Йуд бейс тамуз 5743

Гисваадуйойс 5743, стр. 1741

... приходит йецер hоро[1] и утверждает: поскольку поведение "большинства мира" таким образом как говорилось выше - ненависть и махлойкес[2] и т.д., и в общем - ведут себя с позиции силы и жестокости, "кол дэалим говар[3]", как "джунгли"... противоположность идее справедливости и прямоты, "лошевес йоцоро[4]", посредством исполнения семи заповедей сынов Ноаха - понятно, что он не сможет (в качестве индивидуума) изменить положение мира, и более того: он не может идти против течения, и следовательно, также в своей личной жизни он должен вести себя таким же образом!

И особенно, когда он видит, что "путь грешников успешен":

Есть страны, строй которых не основан на принципах справедливости и истины, позволить каждому человеку делать то, что он считает нужным, но предписывают каждому человеку, как он должен себя вести, что говорить и что не говорить, что писать и что не писать, и т.п., и в общем - строй "диктатуры", т.е., поскольку он "диктатор" - то он смог создать армию и слуг и т.д., и он властвует над всей страной. И тем не менее, мы видим практически, что этот порядок и этот строй преуспевает!

И подобно этому в его частной жизни: есть люди, которые достигли богатства - некошерными путями! И как говорит Писание "ойсэ ойшер велой бемишпот[5]", "йедейхем домим молейу[6]", "домим" имеет двойной смысл - "домим" - имущество, и "домим" - в буквальном смысле - кровь, т.е., что у него есть много денег как следствие пролития крови другого человека, посредством воровства и грабежа, сдвигания границ, и т.п. И тем не менее, они преуспевают в своих путях, и так, что они могут дать "взятку", для того чтобы достичь уважаемых должностей, которые совершенно не соответствуют их положению и состоянию, и т.д.

И поскольку это так - объясняет ему йецер hоро - ты также должен вести себя так, ибо: прежде всего - ты, несомненно, не сможешь устоять против поведения большинства, и изменить ситуацию, и более того: может быть, стоит также тебе попробовать вести себя таким образом, ибо ты сам видишь успех людей, которые ведут себя таким путем!...

И поскольку йецер hоро - "профессионал в своей области", и понимает душевное состояние человека - то, когда оно видит, что имеет дело с человеком, у которого качества цедек[7] и йошер[8] укоренены в его душе, и само собой, оно не может убедить его вести себя противоположно цедек и йошер - тогда оно пытается идти противоположным путем, посредством того, что облачается в одеяния цедек и йойшер:

Поскольку ты, несомненно, хочешь изменить положение дел, и привести к тому, чтобы все вокруг вели себя в соответствии с принципами цедек и йошер - стоит тебе повести себя временно противоположным справедливости и правде способу, и таким образом ты быстро достигнешь богатства, и поскольку "ойhавей ошир рабим[9]" - тогда у тебя будет положение в обществе, и более того - влияние на все общество, и посредством этого ты сможешь распространять справедливость и правду всюду, где распространяется твое влияние! И может быть, ты еще достигнешь положения "диктатора", и тогда ты сможешь "заставить" все мир вести себя в соответствии с принципами справедливости и правды!.. А если ты будешь оставаться в своем сегодняшнем положении - то у тебя нет сил и возможностей, чтобы действовать в этом направлении!

И также объясняет ему йецер hоро, что когда он достигнет богатства - даже если он достигнет этого посредством "йедейхем домим молейу" - он сможет использовать свои деньги для благотворительности и добра, помогать и давать цдоко множеству людей, множеству благотворительных учреждений, и т.п.!

А что касается его временного не-желательного поведения (пока он не достигнет богатства) - ведь "нет ничего, что бы могло устоять перед тшуво[10]", и тем более, что его намерение - желанно, для того, чтобы он смог делать цдоко и хесед, и распространять справедливость и истину во всем мире!

Йуд бейс

И вот, посредством подобных рассуждений - йецер hоро заключает его "за железный занавес":

"железо" - это общее название для всех видов металла, меди, серебра и золота, символ страстей человека, и это то, что йецер hоро вводит его "за железный занавес" - чтобы он не мог, хас вешолом, освободиться от не-желательного поведения (противоположности справедливости и истине, "руки ваши полны крови" и т.п.), поскольку такое поведение становится его желанием и его страстью, несмотря на то, что он начал это - посредством искушения дурного начала - с добрым намерением (как если бы), как говорилось выше подробно.

И вот, известны слова Разал, "тот, кто говорит, согрешу и вернусь, не дают ему возможности сделать тшуво". И в нашем вопросе: когда он решает вести себя не-желательным образом только временно, для того, чтобы потом он смог исправить весь мир - то это подобно на "согрешу и покаюсь", и тогда "не дают ему возможности покаяться", т.е., что после того, как исполнится его стремление достичь богатства и влияния в обществе и т.д.- он уже не будет использовать это для того, чтобы распространять справедливость и истину (как он думал сначала), поскольку йецер hоро стал уже баал hабаис над ним, и отсюда и далее - он (йецер горо) - устанавливает как он должен себя вести!..

Другими словами: то, что в течение определенного времени он вел себя противоположно справедливости и истине - это несомненно, без тени сомнения, и несомненно, что это грех; напротив этого - его планы насчет будущего поведения (что после того, как он достигнет определенного статуса - посредством не-желательного поведения - он сможет распространять цедек и йошер) - это большой вопрос, ибо логично предположить, что после того, как он привыкнет в течение какого-то времени вести себя противоположно справедливости и истине - он уже не сможет изменить себя, поскольку он уже подчинен единоличной власти дурного начала - "за железным занавесом"!

И еще: даже если мы предположим, что он выдержит испытание, и сможет сделать тшуво, т.е., что после того, как он достигнет своей цели, будет использовать это для распространения справедливости и истины (как он планировал это изначально) - то это поведение - аспект "заповеди, приходящей посредством греха", и как говорит Писание "бойцеа бейрех ниэйц Гашем[11]", т.е., что Вс-вышний заявляет открытым текстом, что такое поведение - это противоположность славы и благословения Вс-вышнего!!

И еще один момент в этом: когда он должен исправить зло, которое он причинил другому посредством своего поведения в аспекте hасогас гвул[12], "йедейхем домим молейу", и т.п. - не всегда представляется ему возможность исправить это, и наоборот: как правило, это невозможно, и даже если предоставится ему возможность вернуть награбленное и т.д., то в отношении страданий и огорчений, которые он причинил своему товарищу и его семье - несомненно, что он не сможет вернуть и исправить это!

Йуд гимел

И это есть общая идея служения человека - освободиться и выйти из-за "железного занавеса", который ставит перед ним дурное начало, и не обращать внимания на все объяснения, которые он слышит от "старого глупого царя", по поводу поведения "большинтсва мира", как говорилоь выеш подробно.


[1] Йецер го-ро - Дурное начало

[2] ссора

[3] кто сильнее - тот побеждает

[4] "Он образовал ее, чтобы населить" (Йешайа 45, 18)

[5] "Нажил богатство путем неправедным:" (Йирмийа 17, 11)

[6] "Руки ваши полны были крови." (Йешайа 1, 15)

[7] Справедливость

[8] прямота, истина

[9] "Но приятелей богатого – много." (Мишлей 14, 20)

[10] Тшуво - Раскаяние; возвращение

[11] "Грабитель хвалится, хулит Г-спода." (Тегилим 10, 3)

[12] Букв. "передвижение границы". Нарушение чьих-либо прав на что-либо

Запись опубликована в рубрике: .