Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Второй день Рош аШоно 5728

בס»ד

Второй день Рош аШоно 5728

והי’ ביום ההוא יתקע בשופר גדול ובאו האובדים בארץ אשור והנדחים בארץ מצרים והשתחוו לה’ בהר הקדש בירושלים[1], и уточняет Алтер Ребе (в маамаре[2] с этим же названием в Ликутей Тойро) то, что сказано «бешойфор годол[3]«, в чем состоит достоинство «шойфор годол». Также нужно понять (как уточняется в продолжение маамара) то, что сказано «йитока`[4]» просто, и не сказано, кто трубит. И Мителер Ребе добавляет еще уточнение в этом, в том, что сказано «йитока`», что язык «йитока`» (комац под буквой та»в) – указывает что будет трубить сам по себе. И идея объяснения (в друшим), что пробуждение посредством шофара просто, оно только для тех, кто хотя бы немного приближен, и для того, чтобы пробудить ойвдим беэрец Ашур[5] и нидохим беэрец Мицраим[6], чтобы также они пробудились прийти в Иерусалим, и поклониться перед Вс-вышним, это посредством шойфор годол.

И для того, чтобы объяснить достоинство шойфор годол, который будет в будущем, сначала объясняет в маамаре идею шойфор[7] в Рош аШоно (сейчас), что посредством того, что Исроэл трубят в шойфор, что это есть крик из глубины сердца, выше, чем разум, посредством этого притягивается пнимиюс лейв[8] Свыше кивйохойл[9], роцойн элйойн[10], который выше, чем хохмо[11]. И про это сказано «ВаГашем Элойким вешойфор йиска`[12]«, что также как ткияс шойфор[13] человека — это крик из глубины сердца, подобно этому это Свыше, идея ткияс шойфор — это притяжение и раскрытие пнимиюс[14]. И различие между шойфор просто и шойфор годол, что шойфор вообще, это притяжение и раскрытие пнимиюс Элойкус[15], который выше миров, но имеет отношение к мирам, сойвев кол олмин[16], и шойфор годол это притяжение и раскрытие пнимиюс Элойкус, который выше чем отношение к мирам, выше также чем сойвев. И поэтому про шойфор вообще сказано «ВаГашем Элойким бешойфор йиска`», что Гашем и Элоким — это имена[17], хотя эти имена (Ад-ной Гавайе в огласовке Элойким) — это самые возвышенные имена; а про шойфор годол сказано йитока` просто, и не говорится, кто трубит, ибо эта ткио[18] — это притяжение и раскрытие от  аспекта ссиму кол ссимин[19], выше, чем имена.

Бейс

И для того, чтобы объяснить достоинство шойфор годол еще более, приводит Цемах Цедек (в его комментарии к маамару Вегойо байойм hаhу в Ликутей Тойро) то, что приводится в Ликутей Тойро в маамаре с начальными словами «להבין המשנה יו»ט של ר»ה שחל להיות בשבת במקדש היו תוקעין אבל לא במדינה[20]«, что то, что в Рош аШоно нужно трубить в шойфор, это для того, чтобы пробудить Свыше таануг[21] в творении миров, и поскольку в шабос само по себе есть таануг, поэтому в Рош аШоно, который приходится на шабос не нужно [в такой степени] трубление в шойфор. И то, что в Микдош[22] трубили в шойфор также в Рош аШоно, который приходился на шабос, ибо в таануг есть несколько уровней, и уровень таануг, который притягивают посредством ткияс шойфор – более высокий, чем уровень таануг в шабос. Ибо таануг в шабос – это из аспекта хицойниюс кесер[23], корень нээцолим[24], и таануг, который притягивали посредством трубления в шойфор в Микдош, — это из аспекта пнимиюс кесер[25], нижний аспект в Маацил[26]. И добавляет Цемах Цедек, что также в таануг нижнего аспекта в Маацил, есть несколько ступеней. И таануг, который притягивался в баис ришойн[27], посредством трубления в шойфор, это более высокий, чем таануг, который притягивался в баис шейни[28]. И в самом первом Храме, шойфор в Йом Кипур юбилейного года [ибо заповедь йойвел[29] была только в Первом Храме] —  более высокий, чем шойфор в Рош аШоно. И, тем не менее, также о шойфор в йойвел сказано «веhааварто шойфор труо[30]«, шойфор просто. И отсюда понятно, что шойфор годол — это выше также чем раскрытие, которое притягивается посредством шойфор в йойвел.

Гимел

И следует добавить, что шойфор годол, который будет в будущем, он еще выше, чем шойфор Матан Тойро[31], ибо также в шойфор Матан Тойро сказано «вайhи койл ашойфор[32]«, шойфор просто. Ибо то, что продолжает в посуке «вайhи койл ашойфор hойлейх вехозок меойд[33]«, это что звук шофара было очень сильным, койл годойл[34], но в отношении шофара, от которого притягивается звук, не сказано, что был шойфор годол, и отсюда ясно, что шойфор годол, который будет в будущем, это выше также, чем шойфор в Матан Тойро. И как приводится в Пиркей дэРаби Элиэзер, в отношении двух рогов эйлой шел Ицхок[35], что левый рог – был слышен голос его на горе Синай, как сказано, «вайhи койл ашойфор», и правый рог, который больше, чем левый, будет трубить в него в будущем, как сказано, «веhойо байойм hаhу йитока` бешойфор годол». И объяснение на то, что шойфор в Матан Тойро был шойфор просто, и шойфор в будущем будет шойфор годол, объясняет Мителер Ребе, ибо в Матан Тойро все были приближены к Б-жественности (также перед звуком шофара), и поэтому также посредством шойфор просто можно было пробудить их. Но для того, чтобы пробудить ойвдим[36] и нидохим[37], это только посредством шойфор годол. И в соответствии с этим объясняет то, что сказано йитока` бешойфор годол, что язык йитока` (та»в с комац) указывает, что будет трубить сам по себе, ибо раскрытие аспекта шойфор годол для того, чтобы пробудить ойвдим и нидохим будет сам по себе, без исарусо дилсато совершенно.

Далет

И вот, объясняется в начале маамара (после диюк в посуке вегойо байойм агу йитока` бешойфор годол) что то, что говорят в Рош аШоно «зэ йойм тхилас маасэхо[38]«, это потому, что в каждый рош аШоно происходит сотворение всех миров заново, как это было в первый раз. И то, что говорится «зикоройн леойм ришойн[39]» (что Рош аШоно это только память о первом дне) это потому, что в начале творения притяжение роцойн[40] и таануг в творении миров была со стороны Него самого, ибо «хофец хесед гу[41]«, а сейчас бе-исарусо дилсато тальо милсо[42]. И объясняет, что работа (исарусо дилсато[43]) посредством которой притягивают роцойн и таануг в творении миров, это как сказали Разал, «имру лефонай малхийойс… зихройнойс[44]… и с помощью чего – шофара». И причина того, что притяжение {Б-жественности в мире} сейчас происходит посредством работы человека, это потому, что посредством того, что гамшохо[45] (сейчас) это посредством работы Исроэл, что корень Исроэл – в ацмус[46], то роцойн и таануг, которые притягиваются сейчас, они более высокие, чем роцойн и таануг, которые притягивались сами по себе (в начале творения). И в соответствии с этим нужно понять, что шойфор Свыше (пнимиюс роцойн элйойн[47]) который притягивается сейчас, что это шойфор просто, его притяжение происходит посредством работы человека, а шойфор в будущем, который шойфор годол, будет притянут сам по себе, без исарусо дилсато совершенно.

И вот, объясняет в маамаре, что то, что в будущем йитока` бешойфор годол — это подобие шойфор в Рош аШоно сейчас, ибо мицвойс не будут отменены в будущем, [но тогда шойфор будет на более высоком уровне – шойфор годол]. И следует сказать, что источник для этого (что йитока` бешойфор годол относится к трублению в шофар в Рош аШоно, это то, что приводится в Геморо, что объяснение того, кто говорит, в тишрей будут избавлены, это «асйо шойфор шойфор[48]«, сказано здесь «тикъу бахойдеш шойфор[49]«, и сказано там «байойм агу йитока` бешойфор годол». И в соответствии с этим следует понять еще более, то, что приводится выше из друшим, что значение йитока` (та»в с комац) в шойфор годол – это что будет трубить сам по себе, без исарусо дилсато совершенно, ведь из основных идей Рош аШоно — это работа человека [и как объясняется в нескольких  местах, что объяснение на то, что Рош аШоно это в первое тишрей, хотя 25 элула был сотворен мир, и первое тишрей это шестой день творения, это потому что в этот день был сотворен человек], и поскольку идея йитока` бешойфор годол это подобно идее тикъу бахойдеш шойфор в Рош аШоно (тишрей), было бы правильно, на первый взгляд, чтобы притяжение этого аспекта было посредством работы человека, и, тем не менее, объясняется в друшим, что йитока` означает, что будет трубить сам по себе, без исарусо дилсато совершенно. Также следует понять, что все идеи в Торе (от языка гойроо) это указание в служении человека, и поскольку то, что йитока` бешойфор годол будет Свыше, без исарусо дилсато, каково указание из этого в служении человека.

Гей

И это будет понятно в соответствии с тем, что объясняется в друшим Адмур Могараш, что то, что в шофаре одна сторона его узкая, а другая сторона — широкая, это на имя «[50]מן המיצר קראתי י-ה ענני במרחב י-ה», что также как звук шофара, посредством того, что он выходит из мейцар[51], из узкого края, посредством этого именно он в расширении и распространении на его широком краю,  также это в духовности, что посредством крика из мейцар и дойхак[52], «мин амейцар короси йуд-гей[53]«, посредством этого именно «онони бамерхов йуд-гей[54]«. И объясняет там, что это то, что сказали Разал, каждый год, который беден в начале, обогащается в конце, что «рошо бисхилосо[55]» [что Исроэл делают себя рошин[56] в Рош аШоно, чтобы просить милости и молиться, как сказано «тахануним йедабер рош»[57]] — это крик из теснин, и посредством этого мисашерес[58] – онони бамерхов. И, как объясняется в вышеупомянутом маамаре Адмур Могараш, достоинство молитвы бедняка перед молитвой богатого. И следует сказать, что достоинство молитвы бедняка в двух аспектах. В самой молитве, как говорит учение Баал Шем Това на посук «тфило леони ки йеэтойф велифней Гавайе йишпойх сихой[59]«, что молитва бедняка – это то, что лифней Гавайе йишпойх сихой[60], и также что молитва бедняка принимается больше. И еще аспект, что также удовольствие человека от гашпоо[61], которое притягивается ему посредством его молитвы, удовольствие бедняка – это большее удовольствие, как учение а-рав а-Магид, которое приводится в вышеупомянутом маамаре.

И в соответствии с этим следует объяснить отношение йитока` бешойфор годол к Рош аШоно, ибо то, что в будущем будет трубить шойфор годол для того, чтобы пробудить ойвдим и нидохим, это потому, что ойвдим и нидохим находятся в тахлис мейцар[62], и это пробуждает и притягивает трубление шойфор годол (притяжение от аспекта ссимо дэхол ссимин), тахлис а-мерхов[63]. И это есть отношение йитока` бешойфор годол к Рош аШоно (Тикъу бахойдеш шойфор), ибо идея Рош аШоно, это то, что посредством того, что она рошо в своем начале (‘мерейшис ашоно[64]‘, ‘рейшис’ хосейр), она обогащается.

Вов

И следует сказать, что посредством трубления в шойфор годол для того, чтобы пробудить ойвдим беэрец Ашур и нидохим беэрец Мицроим, происходит подъем также в земле Ашур и земле Мицраим. Ибо намерение в том, что Исроэл были изгнаны в землю Ашур и землю Мицраим, и вплоть до того, что посредством этого они стали ойвдим и нидохим, это для того, чтобы посредством мейцар изгнания, и в особенности мейцар изгнания тех, которые посредством изгнания стали ойвдим и нидохим, пробудится и притянется шойфор годол, что посредством этого поднимутся Исроэл на более высокую ступень, чем ступень, на которой они находились до того, как были изгнаны. И поэтому, когда будет трубить великий шофар, и будет исполнено намерение, ради которого были созданы земля Ашур и земля Мицраим, будет возвышение также в них самих.

И в соответствии с этим следует добавить еще один аспект в отношении йитока` бешойфор годол к Рош аШоно, ибо в Рош аШоно есть два аспекта. Что это есть день сотворения человека, и что посредством этого достигается возвышение также в общности творения (как далее будет объясняться). И идея в этом, как говорит Адмур Рашаб в маамаре, начинающемся словами «зэ а-йойм тхилас маасэхо зикоройн лейойм ришойн[65]«, что нужно понять, ведь Рош аШоно («зэ айойм») это первое тишрей, что это есть шестой день творения, и как он может быть «памятью о первом дне». И объясняет, что роцойн на сотворение мира, это хицойниюс роцойн[66], а пнимиюс роцойн[67] – это Исроэл. И два этих аспекта во временах года – это 25 элула и Рош аШоно. Что 25 элула, когда был сотворен мир, это хицойниюс роцойн, и в Рош аШоно (первое тишрей), когда был сотворен человек, «вы называетесь одом[68]«, это пнимиюс роцойн. И это есть «зэ а-йойм тхилас маасехо зикоройн лейойм ришойн», что в Рош аШоно есть два аспекта. Основная идея Рош аШоно – это что он «тхилас маасехо», притяжение ацмус Ойр Эйн Сойф (который выше, чем роцойн на сотворение миров) посредством работы человека, и еще аспект в Рош аШоно, что это «память о первом дне», что притяжение ацмус Ойр Эйн Сойф притягивается также в роцойн на сотворение миров, и посредством этого в миры. И в соответствии с этим, отношение йитока` бешойфор годол к Рош аШоно оно в двух аспектах в нем. Притяжение раскрытия шойфор годол для Исроэл относится к тхилас маасехо, и возвышение, которое будет достигнуто посредством этого в эрец Ашур и эрец Мицраим – относится к зикоройн лейойм ришойн.

Заин

И вот, в соответствии с тем, что приводилось выше (п. 5) из друша Адмура Могараша, что мейцар шофара это идея года, который рошо бисхилосо, что идея рошо бисхилосо — это то, что Исроэл делают себя рошин в Рош аШоно, понятно, что идея мейцар, посредством которого притягивается мерхав, это также тогда, когда этот мейцар он со стороны битуль, что его служение совершенно, но со стороны битуль он ощущает, что находится в мейцар, также посредством такого мейцар притягивается мерхав. И подобно этому это в отношении раскрытия шойфор годол, которое пробуждается и притягивается посредством ойвдим и нидохим, что также когда его служение в совершенстве, но что он задумывается о том, что относительно роймемус[69] Ойр Эйн Сойф также истинное служение считается грехом, и поэтому он чувствует себя ойвед и нидох,  что посредством этого пробуждается и притягивается раскрытие шойфор годол. И следует сказать, что также тогда (когда притяжение гилуй шойфор годол это посредством его битуль) имеет отношение язык йитока` (та»в с комац) йитока` сам по себе, ибо когда он делает себя они во-рош, что идея они, это что нет у него своего ничего, и он только получает то, что дают ему в качестве цдоко, он сознает и ощущает, что то, что посредством его служения притягивается раскрытие, это не со стороны его достоинства (что он способен притянуть), но со стороны милости Вс-вышнего, йитока` сам по себе, и как будто бы притяжение без исарусо дилсато совершенно.

И следует добавить, что в соответствии с тем, что говорит мой тесть и учитель Адмур (в маамаре, начинающемся словами вегойо байойм гагу йитока` бешойфор годол) что шойфор годол пробудить нкудас йаhадус[70], которая есть в каждом из Исроэл, понятно, что то, что весь Исроэл (также и включая ойвдим и нидохим) захотят выйти из изгнания, и пойти в Иерушолаим и поклониться Вс-вышнему, это что посредством раскрытия шойфор годол пробудится истинное желание Исроэл. И это есть различие между геуло в исходе из Египта и будущим избавлением, что во время исхода из Мицраим, желание Израиля выйти из нечистоты Египта и прилепиться к Вс-вышнему было со стороны раскрытия Свыше, «мошхейни[71]«, а в будущем избавлении, желание выйти из изгнания и прийти в Иерушолаим будет желанием Исроэл. И их служение будет со стороны их самих, — достоинство Рош аШоно, служение человека. Но что в ойвдим и нидохим буквально, достоинство служения человека это после раскрытия шойфор годол, что посредством него пробуждается истинное желание человека, но притяжение раскрытия шойфор годол — это со стороны Свыше. И еще один способ в йитока` бешойфор годол, что также притяжение раскрытия шойфор годол это посредством работы человека, как выше.

Хес

И это есть веhойо байойм hаhу йитока` бешойфор годол, йитока` сам по себе, это, что в конце времени изгнания, что осталось всего несколько мгновений до того дня, когда йитока` бешойфор годол [и более того, что в отношении нескольких аспектов начался уже аспект йитока` бешойфор годол, как понятно из вышеприведенных слов Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, и в особенности, что со времени написания маамара до сегодня прошли несколько и несколько лет, и тем более и тем более в последнее время, что видели воочию, что несколько и несколько, которые были сначала в положении ойвдим и нидохим, рахмоно лицлан, пробудились в тшуво, посредством ткио шойфор годол], должно быть служение в битуль, сознание и ощущение, что все аспекты, которые были достигнуты посредством его работы, как в отношении себя самого, так и в отношении другого, это не со стороны его достоинств, но со стороны того, что дается сила Свыше. И следует отметить, что такое чувство, не приводит к ослаблению в его работе, и наоборот, посредством такого чувства, его служение еще с большим подъемом, ибо когда его служение связано с его мциюс[72], то служение происходит в измерении и ограничении. И также когда его работа – бехол меойдехо[73], то это мейодехо, меойд шелхо[74], и посредством ощущения, что вещи, достигаемые посредством его работы, это не со стороны сил, которые есть у него, но со стороны Элойкус, посредством этого он выходит из своего мциюс и своих ограничений, и его служение выше, чем измерение и ограничение.

Тес

И вот, объясняется в маамаре, начинающемся словами веhойо байойм hаhу йитока` бешойфор годол, в вопросе шойфор в Рош аШоно, что несмотря на то, что основное притяжение происходит посредством крика из глубины сердца, тем не менее, требуется трубление в материальный шойфор именно, ибо действие имеет превосходство, и также для того, чтобы раскрытие пнимиюс роцойн элйойн [аспект шойфор Свыше] было притянуто внизу в материальности. И из этого ясно, что также это в отношении трубления шойфор годол байойм гагу, что недостаточно тех аспектов, которые были до сих пор, и трубление в шойфор годол должно быть таким образом, что весь Исроэл, также и включая ойвдим и нидохим, придут и поклонятся Вс-вышнему на Святой горе в Иерушолаим, в Иерушалаим по простому смыслу, посредством Мошиаха цидкейну, который поведет нас гордо в нашу землю, в скором времени действительно.



[1] «Вегойо байойм гагу, йитока` бешойфор годол, увоу гоойвдим беэрец Ашур веганидохим беэрец Мицраим, вегиштахаву лаГашем бегар акойдеш бИрушолоим». «И будет в тот день, будет трубить великий шофар, и прийдут пропавшие в земле Ашура и отверженные в земле Египта, и поклонятся Вс-вышнему на Святой горе в Иерусалиме». Йешайа 27, 13, и этот посук из «псукей шойфройс», которые читают в Рош аШоно перед трублением в шофар.

[2] Друшим леРош аШоно 58, 1 и далее

[3] великий шофар

[4] будет трубить

[5] пропавшие в земле Ашура

[6] отверженные в земле Египетской

[7] «шойфор» – это ашкеназское произношение слова «шофар». Все цитаты здесь даются в ашкеназской транскрипции, а собственно в тексте употребляется более принятое в русском языке произношение (прим. переводчика)

[8] глубина сердца

[9] «как если бы»

[10] Высшая Воля

[11] «мудрость», высшая из десяти сфирот

[12] «И Вс-вышний будет трубить в шофар». Зхария 9, 14. И также этот посук из псукей шойфоройс в Рош аШоно.

[13] Трубление в шофар

[14] внутренний, глубинный смысл

[15] глубина Б-жественности

[16] свет, «окружающий все миры»

[17] т.е., в конечном счете, это некоторый (хотя и очень высокий) уровень раскрытия, но не Сущность Б-жественности. (Прим. переводчика)

[18] трубление

[19] «Сокрытие всех сокрытий»

[20] «Понять слова Мишны, праздник Рош аШоно, который приходился на субботу, в Микдош (Храме) трубили, но не в стране (Израиля)»

[21] удовольствие, наслаждение

[22] Храм

[23] внешний уровень сфиры «кесер»

[24] сотворенные миры (точнее, «излученные» – в соответствии с названием высшего из миров «Ацилус» – букв. «излучение», «эманация»)

[25] внутренний уровень сфиры «кесер»

[26] Творец (точнее, «Излучающий»)

[27] Первый Храм

[28] Второй Храм

[29] «юбилейный» (т.е. 50-й) год

[30] Бегар 25, 9 «И проведи трубный глас»

[31] Дарование Торы

[32] «И был звук шофара» (Йисрой 19, 19)

[33] «И звук шофара становился все сильнее»

[34] «сильный звук»

[35] баран (принесенный в жертву вместо) Ицхака

[36] пропавшие

[37] отверженные

[38] «Этот день – начало Твоих деяний»

[39] «память о первом дне»

[40] Воля

[41] «желает милости Он»

[42] «Зависит от пробуждения снизу»

[43] пробуждение (человека) снизу

[44] «скажите передо Мной малхиойс, зихройнойс…»

[45] притяжение

[46] Сущность Б-жественности

[47] глубинный смысл Высшей Воли

[48] «учится из шофар – шофар» (т.е., из того, что в одном посуке сказано «шофар» и в другом посуке сказано «шофар»)

[49] «Трубите в новомесячье в шофар»

[50] «Из теснин взывал я к Б-гу, ответил мне простором Б-г»

[51] теснины

[52] притесненность

[53] «из теснин взывал я к Вс-вышнему»

[54] «ответил простором мне Вс-вышний»

[55] «беден в начале»

[56] бедняки

[57] «милости просит бедняк»

[58] обогащается

[59] «Молитва бедного, когда он унывает и пред Богом изливает печаль свою» Тегилим 102, 1

[60] «Излить перед Вс-вышним печаль свою»

[61] влияние, изобилие

[62] самая большая теснина

[63] самый большой простор

[64] «от начала года» (написано מרשית – пропущена буква рейш)

[65] «Этот день – начало Твоих деяний, память о первом дне»

[66] «Внешняя воля»

[67] «Внутренняя воля»

[68] человек

[69] возвышенность

[70] «точка еврейства»

[71] «потяни меня (за собой)»

[72] существование

[73] «Всем своим достоянием». Хасидизм объясняет, что это указывает на служение выше измерения и ограничения (прим. переводчика)

[74] «твой меойд» – т.е., что служение выше ограничения также ограничено