Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

606

Недельная глава «Беаалотха»

13 Сивана 5762 года

24 мая 2002 г.

НАРОД-СТАРЕЦ, НАРОД-МЛАДЕНЕЦ

«И заплакали сыны Израиля: «Кто накормит нас мясом? Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок. А теперь душа наша иссохла, нет ничего, кроме манна этого, что перед глазами нашими!»

Странные слова! «Солому им не давали даром, рыбу давали?!» (Раши, Сифре)

Всем нам, живущим в Израиле, хорошо знакома сцена: папа с мамой в кои-то веки собрались в ресторан с изысканной (и кашерной!) японской кухней, официант приносит суши, суп-мисо и мясо-тариаки, а дети, вместо того, чтобы осознать торжественность момента и с трепетом вкушать деликатесы, воротят нос: хотим пиццу, хотим пасту, хотим бургер!

Мудрецы, вряд ли посещавшие со своими детьми японские рестораны в Вавилоне, с уверенностью ставят народу Израиля, ноющему о дармовой рыбе диагноз: инфантилизм.

Народ-старец (если считать от Авраама) оказывается народом-младенцем (что и не удивительно, если считать от подлинной даты рождения, от Синайского откровения). Потому и похожи наивные слова о луке и чесноке на крики наших детей: «Пицца, бамба, бисли!»

Малейшее изменение рациона и, кажется, весь привычный мир рушится. Еще вчера выходили из рабства «с тимпанами и кимвалами», а сегодня от внезапной свободы (и непривычной небесной кухни) стало так страшно!

Но разве они на самом деле хотели назад, в Египет, хотели отказаться от Торы?! Нет, да это и не представлялось возможным. Понятно, что у них не было альтернативы тому пути, по которому вел их Моше. Но, говорят психологи, инфантилов именно такое поведение и характеризует: не важно, что диктует или предлагает реальность, хочу пиццу и все тут.

Кто сказал, что история о луке, чесноке и дармовой рыбе — предания старины глубокой? В нашем поколении она весьма актуальна.

Один из интереснейших еврейских мыслителей современности, р. Авраам-Ицхак a-коген Кук писал, что молодое еврейское общество в Эрец-Исраэль крайне инфантильно, оно постепенно должно пройти все стадии взросления. Так же, как нелепо обижаться на ребенка, требующего хатифим, а тем более наказывать его, нелепо ожидать взрослого и ответственного поведения от общества, не прошедшего осознанный путь взросления. Можно сколько угодно ругать ахшавизм израильтян (от ахшав — «сейчас, немедленно»: шалом ахшав, мир — сейчас!), но куда разумнее работать над воспитанием взрослого еврейского общества.

Мидраш, комментируя слова Торы, акцентирует внимание читателя на еще одной важной черте инфантильного общества: склонности следовать дурному примеру немногочисленных периферийных групп.

Собственно, зрелость народа и проявляется не столько в умении подавить эти маргинальные течения, сколько в умении их терпимо игнорировать, снисходительно улыбаясь им и даже не помышляя следовать их примеру.

Слова Торы универсальны и многоплановы, поэтому современное израильское общество — отнюдь не единственная ассоциация, всплывающая при чтении нынешней недельной главы.

Скажем, еврейство современной России, скорее напоминающее желтоликого завсегдатая реанимационного отделения больницы, нежели розовощекого младенца, страдает от ярко выраженного инфантилизма.

Это проявляется и в по-детски наивных, хотя и по-взрослому жестоких распрях внутри общин (три раввина на двенадцать верующих, в лучшем случае), в занудных взаимных жалобах гойским властям:

«Тетя Маня (господин Лужков), Берл плохой мальчик, (не настоящий раввин), а я хороший, (настоящий)!»

Это грустно и смешно, но воевать с инфантилизмом бесполезно. «Тьму не разгоняют палкой, немного света — и тьма рассеется» Дитятко надо просто растить, воспитывать, уму-разуму учить. А там, подрастет и, глядишь, само научится отличать настоящих раввинов от казенных. Без помощи Путина и Лужкова.

Пора бы повзрослеть старому народу, и в Израиле, и в диаспоре, Не к лицу как-то нам, седобородым, в песочке играться.

БЕГААЛОТХА

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы — недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И говорил Б-г Моше:

-Скажи сынам Израиля: всякий, кто будет нечист, ибо прикоснулся к мертвому, или в дальнем пути, из вас или из потомков ваших во всех поколениях их, и намерен принести пасхальную жертву Б-гу, во второй месяц четырнадцатого дня, в сумерки пусть принесут ее, с опресноками и горькой зеленью пусть едят ее. Пусть не оставляют от нее до утра и не ломают костей ее: по всему установлению о пасхальной жертве пусть приносят ее.

Человек же, который чист, и в дороге не был, и откажется принести пасхальную жертву, отторгнута будет душа эта от народа ее, ибо жертвы Б-гу не принес он в назначенное для нее время; грех свой понесет человек тот.

И если будет жить у вас пришелец и намерен он принести пасхальную жертву Б-гу — по установлению о пасхальной жертве и по закону ее должен он поступить. Установление одно будет для вас, и для пришельца, и для жителя страны.

В день, когда воздвигнут был шатер откровения, покрыло облако шатер, а с вечера был над шатром огненный столб. Так было всегда: облако покрывало его днем, а огонь — ночью. И когда поднималось облако от шатра, двигались за ним и сыны Израиля; на месте же, где опускалось облако, останавливались станом сыны Израиля.

По знаку Б-га двигались и по знаку Б-га останавливались. Бывало, что облако оставалось над шатром несколько дней, они по указанию Б-га стояли и по указанию Б-га двигались.

И говорил Б-г Моше:

-Сделай себе две серебряные трубы, выкуй их из одного куска серебра, и будут они у тебя, чтобы созывать общество и поднимать станы. И когда затрубят в них, соберется к тебе все общество ко входу в шатер откровения.

Когда же только в одну затрубят, соберутся к тебе все вожди, главы тысяч Израиля.

А когда затрубите трубным звуком, двинутся станы, стоящие на востоке.

Когда же затрубите трубным звуком вторично, двинутся станы, стоящие на юге.

При созыве же собрания трубите, но не трубным звуком. Сыны Агарона, когены, должны трубить в трубы, это будет для вас установлением вечным для всех поколений ваших.

А когда пойдете на войну в стране вашей против врага, притесняющего вас, то трубите в трубы трубным звуком, и вспомнит о вас Б-г, и будете вы спасены от врагов ваших.

И в день веселья вашего, и в праздники ваши, и в новомесячья ваши тоже трубите в трубы.

И было, во второй год, во второй месяц, двадцатого дня поднялось облако от шатра откровения. И двинулись сыны Израиля в поход из пустыни Синай, и опустилось облако в пустыне Паран.

А сброд, который среди них, стал проявлять прихоти, и снова заплакали сыны Израиля:

«Кто накормит нас мясом? Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок. А теперь душа наша иссохла, нет ничего, кроме мана этого, что перед глазами нашими!»

И услышал Моше, как народ плачет, и сказал Моше Б-гу:

— Зачем сделал Ты зло рабу твоему, и отчего не удостоился я милости в глазах твоих, что возлагаешь бремя всего народа этого на меня? Разве я носил во чреве весь народ этот, или я родил его, что Ты говоришь мне:

неси его в лоне твоем, в страну, которую Ты поклялся отдать отцам его? Откуда у меня мясо, чтобы дать всему этому народу, когда плачут они передо мной? Не могу я один нести весь народ этот, ибо слишком тяжело это для меня! И если так ты поступаешь со мной, то лучше умертви меня, если я удостоился милости в глазах твоих, чтобы не видеть мне бедствия моего! И сказал Б-г Моше:

-Народу этому скажи: готовьтесь к завтрашнему дню, и даст вам Б-г мясо, и будете есть. Не один день будете вы есть, и не два дня, и не пять дней, и не десять дней, и не двадцать дней, но в течение месяца, пока оно не полезет у вас из носа и не станет для вас отвратительным!

И сказал Моше:

-Щестьсот тысяч пеших насчитывает народ, среди которого я нахожусь, а Ты сказал: дам им мяса, и они есть будут месяц?! Даже если мелкий и крупный скот зарезан будет для них, хватит ли этого им? Даже если все рыбы морские собраны будут для них, хватит ли этого им?

И сказал Б-г Моше:

— Разве рука Моя коротка?! Теперь увидишь, сбудется ли с тобою слово Мое или нет.

И поднялся ветер по велению Б-га, и принес перепелов, и покрыл ими стан, на день пути туда и на день пути сюда, вокруг стана, и около двух локтей над землей. И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов. Еще было мясо в зубах их, еще не пережевано, как гнев Б-га возгорелся на народ, и поразил Б-г народ мором сильным. И нарекли тому месту имя Киврот-га-Таава (могилы прихоти), ибо там похоронили прихотливый народ.

Беседа Ребе

В недельной главе пристальное внимание уделено описанию манна (манны), «небесного хлеба», которым питались евреи в течение сорокалетнего странствия по пустыне.

Интересно, что из двух стихов Торы следует, казалось бы, противоречие: с одной стороны, манн выпадает в стане Израиля, с другой — собирать его выходят за пределы стана.

А в третьем месте мы читаем, что собирающим манн приходилось далеко уходить от стана. Талмуд говорит, что каждый из трех стихов относится к определенной категории «собирателей» манна.

Праведники могли собирать манн у порога собственного шатра. «Средние» должны были выходить за границу стана, а злодеи — идти за манном в далекие места.

Манн назван в Торе «хлебом с небес». Кстати, у этого есть и галахические последствия: по мнению некоторых мудрецов на манн следовало произносить благословение «…дарующий хлеб с небес».

Различие между земным хлебом и небесным состоит в том, что обычный хлеб добыть трудно. Кроме этого, не все идет в дело: остается солома, отруби, отсеивается часть муки. Манн же доставался без труда и весь шел в пищу, без отходов.

Даже в руках злодея манн не терял своих чудесных свойств. Более того, он помогал исправлению злодеев и исцелению больных.

Таким образом, удивительные свойства манна были знакомы каждому из шестисот тысяч евреев, получивших Тору.

Влияние манна не было только физическим: «вкушающие манн» умели найти в Торе свой уникальный текст, своего рода «надел».

И хотя манн не превратил каждого злодея в праведника (и даже не в «среднего»), никого не обошло положительное влияние «небесного хлеба».

Галаха считает главу о манн текстом Торы, наиболее связанным с субботой, хотя, казалось бы, есть немало текстов более явно связанных с этой темой.

В чем же эта особая связь?

Манн столь близок к духовному, что ничто материально-низкое не может его осквернить. Наоборот, манн способен исправить материальное и не оставляет материальных следов (отходов).

Те же качества мы находим и в субботе: нам заповедано отмечать ее лучшими блюдами, самой красивой одеждой, физическим отдыхом, но мы уверены, что физическое не повлияет на субботу (не «опустит» ее), напротив, она «поднимет» до уровня духовного и пищу, и другие наслаждения.

О ВИДАХ ГРЕХА

Многочисленные письма читателей содержат вопросы о грехе. Заметим, что слово «грех» (хет) передает в святом языке существенно отличный от принятого в русском смысл. Слово это однокоренно глаголу «промахнуться». Грех — поступок, который мешает человеку исполнить свое предназначение, решение, которое уводит человека в сторону от цели.

(Рамбам, «Мишнэ Тора») Из двадцати четырех видов, четыре вида грехов настолько тяжелы, что Господь воздерживается от помилования грешника, в других же случаях Господь помогает кающемуся осуществить свои благие намерения и вернуться в лоно Господне. Самыми тяжкими грешниками являются:

1. Тот, который заставляет народ грешить или мешает народу исполнять заповедь.

2. Тот, кто использует свое влияние для совращение другого с путей Торы.

3. Тот, кто дает возможность своему собственному ребенку удалиться от путей Торы, не давая ему правильное воспитание и руководство; или тот, кто имеет возможность предостеречь другого от греха и не делающего этого.

4. Тот, кто утешает себя размышлениями: «Я буду грешить, а потом покаюсь», или «День Искупления, во всяком случае, уничтожит все мои грехи».

Следующие пять видов грехов таковы, что своим поведением и поступками грешник сам закрывает себе путь к Тшуве.

5. Тот, кто отделяет себя от общины и не участвует в общественной жизни евреев, лишая себя заслуг,

принадлежащих всей общине и заслуг общинной молитвы и покаяния.

6. Тот, кто отрицает слова мудрецов и презирает их священные писания, лишая себя таким образом огромной духовной пользы, которая содержится в них, их влияния и вдохновения.

7. Тот, кто глумится над заповедями Бога, — потому что он вряд ли будет каяться в своих грехах.

8. Тот, кто презирает своих духовных учителей; потому что без их руководства он вряд ли найдет дорогу к покаянию.

9. Тот, кто не любит слов упрека; потому что человеку очень трудно достигнуть Тшувы без влияния извне.

Следующие пять видов грехов составляют грехи, трудно поддающиеся исправлению.

10. Когда кто-нибудь оскорбляет или причиняет урон всей общине (как, например, в случае злоупотреблений общественными деньгами), — потому что виновник не может просить прощения у каждого пострадавшего, а каждый член общины является пострадавшим в результате этого поступка.

11. Когда участник совершенного воровства не знает собственника украденной вещи и не может поэтому вернуть эту вещь. Кроме того, участвуя в воровстве, он поощряет вора и поэтому он совершает грех, который очень трудно загладить.

12. Найдя что-нибудь на улице и опустив немедленные поиски собственника потерянной вещи; потому что позднее ему будет вряд ли возможно найти правомерного собственника вещи и в его владении останется вещь, которая ему не принадлежит.

13. Оскорбление проходящего мимо бедного человека или незнакомца; потому что будет невозможно найти след оскорбленного человека и получить от него прощение или возместить его убытки.

14. Взять взятку за дачу неправильного решения или за определенно неправильный совет. В этих случаях трудно измерить размеры причиненного зла или убытков пострадавшей стороны и определить правильное возмездие.

Следующие пять грехов остаются без покаяния, потому что они не рассматриваются в качестве грехов:

15. Принять приглашение разделить трапезу, которой недостаточно пищи для хозяина и гостя. Это подобно грабежу, потому что приглашение является вынужденным — хозяин стыдится не пригласить гостя к трапезе, и в результате этого чувства стыда лишает себя еды. Гость может думать, что приняв приглашение, он ничего плохого не совершил, но подобного рода приглашения должны по настоящему отклоняться.

16. Использовать обещание, являющееся обеспечением займа. Кредитор может думать, что тот ничего плохого не делает, потому что от этого не страдает обещание. Но, в действительности, это делать нельзя без согласия собственника.

17. Совершить грех, наблюдая, за неприличным зрелищем. Наблюдающий может думать, что он сам не делает ничего плохого, потому что он только наблюдает; но, в действительности, Тора запрещает это и там написано:

«И ты не должен заблуждаться твоим сердцем и твоими глазами».

18. Удостоиться почета за счет другого, без намерения пристыдить другого, как например, когда кто-нибудь сравнивает себя с другим, чтобы доказать, что он стоит выше того.

19. Наводить подозрение на невинного, не обвиняя открыто невинную сторону; даже легкий намек или инсинуация являются грехом, независимо от того, как незначительны они не были бы.

И, наконец, пять видов греха, которые становятся плохой привычкой, и грешнику трудно избавиться от них:

20. Распространение скандальных и вредных доносов и сплетен является грехом, даже если рассказы эти отвечают действительности и переданы без злого умысла. Грех этот включает всякого рода сплетни, которые выслушиваются и повторяются.

21. Клевета (лашон гapa) — грех человека со злым языком, который хуже убийцы, потому что он разбивает репутацию человека, более ценную, чем жизнь, и «убивает» своим языком три жертвы: себя, человека, выслушивающего его клевету, и оклеветанного человека.

22. Гнев. Человек, который легко рассерживается, чувствует себя обиженным или спровоцированным, находится в постоянной опасности совершить ужасные поступки и причиняет неисправимый вред себе и другим.

Кроме того, человек, который легко рассерживается или чувствует себя обиженным, отрицает, косвенным образом, Божественное Провидение и вот почему гнев подобен язычеству.

23. Грешное мышление. Разрешить себе думать о грешных вещах может превратиться в плохую привычку и привести к серьезным преступлениям.

24. Поддержание общения с плохой компанией может тоже превратиться в дурную привычку и привести к плохим деяниям.

www.machanaim.org.il/philosop/in_ramb.htm