Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йуд бейс тамуз 5743

Гисваадуйойс 5743, стр. 1741

… приходит йецер hоро[1] и утверждает: поскольку поведение «большинства мира» таким образом как говорилось выше — ненависть и махлойкес[2] и т.д., и в общем — ведут себя с позиции силы и жестокости, «кол дэалим говар[3]«, как «джунгли»… противоположность идее справедливости и прямоты, «лошевес йоцоро[4]«, посредством исполнения семи заповедей сынов Ноаха — понятно, что он не сможет (в качестве индивидуума) изменить положение мира, и более того: он не может идти против течения, и следовательно, также в своей личной жизни он должен вести себя таким же образом!

И особенно, когда он видит, что «путь грешников успешен»:

Есть страны, строй которых не основан на принципах справедливости и истины, позволить каждому человеку делать то, что он считает нужным, но предписывают каждому человеку, как он должен себя вести, что говорить и что не говорить, что писать и что не писать, и т.п., и в общем — строй «диктатуры», т.е., поскольку он «диктатор» — то он смог создать армию и слуг и т.д., и он властвует над всей страной. И тем не менее, мы видим практически, что этот порядок и этот строй преуспевает!

И подобно этому в его частной жизни: есть люди, которые достигли богатства — некошерными путями! И как говорит Писание «ойсэ ойшер велой бемишпот[5]«, «йедейхем домим молейу[6]«, «домим» имеет двойной смысл — «домим» — имущество, и «домим» — в буквальном смысле — кровь, т.е., что у него есть много денег как следствие пролития крови другого человека, посредством воровства и грабежа, сдвигания границ, и т.п. И тем не менее, они преуспевают в своих путях, и так, что они могут дать «взятку», для того чтобы достичь уважаемых должностей, которые совершенно не соответствуют их положению и состоянию, и т.д.

И поскольку это так — объясняет ему йецер hоро — ты также должен вести себя так, ибо: прежде всего — ты, несомненно, не сможешь устоять против поведения большинства, и изменить ситуацию, и более того: может быть, стоит также тебе попробовать вести себя таким образом, ибо ты сам видишь успех людей, которые ведут себя таким путем!…

И поскольку йецер hоро — «профессионал в своей области», и понимает душевное состояние человека — то, когда оно видит, что имеет дело с человеком, у которого качества цедек[7] и йошер[8] укоренены в его душе, и само собой, оно не может убедить его вести себя противоположно цедек и йошер — тогда оно пытается идти противоположным путем, посредством того, что облачается в одеяния цедек и йойшер:

Поскольку ты, несомненно, хочешь изменить положение дел, и привести к тому, чтобы все вокруг вели себя в соответствии с принципами цедек и йошер — стоит тебе повести себя временно противоположным справедливости и правде способу, и таким образом ты быстро достигнешь богатства, и поскольку «ойhавей ошир рабим[9]» — тогда у тебя будет положение в обществе, и более того — влияние на все общество, и посредством этого ты сможешь распространять справедливость и правду всюду, где распространяется твое влияние! И может быть, ты еще достигнешь положения «диктатора», и тогда ты сможешь «заставить» все мир вести себя в соответствии с принципами справедливости и правды!.. А если ты будешь оставаться в своем сегодняшнем положении — то у тебя нет сил и возможностей, чтобы действовать в этом направлении!

И также объясняет ему йецер hоро, что когда он достигнет богатства — даже если он достигнет этого посредством «йедейхем домим молейу» — он сможет использовать свои деньги для благотворительности и добра, помогать и давать цдоко множеству людей, множеству благотворительных учреждений, и т.п.!

А что касается его временного не-желательного поведения (пока он не достигнет богатства) — ведь «нет ничего, что бы могло устоять перед тшуво[10]«, и тем более, что его намерение — желанно, для того, чтобы он смог делать цдоко и хесед, и распространять справедливость и истину во всем мире!

Йуд бейс

И вот, посредством подобных рассуждений — йецер hоро заключает его «за железный занавес»:

«железо» — это общее название для всех видов металла, меди, серебра и золота, символ страстей человека, и это то, что йецер hоро вводит его «за железный занавес» — чтобы он не мог, хас вешолом, освободиться от не-желательного поведения (противоположности справедливости и истине, «руки ваши полны крови» и т.п.), поскольку такое поведение становится его желанием и его страстью, несмотря на то, что он начал это — посредством искушения дурного начала — с добрым намерением (как если бы), как говорилось выше подробно.

И вот, известны слова Разал, «тот, кто говорит, согрешу и вернусь, не дают ему возможности сделать тшуво». И в нашем вопросе: когда он решает вести себя не-желательным образом только временно, для того, чтобы потом он смог исправить весь мир — то это подобно на «согрешу и покаюсь», и тогда «не дают ему возможности покаяться», т.е., что после того, как исполнится его стремление достичь богатства и влияния в обществе и т.д.- он уже не будет использовать это для того, чтобы распространять справедливость и истину (как он думал сначала), поскольку йецер hоро стал уже баал hабаис над ним, и отсюда и далее — он (йецер горо) — устанавливает как он должен себя вести!..

Другими словами: то, что в течение определенного времени он вел себя противоположно справедливости и истине — это несомненно, без тени сомнения, и несомненно, что это грех; напротив этого — его планы насчет будущего поведения (что после того, как он достигнет определенного статуса — посредством не-желательного поведения — он сможет распространять цедек и йошер) — это большой вопрос, ибо логично предположить, что после того, как он привыкнет в течение какого-то времени вести себя противоположно справедливости и истине — он уже не сможет изменить себя, поскольку он уже подчинен единоличной власти дурного начала — «за железным занавесом»!

И еще: даже если мы предположим, что он выдержит испытание, и сможет сделать тшуво, т.е., что после того, как он достигнет своей цели, будет использовать это для распространения справедливости и истины (как он планировал это изначально) — то это поведение — аспект «заповеди, приходящей посредством греха», и как говорит Писание «бойцеа бейрех ниэйц Гашем[11]«, т.е., что Вс-вышний заявляет открытым текстом, что такое поведение — это противоположность славы и благословения Вс-вышнего!!

И еще один момент в этом: когда он должен исправить зло, которое он причинил другому посредством своего поведения в аспекте hасогас гвул[12], «йедейхем домим молейу», и т.п. — не всегда представляется ему возможность исправить это, и наоборот: как правило, это невозможно, и даже если предоставится ему возможность вернуть награбленное и т.д., то в отношении страданий и огорчений, которые он причинил своему товарищу и его семье — несомненно, что он не сможет вернуть и исправить это!

Йуд гимел

И это есть общая идея служения человека — освободиться и выйти из-за «железного занавеса», который ставит перед ним дурное начало, и не обращать внимания на все объяснения, которые он слышит от «старого глупого царя», по поводу поведения «большинтсва мира», как говорилоь выеш подробно.


[1] Йецер го-ро — Дурное начало

[2] ссора

[3] кто сильнее — тот побеждает

[4] «Он образовал ее, чтобы населить» (Йешайа 45, 18)

[5] «Нажил богатство путем неправедным:» (Йирмийа 17, 11)

[6] «Руки ваши полны были крови.» (Йешайа 1, 15)

[7] Справедливость

[8] прямота, истина

[9] «Но приятелей богатого – много.» (Мишлей 14, 20)

[10] Тшуво — Раскаяние; возвращение

[11] «Грабитель хвалится, хулит Г-спода.» (Тегилим 10, 3)

[12] Букв. «передвижение границы». Нарушение чьих-либо прав на что-либо