялось.

Итак, первая из двух глав говорит о даровании Торы «сверху вниз», с точки зрения Всевышнего. А вторая расскрывает то же событие, каким его восприняли евреи, «снизу вверх».

Почему было важно раскрыть нам оба аспекта, предложить оба взгляда на одно и то же событие?

Высочайшее раскрытие в мгновения дарования Торы были лишь временным подъемом для сынов Израиля. Это было чрезвычайно ярким, сильным событием, небывалым откровением, но не могло длиться дольше нескольких мгновений.

Второй же аспект – служение евреев Всевышнему, — может быть, не столь ярок, но не ограничен во времени, вечен.

Над этим стоит задуматься: казалось бы, содержание главы «Итро» куда выше и величественнее, нежели «приземленные» законы главы «Мишпатим». Но именно вторая глава оказывается неисчерпаемым источником сил для вечного народа, народа священнослужителей, святого народа.

Более того, читая следующую главу («Трума»), мы найдем, что заповедь о строительстве Храма, приведшая к исполнению обетования «и буду Я жить среди вас», подготовлена именно служением человека, служением «снизу вверх».

Велико значение встречи человека со Всевышним, о которой сказано, что «Б-г спустился на гору Синай». Но важно помнить, что только постоянное служение человека Всевышнему дает нам силы и возможность сделать и восхождение, подъем души, постоянным. Это служение не только не знает временных рамок, но и «вводит» Всевышнего в мир человека, как было в Храме.

ФАРБРЕНГЕН

Продолжаем цитировать конкурента. Из первого выпуска еженедельника Э. Ховкина

Реб Ханох-Гендель долго, очень долго жил в Любавичах. К тому времени главой хабадников стал внук Цемах-Цедека Ребе Шолом-Довбер.

Однажды брат Ребе, реб Залман-Агарон, проходил мимо синагоги и услышал голос молитвы, который взял в плен его душу. Он остановился, прислушался, зашел и увидел реб Ханоха-Генделя, который, завернувшись в талес, стоял у стены. Он произносил слова не очень громко, но напев, но голос, но душа… Брат Ребе сел на скамью и стал слушать. Вскоре к нему присоединился реб Хаим-Меир, мясник. Его тоже «захватило». Потом к ним подсел еще один еврей. Реб Хаим-Меир сказал вновь пришедшему: «Вот это молитва… Эх!..»

Когда они вышли на улицу, он повторил: «Эх, ну и молится он!.. За такую молитву я бы не пожалел отдать самую лучшую говяжью вырезку!..»

Реб Залман-Агарон пришел к Ребе Шолому-Довберу и рассказал ему эту историю. Брат выслушал его очень серьезно и потом сказал:

— Ханох-Гендель, сам того не ведая, помогает лучше соблюдать заповеди очень многим людям. Когда этот мясник и другие евреи придут в синагогу и вспомнят, как молился Ханох-Гендель, они скажут: «Эх!..» И это самое «Эх!..» дороже Всевышнему, чем учеба самых больших умников…

***

«Известен людям сведущим смысл слов: «Семь раз падет праведник и снова встанет…»

Особенно это относится к человеку, который делается «идущим», а не стоит на месте. Он поднимается со ступени на ступень и не застывает, ступив на одну из них. Но, прежде чем подняться на более высокую ступень, он неизбежно должен упасть с предыдущей. Однако хоть и упадет, но не будет сброшен. Да и падением это можно назвать, говоря лишь о его собственных достижениях, но не по отношению к другим людям, не дай Б-г…

Несмотря на то, что падает, этот человек выше других в своем служении Творцу. Ведь он все равно сохраняет отпечаток той ступени, на которой находился раньше…» («Тания»).

***

Говорят наши мудрецы: «Всех больных сумеет вылечить Мошиах, кроме дураков…»

Почему у Мошиаха зуб на дураков, чем они ему так досадили? Объясняет Ребе Шнеур-Залман, автор «Тании»: «Хасид – это человек, который знает свои недостатки, знает, что это болезнь, и стремится найти исцеление любой ценой. Вот почему Всевышний, Благословен Он, рано или поздно посылает ему врача.

Не так обстоит дело с дураком. В отличие от хасида он считает себя умней и здоровей всех. Жаль его: он смотрит на свет и не видит света, смотрит во тьму и различает там особый свет, свет неправды.

Как же Мошиах может вылечить его, если он и так считает себя полностью здоровым, этот круглый дурак?..

В Торе говорится: «Вот родословная Ицхака… Жена Ицхака, Ривка, родила ему двух сыновей-близнецов, Яакова и Эсава. От Яакова пошли двенадцать колен, весь наш народ, А Эйсав отказался от еврейства, сделав ставку на земные блага и став вечным противником своего брата.

Согласно нашей традиции, от Эйсава пошли несколько могучих народов, например, римляне и немцы. А сводный брат Ицхака Ишмаэль считается предком арабов. В чем различие между Эйсавом и Ишмаэлем?

Наши мудрецы говорят, что в конце концов Ишмаэль исправился и встал на путь добра. Но при этом он остался сыном рабыни и не имеет отношения к еврейству, не имеет права на наше духовное наследство.

Эйсав, как и брат его Яаков, рожден евреем. Но он жил и умер в злодействе. Раби Хаим-Йосеф-Давид Азулаи (Хида) утверждает, что клипа, духовная оболочка, которой Эйсав окружил себя, намного хуже и черней, чем клипа Ишмаэля… Поэтому сказали наши мудрецы: «К Эйсаву надо относиться как к еврею, который изменил своей вере…»

Когда были похороны Яакова, то Эйсав попытался загородить вход в пещеру Махпела, где лежали другие предки еврейского народа. Один из сыновей Дана, возмущенный этим, нанес богатырский удар, и голова Эйсава, отлетев от тела, тоже закатилась в пещеру и легла на грудь Ицхака, его отца…

Почему это случилось? Ведь известно правило: «Злодея не хоронят рядом с праведниками». Всевышний настолько строго следит за этим, что однажды даже совершил чудо воскрешения из мертвых, чтобы удалить тело лжепророка, которого похоронили рядом с пророком Элишей… Ответ таков:

Эйсав является злодеем только благодаря своему телу, где животное начало настолько сильно, что гасит все добрые импульсы. Но как только «голова», то есть душа и разум, отделены от тела, их покидает злодейство. Ицхак знал о скрытом добре, которое живет в его сыне, и пытался извлечь его наружу, дав Эйсаву благословение. Но правда заключается в том, что только Яакову дано очистить и вынуть из нечистой оболочки душу своего брата. На это намекает Хида, сказав: герим приходят в еврейство из Эйсава, но не из Ишмаэля…

И действительно, величайшие мудрецы Торы, такие, как Шмая и Автальон, Онкелос, раби Меир, являются потомками Эйсава. Расставшись с «телом», то есть со своей прежней средой, они обнаружили свои душевные сокровища во всем их богатстве…

Чему нас учит история с головой Эйсава? Здесь действует принцип каль ва-хомер («тем более»). Уж если «голова Эйсава» нашла свой путь в еврейство, то тем более это относится к настоящим евреям, которые временно отошли от Торы или вообще не знают о ее заповедях. Общаясь с евреем (с любым!), нужно помнить, что в душе его навечно отпечатаны десять заповедей, первая из которых начинается со слов: «Я, Всевышний, – Б-г ваш…»

Как найти дорогу к такому еврею? Вот рецепт: не нужно смотреть на его «тело» – на образ жизни, на поступки и даже на мысли, которые он высказывает. Глядя на еврея, помни, какая у него голова…

***

Третий звонок. Поезд важно тронулся. Два еврея, оптовых торговца тканями, оказались в поезде в одном купе. Обычный разговор – кто, что…

Настороженность: а вдруг попутчик – это ядовитый змей, который перебьет у тебя выгодный заказ? И вот, после осторожных расспросов, один из собеседников пошел ва-банк:

— Рабинович, а, между прочим, куда вы едете?

— В Одессу.

— Послушайте… Вы говорите, что едете в Одессу для того, чтобы я подумал, что вы не едете в Одессу. Но вы же действительно едете в Одессу! Так зачем же вы врете?..

Заказать всю эту роскошь можно по телефону 02-586-02-47