Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

595

Суббота «Ваякэль-Пкудей»

23 адара 5762 года

8.3.2002

СВОБОДА, ВЫСЕЧЕННАЯ НА КАМНЕ

Хаг гa-Херут – «Праздник свободы»,- так называет еврейская традиция праздник Песах. Это кажется столь очевидным – разве выход из рабства не есть освобождение? – что мы не всегда замечаем нюансы еврейского подхода к понятию «свобода».

Комментаторы Торы во все времена подчеркивали, что исход из рабства не может рассматриваться как осво-бождение, но лишь как его первая, необходимая, но недостаточная, ступень.

Истинным же освобождением признается момент дарования Торы народу Израиля.

Сказано: «А заповеди высечены (харут) на скрижалях» («Шмот» 31:16) Мудрецы читают это слово иначе: «Читай не харут – «высечены», а херут – «свобода» – ибо Тора, высеченная на скрижалях, дает тебе свободу».

Не так давно, когда среди евреев появились первые «неверующие», а точнее, не соблюдающие Тору, потребовалось название для этого нового типажа. Назвали их фраер, то есть «свободный». И в иврите до появления термина «хилони» их называли хофшиим – «свободными». Этот лингвистический феномен отражал наивное и поверхностное восприятие свободы, как отсутствия норм и рамок. Кстати, р. X. Либерман, один из интереснейших еврейских этнографов и лингвистов, считал, что оба термина (фраер и хофши) были самоназваниями нерелигиозных.

Это восприятие свободы весьма характерно для нашего века: интуитивно мы назовем свободным того, кто отказывается от норм, высеченных на скрижалях, а не того, кто подчиняет им свою жизнь.

Парадоксальным образом, вполне по-еврейски звучит в этом контексте марксистское определение свободы, как осознанной необходимости. По крайней мере оно много удачнее, нежели то, что мы находим у Даля:

«Своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода понятие сравнительное; она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и наконец к полному, необузданному произволу или самовольству».

В чем тут проблема? Если марксистская формулировка честно исключает самую возможность свободы в смысле «подчинения чужой воле». И в самом деле, человеку верующему такая опция просто не представляется реальной (это кто же может не подчиниться Его воле?!). А неверующим с ней тоже нелегко: теоретически, они полагают, что человек свободен, то есть ни от кого не зависит, но повседневная практика тычет их носом в отсутствие свободы в такой интерпретации.

Итак, или свободы нет вовсе, или мы склонны вкладывать в это слово, вслед за Далем и прочими, неадекватный смысл.

Свободна ли муха, заключенная в пространство меж двух оконных рам? Нет, если она пытается вылететь из своего, ограниченного стеклами, мира. Да, если она осознает его границы и размеры.

Ну, муха-то вряд ли что-нибудь познает или осознает. А вот мы можем. Поэтому, именно поэтому, мы уверены в том, что мера свободы человека – выше, чем у иных творений.

Но причем она здесь Тора? А она-то и позволяет наиболее точно измерять наше застеколье, установить рамки человеческого произвола, осознать ограниченность человеческого потенциала и, что не менее важно, понять степень ответственности «венца творения».

Может показаться, что такой подход (фанатический-клерикальный-мракобесный-обскурантный) унижает человека. Но в той же мере можно сказать, что унижает нас информация о том, что мы никогда не взлетим (без помощи машин), что мы не можем жить год без воды, что нам не дорости до отметки 3 метров 75 сантиметров.

Это не унижение – это конец мечтательного детства, зрелость личности. Ребенок уверен в своей неограниченной свободе. Взрослый мечтает ее найти, обрести. Как трудна бы ни была жизнь, у нас всегда остается шанс на свободу.

Она высечена на каменных скрижалях и общедоступна.

Недельная глава

ВАЯКГЭЛЬ-ПКУДЕЙ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный никл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы — недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад ra-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И сказал Моше всему обществу сынов Израиля: «Вот что повелел Всевышний, сказав: делайте приношения Всевышнему, пусть всякий щедрый сердцем принесет золото, и серебро, и медь, и голубую шерсть, и багряницу, и червленицу, и лен, и козью шерсть, и окрашенные в красный цвет бараньи шкуры, и шкуры тахашей, и дерево акации, и масло для освещения, и благовонные снадобья для масла помазания и для ароматного воскурения, и камни ониксы, и драгоценные камни для эйфода и для хошена. И всякий мудрый сердцем среди вас пусть придет и сделает все, что повелел Всевышний: шатер, и покрытие, и, покрывало, и крючки, и балки, и засовы его, и столбы его, и подножия. Ковчег и шесты его, крышку и завесу; стол и шесты его, и все его принадлежности, и хлеб, который будете класть на него. И менору для освещения, и принадлежности ее, и светильники ее, и масло для освещения, и жертвенник для воскурения благовоний, и шесты его, и масло для помазания, и полог при входе в шатер; жертвенник всесожжения, и медную решетку, которая на нем, шесты его и все его принадлежности, умывальник и подножие его, занавесы для ограды двора, столбы его, и подножия для них, и полог при входе во двор шатра; колья для шатра, и колья для ограды двора, и веревки для них; служебные одежды для служения в святилище, священные одежды Агарону-когену, и одежды сыновьям его для служения».

И вышло все общество сынов Израиля от Моше. И принесли браслеты, и кольца, и перстни, и нательные украшения золотые. И голубую шерсть, и багряницу, и червленицу, и лен, и козьи и красные бараньи шкуры, и шкуры тахашей. И серебро, или медь, и дерево акации. А каждая женщина, мудрая сердцем, спряла своими руками и принесли пряжу, и голубую шерсть, и багряницу, и червленицу, и льняные нити, и козью шерсть. А вожди народа принесли ониксы, и драгоценные камни для эфода и для хошена, и благовония, и масло – для освещения, для помазания и для благовонного воскурения.

И сделал Бецалель ковчег, и покрыл его золотом, и сделал золотой венец вверху, и отлил четыре золотых кольца по два кольца на каждой стороне. И сделал шесты из акации и покрыл их золотом, и вставил шесты в кольца, чтобы переносить ковчег. И сделал крышку из золота, и двух крувов выковал вместе с крышкой. И сделали стол из акации, и покрыли его золотом, и сделали вокруг него золотой венец. И сделали все принадлежности: формы для хлеба, и чашечки, и стержни, и прокладки, чтобы класть их между хлебами, все из золота. И сделали менору из цельного слитка золота: шесть ветвей выходят из ствола: три ветви с одной стороны и три ветви с другой стороны ее. И сделали жертвенник из акации для воскурения благовоний, и покрыли его золотом. И сделали жертвенник из акации для принесения жертв всесожжения, и все принадлежности жертвенника: сосуды, и ковши, и чаши, вилы и совки – все из меди. И сделали умывальник из меди – из зеркал женщин, которые по своей доброй воле принесли их к входу в шатер откровения.

Вот итоги сооружения шатра откровения, подведенные по приказу Моше левитами, руководимыми Итамаром, сыном Агарона-когена. Всего золота -двадцать девять кикаров и семьсот тридцать шекелей. Серебра – сто кикаров и тысяча семьсот семьдесят пять шекелей (сто кикаров – на подножия балок и подножий столбов, тысяча семисот семидесяти пять шекелей – на крюки для столбов, покрытия их вершин и нити, которыми обвили столбы). Меди – семьдесят кикаров и две тысячи четыреста шекелей (на подножия колонн, медный жертвенник и решетку на нем, и все принадлежности жертвенника, на подножия столбов)

А из голубой шерсти, багряницы и червленицы сделали служебные одежды для служения в святилище, и сделали священные одежды Агарону — как Всевышний повелел Моше. И завершилась вся работа по сооружению шатра откровения. И доставили шатер к Моше. И осмотрел Моше все сделанное, и увидел, что всю работу исполнили так, как Всевышний повелел, и благословил их Моше. И говорил Всевышний, обращаясь к Моше: «В день новолуния первого месяца, в первый день месяца, воздвигни шатер откровения: поставь там ковчег свидетельства и закрой крышкой ковчег; внеси стол и разложи на нем хлеб в установленном порядке, внеси менору и зажги светильники ее; поставь золотой жертвенник для воскурения благовоний напротив ковчега свидетельства и повесь полог, закрывающий вход в шатер; поставь жертвенник для принесения жертв всесожжения перед входом в шатер откровения; поставь умывальник между шатром откровения и жертвенником и налей в него воды; поставь ограду двора вокруг шатра и повесь занавес, закрывающий вход во двор шатра; возьми масло для помазания, и помажь шатер и все, что в нем, и освяти его и все его принадлежности, и станет это святыней. Помажь жертвенник для принесения жертв всесожжения и все его принадлежности и освяти жертвенник, и станет жертвенник святая святых; помажь умывальник и его основание и освяти его.

И приведи Агарона и его сыновей ко входу в шатер откровения, и омой их водою; и одень Агарона в его священные одежды, и помажь его, освятив его, и будет он мне служить. И сыновей его приблизь, и одень их в хитоны, и помажь их, как помазал ты их отца, и будут они мне служить, и даст им их помазание право быть моими служителями навеки, во всех поколениях их».

И воздвиг Моше шатер, и взял скрижали свидетельства, и положил их в ковчег. И закрыло облако шатер откровения, и не мог Моше войти в шатер, ибо облако пребывало на нем. И когда поднималось облако над шатром – отправлялись сыны Израиля в путь, а если не поднималось облако, стояли станом.

Из бесед Любавичского Ребе

Тора в главе «Ваякгэль» говорит о приношениях сынов Израиля дважды и по-разному: в первый раз так, словно приношение надо взять вне зависимости от воли людей, как своего рода налог. Во второй же раз Тора упоминает «побуждение сердца» и говорит, вне сомнения, о добровольном даре. Мудрецы говорят, что и речь здесь идет о двух видах приношений: полшекеля – обязательный «налог» и добровольные дары на строительство Святилища.

Святилище, его созидание, должны были искупить грех поклонения золотому тельцу. Здесь мы находим не мистическую необъяснимую связь явлений, но вполне логически объяснимую цепочку: грех поклонения золотому истукану может быть исправлен добровольным отречением от золота и других ценностей. Да и желание создать Святилище невидимому Творцу диаметрально противоположно поклонению идолу.

В начале, заповедав принесение даров на строительство Святилища, Тора подчеркивает обязательность этого акта («возьми», «бери»). Но в нашей главе, посвященной подведению итогов строительства, преобладают иные глаголы: «принесли», «даровали».

Отсюда мы учим, что, хотя первоначальным толчком к принесению даров было повеление Всевышнего, главным фактором оказалось внутреннее «побуждение сердец».

Вернемся назад. Евреи стоят у горы Синай и слушают слова Всевышнего. По первому побуждению они принимают Его власть (в чем их потом не раз упрекали, говоря: «народ поспешный вы»).

Как же могло случиться, что эти «поспешные» в стремлении к святости люди столь скоро отошли от прямого пути и сотворили себе идола?!

Дело в том, что Синайское откровение было односторонним феноменом: Всевышний избрал народ и открылся ему. Инициатива и влияние шли исключительно сверху вниз. Иными словами, упрощая, можно сказать, что изменения в душах сынов Израиля было вызвано исключительно внешним фактором и не было ими «заслужено», не было результатом их усилий.

В такой ситуации, когда человек опирается на внешнее, а не на внутреннее, положение его всегда останется неустойчивым, он никогда не станет «хозяином своей судьбы».

Можно сказать, что великий свет Синайского откровения, обрушившийся на евреев по воле Всевышнего был принят ими лишь частично. Его полное принятие зависело теперь от его готовности принять на себя ответственность и, в еще большей мере, от превращения стремления к святости в естественное, внутреннее побуждение сердец.

ЗАКОНЫ ПЕСАХА

Что только не расскажут полуграмотные «знатоки» об иудаизме! Особенно популярная тема – наши «хитрости». То гоя заставят в субботу работать, то Всевышнего обманывают, якобы продавая хамец гою.

Так вот: если продажа произведена «якобы», понарошку, то ни Всевышнего она не обманет, ни хитреца не очистит от страшного греха.

Итак, зачем и как продают хамец?

Еврей, во владении которого в Песаха находится хамец, нарушает два запрета Торы (причем, каждое мгновение в таком состоянии является для него отдельным нарушением закона)

Поэтому тот, кто владеет хамецем в таком количестве, что, уничтожив его перед Песахом, он понесет большие убытки, обязан продать его нееврею.

Продать по-настоящему, не фиктивно!

Требуется подлинный юридический акт, более того, и в сердце своем продающий должен осознать и сказать: «Этот хамец больше не принадлежит мне, и я не имею на него никаких прав».

Продажа хамеца – весьма непростая операция, требующая досконального знания соответствующих разделов галахи, поэтому ее совершают только при посредстве авторитетного раввина.

Продажу хамеца невозможно совершить в канун Песаха позднее окончания 5-го солнечного часа (потому что в это время вступает в силу запрет извлекать из хамеца какую бы то ни было пользу, а следовательно, и продавать его).

Поэтому необходимо сделать это заранее, намного раньше, чтобы у раввина, который осуществляет продажу хамеца как доверенное лицо всех евреев города (или общины), осталось достаточно времени для продажи хамеца нееврею. Вместе с хамецем принято также продавать всю посуду и кухонные принадлежности, которые в течение года соприкасались с хамецем.

При продаже хамеца заполняют соответствующий бланк раввината, куда вписывают свое имя и полный адрес. Желательно также указать, где именно в доме находится продаваемый хамец и предметы, которые продаются вместе с ним.

Принято при передаче этого бланка раввину или доверенному лицу, который отнесет бланк в раввинат, совершать киньян – поднимают и опускают какой-либо предмет (например, платок), передают его раввину или доверенному лицу, и тот тоже поднимает и опускает его.

Согласно галахе, киньян необходим при совершении сделки, так как он означает, что обе стороны пришли к окончательному решению и не отступятся от принятых на себя обязательств.

Проданный хамец следует запереть в отдельной комнате или отдельном шкафу, а ключ – спрятать.

Теоретически после окончания Песаха хамецем можно пользоваться спустя час-два после захода солнца, когда раввины выкупят у нееврея проданный ему перед Песахом хамец. Но принято полагаться на то, что из года в год эта процедура происходит без всяких помех, и потому брать хамец и проданные вещи для использования немедленно после появления звезд.

В то же время следует отметить, что, поскольку продажа не является фиктивной, случалось не раз, что нееврей, приобретший хамец всего города (а чаще – богатого хлебопромышленника) реализовывал свои права и забирал хамец.

В ночь на канун праздника Песах совершают бдикат хамец – проверку всего дома на наличие в нем хамеца. Мудрецы постановили, что каждый еврей обязан совершить бдикат хамец немедленно

 после наступления ночи. Проверке подлежит любое помещение, в которое в течение года мог попасть хамец: не только столовая и кухня, но и спальня, чердак, погреб, кладовая, а также автомашина и т.п. Особое внимание следует уделить осмотру комнаты детей и принадлежащих им вещей, детской коляски и т.п. Чтобы облегчить осмотр, перед бдикат хамец, днем 13-го нисана, в доме тщательно подметают, особенно под кроватями и другой мебелью, где велика вероятность найти завалявшийся хамец.

Внимательно проверяют щели, дыры и углы комнат. Узкие места или большие отверстия достаточно проверить лишь настолько, насколько доходит рука. Если в таких местах хамец виден, но достать его невозможно, замазывают это место (например, глиной).

Бдикат хаме ц совершают также в синагогах – в то же самое время, что и в частных домах.

Перед бдикат хамей хлеб, оставленный для еды ночью и утром 14-го нисана, прячут в надежное место, где его не найдут дети или животные: если после бдикат хамец хотя бы крошки от этого хлеба будут обнаружены в тех местах, которые уже были проверены, бдикат хамец придется повторить. Проверяют наличие хамеца при свете свечи (по обычаю, восковой), хамец сметают пером на деревянную ложку и складывают в бумажный кулек или мешок.

Перед началом бдикат хамец хозяин дома произносит благословение: «Благословен… Освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам уничтожать хамец». После произнесения благословения и до начала бдикат хамец запрещается говорить о чем бы то ни было – даже о том, что связано с бдикат хамец, а далее, во время всей процедуры, не следует говорить ни о чем постороннем.

Закончив бдикат хамец, кулек с найденным хамецем, перо и остатки свечи кладут на деревянную ложку, все заворачивают в бумагу, а затем прячут в надежное место -но не слишком далеко, чтобы завтра не забыть это сжечь.

После бдикат хамец совершают битуль хамец, т.е. произносят следующие слова: «Всякий хамец и всякая закваска… аннулируются и считаются ничейными, словно прах земной». Однако самое главное в процедуре совершения битуль хамец – это твердо решить, что любой хамец, оставшийся во владении, но не найденный во время бдикат хамец, как бы не существует для нас более, и что у нас нет на него никаких прав.

В канун Песаха, в пятом солнечном часу (до начала шестого) хамец сжигают. После того, как хамец обуглится и станет непригодным в пищу даже собаке, произносят окончательную формулу битуль хамец: «Всякий хамец…»