580

МЕСЯЦ ОСВОБОЖДЕНИЯ СОКРОВЕННОГО

Девятый месяц еврейского календаря, начинающийся в эти дни, носит название кислее, происходящее, очевидно, от слова кисло («вера», «упование») в книге Ийова (8:14). Учителя кабалы говорят о двух формах веры и упования: пассивной и активной.

Месяц кислее, время празднования Хануки, они связывают как с активной,  деятельной верой, с упованием, выраженным в действии, так и с пассивной,  умиротворенной  верой, уподобленной предрассветному сну.

Обычно говорят, что кислее беден праздниками: только Хануку отмечают в нем, да и это празднование кислее «разделил» с теветом.

Но в истории хасидизма этот месяц не просто богат, он называется «месяцем дарования Скрытой Торы». В девятнадцатый день этого месяца хасиды (а с ними и все желающие) празднуют хасидский Новый год в память об освобождении из тюрьмы р. Шнеура-Залмана, основателя Хабада.

Два столетия назад по доносу противников хасидизма, Алтер Ребе был заключен в тюрьму. Его обвиняли в государственной измене, и помещен он был в одну из одиночек Петропавловской крепости.

Время было крутое, надеяться на государеву милость не приходилось. Девятнадцатого кислева, когда Ребе читал книгу «Тегилим» и дошел в ней до стиха «Искупил с миром душу мою в битве...», двери камеры открылись, и, полностью оправданный, Ребе вышел на свободу.

Он воспринял это событие не только как личное избавление, но и как знак Свыше, возвещающий, что Вс-вышний желает дальнейшего распространения нового учения, раскрытия Сокровенной Торы своему народу.

«Дела отцов - знак детям», - говорит мидраш. В каждом еврейском празднике заключена не только историческая память, но и актуальная примета времени. «Ямим злу низкарим ве-наасим», - сказано в Книге Эстер («Дни эти - для памяти и действий»). Каждый праздник для нас - не только воспоминание, но и активное возвращение к некогда совершенному. Возвращение, обращающееся в сегодняшнее, актуальное действие. Поэтому по-еврейски мы говорим не «отмечать» праздник, а «делать» его. К какому же действию обязывает нас месяц кислее? К изучению того, что в этот день было «выпущено на свободу», даровано людям. Самое время познакомиться с хасидизмом.. Сегодня есть немало печатных источников такого знания на русском языке (от классической «Тании» до современного «Фарбренгена»), а тем, кто рыщет по Интернету - еще проще: есть целые хасидские порталы, самый богатый из которых, разумеется, http://chassidus.ru.

Кстати, намек на перекличку «бедного» праздниками кислева и дарованием Торы можно найти в таком неожиданном источнике, как «Шулхан Арух»: р. Йосеф Каро замечает, что первый день Хануки приходится на тот день недели, на который выпал праздник Шавуот в предыдущем году.

А шуточный комментарий (игнорирующий законы грамматики) делит слово кислее надвое: кис (карман) и лев (сердце). Правит ли сердце карманом или карман правит сердцем - вот пробный камень веры, спрятанный в слове кислев.

МОИ И МЕСТЬ, И ВОЗДАЯНИЕ

Эти слова знакомы русскому читателю в их более архаичном варианте («Мне возмездие, и Аз воздам») как эпиграф к роману «Анна Каренина». Эти слова Вс-вышнего приведены в книге «Дварим» (32:35). К чему это вступление? Дело в том, что нам позвонил некий читатель, пожелавший остаться неизвестным, и попенял на слова «да отомстит Вс-вышний за его кровь», сопровождающие имя Рехавама Зеэви. «Вс-вышний не мстит, - слышался благостный голос в трубке, - Б-г есть любовь». Редактора охватило смутное ощущение, что он и позвонивший принадлежат к разным конфессиям, но беседа прервалась и осталось неясным, кого именно тот кличет Б-гом. Испокон веков евреи сопровождали имя убитого за еврейство словами «да отомстит Вс-вышний за его кровь». Иное дело христиане. Они никогда не говорили о мести, да и к чему им? Они ведь были убийцами, а не жертвами. Теперь редакция ждет порицающих звонков и от мусульман.

Толдот

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы -недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И было Ицхаку сорок лет, когда взял он Ривку в жены. И молился Ицхак Б-гу о жене своей, так как она была бездетна, и Б-г ответил ему, и зачала Ривка. И толкались сыновья в утробе ее, и сказала она: «Если так, зачем же я молилась?» И пошла вопросить Б-га. И сказал ей Б-г: «Два племени в чреве твоем, и два народа разойдутся из лона твоего, и народ народа сильнее будет, и старший будет служить младшему». И настало ей время родить, и вот - близнецы в чреве ее. И вышел первый - красный, весь волосатый. И дали имя ему Эсав. А затем вышел брат его, держась рукой за пяту Эсава. И дали ему имя Яаков. Ицхак же был шестидесяти лет при рождении их.

И выросли дети, и стал Эсав охотником, человеком степи, а Яаков был человеком кротким, жителем шатров. И Ицхак любил Эсава, ибо охота была на устах его, а Ривка любила Яакова. И сварил Яаков кушанье, а Эсав пришел с поля усталый. И сказал Эсав Яакову: «Дай похлебать мне этого красного, красного, потому что я устал». Но Яаков сказал: «Продай мне свое первородство!». И сказал Эсав: «Ведь я иду на смерть, на что же мне первородство?» И сказал Яаков: «Клянись же мне теперь!» И он поклялся, и продал свое первородство Яакову. И дал Яаков Эсаву хлеба и похлебку из чечевицы, и он поел, и попил, и встал, и ушел. И пренебрег Эсав первородством.

И снова откопал Ицхак колодцы, которые вырыли во дни Аврагама, отца его, и которые засыпали плиштим после смерти Аврагама, и назвал их именами, которыми назвал их отец его. И было так: когда Ицхак состарился и притупилось зрение его, позвал он Эсава, старшего сына своего, и сказал ему: «Сын мой! Вот, я состарился уже, не знаю дня моей смерти. Возьми же теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, и выйди в степь, и налови мне дичи. И приготовь мне кушанье, какое люблю, и поднеси мне, и буду есть, дабы благословила тебя душа моя, прежде чем умру».

Ривка же слышала, как Ицхак говорил это Эсаву, сыну своему. И когда Эсав пошел в поле ловить дичь, сказала Ривка Яакову, сыну своему, так: «Пойди в стадо и возьми мне оттуда двух козлят хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит. И поднесешь отцу твоему, и он поест, дабы он благословил и тебя перед смертью». И сказал Яаков: «Эсав, брат мой, волосат, моя же кожа гладка. Может быть, ощупает меня отец мой и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение». И сказала ему мать его: «На меня проклятие твое, сын мой!». И пошел он, и взял, и принес матери своей, и сделала мать его кушанье, какое любил отец его. И взяла Ривка любимые одежды Эсава, и надела на Яакова, а на руки и на шею его накинула шкурки козлят. И пришел он к отцу, и сказал: «Отец мой! Я, Эсав, - первенец твой. Я сделал, как ты говорил мне: ешь от добычи моей, дабы благословила меня душа твоя». И сказал Ицхак: «Подойди, я дотронусь до тебя, ты ли сын мой Эсав, или нет». И подошел Яаков к Ицхаку, отцу своему, и тот дотронулся до него и сказал: «Голос -голос Яакова, а руки - руки Эсава». И не узнал его, и благословил его: «Даст тебе Всесильный росу с небес, и плодородие земли, и обилие хлеба и вина. И будут служить народы тебе и поклонятся тебе племена; будь владыкой над братьями твоими и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты, а благословляющие тебя - благословенны!»

И было так: когда окончил Ицхак благословлять Яакова, Эсав, брат его, пришел с охоты.

Он также приготовил кушанье, и принес отцу своему, и сказал: «Пусть встанет отец мой и поест добычи сына своего, дабы благословила меня душа твоя!» И сказал ему Ицхак: «Кто ты?!» И сказал тот: «Я - сын твой, первенец твой, Эсав». И содрогнулось сердце Ицхака, и сказал он: «Кто же был тот, которого я благословил? Пусть будет и он благословен!» И вскрикнул Эсав горько, и сказал: «Благослови и меня! Яаков обманул меня уже дважды: первородство мое взял, а вот теперь и благословение мое! Неужели же не осталось у тебя никакого благословения для меня?» И отвечал Ицхак: «Владыкою поставил я его над тобой, и всех его братьев отдал я ему в рабы, и хлебом и вином благословил я его - что же дам тебе, сын мой? Место, в котором будешь ты жить, будет плодородным, орошаемым росой небесной свыше; мечом своим будешь жить и брату твоему служить, но когда вознегодуешь, свергнешь ты иго его с шеи твоей». И возненавидел Эсав Яакова за благословение Ицхака.

Хасидское слово

Рабби Иосеф-Ицхак Шнеерсон рассказывал:

- Мой отец (Рашаб) говорил: служение Вс-вышнему состоит в постоянном стараний контролировать разум и сердце. Это требует спокойного самоанализа. Предположим, человеку нужно разобраться в какой-то проблеме. Он идет домой, закрывает дверь, усаживается поудобнее и начинает размышлять. После этого он приступает к работе, отдавая себе полностью отчет, чего он хочет, что сделано, а что еще предстоит. Казалось бы, он выбирает легкий путь, предпочитая раздумье в удобном кресле действию. Но если ты попытаешься решить проблему «на одной ноге», не тратя время на раздумье и анализ, - ничего у тебя не получится. Чувства бурлят, сердце волнуется, а работа стоит.

Беседа Ребе

Глава «Толдот» рассказывает о рождении Яакова и Эсава, о том, как Эсав пренебрег первородством и продал его за чечевичную похлебку, о борьбе за последнее благословение отца. Яаков «отнимает» у брата благословение хитростью, выдавая себя за Эсава.

Хорошее ли это свойство - хитрость? Точнее, в каких обстоятельствах она не только допустима, но и необходима?

Наше отношение к материальным благам, к миру, в котором мы живем, должно нести в себе элемент хитрости, обмана. Еврей ест, пьет, работает, приобретает, теряет, словом, живет жизнью этого мира. Но все это для него, как «одежды Эсава». Надевая их, Яаков становится внешне похож на брата, но для него важно не дать этой одежде прирасти к телу. Подлинная сущность еврея и его предназначение - служение Вс-вышнему не только в таких духовных аспектах, как молитва и изучение Торы, но и в самых обычных делах: еде, торговле, семейной жизни.

Известна история о том, как раби Шмуэль из Любавичей продемонстрировал детям различие в природе простых действий еврея и нееврея. Он спросил слугу Бенциона: «Ты ел сегодня?» - «Да, ел». - «Хорошо ел?» - «Что значит «хорошо»? Мне хватило, слава Б-гу». - «А для чего ты ешь?». - «Чтобы жить». - «А для чего ты живешь?» - «Чтобы быть хорошим евреем и исполнять Волю Б-га», - вздохнул Бенцион.

Раби Шмуэль позвал кучера Ивана и спросил его: «Ты сегодня ел?» - «Да». - «Хорошо ел?» - «Да». - «А для чего ты ешь?» - «Чтобы жить». - «А зачем ты живешь?» - «Чтобы пить и закусывать», - ответил Иван с улыбкой.

Рабби Шмуэль отпустил Ивана и обратился к сыновьям: «Теперь вы видите, что еврей по самой своей природе ест, чтобы жить, и живет, чтобы быть хорошим евреем и делать угодное Б-гу. И при этом еще тяжело вздыхает: «Искренне ли я живу только для Б-га?»

Другие живут, чтобы пить водку и закусывать и при этом улыбаются,' предвкушая плотские удовольствия -предел их мечтаний. Повседневные заботы соблюдающего Тору еврея есть некая «хитрость», «одежды Эсава», ибо в глубине души он желает совершенно другого. Казалось бы, к чему же хитрости? Пусть каждый делает то, для чего он создан. Пусть Эсав будет Эсавом, а Яаков - Яаковом. К чему рядиться в чужие одежды?

Но если все материальные аспекты жизни будут оставлены Эсаву, Яаков йе сможет исполнить свою миссию в этом низшем из миров, не сможет превратить его в место, достойное Вс-вышнего. Еврей должен совершать духовное служение именно через материальные реалии и действия, а потому и приходится ему надевать одежды Эсава.

Cыны Ноя

Среди чудес новой России, о которых мало говорят и пишут как там, так и в Израиле, - феноменальный интерес неевреев к иудаизму. Он, разумеется, затрагивает куда более узкие круги, нежели антисемитизм во всех его формах, от религиозного до зоологического.

Каждый, кто побывал в последние годы в России, в том числе и в относительно патриархальной глубинке, встречал незнакомый нам по прошлым годам типаж: нееврей, который посвятил жизнь иудаизму. Это даже не интерес, не хобби - это смысл жизни для многих из них.

Заранее оговоримся, что речь не идет о «сохнутовских евреях», ищущих удобный тремп в Израиль. Не идет речь и о «жидовствующих» старого образца, для которых тяга к иудаизму была своего рода попыткой рафинировать христианство.

Люди эти, часто не только хорошо знающие еврейские источники и традицию, но и преподающие ее евреям, не видят для себя иного пути, нежели гиюр, то есть принятие иудаизма.

Не все они смогут это сделать, да и не всем это нужно. Иудаизм всегда сторонился (осознанно и намеренно) миссионерства. Причина такой позиции общеизвестна: Вс-вышний желает не превращения неевреев в евреев, а праведности как первых, так и вторых. И если праведность еврея регламентируется заповедями Торы и установлениями мудрецов, то неевреям даны семь заповедей, которые они должны соблюдать.

Может быть, стоило бы и в Россию перенести опыт ширящегося в мире движения «Сынов Ноя».

Хотя семь заповедей были даны Ною и его потомкам, они были повторены и Моисею на горе Синай, чтобы для всего человечества эти законы не остались древним преданием, но получили статус Откровения Вс-вышнего. Рамбам пишет: «Каждый, кто, признавая семь заповедей, старается их выполнять, относится к праведникам народов мира и имеет долю в грядущем мире. Важно, чтобы человек исполнял заповеди потому, что Б-г даровал их вместе с Торой, объявив через нашего учителя Моисея, что они даны также и потомкам Ноя. В противном случае, даже если человек будет их выполнять, его нельзя считать... праведником,... потому что он поступает так не по Б-жественному велению».

Потомки Ноя получили семь основных заповедей с их подробным описанием и толкование, а евреи получили 613 заповедей. Потомки Ноя обязаны соблюдать свои заповеди, но их не касаются законы для евреев; и хотя им обычно разрешается соблюдать и эти законы, есть и такие установления, которые им прямо запрещено исполнять, например: изучение определенных частей Торы, соблюдение субботы.

Потомку Ноя разрешено также обратиться в еврейскую веру, то есть стать евреем, но такое обращение не только не является желательным, но и не рекомендуется. Именно поэтому принято всячески отговаривать нееврея, желающего стать евреем, от опрометчивого решения.

Семь заповедей сынов Ноя достаточно очевидны и вполне могут быть приняты любым разумным человеком, верным нормам элементарной морали. Такое принятие заповедей, разумеется, не будет иметь никакою религиозного значения. Поэтому важно, чтобы человек принял заповеди как волю Заповедующего.

Достаточно, чтобы человек просто принял твердое решение исполнять заповеди по воле Творца, но есть и процедура (необязательная) принятия заповедей перед еврейским судом, то есть перед тремя соблюдающими Тору евреями (желательно, раввинами или просто знатоками Закона). Текст декларации не кодифицирован и должен выглядеть примерно так:

«Я верю в Единого и Вечного Б-ra, Который сотворил мир и знает все обо всем сотворенном, вознаграждает за добрые дела и наказывает за злые, Который дал человечеству Закон, содержащий заповеди, обязательные для исполнения всеми людьми. Я принимаю на себя обязательство исполнять семь заповедей и все, что из них вытекает»..

СЕМЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Вот эти заповеди:

1. Запрет поносить Имя Вс-вышнего. Включает также повеление богобоязненности.

2. Запрет идолопоклонства (вера в Единого Творца). Запрещено исповедовать любые культы, не стоящие на позиции строгого единобожия. Запрещено совершать ритуальные действия по отношению к любому другому объекту, кроме Единого Творца. Например, запрещено поклоняться какому-либо предмету (иконе, статуе, светилу, животному или человеку) или признавать его Б-жественную природу.

3. Запрет убийства. Запрещено любое действие, ведущее прямо или косвенно к гибели другого человека (включая самоубийство, аборт и ускорение естественной кончины - эвтаназию).

4. Запрет прелюбодеяния. Это понятие включает в себя кровосмешение (близкородственные связи), мужеложство и скотоложство, а также близость с чужой женой.

5. Запрет воровства (неприкосновенность чужого имущества, уважение прав другой личности).Во-ровством считается присвоение чужого имущества в любом размере.

6. Запрет есть часть от живого животного (запрет бессмысленной жестокости по отношению ко всему живому). Запрещено разделывать тушу забитого животного, пока оно агонизирует.

7. Суды и судопроизводство (закон и правопорядок в обществе). На человеческом обществе лежит обязанность устанавливать и поддерживать государственность, закон и правопорядок, основанный на вышеперечисленных заповедях. Традиция также считает общечеловеческой обязанностью творить добрые дела и помогать друг другу (благотворительность), а также уважать своих родителей.

Человек должен выполнять все заповеди Кодекса, только исходя из понимания того, что это его святые обязанности пред Вс-вышним, изложенные в Торе (Библии), полученной Моисеем во время Синайского Откровения.

Такой человек считается праведным или благочестивым (т. н. хасид умот га-олам) и имеет удел в грядущем мире наряду с праведниками из еврейского народа.

Он становится членом еврейской общины, оставаясь при этом неевреем. Закон обязывает жить с ним в мире и согласии, помогать ему в повседневной жизни, а в случае необходимости защищать его, как любого другого члена общины. Всякий, кто нарушает хотя бы одну из «Семи заповедей», ставит себя вне закона.

Его дальнейшее существование в этом мире теряет всякий смысл, поэтому он «достоин смерти», как любое творение, восставшее против воли своего Творца. Хотя ворота для раскаяния всегда открыты...

Интересно, что если еврей вступает в возраст обязательного соблюдения заповедей в 13 лет, то нееврей должен соблюдать заповеди сынов Ноя с более раннего возраста (6-9 лет), с того момента, как становится достаточно разумным для понимания этих законов.

 

Запись опубликована в рубрике: .