Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Веhойо байойм hаhу йитока` бешойфор годол 5728 (2)

Веhойо байойм hаhу йитока` бешойфор годол, увоу hоойвдим беэрец Ашур веhанидохим беэрец Мицраим, веhиштахаву ла-Гашем беhар hа-койдеш бирушолоим[1], и объяснялось выше[2], что шойфор годол[3] — это аспект самого большого пробуждения, которое приходит Свыше, что посредством него пробудятся также ойвдим беэрец Ашур[4] и нидохим беэрец Мицраим[5] (что для них недостаточно простого пробуждения, но требуется самое большое пробуждение), чтобы они пришли поклониться Вс-вышнему. И объяснялось, что шойфор годол, который будет в будущем, он более возвышен, чем все аспекты в шофаре, ибо известно, что в аспекте шофара есть несколько аспектов и ступеней, ибо не подобен шойфор, который вне бейс Микдош[6], шойфору, который в Храме, и в самом Храме, не подобен шойфор во втором Храме шойфору в первом Храме, что поэтому есть различия в отношении трубления в шофар, которое приходится на субботу. Однако, все эти аспекты — это различные ступени в обычном шофаре, но шойфор годол более возвышен, чем шойфор Первого Храма, и даже чем шойфор Дарования Торы, ибо тогда только звук шофара был «хозок меойд[7]«, койл годойл велой йосаф[8], но сам шойфор было просто шойфор, но в будущем также сам шойфор будет шойфор годол.

Бейс

И идея в этом, ибо, общий смысл шофара (также обычного шофара) — это аспект пробуждения, как объясняет Рамбам: «хотя трубление в шофар в Рош аШана — это гзейрас а-косув[9], но намек есть в нем, т.е., пробудитесь спящие от вашего сна, и дремлющие пробудитесь, и вернитесь в тшуве и вспомните Творца вашего» [и следует отметить, что это Рамбам пишет (не в законах шофара, а в) законах тшувы, тем самым еще более подчеркивается, что идея шофара — это аспект пробуждения тшувы], т.е., поскольку это есть природа звука шофара, как сказано «им йитока` шойфор боир веам лой йехроду[10]«, что посредством шофара происходит аспект хародо, которая воздействует и проникает во все частные аспекты в ир ктано[11] — тело человека. И как мы находим также в шофаре во время Дарования Торы, что сказано «вайехерад кол hоом ашер бамахане[12]«, т.е., что звук шофара воздействовал и проник во весь народ, в каждого и каждого из сынов Израиля, без различия его положения и состояния и его ступени и т.д. И это есть, что во время дарования Торы сказала кнесес Исроэл[13] Вс-вышнему «мошхейни[14]«, в единственном числе [и т.е. поскольку аспект исхода из Мицраим был таким образом, что «убежал народ», как объясняется в Тании, что зло, которое в душах Израиля, было все еще в его силе, поскольку это было все еще перед служением…], и кроме того, что посредством этого было в последствии достигнут аспект «ахарехо норуцо[15]«, во в множественном числе, что это указывает на животную душу, но также перед этим, когда одна Б-жественная душа просит «мошхейни», это есть аспект высокого пробуждения. И вплоть до того, что посредством этого достигается раскрытие «вайейред Гавайе ал hар Синай[16]«, таким образом, что «Онойхи Гавайе Элойкехо[17]«, и т.е. что во время Дарования Торы было притянуто для каждого из Израиля [«тот, который здесь есть, и тот, кого нет здесь»] аспект Гавайе в каждую искру их душ, таким образом, чтобы это светило и раскрывалось в нем в такой степени, вплоть до того, что называлось его именем, «Элойкехо» — твой Б-г, твоя сила и твоя жизнь, что поэтому каждый и каждый из Израиля объявлял и кричал, что он хочет получить Тору. И все это происходило со стороны пробуждения посредством шофара.

Гимел

И однако, все это все еще недостаточно, для того, чтобы пробудить к тшуво ойвдим в земле Ашура и нидохим в земле Мицраим, которые опустились ниже и ниже, и были поглощены внутри Ашура и Мицраима. И более подробно, есть в них два аспекта. Первый — это ойвдим в земле Ашур, ошер — это аспект наслаждения, от языка «беошри, ки ишруни бонойс[18]«, и «ойвдим беэрец Ашур» означает, что из-за того, что он гонится за наслаждениями этого мира, для того, чтобы наполнить свою дурною страсть, пропадает и скрывается (нишка`) искра Б-жественности, которая есть в его душе [подобно тому, как объясняется в друшим хасидизма, в объяснение слов Раза «эйзеhу шойте — hамеабед ма шенойсним лой[19]«, что со стороны духа глупости — руах штус, как сказали РаЗаЛ, «человек не грешит, иначе как входит в него дух глупости», он теряет аспект ма — хохмо, который даруют ему], и второе — это «нидохим беэрец Мицраим», «Мицраим» — это язык мейцер[20], что из за моцойр умоцойк[21], нет у них сердца, чтобы познать и т.д. И т.е., что в земле Ашур есть испытание богатством, а в земле Мицраим есть испытание бедностью, и те, кто не смогли выстоять в испытании богатством — это «пропадающие в земле Ашур», а те, то не смогли выстоять в испытании бедностью, это «отверженные в земле Мицраим». И для того, чтобы пробудить также них, недостаточно просто шойфор, и даже — шойфор Дарования Торы, но должно быть пробуждение посредством шойфор годол именно, что от него притягиваются аспект рахамим гдойлим[22], которые выше, чем тринадцать мер милосердия, которые светят во время месяца элул (начиная от рош хойдеш элул), и в большем раскрытии — в десять дней раскаяния.

И это есть также, что в шойфор годол сказано йитока` (просто), и не упоминается, кто трубит в шофар. Ибо, хотя этот посук приходит в продолжение того, что говорится перед этим, веhойо байойм hаhу, йахбойт Гавайе мишибойлес hаноhор ад нахал Мицраим, веатем телукту ле-эход эход бней Исроэл[23], тем не менее, невозможно сказать, что то, что сказано веhойо байойм hаhу йитока` относится к Гавайе, который упоминается перед этим, ибо тогда нужно было бы сказать йиска`, и поскольку сказано йитока`, что смысл этого языка — что будет трубить сам по себе, необходимо сказать, что это трубление — оно из аспекта, который выше, чем Гавайе. И подобно тому, что говорится в Йом Кипур, ки байойм hазэ йехапейр алейхем[24], что не сказано, что будет искуплять, и т.е., поскольку искупление приходит из аспекта лифней Гавайе титhору[25], выше чем Гавайе, что это аспект, который не постигается ни буквой ни намеком совершенно. И в соответствии с тем, что объяснялось выше, что шойфор годол — это выше также чем шойфор Дарования Торы, следует сказать, что то, что сказано йитока`, и не упоминается, кто будет трубить, «поскольку это аспект, который не постигается никакой буквой и намеком совершенно», это выше также чем аспект Онойхи, который говорится во время Дарования Торы, ибо, хотя также в отношении Онойхи приводится в Зогар, что это аспект онойхи ми ше онойхи[26], что не указывается буквами и коронами над буквами совершенно, тем не менее, это называется именем Онойхи, но в шойфор годол, не упоминается, кто трубящий совершенно, даже не онойхи, поскольку это трубление — из маhус[27] и ацмус[28], который выше также чем аспект онойхи.

И поскольку так велико достоинство раскрытия йитока` бешойфор годол, то это воздействует даже на тех, которые со стороны причин, которые не зависят от них [и в общем, это со стороны дурного начала, что это из тех вещей, о которых Вс-вышний раскаивается, что сотворил их, как сказано «ва-ашер hареойси[29]«, они находится в положении и состоянии ойвдим и нидохим, даже ойвдим, что они пропали совершенно, рахамоно лицлан[30], и тем более и тем более, те, кто только нидохим, что про них сказали, что «эйн маспикин бейодой лаасойс тшуво[31]«, что также они придут и поклонятся Вс-вышнему на святой горе в Иерусалиме, и «поклонятся» именно, что это есть аспект глубокого самоустранения и подчинения (битуль пними), и само это поклонение будет на hар hа-койдеш[32], те.е, не просто «гора», «как Авраам, который называл ее «горой», что аспект любви называется «гора», как гора, которая поднимается над поверхностью, но «гар гакойдеш», что это указывает на любовь, которая в аспекте битуль, поскольку койдеш — это аспект хохмо, и в самом этом (в hар hакойдеш) — в Иерусалиме, йиро шолейм, полнота страха перед Вс-вышним, что это выше (не только йиро сатоо[33] но) также, чем йиро илоо[34], поскольку йиро илоо — это аспект хохмо, которая называется рейшис[35], поскольку хохмо — это начало hишталшелус[36], но Иерушолаим — это полнота страха перед Вс-вышним, который выше также, чем хохмо.

Но все еще требуется понять общую идею йитока` бешойфор годол, увоу hоойвдим… веhанидохим, ибо на первый взгляд, само это нуждается в объяснении, для чего Вс-вышний так сделал, чтобы были ойвдим и нидохим, и после этого нужно будет собрать их, и для этого потребуется пробуждение посредством ткио с шойфор годол именно.

далет

Но это будет понятно, если сначала объяснить то, что говорилось выше, из друша Ребе Могараша, который был сказан сто лет назад, что общая идея Рош аШоно должно быть таким образом, что «рошо бисхилосо[37]«, что Исроэл делают себя «рошим» – «бедными» — в Рош аШоно, чтобы говорить тахануним[38] и тфило[39], (что просят от Вс-вышнего, чтобы Он дал им из йодой а-млейо hа-псухо hа-кдойшо веhо-рхово[40]), подобно тому, как сказано, тахануним йедабер рош[41], что этот аспект он со стороны величия достоинства молитвы бедняка, что посредством этого она «обогащается в конце». И подобно тому, что сказано «мин hамейцор короси Йуд-Гей, онони бамерхов Йуд-Гей[42]«, что именно посредством взывания из теснин, происходит «ответил мне» на просторе, и подобно звуку шофара, который выходит из мейцор из его узкой стороны, и именно посредством этого он приходит к простору и распространению на его широкой стороне.

И идея объяснения в этом, как подробно объясняется в вышеупомянутом друше, величие достоинства молитвы бедняка, ибо известно, что есть молитва бедняка и молитва богатого, что это есть различие между молитвой Мойше и молитвой Довида, что молитва Мойше — это молитва богатого, а молитва Довида — это молитва бедного. как сказано, «hатей Гавайе ознехо анейни, ки они ве’эвйон они[43]«. И про это сказано «тфило леони ки йаатойф велифней Гавайе йишпойх сихой», и как учит Баал шем Тов, что вся просьба бедняка — это чтобы «лифней Гавайе йишпойх сихой[44]«, он ищет Б-жественность. И приводится в Зогар, что молитва Мойше и молитва бедняка — они обе равны. И иногда приводится в Зогаре, что молитва бедняка предшествует молитве Мойеш. И причина этого, что поскольку у бедняка нет ничего своего, то он находится в совершенном шифлус[45], и посредством этого он может прийти в большей степени к аспекту мейцар, чтобы быть цоак либом эл Гавайе[46], и поэтому его молитва предшествует всем остальным молитвам, как приводится в Зогар, что когда бедняк молится свою молитву, он открывает все врата Небес, и все остальные молитвы, которые поднимаются Вверх, отталкивает их, как сказано «тфило леони ки йаатойф[47]«, «ки йисатейф» нужно было сказать, и что значит ки йаатойф? — но {это означает, что} он задерживает все молитвы мира, и не поднимаются, пока не поднимется его молитва, и в заслугу молитвы бедняка поднимаются остальные молитвы.

hей

И вот, аспект тфило леони имеет отношение не только к тому, кто в действительности беден, но также к каждому и каждому из Израиля, также тот, кто богат, может прийти к достоинству тфило леони. И идея этого, ибо сказали РаЗаЛ, «пусть человек не становится молиться в высоком месте, но в низком месте и пусть молится, поскольку нет высоты перед Вс-вышним, и несмотря на то, что это не доказательство, но это напоминает, что сказано «мимаамаким кросихо Гашем[48]«, и сказано «тфило леони ки йаатойф». И отсюда ясно, что аспект тфило леони имеет отношение к каждому и каждому из Израиля, также к тому, кто богат, и т.е., несмотря на то, что сам по себе он находится на высоком месте, но он ставит себя на низкое место, чтобы быть мимаамаким кросихо Гавайе, таким образом, чтобы его молитва была молитвой бедняка, и, как объясняют ученики рабейну Йона на Риф, что простой смысл посука («мимаамаким…») означает из дхоким[49] и цоройс[50] я взывал к тебе, и поэтому он сказал, что это не доказательство, и приводит посук тфило леони ки йаатойф, что это, несомненно, означает шфал руах[51], что молитва униженного и бедняка приходит перед Вс-вышним. И как понятно также из того, что сказал Довид в своей молитве, ки они веэвьон они, ибо, поскольку он царь, несомненно, что у него в материальности по простому смыслу у него было изобилие во всем, и несмотря на это он сказал ки они веэвйон они, и т.е., поскольку ощущалось у него, что все, что есть у него — это не со стороны его самого, и несомненно, это не койхи веоцем йоди осо ли эс hахаиль hазэ[52], но только, то, что это дано ему Свыше, но сам по себе он находится в положении и состоянии они воэвйон они. И как это во внутреннем смысле этих вещей, что аспект Довида — это сфирас малхус[53], [что в общем это малхус дэЭйн Соф, а в частности — это малхус дэАцилус] и идея сфирас малхус — что она заключает в себя все аспекты сфиройс[54], которые выше нее, и она — корень всех аспектов, которые ниже нее, и тем не менее, она находится в аспекте полного самоустранения (битуль легамрей), что нет у нее ничего своего..

И следует добавить в уточнении языка «ки они веэвйон они», не только бедняк, но — нищий, который «жаждет всякой вещи», что следует объяснить это в позитивном смысле, что всякая вещь, также самая возвышенная, он стремится к ней, и ведь невозможно желать вещи, иначе как есть у него отношение к этому, и как известный пример, что для крестьянина немыслимо пожелать {взять в жены} царскую дочь, поскольку нет у него отношения к ней совершенно. И так это также в духовности этих вещей, что невозможно, чтобы он желал вещи. иначе как есть у него знание об этой вещи, и не только знание разума, но также сознание и ощущение в мозгу, что из этого притягивается также в чувстве сердца, что он будет желать этой вещи. И поскольку он желает всякой вещи, то понятно, что есть у него отношение ко всякой вещи, также к вещи самой возвышенной. И это есть также то, что сказано «и глаза твои видят и желают их… и нет сил у тебя», что следует объяснить это в позитивном смысле, что также когда идет речь о самых возвышенных вещах, что он не может достичь их практически («эйн лоэйл йодехо[55]«), тем не менее, есть у него отношение к ним, что он знает о них и поэтому возможно, чтобы он стремился к ним. И это то, что сказал Довид, ки они веэвйон они, что поскольку у него было сознание и отношение к каждой вещи, также к самой возвышенной вещи, поэтому он стремился к каждой вещи, и вместе с этим, после всего, что у него было практически, он был в тахлис hашфилус[56], поскольку он знал, что у самого него нет ничего, подобно тому, как у сфирас малхус нет ничего своего.

И подобно этому мы находим относительно Мойше рабейну, ибо, хотя объяснялось выше, что молитва Мойше — это молитва богатого, у него также был аспект тфило леони, что это есть молитва воэсханан, что он просил матнас хином[57]. И т.е. со стороны великой скромности Мойше рабейну, как сказано «веhоиш Мойше онов меойд микол hоодом ашер ал пней hо-адомо[58]» [ибо подобно тому, что он был выше всякого человека на земле, будучи избранным из человеческого рода, подобно этому он был скромнее всех], и со стороны аспекта скромности было возможно быть у него достоинство тфило леони, ибо аспект аниюс (бедности) связан с аспектом аново (скромности), и как мы находим про Мошиаха, что сказано про него, они веройхев ал хамойр[59], и объясняет в Таргуме – анавтон — скромный, и т.е., поскольку аново — это аспект битуль[60] и шифлус[61], и посредством аново он может достичь ступени они.

И из этого понятно также в отношении молитвы каждого и каждого из Израиля, что может быть в ней достоинство тфило леони, ибо, также тогда есть у него все необходимое, он чувствует, что со стороны его самого у него нет ничего. И подобно тому, как мы находим в Зогар о рав Гамнуно сабо, что он молился о своем пропитании в тот час, когда оно находилось на его столе, и т.е., что если бы не то, что пища находилась на его столе, он бы не желал этой пищи, поскольку он не имеет отношения к этому (как объяснялось выше, что для того, чтобы желать какой то вещи, нужно, чтобы у него было отношение к этой вещи), и с другой стороны — когда его пропитание приготовлено на его столе, что тогда есть место для ощущения «койхи веойцем йоди», было у рав Гамнуно сабо ощущение, что также сейчас нет у него ничего со стороны его самого, пока не попросит у Вс-вышнего в своей молитве.

Вов

И следует связать это с тем, что сказано «ми Эй-л комойхо нойсе овойн веойвер ал пеша лишейрис нахалосой[62]«, и объяснили Хазал, «лишейрис нахалосой велой ле-хол нахалосой» – «остатку наследия Его а не всему наследию Его», тому, кто ставит себя как шираим[63], и как объясняет Адмур Могараш в маамаре, который был сказан сто лет назад, что следует сказать три объяснения на это, как объясняется там подробно. И идея объяснения в этом, что то, что он как шираим — это не со стороны Свыше, но он сам ставит себя как шираим, и понятно, что хидуш в этом не тогда, когда он беден по простому смыслу, но именно тогда, когда Вс-вышний дает ему все аспекты в изобилии и в избытке, и тем не менее, он ставит себя как шираим, в битуль и шифлус, и посредством этого он становится сосудом для притяжения раскрытия света из аспекта очень высокого, что оттуда притягивается- нойсе овойн и т.д. И со стороны этого возможен аспект тфило леони у каждого и каждого из Израиля, поскольку он ставит себя как шираим, и ставит себя в положение бедняка (подобно тому, как Исроэл ставят себя в положение бедняков в Рош аШоно, чтобы говорить тахануним в молитве), что тогда есть в его молитве достоинство мин гамейцар короси, и посредством этого достигается «онони бамерхов».

заин

И вот, в соответствии с тем, что объяснялось выше (п. 4), что общая идея hош аШоно это таким образом, что «рошо митхилосо», «мин га-мейцор короси», что посредством этого «мисашерес бесойфо», «онони бамерхов», как подчеркивается в звуке шофара, который выходит из мейцор — с его узкой стороны, и посредством этого он в мерхов и hиспаштус с его широкой стороны, будет понятно также то, что сказано «веhойо байойм hаhу йитока` бешойфор годол увоу hоойвдим… веhанидохим…», ибо поскольку в будущем мире (байойм hаhу) должно быть самое высокое раскрытие, которое притягивается посредством шойфор годол, которое выше, чем раскрытие рош аШоно, которое притягивается посредством шофор обычный, то также аспект мейцор должен быть в большей степени, чем аспект мейцор в рош аШоно в общем, и это — мейцор ойвдим и нидохим, т.е., тех, чье служение — цельное, но они чувствуют и делают себя ойвдим и нидохим, со стороны hисбойненус[64], что относительно роймемус[65] Ойр Эйн Соф также истинное служение — считается грехом, и со стороны этого они в полном мейцор — бетахлис hамейцор, и посредством этого притягивается тахлис hамерхов в шойфор годол, как объяснялось выше подробно.

Хес

И объяснение этого, известно, что в Рош аШоно возвращаются все аспекты к их изначальному состоянию, и нужно привлечь новый роцон[66] на творение миров, вплоть до того, что будет привлечен новый свет, более высокий, который еще никогда не светил от дней сотворения мира такой высокий свет (как объясняется в Игерес hа-Койдеш). И на это сказали РаЗаЛ: «Сказал Вс-вышний – скажите передо Мной в Рош аШоно малхийос[67], зихройнос[68] и шойфрос[69], малхийойс, для того, чтобы провозгласить Мое царство над вами, зихройнойс – для того, чтобы поднялась память о вас передо Мной к добру, и чем – шофаром». И идея в этом, что Вс-вышний просит Израиль, чтобы сказали псуким малхийойс, для того, чтобы привлечь из аспекта hиснас’ус[70] ацми, «чтобы провозгласить меня царем над вами», чтобы было не только «Мелех шмой никро алейhем[71]» (что это только аспект hиспаштус[72] от аспекта роймемус), хас ве-шолом, но чтобы было раскрытие hиснас’ус и роймемус чтобы быть царем над Израилем, и посредством них – также над всем миром, как сказано «млойх ал hоойлом кулой бихвойдехо[73]вейейда кол поул ки ато пеалтой[74]…» вплоть до того, что будет «умалхусой бакойл мошоло[75]«, даже над теми, над кем требуется аспект мемшоло – власть против их воли. И общая идея этого – что малхийос – это притяжение аспекта мемале кол олмин[76]. И идея зихройнос – это притяжение аспекта сойвев кол олмин[77], ибо идея «памяти» имеет отношение только к далекой вещи, и т.е., поскольку относительно аспекта сойвев миры находятся в аспекте «удаления», ибо они «как ничто считаются», и аспект зикоройн – память- достигается посредством душ Израиля именно («поднимется память о вас передо Мной к добру»), поскольку души Израиля «высечены из под Престола Славы», что это указывает на ступень души, когда она находится в аспекте мциюс – отдельного существования, когда она находится в мире Брио, который называется «мир Престола Славы», и есть также более высокие ступени и т.д., и вплоть до того, как души Израиля укоренены в ацмус[78], и как сказано «йивхар лону эс нахалосейну эс геойн Яакойв ашер оhейв сэло[79]«, что в них – выбор ацмус, и поэтому посредством них происходит аспект памяти, чтобы было притяжение из аспекта сойвев кол олмин в аспект мемале кол олмин, чтобы быть «мелех ал кол hоорец[80]«. И чем – шофаром, т.е., что для того, чтобы притянуть из аспекта сойвев кол олмин в аспект мемале кол олмин, должно быть притяжение из аспекта, который выше также чем сойвев кол олмин, и это есть аспект шофара, что посредством него притягивается из аспекта, который выше также, чем сойвев кол олмин, и этот аспект в сфиройс – это бино. И еще, что аспект шофара («чем – шофаром») – это для того, чтобы привести притяжение вниз, и т.е., посредством трубления в шофар именно, который делается из рога животного, что «дух животного опускается вниз» (даже дух животного, и тем более – само животное), и поэтому достигается посредством этого притяжение в самый нижний уровень.

Однако, все это порядок, когда «ойлом кеминhогой нойhег[81]«, что тогда действие шофара в Рош аШоно – привлечь из сойвев кол олмин в мемале кол олмин. Но когда приближаются к времени, про которое сказано «венигло квойд Гавайе вероу кол босор йахдов[82]…», что даже в доймем раскроется Б-жественность, и более того, «умолъо hоорец дэйо эс Гавайе кемаим лейом мехасим[83]«, что земля, что это – олмо дэисгальо[84], будет кемаим лейом мехасим, как мир искасьо[85], и т.е., что будет привлечен и раскрыт аспект сойвев кол олмин, и он будет в раскрытии действительно (и тогда будет привлечен аспект сойвев из более высокой ступени, что будет привлечено из гораздо более высокой ступени, чтобы быть в аспекте сойвев), тогда также шофар будет более возвышен, чем обычный шофар Рош аШоно, и это есть идея шойфор годол, что посредвтвом него будет притяжение из аспекта, который выше, чем сойвев кол олмин, ибо также аспект сойвев кол олмин, несмотря на то, что он не одевается и не «схватывается» внутри миров, но поскольку он в аспекте «сойвев» – «окружает» миры, следовательно, он остается в границах понятия «миров», но ацмус совершенно отделен от идеи понятия миров, даже чтобы светить в аспекте сойвев и макиф, и раскроется в будущем. И это есть также то, что сказано йитока` (а не йиска`) бешойфор годол, поскольку это не связано с тем, что говорится перед этим (веhойо баойм hаhу) йахбойт Гавайе…, как объяснялось выше п. 3, ибо имя Гавайе связано с формой четырех букв, и это есть аспект ограничения, но трубление в великий шойфор будет из аспекта ацмус, который выше, чем всякий аспект мциюс[86] и ограничения, и выше чем гилуим[87] и т.д. И посредством этого будет также общая идея геуло[88] таким образом, что это выше, чем измерение и ограничение совершенно, что это то, что будущее избавление будет выше, чем избавление из Мицраим, и до такой степени, что в будущем будут вспоминать об исходе из Египта только как о второстепенной вещи, ибо, хотя также избавление из Египта было выше, чем ограничение, тем не менее, было у него отношение к ограничению, но будущее избавление будет выше чем ограничение совершенно, таким образом, что «йиhйу лехо левадехо веэйн лезорим итох[89]«, «ано умалко билхойдоhи[90]«, а существование народов мира будет только второстепенным, как сказано «веомду зорим вероу цойнхем[91]«. И это то, что о будущем избавлении сказано «кимей цейсхо меэрец Мицраим арэну нифлоойс[92]«, нун плоойс, что также относительно исхода из Мицраим это в аспекте плоойс – чудес.

И из этого ясно, что в качестве подготовки к этому, должно быть служение человека также таким же образом, т.е., что недостаточно служения бехол левовхо увехол нафшехо[93], что это есть аспект служения с внутренними силами, и недостаточно также служения бехол меойдехо[94], что это есть аспект частного мсирус нефеш[95] на исполнение отдельной заповеди (частный каболас ол[96] на частный аспект), но он должен выйти из всех границ и ограничений и т.д. И это есть аспект полного самоустранения, тахлис hабитуль легамрей, что не только, что чувствуют себя и делают себя бедными и нищими (что это есть аспект взывания из теснин в каждый Рош аШоно, «рошо бисхилосо»), но более того, что чувствуют себя и делают себя ойвдим и нидохим (как объяснялось выше), и со стороны этого они в тахлис hамейцер, и посредством этого притягивается тахлис hамерхов посредством шойфор годол.

Тес

И вот, кроме того, что объяснялось выше аспект ойвдим и нидохим, как это в духовном служении, должно быть исполнение обещания йитока` бешойфор годол увоу hоойвдим беэрец Ашур веhанидохим беэрец Мицраим по простому смыслу, ибо «Писание не выходит за рамки своего простого смысла», и это есть основной его смысл, как все аспекты Торы, которая дана в мире действия, мире пшата. И сначала следует отметить, что этот аспект подчеркивается в Рош аШоно, в том, что «заповедь этого дня – трубить в шофар». Ибо ведь известно, что трубление в шофар – это аспект пробуждения роцон пошут[97] в душе человека, что посредством этого именно притягивают новый роцон[98] и т.д. И на первый взгляд, почему недостаточно пробуждения роцон пошут в душе человека посредством коло пнимоо дэло иштама[99], но требуется трубить в материальный шойфор именно. Но идея этого, что, поскольку «пожелал Вс-вышний, чтобы было у Него жилище в нижних», поэтому все гамшохос[100] должны быть внизу именно, и поэтому недостаточна духовная работа с коло пнимоо дэло иштама, и недостаточно также коло дэиштама как это в голосе человека. Но должен быть звук шофара из рога животного именно, которая «опускается вниз» (как объяснялось выше), и т.е., что посредством работы человека, дух которого «поднимается вверх», когда он служит свое служение с шойфор именно, тогда притягивается притяжение вниз. И так это во всех аспектах Торы, что должны быть по простому смыслу внизу именно. И отсюда понятно также в отношении посука «веhойо байойм hаhу йитока` бешойфор годол, увоу hоойвдим беэрец ашур веhанидохим беэрец Мицраим, что это аспект должен быть по простому смыслу именно.

И идея в этом, что есть йехидей сгуло[101] из сынов Израиля, которых избрали – поскольку так поднялось в воле Вс-вышнего, мифлеойс томим дэим[102], быть в земле Ашур и земле Мицраим, в положении и состоянии, что не позволяют им изучать Тору и исполнять заповеди, и тем не менее, каждый и каждый день (таким образом, чтобы «каждый день были в твоих глазах как новые») они выдерживают многие и тяжелые испытания, и вплоть до испытаний, которые выше их сил и возможностей, и изучают Тору и исполняют заповеди, и воспитывают сыновей и дочерей, чтобы они выросли «зэра бейрах Гашем», изучали Тору и исполняли заповеди и освящали имя Вс-вышнего среди людей. И понятно, что у них подчеркивается аспект мин hамейцор короси в самом сильном мейцор, таким образом, как сказано «тфило леони ки йаатойф велифней Гавайе йишпойх сихой», что он хочет быть «лифней Гавайе». И посредством этого притягивают, чтобы было «онони бамерхов», и вплоть до тахлис гамерхов, что это есть аспект трубления шойфор годол в будущем, который пробудит также тех, кто находится в положении и состоянии ойвдим в эрец Ашур и нидохим в земле Мицраим по простому смыслу (как говорилось выше п. 1-3).

Йуд

И да будет воля Вс-вышнего, что поскольку уже началось в материальности аспект «увоу… беэрец Ашур… увеэрец Мицраим», что уже вышли оттуда часть из них[103], чтобы это ускорило исход оставшихся, и ад меhейро йоруц дворой[104], как мы находим в идее пророчества, что посредством действия пророка, чтобы связать пророчество с материальным действием, притягивается исполнение пророчества более быстро, и т.е., чтобы в скором времени действительно вышли оттуда все они, бинеорейну увизкейнейну, бевонейну увивнойсейну[105], лой сишоэйр парсо[106], векаспом узhовом итом[107], не только серебро и золото духовные, что это есть аспект любви и страха (как объясняется в Тора Ор), но также серебро и золото материальные, т.е., чтобы Вс-вышний дал им также их материальные потребности беhархово[108], из руки Его полной, раскрытой, святой и широкой, и вплоть до того, что будет у них также золото, в котором «мир не нуждается», и которого «мир не достоин», как сказали РаЗаЛ, «не было сотворено золото, но только для Храма», и как говорит Писание – «дома полные всякого блага… виноградники и маслины…», и тем более – «сыновья и дочери…» и т.д.

И еще, что этот аспект – это доказательство, что уже начался аспект йитока` бешойфор годол (как объясняет мой тесть и учитель, Адмур, что аспект «йитока` бешойфор годол увоу гоойвдим…» будет перед приходом Мошиаха, накануне геуло), и т.е., что этот аспект – это подготовка и сосуд для полного избавления посредством нашего праведного Мошиаха, и подобно тому, как объясняется в Игерес hа-Койдеш в вопросе «подо бешолом нафши[109]«, что это аспект исхода из изгнания отдельной искры Шхины, которая есть в каждой душе из Израиля, что посредством этого происходит исход общей Шхины из изгнания, что это есть общее избавление общности сынов Израиля, что про это сказано веhойо баойом hаhу йитока` бешойфор годол увоу hоойвдим беэрец Ашур веhанидохим беэрец Мицраим, веhиштахаву леГавайе беhар hа-койдеш бИрушолаим, и все это будет в ближайшем будущем, и в этом году, и с радостью, ибо, несмотря на то, что сказано «бивхи йовоу[110]«, но в продолжение Писания сказано «увоу веринену бимройм Цион[111]«, что из этого понятно, что этот плач – это плач радости, со стороны полноты тшувы, таким образом, что «дух вернется к Вс-вышнему, который дал его», и как сказано «симхас ойлом (что означает – вечная радость) ал ройшом[112]«, для всех сынов Израиля, которые выйдут из изгнания с милостью и милосердием, в скором времени, в ближайшем будущем действительно, посредством Мошиаха цидкейну, который поведет нас гордо в нашу землю.


[1] «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашшурской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Г-споду на горе святой в Йерушалаиме.» (Йешайа 27, 13)

[2] Маамар с тем же названием 2 дня Рош аШоно, п.1

[3] великий шофар

[4] пропавшие в земле Ашура

[5] отверженные в земле Египетской

[6] Храм

[7] «(И голос шофара нарастал) и окреп очень» (Йисрой 19, 19)

[8] «Глас великий и непрерывный» (Воэсханан 5, 19)

[9] Постановление Писания

[10] «Протрубит ли в городе шофар, и народ не вздрогнет?» (Амос 3, 6)

[11] «Малый город» (Когелет 9, 14)

[12] «И вострепетал весь народ, который в стане» (Йисрой 19, 16)

[13] Собрание душ Израиля. Общность еврейского народа

[14] «Влеки меня» (Шир гаШирим 1, 4)

[15] «За тобой побежим.» (Шир гаШирим 1, 4)

[16] «И нисшел Господь на гору Синай» (Йисрой 19, 20)

[17] «Я Господь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Мицраима, из дома рабского» (Йисрой 20, 2)

[18] «На благо мне, ибо благою назовут меня дочери» (Вайейцей 30, 13)

[19] кто глуп — тот, кто теряет то, что ему дают

[20] Межа, граница. См. Мицраим

[21] «В осаде и в нужде» (Ки совой 28, 53)

[22] великое милосердие

[23] «И будет в тот день: обивать будет Г-сподь (плоды Свои) от потока реки (Перат) до реки Египетской, и вы собраны будете по одному, сыны Йисраэйля.» (Йешайа 27, 12)

[24] «Ибо в этот день совершит искупление над вами» (Ахарей 16, 30)

[25] «перед Вс-вышним очиститесь» (Ахарей 16, 30)

[26] «я тот, кто я». Указывает на Сущность Б-жественности

[27] Сущность

[28] Сущность

[29] «И тех, на кого навел бедствие.» (Миха 4, 6)

[30] не дай Б-г

[31] не помогают ему сделать тшуво

[32] святая гора

[33] Нижний уровень страха перед Вс-вышним

[34] высший страх

[35] Начало

[36] Гишталшелус — Система мироздания (система опускания и сокращения жизненности со ступени на ступень вплоть до этого нижнего материального мира)

[37] Бедная в начале

[38] мольбы

[39] Тфило — Молитва

[40] Его рука полная, раскрытая, святая и широкая

[41] «С мольбою говорит нищий» (Мишлей 18, 23)

[42] «Из тесноты воззвал я к Вс-вышнему – простором ответил мне Вс-вышний.» (Тегилим 118, 5)

[43] «Приклони, Вс-вышний, ухо Твое, ответь мне, ибо угнетен и беспомощен я.» (Тегилим 86, 1)

[44] «Перед Вс-вышним изольет беседу свою» (Тегилим 102, 1)

[45] Униженность, крайняя степень скромности

[46] «Вопиет к Вс-вышнему сердце их» (Эйха 2, 18)

[47] «Молитвы страдальца, когда ослабевает он» (Тегилим 102, 1)

[48] «Из глубин я воззвал к Тебе, Вс-вышний» (Тегилим 130, 1)

[49] притесненность

[50] несчастья

[51] низкий духом

[52] «Сила моя и мощь руки моей составили мне все это богатство.» (Экев 8, 17)

[53] Малхус — Царство. Сфира «малхус»

[54] Сфиройс — Сфирот

[55] «Но нет силы в руке твоей.» (Ки совой 28, 32)

[56] совершенная униженность

[57] подарок, бесплатно

[58] «А муж Моше смирен чрезвычайно, больше всех людей, которые на земле» (Бегаалойсхо 12, 3)

[59] «Беден и восседает на осле» (Захария 9, 9)

[60] Битуль — Подчинение, самоустранение

[61] Шифлус — Униженность, крайняя степень скромности

[62] «Кто Б-г, как Ты, (который) прощает грех и проходит мимо (не вменяет в вину) преступления остатку наследия Своего» (Миха 7, 18)

[63] остатки (пищи)

[64] hисбойненус — Сосредоточенное размышление

[65] Возвышенность

[66] Роцойн — Воля, желание

[67] Псуким, произносимые перед трублением в Шофар в Рош аШоно

[68] псуким, произносимые перед трублением в шофар в Рош аШоно

[69] псуким, произносимые перед трублением в шофар в Рош аШоно

[70] Самовозвышение

[71] имя царя названо над ними

[72] Гиспаштус — Распространение

[73] «Воцарись над всем миром во славе своей»

[74] «И пусть знает каждый созданный, что Ты создал его»

[75] и царство Его над всеми властвует

[76] Мемале кол олмин — Наполняющий все миры

[77] Сойвев кол олмин — Окружающий все миры

[78] Ацмус — Сущность

[79] «Он избрал нам наследие наше, гордость Йаакова, которую любил Он. Сэла!» (Тегилим 47, 5)

[80] царь над всей землей

[81] обычный порядок вещей

[82] «И раскроется слава Вс-вышнего, и увидит всякая плоть разом, что уста Вс-вышнего говорили» (Йешайа 40, 5)

[83] «Ибо полна будет земля знанием Г-спода, как полно море водами.» (Йешайа 11, 9)

[84] мир раскрытия

[85] Мир сокрытия

[86] Мциюс — Существование. Реальность

[87] Гилуим — Раскрытие (света)

[88] Геуло — Избавление

[89] «Будут они (принадлежать) тебе одному» (Мишлей 5, 17)

[90] я и Царь вдвоем

[91] «И встанут иноземцы, и пасти будут овец ваших» (Йешайа 61, 5)

[92] «Как в дни твоего исхода из Египта явлю ему чудеса» (Миха 7, 15)

[93] «Всем сердцем твоим и всей душой твоей» (Воэсханан 6, 5)

[94] «Всем достоянием твоим» (Воэсханан 6, 5)

[95] Самопожертвование

[96] Каболас ойл — Принятие ига (Небесного Царства)

[97] простая (сущностная) воля

[98] Роцойн — Воля, желание

[99] внутренний голос, который не слышен

[100] мн. число от «гамшохо» — притяжение, привлечение вниз

[101] Йехидей сгуло — отдельные, наиболее возвышенные личности

[102] «Чудеса Совершеннейшего в знаниях» (Ийов 37, 16)

[103] По-видимому, имеется в виду {Хабадники} выехавшие из России («которые пришли из нашей страны, в которой мы находились ранее), которые были приглашены Ребе «посетить здесь на время месяца тишрей», и во время этого визита они удостоились особого приближения к Ребе (см. «предисловие» к Игройс Койдеш ч. 24, стр. 11 и далее). Издательство.

[104] «Быстро бежит слово Его;» (Тегилим 147, 15)

[105] «С молодежью нашей и со стариками нашими… с сыновьями нашими и с дочерьми нашими» (Бой 10, 9)

[106] «Не останется ни копыта» (Бой 10, 26)

[107] «Серебро их и золото их с ними» (Йешайа 60, 9)

[108] широко, свободно

[109] «Избавил Он в мире душу мою от нападения на меня, ибо во множестве были они возле меня.» (Тегилим 55, 19)

[110] «С плачем придут они» (Йирмийа 31, 8)

[111] «И придут они, и воспоют с высоты Цийона» (Йирмийа 31, 11)

[112] «И радость вечная над головой их» (Йешайа 51, 11)