625

Канун Рош аШана

29 элула 5762 года

6/9/2002

СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ СУДА

У нас эту особую пору года называют «грозными днями», а еще - «десятью днями раскаяния». Все знают - идет суд. И ничего в этом веселого нет, каждому есть о чем вспомнить, отчего проснуться в холодном поту среди ночи.

Но хасидизм дает иной ракурс, новую интерпретацию этой атмосфере. Один из величайших праведников, р. Исраэль из Ружина рассказывал своим хасидам одну притчу...

Впрочем, может быть, нашему поколению лучше познакомиться с ней в «осовремененном» пересказе раби Шломо Карлибаха, «поющего раввина»:

«Однажды молодой человек остановил машину на перекрестке перед светофором, на котором зажегся красный свет. В такие минуты все мы невольно посматриваем по сторонам, ожидая зеленого света. Так же повел себя и наш молодой человек. За рулем соседней машины он увидел не просто красивую девушку. Это была его мечта. Именно ее он всегда и искал. Как завороженный он смотрел на нее. Их взгляды встретились. Оба поняли - это судьба. Но светофор не знал о том, что случилось в двух метрах от него. И красный свет сменился зеленым. Поток машин бросил влюбленных вперед и они потеряли друг друга, казалось, навсегда. Молодой человек искал ее годами, но не мог найти.

Много лет спустя он однажды проехал тот самый перекресток на красный свет. Водились за ним и другие нарушения, обычно сходившие ему с рук, но на этот раз он был пойман и доставлен в суд.

«Встать, суд идет!»

Сердце нашего героя сжалось, распахнулись высокие двери и вошла женщина в судейской мантии.

Это была она, прекрасная незнакомка! Полицейские не могли понять, отчего подсудимый пустился в пляс, чему он так рад: ведь ему грозила тюрьма»,- так рассказывал своим разношерстным и цветастым хасидам реб Шлоймеле.

А сам великий раби из Ружина говорил то же, но в иной форме:

«Пусть суд, пусть приговор! Нам-то что?! Мы встречаемся Возлюбленным, Которого так давно искали. Пусть судит, главное, что мы рядом!» Таковы грозные дни хасида. Не ужас перед приговором наполняет их трепетным напряжением, а ощущение близости Возлюбленного.

Когда реб Шлоймеле рассказывал эту историю, из зала раздался сердитый вопрос: «Разве не имеет значения, в каких обстоятельствах встречаются двое?! Одно дело, когда это свидание, иное - когда один провинился перед другим и предстал перед судом». Улыбнулся «поющий раввин» своей грустной незабываемой улыбкой неисправимо доброго человека и ответил: «Вы правы. Так говорит разум. Но сердце все равно радуется. А ведь оно есть не только у подсудимого, но и у Судьи. Он любит нас. Он не будет жесток в день суда». Но почему Он нас любит? Порой наше избрание кажется странной прихотью, - ну чем мы так уж хороши?!

Лет десять назад в столицах мира по витринам ювелирных магазинов пронеслась коротким вихрем странная мода: массивные украшения из желтого и белого золота, но главное - в них были вкраплены нешлифованные алмазы. Не знаю, приходилось ли вам видеть алмаз. Он как две капли воды похож на маленький камешек, каких тысячи у нас под ногами. Разумеется, богатые модницы не стали бы платить бешеные деньги за мелкий щебень. Они платили за то, чего не увидишь глазом, за то, что может проявиться только под рукой мастера-шлифовщика.

Посмотрите на свой народ, посмотрите на себя в зеркало. Вам кажется, вы видите щебень и гальку? Мастер видит за серой шершавой поверхностью сияющую глубину и ясность «Кохинора»

И тот, кто боится резца Мастера, тот, кто боится суда, рискует навсегда остаться непрозрачным. «Мучай меня Б-же, но смерти не давай»,- говорит царь Давид. И не потому, что боится смерти, а потому, что «только живые славят Б-га, но не те, кто погрузился в безмолвие». А наши трудности и огорчения,- они не наказание и не устрашение - это работа Мастера, превращающего щебень в бриллианты. «Откройте мне врата праведности, войду в них прославляя Б-га»,- продолжает царь Давид.

Вот и пришел Рош гa-Шана. Распахнулись врата праведности.

ЧТЕНИЕ ТОРЫ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ РОШ АШАНА

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашею еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть эго краткое изложение главы - недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И Господь вспомнил Сару, как сказал, и сделал Господь для Сары, как говорил.

И зачала и родила Сара Аврагаму сына, в старости его, к сроку, о котором говорил Б-г.

И нарек Аврагам имя своему сыну, родившемуся у него, которого родила ему Сара: Ицхак.

И обрезал Аврагам Ицхака, сына своего, на восьмой день, как повелел ему Б-г.

А Аврагаму было сто лет при рождении у него Ицхака, сына его.

И сказала Сара: смеется надо мною Б-г, всякий услышавший засмеется.

И сказала она:

«Кто молвил Аврагаму: кормить детей будет Сара! Ведь я родила сына в старости его!»

И подросло дитя и было отнято от груди,

И устроил Аврагам пир великий в день отнятия от груди Ицхака.

И увидела Сара, что сын Гагар-египтянки, которого та родила Аврагаму, насмехается.

И сказала она Аврагаму:

«Изгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследовать сыну этой рабыни с моим сыном, с Ицхаком».

И худо было такое очень в глазах Аврагама, что до сына его.

И сказал Б-г Аврагаму:

«Да не будет худо в глазах твоих из-за отрока и из-за твоей рабыни. Во всем, что скажет тебе Сара, слушай ее голоса, ибо в Ицхаке наречется тебе потомство.

И также сына рабыни народом сделаю Я, ибо твой потомок он».

И поднялся Аврагам рано утром и взял хлеб и мех с водой и дал Гагар, положил ей на плечо, и ребенка, и отослал ее.

И пошла она и заблудилась в пустыне Беэр-Шевы.

И иссякла вода в мехе, и оставила она ребенка под одним из кустов.

И пошла и села она в отдалении, поодаль на выстрел из лука, ибо сказала она:

«Чтоб не видеть мне смерти ребенка».

И села она в отдалении, и подняла она голос свой и заплакала.

И услышал Б-г голос отрока, и воззвал ангел Б-жий к Гагар с небес и сказал ей:

«Что тебе, Гагар? Не страшись, ибо услышал Б-г голос отрока оттуда, где он.

Встань, подними отрока, и поддержи рукою твоей его, ибо народом великим его сделаю».

И открыл Б-г глаза ей, и увидела она источник водный.

И пошла она и наполнила мех водою, и напоила отрока.

И был Б-г с отроком. И вырос он и поселился в пустыне, и стал он стрелком-лучником.

И обитал он в пустыне Паран, и взяла ему его мать жену из Египта.

И было в ту пору, и сказали Авимелех и предводитель войска его Аврагаму так:

«Б-г с тобою во всем, что ты делаешь. И ныне поклянись мне Б-гом здесь: если обманешь меня и отпрыска моего и внука моего!

По мере милости, как я поступал с тобой, поступай ты со мной и с землей, на которой ты проживал».

И сказал Аврагам:

«Я поклянусь».

И упрекал Аврагам Авимелеха, говоря о колодце, который отняли слуги Авимелеха.

И сказал Авимелех:

«Не знаю, кто сделал такое. Также и ты не поведал мне, и я тоже не слышал, вот только сегодня».

И взял Аврагам мелкий и крупный скот и передал Авимелеху, и заключили оба они союз.

И поставил Аврагам семь овец из мелкого скота отдельно.

И сказал Авимелех Аврагаму:

«Что это за семь овец, которых ты поставил отдельно?»

И сказал он:

«Ибо семь овец примешь из рук моих, чтобы было мне это свидетельством, что я выкопал этот колодец.

Потому назвал то место Беэр-Ше-ва («колодец семи» или «колодец клятвы»), ибо там поклялись они оба.

И заключили они союз в Беэр-Ше-ве.

И поднялись Авимелех и предводитель войска его, и возвратились они на землю Плиштим.

И посадил он тамариск в Беэр-Шеве, и возгласил он там Имя Господа, Б-га вселенной.

И жил Аврагам там многие дни.

Хасидское слово

Хасиды Алтер Ребе (Старого ребе), раби Шнеур-Залмана, съезжались, обычно, на праздники, чтобы провести их с учителем.

Однажды, подъезжая ко двору ребе, они заметили, что на воротах висит, вцепившись руками в перекладину и болтая ногами в воздухе реб Шмуэль Мункес.

На их недоуменные вопросы висящий хасид невозмутимо ответил так:

- Издавна заведено, чтобы на воротах пекарни висел большой крендель, а на мастерской сапожника - сапог. У ребе на воротах должен висеть хасид, ведь это товар, который делают здесь.

Беседа Ребе

Обычно Ребе говорит по-еврейски, но эта часть беседы была произнесена по-русски.

Теперь несколько слов евреям - мужчинам, женщинам и детям, находящимся в той стране, где Цемах Цедек родился и прожил всю свою жизнь, распространяя еврейство и всей своей деятельностью способствуя тому, чтобы везде, где есть евреи, изучалась Тора и исполнялись мицвот, делайте это с радостью и воодушевлением, и каждый и все вместе примите по желание шана това уметука — хорошего, счастливого года во всех отношениях, наполненного еврейством, настоящим еврейством, когда каждый день по крайней мере несколько минут будет уделено изучению Торы и исполнению ее заповедей. Если еврей твердо решает наполнить свою жизнь мицвот, жить так, чтобы это была подлинно еврейская жизнь, он в конце концов осуществляет это в своей жизни. Обращение к Торе и к мицвот особенно важно в субботу и в праздники, а прежде всего в Рош га-Шана, в начале года, называемого "главой" года. Ведь так же как голова управляет всем телом, все твердые и благие решения, принятые в Рош-га-Шана с помощью Всевышнего, распространяются на весь год и претворяются в действие. И хотя вначале это нелегко, трудностей потом становится все меньше, и в итоге весь год, все его дни становятся "шана това уметука" - хорошим счастливым годом, ибо весь он полнится еврейством, и каждый день его соответствует указаниям нашей Торы И пусть этот год станет годом освобожде ния от галута — в самое ближайшее время И мы сможем выйти навстречу Машиаху, и вместе с ним все мы — мужчины, женщины, дети, — пойдем в нашу Святую Землю, "страну, оберегаемую Всевышним во всякий день — от начала года и до конца года", дня кануна Рош га-Шана, и там войти в Бейт­-га-Микдаш, в Третий Храм, который будет отстроен Машиахом, и будут наполнять его мужчины, женщины и дети в добром здравии, с радостью и весельем.

Иногда спрашивают: возможно ли, чтобы это произошло, ведь это кажется чем-то трудноосуществимым, нереальным.

Ответ на эти мысли дан давно, он - в песне (а когда человек поет, значит ему не только хорошо, он чем-то воодушевлен), в песне, которая и написана, и поется на русском языке.

Пусть она прозвучит для тех, кто по каким-либо причинам еще не понимает другого языка, и дай Б-г исполнения всего этого в настоящем и в ближайшем будущем, начиная с этого дня, со дня Рош-га-Шана.

Закончив беседу, Ребе запел старую хасидскую песню на русском языке, в которой содержится ответ на вопрос, возможно ли осуществление всех этих пророчеств: "Нет, нет никого, кроме Б-га одного. Не боюсь я никого, кроме Б-на одного!"

РАМБАМ, "МИШНЭ ТОРА" Законы о тшуве

(Из книги)

Что такое полное раскаяние? Если тому, кто раскаялся в каком-либо грехе, предоставилась возможность снова совершить его, но раскаяние удержало его от этого, а не страх и не бессилие (например, если человек когда-то находился в преступной связи с женщиной и вдруг снова оказался наедине с ней. и любит ее по-прежнему, и телом крепок, и происходит это в том же месте, где когда-то было совершено прелюбодеяние, и все же он удержался от греха) - это полное раскаяние. Об этом сказал Шломо: "Вспомни о Творце твоем в дни юности твоей, пока не придут тяжелые дни, годы, о которых скажешь ты: "Не желаю их..." (Когелет, 12:1)". Если грешник раскаялся лишь в старости, когда ему уже не по силам совершить то, что он делал в молодости, - его раскаяние, хотя и не является полным, принимается, и он возвращается к Всевышнему. Даже тому, кто грешил всю жизнь, и раскаялся в день своей смерти, и умер раскаявшимся, прощаются все грехи, как сказано в продолжении приведенного выше стиха: "...пока не погасло солнце и свет [дня], луна и звезды, и снова не соберутся тучи после дождя" (Когелет, 12:2) - Это - намек на день смерти; следовательно, даже тот, кто вспомнил о Творце своем и раскаялся только перед кончиной, прощается.

В чем состоит раскаяние?

Грешник оставляет свой грех, и удаляет его из мыслей, и принимает в сердце решение не совершать более греха, как сказано: "Да оставит грешник путь свой и преступный человек - замыслы свои..." (Иешаягу, 55:7).

И он сожалеете совершенном, как сказано: "Ибо, одумавшись, я начал сожалеть [о содеянном] и, осознав [свою вину|, я [в досаде] ударил себя по бедру, устыдился и смутился, ибо покрыл себя позором грехов юности своей" (Ирмиягу, 31:18) - и призывает в свидетели Того, Кому ведомо тайное, что никогда более не совершит этого греха, как сказа но: "Не назовем более богом нашим творение наших рук" (Гошеа, 14:4). Кроме того, следует исповедаться и выразить словами все эти мысли, все решения, которые человек принял в сердце своем.

Всякий, кто произносит слова исповеди, но в душе своей не принял решения оставить свой грех, подобен тому, кто окунается в очистительный водоем, держа в руке нечистого гада, - такому человеку омовение не поможет до тех пор, пока он не отбросит эту тварь; и сказано так: "Тот, кто исповедуется и прекращает [грешить], будет помилован" (Мишлей, 28:13).

В исповеди следует рассказать о совершенном грехе, как говорится о том в Торе: "Совершил этот народ великий грех: сделал себе золотого идола" (Ше-мот, 32:31).

Хотя и раскаяние, и мольба действенны всегда, в десятидневный период от Рош га-Шана до Йом-Ки-пур они имеют особую силу и принимаются сразу, как сказано: "Ищите Господа, когда можно Его обрести, призывайте Его, когда Он близко" (Йешаягу, 55:6). Сказанное относится лишь к отдельному человеку; общине же Всевышний внимает в любое время, если люди раскаиваются и взывают к Нему от всего сердца, как сказано: "Есть ли еще такой великий народ, к которому Б-г так близок, как близок к нам Господь, Б-г наш, [отвечающий нам] всякий раз, когда мы взываем к Нему!" (Дварим, 4:7).

Раскаяние и Йом-Кипур искупают только вину перед Всевышним - например, вину того, кто ел запрещенную пищу или совершил прелюбодеяние. Но тому, кто виновен перед другим человеком. - например, нанес ему телесное повреждение, или проклял его, или ограбил, - грех не простится вовек, если он не заплатит ближнему то, что тому причитается, и не помирится с ним. Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощения. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы тот его извинил. Если обиженный все же не прощает, виновный должен привести трех его друзей, и те попросят за него прощения. Вновь не простил обиженный - приводят еще трех друзей, если и это не помогло - еще трех. Если и на третий раз обиженный не простит обидчика - тот не обязан более просить прощения, и не желавший простить несет вину на себе. Если обиженный был учителем обидчика, тот должен просить прощения, если понадобится, тысячекратно - до тех пор, пока учитель не извинит его.

Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика; следует быть отходчивым и негневливым. И когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить его от всего сердца и от всей души. Даже тому, кто причинил тебе много зла, не следует мстить, не следует припоминать ему этого - таков закон сынов Израиля, чистых сердцем; не таков нееврей, чье сердце необрезано, - "гнев его не угасает вовек" (Амос, 1:11). И так сказано о гивонитянах, которые не желали прощать: "И гивонитяне - не из сынов Израиля" (Шмуэль II, 21:2).

Тот, кто провинился перед ближним, и тот умер прежде, чем виновный успел попросить у него прощения, должен привести десять человек к могиле покойного и сказать в их присутствии: "Грешен я перед Господом, Б-гом Израиля, и перед таким-то; поступил я с этим человеком так-то и так-то". Деньги, которые виновный остался должен, следует передать наследникам пострадавшего, а если таковые неизвестны, нужно оставить деньги в суде и исповедаться.

Хотя повеление трубить в рог в Рош ha-Шана - воля Всевышнего [и потому не нуждается в дополнительном обосновании], оно содержит в себе намек. Трубный звук как бы зовет: "Восстаньте от сна своего, пробудитесь от дремоты своей, обдумайте свои поступки; вернитесь [ко Всевышнему] с раскаянием и вспомните о Творце вашем! Вы, забывшие об истине в повседневной суете, погруженные весь год в тщету и бессмыслицу, которые не приноссят пользы и спасения, - позаботьтесь о душах ваших и исправьте поступки и деяния ваши! И да оставит каждый из вас свой грешный путь и замысел недобрый". Поэтому каждый человек на протяжении всего года должен относиться к себе так, будто его заслуги и провинности уравновешивают друг друга, и ко всему миру так, как будто заслуги всех его обитателей уравновешены провинностями, и если совершит он даже один грех, то будет способствовать перевесу греха и в себе самом, и во вселенной, и это приведет к гибели всего мира. Сделает он хотя бы одно доброе дело - и в нем самом, и во вселенной добро перевесит зло и придет спасение и избавление для всего мира. Об этом сказано: "Праведник - основа мироздания" (Мишлей, 10:25) - то есть тот, кто оправдал себя, способствовал перевесу добрых дел в своих поступках, дал перевес добру над злом во всем мироздании.

Поэтому принято усердствовать в совершении добрых дел, в раздаче милостыни и исполнении заповедей в дни от Рош ha-Шана до Йом-Кипур более, чем во все остальные дни года.

Запись опубликована в рубрике: .