Суббота «Берейшит»
25 тишрей 5762 года
11/10/2001
ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НАПИСАНО «В НАЧАЛЕ»?
Тора начинается со слова «В начале» (по-еврейски это одно слово: брейшит).
Итак, слова «в начале сотворения Б-гом неба и земли...» открывают краткий, занимающий меньше одного раздела Торы, сценарий сотворения всего сущего. А весь текст, начиная с третьего раздела, посвящен истории нескольких поколений еврейского народа, и эта тема остается главной в 98% текста Книги книг!
Право же, можно было бы посвятить истории творения мира и побольше внимания. Но и эти «слова немногие» кажутся комментаторам слишком пространными и, страшно сказать, чуть ли не излишними. Раши, величайший из толкователей Торы, пишет: «Сказал раби Ицхак: «Надо бы начать Тору со стиха, 'этот месяц для вас - начало месяцев' ('Шмот', 12:2), который является первой заповедью, данной Израилю. Почему же Тора начинается с сотворения мира? Если скажут народы Израилю: 'Агрессоры вы, захватили земли семи народов', - то сыны Израиля скажут им: 'Вся земля принадлежит Вс-вышнему. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден'»».
Говоря проще: уже то, что в Торе вообще есть текст, не обращенный к Израилю, не содержащий заповедей для евреев, нуждается, по мнению Раши, в истолковании. И он действительно его приводит: история сотворения мира дана в Торе только для того, чтобы подготовить квазиюридическое обоснование права народа Израиля на его землю.
Впрочем, актуальность политического звучания этого комментария столь очевидна, что хочется найти в нем и внеисторический слой, без привязки к современности.
Его стоит искать и можно найти в хасидизме. Ребе толковал слова Раши глубже: текст о творении имеет право на самостоятельное существование и не нуждается в «оправдании». Что же удивило Раши и заставило его написать необычно пространный комментарий к первым словам Торы? Именно то, что она начинается с них.
Да, но если бы история сотворения мира была изложена после слов этот месяц для вас («Шмот», 12: 2), мы все же могли бы сказать: вся земля принадлежит Вс-вышнему. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден!
Разве если бы история сотворения была приведена во второй книге Торы, а не в начале первой, евреи не могли бы «оправдаться» перед народами мира?
Ребе высказывает здесь следующую мысль: размещение «спорного» текста в самом начале Торы со всей очевидностью намекает на то, что есть у воображаемого диалога «Израиль - народы» духовный, «нетерриториальный» контекст.
Цемах Цедек объясняет в книге «Op ha-Topa», что в духовном плане война евреев с семью народами за землю Израиля символизирует внутренние процессы в душе человека.
В этой трактовке «захватить землю» означает подчинить материю духовному началу.
«Семь народов» (аналог материальной составляющей природы) полагают, что физический мир принадлежит им изначально, а Израиль (аналог духовной составляющей) захватывает его не по праву.
На их-то претензии и отвечает Раши (впрочем, источник его слов в более древних трудах: «Ялкут Шимони» и «Танхума»). Ответ Раши – в духовном плане - делает очевидной необходимость размещения текста о творении «в самых вратах Торы». Ведь путь к принятию Торы и воцарению духовного над материальным проходит через понимание изначальной воли Вс-вышнего: избрать человека для великой миссии - превращения низшего из миров в царство Творца.
В дни, когда еврейская кровь льется на камни Страны Израиля, когда народы мира собирают конференции на тему: «Агрессоры вы, захватили земли семи народов», важно помнить, что не люди дали нам эту землю и не люди ее отнимут у нас (даже если они нелюди).
Важно помнить и то, что наше пребывание на этой земле не есть фактор геополитический или исторический, но часть вселенской мистерии, начало которой - в семи днях творения, а конец - в победе духа над материей.
СУББОТА ПРАЗДНИКА СУКОТ
Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы - недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад ha-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»),
В начале сотворения Б-гом неба и земли земля была беспорядочна и пуста, и тьма над бездною, и дух Б-жий витает над водами. И сказал Б-г: «Да будет свет!» И был свет. И увидел Б-г, что свет хорош, и отделил Б-г свет от тьмы. И назвал Б-г свет днем, а тьму назвал Он ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Б-г: «Да будет свод посреди вод, и будет он отделять воды от вод!» И было так. И назвал Б-г свод небесами. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Б-г: «Да стекутся воды под небесами в одно место и станет зримой суша!» И назвал Б-г сушу землей, а стечение вод назвал в морями. И видел Б-г, что хорошо. И сказал Б-г: «Да вырастут на земле травы и деревья!» И было так. И видел Б-г, что хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. И создал Б-г два великих светила, великое для правления днем и малое для правления ночью, и звезды. И видел Б-г, что хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый. И сотворил Б-г больших ящеров, и всё пресмыкающееся в воде, и всякую птицу. И видел Б-г, что хорошо. И благословил их Б-г: «Плодитесь и размножайтесь». И был вечер, и было утро: день пятый. И создал Б-г животных и пресмыкающихся. И видел Б-г, что хорошо. И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жьему сотворил Он его: мужчиной и женщиной сотворил Он их. И благословил их Б-г, и сказал: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным!» И видел Б-г все, что Он создал, и вот - хорошо очень. И был вечер, и было утро: день шестой. И завершены были небеса и земля, и все их воинство. И завершил Б-г на седьмой день Свой труд, и отдыхал Он в седьмой день от Своего труда. И благословил Б-г седьмой день, и освятил его, ибо в этот день отдыхал Он от Своего труда.
И посадил Б-г сад в Эдене, с востока, и поместил туда человека, которого создал. И произрастил Г-сподь, Б-г из земли разные деревья, приятные на вид и плоды которых пригодны в пищу, и Древо жизни среди сада, и Древо познания добра и зла. И повелел Г-сподь, Б-г человеку так: «Плоды всякого дерева в саду можешь есть. Но плоды Древа познания добра и зла не ешь, ибо в день, когда станешь есть их, смерти предан будешь». И сказал Б-г: «Нехорошо быть человеку одному, сделаю ему помощника, сооветствующего ему». Навел Он на него дрему, и тот уснул. И взял Он одну из его сторон, и сделал из нее жену ему. И сказал человек: «Да, это и есть кость от моих костей и плоть от плоти моей!» Поэтому покинет мужчина своего отца и свою мать, и прильнет к жене своей, и станут они плотью единой. И были оба они наги, человек и его жена, и не стыдились. А змей был хитрее всех зверей полевых, и сказал он женщине: «Верно ли, что запретил Всесильный есть плоды всех деревьев в саду?» И ответила женщина: «Плоды деревьев в саду мы можем есть, только о плодах одного дерева, которое посреди сада, сказал Б-г: 'Не ешьте их, и не касайтесь их, чтобы не умерли вы'». И сказал змей женщине:
«Вы не умрете. Но знает Б-г, что в день, когда станете есть эти плоды, откроются ваши глаза, и будете вы как Б-г -знающими добро и зло». И увидела женщина, что годятся плоды дерева этого в пищу и что оно услада оно для глаз, и взяла она его плодов, и ела, и дала мужу своему, и он ел. И открылись глаза у обоих, и они узнали, что наги они. И сшили они листья смоковницы и сделали себе опоясания. И услышали голос Г-спода, Б-га, проходивший по саду в сторону дня, и укрылись человек и его жена от Г-спода, Б-га средь деревьев сада. И воззвал Б-г к человеку и сказал ему: «Где ты?» И ответил тот: «Голос Твой услышал я в саду и устрашился, ибо наг я, потому и укрылся. И сказал Он: «Кто открыл тебе, что наг ты? Не от дерева ли, от которого Я велел тебе не есть, ты ел?» И ответил человек: «Жена, которую Ты сотворил, чтобы она была со мной, дала мне плод этого дерева, и я ел». И сказал Б-г женщине: «Что ты сделала!» И сказала та: «Змей соблазнил меня, и я ела». И сказал Б-г змею: «За то, что ты сделал это, проклят ты более всякого скота и всякого зверя полевого; на брюхе своем будешь передвигаться и прах будешь есть все дни жизни твоей. И вражду положу между тобой и женщиной и между твоим потомством и ее потомством. Они станут разить тебя в голову, а ты станешь разить их в пяту». Женщине сказал Он: «Великие страдания будешь ты терпеть при беременности, в муках станешь рожать детей. И к мужу твоему будет обращено вожделение твое, он же будет властвовать над тобой». А человеку сказал Он: «За то, что послушал ты жену свою и ел плоды дерева, которые Я запретил тебе есть, -проклята земля из-за тебя, со скорбью будешь добывать пропитание из нее все дни жизни твоей, колючки и репей произрастит она тебе, и станешь есть траву полевую. В поте лица своего есть будешь хлеб до возвращения твоего в землю, ибо из нее ты взят. Ибо прах ты и в прах возвратишься». И человек познал жену, и она зачала и родила Каина. И еще родила она брата его, Эвеля. И принесли они дар Г-споду. И предпочел Г-сподь Эвеля и его дар. И было так: когда они были в поле, восстал Каин на Эвеля, брата своего, и убил его. И сказал Г-сподь Каину: «Где Эвель, брат твой? И ответил тот: «Не знаю. Разве сторож я брату моему?» И сказал Он: «Что ты наделал? Голос крови брата твоего взывает ко Мне из земли. Проклят ты больше земли, которая разверзлась, чтобы принять кровь брата твоего от твоей руки. Бездомным кочевником будешь ты на земле».
Вот родословная Адама: Шет - Энош -Кейнан - Магалальэль - Йеред - Ханох -Метушелах - Лемех - Hoax - Шем, Хам и Йефет. И стали люди умножаться на земле и видели сыны сильных, что хороши дочери человеческие, и брали себе жен из всех, кого выбирали. И сказал Г-сподь: «Человек - плоть он, и пусть живет он сто двадцать лет». И увидел Г-сподь, что велико зло человека на земле и все помыслы сердца его всегда злы. И раскаялся Г-сподь в том, что создал человека на земле, и огорчился в сердце Своем. И сказал Г-сподь: «Сотру все, что Я сотворил, с лица земли, от человека до скота и до птицы небесной». A Hoax обрел милость в глазах Г-спода.
В тексте Торы, рассказывающем о сотворении мира, нет дат. Но мы знаем из Устной традиции, что «нечто из ничто» было сотворено 25-го элуля, а первой пятницей было 1-е тишрея. Годовщину сотворения мира - Рош ha-шана - Тора повелела отмечать именно в этот день, день сотворения человека. За что же такая честь?
Человек - не просто еще одно создание в бесконечном разнообразии мира, он не только на порядок выше всего живого, но и качественно отличается от всех творений. Все создания самим бытием своим поют славу Вс-вышнему, от камней до животных, но только человек признает власть Творца и служит ему по свободному и осознанному выбору. «В день, когда был сотворен Адам, пришли все животные и склонились перед ним, думая, что он их создатель. Адам сказал им: 'Вы думаете, я сотворил вас? Пойдем и воздадим хвалу Б-гу, нашему Создателю, - склонимся пред Ним'»,- рассказывает древний мидраш.
Когда мы говорим, что все мироздание признает волю Единого, следует помнить, что именно человек стоит на вершине пирамиды творения и только он, по осознанию и свободному волеизъявлению, может короновать Вс-вышнего на царство. Там, где мы находим превосходство человека, можно найти и корень его слабостей: свобода выбора превращает человека в единственное творение, которое может, не дай Б-г, взбунтоваться против Творца. Он и только он в состоянии, не дай Б-г, избрать путь самоуничтожения, только он способен уничтожить миллионы себе подобных. Ему дано избрать и праведный путь Торы и заповедей - одним словом, он волен вознестись до звезд и пасть во прах. Часто человек даже отдаленно не представляет себе, на что он способен, причем если в том, что касается физических возможностей, наша самооценка относительно адекватна, то в духовном плане у большинства из нас нет даже приблизительного представления ни о наших силах, ни о наших правах, ни о наших слабостях. Чтобы дать в первом приближении представление о созидательных и разрушительных силах души, можно прибегнуть к простой физической модели: мы (к сожалению, по опыту) знаем, какие гигантские разрушительные силы скрыты в самом малом количестве материи. Небольшой кусок камня, при обычном использовании, может служить - в лучшем случае - украшением коллекции, или - в худшем - не слишком опасным орудием насилия. Но если применить к нему сложные технологии расщепления атомного ядра, высвобождается энергия, которой достаточно, чтобы осветить улицы большого города или стереть его с лица земли. Познать свою душу, понять ее предназначение, научиться пользоваться силами, скрытыми в ней - важнейшая цель человека.
ИНСТИТУТ ШТЕЙНЗАЛЬЦА
Каждый, кто начал учить Талмуд «с нуля» в зрелом возрасте, наверняка пользуется «Комментированным Талмудом» р. Адина Штейнзальца. Тот, кому повезло больше, читал и статьи раввина на разные (не обязательно узкорелигиозные) темы. Несколько слов о раввине: он изучал, кроме Торы, математику, физику и химию в Еврейском университете в Иерусалиме; в возрасте двадцати четырех лет создал школу нового типа; в 1965 г. основал Израильский институт талмудических публикаций и с тех пор работает над монументальным трудом: комментированным переводом Талмуда на современный иврит и другие языки. На сегодняшний день вышли уже тридцать два тома на иврите. Раввин Штейнзальц - обладатель почетных научных степеней ряда университетов Израиля и США; в 1998-м г. удостоен Государственной премии Израиля. Десятки его книг вышли на иврите и английском, были переведены на немецкий, французский, русский, итальянский, голландский, японский и китайский языки. В феврале 1989-го г. р. Штейнзальц совместно с Российской академией мировых цивилизаций основал в Москве институт «Мекор хаим» - первое за семьдесят лет легальное религиозное еврейское учебное заведение в СССР. С момента своего создания «Мекор хаим» не ограничивался преподаванием - он был еще и очагом традиционного еврейского образа жизни.
Первым раввином йешивы стал Гдалья Рабинович; среди ее преподавателей был и молодой швейцарский еврей Пинхас Гольдшмидт, ныне главный раввин Москвы и председатель московского раввинского суда.
Летом 1991-го г. институт совместно с местными еврейскими активистами приступил к созданию системы академического еврейского образования в России. Так были открыты Московский и Санкт-Петербургский еврейские университеты, действующие и по сей день.
Создание трехгодичных курсов подготовки воспитателей еврейских детских садов и преподавателей начальных школ на базе московского педагогического училища №9 стало еще одним направлением в деятельности института. Одновременно институт пытался решить еще одну проблему: многие активисты еврейской общины СНГ с опытом общественной и социальной деятельности не имели самых элементарных знаний в области традиций своего народа. С 1994-го по 1996-й год в стенах «Мекор хаим» осуществлялся совершенно уникальный проект подготовки лидеров еврейских общин СНГ. Семьдесят общинных активистов, пройдя серьезное обучение в Москве, вернулись в свои города с солидным багажом информации, столь необходимой и им самим, и их общинам. В 1992-м году с целью помочь учителям, имевшим богатый опыт педагогической деятельности, восполнить пробелы в области еврейской традиции, была создана ассоциация «Ламед». По сей день на семинарах ассоциации, отличающихся профессионализмом наставников и высокой эффективностью занятий, несколько тысяч преподавателей еврейских дисциплин из разных стран СНГ получают необходимые в их работе знания.
Только с января по июнь 1999-го г. параллельно с другими мероприятиями в СНГ были проведены три семинара с участием раввина Штейнзальца. Сегодня «Ламед» оказывает помощь более чем 1400 еврейским преподавателям в СНГ; ассоциация опубликовала 35 методических пособий в помощь директорам и учителям общеобразовательных школ.
В 1998-м г. институт разработал новаторскую программу заочного еврейского образования«Лимудим». Она включает в себя два отдельных курса: для детей и для взрослых. Материалы распространяются в виде брошюр, посвященных отдельным темам; каждый желающий участвует в программе бесплатно и получает учебные пособия по почте (можно и самому скачать с Интернета). Сегодня по этой программе обучаются уже более 2500 человек во всех концах СНГ.
Еще одна программа - «Байт ле-мидраш» - возродила в израильских условиях ту модель изучения еврейских дисциплин, которая хорошо нам> знакома еще с советских «застойных» времен: занятия в небольших группах ведут сами репатрианты из СНГ (сегодня у нас сорок таких кружков). В Иерусалиме ежемесячно проводятся семинары преподавателей.
Наряду с просветительскими программами, институт занимается издательской деятельностью: за последнее десятилетие Институтом изучения иудаизма в СНГ изданы восемь книг р. Штейнзальца в русском переводе, общий тираж их превысил 70000 экземпляров. Вышли в свет десятки книг по иудаизму, еврейской философии, истории и культуре, брошюр и буклетов, множество методических пособий и разработок, разошедшихся по всем еврейским общинам СНГ, Израиля и русскоязычной диаспоры. Общий тираж всех изданий давно выражается семизначными цифрами.
В конце XX века у русскоязычного читателя появился уникальный шанс соприкоснуться с книгой, которая оказала определяющее влияние на формирование еврейского национального облика: с Вавилонским Талмудом. С 1993-го г. институт приступил к публикации отдельных томов на русском языке. Вышли в свет энциклопедический справочник «Введение в Талмуд», 1-й том трактата «Бава меция», трактат «Таанит». В настоящее время готовится к изданию «Антология аггады».
Уже восемь лет издается не имеющий аналогов журнал для семейного чтения «Отцы и дети»; в нем можно найти как публицистические и методические материалы для взрослых, так и рассказы и занимательные рубрики для детей.
Каждый из 34-х вышедших в свет номеров посвящен отдельной теме, например, «Вера», «Еврейская семья», «Еврейская литература», «Еврейский юмор»; тираж журнала достигает 30000 экземпляров.
С 1998-го г. институтом издается ежемесячник «Мекор хаим». Кроме традиционных тем: история, религия, культура, комментарии к недельным разделам Торы - на его страницах постоянно публикуются беседы р. Штейнзальца с известным московским журналистом М. Гореликом. С 1999-го г. в Израиле распространяется еженедельник «Байт ле-мидраш».
На протяжении последних десяти лет институт организует визиты р. Штейнзальца в страны СНГ. Только за три последних года раввин посетил около сорока общин, аудитория слушателей его лекций составила более 20000 человек.
Дополнительную информацию и все издания можно получить на сайте института: http://judaicaru.org.
Связь с институтом можно установить через и-мэйл judaicaru@isdnmail.co.il.