стр. 1406
Пейсах шейни
Симан гимел
Кроме указания, которое учится из "причины" Пейсах шейни (как объяснялось выше подробно) есть также указание, которое учится из самой идеи Пейсах шейни.
Общая идея "Пейсах" это - на имя того, что "уфосах Гавайе...[1]", "дерех дилуг укфица[2]" (Раши Бо, 12 1). И указание из этого в служении человека, - что общая идея работы "я создан, чтобы служить своему Создателю", должна быть способом дилуг укфица, выше измерения и ограничения.
Действительно, работа человека должна быть таким образом, что идут от простого к сложному. т.е., что начало работы оно способом галихо[3] (а не дилуг и кфица[4]), идти "дорогой Вс-вышнего", как сказано "лемаан ашер йецаве эс бонов веэс зарой ахаров вешомру дерех Гавайе[5]", и "дорога" предназначена чтобы идти. И в самом этом есть различие между тем, чтобы идти способом "бехол левовхо увехол нафшехо[6]", и между тем, чтобы идти способом "бехол мейодехо[7]": идти "всем сердцем и всей душой" - это действительно, таким образом, что использует все свои силы (всем сердцем и всей душой) духовные (и тем более силы существования материалього тела) полностью, но это работа в измерении и ограничении, и путь "бехол меойдехо" - это выше, чем измерение и ограничение. Но после этого требуется более высокое совершенство, - работа способом перепрыгивания и прыжка, (совершенно выше чем "галихо").
И как понятно по проcтому смыслу превосходство в служении способом дилуг укфицо относительно работы способом галихо, - ибо галихо, какой бы быстрой она не была (выше измерения и ограничения, бехол меойдехо) но, все равно, одна нога его находится на земле, что не так в отношении прыжка, - что отрывается совершенно от земли, обоими ногами (как объясняет Алтер Ребе в Ликутей Тойро (Шир гаШирим 15, 2),
И вот, это указание (что служение должно быть способом прыжка), это общая идея Пейсах, включая также первый Пейсах, и наоборот, "Пейсах" просто (что "имя его, как называют его на Святом языке" указывает на дилуг укфицо) указывает на первый пейсах. И, в соответствии с этим – необходимо сказатть, что второй пейсах добавляет что-то относительно Пейсах ришойн (поскольку приходит после него) в соответствии с указанием Торы "Поднимаются в святости".
И объяснение в этом:
В самой работе дилуг и кфицо возможно возвышение и добавление. И это есть идея Пейсах шейни - дилуг шейни, т.е. дилуг и кфицо также относительно дилуг и кфицо первого Пейсаха.
Далет
Объяснение идеи достоинства дилуг (пейсах) шейни относительно дилуг (пейсах) ришойн - таким образом, что это понятно также самому простому из простых (поскольку также он не говорит таханун в этот день, поскольку это есть пейсах шейни):
Прыжок в вопросах еврейства в пейсах ришойн - это в основном из-за приказания и потому что даются силы Свыше ("ани гамасхиль"). Но дилуг и кфицо в Пейсах Шейни это более высоким образом, т.е., что подчеркивается в этом достоинство "кав шелой[8]" (как объяснялось выше п. 1) т.е. что дают ему силы чтобы он мог подняться выше чем прыжок первого Пейсаха, и вплоть до того, что это будет считаться "кав шелой".
Это значит: хотя первый пейсах продолжается семь дней, а пейсах шейни - только один день, и также есть дополнительные различия между пейсах шейни и ришойн, в которых подчеркивается превосходство первого пейсах перед вторым, - несмотря на это, есть особое достоинство в пейсах шейни относительно пейсах ришойн, что в нем подчеркивается аспект "кав шелой". И этот аспект он настолько высокий, что из-за этого считается пейсай шейни прыжком (совершенно эйн оройх) в отношении к прыжку первого пейсах!
И, в особенности, во время галут, когда не приносят корбан пейсах по простому смыслу, но только в духовном аспекте, способом "нешалмо порим сфосейну[9]" - что тогда подчеркивается еще более превосходство пейсах шейни относительно пейсах ришойн.
Во время что бейс амикдош был на своем месте, что тогда приносили корбан пейсах в материальности, - то в практическом аспекте и в раскрытии видели превосходство пейсах ришойн относительно пейсах шейни, (ибо есть аспекты в корбан пейсах ришойн которых нет в корбан пейсах шейни), а превосходство пейсах шейни относительно пейсах ришойн был только в духовном аспекте, (работа способом "кав шелой"). В отличие от этого во время голус, общая идея пейсах - это только в духовности, и со стороны духовности этих вещей - подчеркивается превосходство пейсах шейни относительно пейсах ришойн.
[1] "И перепрыгнет Вс-вышний (дома евреев)"
[2] перепрыгивание
[3] идти
[4] прыгать
[5] "За то, что он заповедает сыновьям своим и потомству после него, и будут хранить дорогу Вс-вышнего"
[6] "всем твоим сердцем и всей твоей душой"
[7] "всем своим достоянием"
[8] его собственная работа
[9] "заплатим за быков нашими устами"