Суббота «Итро»
18 швата 5762 года
1/2/2002
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ДЕКАЛОГА
Десять заповедей – возможно, самый известный и цитируемый текст в истории человечества. Мы уже не раз писали о его парадоксальном статусе: все присягают на верность, все цитируют знакомые слова («не убий», «не укради»), но мало кто может вспомнить сходу все десять.
Сегодня, читая главу «Итро», в которой заповеди приведены впервые, подумаем о другом: о том, что остается незамеченным в тексте Декалога.
Для удобства читателей в тексте, приведенном на второй странице еженедельника, каждая заповедь отмечена номером.
Итак, первая заповедь. А чего она, собственно говоря, требует от человека? «Я – Господь...» – это, скорее, констатация факта, так представляются, а не приказывают.
Именно так и считал дон Ицхак Абарбанель («...не стану держать язык за зубами: "Я – Г-сподь" не является заповедью и не предписывает ни веру, ни деяние, а служит введением к повелениям и запретам»).
А Рамбам считал эти слова первой заповедью, но в разные периоды жизни понимал ее по-разному (в «Книге заповедей» он толкует начало Декалога как заповедь о вере, а в других книгах – как заповедь знать, что Б-г существует).
Еще один вопрос связан с первой заповедью. Он был задан р. Аврагаму ибн-Эзре: «Спросил меня р. Йегуда Галеви: "Почему сказано: 'Я – Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской', – а не 'который создал и небо, и землю, и человека'?"» Стоит прислушаться к ответу мудреца: человеку порой проще поверить, понять сложную идею, если доказательство основано не на вселенских, высоких материях, а на важных событиях в его собственной биографии, в истории его народа.
Вторая заповедь в наше время представляется анахронизмом: ну кто же верит в нескольких богов, хорошо бы хоть в одного поверить. «Акедат-Ицхак» пишет об ином, более глубоком понимании многобожия: «...великое язычество, ныне чрезвычайно распространенное в мире, это сосредоточение всех мыслей и усилий на том, чтобы преуспеть в делах и нажить побольше денег и славы, которые стали для людей могучими богами, в них верят, на них полагаются, ради поклонения им отрекаются от истинного Б-га и оставляют Тору Его».
Третья заповедь обычно толкуется как запрет клясться понапрасну или без нужды произносить Имя Всевышнего. Если первое особенных вопросов не вызывает, то второе стоит обдумать всерьез: а почему, собственно говоря, нельзя произносить Имя всуе?
Интересное толкование этого запрета связано со словами Талмуда «мир управляется по своим законам», то есть для объяснения природных феноменов нет никакой необходимости привлекать Б-жественное вмешательство «всуе». Интересно, с позиций ученого, изложил эту мысль профессор А. Воронель, написав, что привлекать Б-га для объяснения явлений, которые могут быть описаны в естественнонаучных терминах, означает нарушать заповедь «не поминай Имя Всевышнего всуе». Отметим, что нет в этом толковании атеистической попытки «вытеснить» Всевышнего из материального мира. Напротив, этот подход позволяет видеть Всевышнего во всем сущем, ведь гиматрия слова тева («природа») равна сумме букв в Имени «Элоким». И природа, и ее законы – лишь проявления воли Всевышнего.
Можно было бы продолжить разбор заповедей, но ни объем рубрики, ни ее исходное предназначение этого не позволяют.
Цель этой публикации состояла в том, чтобы читатель почувствовал, как далеки мы от подлинного знания и понимания важнейших текстов Торы, как много усилий, интеллектуальных и эмоциональных, нужно приложить, чтобы самый известный в мире текст раскрылся по-новому.
И, вместе с этим, как всегда в иудаизме, требуется простое действие. Таков наш традиционный подход: прочти и сразу же начинай исполнять, а понимание, знание, глубина постижения придут с годами. Точнее, понимание будет все более глубоким, но никогда не станет полным и даже не приблизится к полноте.
Недельная глава
ИТРО
Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы - недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).
В третьем месяце после исхода сынов Израиля из Египта пришли они в пустыню Синай и расположились станом у горы.
И взошел Моше к Б-гу, и воззвал к нему Б-г:
- Так скажи дому Яакова и сынам Израиля: вы видели, что Я сделал с Египтом, как поднял вас на крыльях орлиных и принес вас к Себе.
И ныне, если слушать станете голос Мой и хранить Мой завет, то будете Мне сокровищем из всех народов, будете Моим достоянием, избранным из всех народов, ибо Мне принадлежит вся земля.
И вы будете Мне царством священнослужителей и святым народом.
Вот что ты должен сказать сынам Израиля.
И пришел Моше, и созвал старейшин народа, и передал им эти слова, которые заповедал ему Г-сподь.
И ответили они, весь народ вместе, сказав:
- Все, что говорил Г-сподь, исполним.
И передал Моше речи народа Всевышнему. И Г-сподь сказал Моше:
- Я приду к тебе в гуще облачной, чтобы слышал народ, как Я говорю с тобой, и будут они верить тебе вовеки.
И Всевышний сказал Моше:
- Иди к народу и освяти, готовь их сегодня и завтра, и пусть очистят они свою одежду. И пусть будут готовы они к третьему дню, ибо в третий день спущусь Я на глазах у всего народа на гору Синай. И границу проведи вокруг народа, и скажи: «Остерегайтесь восходить на гору и даже касаться ее края».
И было так: на третий день, с наступлением утра, были гром и молнии, и облако тяжелое на горе, и голос шофара очень громкий.
И трепетал народ, который в стане. И вывел Моше народ навстречу Б-гу из стана; и стали они у под горой.
А гора Синай дымилась вся, потому что спустился на нее Всевышний в огне.
И валил от нее дым, как от печи; и содрогалась вся гора.
И голос шофара нарастал и гремел все сильнее.
Моше говорил, а Б-г отвечал ему слышимым голосом.
И спустился Всевышний на гору Синай, на вершину горы, и призвал Моше на вершину горы, и взошел Моше.
И Всевышний сказал Моше:
- Спустись, предостереги народ, чтобы не рвались они вперед и не приближались к горе, иначе погибнут многие.
И сказал Моше Всевышнему: – Не может народ взойти на гору,
ведь Ты предостерег нас. И спустился Моше к народу, и сказал им так.
И говорил Б-г:
1) Я – Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства.
2) Да не будет у тебя божеств иных, кроме Меня.
Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я – Г-сподь, Б-г твой, Б-г ревностный, помнящий вину отцов сыновьям до третьего и четвертого поколений ненавидящих Меня. И милость творящий тысячам поколений любящих Меня и соблюдающих Мои заповеди.
3) Не произноси Имя Г-спода всуе, ибо не простит Г-сподь тому, кто произносит Имя Его напрасно.
4) Помни день субботний, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай все свои дела. А седьмой день – суббота Г-споду, Б-гу твоему. Не делай никаких дел – ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой скот, ни чужеземец, который в твоих вратах. Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил Он в седьмой день. Потому благословил Г-сподь день субботний и освятил его.
5) Почитай своего отца и свою мать, чтобы продлились дни твои на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе.
6) Не убивай.
7) Не прелюбодействуй.
8) Не похищай.
9) Не давай о ближнем твоем свидетельства ложного.
10) Не возжелай дома ближнего твоего, ни жены его, ни его раба, ни его рабыни, ни его вола, ни его осла, ничего, что принадлежит ему.
Хасидское слово
Жил некогда человек столь глупый, что люди его прозвали Големом (болваном).
Каждое утро, вставая, он с таким трудом находил свою одежду, что, вспоминая об этом по вечерам, боялся идти спать. Наконец однажды он достал бумагу и карандаш и, раздеваясь, записал, куда положил каждую вещь. Проснувшись на другой день в добром расположении духа, он извлек записку и стал читать: «шапка» – на месте, он надел ее, «штаны» – они лежали рядом, он натянул их – и так далее, пока не завершил свое утреннее одевание.
«Да, но где я сам?!» – спросил он в великом страхе – ведь в записке об этом не было ни слова.
Так обстоит дело и с нами.
Раби Ханох-Гэнэх из Александрова
Из бесед Любавичского Ребе
«И взошел Моше к Б-гу, и воззвал к нему Б-г: "Так скажи дому Яакова и сынам Израиля: вы видели, что Я сделал с Египтом, как поднял вас на крыльях орлиных и принес вас к Себе"».
Исход, освобождение из египетского рабства подготовил главное событие еврейской (да и всеобщей) истории: дарование Торы на горе Синай, как сказано: «Когда будешь выводить народ твой из Египта – будут служить Всевышнему на этой горе».
В рассказе о даровании Торы женщины названы прежде мужчин – сначала Всевышний сказал Моше: «Так скажи дому Яакова» (женщинам) – и только после этого добавил: «сообщи сыновьям Израиля» (мужчинам), - поскольку Исход из Египта был заслугой праведниц, живших в том поколении.
Будущее избавление также будет заслугой женщин-праведниц, как говорится в «Ялкут Шимони»: «Поколения удостаиваются спасения лишь в заслугу женщин-праведниц, живущих в этом поколении».
Потому и Тору Мошиаха удостоятся они слышать прежде мужчин.
«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай все свои дела. А седьмой день - Суббота Г-споду, Б-гу твоему».
Раши комментирует этот стих следующим образом: «Сделайте так, чтобы ваше сердце всегда помнило о субботнем дне: если представилась возможность приобрести красивую вещь – пусть она будет предназначена для Субботы...»
Это означает, что существует ежедневная обязанность помнить о субботнем дне, а подготовку к Субботе следует начать уже в воскресенье, первый день недели.
Время будущего Освобождения называется в Торе «Субботой». Говоря языком Мишны, «день, который целиком Суббота и отдохновение, подобное покою вечной жизни после прихода Мошиаха» – когда именно для Израиля настанет время отдохновения истинного и полного.
Отношение к дню Избавления следует строить по модели отношения к Субботе: необходимо помнить о днях прихода Мошиаха – «субботнем дне» – в течение всех дней Изгнания (будней этого мира).
Даже во время «будней» Изгнания – сегодня – надо готовить себя и других, тех, кто находится рядом, к моменту наступления Субботы Освобождения.
ТАК ЭТО БЫЛО
О даровании Торы («Шабат», 71-89)
«И вывел Моше народ к Г-споду из стана, и встали они под горой». Сказал р. Авдими, сын Хамы бен Хасы:
- Слова «встали под горой» означают, что поднял Всевышний над сынами Израиля гору, словно купол, и произнес: «Принимаете Тору – хорошо, а нет – здесь будет могила ваша!»
Заметил раби Аха бен Яаков:
- Но ведь это – сильный довод, чтобы опротестовать законы Торы (ведь они были приняты под угрозой)!
Рава возразил:
- Даже если и так, сыны Израиля вновь приняли Тору во дни Ахашвероша, ведь написано: «Подтвердили евреи и приняли на себя, и на потомков своих, и на всех, присоединившихся к ним...» То есть подтвердили то, что прежде уже приняли.
Сказал Хизкия:
- В чем смысл слов «с Небес Ты возвестил суд, земля устрашилась и успокоилась»? Если устрашилась – почему успокоилась, а если успокоилась – почему устрашилась? Сначала устрашилась, а потом успокоилась.
Почему устрашилась?
Последуем за толкованием Рейш-Лакиша:
- Написано: «И был вечер, и было утро – день этот шестой». Зачем слово «этот» при шестом дне? Всевышний сказал всем своим творениям: «Примет Израиль Тору именно в этот день, в шестой день месяца сиван – вам быть, а нет – верну все в хаос и пустоту!» Потому когда принял Израиль Тору, мир обрел покой.
И взял Книгу Завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: «Все, что сказал Г-сподь, исполним и услышим»
Раби Симай истолковал это так:
- Сыны Израиля обещали исполнить еще прежде, нежели услышат. Тотчас явились шестьсот тысяч ангелов служения и наградили каждого двумя коронами: одной – за «исполним», другой – за «услышим». Когда же согрешили сыны Израиля [поклонением золотому тельцу], спустились миллион двести тысяч ангелов разрушения и сорвали короны. Ибо сказано: «И сняли сыны Израиля украшения, [полученные ими] на горе Хорев».
. Сказал р. Хама б. р. Ханина:
- На горе Хорев получили и на горе Хорев лишились.
Сказал р. Йоханан:
- Все эти короны удостоился получить Моше, ведь тут же сказано: «И Моше взял сияние...».
Сказал Рейш-Лакиш:
- В будущем Всевышний вернет их нам. Ибо сказано: «И избавленные Г-сподом возвратятся и придут в Сион с ликованием, и радость вечная – на головах их...» – радость [корона], что от века на головах их.
Сказал р. Эльазар:
- Когда сыны Израиля обещали исполнить еще прежде, нежели услышат, раздался голос: «Кто открыл сынам моим тайну, известную лишь ангелам служения? Ведь написано: «Благословите Г-спода. ангелы Его... исполняющие слова Его, слушающие голос Его» – сначала «исполняющие», а потом «слушающие».
Сказал р. Хама б. р. Ханина:
- В чем смысл слов «как яблоня среди лесных деревьев, возлюбленный мой среди юношей»? Уподоблен Израиль яблоне, чтобы знал ты: так же, как яблоня зацветает раньше появления на ней листьев, так и сыны Израиля сначала сказали «исполним», а затем - «услышим».
Сказал Раве отступник:
- Опрометчивый народ, уста которого опередили уши, – все еще упорствуете вы в своем легкомыслии! Сначала надо было вам выслушать слова Б-ra и, если вам по силам, – принять, а если нет – отвергнуть. Ответил Рава:
- О нас, идущих по жизни бесхитростно, сказано: «Бесхитростность прямодушных поведет их прямо...», – а о тех, кем движет лукавство, сказано: «...лукавство коварных погубит их».
Учили наши наставники: унижаемые, но не унижающие, оскорбляемые, но не отвечающие на оскорбления, исполняющие из любви и счастливые в страданиях – о таких Писание говорит: «...любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!»
Сказал р. Йоханан:
- В чем смысл слов «Г-сподь молвит слово, провозвестниц его -великое воинство»? Всякое речение, исходящее из уст Всемогущего, зазвучит на семидесяти языках.
Так же учит школа р. Ишмаэля:
- «"Не подобно ли огню речение Мое и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?", – говорит Г-сподь». Как молот высекает множество искр, так и всякое речение, исходящее из уст Святого, благословен Он, звучит на семидесяти языках.
Сказал р. Иегошуа б. Леви:
- С каждым речением, исходящим из уст Святого, благословен Он, отлетали души сынов Израиля, ибо сказано: «Отлетела душа моя, когда Он говорил...» Если после первого речения отлетели души их, то как они могли услышать второе? Пролил Всевышний росу, что в конце времен оживит мертвых, и вернул их к жизни, ибо сказано: «Дождь благодатный проливал ты, Г-сподь, и если ослабевал удел Твой [Израиль] – укреплял его Ты».
И еще сказал р. Иегошуа б. Леви:
- Когда поднялся Моше на вершину, сказали ангелы служения Святому, благословен Он: «Владыка мира, что делает рожденный женщиной среди нас?» «Он пришел, чтобы получить Тору», – ответил Г-сподь. «Сокровище, что было спрятано Тобой за девятьсот семьдесят четыре поколения до сотворения мира, Ты хочешь отдать смертному?! Что такое человек, чтобы Ты помнил о нем, что такое сын человеческий, чтобы Ты вспоминал о нем!» – «Ответь им ты!» – повелел Святой, благословен Он, Моше. – «Владыка мира, боюсь я, как бы не сожгли они меня дыханием своим». – «Обхвати престол славы Моей и отвечай им! Ибо сказано: «Обхватил престол, и Г-сподь простер над ним облако свое». Сказал Моше Всевышнему: «Владыка мира, сказано в Торе, которую Ты собираешься дать мне: "Я – Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства"» – и обратился к ангелам: «Разве спускались вы в Египет, разве были рабами фараона? Так как же Тора может принадлежать вам?! И еще сказано в Торе: "Да не будет у тебя божеств иных". Разве вам приходится жить среди идолопоклонников? И еще сказано в Торе: "Помни день субботний, чтобы освящать его". Работаете ли вы, чтобы нуждаться в субботнем отдыхе? И еще сказано в Торе: "Не произноси Имя Г-спода всуе". Разве суета касается вас? И еще сказано в Торе: "Почитай своего отца и свою мать". Разве есть у вас родители? И еще сказано: "Не убивай. Не прелюбодействуй. Не похищай". Разве у вас может быть ревность или злое побуждение?»
Немедленно согласились ангелы со Всевышним.