Йуд шват 5711
בס»ד
Тойрас Менахем т. 2 стр. 204
Алеф
Известно, что существуют различия между первым годом после гисталкус, и временем после этого, и из них, что «все 12 месяцев… душа его поднимается и опускается, после двенадцати месяцев… душа его поднимается и уже не опускается», т.е., что он не находится внизу также как раньше.
И хотя это различие есть у всего Израиля, как у простых евреев, так и у великих Израиля, и также у несией Исроэл[1], тем не менее, со стороны величия достоинства праведников – «цадик гойзер веаКодойш Борух Гу мекайем[2]«, и, более того, «аКодойш борух гу гойзер вецадик меватейль[3]«, и вплоть до того, что праведники могут изменять природу мироздания[4], — они могут изменять также это правило в соответствии со своей волей.
Это правило (что «после двенадцати месяцев… душа его поднимается и больше не опускается») это у такого, кто не баал а-баис[5] над миром и всем что в нем есть, но цадиким, которым переданы ключи жизни, дождей и оживления мертвых [такие ключи, которые не передаются в руки одного человека, и, тем не менее, мы видели, что праведникам передаются также эти ключи одновременно], и они баалей батим над всем, то тем более и тем более, что они могут выбрать для себя место, быть там, где они считают, что им лучше находиться.
Бейс
И в отношении Квойд кдушас Мойри вехами Адмур – несомненно, что также сейчас его желание быть здесь, вместе с нами:
У Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур были три идеи агавас Гашем, агавас а-Тойро ве-агавас Исроэл[6] (которые связаны друг с другом, и вплоть до того, что) одно целое [как известны слова Алтер Ребе, что «веогавто лереахо комойхо[7]» это сосуд (объяснение и комментарий) для «веогавто эс Гавайе Элойкехо[8]«]. И поэтому, не считаясь ни с чем, Ребе отказывался от собственного гашмиюс[9], и даже от собственного руханиюс[10], ради агавас Исроэл.
И отсюда понятно, что таково же его поведение также после гисталкус [подобно тому, что сказали Разал, «если прошла большая часть лет человека в добром поведении, обещано ему, что так будет также после этого, и если это сказано про каждого человека, то тем более для праведника, хасида, который всю свою жизнь отдавал свою душу, свою естественную душу и даже Б-жественную душу], что, хотя аспекты происходящего в нижнем мире скрывают и вносят сумятицу в аспект «негенин мизив а-Шхино[11]«, «зив тойросон веавойдосон[12]» и еще выше этого, тем не менее, Ребе отказывается от этого, и хочет также сейчас быть внизу, вместе с нами.
И поскольку это есть желание Ребе – несомненно, что он будет вместе с нами, и, как говорят Тойсфойс, что «когда она (душа) хочет – она опускается».
Гимел
Следствие из вышесказанного в отношении практического действия:
Хотя мы находимся после первого гилуло,
— Я не хочу говорить или писать «первый йорцайт», ибо, нужно надеяться, что до следующего года уже исполнится обещание «гейкицу веранейну шойхней офор[13]«, и он среди них, и само собой, не будет уже «йорцайт», и поэтому я говорю «первый день гилуло», ибо подъемы (что это есть идея гилуло) будут также и после этого —
И поэтому может быть, хас вешолом вехас вешолом, ослабление в гискашрус[14], — и нужно знать: гискашрус должен усилиться еще более, и подобно тому, как сейчас поднимается Ребе выше и выше, также мы должны найти новые силы[15], для того, чтобы мы могли следовать за ним.
Далет
И это есть также ответ тем, кто спрашивает, нужно ли говорить капител[16] 71 (капител Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, соответствующий числу его лет) – нужно ли говорить его также после йуд шват, и до какого времени нужно его говорить? И ответ на это – что нужно говорить до 12 тамуза[17].
И сначала следует привести обсуждение, есть ли также после гисталкус добавление во времени, и возможно ли в этом рост и возмужание, — что есть мнение, что это есть спор между Раавадом и Рамбамом.
И можно привести два доказательства, что эти вещи возможны также после гисталкус:
Алеф) Обычай во всей диаспоре Израиля отмечать «йорцайт» каждый и каждый год. И поскольку идея «йорцайт» — что в этот день происходит подъем души, ясно, что также в душе (после гисталкус) возможно добавление, зависящее от времени.
Бейс) Есть запись Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур от 20 хешвон 5705 г., — когда исполнилось восемьдесят четыре года со дня рождения его отца (Ребе Рашаба), и в этот день заканчивается отношение к капителу 84 (как известно из обычаев произнесения Тегилим) – по поводу ночного видения, когда отец сказал ему, чтобы сказали друш на капител 84. И отсюда понятно также в нашем вопросе) как говорилось несколько раз, что Ребе предусмотрел («баворнт») несколько и несколько вещей) – что написав по поводу дня рождения его отца Ребе Рашаба через много лет после гисталкус, от постановил также в отношении себя самого, что также сейчас (после гисталкус) есть у него аспект дня рождения, и также сейчас есть у него подъем выше и выше, что после каждого подъема видно, что предшествующая работа была только подготовкой для положения и состояния после этого.
***
Гей
В отношении шлихус Ребе — есть несколько типов шлихус:
Есть такие, что в раскрытии указание в отношении них было в материальности, т.е., чтобы они занимались бизнесом и т.п., но внутреннее намерение в этом было аспект Торы и заповедей. И есть такие, что также в раскрытии указание в отношении них было в отношении духовности, т.е., что Ребе послал их заниматься хинух, укреплением Торы, распространением еврейства, и вплоть до того, чтобы учить алеф бейс с маленькими детьми.
Также как в отношении тех, указание к которым было в аспекте гашмиюс, понятно, что это только лишь внешняя сторона, а внутреннее намерение в этом — это идея Торы и заповедей [подобно тому, как основное намерение в общей идее бизнеса — это ради заповеди цдоко, десятой части или пятой части, или более того (и, в особенности, в соответствии с тем, что объясняется в Игерес акойдеш, что в наше время основная работа (служение) — это цдоко, и часть, которую дают на цдоко, поднимает все] — также в отношении тех, которым в раскрытии было указание в духовности, что также они должны знать, что это внешнее указание относительно внутреннего намерения в этом.
И подобно тому, что говорится в Зогаре, «до мойхо ле-гой мойхо… гай клипо легай, вегай легай[18]«, т.е., что также такая вещь, которая является пнимиюс и мойхо относительно нижней ступени, — это только хицойниюс и клипа относительно высшей ступени.
И поэтому, также те, указание в отношении которых было в духовности, должны задуматься, или это уже конечная цель, или что это только лишь хицойниюс[19] и клипа[20], и подобно тому, как указание в отношении эсек[21] — это только хицойниюс, и есть в нем внутреннее намерение, подобно этому также указание в аспекте распространения Торы, укрепления еврейства и т.п., — это только внешнее указание относительно внутреннего намерения (как далее будет объясняться).
Вов
Все те, кого Ребе послал заниматься распространением еврейства в орей а-содэ[22],
— и не обязательно, орей а-содэ действительно, но, как только выходят из комнаты Ребе, в которой он принимал на йехидус, в которой он молился и учился, — всюду, где бы ни находились, это аспект «поля» относительно комнаты Ребе, таким образом, что выходя за порог, уже находятся в «поле», поскольку отсутствует там «тиферес одом лошевес боис[23]» —
Нужно знать, что во всех аспектах шлихус есть кавоно пнимис[24].
И это внутреннее намерение — распространение учения хасидизма, как говорил Ребе, что Алтер Ребе не хотел, чтобы хасидим были отдельной «партией», но — учение хасидизма предназначено для всего Израиля.
И это есть идея йофуцу майанойсехо хуцо[25], что это есть подготовка[26] к приходу Мошиаха.
Заин
В общем, есть четыре ступени: хулин[27], маасер[28], трума[29] и койдеш[30]. И мы находим также пятую ступень — «мей хатос[31]«, что даже чистое для койдеш недостаточно для мей хатос. И подобно этому есть также в душе человека пять ступеней: нефеш, руах, нешомо, хайо, йехидо. И в соответствии с этим было обращение и указание Ребе к каждому в соответствии с тем, каков он и каков его уровень.
Нефеш — все еще имеет отношение к аспекту греха, как сказано «нефеш ки сэхто[32]«. И поэтому, к тем, кто на уровне нефеш, было указание в явном виде в аспекте материальности. И для тех, кто на уровне руах и нешомо, и тем более и тем более, хайо и йехидо, что это еще более высокие уровни, — указание к ним было в более возвышенных вещах, каждый по его уровню.
Но нужно знать, что также как уровень нефеш — это только подготовка относительно более высокой ступени, также это в отношении руах и нешомо, и даже хайо йехидо, это только имя и сосуд для сущности души, как следует из точного значения выражения «хамишо шеймойс никреу ло[33]«, для эцем а-нешомо[34], т.е., что также йехидо (которая включена в пять имен) — это только имя и подготовка для эцем га-нешомо.
И само собой понятно, что обращение к аспекту йехидо, хайо нешомо и руах, или даже нефеш, — было в этом намерение и смысл — достичь эцем га-нешомо.
Поэтому понятно, что все те, у кого было отношение к Ребе, и само собой, будет у них отношение также после этого, поскольку каждая вещь в Святости, даже если поднимается выше, она оставляет свой корень на своем месте, — нужно знать, что во всех указаниях, которые получили от Ребе, есть внутреннее намерение, и внутреннее намерение это — пнимиюс Тойро[35], йофуцу майанойсехо хуцо, т.е., распространять общее учение хасидизма, которое было раскрыто Баал Шем Товом и его последователями, и учение хасидизма Хабад, которое было раскрыто Алтер Ребе и его последователями, вплоть до Квойд Кдушас Адмур и включая также его, и посредством этого исполняется и выполняется внутреннее намерение.
Хес
И, когда исполнится внутреннее намерение, будет «лехол бней Исроэл… ойр бемойшвойсом[36]«, и исполнится то, что говорится в нашей главе «увней Исроэл йойцим бейод ромо[37]«,
— в предшествующих главах рассказывается о голус[38], и в нашей главе — аспект геуло[39] —
и «оз йошир Мойше[40]» — «‘шор[41]‘ не сказано, но ‘йошир[42]‘, отсюда тхияс мейсим[43] из Торы», т.е., что в скором времени и в наши дни «будет петь Иойше — нашего поколения — и бней Исроэл» — с вов мехабейр[44] (не вов мафсик[45]) — йошир — в единственном числе.
И исполнится то, что сказано «Гавайе йимлойх леойлом воэд[46]«, и также на языке Таргума[47]: «Гавайе малхусей дилэй коим леолам улеолмей олмайо»,
И по простому — что в скором времени в наши дни мы увидим Ребе материальными глазами, и он выведет нас к истинному и полному избавлению — омейн.
***
Тес
Когда Ребе приехал в Америку, он сказал: «азлас лекарто авид кенимусо[48]«. Здесь в Америке, любят услышать «круз», «стейтмент», новость, и еще лучше, — нечто, потрясающее воображение. Я не уверен, что есть необходимость в таком порядке, но — «ты пришел в город — поступай, по его обычаям»:
Три любви — агавас Гашем, агавас Тойро и агавас Исроэл[49], это одно целое. Невозможно разделить между ними, поскольку это одно целое, как единая сущность. — В учении хасидизма приводится слова Баал Шем Това от имени ришойним: «эцем[50], когда ты схватываешь его часть, ты схватываешь его целиком». И в нашем вопросе , поскольку три эти любви — это одно целое, понятно, что в каждой из них есть все три, ибо, когда ты схватываешь часть его, ты схватываешь его целиком.
Когда есть агавас Гашем, но отсутствует агавас Тойро и агавас Исроэл, это указывает, что не хватает также в агавас Гашем. С другой стороны, когда есть агавас Исроэл, хотя она входит в число заповедей, понятных разумом, и разум признает ее необходимость, тем не менее, в конечном счете, приходят к агавас Тойро и агавас Гашем. И как известна история по поводу Ребе Цемах Цедека, что посредством того, что он дал гма»х[51] одному еврею, он достиг таких вещей, которых не мог достичь посредством Торы и молитвы.
Это «объявление» следует распространить и сделать известным. Когда видят еврея, в котором есть агавас Гашем, но нет в нем агавас Тойро и агавас Исроэл, следует сказать ему, что он должен знать, что одна только агавас Гашем, без агавас Тойро и агавас Исроэл, не имеет прочности. С другой стороны, когда видят еврея, у которого есть только агавас Исроэл, то нужно стараться привести его к агавас Тойро и агавас Гашем. И также следует стараться, чтобы его действия в агавас Исроэл выражались не только в том, чтобы давать хлеб голодным и воду жаждущим, но что со стороны агавас Исроэл он должен приближать евреев к агавас Тойро и агавас Гашем.
И когда будут все три любви вместе, это будет «хут а-мешулош[52]«, которая «лой бимгейро йипосейк[53]«.
И посредством этого придет также избавление, ибо, также как причина того, что «мы изгнаны из страны нашей» во время последнего изгнания – это из-за противоположности агавас Исроэл, подобно этому через агавас Исроэл прийдет избавление в скором времени в наши дни действительно.
***
(Кто-то спросил по поводу шлихус, который возложил на него Квойд Кдушас Адмур (РаЙаЦ), и Ребе Шлита ответил:)
Когда Ребе исполнилось пятнадцать лет, отец (Ребе Рашаб) взял его в качестве секретаря в общественных делах. На одно из собраний раввинов которая проходила тогда (вероятно, в Ковно), Ребе Рашаб послал Ребе в качестве своего представителя. Поскольку Ребе был тогда молод, только пятнадцать лет, то Ребе Рашаб послал с ним Рашбаца. Рашбац был очень умным евреем, но, Ребе Рашаб приказал сказать ему, что несмотря на то, что он посылает его с ним, но должен знать, что чем меньше он будет вмешиваться, тем лучше.
(И закончил Квойд Кдушас Адму»р Шлита:) и если тогда это было так, то тем более сейчас: для чего вмешиваться в дела Ребе? Нет необходимости давать ему советы, или высказывать собственные мнения. Нужно исполнять и выполнять его волю, и чем меньше будут вмешиваться с «собственными объяснениями», тем лучше.
* * *
Йуд алеф
Маамар «Боси легани» — отредактирован Адмур Шлита.
[Перед тем, как начать маамар, сказал: В маамаре, который дал Мойри вехами Адмур к дню его гисталкус, который начинается: боси легани… (то конца п. 3),
После этого прервался, и сказал чтобы пели нигун «бейнони», и сказал, «Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур любил этот нигун». После этого сказал, чтобы пели нигун Ребе Рашаба.
После этого продолжил маамар: «вегиней ахарей шемевоэйр бегамаамар, дэикор шхино бесахтойним гойсо…» (до конца п. 5),
После этого прервался, и сказал, чтобы пели нигун Ребе Могараша, и после этого нигун Адмура Цемах Цедека,
После этого продолжил маамар: «вегиней бесийюм га-маамар мевоейр…» (до конца),
После того, как закончил говорить маамар, и в перерыве в следующей части сихи, сказал, чтобы пели нигун Квойд Кдушас Адмур гоэмцои, и нигун Квойд Кдушас Адмур а-зокейн («арба бовойс»), как далее будет говориться.
* * *
Йуд бейс
После маамара сказал Квойд Кдушас Адмур Шлита:
Сейчас – слушайте, евреи!
Вообще, в Хабаде было требование, чтобы была работа каждого и каждого собственными силами, и не полагаться на Рабеим.
Это есть различие между шитас Пойлин[54] и шитас Хабад[55], что шитас Пойлин это «‘цадик беэмуносой йихье’ — не читай ‘йихйе’, а читай ‘йехайе'», но мы, Хабад, должны работать самостоятельно, 248 органами и 365 жилами тела, и 248 органами и 365 жилами души.
«Все в руках Неба, кроме страха перед Небом». Я не отказываюсь хас вешолом, помогать, помогать настолько, насколько возможно, но, поскольку все в руках Неба, кроме страха перед Небом, поэтому, если не будет самостоятельной работы, что поможет то, что дают «ксовим», поют нигуним, и говорят «лехаим».
Ребе иногда говорил: «лэйгт зих нит арайн кейн фойгелех ин бузем».
Нужно самому перевернуть штус[56] противоположной стороны и кипение животной души – в Святость.
Йуд гимел
В отношении Мишкана – Мойше мог сделать его сам, и подобно этому в отношении бейс а-Микдош – Довид мог сделать его сам, но они хотели удостоить сынов Израиля.
И подобно этому, когда Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур написал Сефер Тору навстречу Мошиаху, сказал, что он не хочет делать это один, но он хочет, чтобы в этом участвовали сыны Израиля.
И понятно, что в строительстве жилища для Него, благословен Он, в нижних, — должны участвовать мы все, и все сыны Израиля. Каждый должен делать сам, исполнять свой шлихус. Остались только «пахим ктаним[57]«, и когда закончат очищать их, тогда исполнится обещание «веолу мойшиим…[58]«, т.е., что три нечистые клипойс будут оттолкнуты и уничтожены, а клипас нойга[59], общность этого мира, поднимется к Святости, и будет исполнено намерение творения – что он станет жилищем для Него, благословен Он.
* * *
Йуд далет
(Сказал, чтобы пели один из нигуним Мителер Ребе, и после нигуна сказал:)
Говорилось в йуд тес кислев, чтобы организовали халукас мишнайос[60], чтобы каждый взял пять глав и завершил их до йуд шват, и, несомненно, все уже завершили их. В соответствии с обычаем Израиля сказать несколько слов в сиюм[61], я скажу несколько слов коротко.
В предпоследней Мишне мы учили: «медовые соты с какого момента считаются жидкостью и принимают нечистоту – с того момента, как решит их раздавить. Бейс Гилель говорят – с того момента, как раздавит их».
Т.е., по мнению бейс Шамай, статус и состояние вещи изменяется от одной только мысли, а по мнению бейс Гилель, для этого требуется действие.
И, хотя «бейс Шамай против бейс Гилель – это не Мишна», но известно, что в будущем будет галаха по бейс Шамай. И поскольку сейчас идут уже навстречу будущему миру, канун субботы, есть уже аспект «тойамего», попробовать из мнения бейс Шамай, что одной только мыслью мы переходим уже к положению и состоянию более возвышенному.
И в нашем вопросе:
Находясь среди десяти человек из Израиля, «акол бей асоро шхинто шарьо[62]«, и в особенности, что есть несколько раз десять, и в особенности, в синагоге и доме учения (как известно, что есть превосходство в синагоге перед домом учения, и в доме учения перед синагогой), и в еще большей степени и с еще большей силой в «четырех локтях» Ребе, место, где он жил многие годы, где он молится и учил Тору, — находится каждый и каждый в гисойрерус[63], что с сегодняшнего дня и дальше будет его поведение как должно быть, и, поскольку мы идем навстречу будущему миру, когда галаха[64] будет по бейс Шамай, что одна только мысль переводит его в другое состояние и другой статус, и пусть это будет выход из теснин к простору.
Тес вов
В окончании Мишны: «не нашел Вс-вышний сосуда, вмещающего благословение для Израиля, но только мир». И как мы говорим, «благослови нас, Отец нас, всех вместе».
Посредством мира устраняют все гааломойс[65], гестейрим и гагболойс[66].
И поскольку «мысль помогает», поэтому, посредством того, что решают, что принимают решение, что будет «кли махзик брохо[67]» — мир, — тогда происходит выход из положения и состояния «арвин[68]» — как сказано в начале Мишны – «меэймосай койрин эс шма беарвин[69]» — что также тогда – «беарвин» — должно быть крияс шма[70], чтобы было признание, что «Гавайе эход», но, посредством мира будет в скором времени действительно чтение шма «бешахар[71]«.
И, хотя есть объяснение в «шахар», от языка «шахарус[72]«, но это перевернется в объяснение «шахар» от языка утра и добра, и «лайло кейойм йоир[73]«, что само «арвин» будет светить.
И все это будет во время прихода нашего праведного Мошиаха, и пусть мы удостоимся этого в скором времени в наши дни.
Тес заин
(Сказал, чтобы пели нигун Алтер Ребе – «арба бовойс», и после нигуна сказал):
Квойд Кдушас мойри вехами Адмур рассказывал, что когда шла речь о принятии несиюс[74] от его отца, Ребе Рашаба, он просил, чтобы это было бехесед уверахамим[75].
Квойд кдушас мойри вехами Адмур сказал также – когда он говорил о приходе Мошиаха – что это будет в его дни. И нет кушья[76] в этом – ибо объясняется в Йерушалми (и приводится также в Йалкут Шимони), что когда ведут себя в страхе перед ним, под его властью и под его управлением, тогда даже двадцать лет спустя считается, что он находится здесь.
Почему это задержалось?
— Один еврей рассказал мне, что в 5683 (1923) году спросил у Квойд Кдушас мойри вехами Адмур по поводу поездки в Италию, и Квойд кдушас мойри вехами Адмур ответил ему «всему свое время», и посоветовал ему поехать учиться в Томхей тмимим. Только сейчас он приехал в Италию, и пишет мне, что сейчас он понимает слова Ребе, что сказал ему двадцать семь лет назад!
У нас – это не продлится годы, хас вешолом, но будет быстро.
Нужно только завершить работу с «пахим ктаним», нужно изменить привычку и ганохойс[77], и тогда исполнится «исталек йекоро дэКудшо брих гу бехулгу олмин[78]«, и будет исполнено Высшее намерение.
Йуд заин
(перед выходом сказал:)
«Ки весимхо тейцеун увешолом туволун…[79]«
Когда будет симхо[80], что тогда будет само собой мир, что все те, кто мекушорим[81] к Ребе будут в ахдус[82], — тогда – как говорится в продолжение посука – также «горим угвоойс[83]» — не только, что не будут мешать, но будут помогать, «вехол ацей а-содэ» — деревья, не приносящие плодов – будут плодоносить, как сказали Разал, «осидин илоней с’рак шейаасу пейройс[84]«; но все это с условием, что будет мир, что все, имеющие отношение к Ребе, будут в ахдус[85].
И тогда поможет Вс-вышний исполнить задачу, которую Ребе возложил на всех нас, что это есть самое совершенное благо, какое только возможно.
[1] Руководители Израиля
[2] «Праведник постановляет, и Вс-вышний исполняет» (Таанис 23, 1. Зогар ч. 2 стр. 15, 1)
[3] «Вс-вышний постановляет, и праведник отменяет» (Шабос 63, 1. Зогар ч. 1 10, 1)
[4] И все это подчеркивается еще более после гисталкус, как сказали Разал (Хулин 7, 2) «Велики праведники после их смерти, больше чем при их жизни»
[5] хозяин
[6] любовь к Вс-вышнему, любовь к Торе и любовь к Израилю
[7] «Люби ближнего своего, как самого себя»
[8] «Люби Вс-вышнего, Б-га твоего»
[9] материальность
[10] духовность
[11] «(праведники в Ган Эйден) наслаждаются сиянием Шхины»
[12] «сияние их Торы и их служения»
[13] «проснутся и воспоют пребывающие в прахе»
[14] связь
[15] И несомненно, что мы все вместе и каждый из нас в отдельности получаем новые силы от Ребе – что сейчас есть также у него новые силы относительно сил, которые были у него перед этим – чтобы он смог добиться успеха во всех делах легче чем это было перед этим, и с меньшим количеством гааломойс и гестейрим, чем это было раньше.
И практически – как Ребе требовал во всяком деле, чтобы было практическое действие – с сегодняшнего дня этой ночью или завтра утром, нужно знать, что шлихус, который возложил Ребе на каждого, сохраняет свою силу, как раньше, также сейчас, и наоборот, с еще большей силой, ибо, поскольку даны новые силы, это знак того, что нужно добавить и сделать еще больше. И когда добавят больше, то следующая работа будет делаться легче, поскольку уже привыкли к этому и убрали («сломали») гааломойс и гестейрим, которые были прежде.
[16] псалм
[17] день рождения Ребе РаЙаЦа (прим. переводчика)
[18] «есть мозг внутри мозга… это – оболочка для этого, и это – для этого»
[19] внешнее
[20] оболочка
[21] бизнес
[22] «города, расположенные в поле»
[23] «красота человека – когда он в доме своем»
[24] внутреннее намерение
[25] распространение источников хасидизма
[26] Это работа, которую мы должны поставить к приходу Мошиаха. – В отношении к тому, что должен быть «весь…» или «весь праведный», что для этого нужно привести к тшуве, вплоть до «прийдет вернуть праведников в тшуве» – это сделает кто нибудь другой, но, то, что мы должны сделать для прихода Мошиаха – это аспект «йофуцу майанойсехо хуцо»
[27] будничное
[28] десятина
[29] часть (урожая), отделяемая в пользу коганим (священников в Храме)
[30] святое
[31] воды для «хатос» (очищающие нечистоту (прикосновения) к мертвому)
[32] «душа, когда согрешит»
[33] «пять имен названо ей (душе)»
[34] сущность души
[35] внутренняя, сокровенная Тора
[36] «У всех сынов Израиля был свет в их поселениях»
[37] «И сыны Израиля выходят гордо и открыто»
[38] изгнание
[39] избавление
[40] «Тогда воспоет Мойше»
[41] «пел»
[42] «будет петь»
[43] оживление мертвых
[44] «вов» соединяющий
[45] «вов» разделяющий
[46] «Вс-вышний будет царствовать вовеки веков»
[47] арамейский язык
[48] «Прийдя в город, поступай по его обычаям»
[49] Любовь к Вс-вышнему, любовь к Торе и любовь к Израилю
[50] сущность
[51] касса взаимопомощи
[52] «тройная нить»
[53] «не скоро прервется»
[54] подход «польского хасидизма»
[55] подход Хабада
[56] глупость
[57] мелкие сосуды
[58] и поднимутся спасители
[59] промежуточная субстанция между Святостью и противоположностью святости
[60] распределение Мишнайойс
[61] завершение (трактата Талмуда или Мишны)
[62] среди десяти человек присутствует Шхина
[63] пробуждение
[64] закон
[65] сокрытия
[66] ограничения
[67] «сосуд, вмещающий благословение»
[68] вечер
[69] «Когда читают шма вечером»
[70] чтение молитвы шма
[71] утром
[72] чернота
[73] «ночь как день будет светить»
[74] руководство
[75] с милостью и милосердием
[76] трудный вопрос
[77] привычный способ мышления
[78] «возвышается слава Вс-вышнего во всех мирах» (см. маамар «Боси ле-Гани на йуд шват)
[79] «Ибо в радости выйдете и с мире соберете урожай…»
[80] радость
[81] связаны
[82] единство
[83] горы и холмы
[84] «в будущем не-плодоносные деревья будут плодоносить»
[85] единство