Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

619

Субббта «Экев»

17 ава 5762 года

26/7/2002

ГРАНИЦЫ ТВОРЧЕСТВА

Всевышний сотворил человека по образу и подобию и с тех пор человек видит в творчестве подражающем ремеслу Творца, свое главное предназначение и вершину самореализации.

Легенды о человеке, творящем человека, известны с глубокой древности Пигмалион и Галатея были в античном мире символом животворной силы любви.

Вспомним выкованных из золота служанок Гефеста у Гомера. В еврейских источниках первое явное и однозначное упоминание о сотворении человеком человека мы находим в трактате Сангедрин Вавилонского Талмуда. «Рава создал человека и послал его к раву Зейре. Тот говорил с человеком, но человек не ответил Тогда р Зейра сказал вернись в прах».

О более древних попытках создать искусственного человека мы узнаем из книг святого Шл»о и р. Авраама ибн-Эзры (они приписывают сотворение искусственных людей Аврааму и сыновьям Рахели и Леи).

Самым знаменитым нашим «биороботом» был, разумеется, Голем Магараля из Праги. О нем издавна ходили легенды в европейских общинах, но истинную славу глиняному великану принес роман Густава Майеринка. Вот уже почти век роман читают и зачитывают до дыр. Автору приписывают знания в каббале, хотя трудно поверить в то, что он вообще знал что-нибудь о еврействе (в романе Голем создан, «чтобы звонить в синагогальные колокола»).

В XIII веке в каббалистических текстах не только обсуждалась практическая возможность создания искусственного человека по определенным параметрам, но и были опубликованы практические инструкции по его сотворению.

Р Элиэзер из Вормса описывает процедуру с аптекарским педантизмом. А его тезка р Элиэзер из Хелма, говорят, создал такого слугу и пользовался его услугами. В XVIII веке его потомок великий раввин Явец (Яаков Эмден) с полной серьезностью рассуждает о том, можно ли искусственного человека пригласить, чтобы дополнить до десяти миньян молящихся.

В европейской культуре этот сюжет всплывает неоднократно Альберт Великий творит «железную деву», а Фома Аквинский ее возвращает в прах.

В литературе к этому образу обращались многие романтики. А фон Арним («Изабелла Египетская»), Э.Т.А. Гофман («Тайны»). В поэме Гете «Фауст» Вагнер создает гомункута — рукотворного человечка, мотивируя это тем, что «жребий человека так высок, что должен впредь иметь другой исток», при этом он добавляет, что сознательно ломает «природы тайную печать». В романе-антиутопии. О Хаксли «О дивный новый мир» до логического предела разворачиваются возможности и последствия искусственного производства людей по заданным параметрам запрещение материнства семьи, единобрачия, любви. Тема бунта искусственного создания против своего творца нашла воплощение в философском романе М Шелли «Франкенштейн, или Новый Прометей». Швейцарский студент, занимающийся оккультными науками, создает искусственного человека из человеческих останков. Он оживляет чудовище и гибнет впоследствии от его руки. В наших же книгах эта мысль об опасности экспериментов по созданию искусственной жизни имеет иную глубину и наполнение. И у нас есть легенды о творце голема, погибающем от руки своего творения. Но куда более важной идеей является мера несовершенства голема. «Человек» Равы не может говорить, «служанка» ибн-Эзры не понимает простейших приказов, Голем в безумии разносит половину гетто, которое он приставлен охранять. Все это иллюстрирует слова р. Берахьи «только грехи мешают человеку творить подобно Всевышнему. Таким образом, искусственный человек с неизбежностью оказывается человеком неполноценным в той степени, в которой его творец не свободен от человеческих слабостей. Истории о Големе в еврейской традиции служат аллегорическим утверждением идеи о всеобщем несовершенстве человеческого рода и о естественных границах общества. То, что могло бы показаться средневековой байкой, оказывается глубоким уроком.

ЭКЕВ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая и\ в ciinaroiax по субботам, мы ‘завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы -недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад гa-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И будет: за то, что будете слушать законы эти и соблюдать и исполнять их, хранить будет Господь, Б-г твой, завет и милость, как Он клялся отцам твоим. И Он любить будет тебя и благословит тебя, и умножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, твой хлеб и твое вино, и твой елей, приплод твоих быков и богатство твоих отар на земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе. Благословен будешь ты больше всех народов, не будет у тебя бесплодного и бесплодной, и также среди скота твоего. И отведет Господь от тебя всякую немощь, и никаких тяжких недугов египетских, какие ты знал, не возложит Он на тебя, а наведет их на всех твоих ненавистников. И истребишь все народы, которых Господь, Б-г твой, дает тебе; да не пощадит глаз твой их — и не служи их божествам, — ибо западня это тебе. Быть может, скажешь ты в сердце твоем: Больше меня числом племена эти, как сумею изгнать их?.. Не страшись их. Твердо помни, что сделал Господь, Б-г твой, с фараоном и со всем Египтом; Великие испытания, какие видели твои глаза, и знамения, и чудеса, и крепкую руку, и раменницу простертую, которой вывел тебя Господь, Б-г твой. Так сделает Господь, Б-г твой, со всеми народами, которых ты страшишься. И также шершня нашлет Господь, Б-г твой, на них, пока не погибнут оставшиеся и укрывшиеся от тебя. Не трепещи пред ними, ибо Господь, Б-г твой, в твоей среде, Б-г великий и грозный. И изгонять будет Господь, Б-г твой, племена эти от лица твоего понемногу, ты не можешь истребить их скоро, чтобы не умножился тебе (во вред) зверь полевой. И предаст их Господь, Б-г твой, тебе, и приведет их в смятение великое, пока не будут они уничтожены. И предаст их царей в руки тебе, и ты истребишь их имя из поднебесной; не устоит никто пред тобою, пока не уничтожишь их. Изваяния их божеств сожгите в огне; не возжелай взять себе серебра и золота, что на них, чтобы в западню не попал через это; ибо мерзость Господу, Б-гу твоему, это. И не вноси мерзости в твой дом, чтобы не стать обреченным, как она. Отвращайся от этого и гнушайся его, ибо обреченное это.

Все заповеди, которые я заповедую тебе сегодня, соблюдайте исполнить, чтобы вы жили и умножались, и пришли и овладели землей, которую обещал Господь вашим отцам. И помни весь путь, каким вел тебя Господь, Б-г твой, вот уже сорок лет, по пустыне, чтобы смирить тебя, испытать тебя, знать, что в сердце твоем: будешь ли соблюдать Его заповеди, или нет. И смирял Он тебя, и дал тебе голодать, и питал тебя маном, чего ты не знал и не знали твои отцы, чтобы дать познать тебе, что не хлебом одним живет человек, но всем, что исходит из уст Господних, живет человек. Платье твое не ветшало на тебе, и нога твоя не опухала вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем, что, как вразумляет человек сына своего, так Господь, Б-г твой, вразумляет тебя. И соблюдай заповеди Господа, Б-га твоего, ходить Его путями и бояться Его. Ибо Господь, Б-г твой, ведет тебя на землю добрую, землю потоков водных, родников и источников, выходящих в долине и на горе; На землю пшеницы и ячменя, и винограда, и смоковницы, и гранатовых яблок, (на) землю елейных олив и меда; (На) землю, где не в скудости есть будешь хлеб, не будешь иметь недостатка ни в чем; на землю, чьи камни железо, а из гор ее высекать будешь медь. И будешь есть и насытишься, и благословлять будешь Господа, Б-га твоего, за землю добрую, которую Он дал тебе. Берегись, чтобы не забыл ты Господа, Б-га твоего, не соблюдая Его заповеди и правопорядки Его, и Его законы, которые я заповедую тебе сегодня. А то, (когда) будешь есть и насытишься, и дома добрые построишь и поселишься, И крупный и мелкий твой скот размножится, и серебро и золото умножится у тебя, и все, что у тебя, умножится, И высокомерным станет сердце твое, и забудешь ты Господа, Б-га твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Который вел тебя по великой и грозной пустыне, где змей, аспид и скорпион, и засуха и безводье; Который извлекал для тебя воду из скалы кремневой; Который питал тебя маном в пустыне, чего не знали твои отцы, чтобы смирить тебя и чтобы испытать тебя, благотворить тебе в грядущем твоем. И скажешь ты в сердце твоем: Сила моя и мощь руки моей составили мне все это богатство. И помни Господа, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу составить богатство, чтобы исполнить завет Свой, о чем клялся Он твоим отцам, как в сей день.

Слушай, Израиль! Ты переходишь теперь Иордан, чтобы вступить в ту землю и овладеть племенами, которые больше и сильнее тебя, городами великими и укрепленными до небес. Знай же ныне, что Б-г твой переходит пред тобою огнем испепеляющим, Он истребит их, и Он покорит их пред тобою, и ты изгонишь их и уничтожишь их скоро, как говорил Господь тебе. Не скажи в сердце твоем, когда Господь, Б-г твой, отметет их от тебя, так: За праведность мою привел меня Господь овладеть этой землей; — за нечестие этих племен Господь изгоняет их пред тобою. Не за праведность твою и прямоту сердца твоего ты приходишь овладеть их землей, но за нечестие этих племен Господь, Б-г твой, изгоняет их пред тобою.

Беседа Ребе

«Вел тебя по великой и грозной пустыне, где змей, аспид и скорпион, и засуха и безводье». Падение начинается тогда, когда пустыня кажется большой. Действительно, евреи разбросаны в галуте среди многочисленных народов, которыми правят могучие цари. Если хоть на минуту забыть, что все это вызвано на свет волей Б-га, то начинаешь думать, что галут обладает самостоятельной силой, с которой необходимо считаться. И вот еврей всё реже вспоминает о том, что Всевышний водил нас по пустыне. Вместо этого губы шепчут: «Какая она большая…». На следующей ступени спуска пустыня кажется не только большой, но и страшной. Раньше, признавая огромность галута, еврей все же знал, что может спастись от него в «четырех локтях Галахи» — особом измерении, куда чужим вход заказан. Народы мира могут угрожать мечом или изгнанием, но никто не смеет мне диктовать, что я должен любить и во что верить. Нет у них власти над моей душой и душами моих близких! Когда страх перед пустыней лишает человека этого убежища, ее власть начинает выглядеть абсолютной. Еврей уже не в силах сберечь свои духовные принципы. Ему начинает казаться, что система измерения у всех одна. Значит, сильный может командовать, а слабый должен подчиняться. И вот ветер пустыни гуляет уже в самом еврейском доме. Гой учит еврея, что он должен любить, что не должен, что можно соблюдать, а что нельзя. И тот слушает — что же делать… Третий удар пустыни связан с укусом змеи. Мудрецы говорят, что яд у нее горячий. Отравление начинается с того, что еврей начинает испытывать удовольствие от жизни в «пустыне народов». Если нет сил быть другим, то почему бы не стать таким, как они? Он даже готов грешить, лишь бы не казаться посторонним… Тора и молитва больше не наполняют душу огнем. Обращаясь к ним, еврей испытывает холод и скуку. Если сказать ему — ты теряешь себя — он пожмет плечами. Главное — быть похожим на остальных…

Человек стоит на развалинах своей души. Изгнания больше нет, потому что исчезла родина. Грязи нет, так как пропала святость. Все доступно, если сможешь дотянуться. Все возможно, когда выпала удача. Еврею кажется, что теперь наконец-то он прочно стоит на земле. На самом деле он катится в пропасть.

Ему еще предстоит испытать укус скорпиона. В отличие от змеи, у него холодный яд. Этот холод пронизывает все существо. Если до этого еврей не испытывал радости от Торы, то теперь ему тошно от жизни. Непонятно, зачем нужно все это. Непонятно, зачем он пришел в этот мир.

К счастью, еврея настигает жажда. Его душа жаждет света и святости, того, чем пустыня не может поделиться… Начинаются поиски еврейства. Но беда в том, что нет воды. На земле появилось поколение, которому слова «Б-г», «Тора», «мицвот» не говорят почти ничего. Я жажду и не знаю, чего жажду…

И все же, если еврей страдает от жажды, значит, он живет и, в конце концов, доберется до источника. У него есть силы подняться и найти «четыре локтя Галахи» — то место, которое, кроме него, никто занять не может. Конечно, тьма галута не исчезнет сразу, облегчение не наступит в один миг. Но теперь виден путь, есть куда двигаться. Как сказано у пророка: «Те, кто жаждут, пусть идут к воде…».

Перевод-пересказ Э. Ховкина

Беседа, произнесенная Ребе в субботу «Экев» 5711 (1951) года.

Я хочу сказать нечто важное, и потому прошу присутствующих прислушаться к моим словам, понять их и запомнить, чтобы, после исхода субботы распространить сказанное всеми возможными способами, включая те, которыми невозможно воспользоваться в субботу. Эти слова можно передавать людям от моего имени или иначе, лишь бы они были услышаны.

Мудрецы говорили, что название месяца элул можно истолковать как акроним из слов «ина леядо ве-самти лах» («Шмот» 21:13: «Но если он не по вражде убил его, а Б-г подвел ему под руку, то Я установлю тебе место, куда он сможет бежать»).

Эта фраза — часть текста Торы, говорящего о неумышленном убийстве.. Тора, которую мы называем «Торат хаим» — «Закон жизни» обещает, что для тех, кто совершил неумышленное убийство, будут установлены города-убежища, в которых они смогут укрыться от мстителей, родственников убитого.

Итак, если мы вернемся к стиху «Шмот» 21:13, заметим, что название месяца элул (акроним) состоит из начальных букв слов оправдания, а не преступления («ина леядо») и защиты («ве-самти лах»).

Города-убежища были повсюду, где жили евреи: и в пустыне, и в Эрец-Исраэль, и на другом берегу Иордана. С какой целью был установлен этот закон? Города-убежища были призваны спасти тело преступника от опасности. А что же с его душой?. Ведь и она нуждается в защите и исправлении, — она совершила великий грех.

Разумеется, за этим грехом не стоял умысел, он был совершен по ошибке, но и тот, кто нарушил закон по ошибке, несет наказание, и нуждается в искуплении греха.

Уже сам факт наказания за неумышленное преступление нуждается в пояснении.

К тому же, вообще непонятно, как еврей может нарушить Закон?! Ведь мы знаем, что не только душа еврея, но и его тело по природе своей должно инстинктивно отдаляться от запретного, как от опасного, вредного и телу, и душе.

Также как невозможно представить, что кто-то прыгнет в огонь по ошибке, трудно представить и то, как еврей может по ошибке нарушить закон — как сказано: «не случится с праведным ничего плохого».

Но мы знаем, что бывают неумышленные грехи, и это объяснимо. Когда усиливается влияние животной души (животное начало в человеке становится сильнее человеческого), Б-жественное затеняется и оттесняется, а верх берут примитивные скотские желания и инстинкты.

Именно поэтому человек, совершивший неумышленное убийство, с одной стороны должен быть наказан, а с другой — душа его нуждается в защите и исправлении.

Именно таков сокровенный смысл месяца элул.

Название месяца и его толкование («ина леядо ве-самти лах»), намекает на то, что этот месяц подобен во времени тому, чем были города-убежища в пространстве. В элуле находит душа убежище для себя и исправление всем тем дурным поступкам, которые совершила в течение года. Это исправление состоит в «хешбон нефеш» — самоанализе, и «тшуве» — раскаянию и возвращению к правильной жизни.

Речь идет не просто о пользе, но о спасении: ведь каждое совершенное душой преступление убивает ее, «проливает кровь человека человеком», то есть проливает кровь «человека святости», его жизненную энергию, и отдает ее «человеку нечестивому» («йецер гa-pa», злому началу).

Месяц элул — это убежище. Но о городах-убежищах ведь сказано, что преступник должен бежать туда. То есть, убийца должен, прежде всего, покинуть свое жилье и город. Спастись бегством в месяц элул, укрыться в нем — тоже означает выйти из привычной реальности, привычного образа жизни, «из страны своей, из родины своей и из дома отца своего» — то есть из круга желаний (арцеха), привычек (моладетеха) и убеждений разума (бейт авиха).

Далее, сказано о беглеце, что он должен не только покинуть родину, но и «бежать туда» (в город-убежище). То есть, он должен теперь воспринимать город-убежище, как свое новое и постоянное жилье, «поселиться там», начать новую жизнь. То же самое следует совершить и в духовном бегстве: не только покинуть привычное, но и начать новую жизнь «на новом месте» — в раскаянии и самоанализе. И тогда он может быть уверен, что «изгнание искупляет». И даже, если человек считает, что высокая ступень «раскаяния из любви ко Всевышнему» (об этом уровне мы знаем, что «сознательные грехи защитываются как заслуги») ему недоступна, он наверняка может совершить «раскаяние из страха».

Источник страха может быть разным — от простого страха перед наказанием до опасения отдалиться от Всевышнего, как сказано: «грехи ваши отдаляют вас от Б-га вашего». А раскаяние из страха уж приведет и к раскаянию из любви.

Надо помнить, что мы не считаем аскетизм правильным путем раскаяния, мы не призываем к посту и самоистязаниям. Ведь и города-убежища не были страшными лагерями — там шла нормальная комфортная жизнь и были они в точности похожи на все остальные города. То же, что сказано: изгнание искупляет,- не имеет в тяготы жизни в изгнании, но только то, что сам переезд, отрыв от привычного места служит исправляющим фактором.

Про города-убежища прямо сказано «и будет жить там — то есть устрой их так, чтобы у него была хорошая жизнь». Более того, есть закон, согласно которому «если ученик должен уйти в изгнание — отправляют его учителя вместе с ним», чтобы не лишить его важной части жизни — учебы.

«И убежит туда» — спрятаться внутри месяца элул — значит, как аллегории о городах-убежищах, укрыться там от «кровника», от страшного мстителя — «он сатана, он же ецер гаpa, он же ангел смерти».

Сатана — это «кровник», он говорит: такой-то убил свою Б-же-ственную душу, пролил кровь человека святости и влил ее в человека нечестивости.

И спасение от этого: «И будут вам эти города убежищем от кровного мстителя, и не умрет убийца до того, как предстанет перед общиной на суд». То есть, даже если были грехи, которые он совершил сознательно, — до суда в Рош-га-Шана можно и это искупить раскаянием.

И вот слова, которые я прошу вас передать всем:

Всевышний говорит народу Израиля: «Я даю вам месяц, если вы найдете в себе силы оторваться от дурных привычек и скверного поведения, и спасетесь бегством в жизнь праведную и поведение, подобающее месяцу элул, «поселитесь в нем» — вы сможете исправить все, что следует исправить, и в этом будет спасение ваше от «кровного мстителя».

И благодаря раскаянию (сначала из страха, потом из любви) все вы будете «записаны и запечатаны в книге праведников».

Хорошего и сладкого вам года.