Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

592

СТРОИМ ХРАМ

Недельная глава посвящена странной и интригующей теме: строительству Храма. Идея «затиснуть» Всевышнего в ограниченное помещение или, в менее примитивной интерпретации, выделить место для общения с Ним, хорошо знакома человечеству и присутствует практически в любой культуре и религии. Но мы-то привыкли отделять свою веру от чужих словом легавдил (да не будут рядом помянуты)! Как же нам, евреям, согласовать представления о бестелесном Б-ге, пребывающем вне времени и пространства, с идеей Храма?

Более того, Тора (Устная и Письменная) рассказывает о созидании Храма неожиданно подробно: перечислены пятьдесят материалов (от золота, до шерсти), из которых изготовлены части святилища, названы тридцать девять «технологических процессов» (от пахоты до написания букв).

Ответ на первый недоуменный вопрос (как «втиснуть» Б-га в Святилище?) известен: сказано «И построят Мне Храм и буду жить среди них (а не в нем)». Созидательное усилие и жертвенная готовность человека превращает его самого, его душу (а не материальное Святилище) в «жилище Б-га».

А вот на второй вопрос (к чему столь подробное описание Святилища?) мы находим интересный ответ как в Мидрашах, так и кабале и хасидизме.

Мишкан (Святилище, Храм, от корня лишкон – пребывать) рассматривается как микромодель вселенной и как модель человека одновременно (ведь известно, что сам человек назван микрокосмосом, малой вселенной).

Скажем, Ковчег Завета (Арон га-Брит) соответствует интеллекту и вербальным способностям, семисвечник (Менора) – зрению, внутренний, золотой жертвенник – обонянию, внешний – пищеварительной системе.

Рамбам делил все сотворенное на три категории: физические, духовно-физические и чисто духовные объекты. Этому делению соответствуют и определенные категории времени: будни, суббота и Йом-Кипур (Суббота суббот).

В Святилище этому соответствует деление на внутренний двор, Святая и Святая Святых.

Во внутреннем дворе омывают руки и ноги коаним, горит на жертвеннике тук животных. В Святая, вход туда дозволен только очистившимся коганим, на золотом жертвеннике воскуряются благовония, горят огни золотой Меноры. В Святая Святых (вход в которую открыт только в Йом-Кипур происходит духовное служение.

Можно, ли указать на центр, фокус Святилища? Рамбам (будучи рационалистом) считает таковым наименее священный компонент – внешний жертвенник, ибо именно там осуществляется главное предназначение Храма – принесение жертв.

А вот его оппонент — каббалист Рамбан указывает на Ковчег, ведь именно оттуда исходит откровение, звучит голос Б-га.

Таким образом, рационалист и мистик предлагают две концепции служения Всевышнему. В первой центральным моментом является служение человека Б-ry, во втором – обращение Б-га к человеку.

«И то, и другое – слова Б-га Живого»,- так часто подытоживает Талмуд спор мудрецов. И в данном случае, как в рациональной, так и в мистической трактовке предназначения Храма, можно и нужно начти не противоречащие друг другу, а взаимодополняющие аспекты истины.

Недаром одним из названий Храма является огэль моэд – шатер встречи. Здесь встречаются человек (в своем движении к Б-гу) и Б-г (в движении навстречу человеку).

Без этого движения, без усилия с нашей стороны, без поиска и жертвенности встреча может и не состояться.

***

В публикации о новом издании «Фарбренген» (прошлый выпуск) все было хорошо, кроме главного: контактный телефон мы напечатали неправильно.

Звоните 02-586-0247 и читайте на здоровье.

Кстати, поскольку это домашний телефон самого Эзры Ховкина, то можете заодно поинтересоваться и его книгами.

Недельная глава

ТРУМА

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы — недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад гa-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И говорил Всевышний Моше:

— Говори сынам Исраэля, пусть возьмут Мне приношение, от всякого, побужденного сердцем своим: золото, и серебро, и медь, синету, и пурпур, и червленицу, и виссон, и козью шерсть, кожи бараньи красные, и кожи тахаша, и дерево шитим, и елей для освещения, пряные добавки для елея помазания и для курения благовонного. Камни ониксовые и камни для эфода и для наперсника.

И пусть сделают Мне Святилище, и Я буду пребывать среди них. В точности, как Я показываю тебе образец скинии и образец всех ее принадлежностей. И пусть сделают ковчег из дерева шитим, два с половиной локтя его длина, и полтора локтя его ширина, и полтора локтя его высота.

И покрой его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его, и сделай на нем золотой венец вокруг. И отлей для него четыре золотых кольца, и прикрепи к четырем его углам: и два кольца на одной его стороне, а два кольца на другой его стороне.

И сделай шесты из дерева шитим, и покрой их золотом. И вложи шесты в кольца на сторонах ковчега, чтобы носить ковчег на них.

В кольцах ковчега будут шесты; не должны отниматься от него.

И помести в ковчег свидетельство, которое Я дам тебе. И сделай покрытие из чистого золота; два с половиной локтя его длина и полтора локтя его ширина.

И сделай двух керувов из золота; чеканной работы сделай их с двух концов покрытия.

И сделай одного керува с края с одной стороны, а другого керува с края с другой; из самого покрытия сделайте керувов на обоих его концах.

И будут керувим стоять с простертыми вверх крыльями, укрывая своими крыльями покрытие, а лицами своими друг к другу; к покрытию обращены будут лица керувим.

И возложи покрытие на ковчег сверху, а в ковчег помести свидетельство, которое Я дам тебе.

И назначу для встречи место тебе там, и буду говорить с тобою там поверх покрытия, меж двух керувов, которые на ковчеге свидетельства, все, что повелю тебе для сынов Исраэля.

И сделай стол из дерева шитим: два локтя его длина, и локоть его ширина, и полтора локтя его высота. И покрой его чистым золотом, и сделай к нему золотой венец вокруг.

И сделай к нему обрамление в ладонь вокруг, и сделай золотой венец к его обрамлению вокруг.

И сделай к нему четыре золотых кольца, и прикрепи кольца к четырем

углам, которые у четырех его ножек. И возлагай на стол личной хлеб предо Мною всегда.

И сделай светильник из чистого золота, чеканной работы да будет сделан светильник, его подножие и ствол, венчики, завязи и цветы из целого слитка да будут.

И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны.

Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на самом светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и фитили направит к его лицевой стороне.

А скинию сделай из десяти полотнищ. Из крученого вшестеро виссона и синеты, и пурпура, и червленицы с керувим парчей сделай их. Длина одного полотнища – двадцать восемь локтей, а ширина – четыре локтя; так одно полотнище. Единая мера для всех полотнищ.

И сделай жертвенник из дерева шитим: пять локтей длина и пять локтей ширина, четырехугольным будет жертвенник, и три локтя его высота.

И сделай рога его на четырех его углах. И сделай шесты для жертвенника, шесты из дерева шитим, и покрой их медью. И вложены будут его шесты в кольца, и будут шесты по обе стороны жертвенника, когда несут его. Полым, дощатым сделай его, как показано тебе на горе, так пусть сделают. А для ворот двора полог в двадцать локтей из синеты и пурпура, и червленицы, и крученого виссона, работы вышивальщика, их столбов четыре и их подножий четыре. Все столпы двора вокруг с ободами серебряными, их крючки из серебра, а их подножия из меди. Длина двора — сто локтей, а ширина – пятьдесят, а высота – пять локтей.

Хасидское слово

ОТВЕТ

Редкий случай, когда у известного анекдота есть реальный автор.

Один приезжий искал дом реб Айзик-Ицхока в Климовичах. Указали ему на ужасную хибару, постучал он в дверь и спросил:

— Здесь живет Айзик-Ицхок? В ответ он услышал глубокий вздох и короткий ответ:

— Нет!

Он было ушел, но вернулся и переспросил:

— Извините, а как ваше имя?

— Айзик-Ицхок,- ответил хозяин дома.

— Почему же вы ответили «нет» на мой вопрос: «живет ли здесь Айзик-Ицхок»?

— Да разве это жизнь?! — ответил тот.

Из бесед Любавичского Ребе

В начале главы трижды упомянута трума (приношение Всевышнему). Мудрецы относят первое упоминание к принесению серебра на подножия колон, второе – к половине шекеля, внесенной каждым евреем, а третье – к пожертвованиям на строительство Святилища.

Святилище воплощает в себе все «три столпа, на которых зиждется мир»: Тору, служение (молитву) и исполнение заповедей.

Тора, заповеди и запреты, представляют собой основу, фундамент общественной и индивидуальной жизни еврея. Ей-то и уподоблены серебряные гнезда, подножия колон.

Вторая трума, половина шекеля, служила для приобретения общественной жертвы. Потому и служит упоминание о ней намеком на второй столп мира – на служение Всевышнему.

Третью труму собирали строительства Святилища, она состояла из золота, серебра, шкур, тканей, дерева — всех тех материалов, которые требовались для строительства и изготовления сосудов для служения.

Первые две трумы служат, как кажется на первый взгляд, более высоким, более духовным целям (Тора и служение, молитва), нежели третья.

Но только третья трума вовлекает в круг святости вполне будничные материалы, более того – весь физический мир от минералов и металлов до волокон животного происхождения.

Таким образом, именно через третью труму нам открывается универсальный путь преобразование материального мира в духовный.

Интересно, что если о первых двух приношениях Тора говорит, упоминая Б-га («приношение Мне»), то третья трума таким упоминанием не сопровождена. Мы видим, что в принесении простых физических объектов и материалов для созидания Святилища, раскрывается не внешняя Б-жественность, а та, что заключена в них самих с момента творения. Эта искра Б-жественности заключена в них в сокровенном, скрытом от глаз виде и потому не упомянута явно и в Торе.

Как нам известно из кабалы и хасидизма, сокрытое имеет более высокие духовные корни, нежели явное. Да и сама цель сотворения и мира, и человека в нем заключена в превращении «низшего из миров в обитель, достойную Всевышнего».

Для многих кажется более важным занятие духовными аспектами религии: изучением Торы и молитвой. Им ли заниматься мелочами вроде «приземленных», как им кажется, заповедей.

И не только им, стоит вспомнить, что мир не станет таким, каким желает видеть его Всевышний, если каждый из нас не принесет третью труму.

Мишкан — Скиния

Разберемся в терминах. Скиния – это разборное передвижное сооружение, подобное шатру, служившее сынам Израиля Святилищем в пустыне и в Эрец-Исраэль до построения Храма Соломоном.

Приводим план Скинии:

I. Святая Святых,

II. Святая,

III. Ковчег Завета,

IV. Жертвенник золотой,

V. Стол с хлебами,

VI. Менора,

VII. Четыре колонны -вход в Святая Святых,

VIII. Пять колонн для занавеса (парохет)

Скиния устанавливалась в направлении с востока на запад и состояла из трех деревянных стен: двух боковых – на севере и юге, и одной задней – на западе. На восточной стороне она закрывалась завесой. Окон в Скинии не было; крыша была плоской.

Стены состояли из вертикально поставленных брусьев, высотой в десять локтей и шириной в полтора локтя (локоть – несколько больше полуметра), причем боковые стены состояли из двадцати брусьев, а задняя – из шести, кроме этого было два угловых бруса.

Скиния была длиной в тридцать локтей, шириной в десять локтей и высотой в десять локтей. Толщина брусьев не названа, но, по мнению мудрецов, она равнялась одному локтю. Для соединения брусьев использовали пять шестов.

Брусья были вставлены в серебряные подножья.

И брусья, и шесты, были покрыты листовым золотом. На стены набрасывались покровы таким образом, что они покрывали сразу две противоположные стены и образовывали потолок (крышу) скинии.

Покровов было четыре. Первый – из разноцветной пряжи и виссона, состоял из десяти отдельных полос, каждая длиною в двадцать восемь локтей и шириной в четыре локтя, сшитых по пять полос вместе в два полотнища.

Образовавшиеся две половины покрова соединялись вместе посредством пятидесяти золотых крючков. Длина всего покрова была двадцать восемь локтей, ширина – двадцать локтей. Собственно, именно этот первый покров и носил название мишкан.

Второй покров был изготовлен из влагонепроницаемого полотнища из козьей шерсти. Третий покров – из бараньих шкур, окрашенных в красный цвет, покрывал, очевидно, только верх Скинии, также как и четвертый покров, состоявший из шкур животного «тахаш» (точно не идентифицировано).

Спереди Скиния закрывалась занавесью. На расстоянии в десять локтей от задней стены Скинии висела другая занавес, разделявшая всю Скинию на две части: переднюю, длиной в двадцать локтей, и заднюю – в десять локтей. Передняя, восточная часть называлась Святая (кодеш) или Шатром Встречи (огэль моэд).

Задняя, западная часть скрытая за занавесом, называлась Святая Святых (кодеш кодашим).

Скиния располагалась внутри огороженного двора (хацер).

В середине восточной стороны ограды были ворота, шириной в двадцать локтей с завесой из разноцветной шерсти (из этого же материала были сделаны и полотнища ограды).

Во дворе, напротив входа, находился жертвенник всесожжения, изготовленный из акации и окованный медью. На нем горел вечный огонь, на котором горели жертвы.

Позади жертвенника стоял медный умывальник для коганим.

В самой Скинии, в переднем помещении, находились: налево от входа, к югу – менора (семисвечник); направо, к северу – стол из акации, обложенный золотом, с двенадцатью хлебами предложения; к западу – жертвенник, тоже изготовленный из акации и облицованный листовым золотом.

В Святая Святых находился только Ковчег Завета. В это помещение входил только первосвященник и только в Йом-Кипур.

Сооружение Скинии продолжалось с одиннадцатого тишре до первого нисана. Когда работы были окончены и все принадлежности для Скинии были готовы, Моше собрал и установил ее в пустыне Синай.

Моше освятил Скинию и все ее принадлежности, помазав их священным елеем (оливковым маслом с благовониями).

После этого облако покрыло Скинию. С этих пор облако покрывало Скинию на протяжении всего странствования евреев по пустыне. Каждый раз, когда облако отдалялось от Скинии, израильтяне разбирали свой лагерь и отправлялись в путь.

И там, где облако останавливалось, там они располагали свой стан, причем Скиния помещалась в центре стана.

Разбирали и переносили части Скинии и ее утварь левиты. Они же и устанавливали ее во время остановок и охраняли ее со всех сторон.

После освящения Скинии (первого нисана) сыны Израиля приносили на протяжении двенадцати дней богатые дары и жертвы. На четырнадцатый день со дня сооружения Скинии они отпраздновали Песах, а в пятнадцатый облако впервые отдалилось от Скинии, и они отправились в путь.

Устройство Скинии, ее пропорции и атрибуты с точностью были воспроизведены и тогда, когда в Иерусалиме был построен Храм Шломо.