Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

618

ЕЩЕ ОДНО ЛИШНЕЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Наука, что ни говорите, великая сила. Вот еще одно этому доказательство.

Ученые медицинского факультета Хайфского Техниона, Торонтского университета, Юниверсити-Коллед-жа в Лондоне и Аризонского университета в Туксоне под руководством д-ра Карла Скорецкого из Техниона подвергли сравнительному исследованию хромосому Y у когенов и у не-когенов («израильтян» — в еврейской традиции).

Как известно, человек имеет 23 пары хромосом, в каждой паре одна хромосома наследуется от отца и одна — от матери. При этом одна из пар отвечает за пол ребенка, комбинация XY приводит к появлению мальчика, а комбинация XX — девочки. Соответственно, мать может передать ребенку только X хромосому, а отец — с равной вероятностью либо X, либо Y, что и определяет пол ребенка. Из этого следует, что Y хромосома всегда передается от отца, и факт ее передачи приводит к рождению мальчика.

Анализ ДНК показывает, что все живущие ныне люди являются потомками по мужской линии одного единственного человека.

Если бы не мутации, то все современные мужчины имели бы абсолютно одинаковые Y хромосомы, унаследованные от Адама. Однако, на деле ДНК сына не всегда точно повторяет ДНК отца. Поскольку большая часть ДНК Y-хромосомы (около 98%) не несет никакой функциональной нагрузки, подобные мутации не приводят ни к каким последствиям. Наиболее важны два основных типа мутаций: вставки / выпадения участков ДНК и микросателлиты, т.е. повторения небольших участков ДНК по несколько раз (при мутации число повторений меняется). При исследовании группы д-ра Скорецкого использовалась мутация, называемая YAP (Y chromosome polymorphism), представляющая собой вставку из примерно 300 базовых пар («букв») ДНК и микросателлит DYS19. Исследователи отобрали 68 когенов из Израиля, Англии и Северной Америки и 120 «израильтян» (т.е. «просто евреев», не когенов), при этом для чистоты эксперимента исключались те, кто сомневался в собственном когенстве, а также те, кто считал себя принадлежащим к колену Леви. При этом было рассмотрено 44 когена и 81 «израильтянин» ашкеназского происхождения, и 24 и 39 сефардского. Результаты исследования были опубликованы в 1997 г. в журнале «Nature». Наиболее заметное отличие было обнаружено в распределении YAP: среди когенов 1.5%, а среди «израильтян» 18.4%, причем это различие наблюдалось как среди ашкеназов (2.4% и 19.7%), так и среди сефардов (0% и 15.3%). Статистический анализ исключает возможность случайной флуктуации для выборки такого размера. Похожий результат был получен для микросателлита DYS19-B.

Для тех, кто не уследил за ходом мысли или заснул за чтением, а также для тех, кто думает, что по ошибке начал читать информационное издание для генетиков, поясняю: научно доказано, что все когены — потомки праодного отца.

Не спешите восторженно цокать языками и швырять в воздух чепчики. Потомки одного праотца? Да, это хорошо известно, я даже знаю, как его звали. На ДНК это, наверняка, не написано. Его звали Агарон, брата его младшего — Моше, а сестричку — Мириам. Это написано в одной книжке, «Тора» называется. То есть, все это исследование доказало то, что верующему еврею и так известно. Но если бы результаты д-ра Скорецкого оказались иными, разве мы оставили бы свою веру?! С другой стороны, это исследование и неверующего не убедит в истинности Торы. Мы уже писали однажды о том, что жаль тратить великую силу науки на опровержение или доказательство истинности Торы. Результаты будут неубедительны для атеистов и излишни для верующих. Наука, сегодня это ясно, способна принести великую пользу во всех почти прагматических областях и абсолютно непродуктивна в сфере мировоззрения, а тем более в сфере веры. Пути науки и религии не пересекаются. Если каждая из этих сфер будет занята своим делом, люди будут здоровее и мудрее. А конфликт между наукой и религией оставим его создателям с обеих сторон — недоученным ученым и богословам.

ВАЭТХАНАН

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы — недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»),

И молился я Б-гу в то время, говоря:

— Господи! Дай мне перейти Иордан, чтобы увидел я эту хорошую землю, прекрасную гору эту и Ливан!.

Но разгневался Б-г на меня из-за вас и не слушал меня. И сказал мне:

— Полно говорить об этом! Взойди на вершину горы, взгляни на запад, и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо не перейдешь ты Иордан! И дай повеления Иегошуа, и укрепи его, и утверди его, ибо он встанет во главе народа этого и он завоюет для них страну, которую ты увидишь.

А теперь, Израиль, слушай законы, которым я научу вас исполнять, чтобы жили вы, и пришли, и овладели страной, которую Б-г отцов ваших дает вам! Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди Б-га.

Собственными глазами видели вы, что сделал Б-г: каждого человека, который шел за Бааль-Пеором, уничтожил Б-г.

А вы, верные Б-гу, живы все ныне. Исполняйте же Закон, ибо это мудрость ваша и разум ваш в глазах всех народов.

Только берегись, чтобы не забыл ты того, что видели глаза твои, и чтобы не ушло это из сердца твоего все дни жизни твоей, и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих: о дне, когда стоял ты перед Б-гом у Хорева.

И говорил Б-г с вами из огня: голос Его слышали вы, но образа не видели. И объявил Он вам союз Свой, который повелел вам исполнять, десять заповедей, и написал их на двух каменных скрижалях:

«Я — Б-г, Всесильный твой, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства.

Да не будет у тебя богов других, кроме Меня. Не делай себе изваяния какого-либо образа того, что в небе вверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли.

Не поклоняйся им и не служи им, ибо я — Б-г, всесильный твой, Б-г-ре-внитель, карающий за вину отцов детей до третьего и до четвертого поколения, тех, кто ненавидит меня, и творящий милость на тысячи поколений любящим меня и соблюдающим заповеди мои.

Не произноси имени Б-га, Всесильного твоего, попусту, ибо не простит Б-г того, кто произнесет имя его попусту.

Соблюдай день субботний, чтобы освятить его, как повелел тебе Б-г, всесильный твой. Шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой, суббота — Б-гу: не совершай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни бык твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих, чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты.

И помни, что рабом был ты в стране египетской, и вывел тебя Б-г, Всесильный твой, оттуда рукою мощною и мышцею простертою; поэтому повелел тебе Б-г отмечать день субботний.

Чти отца своего и мать свою, как повелел тебе Б-г, всесильный твой, дабы продлились дни твои и дабы хорошо было тебе на земле, которую Б-г дает тебе. Не убивай; и не прелюбодействуй; и не кради; и не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством; и не желай жены ближнего своего; и не желай дома ближнего своего, поля его, и раба его, и рабыни его, быка его, и осла его, и ничего, что у ближнего твоего.

Остерегайтесь же, чтобы не забыть вам союз Б-га. Ибо Б-г, Всесильный твой, — пожирающий огонь он, Всесильный Б-г-ревнитель.

Когда родятся у тебя дети и внуки и, долго прожив на земле, развратитесь вы и сделаете изваяние какого-либо образа, и сделаете злое в глазах Б-га, Всесильного твоего, досаждая ему, то призываю я в свидетели вам сегодня небо и землю, что исчезнете вы скоро из страны, в которую переправляетесь через Иордан, чтобы овладеть ею, не продлятся дни ваши на ней, ибо уничтожены вы будете.

И рассеет вас Б-г среди народов, и останетесь вы малочисленными среди народов, к которым уведет вас Б-г. И будете вы там служить Б-гам, сделанным людскими руками из дерева и камня, которые не видят, и не слышат, и не едят, и не обоняют. И оттуда станете вы искать Б-га, и найдешь, если будешь искать его всем сердцем твоим и всей душой твоей.

В невзгодах твоих, когда постигнут тебя все эти предсказания, в конце дней, возвратишься ты к Б-гу.

Хасидское слово

До того, как родиться, — говорил р. Лейб, по прозвищу Шпольский дедушка, — я отказывался от жизни. Стоит ли тяжко трудиться среди смертных, мучимых собственными слабостями? Чтобы я согласился появиться на свет, мне разрешили выдвинуть определенные условия. Я поставил четыре: чтобы я никогда не болел, чтобы мои будущие дети стали честными и простыми евреями, чтобы я никогда ничего не забывал — и еще одно, которое я не имею ни желания, ни права разглашать. Знаете ли вы, кто, в конце концов, заставил меня думать по-иному? Крестьянин с лопатой в руках обратился ко мне, словно к старинному приятелю: «Эй, послушай, — сказал он. — Рассуди хорошенько: я тружусь без передышки, чтобы дать хоть немного радости и отдыха людям, которые в этом так нуждаются. А ты? Лежишь тут, как будто ты не человек — венец всего сущего. Почему ты отказываешься помочь мне?» — Понимаете, — прибавлял Шпольский дедушка, — против ангела я бы устоял, но не против него.

Из бесед Любавичского Ребе

В главе «Ваэтханан» мы находим текст «Шма Исраэль». Сказано: «И обучай им [словам Торы] детей твоих…»

Талмуд повествует, что великий мудрец Аба Хилкия и его жена были одинаково щедрыми, но когда они во время засухи молились о дожде, то на ее молитвы Б-r отвечал раньше, чем на молитвы ее мужа. Объясняется это тем, что Аба Хилкия давал нуждающимся деньги, чтобы они купили себе еду, а его жена давала голодным готовую еду, а не лишь средства, на которые ее можно было купить. Поэтому Б-г отвечал на ее молитвы скорее, чем на молитвы мужа.

Благотворительность не ограничивается материальной помощью. Она распространяется и на удовлетворение духовных потребностей. Например, обеспечить полноценное еврейское образование и воспитание своим детям (ибо помощь своим родным — такая же благотворительность, как и помощь чужому человеку) — не менее важная Цедака, чем накормить их и одеть. Как правило, отец обеспечивает материальные средства, а мать дает ребенку пищу — физическую и духовную.

Каждому еврейскому отцу Б-г заповедал: «Обучай детей твоих». Большинство отцов не обучают сами своих детей. Они нанимают учителей или отдают детей в еврейскую школу и таким образом косвенно исполняют эту заповедь.

Основатель хасидизма ХАБАД Алтер Ребе однажды сказал одному из своих хасидов: «Я должен исполнить заповедь «И обучай им детей твоих». Ты должен материально обеспечить свою семью. Давай поменяемся. Я помогу тебе деньгами для исполнения твоей заповеди, а ты поможешь мне исполнить мою, и будешь обучать моего Береле». Хасид стал обучать его юного сына Дов-Бера, который впоследствии стал известен второй Ребе в хасидской династии.

Проявляя благотворительность по отношению к своему ребенку, отец обеспечивает его не столько собственно духовной пищей, сколько возможностью ее получить: он платит учителю, а учитель обучает ребенка. Мать, со своей стороны, дает ребенку духовную пищу реально: она следит, чтобы мальчик всегда носил Талит Катан (четырехугольное одеяние с Цицит — кистями), чтобы ребенок совершал омовение рук возле постели (Негл Вассер), чтобы он произносил Брахот (благословения) перед едой и питьем и т.д.

Учится ли ребенок в хедере, йешиве или в обычной школе, усилия его учителей будут тщетными, если дома он не будет выполнять того, чему его научили в школе. За всем должна следить мать. Она должна воспитывать ребенка согласно Торе, и тогда, подобно жене Абы Хилкия, она заслужит «дожди» благословения и успеха для всей своей семьи.

По «Живой источник», №119

Всему свое время

Как это уже нередко бывало, письмо из редакционной почты заставило взяться за перо. Письмо из Афулы, города, особенно пострадавшего от террора.

Пишет читатель, судя по терминологии и стилю письма — либо христианин, либо один из тех евреев, которые в последние годы во всеобщей духовной неразберихе попали под влияние христианских проповедников.

Тяжелые чувства вызывает это письмо. Цитировать не буду, имя автора называть — тоже.

Скажу только, что иудаизм он клеймит залихватски. Жестокая, говорит, религия. Отступила, говорит, от заповеди «не убий». Можно, разумеется, отвечать по пунктам.

Вспомнить, что за последних два тысячелетия единственной религией, именем которой не убивали, был именно иудаизм.

Что в европейских и арабских тюрьмах редко можно было встретить еврея-уголовника, а уж убийцу и подавно.

О том, что у евреев издревле нет смертной казни, но и когда она была частью закона, не случалось, чтобы такой приговор выносили чаще, чем раз в семьдесят лет.

Можно перейти в наступление и напомнить кровавую историю христианства — «религии любви».

Кстати, и ислам тоже называет себя так. А величайший поэт ислама Джа-лалуддин Руми пишет в «Диван Шамс-и Табризи»:

«В нашей религии любви

не осталось религии,

а любви-то

и не было никогда».

Но не слишком ли много чести будет перед клеветниками оправдываться? Поэтому и ответ наш будет не читателю, а читателям.

Итак, начнем с элементарной истины: убивать нельзя.

Ни евреев, ни неевреев.

Один молодой раввин недавно отсидел в Израиле срок за академическое исследование на тему, есть ли разница в строгости запрета убивать евреев и неевреев. Сама постановка вопроса показалась судьям недопустимой.

Тора говорит «Не убивай» (нам привычнее слышать «Не убий»).

Важность этой заповеди в иудаизме столь велика, что великий Раши в комментарии на «Песнь песней» обращает внимание на следующее: две скрижали содержат десять заповедей, каждая — по пять. Если предположить наличие соответствия между двумя пятисловиями, окажется, что запрету убивать соответствует на первой скрижали утверждение единства и единственности Б-га. То есть убийство человека есть умаление присутствия Б-га в мире!

Кстати, запрет убийства приведен впервые не в декалоге, а раньше, в «Берешит»:

«Кто прольет кровь человека, того кровь прольется человеком, ибо по образу Б-га создал Он человека».

«Убивающий одного человека убивает целый мир»,- говорят мудрецы.

Но вот иная цитата, тоже из вполне авторитетного источника:

«Всему свое время и срок всякой вещи под небесами. Время убивать и время исцелять…» («Когэлет» 3:1, 8)

Что же это за время, когда сам Всевышний велит убивать?

Это, в первую очередь, два случая: самооборона и приговор суда.

Самооборона коллективная носит название «заповеданной» оборонительной войны.

Одним из важнейших оснований к вынесению смертного приговора в древности было именно убийство: «Если кто убьет человека, то убийцу следует убить по слову свидетелей… И не берите выкуп за душу убийцы, злодей он, которому надлежит умереть; должен он быть предан смерти… и земля не искупится от крови, пролитой на ней, разве только кровью пролившего ее».

Но кроме этого короткого обзора, посвященного собственно закону, хотелось бы посвятить несколько строк и актуальной подоплеке ругательного письма. Ведь не о теории речь. Мы изо дня в день хороним детей, стариков, женщин, целые семьи. Можем ли, имеем ли мы право в такое время презреть повеление мудрецов: «Вставшего, чтобы убить тебя — опереди и убей!»?

Вот две поэтические цитаты найденные не мной. Их приводит Алекс Тарн в статье «УБЕЙ: опыт сравнительного литературоведения» («Вести» 4.04.2002):

«А вестибюль приемного покоя…

Там столько жертв!

Их привезли сейчас.

Все эти лица, голоса… Какое

Перо опишет?

Девушка без глаз

(Они полны осколками стекла)

Рыдает, что она не умерла.

Маленькая викторина: о какой больнице идет речь? «Бикур-холим»? «Хадасса»? «Бейлинсон»? А вот и нет, не угадали!… Стихи эти написаны Верой Инбер в 1942 году, в блокадном Ленинграде. Называются они: «Мы — гуманисты». Хотите еще? Нате:

Есть чувства в человеческой душе,

Которыми она гордиться вправе.

Но не теперь.

Теперь они уже

Для нас как лишний груз при переправе..

У нас теперь одно лишь чувство —

Месть. Но мы иначе понимаем это;

Мы отошли от Ветхого Завета,

Где смерть за смерть.

Нам даже трудно счесть…

С лица земли их будет сотни стертых

Врагов — за каждого из наших мертвых.

Мы отомстим за юных и за старых:

За стариков, согнувшихся дугой,

За детский гробик, махонький такой,

Не более скрипичного футляра…

…Мы-гуманисты, да!

Нам дорог свет

Высокой мысли (нами он воспет).

Для нас сиянье светлого поступка

Подобно блеску перстня или кубка,

Что переходит к сыну от отца

Из века в век, все дале, без конца.

Но гуманизм не в том, чтобы глядеть

С невыразимо-скорбной укоризной,

Как враг глумится над твоей отчизной

как лапа мародера лезет в клеть

И с прибежавшего на крик домой

Срывает шапку вместе с головой.

Избавить мир, планету от чумы

— Вот гуманизм! И гуманисты — мы».

Прервемся, цитату из Константина Симонова, давшую название всей статье Тарна («Убей»), оставим за полями. Скажем только, что, в отличие от Инбер, мы не намерены и не можем себе позволить спасать мир. Мы спасаем жизни своих близких. И если для этого потребуется убивать — будем убивать.

Автор этих слов — когэн, то есть прямой потомок первосвященника Агарона. По закону, коганим должны благословлять народ Израиля (в определенные моменты синагогальной службы и, так сказать, вообще).

Но есть и еще одно правило: когэн, проливший кровь, не имеет права благословлять общину в синагоге. Так вот, еще в первую интифаду в ходе военных действий в Газе я оказался в ситуации, описываемой этим законом.

В 1989 году, во время встречи с Любавичским ребе, я задал вопрос: как себя вести дальше.

— Продолжай благословлять народ свой и, если потребуется, продолжай стрелять. Метко.- добавил он.

Мудрецы говорят: милосердный к жестокому неизбежно будет жесток к милосердному. Не милосердие хорошо и не жестокость дурна — всему свое время.

И неуместное милосердие может оказаться разрушительным и аморальным, как неуместная жестокость.