… практически:
Каждый знает, что была у него и есть у него отношение к моему тестю и учителю, Ребе, главе нашего поколения, и самое главное – что глава нашего поколения поставил себя в такое положение, чтобы было у него отношение к нему, и поэтому – это отношение – вечно (не важно – хочет ли он или нет), и поэмтоу он обязан вести себя в соответствии с указаниями главы поколения, в отношении распространения Торы и еврейства и т.д. и т.д.
И как говорилось – поскольку есть у него отношение к главе поколения, - это заставляет его вести себя таким образом, и нет у него выбора вести себя по-другому.
И когда он говорит, что есть у него свобода выбора и т.д., и это "тем более и тем более": если в отношении приказания Вс-вышнего есть у него свобода выбора, и знание Свыше не определяет его выбор и т.д., то тем более – в отношении приказания главы поколения – говорит на это хасидут: "отнюдь нет"! – Знание и приказание Свыше не определяют выбор человека, поскольку "сердце устам не сообщает", т.е., что это не раскрылось и не пришло в мир речи, но в отношении приказания главы поколения – это пришло и раскрылось в мире речи, и более того – в практическом действии, и вплоть до того, что отдавал свою жизнь на это, и поэтому – это вынуждает его сделать правильный выбор! – У него нет другого выхода. Он обязан исполнить указания главы поколения!
И то, что он утверждает, что он сделает это позже – действительно, Свыше есть идея "маарих аф[1]" и т.д., но когда речь идет о приказании и указании главы поколения – то он сам объявил и подчеркнул, чтобы занимались этим "сейчас", и сказал, что речь идет о нем лично, и сказал, что намерение в том, чтобы было "топору да плаху" (т.е., практическое действие)! И поэтому – нет возможности оставить это на потом!
И поскольку он знает, что нет у него иного выбора, но только исполнить указания главы поколения, и в конечном счете – он вынужден будет вести себя так – то лучше, чтобы он делал это изначально, немедленно сейчас, и так, чтобы это было "бехесед уверахамим", (поскольку не будет необходимости принуждать его). И как известны слова моего тестя и учителя, Ребе, которые он сказал в начале своего несиют – что он хочет, чтобы управление было бехесед уверахамим[2] и т.д. И подобно этому известно выражение моего тестя и учителя, "хасид он умный", и поэтому, поскольку он знает, что в конечном счете, не будет у него другого выхода, и он будет вынужден вести себя так, как хочет Ребе – то он ведет себя так изначально, и само собой – это происходит бехесед уверахамим.
(из беседы Вайикро 5743)