Стр. 91
Заин
И следует сказать, что идея раскрытия Мошиаха 9 ава (в Минхо), и как это связано с работой в Эрец Исроэл – подчеркивается сильнее в главе, которую читают в Минхо субботы 9 ава (шабос хазон), гл. Воэсханан:
В соответствии с принципом, что Тора – вечна, и Тора от языка "гойроо"[1], все слова Торы вечны вовеки веков, и дают вечные указания сынам Израиля во всякое время и во всяком месте – пробуждается вопрос: каково вечное указание из "воэсханан эл Гавайе[2]", молитва Мойше к Вс-вышнему, чтобы войти в Эрец Исроэл, молитва и просьба, которая не была тогда исполнена, и само собой, это на первый взгляд относится к категории "что было, то было"?
И объяснение в этом: понятно и просто, что молитва Мойше сохраняет свою силу постоянно, и несомненно, будет также исполнена, и это "тем более" по сравнению с молитвой каждого праведника [и "тем более" от того, что "праведник постановляет и Вс-вышний исполняет"], и тем более и тем более, молитва Мойше рабейну (что даже "дела рук его" вечны, и тем более – его молитва к Вс-вышнему), и особенно, что он молился 515 (числовое значение "воэсханан[3]") молитв.
Если бы удостоились, то молитва Мойше исполнилась бы в то время, и он бы ввел сынов Израиля в Эрец Исроэл, и построил Храм, и тогда бы это был вечный Храм, в вечном избавлении – полном избавлении, как объясняется в книгах.
Из-за различных причин молитва Мойше в то время не исполнилась практически в этом материальном мире (из за гзейро[4], которая была тогда, что Мойше должен остаться со своим поколением в пустыне, как далее будет объясняться), но, поскольку это молитва Мойше (и еще – 515 молитв) – она, несомненно, исполнится, но – впоследствии, в истинном и полном избавлении посредством Мошиаха цидкейну, ибо "первый избавитель (Мойше) – он же последний избавитель", и он вводит всех сынов Израиля в Эрец Исроэл, в геуло[5], после которой нет голус[6], и в строительстве третьего Храма, вечного Храма.
И из всего сказанного следует, что молитва Мойше существует вечно и оказывает свое действие, но только не в то время, а впоследствии – когда придет вечное избавление, и Мойше – первый избавитель он же последний избавитель – вводит всех сынов Израиля в Эрец Исроэл.
Хес
В соответствии с этим будет понятно также, каково вечное указание из этого во всех поколениях:
Мойше начал свою молитву словами "ато гахилойсо легаройс эс авдехо[7]" – "встал и начал молиться", т.е., "несмотря на то, что уже был вынесен декрет (что Мойше не войдет в Эрец Исроэл), сказал Ему – от Тебя я научился, что Ты сказал мне – веато ганихо ли[8], и разве я держал тебя, но – чтобы открыть дверь, что от меня это зависело, молиться за них, подобно этому я думал сделать сейчас", "Ты – некому помешать Тебе, если ты простишь мне и отменишь свой декрет".
Ибо, поскольку шла речь о вхождении в Эрец Исроэл и приведении полного избавления всем сынам Израиля, - то, хотя он знал про гзейро, но Мойше продолжал делать все зависящее от него, молиться 515 молитв [или молитва, которая пронизывает все 15 раз 500 ступеней порядка мироздания, между небосводом и небосводом, из семи небес, и между небесами и землей] – может быть, это подействует, и Вс-вышний отменит свою гзейро, и даст ему возможность ввести сынов Израиля в Эрец Исроэл.
И более того: даже после того, как сказал ему Вс-вышний "ал тойсеф дабейр эйлай ойд бадовор hазэ[9]", - есть большое сомнение, принял ли это Мойше, кивйохол, поскольку "все что говорит тебе баал-абаис[10], делай, кроме "уходи", и даже истинный баал-абаис (Вс-вышний) приказывает Мойше "уходи", - логично сказать, что Мойше шел на мсирус нефеш[11] и продолжал просить и молить, чтобы войти в Эрец Исроэл [и вместе с тем, как понятно, чтобы это не повредило хас вешолом, другому еврею, Йегошуа бин Нуну, которого предназначил Вс-вышний еще перед этим ввсести сынов Израиля в Эрец Исроэл].
Даже если бы Мойше мог добиться своей молитвой, чтобы войти в Эрец Исроэл (и несомненно, он мог этого добиться, и это "тем более" от молитвы каждого праведника, как объяснялось выше) - но, поскольку он был истинный ро`э Исроэл[12], и истинный Ребе, истинный учитель Торы для Израиля, - он не выходит из изгнания, оставив там своих учеников (в соответствии с законом, что "ученик, который отправился в изгнание, отправляют его учителя с ним"), но совершенство его геуло выражается, когда вместе с ним избавляются все его ученики ("тем более" от противоположной идеи, учитель, который уходит в изгнание, отправляют его ешиву вместе с ним в изгнание), и само собой понятно, что молитва Мойше, чтобы войти в Эрец Исроэл заключала в себе, чтобы также сыны Израиля его поколения (дойр дэйо[13]), поколение пустыни, вошли с ним в эрец Исроэл в полном избавлении.
И отсюда есть также урок для всех поколений - в отношение испаштусо Мойше[14] в каждом и каждом поколении, вплоть до Мойше нашего поколения, Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур[15], носи нашего поколения, и подобно этому в отношении аспекта Мойше в каждом еврее, - что несмотря на все молитвы и просьбы, которые были до сих пор, должны еще раз и снова молиться и просить у Вс-вышнего "ад мосай[16]"...
И несомненно, что молитва и просьба будут исполнены, и немедленно, тейхеф умияд мамош[17] - и в качестве "матнас хином[18]" ("воэсаханан", "эйн ханун бехол моком эло матнас хином[19]"), несравнимо с работой - приходит истинное и полное избавление посредством Мошиаха цидкейну[20], "гойэл ришойн hу гойэл ахаройн[21]", и все сыны Израиля идут в Эрец Исроэл, в вечном избавлении, и опускается вниз третий Храм, который готов и отстроен Свыше.
И эта идея усиливается еще более когда мы находимся сейчас в баис мешулош[22], синагога, дом учения и дом добрых дел и гмилус хасодим[23], и в особенности - от Квойд Кдушас Адмур носи дойрейну, Мойше нашего поколения, - что это подобие и подготовка к бейс микдош шлиши[24], что он также тройной храм: "бейси бейс тфило[25]", бейс Тойро[26] (место, где находится Сангедрин рядом с лишкас гозис) и дом добрых дел (которые притягиваются посредством) принесения жертв.
И в самом этом баис мешулош мы находимся сейчас на гисваадус вместе с десятками из Израиля, беров ам гадрас мелех[27], что кроме того, что каждый еврей он баал-абаис над всем творением, и тем более и тем более над своим личным существованием и своим личным служением, - "одом ки йакрив - микем корбон лаГавайе[28]", "из вас" именно, и посредством этого он приближает также все аспекты этого мира (ДаЦХаМ[29]) которые заключены в нем (и в жертве) - это с большей силой и в большей степени, когда это выражается посредством нескольких и нескольких десятков из Израиля, которые находятся в ахдус – в единстве, поскольку любовь и единство между сынами Израиля уничтожает причину изгнания, и само собой - уничтожается следствие (изгнание), и немедленно действительно приходит геуло.
И в особенности, что кроме того, это зман закай[30] - суббота 9 ава, когда с новой силой (рождается и) светит звезда Мошиаха цидкейну, и кроме этого - в году תנש"א, по первым буквам - гойо тигйе шнас нифлоойс арэну[31], вплоть до нифлоойс[32] истинного и полного избавления (что про них сказано кимей цейсхо мээрец мицраим арэну нифлоойс[33]).
И из всего сказанного понятно - что это время и это место это самое благоприятное время и место для прихода Мошиаха цидкейну.
И по простому смыслу - что еврей верит простой верой, что Мошиах цидкейну, "царь из дома Давида, изучающий Тору и занимающийся мицвойс...", и в качестве "Мошиах вадай[34]" (посредством того, что "сделал и преуспел и собрал изгнанников Израиля") - входит сейчас в синагогу, придет и избавит нас и поведет нас гордо в нашу землю, он ведет всех их вместе со всем Израилем в эрец акойдеш[35], в йерушолаим ир акойдеш[36], к гар акойдеш[37], в бейс микдош шлиши[38].
И, как говорилось - немедленно сейчас действительно, в эту секунду мамош[39], в субботу 9 ава 5751 года, асири йигйе койдеш[40], становится койдеш, переворачивается в йом тов[41] и сосон и симхо[42],
И тем более и тем более одиннадцатое число менахем ов, которое связано с "ахад осор йойм мейхойрев[43]" (в нашей главе) аспект ахад осор[44] в Матан Тойро на горе Синай (Хойрев), раскрытие аспекта кесер[45] (вплоть до пнимиюс кесер[46]), как Тора в свем корне выше и выше, выше чем десять сфиройс, и вмесе с этим притягивается из этого во всех десяти сфиройс (так, что есть уже "переход" от "ахад осор йойм""), и в служении человека - идея благословения Торы ("ашер носан лону эс Тойросой[47]" Торы Вс-вышнего, "хемдо гнузо[48]", вплоть до того, как Тора и Вс-вышний одно целое), что приходит и притягивается после этого в отдельные идеи Торы, которые еврей учит (десятью силами своей души). И подобно этому есть раскрытие в каждый одиннадцатый день каждого месяца, и тем более и тем более в месяц менахем ов, - который связан с геуло (как говорилось выше), и с раскрытием "Тойро хадошо меити тейцей[49]" - полнота раскрытия "ахад асар йойм мейхойрев", аспект ахад асар в Тойро хадошо "меити" - ацмусой исборах[50], и способом тейцей - притяжение во все ступени, которые ниже этого.
[1] Практическое указание к действию
[2] "И я молился к Вс-вышнему" (Воэсханан 3, 23)
[3] "И я молился"
[4] постановление, указ, декрет
[5] избавление
[6] изгнание
[7] "Ты начал являть слуге твоему…" (Воэсханан 3, 24)
[8] "И сейчас – оставь меня"
[9] "Не говори Мне больше об этом" (Воэсханан 3, 26)
[10] хозяин дома
[11] самоотверженность, самопожертвование
[12] Пастырь Израиля
[13] "поколение знания"
[14] "распространение Мойше"
[15] Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, шестой Любавичский Ребе, Ребе Райац
[16] "доколе"
[17] немедленно, сейчас, действительно
[18] подарок
[19] "ханун" (корень "воэсханан") везде означает бесплатный подарок"
[20] наш праведный Мошиах
[21] первый избавитель - он же - последний избавитель
[22] "тройной дом"
[23] добрые дела
[24] Третий Храм
[25] "…(ибо) дом Мой домом молитвы (назовется)…" (Йешайа 56, 7)
[26] Дом Торы
[27] "Во множестве народа – величие царя" (Мишлей 14, 28)
[28] "Человек когда принесет – из вас – жертву Вс-вышнему" (Вайикро 1, 2)
[29] Доймем, цоймеах, хай, медабер – неживое, растения, животные, человек
[30] благоприятное время
[31] "будет год явных чудес"
[32] чудеса
[33] "Как в дни твоего исхода из Египта явлю ему чудеса" (Миха 7, 15)
[34] "Мошиах несомненно"
[35] Святая Земля
[36] Святой город Иерусалим
[37] Святая гора
[38] Третий Храм
[39] действительно
[40] "десятый будет святым"
[41] праздник
[42] веселье и радость
[43] "Одиннадцать дней (пути) от Хойрев" (Дворим 1, 2)
[44] одиннадцать
[45] "Корона" – высшая сфира в системе сфирот
[46] внутренний аспект сфиры "кесер"
[47] "Который дал нам свою Тору"
[48] "скрытое сокровище"
[49] "Новая Тора от Меня выйдет"
[50] Сущность Его, благословен Он