Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

607

Суббота «Шлах»

9 сивана 5762 года

30/5/2002

НЕ ГЛЯДЯ В КРИВОЕ ЗЕРКАЛО

И послал их Моше высмотреть •землю Кнаан, и сказал им: ‘Поднимайтесь здесь, на юг, и взойдите на гору. И высмотрите страну, какая она, и каков народ, обитающий в ней, — силен он или слаб, малочислен или многочислен. И какова земля, на которой он живет, хороша она или плоха, и каковы города, в которых он обитает, в открытых станах или в крепостях они живут. И какова земля тучна она или тоща, есть на ней деревья или нет. Крепитесь и возьмите от плодов земли… «

А вот и отчет членов экспедиции о виденном:

«Пришли мы в страну, куда ты нас послал, и подлинно течет она молоком и медом, и вот ее плоды. Но могуч народ, обитающий на земле, и есть та] города укрепленные, очень большие, и также детей великанов, мы видели там «

До сих пор — только факты. Можно подвергнуть сомнению и их достоверность, но не здесь главная вина разведчиков. Выслушаем же их до конца:

Земля, по которой прошли мы, чтобы высмотреть ее, это земля, пожирающая своих обитателей, а весь народ, который мы видали на ней, люди великорослые. И были мы в наших глазах как кузнечики, и такими были мы в их глазах.

Попробуйте, не читая дальше, найти в сказанном уязвимое место, лишние и странные слова.

Да, возможно, жители той земли были весьма рослыми, может быть даже гигантами. Да, возможно, разведчики, глядя на них из кустов или из-за угла, чувствовали себя маленькими и слабыми, «кузнечиками». Но откуда им было знать, как они сами выглядели в глазах великанов?!

Речь-то идет о разведгруппе, успешно проскользнувшей по территории противника. Великаны их вовсе и не видели, а тем более не видели их подобными кузнечикам.

И еще, и это куда важнее: почему наших героев интересует, как они выглядят в глазах великанов?

В мидраше «Ялкут Шимъони» мы читаем: «Сказал Всевышний: слова «И были мы в наших глазах как кузнечики» — Я бы еще простил им, но почему они говорят: «такими были мы в их глазах»?! Откуда им знать, какие мысли о них вложил я в сознание великанов?»

И все же, несмотря на этот риторический вопрос, мудрецы утверждают: разведчики знали, о чем говорят: они действительно показались местным великанам если и не кузнечиками, то уж точно «мелочью пузатой», прожорливыми насекомыми виноградной тлей, муравьями в виноградниках страны, текущей молоком и медом. Вот только не был этот оптический эффект (уменьшение видимых размеров человека до размеров муравья) правильно понят.

А понят он должен быть так: есть у человека (а в нашем случае, и у целого народа) два облика: один — объективный, второй — субъективный. Мы есть то, что видит в нас Всевышний. Это объективная картина. Но мы и то, что видят в нас люди, а уж люди-то видят каждый по-своему. Один видит меня исполином, другой — козявкой. Мы идем сквозь строй народов, как сквозь комнату с кривыми зеркалами (помните, в парках культуры и вечного отдыха). Монстры, глядящие на нас из кривых зеркал — не мы, а карикатура на нас.

Но если мы вглядываемся в эти зеркала, искренне надеясь разглядеть там свое истинное Я,- мы сами становимся ходячими карикатурами. Итак, короткая, но ставшая для нас подлинной трагедией, история о разведчиках, учит нас несложным, но неоценимо важным вещам: человеку и народу свойственно желание взглянуть в зеркало, посмотреть на себя со стороны. Перед ним две возможности: выяснить, что он представляет собой в глазах других людей и народов или сверить себя с Законом, с Торой (то есть посмотреться в зеркало Всевышнего) В первом случае, судьба его предрешена. Тот, для кого решающим является впечатление, которое он производит на других, навеки останется кузнечиком в глазах окружающих. Ему не разорвать порочный круг, чем больше он будет смотреться в кривое зеркало, тем больше будет похож на козявку. Тот, кто найдет в себе силы изо дня в день смотреться в зеркало Торы, не заглядывая угодливо в глаза людей, имеет шанс однажды увидеть в зеркале человека.

ШЛАХ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы -недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»),

И говорил Всевышний Моше:

— Пошли от себя людей, чтобы высмотрели землю Кнаана, которую Я даю сынам Исраэля.

И послал их Моше высмотреть землю Кнаанам:

— Поднимайтесь здесь, на юге, и взойдите на гору.

И осмотрите землю, какая она, и народ, обитающей на ней, крепок он или слаб, мал или велик числом.

И какова земля, на которой он обитает, хороша она или плоха, и каковы города, в которых он обитает, в открытых ли станах или в крепостях.

И какова земля, тучна она или тоща, есть на ней древо или нет.

Крепитесь духом; и возьмите от плодов земли.

Тогда же было время первых плодов винограда.

И поднялись они, и высмотрели страну: пошли на юг страны.

И дошли до Хеврона, а там Ахиман, Шешай и Тальмай, дети Анака.

А Хеврон был построен на семь лет раньше Цоана в Египте.

И дошли они до долины Эшколь, и срезали там ветвь с одной гроздью винограда, и понесли ее на двух шестах, и взяли также гранат и смоковницу.

И возвратились они через сорок дней. И сказали:

«Пришли мы в страну, в которую ты послал нас, и вот — течет она молоком и медом, и вот плоды ее!

Но силен народ, живущий в этой стране, и города укрепленные, очень большие; и также детей Анака видели мы там.

Амачек живет на юге страны, а хетты, и йевусеи, и эмореи живут в горах, а кнаанеи живут у моря и у Иордана».

Но успокоил Калев народ перед Моше и сказал:

«Взойдем и овладеем той землей, ибо в наших силах это!».

Люди же, которые ходили с ним, сказали:

«Не одолеть нам народ тот, ибо он сильнее нас».

И распускали они злую молву о той стране:

«Это земля пожирающая живущих на ней, а весь народ, который мы видели в ней, — великаны! Были мы в глазах своих, как саранча, и такими же были мы в их глазах».

И подняла вся община голос свой и рыдала в ту ночь.

И роптали на Моше и на Аарона все сыны Исраэля, и говорили им:

«Умереть бы нам на земле Египта, или в этой пустыне умереть бы нам! И для чего Всевышний ведет нас в ту землю, чтобы нам пасть от меча?! Наши жены и дети наши станут добычей!

Лучше уж нам возвратиться я Египет. Поставим над нами вождя и возвратимся в Египет!»

И пали Моше и Аарон на лица свои пред всем собранием общины сынов Исраэля.

А Иеошуа, сын Нуна, и Калев, сын Йефуне, разорвали одежды свои.

И сказали они всей общине сынов Исраэля так:

«Земля та хороша очень. Если соблаговолит к нам Всевышний, то приведет Он нас на землю, и даст Он нам землю, которая течет молоком и медом.

Только против Него не восставайте!»

И сказал Всевышний Моше:

«До каких пор будет гневить Меня этот народ! И до каких пор не будут верить Мне после всех чудес, которые сотворил Я среди них! Поражу их мором и истреблю их, а от тебя произведу народ, многочисленнее и могучее их».

И сказал Моше Всевышнему:

«Если уничтожишь Ты этот народ, скажут народы: «Не по силам Ему было привести этот народ на землю, которую Он обещал им, погубил Он их в пустыне!»

Прости же вину народа этого по великой милости Твоей как Ты терпел этот народ от Египта и до сих пор».

И сказал Всевышний: «Прощено по слову твоему. Но все люди, гневившие Меня не увидят той земли».

ДВА БОЙЦА

В годы первой мировой войны много евреев служило в русской армии. Некоторые вернулись домой и медалями, немногие даже стали полными Георгиевскими кавалерами. Только награды не носили: ну как на себя крест повесить?! И вот однажды в местечке пронесся слух, что один из старожилов хранит такие крестики в сундуке. Пришел к нему другой ветеран и говорит:

— Мы вместе на войну уходили, вместе возвращались. Почему у тебя есть медали, а у меня нет?!

— А ты как воевал? — спрашивает тот.

— Как все. Осмотрюсь, разведаю, а потом — в атаку.

— А я,- говорит кавалер Георгия,- как на фронт попал, вспомнил, как раввин рассказывал про разведчиков из главы «Шлах»: напрасно в разведку ходили и трусостью своей целое поколение погубили. Вот я и решил: сначала атака, а потом разведка.

Беседа Ребе

Нелегко вырастить плод. Крестьянин не только готовит землю, сажает или сеет, обрабатывает и поливает, лелеет и собирает, но и долго находится в неопределенности: будет ли урожай, а если будет, то какой?

И вот, плоды созрели, и, вместо того, чтобы радоваться им и пользоваться ими, еврей берет самые первые и самые красивые плоды и несет их в дар в Храм и вручает когэну.

В Торе, как уже многократно было сказано, нет «просто историй», все сказанное в ней — практическое указание всем и на все времена.

Когда мы приступаем к исполнению заповеди цдака, (благотворительность, милостыня, помощь нуждающимся) нам не стоит думать о том, что деньги приобретены тяжелым трудом и нужны нам самим. Напротив, «первые и лучшие» плоды труда — первые заработанные деньги — должны быть отданы в дар,

Кто-то может подумать: ладно бы деньги шли на общественные нужды — для ешивы, синагоги,- это было бы косвенно полезно и для него. Но отдавать свои личные деньги в чужой, тоже личный карман?! Это уж слишком.

Но ведь и пример из Торы, с которого мы начали, говорит о том же: дар приносят конкретному когэну, а не Храму вообще. Ведь и в те времена и в той ситуации человеку было нелегко принять императив Торы, каждый мог сказать себе: а почему, собственно, все лучшее я должен отдавать когэну, если Всевышний сказал обо всем народе Израиля: «Вы будете мне народом избранным, царством священников (коганим)»? Значит, каждый из нас когэн.

Чем же мой ближний лучше меня, почему я обязан принести ему дар? По крайней мере, разделили бы все «первинки» поровну!

Тора недаром говорит, что «первинки» вначале приносят в Храм, а уж потом передают когэну. Человек может подумать: цдака, прежде всего, нужна моей семье. Он забывает, что изначально все его деньги, все, что он заработал, принадлежат Всевышнему. Он может по ошибке подумать, что дает беднякам свои деньги. А тут еще уловки злого начала в нашей душе: оно не нашептывает «не давай милостыню», а лишь стонет: «не давай так много, тебе тоже нужно». Если бы этот шепоток в душе звал к полному неповиновению Творцу, с ним было бы легче справиться. Но он зовет «только» к благоразумию и холодному расчету. Вот против этого соблазна и надо нам устоять. Укладывая деньги в карман, помнить, что они там находятся на хранении, а по сути принадлежат Всевышнему. Тогда будет легко вынимать «первые и лучшие» купюры и отдавать их ближнему.

И тогда, обещает Тора и мудрецы «отделяющий десятину (маасер) станет еще богаче (титъашер).

СТРАШНАЯ НОЧЬ

«И услышал Г-сподь голос [ваш], ваши речи, и разгневался, и поклялся, сказав: ‘Никто из этих людей, из этого злого поколения, не увидит добрую землю, которую Я поклялся отдать вашим отцам… А ваши малые дети, о которых вы сказали, что они станут добычею… войдут туда, и им Я ее отдам, и они ее унаследуют» («Дварим» 1:34, 35, 39).

Б-г отсрочил вступление евреев в страну на сорок лет, чтобы люди того поколения умерли в пустыне. Это было суровое наказание. Но Всевышний сделал так, что умирали они в возрасте не моложе шестидесяти лет. Те, кому было в то время двадцать, умерли через сорок лет, те, кому было сорок, умерли спустя двадцать, и т. д.

Разведчики вернулись и передали свои впечатления восьмого числа месяца ав, «и плакал народ в ту ночь» (14:1) — ночь на девятое ава.

Сказал Раба от имени раби Йоханана: «Это была ночь накануне девятого ава, и сказал им Всевышний: ‘За то, что вы плакали в эту ночь понапрасну, Я заставлю ваши будущие поколения плакать каждый год в эту ночь» (Талмуд, Таанит, 29).

Сказанное исполнилось и исполняется неизменно по сей день.

Обратимся к историческим фактам.

Девятого ава 3338 года от сотворения мира, через восемьсот восемьдесят девять лет после описанных в этой главе событий, вавилоняне, захватившие Эрец-Исраэль, разрушили и сожгли Первый иерусалимский Храм. Жители страны были угнаны в Вавилонию.

Семьдесят лет продолжалось вавилонское изгнание — пока царь Персии Кореш (Кир) не захватил Вавилонию и не разрешил евреям вернуться в свою страну. Они возвратились и построили Второй Храм.

Девятого ава 3828 года от сотворения мира, через четыреста двадцать лет после возведения Второго Храма, он был разрушен и сожжен римлянами. Историк Иосиф Флавий, не зная слов устного предания — «Я заставлю ваши будущие поколения плакать каждый год в эту ночь», поражается в своих записках удивительному совпадению: Второй Храм разрушен в тот же день года, что и Первый.

Прошло больше полувека после разрушения Второго Храма. Герой Бар-Кохба отбил Иерусалим у римлян и продержался там два с половиной года, так что даже успел отчеканить еврейские монеты.

Девятого ава (предположительно 135 года н. э.) последний оплот повстанцев пал, а Бар-Кохба был убит. По свидетельству римского историка Диона Кассия, в сражениях погибли пятьсот восемьдесят тысяч евреев, были разрушены пятьдесят укрепленных городов и девятьсот восемьдесят пять поселений; почти вся Иудея превратилась в пустыню.

Девятого ава (спустя несколько лет после поражения Бар-Кохбы, более точных сведений нет) римляне распахали Храмовую гору. Исполнились слова: «Из-за вас Сион будет распахан, как поле, и Иерусалим станет руинами, а Храмовая гора — лесистым холмом» (Миха, 3:12). Захватчики запретили евреям жить в Иерусалиме. Нарушившему запрет грозила смертная казнь.

Девятого ава — 18 июля 1290 года — евреи изгнаны из Англии.

Назавтра после девятого ава 1306 года евреи изгнаны из Франции, причем им ничего не разрешили взять с собой.

Девятого ава — 2 августа 1492 года — император Фердинанд изгоняет евреев из Испании (день изгнания несколько раз переносили, пока не остановились окончательно на девятом ава). Более 300.000 евреев покинули страну. Многие совершили грех — крестились, но втайне придерживались еврейской веры и надеялись, что найдут возможность выехать из Испании. Инквизиция зорко следила за ними и сжигала на кострах тех, кто был уличен в соблюдении еврейского Закона. Ни Англия, ни Франция, ни Германия евреев не принимали. Им оставалось идти в Турцию и в Италию.

Девятого ава — 26 июля 1555 года — евреи Рима переселены в первое в истории гетто.

Девятого ава — 1 августа 1914 года — с началом первой мировой войны объявлена мобилизация в России. Война разрушила устоявшийся быт еврейских общин Литвы, Латвии, Польши, Белоруссии, Украины, Австро-Венгрии. Трудно подсчитать, сколько было убито и замучено евреев, сколько разрушено синагог, ешив, сколько уничтожено свитков Торы и святых книг.

Следствием мировой войны стала революция в России. Началась гражданская война.

Банды Петлюры, Махно, Деникина, Колчака, всевозможные военные отряды того времени уничтожили около 300.000 евреев.

К власти в России пришли большевики, а в Германии, как реакция на поражение в войне, вырос нацизм. И это подготовило почву для Второй мировой войны.

Девятого ава 1941 года началась концентрация евреев Польши в гетто.

Этот список не исчерпывает всех примеров. До сегодняшнего дня мы отмечаем девятое ава постом и трауром.

Пост девятого ава входит в число постов, связанных с историческими событиями. Что это значит? Среди дней поста в еврейском календаре есть такие, когда мы постимся из-за бед,

которые произошли сотни и тысячи лет назад. Цель такого поста — извлечь уроки из истории, напомнить себе, что грехи наших предков стали причиной несчастий для потомков, покаяться и стараться не повторять ошибок отцов. В Торе сказано: «И признаются в своих грехах и грехах отцов, в измене, когда они Мне изменили и шли наперекор Мне» (Ваик-ра, 26:40).

В пятой главе раздела «О постах» книги «Яд гa-Хазака» Рамбам перечисляет все связанные с историей посты: третьего тишре — день, когда был убит Гдалья бен-Ахи-кам, стоявший во главе евреев, оставшихся в Эрец-Исраэль после разрушения Первого Храма. После этого убийства вавилонский царь Невухад-нецар изгнал всех евреев, и страна пустовала пятьдесят два года; десятого тевета — день, когда Невухаднецар начал осаду Иерусалима; семнадцатого тамуза — день, на который в разные эпохи пришлись пять печальных событий в истории нашего народа: увидев золотого тельца, Моше разбил первые скрижали;

прекратились жертвоприношения в Первом Храме, потому что из-за осады невозможно стало приобретать для них животных;

римляне проломили городские стены и ворвались в Иерусалим в дни падения Второго Храма;

Апостомос, наместник царя Антиоха, сжег свиток Торы; в Храме был установлен идол.

Постом девятого ава также отмечаются пять трагических событий (мы о них говорили выше):

десять из двенадцати разведчиков оклеветали Эрец-Исраэль, народ не решился туда идти, и Б-г сказал, что это поколение умрет в пустыне;

были сожжены Первый и Второй Храмы;

пал город Бейтар, и потерпело поражение восстание Бар-Кохбы;

римляне распахали Храмовую гору.

А теперь — об уроках истории.

Талмуд (Йома, 9) говорит: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие.

Но за что был разрушен Второй Храм, [во времена] которого учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За напрасную вражду между евреями».

Один считает, что надо немедленно восстать против римлян, другой думает, что еще не время: народ к восстанию не готов, и дело может кончиться изгнанием из страны, — и каждый смотрит на другого как на врага. Нам надо усвоить: напрасная вражда — очень опасная вещь.

Пророк Зхарья предсказывает: когда придет Машиах, все дни этих постов станут праздниками: «Так сказал Г-сподь воинств: ‘Пост четвертого [месяца — семнадцатого тамуза], и пост пятого [девятого ава], и пост седьмого [третьего тишре], и пост десятого [десятого тевета] будут для дома Иегуды радостью, и весельем, и праздниками…»‘

Р.И Зильбер Rav.ru