11 швата 5762 г.
24.1.2002
Суббота "Бешалах"
В МГНОВЕНИЕ ОКА
Старый ребе велел своим хасидам и всему Израилю: "Жить в ногу со временем", то есть, искать ответ на все актуальные вопросы в "синхронном" тексте Торы – в недельной главе. Рассказ о прошлом избавлении, об Исходе, учит нас пониманию Избавления грядущего.
"Я Г-сподь, Я исполню завет Мой с сынами Израиля, чтобы дать им во владение землю Кнаан, землю, в которой жили их предки. И Я выведу вас из-под ига египетского и избавлю вас от служения им, и спасу вас мышцею простертою и казнями великими, и будете вы народом Б-га. И дам вам во владение ту землю, о которой клялся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову". И говорил Моше об этом сынам Израиля, но они не слушали Моше по малодушию и из-за тяжкого труда". Мудрецы расскрывают нам тайну: если бы евреи встали по слову Моше и отправились в путь, все было бы иначе: ни казней египетских, ни упрямства фараона, ни скитаний по пустыне. И евреям, и народам мира было бы легче, но евреи не услышал слов Моше.
Этот "недослых" обошелся нашим предкам дорого: страдания в Египте и в пустыне, смерть целого поколения, "депортация" из Египта и даже принудительная война за землю Израиля.
Что же это за "малодушие" (буквально – коцер руах – короткодушие) и как оно связано с рабскими условиями жизни? Иудаизм утверждает полную свободу воли. Еврей сам строит свою судьбу и не в праве пенять на внешние обстоятельства. Все, что мы имеем – это то, что мы избрали. Хорошо сказал об этом Иосиф Бродский:
"Но плакать о себе – какая ложь!
Как выберешь ты, так и проживешь.
И все же, Тора признает, что человек подвержен в какой-то степени влиянию внешних факторов. Тяжелая работа, рабские условия жизни, несомненно повлияли на психологию наших предков. Но Тора называет этот фактор вторым, менее значительным. Первая же причина нашей беды все же – в нас самих, в нашем малодушии.
Марксисты говорили, что "бытие определяет сознание". Иудаизм говорит: "сознание определяет бытие". Талмуд рассказывает, что когда мудрецы Синедриона по ошибке "назначали" весну (в еврейском календаре) на месяц раньше, деревья в Эрец-Исраэль цвели в точности на месяц раньше.
Еще до того, как психологи изобрели термин "позитивное мышление", хасиды говорили: "трахт гут – вет зайн гут",- "думай о хорошем, и все будет хорошо".
Не надо быть "религиозным мракобесом", чтобы согласиться с этим подходом: каждый может вспомнить множество примеров, когда два человека, выросшие в одних и тех же условиях (даже два близнеца) совершенно по-разному строят свою судьбу. В конечном итоге - так, как каждый из них выбрал, решил.
Правые и левые живут на одной земле, их личность формируются в одних и тех же семьях, дворах и школах. Они смотрят на оду и ту же ситуацию – и видят разные картины. Да что там разные, - диаметрально противоположные.
Если сосед или сослуживец, пытаясь объяснить вам, "новичку" в стране, ситуацию и привести вас к "правильным выводам" начинает свою речь с упоминания арабов, - можете его дальше не слушать. Он или ничего не понимает, или намеренно вводит вас в заблуждение.
Арабы не играют в наших проблемах почти никакой роли. Мы сами их генерируем и решать их должны сами. Да, один скажет, что они порабощены нами и ведут справедливую борьбу, другой отметит их жестокость и подлые методы ведения войны. Но все это – только вторичные обстоятельства. Мы терпим поражение за поражением не потому, что они правы или жестоки. Мы терпим поражения по собственному малодушию, от нежелания слышать и слушать слова Моше. Этот вывод может показаться пессимистическим. Но это ошибка: все наоборот! Проблема решится в ту минуту, когда мы осознаем проблему и решим жить иначе, жить по-еврейски. "Мит айн кер", - в мгновение ока, так обещал Ребе, – все переменится. И как в старом анекдоте, арабы подожмут хвост, бормоча: "Ах, так вы не отдаете Иерусалим? Что же вы сразу не сказали?!".
Недельная глава
БЕШАЛАХ
Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы - недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).
И было, когда отпустил фараон народ, не повел их Всевышний через землю Плиштим, ибо близок этот путь, чтобы бы не не возвратились они потом в Египет.
И шел Всевышний пред ними, днем в облачном столпе, а ночью – в огненном, чтобы они могли идти и днем, и ночью.
И сказали фараону, что бежал народ, и переменилось сердце фараона и его слуг, и сказали они: что это сделали мы, отпустив Исраэль!
И заложил фараон свою колесницу, и свой народ взял он с собою. И взял он шестьсот колесниц отборных, и погнались египтяне за сынами Израиля, и настигли их перед Баал-Цефоном. И подняли сыны Исраэля глаза, и вот Египет движется за ними, и устрашились они очень, и возопили сыны Израиля ко Всевышнему.
И сказали они Моше: «Не потому ли, что мало могил в Египете, ты взял нас умирать в пустыне?!»
И сказал Моше народу: «Не страшитесь. Станьте и зрите спасение Господом ниспосланное, ибо, как видели вы Египет сегодня, более не увидите его вовеки. Господь будет вести битву за вас, а вы – молчите».
И сказал Господь Моше: «Что ты взываешь во Мне?! Скажи сынам Израиля, чтобы двинулись в путь. А ты – подними твой посох и простри руку твою над морем и разверзни его, и пройдут сыны Израиля среди моря по суше».
И простер Моше руку свою над морем, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и превратил море в сушу, и разверзлись воды. И вошли сыны Исраэля в море по суше, а воды им стеною справа и слева от них. И преследовали их египтяне, и вошли вслед за ними – все кони фараон, его колесницы и его всадники – внутрь моря. И простер Моше свою руку над морем, и вернулось море. И возвратились воды, и покрыли колесницы и всадников, все войско фараона, и не осталось от них ни единого. И спас Господь в тот день Исраэль от руки египтян, и увидел Исраэль Египет мертвым на берегу моря.
Тогда воспел Моше и сыны Исраэля эту песнь Господу:
«Буду петь Господу, ибо Он возвышен; коня и всадника его вверг Он в море.
Сила и мщение Господа были мне спасением.
Это мой Б-г, и я восславлю Его, Б-г моего отца, и я буду превозносить Его.
Господь – воитель, Господь – Имя Его.
Колесницы фараона и его войско сбросил Он в море, и лучшие предводители его были потоплены. Бездна поглотила их, они опустились в глубины, как камень. Твоя десница. Господи, величественная в силе. Твоя десница, Господи, крушит врага. И великим превосходством Твоим Ты рушишь восставших против Тебя; дашь волю гневу Твоему, он испепелит их, как солому. От Твоего дыхания сгрудились воды, стали стеной текучее, застыли пучины в сердце моря. Сказал враг: брошусь в погоню, настигну, разделю добычу; насытится ими моя душа; обнажу мой меч, разорит их моя рука. Ты повеял ветром Твоим, их покрыло море, они погрузились, как свинец, в могучие воды. Кто есть как Ты среди сильных. Господи; кто как Ты величествен в святости, грозен в хвалениях, вершит чудеса».
И взяла пророчица Мирьям, сестра Аарона, тимпан в руку свою, и вышли все женщины вслед за нею с тимпанами, танцуя.
И возгласила Мирьям: «Пойте Господу, ибо Он превозвышен, коня и всадника его вверг Он в море».
И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим. И сказал Моше Иегошуа: «Выбери людей и выйди, сразись с Амалеком. Завтра я стану на вершине холма, и посох Б-жий -в моей руке». А Моше, Агарон и Хур взошли на вершину холма. И было, когда поднимал Моше руки, побеждал Израиль, а когда опускал руки, побеждал Амалек. А руки Моше были очень тяжелы, и тогда принесли камень, и Моше сел на него. А Агарон и Хур поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой; и были руки его крепки до захода солнца.
И изнурил Иегошуа Амалека и его народ ударами меча.
И сказал Господь Моше:
«Запиши это для памяти в книгу и напоминай Иегошуа, что Я бесследно сотру память Амалека из поднебесья».
Хасидское слова
Чтобы совершить тшуву, надо в совершенстве знать Закон. Ибо как можно исправить кривое, не зная как выглядит прямое?!
р.Нахман из Бреслава.
Даже еврей, по уши погрязший в грехах, может совершить тшуву. При одном-единственном условии: если перестанет лгать самому себе.
р.Симха-Бунем из Пршисха
Настоящая тшува – когда человек не только не грешит, но и не помнит, что когда-то грешил.
"Цидкат цадик"
Праведник не должен любить себя. Кающийся не .может любить себя. Злодей за что будет любить себя?! Себя не должен любить никто, ближнего же должен любить каждый.
"Хозэ " из Люблин
Беседа Любавичского Ребе
В пути к подножию горы Синай сыны Израиля оказались перед лицом войны на два фронта: с фараоном и с Амалеком.
Про войну с фараоном сказано: "Всевышний будет воевать за вас, а вы молчите".
Про войну же с Амалеком сказано: "Выйди воевать!"
Различие между этими двумя войнами заключалось в следующем: фараон настиг еврейский народ в погоне за ним, с тыла. Он не стоял на пути евреев к Синаю, но стоял между евреями и возвращением в Египет, к сладкому рабству, к "рыбе, которую мы ели там".
А вот Амалек встал между евреями и горой Синай. А когда существует преграда на пути к Торе, несмотря на то, что евреи не рождены воинами ("голос – голос Якова, руки – руки Эсава"), рассуждения и колебания неуместны, надо идти в бой.
Это также является причиной, по которой с Амалеком была развязана война в простом, материальном смысле этого слова. Эта война не являлась проявлением "силы моей и силой рук моих" (то есть самонадеянным агрессивным поведением), а войной во имя Всевышнего.
Вследствие того, что война с Амалеком происходила во имя принятия Торы, эта война во всех ее деталях была связана с Моше-рабейну, была инициативой и главным делом Моше: он был тем, кто сказал: "Отбери воинов и выйди воевать с Амалеком", война была начата молитвой Моше, направлялась Моше и его доверенными людьми, и победа в этой войне была достигнута Иегошуа, слугой Моше.
Победа еврейского народа в войне с Амалеком была сверхъестественным событием, с точки зрения природы должен был победить Амалек.
В Иерусалимском Талмуде рассказывается, что "Амалек был колдуном" и в свое войско умышленно набрал людей, которые, по предопределению, должны были остаться в живых.
Но, несмотря на это, Амалек был побежден, поскольку тогда, когда на войну выходят силой Торы и ради Торы (а как говорилось выше, на войну вышли именно "люди Моше", каждый из которых осознавал, что воюет не собственной силой и не "силой рук своих", а в посланничестве, и силой Моше, в посланничестве и силой Торы) победа была неминуема и не зависела ни от природы, ни от стратегии, ни от предопределения.
И ЕЩЕ ОБ ИСХОДЕ
Издавна историки, археологи и палеографы ломали копья, атакуя вопрос об «исторической достоверности» рассказа об Исходе, приведенного в Торе.
Нам это может показаться странным: какие еще свидетельства нужны, если сама Тора свидетельствует! Но и ученых можно понять. Самые искренние из них, движимые профессиональным любопытством, надеются найти новые подробности, информацию.
Тщеславные не могут упустить шанс всей жизни: ведь в равной мере лестно слышать о себе как «он нашел подтверждение сказанному в Библии», так и «он опроверг библейский рассказ».
Но как искренним, так и тщеславным не везет: фактов немного, связь их с той эпохой неочевидна.
В египетских источниках Исход явно не упоминается, однако некоторые египетские документы могут служить косвенным свидетельством рассказа Торы.
Так, папирус Анастаси (XIII в. до н.э.) сообщает о неких восточных кочевниках, испрашивающих разрешение на пребывание в Египте во время засухи и голода.
На многих рельефах II тысячелетия до н. э. изображены племена семитского типа, прибывающие в Египет, а также рабы с семитским типом лиц, работающие под надзором надсмотрщиков на полях, на строительстве и на производстве кирпича.
Как это часто бывает, почти полное отсутствие позитивных свидетельств восполняется обилием негативных, ругательных, антисемитских. В эллинистической литературе Египта эпохи Птолемеев историки Манефон и Лисимах Александрийский пытались представить Исход либо как изгнание гиксосов, либо как удаление из страны прокаженных. Несмотря на яркую антиеврейскую направленность их сочинений, эти историки и не думали отрицать сам факт Исхода.
Только в новейшее время (конец XIX в.) некоторые ученые, например Ю. Вельхаузен, выступают с однозначным отрицанием историчности Исхода и даже само пребывания израильтян в Египте, однако большинство исследователей и в наше время признает историческую достоверность библейского рассказа об этом событии.
Один из наиболее убедительных доводов (научного ряда) заключается в том, что ни один народ не создает легенду о порабощении его предков на заре национальной истории и не рассматривает это порабощение как предпосылку его консолидации в народ, – если только на самом деле он не пережил подобной травмы.
Датировка Исхода в еврейской традиции ясна и однозначна: пятнадцатый день нисана 2448 года от сотворения мира (1312 г. до н. э.). Научные попытки датировки (не основанные еврейской традиции) натолкнулись на серьезные трудности.
История Египта, равно как и история Ханаана не дают никаких (ни подтверждающих, ни опровергающих) фактов по этой дате.
Ученые предлагают как возможный вариант XIV в. до н. э., эпоху правления Аменхотепа IV (Эхнатона). Сторонники этой датировки связывают Исход с религиозной реформой Амен хотепа, установившего обязательное поклонение солнцу, а также с проникновением семитского племени хабиру в Ханаан.
Однако подавляющее большинство ученых относит Исход ко второй половине XIII в.
Все эти арифметически-хронологические упражнения приводят к 1270 году как к «научной дате».
Стоит ли ломать копья по поводу расхождения в 42 года на отрезке времени в три тысячелетия?
Кстати, наша традиционная датировка подтверждается и надписью на стеле Мернептаха, на которой в перечне царств и народов, покоренных этим фараоном в Азии, сказано:
"Израиль опустошен и его семя уничтожено".
Следовательно, уже тогда израильтяне находились в Ханаане, однако не создали еще там своего государства, (слово Израиль изображено в надписи иероглифом с идентификатором, обозначающим народ, а не государство).
Города Питом и Раамсес, на строительстве которых работали наши предки, отождествляются исследователями с городами Пер-Атум и Пер-Раамсес воздвигнутыми в дни фараона Рамсеса II, правившего в XIII в до н. э.
Некоторые из чужеземных рабов, занятых на царских работах, именуются в египетских источниках апиру (сходно с хабиру), то есть иври – евреи.
По этим причинам большинство исследователей отождествляет фараона-злодея из книги «Шмот» с Рамсесом II.
Раскопки на территории Израиля показывают, что многие поселения были разрушены в течение XIII в., особенно — в последней его трети. Эти разрушения, по всей видимости, связаны с завоеванием страны израильтянами.
Кратчайший путь из Египта в Ханаан — "дорога земли Плиштим" вдоль побережья Средиземного моря.
Но в Торе сказано: «Б-г не повел их [израильтян] по дороге земли Филистимской, ибо близка она», но повел их более долгим и трудным путем.
Из надписи времен Сети I явствует, что вдоль приморской дороги были расположены египетские гарнизоны, контролировавшие сообщение между Египтом и Ханааном. Согласно Торе, евреи, покинув свои поселения в дельте Нила и перейдя море, шли через пустыню Шур («Шмот» 15:22). Расположившись станом и Рефидим, израильтяне сразились с амалекитянами, а оттуда направились к горе Синаи, с которой и связаны кульминационные события Исхода.
Далее они двинулись через пустыню Паран к Кадеш-Барнеа , а оттуда — к Моаву. Продвижение от Кадеш-Барнеа до потока Зеред на границе Моава продолжалось 38 лет (Втор. 2:14).
Задержавшись некоторое время у горы Гор, израильтяне вышли к границе Эдома, обошли Эдом и Моав и вошли в Башан, а затем повернули к югу, на плато Моав.
Научная реконструкция пути евреев из Египта в Ханаан наталкивается на проблему идентификации упоминаемых в Торе мест. Предлагаемые исследователями возможные маршруты следования евреев от мест их поселения в Египте до Кадеш-Барнеа сводятся к трем основным гипотезам (северная, центральная и южная).
Исчерпывающую, насколько это возможно, информацию об исследованиях, связанных с темой Исхода, можно найти в издании Танаха «Даат Микра», в энциклопедии Танаха и жругих книгах.
В последнее время отрицание Исхода как исторического факта стало модной темой в израильских академических кругах. Но моды приходят и уходят, а Тора остается неизменной.