Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Комментарии на Игерес а-Тшуво

Ликутей Сихойс т. 39

Стр. 161

Большая часть их – из бесед 5729 г.

Игерес а-тшуво

Алеф

Игерес а-тшуво – это третья часть Тании, как говорится на титульном листе Тании (издание Залквы, 1799 – первый раз, когда была напечатана Игерес а-тшуво первое издание) «и это третья часть», и также на заглавии Игерес а-тшуво (издание Шклов 1806, второе издание) «ликутей аморим ч. 3». Вплоть до того, что она называется этим именем также нашими Рабеим.

Идеи Торы – и в особенности, что книга Тания – это письменная Тора хасидизма (см. подробно – Кицурим вегаорос стр. 118 и далее) – совершенно точны, и отсюда ясно, что то, что игерес атшуво – это третья часть, которая приходит после предшествующих двух частей, также не случайно.

Бейс

Возможное объяснение в этом:

В первой части Тании объясняется аспект мидойс, каким образом каждый еврей может пробудить любовь и страх, и посредством них исполнять 248 заповедей «делай» и 365 заповедей «не делай».

Вторая часть, в соответствии с ее названием – «Врата единства и веры» – [и акцент здесь – на вере, как мы видим в конце предисловия – «вера… в Его единство»], что эмуно указывает на сфиру малхус (как известно в идее эмес веэмуно) и относится к ней. Поэтому во второй части объясняется идея йихуд, что «на небесах наверху и на земле внизу нет более», поскольку малхус – это уже корень для места и времени (Шаар гайихуд гл. 7), и «нет царя без народа», как Алтер Ребе объясняет (Шаар гайихуд ве-hо-эмуно там) «‘ам[1]‘ от языка ‘оймемойс[2]‘, что это есть вещи отделенные»), может быть возможность для ошибки, поэтому требуется там объяснить идею йихуд[3].

Но мидойс, которые выше, чем малхус, поскольку «все эти аспекты (место и время) не имеют отношения к высшим святым мидойс» (Шаар гайихуд там) – там не надо объяснять («предупреждать») идею йихуд, поскольку со стороны этих мидойс изначально нет возможности для ошибки).

И например: хидуш в Шаар гаЙихуд что «вовеки… стоит…» (гл. 1) – это в отношении дворхо (малхус в hишталшелус): что он «не по простому смыслу» (гл. 7) – в отношении цимцум (в малхус, который выше, чем hишталшелус, малхус дэЭйн Соф).

И это есть также объяснение на то, что (по тому, как рассказывают хасиды) у Алтер Ребе была идея поставить Шаар гаЙихуд первой частью, что поэтому он 2-3 раза пишет в «Хинух котон» (предисловие к Шаар гаЙихуд) «как будет объясняться» – они будут объясняться в первой части «книги средних» (которая в современных изданиях идет перед Шаар гаЙихуд).

Более того: даже после того, как Алтер Ребе решил, что Шаар гаЙихуд должен идти после книги средних, он все же оставил место для своего первоначального мнения, что Шаар гаЙихуд должен идти перед сефер шел бейноним, что поэтому он оставил язык «как далее будет объясняться», и не изменил на «объяснялось».

Ибо, поскольку идея сефер шел бейноним – это мидойс, любовь и страх, а Шаар гаЙихуд – это малхус, то в порядке сфиройс (снизу вверх) сначала – малхус, а потом – мидойс (ЗО).

[Кроме этого: также в служении человека, для того, чтобы достичь любви и страха, должна быть сначала вера в единство – йихудой[4] веахдусой[5], как объясняется в Хинух котон в конце].

И в соответствии с этим будет понятно объяснение, почему Игерес а-тшуво – это третья часть, которая приходит после Шаар hа-йихуд и Сефер шел бейноним, поскольку тшуво, в основном, в сфире бино. И порядок сфиройс – бино после ЗуН: после малхус (Шаар гайихуд) и ЗО (Сефер шел бейноним) приходит бино (Игерес а-тшуво).

Гимел

Еще одно объяснение на то, что Игерес а-Тшуво – это третья часть (и приходит после Сефер шел бейноним и Шаар гаЙихуд):

Известны слова моего тестя и учителя[6] (Сефер hа-сихойс 5701 стр. 241 и далее), что «четыре части Тании соответствуют четырем частям Шулхан Орух». И он объясняет, что 53 главы Тании (первая часть) – это Орах Хаим хасидизма Хабад, Шаар гаЙихуд ве-hо-эмуно (вторая часть) – это Йоре Део, Игерес а-тшуво (третья часть) – Эвен гоЭзер.

И в соответствии с этим понятно, что Игерес а-тшуво – это третья часть, которая приходит после Сефер шел бейноним и Шаар гайихуд ве-hо-эмуно, поскольку Эвен гоЭзер приходит после Орах Хаим и Йоре Дейо.

Далет

Объяснение отношения Игерес а-тшуво к Эвен гоЭзер:

Далее начало гл. 4: нижняя тшуво и высшая тшуво (включающие все аспекты тшувы) – два ה’, сейдер נשים, малхус и бина.

В Талмуде – трактат Гитин, и после этого – трактат Кидушин – как сказано в посуке «вейоцъо… веhойсо[7]» (предисловие к комментарию на Мишну Рамбама).

И подобно этому в истории человечества: «вайгореш эс hоодом[8]» – «как дочь… которая была изгнана» (Берейшис Раба 21, 8, и см. там). И после этого – во время Дарования Торы – «кидшону бемицвойсов[9]» – как человек, освящающий свою жену», «ты посвящена мне» (ч. 1, гл. 46, и см. далее гл. 10)

И невозможно {быть одному после другого} и должна быть тшува между ними (ч. 1 гл. 17).

Посредством греха «шулхо имхем[10]» (далее, начало гл. 6), и посредством тшувы «кой омар Гашем… эй зе сейфер крисус[11] (Гитин) ашер шулхо имхем» (Йешайа 50, 1).

И в открытой части Торы – тшуво – это кидушин после гейрушин (Йома 86, 2 в начале) и еще. И не здесь место, чтобы говорить об этом.

Стр. 201

гл. 4

И также то, что говорится в Зогар… тшуво илоо…

Нун

В гл. 4 в ее начале приводит Алтер Ребе то, что говорится в Зогар, что в тшуво[12] есть две ступени: нижняя тшува и высшая тшува. В продолжение этого он привдит также то, что говорится в Зогар, что «тшува не помогает для пойгем брис[13]…», и спрашивает на это: ведь «нет у тебя вещи, которая устоит перед тшувой», и отвечает — «и объяснил в Рейшис Хохмо, что намерение Зогар здесь, что не помогает нижняя тшува, но только высшая тшува»,

Нужно понять: тем, что он приводит Зогар «что тшува не помогает для пойгем брис[14]«, Алтер Ребе хочет сказать, что для пгам брис[15] нужна тшува илоо[16], как объясняется в Рейшис Хохмо)

[что это ему нужно для объяснения, что идея тшуво илоо — это «что будет заниматься Торой» (что поэтому нужно прибегнуть к тшуво илоо, чтобы исправить пгам брис, поскольку этот грех повреждает мозг, то исправление на это «что будет заниматься Торой, которая мехохмо нафкас», как далее гл. 9)]

Но почему он должен писать так подробно [сначала — привести Зогар, что «тшува не помогает», после этого спросить на это «и это удивительно», и только после этого привести объяснение из Рейшис Хохмо] он бы мог написать кратко: «и также то, что говорится в Рейшис хохмо на то, что тшуво сатоо не помогает для пойгем брис и мойци зэра леватоло[17], но только тшуво илоо»?

Нун алеф

Объяснение в этом:

Приводя слова Зогара «тшува не помогает…», несмотря на то, что высшая тшува да помогает, — Алтер Ребе хочет указать, что тшува вообще — это нижняя тшува, что поэтому говорит Зогар «тшува не помогает», поскольку вообще тшува — (что это есть нижняя тшува) — не помогает.

Почему Алтер Ребе важно сообщить нам, что вообще тшува — это нижняя тшува?

Как говорилось выше (п. 35 и сноски там) что с помощью Игерес аТшуво Алтер Ребе хочет доказать, что это «очень близко» для каждого еврея прийти к тшуво. И поскольку на пгам брис нужно прибегнуть к тшуво илоо, то можно задать вопрос — тшуво илоо — это высокая ступень, что это не так легко, и как же это «очень близко» для каждого еврея чтобы исправить грех пгам брис?

Поэтому Алтер Ребе приводит, что в самом Зогар, где говорится, что (по объяснению Рейшис Хохмо) тшуво сатоо не помогает для пойгем брис, он называет тшуво сатоо тшувой просто (вообще). И поскольку тшува искупляет все грехи, то необходимо сказать, что также тшуво сатоо (которая называется тшуво просто) искупляет также пгам брис. И то, что говорится в Зогар что тшуво сатоо не помогает для пойгем брис, это только в отношении исправления повреждения. Но в отношении того, чтобы перестать быть рошо (грешником), или разбить железную стену, которая разделяет между ним и между Вс-вышним (что все время, что есть такая преграда, — «невозможно ему начать служить Вс-вышнему» — Тания ч. 1 гл. 17) – это достигается также с помощью тшуво сатоо.

Нун бейс

Еще один аспект в этом:

Из того, что нижняя тшува называется тшувой вообще, ясно, что она включает в себя все аспекты в тшуво (как объяснялось выше п. 14 о четырех псуким, в которых указывается все четыре аспекта в тшуве, что Алтер Ребе приводит (выше п. 1) на тшуво — «чтобы не вернуться больше к глупости — восстать против царства Его, благословен Он» — поскольку также тшуво hей сатоо[18] — аспект малхус[19], — включает в себя аспекты тшуво во всех четырех буквах).

И объяснение в этом: движение тшувы это (не движение распространения и существования (мциюс[20]), но наоборот -) выйти из себя, устранение его предыдущего существования (и это движение есть также в самой нижней ступени в тшуво — «яазойв рошо даркой[21]«: уйти (и выйти из) своего пути). И поскольку движение тшувы это битуль[22], то невозможно разделить в этом от нижней тшувы и до высшей тшувы.

И подобно тому, что известно в идее различия между любовью и страхом, что в любви, поскольку ее идея — это существование и распространение, то каждая ступень любви — это отдельных аспект. Но в страхе, поскольку его идея это — битуль, то невозможно разделить между йиро сатоо и йиро илоо, — поскольку сама сущность йиро — движение битуль, — в их обоих одинаково.

Вплоть до того, что даже страх перед наказанием (и не только страх перед наказаниями Свыше, но йирас рцуо, что он боится, что человек будет его бить) поскольку это есть движение страха и битуль, говорят на это, что его внутренняя и истинная суть — это страх, что он боится Вс-вышнего — йирас роймемус. Но со стороны сокрытия тела и животной души, думается ему, что он боится наказания.

(и как постановляет Рамбам (законы гейрушин в конце гл. 8) что когда еврей исполняет заповедь, думая, что он делает это из за того, что гоим заставляют его делать ее, постановляет Тора, что в пнимиюс[23] он исполняет заповедь со стороны желания сущности души, которая хочет исполнять все заповеди).

И подобно тому как йиро, подобно этому также тшува (и следует отметить, что основная тшува — это на йиро — дибур амасхиль[24] Шойфор 5698 (сефер амааморим 5699) гл. 9 и 10. И см. также сефер амааморим 562 стр. 277 (и далее), что даже самая нижняя ступень в тшуво, вплоть даже до тшуво из страха перед наказанием (что он делает тшуво, чтобы не быть наказанным), в ее глубине и истинности — это тшуво со стороны сущности души, что душа возвращается к Вс-вышнему — «веhо-руах тошув эл hоЭлойким ашер несоно[25]«. Но со стороны оболочки (клипы) тела и животной души, которые скрывают душу, думается ему, что он делает тшуво со стороны страха перед наказанием.

И поскольку также нижняя тшува заключает в себе все аспекты в тшуво, то понятно, что также через нее (в сокрытии и в глубине) исправляется пгам брис. И то, что на пгам брис требуется прийти к тшуво илоо (в раскрытии) — это для того, чтобы этот грех бы исправлен также в раскрытии.

Так можно сказать бедерех эфшор. И еще требуется изучение.

להבין זאת מעט מזעיר

Понять это немного, чуть-чуть

Нун Гимел

Следует сказать: «немного» – количественно, «чуть-чуть» – качественно (в отличие от языка «меат мин hа-меат» и т.п.)


[1] Народ

[2] тлеющие

[3] Йихуд — Единство; единение. см. также йихудим

[4] Единственность Вс-вышнего

[5] Единство

[6] Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, шестой Любавичский Ребе

[7] «и выйдет (из дома его и пойдет), и станет (женой другого)» (Ки сейцей 24, 2)

[8] И изгнал Он человека

[9] «освятил нас своими заповедями»

[10] «(За преступления ваши) изгнана была мать ваша.» (Йешайа 50, 1)

[11] «Где то письмо развода матери вашей, которым Я прогнал ее?» (Йешайа 50, 1)

[12] Тшуво — Раскаяние; возвращение

[13] Оскверняющий (букв. «повреждающий») союз

[14] Оскверняющий (букв. «повреждающий») союз

[15] повреждение (знака) союза

[16] Высшая тшува

[17] изливающий семя понапрасну

[18] hей сатоо — нижняя (последняя) буква hей в четырехбуквенном Имени

[19] Малхус — Царство. Сфира «малхус»

[20] Мциюс — Существование. Реальность

[21] «Оставит нечестивый путь свой» (Йешайа 55, 7)

[22] Битуль — Подчинение, самоустранение

[23] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[24] Начальные слова (маамара и т.д.)

[25] «А дух возвратится к Б-гу, Который дал его» (Когелет 12, 7)