Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

605

Шавуот и суббота «Насо»

5 сивана 5762 года

15/5/2002

ИСПОЛНИМ, А ПОТОМ ПОЙМЕМ

Эти слова (наасе ве-нишма — «исполним, а потом услышим» или «поймем») у всех на слуху. Но каков их подлинный смысл и что они могут рассказать нам о нашем народе? «Говорил р.Элъазар: «Когда Израиль ответил: «Наасе ве-нишма», — сказал Всевышний: «Кто открыл им эту тайну, которую знают только ангелы, ведь только ангелы исполняют, а затем слышат».

(трактат «Шабат», 88а).

Не все, подобно Всевышнему, восприняли ответ Израиля как свидетельство особых духовных достоинств нашего народа: садукеи (об этом рассказывает Талмуд) говорили: «вы народ поспешный и неосмотрительный, раскрыли рты прежде, чем уши ваши услышали».

Итак, что же там произошло, была ли интуитивно раскрыта тайна мира или просто были поспешно произнесены необдуманные слова?

Может быть, стоит мысленно вернуться назад, в Египет, чтобы найти там ответ. Евреев в рабстве постигло беспрецедентное падение, «они прошли сквозь сорок девять врат нечистоты». Еще один шаг (еще одни врата) и не осталось бы никакого различия между ними и другими народами. От людей в подобном состоянии не приходится ожидать ничего хорошего. Рабы, только что освободившиеся от жестокого рабства, почти потерявшие человеческий облик,- как они отреагируют на предложение взвалить на себя новую ношу, подставить шею под «ярмо Торы и заповедей» (оль Тора у-мицвот)!

Вопреки всем ожиданиям читателя, упрямый народ, народ-бунтовщик («вот уже десять раз вы испытывали Меня…») на этот раз даже не дает себе труда подумать над «деловым предложением» Всевышнего.

Едва заслышав слова Моше о предстоящем событии, они кричат: «Все, что сказал Бог, исполним, а потом поймем».

Садукеи были правы,- это вам скажет любой здравомыслящий человек. Но в том то и дело, что здравый смысл не всегда дает истинную картину мира. Он хорош на базаре, на войне, куда менее применим в любви, а уж у горы Синай и вовсе беспомощен.

Талмуд рассказывает, что Всевышний предлагал Тору каждому народу на земле, но все они отказались ее принять. Так и представляется: коробейник со своим товаром кружит по улицам города, каждый берет в руки, щупает, рассматривает со всех сторон и, найдя «изъян», разочаровано тянет: «нет…». И дело тут не в том, что «товар» плох, просто он велик людям, не по их блошиному плечу. Евреи — не исключение. И они бы, подобно другим, отказались от Торы, если бы ее «примерили». Но их логика была иной: сыны Израиля смотрели не на «товар», а на Того, кто предлагал им Тору. И интуитивно, без размышлений и расчетов, поняли — от Него, Б-га праотцев Авраама, Ицхака и Яакова, выведшего их из дома рабства, надо принять дар, даже если еще не ясно, что с ним делать и что он из себя представляет.

Кстати, предположим, что евреи не отказались бы, подобно другим народам от Торы, но и не поспешили бы, а, проявив рассудительность, сказали бы так: поймем, а потом исполним. Они завязли бы в неисчерпаемой Торе и дело никогда не дошло бы до действия. Даже таким несложным агрегатом, как кофемолка, мы начинаем пользоваться, не до конца изучив инструкцию. А ведь Тора — больше, нежели инструкция

по эксплуатации мира. Она — «оттиск» Всевышнего, как сказано в первой из десяти заповедей (акронимом, в первом ее слове анохи): «Самого Себя Я записал и вам отдал».

Если ждать, пока человек постигнет всю Тору, ожидание будет вечным. Вот и остается единственный, интуитивно угаданный нашими предками, «поколением света», выход: принять Тору к немедленному исполнению, а процессу постижения не ставить временных рамок, отложив его на потом. О евреях говорят, что они — мудрый народ. И это верно. Но этого мало: не всегда ограниченный человеческий разум (даже самый отточенный) может помочь. Евреи сумели, когда это было нужно, отложить свою немалую мудрость в сторону и сказать не «слушаем и повинуемся», а «повинуемся и слушаем».

НАСО

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы -недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И говорил Всевышний Моше: — Скажи сынам Израиля: если мужчина или женщина даст строгий обет быть назиром, чтобы посвятить себя Б-гу воздержанием, то от вина и хмельного, уксуса винного и хмельного, настойки виноградной должен он отказаться, и винограда свежего или сухого не есть. Все дни обета своего — ничего, что из винограда, от зерен до кожицы, не должен он есть. Во все дни обета его бритва да не коснется головы его, до исполнения дней, на которые он посвятил себя Б-гу, быть ему святым, должны расти свободно волосы на голове его. Во все дни своего посвящения Б-гу не должен он подходить к умершему. Даже из-за отца своего и матери своей, из-за брата своего и сестры своей не нарушит он чистоты своей по смерти их, ибо знак обета Всесильному своему на голове его. И вот закон об обете: в день истечения срока его приводят назира ко входу в шатер откровения. И приносит он жертву свою Б-гу — одного годовалого ягненка без порока во всесожжение, и одну годовалую овцу без порока в жертву грехоочисти-тельную, и одного барана без порока в жертву мирную, и корзину пресных коржей из тонкой пшеничной муки, смешанной с маслом, и лепешки пресные, помазанные маслом, и хлебные дары, и возлияния к ним. И представит это коген пред Б-гом, и принесет грехоочистительную жертву назира и жертву всесожжения его. А барана приготовит в мирную жертву Б-гу с корзиной опресноков, и приготовит затем коген хлебный дар его с возлиянием его.

И обреет назир у входа в шатер откровения голову свою со знаком обета, и возьмет волосы с головы своей, и бросит в огонь, который под мирной жертвой. И возьмет коген сваренную голень барана, и один пресный корж из корзины, и одну пресную лепешку, и положит на ладони назиру, после того, как он сбреет знак обета своего. И приподнимет их коген в знак посвящения Б-гу; затем может назир пить вино. Вот закон о назире, о жертве его Б-гу по обету его.

И говорил Б-г Моше:

-Скажи Агарону и сыновьям его так:

Так благословляйте сынов Израиля, говоря им: «Да благословит тебя Б-г и охранит тебя! Да будет благосклонен к тебе Б-г и помилует тебя! Да обратит Б-г лицо свое к тебе и даст тебе мир!» Так пусть произносят имя мое над сынами Израиля, и Я благословлю их.

И было в тот день, когда окончил Моше возводить шатер откровения, и освятил его, и все принадлежности его, и жертвенник, и все принадлежности его, — и подошли вожди Израиля, главы отчих домов их, вожди колен, поставленные над исчисленными, и принесли жертву свою Б-гу: шесть крытых повозок и двенадцать быков, по повозке от двух вождей и по быку от каждого, и поставили их перед шатром откровения.

И сказал Б-г Моше:

-Возьми от них, и будут они использованы для службы при шатре откровения, и передай их левитам, каждому по роду службы его.

И взял Моше повозки и быков, и передал их левитам.

Две повозки и четырех быков дал он сынам Гершона, четыре же повозки и восемь быков передал сынам Мрари во главе с Итамаром, сыном Агарона-когена. Сынам же Кегата не дал он ничего, ибо их святая служба — носить на плечах части и утварь святилища.

И принесли главы колен жертвы в честь освящения жертвенника в день помазания его, и подвели жертву свою к жертвеннику.

И сказал Б-г Моше:

— Каждый день один из них пусть приносит жертву свою для освящения жертвенника.

Вот дары освящения жертвенника в день помазания его — от старейшин Израиля: серебряных блюд и серебряных чаш двенадцать.

Золотых ложек двенадцать, наполненных смесью благовоний, каждая ложка по десяти шекелей священных; всего золота ложек сто двадцать шекелей.

Всего скота для всесожжения: двенадцать быков, двенадцать баранов, двенадцать годовалых ягнят и дар при них. И двенадцать козлов в грехоочистительную жертву. А всего скота в жертву мирную: двадцать четыре быка, шестьдесят баранов, шестьдесят козлов, шестьдесят годовалых ягнят. И когда входил Моше в шатер откровения, чтобы говорить с ним, слышал он Голос над покровом ковчега свидетельства, из пространства между двумя крувами, и говорил Б-г с ним.

ПО ЧАСТЯМ

Мотке-Хабад жил бедно, а детей у него было много. Пришел он к местечковому богачу (гвиру) и говорит:

— Ребе послал меня к вам и велел попросить деньги на корову.

У богача была необходимая сумма, но он решил, что не стоит бедняка баловать. Дал Мотке немного денег и сказал: со временем у тебя будет корова.

Мотке пошел на базар и купил …коровью ногу. А ночью подложил ее тайком в шкаф в доме у богача. А сам снова и снова приходил к тому раз в неделю за деньгами. Дом богача наполнился смрадом разлагающегося мяса, нашли и причину: шкаф с ногами, головой, легкими, потрохами. Послали за Мотке, а тот объяснил:

— Вы мне давали на корову по частям, вот я и решил: пусть пока хранится у вас, а потом, когда соберется целая корова, которая сможет кормить моих детей, я ее заберу домой.

Беседа Любавичского Ребе

Шавуот называется «временем дарования Торы», но это не единственное важное событие, связанное с этим днем. Шестого сивана, в Шавуот скончался царь Давид, псалмопевец и основатель царской династии, которая будет увенчана Машиахом. А уже почти в наше время к этим событиям прибавилось третье — смерть основателя хасидизма, р. Исраэля Баал-Шем-Това.

Вера в провидение Б-жье исключает толкование совпадения этих трех дат, как случайности. Почему же три события случились в один день? Сам царь Давид говорит (Шмот Раба 12:3) о том, что в момент дарования Торы небеса встретились с землей, «низшие поднялись к небесам, а небеса опустились к земле».

Исторя Давида отмечена двумя важными моментами: во-первых, он был первым царем, который правил всем народом Израиля и основал вечную династию еврейских царей, к которой, в конце концов, вернется власть. Во вторых, хотя честь воздвигнуть Храм выпала на долю его сына, Шломо, Давид спроектировал Храм и заложил его основы. Обе эти заслуги (царство и Храм) характеризуют деятельность Давида как непрерывное усилие, направленное на то, чтобы поднять землю, человека поближе ко Всевышнему.

Баал-Шем-Тов же посвятил жизнь тому, чтобы «опустить небеса», приблизить Б-га к людям. Собственно говоря, самая суть хасидизма состоит в том, чтобы сделать присутствие Б-га (по Его воле сокрытое от человека) явным, зримым и осязаемым для каждого. Хасидская история рассказывает, что один из учеников Магида на долгое время покинул дом и молодую жену, чтобы учиться в Межирече. На возмущенный вопрос тестя: «Чем ты там так долго был занят?!» — он ответил: «Там я узнал, что Б-r есть!» Удивленный и разочарованный тесть позвал кухарку и та с уверенностью подтвердила: «Да, господин мой, Б-г есть». Тесть повернулся к зятю и язвительно заметил: «Стоило ли ради этого покидать дом, ведь даже кухарка верит в Б-га?!». Зять же ответил: «Она верит, что Б-г есть, а я это знаю».

Это и есть, в конечном итоге, главное в учении Бешта: превращение Б-га из едва угадываемого в этом мире лжи действующего лица в самую, а точнее, единственно-очевидную силу.

Именно поэтому история евреев, заключенная между двумя важнейшими вехами — дарованием Торы и приходом Машиаха — неразрывно связывает первое событие (Шавуот) с царем Давидом и Бештом. Именно они сделали больше всего в еврейской истории, чтобы встреча неба и земли состоялась, чтобы «низшие поднялись к небесам, а небеса опустились к земле». Известно, что день смерти праведника отмечается не трауром, а праздником. Для царя Давида и Бешта это — Шавуот.

ОТКРОВЕНИЕ И ИЗБРАНИЕ

Уникальность Откровения на горе Синай заключается в том, что оно дано не отдельному человеку, а целому народу. Религии откровения возникали и после Танаха, самая известная из них — ислам. Но ни одна из них не претендует на то, чтобы Откровение было дано целому народу.

Тора подчеркивает универсальный характер синайского Откровения, расшифровывая понятие избранного народа. В книге «Шмот» 19:5-6 мы читаем:

«И будете Мне народом избранным из всех народов, ибо Мне принадлежит вся земля, и будете Мне царством священников и народом святым».

Уникальность народа Израиля не носит частный характер, она заключает в себе определенную историческую функцию — принести благую весть в мир.

В момент Откровения еврейский народ приобретает национальную идентификацию и статус народа: «Евреев делает народом только Тора» (Саадия-гаон) Поскольку происходит это в религиозном акте предстояния, в отношении еврейского народа невозможно разделить религию и национальность. С одной стороны, принадлежность к народу не зависит от желания того, кто родился в нем, но, с другой, она зависит от желания человека, готового присоединиться к нему. Тора однозначно указывает, что возможность принадлежать к «народу избранному» открыта для каждого: расовые, биологические свойства ни в коей мере не являются критериями избранничества. Примером может служить Авраам — сын Тераха из Ур-Кас-дим, моавитянка Рут, р. Акива — сын прозелита и многие мудрецы, сами бывшие прозелитами. Как сказано в книге Исайи, гл. 56:

«Пусть не говорит чужеземец, прилепившийся к Господу: отделил меня Господь от народа своего». Танах привносит концепцию, определяющую принадлежность к народу как предназначение: «Не с вами одними я заключаю завет этот, а со всеми, кто есть тут, но и с тем, кого нет тут» (Второзаконие, гл. 29).

Но и тот из народа Израиля, кто не принял на себя с радостью принадлежность к народу как обязанность, будет связан этим уделом. На это делается особый упор в стихах Писания:

«И задуманному вами — не бывать тому, сказанному вами: будем как народы… служить дереву и камню. Жив Я!.. Рукою сильной и мышцею простертой… буду царствовать над вами» (Иехезкель, 20:32).

«Смотри, Я научил вас законам и уставам. Ибо это мудрость ваша и понимание ваше в глазах народов… и скажут: однако народ умный и понимающий — это народ великий».

Иными словами, особенный характер народа Израиля проявляется в его статусе народа великого не числом, а разумением и этическими ценностями.

Историческое предназначение народа Израиля — вывести мир из мрака:

«И сделаю тебя народом завета, светом народам, разверзать глаза слепых, выводить из заключения узников из темницы -сидящих во мраке» (Исайя, гл. 42.).

Важно понять, что именно подразумевается Танахом под понятием избранности народа Израиля.

Один из мотивов связан с египетским пленом. По мысли Танаха, выраженной в гл. 53 кн. Исайи, Египетское изгнание дано Израилю не в качестве наказания, а как реализация идеи, согласно которой народ должен возникнуть из страдания.

Второй мотив связан с Заповедями. На народ Израиля как на избранный народ возложено обязанностей больше, чем на другие народы. Народы мира имеют 7 заповедей сыновей Ноя. Народу Израиля надлежит выполнять 613 заповедей. В этом факте заложено великое историческое новшество Танаха, заключающееся в том, что религиозные обязанности охватывают все области жизни человека: общественную, политическую, моральную и т.д.

Речь идет о принципиально новом подходе к формированию народа. Народ избран Богом для того, чтобы строить свою жизнь в соответствии с определенной системой норм.

Народ Израиля сумел передать миру некоторые понятия иудаизма.

Западный мир принял этический монотеизм и идею Шабата.

Этот успех стал возможным, потому что народ — «раб Господень» — продолжает непрерывно существовать в своем своеобразии в течение веков.

Удивительно, что народ Израиля, который мог бы избавиться от бесчисленных страданий, слившись с большим миром, упорно продолжает, придерживаться своих ценностей и идеологических особенностей.

Сам факт, что народ Израиля продолжает существовать, часто страдая за свою за веру, придает особую силу идеалам, привнесенных в мир Танахом.

ЗАКОНЫ ПРАЗДНИКА

В ночь (накануне) праздника Шавуот вечернюю молитву «Маарив» молятся позже обычного, чтобы не было сомнений, что исполнены слова Торы: «…семь недель; полными должны они быть» (Ваикра, 23: 15).

Ведь если объявить о наступлении 50-го дня о.мера раньше, чем он наступит на самом деле, получится, что семь недель, отсчитанные от Песах до Шавуот не полны.

Написано в книге «Зогар» о ночи праздника Шавуот: «Благочестивые люди давних времен не спали в эту ночь, но трудились, изучая Тору».

На этом основан обычай бодрствовать в ночь на Шавуот и читать сборник текстов, называющийся «Тикун лейль (ночи) Шавуот».

Слово тикун означает и «установленный ритуал, и «исправление».

Это название связано с таким объяснением смысла этого обычая: накануне дарования Торы у горы Синай сыны Израиля спокойно спали — хотя, казалось бы, в ожидании столь великого события они должны были бодрствовать.

Поэтому мы, «исправляя» такое поведение наших предков, всю ночь готовимся к дарованию Торы.

Чтение «Тикуна» стараются закончить к рассвету и сразу после этого идут в миквэ.

В наше время люди не столь сильны, как в прошлые столетия, и потому перед молитвой «Шахарит» рекомендуется немного поспать, чтобы потом, во время молитвы чувствовать себя бодрым.

Праздник Шавуот — это не только годовщина дарования Торы. В этот день из года в год в духовном аспекте это событие повторяется заново, словно в первый раз, и это придает нам новые силы для изучения Торы и исполнения ее заповедей.

В праздник Шавуот в синагоге читают главу Торы, в которой говорится о ее даровании, а декалог (десять заповедей) читают на особый мотив, который должен напомнить нам о голосе Всевышнего, услышанном тогда нашими предками.

Поэтому принято для слушания десяти заповедей приводить в синагогу детей, даже самых маленьких, которые, казалось бы, не могут понять читаемый им текст.

И все же, мы берем даже самых маленьких в синагогу, ведь впечатления раннего детства (гирса де-янкута), даже неосознанные, чрезвычайно важны для дальнейшего развития ребенка.

Во время чтения десяти заповедей все, находящиеся в синагоге, стоят лицом к свитку Торы.

После «гафтары» читают молитву «Изкор», в это время каждый, чьи родители живы, должен покинуть синагогу.

За пределами Эрец-Исраэль, где праздник длится два дня, «Изкор» читают во второй день праздника.

По обычаю в праздник Шавуот едят молочную пищу — в память о том, что сразу после дарования Торы, получив законы о запрещенной пище, сыны Израиля не могли пользоваться посудой, пока не откашеровали ее, и поэтому они ели только молочное.

С другой стороны, галаха предписывает в праздник есть мясо, и важно спланировать трапезы так, чтобы не нарушить запрет смешивать молочное с мясным.

Некоторые поступают следующим образом: перед молитвой «Шахарит» едят легкую молочную закуску, а дневную трапезу делают мясной.

По «Кицур Шулхан Арух», пер. р. И. Векслера