Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

576

Ноах

2 хешвана 5762

19 октября 2001

 

ПОСЛЕ ПОТОПА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Простой текст. Прочтен – понят. Впрочем, чаще нам только кажется, что мы поняли. Вот пример из недельной главы: «…ибо помысел сердца человека зол с юности его…» Обычно читатель проносится мимо этих слов, почти не замечая их, вернее, не замечая неожиданной идеи, в них заключенной. По сути, Тора говорит следующее: ребенок рождается с полным «комплектом» страстей и пороков, точнее, со склонностью к ним. В трактате «Сангедрин» приведен интересный диалог между р. Йегудой и Антониусом. Из него мы узнаем, что спор идет, собственно говоря, о том, входит ли злое начало в душу человека при рождении или еще раньше, когда формируется эмбрион. Так или иначе, если вы привыкли считать детей непорочными и называть «ангелочками» румяных кучерявых мальчиков (помните Володю Ульянова на красной звездочке?), привыкнуть к такому подходу будет нелегко.

Идея эта была в корне чужда европейской (иначе говоря, христианской) культуре. Только в прошлом веке, с появлением психоанализа, всплыла мысль о том, что корни пороков и бед надо искать в детстве. Есть немалая доля иронии в том, что и эту мысль, столь естественную для евреев и революционную для европейцев, предложил наш родственник Зигмунд Фрейд.

Народная мудрость гласит, что «дурное дело – нехитрое», то есть творение зла не требует особой подготовки или раздумья. Парадоксальным образом, ребенок изначально готов ко злу, доброе же в нем приходится развивать постепенно, настойчивым и длительным трудом воспитателей и семьи. Тора говорит, что доброе начало формируется только с достижением совершеннолетия.

Наступление этого возраста – тринадцать лет для мальчиков и двенадцать для девочек – связано с фундаментальными переменами и в физическом (созревание тела) и духовном (формирование самосознания) состоянии человека.

Обычно эти годы в развитии ребенка родители воспринимают так: наш ангелочек превращается в чертенка.

Как это часто случается, внешняя картина скрывает от нас истинное положение вещей. Дитя не было ангелом, а подросток не стал бесенком, хотя и бесится вовсю.

Тора учит понимать это трудное время иначе, во всей его сложности: врожденные эгоистичные побуждения и потребности ребенка могут быть сбалансированы только с формированием взрослой индивидуальности, способной принять рамки норм общества и его культуры.

Силы ребенка – как физические, так и душевные – столь мизерны, что его злое начало реализуется в шалости, не более того. Но представьте себе милое чадо весом в центнер и ростом под два метра – и вы получите опасного хулигана. Есть теория, не слишком, правда, популярная, объясняющая криминальное поведение взрослых преступников исключительно моральным инфантилизмом.

Все сказанное может показаться мрачной мизантропией, клеветой на наших золотых детей. На самом же деле именно понимание истинной картины формирования личности дает надежду и воспитателю, и ребенку.

Вернемся к Торе, это всегда полезно. Итак, в процитированном стихе («Брейшит», 8:21) Всевышний говорит о дурном начале, заложенном в человеке с детства, не с гневом, а в контексте оправдания и объяснения. Что же мы можем понять из этого?

Что воспитание не откладывают на потом, что ответственность за него родители не могут переложить на профессионалов. Что нельзя, умильно глядя на чадо, дарить ему беззаботное золотое детство, свободное от ответственности, от посильного труда, от обязанностей. Этот подарок может обойтись дорого, если в результате «недовоспитания» получится «недовзрослый» или даже «недочеловек». Всевышний говорит: «Сотворил Я злое начало, сотворил и лекарство от него: Тору». Тора вырастила многие поколения мудрых и порядочных людей – наших с вами предков, – дарует она и нам то, что евреи всегда желали друг другу: а сах нахэс фун киндер – много радости от детей.

HOAX

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы – недостаточно.

Вот родословие Ноаха: Hoax, человек праведный, был совершенным в поколениях своих; пред Всесильным ходил Hoax.

И родились у Ноаха трое сыновей: Шем, Хам и Йефет.

И растлилась земля пред Всесильным, и наполнилась земля злодеянием, и растлилась она, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле.

И сказал Всесильный Ноаху: «Конец всякой плоти настал, ибо вся земля наполнилась насилием от них, и вот Я истреблю их с землей. Сделай себе ковчег из дерева гофер, с клетями сделай ковчег, и покрой его внутри и снаружи смолой. И вот каким сделаешь его: триста локтей длина ковчега, пятьдесят локтей ширина его и тридцать локтей высота его. Сделай просвет в кровле, в локоть сведи его вверху; дверь ковчега помести с бока его, с нижним, вторым и третьим ярусами сделай его. А Я вот нашлю потоп, воду на землю, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, из поднебесья; все, что на земле, погибнет. Но с тобой заключу Я союз, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих с тобой. А от всего живущего, от всякой плоти, по два из всех введешь в ковчег, чтобы остались они в живых вместе с тобой; мужского пола и женского пусть будут они. Из птиц по роду их, и из скота по роду его, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, по два из всех войдут к тебе, чтобы остались они в живых. Ты же возьми себе всякой пищи, какою они питаются, и собери у себя; и будет тебе и им для еды». И сделал Hoax все, как повелел ему Всесильный.

И сказал Б-г Ноаху: «Войди со всем семейством твоим в ковчег; ибо тебя увидел я праведным предо Мною в этом поколении. Из всякого скота чистого возьмешь себе по семи, самца с самкой, а из скота, который нечист, по два, самца с самкою. Также из птиц небесных по семи, мужского пола и женского, для сохранения вида на всей земле. Ибо еще через семь дней Я нашлю дождь на землю на сорок дней и сорок ночей и сотру с лица земли всякое существо, которое Я создал».

И сделал Hoax все, как повелел ему Б-г. А Ноаху было шестьсот лет, когда начался потоп и вода затопила землю. И вошел Hoax, и с ним сыновья его, и жена его, и жены сыновей его, в ковчег, спасаясь от потопа. И из скота чистого, и из скота нечистого, и из всех птиц, и из всех пресмыкающихся по земле – по паре вошли к Ноаху в ковчег, мужского и женского пола, как Всесильный повелел Ноаху. И через семь дней воды потопа уже были на земле.

В шестисотый год жизни Ноаха, во второй месяц, в семнадцатый день месяца разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились.

И был дождь на земле сорок дней и сорок ночей. В этот самый день вошли Hoax, и Шем, и Хам, и Йефет, сыновья Ноаха, и жена Ноаха, и три жены сыновей Ноаха с ними в ковчег. Они и все звери по роду их.

И затворил Б-г дверь за ним. И был потоп на земле сорок дней, и умножились воды, и понесли ковчег, и поднялся он с земли. И поднималась вода, и покрылись ею все высокие горы на пятнадцать локтей.

И вспомнил Всесильный о Ноахе, и унялась вода. И закрылись источники бездны и окна небесные. И убавлялась вода по окончании ста пятидесяти дней.

И сел ковчег на горах Арарат. В первый день десятого месяца показались вершины гор. И было так: по окончании сорока дней открыл Hoax окно ковчега, которое он сделал, и выпустил ворона, и тот улетал и прилетал, пока вода не высохла на земле.

И выпустил Hoax голубя. Но голубь не нашел почвы для лапки своей и возвратился к нему в ковчег, ибо на всей земле была вода.

Подождал Hoax еще семь дней и опять выпустил голубя из ковчега. И вернулся к нему голубь с листом масличного дерева в клюве. Подождал Hoax еще семь дней и выпустил голубя, и тот уже больше к нему не возвратился.

И было так: в шестьсот первый год, в первый месяц, в первый день месяца иссякла вода на земле и снял Hoax кровлю ковчега, и увидел, что высохла поверхность земли.

И вышли Hoax, и сыновья его, и жена его, и жены сыновей его. И построил Hoax жертвенник, и принес жертвы, и сказал Б-г в сердце своем:

«Не буду больше проклинать землю за человека, ибо помысел сердца человека зол с юности его, и не буду более поражать все живущее, как Я сделал. Впредь во все дни земли сев и жатва, холод и тепло, лето и зима, день и ночь не прекратятся».

ВОР И ПРАВЕДНИК

«Hoax, человек праведный, был совершенным в поколениях своих»,-некоторые мудрецы толкуют это как похвалу (если уж в таком грешном поколении он был праведником…), другие – как порицание (в приличном поколении он не считался бы праведником).

Некогда один вор провел в доме Люблинского праведника три недели. И, к удивлению всех, стал человеком честным. «Какие же слова праведника перевернули всю вашу душу?!» – спрашивали хасиды. «Ничего он мне не сказал»,– отвечал тот, – «но разве можно жить рядом с праведником и не измениться?». Потому и можно истолковать слова о Ноахе в упрек ему: тысячи людей жили вокруг него, но соседство праведника не перевернуло из души.

Беседа Ребе

Вo время заключений брит бен абетарим, Аврааму было обещано, что его потомство будет обладать Землей Израиля. И в тот же самый час Всевышний сообщил Аврааму о том, что его сыновья будут страдать в изгнании – «…пришельцем будет потомство твое на земле не своей…»

Когда между двумя любящими царит полная, ничем не ограниченная любовь, они заключают между собой союз, обещают друг другу, что любовь их будет длиться вечно, не будет зависеть ни от каких изменений, которые могут случиться в будущем. И в дни, когда будет казаться, что для любви уже не осталось ни места, ни причины, «любовь, не зависящей от причин» не оставит их.

Заключая союз между собой, возлюбленные не думают о «черных днях» и не говорят о них. До чего же странно звучат в этих обстоятельствах слова о грядущем изгнании! Зачем же Всевышний говорит Аврааму о рабстве, которое ожидает его сыновей?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, приведем пример. Представим себе учителя, который любит ученика и всеми силами стремится передать ему сокровища мудрости. Ученик чувствует то особое внимание, которое уделяет ему учитель, и его желание учиться велико, – до такой степени, что во время урока ощущение слияния с учителем наполняет все его существование.

Но иногда случается, что неожиданно сверкнет в разуме учителя новая идея, и почувствует он, что если не сконцентрирует свою мысль на постижении этой идеи, то, едва сверкнув, это озарение уйдет. И вот учитель оставляет ученика на мгновение, углубляется в размышления свои.

Только что учитель обращался к ученику, дарил ему свет лица своего, питал своей мудростью и вдруг закрылся внутри себя, оставил его в одиночестве. В такие минуты ученик чувствует себя в изгнании.

Учитель знает, что происходит в сердце ученика. Но именно великая любовь к нему побуждает учителя сосредоточиться на постижении новой идеи. Ведь все желание его заключается в том, чтобы удостоить ученика новыми знаниями?!

Выходит, что «изгнание» ученика, существуют только на самом внешнем уровне. На внутреннем же уровне само погружение учителя в мысли свои – выражение безграничной любви, которой он любит ученика.

В восприятии народа Израиля изгнание является злом, «сокрытием лица Всевышнего». Однако на самом де именно в этом Всевышний выражает Свою любовь к народу Израиля! Посылая еврея в изгнание, Он дал ему открыл ему путь к будущему Освобождению. Потому и рассказал Творец Аврааму о предстоящем изгнании.

Ноев ковчег

В прошлые годы десятки читателей просили нас опубликовать статью о поисках Ноева ковчега. Этот заказ так и не был выполнен: то ли руки не дошли, то ли тема не нравилась (не люблю, когда Тору проверяют археологией, словно в истинности первой могут быть сомнения, а достоверность второй таковых не вызывает).

Итак, о поисках и находках. Серьезных читателей позвольте переадресовать к р. Ицхаку Зильберу и его книгам. Тем же, кто хочет популярной информации, мы предлагаем краткое изложение статьи из журнала «Лайф Мэгэзин».

«Множество людей в разное время исследовало гору Арарат в поисках Ноева ковчега. Библия однако, говорит что Ноев ковчег остановился не на горе Арарат, а на горах Араратских, то есть на горах Урарту (обширный регион в восточной Турции).

Во время просмотра фотографий сделанных с самолета, в горах, на расстоянии 20 миль к югу от горы Арарат, было обнаружен объект длиной в 500 футов. На высоте 7000 футов, посреди трещин в леднике и остатков оползня, исследователи нашли чистый, покрытый травой участок земли, имеющий форму судна и окаймленный насыпью. Его габариты близки к тем, которые даны в Библии.

В августе 1977 Рон Уает отправился в Турцию и исследовал «объект подобный лодке» Рон находит большие камни, идентичные по форме типичным якорным камням, найденным ранее другими археологами в Средиземноморье. Но найденные Роном камни были гораздо больших размеров.

Произошедшее в 1978 году землетрясение в восточной Турции ничего не повредило, но осыпало почву, которая скрывала «судно». Обнажилось тридцать футов (~ 9 м) «кормы».

11 августа 1979. Рон Уает возвратился на объект. По периметру стали заметны равномерно разделенные углубления, которые напоминали распадающиеся реберные балки (шпангоуты).

Землетрясение также раскололо объект от носа до кормы, и Рону представилась возможность брать пробы материалов ковчега.

Анализ проб грунта, проведенный лабораторией в Кноксвилле, штат Теннеси, показал, что пробы, взятые вне объекта содержат 1.9% углерода, тогда как пробы из трещины – 4.95% (характерно для окаменевшей древесины).

Октябрь 1984. Рон и другие члены группы использовали два датчика металла. Анализ результатов показал чёткую металлическую «сетку» в пределах объекта. По бокам присутствие металла обнаруживалось через каждые 9 футов (~2.74 м). Эти результаты полностью исключали природное происхождение.

Продолжая путь по склону горы вверх, Рон обнаружил место, где находились останки очень древней каменной постройки. Рядом с ними был участок земли размером 120×40 футов (36.5мх12м), который был окаймлён чем-то похожим на окаменевшую древесину. Рон предполагал, нашел днище корабля в месте, где оно коснулось грунта, а остальное судно со временем оторвалось и сползло по склону горы.

Также были найдены остатки разрушенной древней стеллы. Стелла содержала многочисленные надписи, разделенные на три части. Один фрагмент был особенно четким – это была сцена, изображающая горный склон, вершину горы на заднем плане, корабль с восемью людьми на нём и двух воронов.

Другие части изображали животных. Но главное, что изображение корабля на стелле было почти идентично аэроснимку объекта-судна, сделанному в 1950-х годах. Самым важным было то, что стелла находилась именно за найденным Роном участком, который, как он полагал, был нижней частью корабля. Стелла обозначала первоначальное место причаливания ковчега.

20.6.1987 года состоялась торжественная презентация предполагаемого «Ноева ковчега».

На склоне горы, позволяющей обозревать очертания «объекта-судна», который был объявлен турецким правительством «Ноевым ковчегом», было собрано «большое количество ответственных лиц от местного до национального уровня», главным образом – военных. Были также приглашены и журналисты.

«…Учёные из США утверждают, что это – Ноев ковчег… Мистер Рональд Элдон Уает и его группа из США исследовал участок… Результаты исследований показали присутствие железа и окаменевшей древесины в структуре лодки…»,– писала турецкая газета «Хурриет» от 21 июня 1987 г.

Были обнародованы планы по открытию туристического центра, который будет построен на этом месте. Губернатор сказал речь по-турецки, а затем поднял первый полный совок земли – тем самым ознаменовав начало строительства нового туристического центра. Рон, как почётный гость поднял второй полный совок земли, а затем другие ответственные лица участвовали в церемонии.

Раскопки объекта были сняты журналистами и впоследствии показаны в Турции на ТРТ (Турецком Радио и Телевидении).

В июле 1987 Рон снова вернулся к сканированию местности. Теперь у него было достаточно данных, чтобы начать конструкцию маленькой модели ковчега по результатам, которые показал детектор металла и радиолокационные сканирования. Верхние две палубы объекта не могли быть восстановлены в точности. Они разрушились и нельзя было определить имел ли он прямые или наклонные внешние стенки. Можно было определить только где они начинались (не во всю длину судна).

Внутренние перегородки при сканировании были различимы, но только на некоторых участках. Нижняя палуба сохранилась лучше и представляла собой большую систему отсеков, две секции с комнатами вдоль стен, которые простирались по всей длине корабля. Новые исследования показали, что «древесина палубы» содержала органический углерод, в количестве, подтверждающем, что она была некогда древесиной, но они показали и отсутствие годичных слоев. Описание допотопного климата в Библии (постоянная влажность без сезонных перемен) предрекает именно такую структуру: древесина без годичных слоев. Более того, и вне религиозных кругов, в научных кругах принято говорить об отсутствии годичных слоев у растений каменноугольного периода» (карбон палеозойской эры).

Вот, более или менее, и все.

Разумеется, были и другие находки, например, утверждается, что в 1952 году французский ученый Фернанд Наварра поднялся на высоту 4200 метров и наткнулся на корабль длиной в 150 метров, находящийся подо льдом.

Есть немало иных околонаучных источников, посвященных поискам ковчега. Историк д-р А. Смит собрал внушительную библиотеку о потопе — 80 000 книг на 72 языках, и в 70 тысячах из них говорится о находках остатков ковчега.

Насколько достоверны все эти сведения? Трудно сказать, возможно, в них нет ни слова правды. Но какое это имеет значение. Правду-то не там следует искать, а в единственной книге, не претерпевающей сезонных изменений и периодических пересмотров – в Торе.

Нужны ли Торе подпорки научного и псевдонаучного толка? Вряд ли.