Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Боси легани 5728

Мелукот бейс стр. 241

Гимел

И также как война по простому смыслу связана с месирус нефеш[1], подобно этому это также в этой войне, что для того, чтобы воевать с штус[2] с противоположной стороны, должно быть служение выше чем измерение и ограничение, штус дикдушо[3], выше чем таам во-даас[4], что в общем это есть мсирус нефеш выше, чем разум [и следует связать это со служением корбонойс[5] по простому смыслу, в соответствии с тем, что говорит Рамбан, что во время принесения жертвы тот, кто приносит жертву, должен думать о том, что он согрешил перед Вс-вышним своим телом, и своей душой, и достоин он, чтобы пролилась кровь его и было сожжено тело его, и если бы не милость Творца, который взял от него замену и т.д., кровь жертвы вместо его крови, душу животного вместо души и т.д., что это есть идея мсирус нефеш].

И продолжает в маамаре, что также как в войне в материальности, для того, чтобы победить в войне, растрачивают все сокровища, что хотя обычно не только не пользуются ими (даже при большой необходимости), но, более того, они сокрыты и запечатаны от глаз всякого видящего, и тем не менее, для того, чтобы победить противника, растрачивают все сокровища, что не только используют эти ойцройс[6], но также — растрачивают их, ибо бизбуз[7] — это выше чем счет, измерение и ограничение, и причина этого — ибо нецах[8] коренится в эцем hанефеш[9], что там (в эцем ганефеш) не имеют отношения никакие расчеты, подобно этому также Свыше, что корень нецах — он в пнимиюс кесер[10], поэтому, для того, чтобы цивойс Гавайе[11] победили в войне, дают им, и способом бизбуз, аспект ойцор Свыше (который выше, чем свет и раскрытие), про который сказано аин лой роасо, для того, чтобы победить в войне и сделать мир жилищем для Вс-вышнего.

И следует сказать, что то, что объясняет в маамаре, что причина на это — это потому, что корень нецах — в пнимиюс кесер, это в основном, объяснение на то, что ойцар дается способом бизбуз. Ибо то, что дают ойцор для того, чтобы сделать мир жилищем для Него, благословен Он, следует сказать, что это потому, что намерение жилища в нижних — оно в сущности Его Исборах[12], как говорил Алтер Ребе в диюк[13] слов Разал «нис’аво… диро бесахтойним[14]«, что идея нис’аво — это выше чем объяснение, поэтому сила, которая дается, чтобы исполнить это намерение — оно от Сущности Его Исборах, аспект ойцор, который выше, чем свет и раскрытие. И {то, что говорится в маамаре, что} причина, что корень нецах в пнимиюс кесер, это (в основном) {чтобы объяснить} то, что ойцор дается способом бизбуз. И следует добавить, что то, что ойцар дается способом бизбуз для цивойс Гавайе, чтобы победить в войне, это не только со стороны Свыше (поскольку корень нецах — в пнимиюс кесер), но что это имеет отношение также к цивойс Гавайе. Ибо, поскольку их служение — способом бизбуз (выше, чем расчеты), штус в кдушо, выше чем таам во-даас, поэтому они соответствуют и они кейлим для того, чтобы было притянуто в них ойцор Свыше способом бизбуз.

Далет

И продолжает в маамаре в главе 18 (глава, имеющая отношение к этому году), что объяснение этой идеи (что корень нецах в пнимиюс кесер) будет понятно в соответствии с тем, что сказано, вегам нецах Исроэл лой йешакер велой йинохейм, ки лой одом hу легинохейм[15], что то, что нецах Исроэл лой йинохем, это потому, что корень нецах в аспекте лой одом[16] (пнимиюс кесер), и в аспекте лой одом не имеют отношение нихумин[17] и харото[18]. И идея в том, что в этом посуке (вегам нецах Исроэл … лой йинохейм…) это ответ Шмуэля Шоулу на его просьбу, чтобы вернулось к нему царство, ибо после того, как Вс-вышний отдал царство Давиду («унсоно лереахо атойв мимхо[19]«), невозможно, чтобы он передумал, и забрал от него царство, ибо лой одом hу легинойхем. И уточняет в этом Алтер Ребе в Тора Ор, ведь из самого того, что сначала царство было дано Шоулу, и, когда он согрешил, было отнято от него царство, ясно, что также Свыше возможно нехомо, и как ясно говорится в Писании, нихамти ки hимлахти эс Шоул лемелех[20]…, и что означает то, что говорится (в отношении царства Давида) ки лой одом hу леhинохейм. И идея объяснения в этом, что намерение Писания в посуке ки лой одом hу леhинохейм, это не только, что Вс-вышний не как нижний человек, леhавдил[21], но, в основном, что он также не в рамках циюр[22] одом элйон[23]. И это есть то, что про царство Шауля сказано нихамти ки hимлахти эс шоул ламелех, а в отношении царства Давида сказано ки лой одом hу леhинохейм, ибо царство Шауля — из аспекта одом, что в этом аспекте возможно нехомо, о царство Давида — из аспекта лой одом, что в этом аспекте невозможно нехомо и шинуй[24], как объясняется в Тора Ор.

И следует добавить, что то, что сказано ки лой одом hу, одом просто, (хотя намерение посука, что он не в гедер[25] циюр одом эльон), это потому, что истинный и основной смысл одом — это в одом элйон, и то, что человек внизу называется именем одом, это (на имя эдоме лоэльйон[26]), потому, что он подобен одом элйон, веал дмус акисей дмус кемар’э одом[27]. И более того, что также человек, который на престоле, это только кемар’э одом[28] (с каф димйон[29]), а не одом сам, ибо истинный и основной смысл одом — это в Ацилус, но одом шеал акисей, который в Брио (кисей аковод — это в Брио) — это только дмус кемарэ одом. И более подробно, также в ацилус есть два эти аспекта. Одом — это ЗО дэАцилус, и малхус дэАцилус — это «кемар’э одом». И еще выше, также ЗО — это только кемар’э одом, а одом мамош — это в арих[30]. И это есть ки лой одом hу леhинохейм, одом просто, что указывает на одом элйон, (вплоть до одом дэарих), и лой одом — это атик[31], что в аспекте атик невозможно нехомо и харото.

Гей

И вот, причина на то, что в одом возможно харото, объясняет в маамаре, что одом — это мойхин[32] и мидойс[33]. И объясняет, что то, что одом — это мойхин и мидойс, имеется в виду, что его мидойс они ал пи сейхел[34], и сейхел[35] (который в нем) соотносим с мидойс. И следует сказать, что то, что говорится в маамаре, что одом — это сейхел и мидойс, и что мойхин и мидойс в нем имеют отношение друг к другу, это не только для того, чтобы объяснить причину того, что в одом возможно нехомо (как далее будет объясняться), но также для того, чтобы объяснить величие уровня одом [что то, что человек — это мойхин и мидойс, и что мойхин и мидойс в нем имеют отношение друг к другу, это со стороны его высокого достоинства, как далее будет объясняться], что посредством этого будет более понятно, величие достоинства аспекта лой одом, что это выше также чем достоинство одом.

И это будет понятно в соответствии с тем, что известно, что одом составлен из всех ступеней, что кроме того, что он составлен их всех мидойс, как говорит Рамбам, что животные и деревья имеют только одно действие, или два действия, но человек может делать много дел, отличающихся друг от друга, т.е., что все творения, есть у каждого из них особое качество (орел — милосердный, и ворон — жестокий, и также — ангелы — Михаэль — любовь, и Гавриэль — страх), а человек составлен из всех мидойс [что этот гискалелус[36] в человеке — что он составлен из всех аспектов в одной ступени, мидойс], и кроме этого, он составлен из всех ступеней, от самой высокой ступени до самой нижней ступени, как приводится в Мидраше, что человек сотворен из высших и из нижних. И это есть что человек это мойхин и мидойс, ибо природа мойхин — это подъем вверх, и природа мидойс — это опускание вниз, и поскольку человек составлен из высших и из нижних (из них обоих вместе), поэтому, мойхин сами по себе или мидойс сами по себе — это не есть аспект одом, и идея одом — это мойхин и мидойс. И это есть также объяснение на то, что мидойс человека — они ал пи сейхел, и сейхел человека имеет отношение к мидойс (хотя сейхел и мидойс — это два аспекта различных и также противоположных), ибо каждый аспект в нем, как мойхин, так и мидойс, это со стороны его центральной идеи совершенства, которая включает их обоих, и поэтому они имеют соотношение друг с другом. И это есть то, что говорится в маамаре, что одом — это мойхин и мидойс, ибо в этом видно величие достоинство человека, центральная точка совершенства высших и нижних.

Вов

И вот, в Тора Ор там (в маамаре, который объясняет идею ки лой одом гу легинохейм), объясняет, что одом — это три линии, что также эта идея в одом (что он в циюр трех линий) указывает на величие его достоинства. И как объясняется в другом месте, что основное различие между тоhу[37] и тикун[38] это, что в тоhу сфиройс были в аспекте двух линий (правая и левая), а в тикун они в аспекте трех линий (правая, левая, средняя). И достоинств тикун, что есть в нем три линии, это (не только, что добавилась еще одна линия, средняя линия, но) что посредством средней линии происходит соединение и гискалелус двух линий, правой и левой. И то, что средняя линия соединяет две линии, хесед и гвуро, это потому, что ее корень из Ойр Эйн Соф, шлеймусо дэкойло[39], который включает совершенство двух линий. И следовательно, то, что человек он в циюр трех линий, указывает на совершенство человека. И то, что объясняет в маамаре, что одом — это мойхин и мидойс, а не идею трех линий, следует сказать, что то, что объясняет здесь идею одом, это (в основном) для того, чтобы объяснить причину того, что в одом возможно нехомо и харото, что идея нехомо и харото это изменение и переворачивание, т.е., что не только, что иногда он в линии хесед, а иногда в линии гвуро, и иногда в линии тиферес [и подобно этому, что в первом тысячелетии было управление в соответствии с качеством хесед, в вором тысячелетии в соответствии с качеством гвуро, и т.д.], но, что в одно и то же время и в том же положении изменяется от хесед к дин и от дин к хесед. И более того, что изменение оно способом нихумин и харото, что не только, что от этого момента и далее его поведение оно управляется другой мидой (хотя также сейчас это то же положение), но что он сожалеет о своем поведении перед этим. И поэтому объясняет в маамаре, что одом — это мойхин и мидойс, а не идею трех линий, ибо то, что происходит изменение митдойс, и способом нихумин и харото, это потому, что одом — это мойхин и мидойс, и его мидойс управляются сейхел.

Заин

И идея объяснения, ибо сказано «лефи сихлой йеhулол иш[40]«, и известно, что то, что одом назыается именем иш, это со стороны мидойс в нем, [что это есть различие между «одом» и «иш», ибо то, что называется одом, это со стороны сейхел в нем, и то, что называется иш, это со стороны мидойс в нем], и «лефи сихлой йеhулол иш» означает, что также мидойс в человеке (иш) они в соответствии с его разумом. И т.е., что также природные мидойс в человеке. вместе с тем, что основное из существование это со стороны природы [и не так, как мидойс сихлийойс[41], что все их существование — это со стороны разума], они пробуждаются посредством разума. И это есть то, что сказано «ал йейрах левавхем ал тироу…[42]«, ведь на первый взгляд, страх в войне это вещь естественная, и как возможно приказывать на это ал тироу, и объяснение в этом, ибо поскольку пробуждение мидойс тивийойс[43] происходит посредством сейхел, то, когда он положит свою мысль и сознание в этом, не ослабеет сердце его и не испугается и не будет бояться совершенно. И как объясняет Рамбам, и каждый, кто начинает думать и размышлять о войне, и приводит себя в панику, нарушает заповедь «не делай», как сказано, «ло йейрах левавхем, ал тироу», что также природный страх пробуждается и действует, только когда начинает размышлять об этом. И так это также в Б-жественой душе, что также ее природные качества, их пробуждение — посредством разума. И это есть то, что сказано веоhавто эс Гавайе Элойкехо[44], что хотя каждый из Израиля по своей природе любит Вс-вышнего, и в соответствии с учением Алтер Ребе, не хочет никаким образом, и не может совершенно быть оторванным, хас вешолом, от Элойкус, тем не менее, есть приказание на это, ибо природная любовь пробуждается посредством гисбойненус, и на это есть приказание, чтобы задумываться о вещах, пробуждающих любовь. И эта идея (что пробуждение любви оно посредством гисбойненус), это не только со стороны сокрытия и утаения животной души, но также со стороны Б-жественной души, ибо мидойс в человеке, и тем более, Б-жественной души в нем, они в соответствии с сейхел. И с другой стороны, также после того, как Б-жественная душа оделась в тело и животную душу, посредством гисбойненус и т.д., неизбежно, что природная любовь Б-жественной души придет в раскрытии. Ибо из самого того, что каждому из Израиля приказано любить Вс-вышнего, ясно, что это зависит от его выбора. И нельзя сказать, что приказание это только на гисбойненус, и как говорит Алтер Ребе, что он получил это от Баал Шем това, что «заповедь веоhавто — это укрепить свою мысль и сознание… в вещах, пробуждающих любовь, и то, что придет из этого, это не основное в этой заповеди», ибо простой смысл в веоhавто, это что он будет любить Вс-вышнего. И из этого ясно, что каждый и каждый из Израиля, когда задумается в этом (и будет у него симас лейв[45]), неизбежно, что, в конечном счете, будет у него любовь к Вс-вышнему. И это то, что говорится в маамаре, что в мидойс человека может быть изменение от хесед[46] к дин[47], и от дин к хесед, ибо, поскольку мидойс в человеке подчиняются сейхел, поэтому, когда сейхел заставляет сказать по-другому, происходит изменение также в мидойс.

Хес

И объяснение этой идеи более подробно, будет понятно в соответствии с тем, что пишет Мителер Ребе в Тойрас хаим, что в мидойс есть (в общем) три ступени, ибур[48], йенико[49], и мойхин[50], что это есть то, что мидойс называются цоймеах [как известно в идее доймем, цоймеах хай медабер[51] в человеке, что аспект хай в человеке — это сейхел, и мидойс — это цоймеах в нем], ибо рост и увеличение мидойс происходит способом изменения со ступени на ступень, ибур, и после этого йенико и после этого мойхин. Аспект ибур — это мидойс, когда они еще сокрыты в сейхел, подобно плоду в чреве матери. И аспект йенико — это мидойс, как они притягиваются в сердце, что также тогда они растут от мойхин, и наоборот, тогда это основной их рост, подобно ребенку, что также после того, как он родился и стал самостоятельным мциюс[52], он питается молоком его матери, что посредством этого растут его органы (и вплоть до того, что основной рост ребенка это во время кормления грудью). И аспект мойхин — это мидойс, когда они в гадлус[53] (подобно ребенку после времени кормления грудью), и также эти мидойс воспринимают от мойхин, из аспекта гадлус мойхин, как объясняется в Тойрас хаим там. И в соответствии с этим будет понятно объяснение на то, что когда сейхел повелевает по-другому, происходит изменение в мидойс (как приводилось выше из маамара баал аhилуло), ибо, поскольку также после того, как мидойс притянулись в сердце и стали самостоятельным мциюс, они воспринимают от сейхел, подобно ребенку, что также после того, как он родился и выше на свет, он питается от молока его матери [и более того, даже мидойс дэгадлус воспринимают от сейхел], поэтому, когда происходит изменение в сехел, изменяются также мидойс.

И продолжает в маамаре, что также в сейхел возможны нихумин. И приводит пример на это из того, что в начале сказано вехол йецер махшевойс либой рак ра… (и поэтому) эмхе…, и после этого сказано ки йецер лейв hоодом ра минеуров (и поэтому) лой ойсиф ойд леhакойс[54].., что то же соображение, что было в начале причиной для обвинения, превратилась в причину для оправдания. И объясняет, что изменение в сейхел пришло со стороны роцон. Ибо, когда происходит изменение в роцон, изменяется также сейхел.

И вот, причина на то (что посредством роцон изменяется сейхел) это потому, что сейхел имеет отношение всегда (также после того, как уже притянулся из роцон) к роцон, и поэтому, когда происходит изменение в роцон, изменяется также сейхел. И подобно тому, что объяснялось выше в идее сейхел и мидойс. И нужно понять, ведь сейхел и мидойс — это два различных аспекта, что сейхел — пними [что то, что объясняется иногда, что сейхел — это макиф, имеется в виду, что он не в аспекте hергеш пинми в такой степени, как мидойс], и его воздействие на мозг — путем hислабшус, и вплоть до того, что посредством умножения занятий наукой, происходит изменение в мозгу, что добавляются в нем извилины, и подобно этому в отношении воздействия сейхел на мидойс в сердце, что то, что воздействует на мидойс, это посредством того, что одевается в них. Но роцон — это макиф, который не приходит в гислабшус. И подобно этому также в отношении воздействия роцон на сейхел [что посредством роцон происходит изменение в сейхел, что поэтому сказали, леойлом йилмод одом бемоком шелибой хофец[55]], что это не путем гислабшус, но путем сибо[56]. И в соответствии с этим требуется объяснение, ведь на первый взгляд, в сейхел и мидойс, поскольку в мидойс одевается сейхел, поэтому, также после того, как притягиваются мидойс от сейхел, они зависят от сейхел, и когда происходит изменение в сейхел, изменяются также мидойс. В отличие от этого, в роцон и сейхел, поскольку роцон — это только причина для притяжения и раскрытия сейхел, какая связь сейхел (после того, как уже притянулся) с роцон, и вплоть до того, что посредством изменения роцон изменяется также сейхел.

Йуд

И это будет понятно, после того, как будет объяснено сначала то, что объясняет Цемах Цедек подробно в Ор аТора, гл. Носой и кратко в его Сефер амицвойс, заповедь строительства Храма, на посук кол ашер хофец Гавайе осо[57], что нужно понять, ведь творения были сотворены из десяти сфиройс, которые ниже, чем кесер, и более детально — из семи мидойс, и почему относит все творения к роцон — что это есть кесер. И на первый взгляд можно добавить, что невозможно сказать, что то, что сотворено из десяти сфиройс — это отдельные творения, а то, что сказано кол ашер хофейц Гавайе осо (кол именно) указывает на общность творения, поскольку также общность творения — ее сотворение из хохмо, как объясняется в нескольких местах на посук кулом бехохмо осисо[58], что разделение творений — это с стороны бино, но творение со стороны хохмо — это в общем (кулом бехохмо), и что означает кол ашер хофейц Гавайе осо, что творение оно из роцон. И объясняет это примером из действия человека, что хотя всякое действие происходит от конкретной силы, но то, что эти силы действуют — это посредством роцон, и без роцон, не будет никакого действия. И как движение руки или ноги, что хотя само движение происходит из силы движения, которая в руке, тем не м менее, для того, чтобы было движение, это посредством роцон именно, и без роцон рука будет покоиться как камень (хотя и есть в ней сила движения). И подобно этому это в одом элйон, что то, что притягивается от десяти сфиройс шефа’, чтобы давать жизнь мирам, это со стороны роцон, и поэтому все действия относятся к роцон, кол ашер хофейц Гавайе осо. И следует сказать, что то, что все действия относятся к роцон, хотя сами действия притягиваются от десяти сфиройс, и роцон — это только для того, чтобы сфиройс давали hашпоо[59], это (как следует из Ор аТойро там) из за того, что действие внутренних сил это посредством роцон, это потому, что койхос пнимиим[60] — они только зив и гаоро[61] от нефеш, а роцон — это от ацмус анефеш. И поэтому относятся действия к роцон, хотя они притягиваются от внутренних сил, ибо роцон это (как) их эцем.

И в соответствии с этим будет понятно также связь сейхел (также после того, как он притянут) с роцон, ибо то, что посредством роцон происходит притяжение и раскрытие сейхел, то со стороны того, что роцон это из ацмус души, эцем всех сил. И также это в отношении идеи что кол йецер махшевойс либой рак ро, что изменение, которое произошло в этой идее, что перед этим это было причина для обвинения, и после этого сделалась (та же самая идея) причиной для оправдания, это со стороны изменения кивйохол, которое было в роцон (как говорилось выше в маамаре баал аhилуло).

Йуд алеф

И вот, причина для того, что произошло изменение в роцон, объясняет в маамаре, что после того как вайорах Гавайе эс рейах анихойах[62], что розо дэкурбоно ойло ад розо дээйн Соф[63], тогда был притянут новый роцон. И идея в том, как объясняет Адмур Могараш в hемшехе маим рабим, что рейах[64] пробуждает эцем анефеш[65]. И поэтому, когда человек в обмороке, рахамоно лицлан[66], когда дают ему нюхать сильный запах, он пробуждается из обморока, ибо идея обморока — это отсутствие распространения хайус, и посредством сильного запаха, который пробуждает сущность души, притягивается хайус заново (от сущности души), и подобно этому будет понятно свыше, что идея вайис’ацейв эл либой[67] (противоположность вайар Элойким эс кол ашер осо веhиней тойв меойд[68]) — это движение силук[69] (подобие идеи гисалфус[70]), и посредством того, что вдохнул рейах нихоах от корбонос, нахас руах[71] передо мной, что я сказал, и было исполнено моя воля, был притянут новый роцон от ацмус, который выше, чем гилуй[72].

Йуд бейс

И вот, причина на то, что также в роцон (который выше, чем сейхел) возможно нихумин и харото (изменение), это потому, что также роцон он включается в циюр одом, моцхин и мидойс. Ибо в роцон есть мидойс в нем и таам[73] в нем, таам комус[74]. И поскольку сейхел (также таам комус) это такая вещь, которая переворачивается [как понятно из идеи кол йецер махшевойс одом рак ра, что возможно объяснить ее двумя противоположными способами, в сторону обвинения и в сторону оправдания], поэтому, когда происходит изменение в таам комус, изменяется роцон (мидойс в роцон), подобно изменению в раскрытом сейхел, что посредством этого изменяются мидоцс, что все это в роцон, для которого есть таам. Но роцон, который выше чем таам (что нет в нем также скрытой причины), невозможно в нем изменение. И это есть то, что говорится вегам нецах Исроэл… лой йинохейм ки лой одом гу легинохейм, ибо корень нецах Исроэл — это в роцон который, выше чем причина, и поэтому невозможно в нем изменение (нехомо).

[1] самопожертвование

[2] глупость; отклонение от средней линии (см. Боси леГани 5710). (Прим. переводчика)

[3] букв. «глупость со стороны Святости». Объясняется в Боси леГани 5710 (Прим. переводчика)

[4] причина и познание

[5] жертвоприношения

[6] сокровища

[7] растрата

[8] сфира Нецах. Стремление к победе

[9] сущность души

[10] внутренний уровень в сфире Кесер (Корона)

[11] Воинство Вс-вышнего

[12] благословен Он

[13] уточнение

[14] Возжелал Вс-вышний, чтобы было у Него жилище в нижних» (Мидраш Танхума Носой 16)

[15] «И также вечность Израиля не солжет и не раскается, ибо не человек он, чтобы раскаяться»

[16] «не человек»

[17] раскаяние, изменение первоначальной мысли

[18] раскаяние

[19] «И отдал его другу твоему, который лучше тебя» (Шмуэль Алеф 15, 28)

[20] «Пожалел Я, что поставил Шоула царем» (Шмуэль Алеф 15, 11)

[21] разделить (между святым и будничным)

[22] структура

[23] Высший Человек (структура сфирот Ацилус)

[24] изменение

[25] понятие, определение

[26] «уподоблюсь Высшему» (Йешайа 14, 14)

[27] «и над образом этого престола – образ, подобный человеку» (Йехезкель 1, 26)

[28] «подобие вида человека»

[29] Каф в начале слова означает уподобление

[30] внешний аспект Кесер

[31] внутренний аспект Кесер

[32] мозг

[33] эмоции

[34] эмоции человека управляются и соответствуют его разуму

[35] разум

[36] сочетание

[37] мир хаоса

[38] исправленный мир, мир порядка

[39] Совершенство всего

[40] «По мере разума его будет прославлен человек» (Мишлей 12, 8)

[41] разумные мидойс (эмоции)

[42] «пусть не робеет ваше сердце, не страшитесь…» (Шойфтим 20, 3)

[43] природные мидойс (эмоции)

[44] «И люби Вс-вышнего, Б-га твоего»

[45] положит на это сердце свое

[46] милосердие

[47] суд

[48] беременность

[49] грудной возраст, малость (см. далее)

[50] мозги

[51] неживой, растительный, живой, говорящий

[52] существование

[53] взрослость

[54] «Не буду больше поражать…» (Нойах 8, 21)

[55] «Пусть человек всегда учит в месте, где сердце его желает»

[56] причина

[57] «Все, что пожелал Вс-вышний, сделал Он» (Тегилим 135, 6)

[58] «Все мудростью сотворил Ты» (Тегилим 104, 24)

[59] влияние, воздействие (вовне)

[60] внутренние силы

[61] отблеск и отсвет

[62] «И вдохнул Вс-вышний запах благоухания» (Нойах 8, 21)

[63] тайна жертвоприношения поднимается до тайны Эйн Соф

[64] запах

[65] сущность души

[66] не дай Б-г

[67] «и огорчился Он в сердце Своем» (Берейшис 6, 6)

[68] «И видел Б-г все, что Он создал, и вот хорошо очень» (Берейшис 1, 31)

[69] подъем, удаление

[70] обморок

[71] удовольствие; успокоение духа

[72] раскрытие

[73] причина

[74] скрытая причина