Суббота гл. Дворим 5751
Стр. 91
Заин
И следует сказать, что идея раскрытия Мошиаха 9 ава (в Минхо), и как это связано с работой в Эрец Исроэл – подчеркивается сильнее в главе, которую читают в Минхо субботы 9 ава (шабос хазон), гл. Воэсханан:
В соответствии с принципом, что Тора – вечна, и Тора от языка «гойроо»[1], все слова Торы вечны вовеки веков, и дают вечные указания сынам Израиля во всякое время и во всяком месте – пробуждается вопрос: каково вечное указание из «воэсханан эл Гавайе[2]«, молитва Мойше к Вс-вышнему, чтобы войти в Эрец Исроэл, молитва и просьба, которая не была тогда исполнена, и само собой, это на первый взгляд относится к категории «что было, то было»?
И объяснение в этом: понятно и просто, что молитва Мойше сохраняет свою силу постоянно, и несомненно, будет также исполнена, и это «тем более» по сравнению с молитвой каждого праведника [и «тем более» от того, что «праведник постановляет и Вс-вышний исполняет»], и тем более и тем более, молитва Мойше рабейну (что даже «дела рук его» вечны, и тем более – его молитва к Вс-вышнему), и особенно, что он молился 515 (числовое значение «воэсханан[3]«) молитв.
Если бы удостоились, то молитва Мойше исполнилась бы в то время, и он бы ввел сынов Израиля в Эрец Исроэл, и построил Храм, и тогда бы это был вечный Храм, в вечном избавлении – полном избавлении, как объясняется в книгах.
Из-за различных причин молитва Мойше в то время не исполнилась практически в этом материальном мире (из за гзейро[4], которая была тогда, что Мойше должен остаться со своим поколением в пустыне, как далее будет объясняться), но, поскольку это молитва Мойше (и еще – 515 молитв) – она, несомненно, исполнится, но – впоследствии, в истинном и полном избавлении посредством Мошиаха цидкейну, ибо «первый избавитель (Мойше) – он же последний избавитель», и он вводит всех сынов Израиля в Эрец Исроэл, в геуло[5], после которой нет голус[6], и в строительстве третьего Храма, вечного Храма.
И из всего сказанного следует, что молитва Мойше существует вечно и оказывает свое действие, но только не в то время, а впоследствии – когда придет вечное избавление, и Мойше – первый избавитель он же последний избавитель – вводит всех сынов Израиля в Эрец Исроэл.
Хес
В соответствии с этим будет понятно также, каково вечное указание из этого во всех поколениях:
Мойше начал свою молитву словами «ато гахилойсо легаройс эс авдехо[7]» – «встал и начал молиться», т.е., «несмотря на то, что уже был вынесен декрет (что Мойше не войдет в Эрец Исроэл), сказал Ему – от Тебя я научился, что Ты сказал мне – веато ганихо ли[8], и разве я держал тебя, но – чтобы открыть дверь, что от меня это зависело, молиться за них, подобно этому я думал сделать сейчас», «Ты – некому помешать Тебе, если ты простишь мне и отменишь свой декрет».
Ибо, поскольку шла речь о вхождении в Эрец Исроэл и приведении полного избавления всем сынам Израиля, — то, хотя он знал про гзейро, но Мойше продолжал делать все зависящее от него, молиться 515 молитв [или молитва, которая пронизывает все 15 раз 500 ступеней порядка мироздания, между небосводом и небосводом, из семи небес, и между небесами и землей] – может быть, это подействует, и Вс-вышний отменит свою гзейро, и даст ему возможность ввести сынов Израиля в Эрец Исроэл.
И более того: даже после того, как сказал ему Вс-вышний «ал тойсеф дабейр эйлай ойд бадовор hазэ[9]«, — есть большое сомнение, принял ли это Мойше, кивйохол, поскольку «все что говорит тебе баал-абаис[10], делай, кроме «уходи», и даже истинный баал-абаис (Вс-вышний) приказывает Мойше «уходи», — логично сказать, что Мойше шел на мсирус нефеш[11] и продолжал просить и молить, чтобы войти в Эрец Исроэл [и вместе с тем, как понятно, чтобы это не повредило хас вешолом, другому еврею, Йегошуа бин Нуну, которого предназначил Вс-вышний еще перед этим ввсести сынов Израиля в Эрец Исроэл].
Даже если бы Мойше мог добиться своей молитвой, чтобы войти в Эрец Исроэл (и несомненно, он мог этого добиться, и это «тем более» от молитвы каждого праведника, как объяснялось выше) — но, поскольку он был истинный ро`э Исроэл[12], и истинный Ребе, истинный учитель Торы для Израиля, — он не выходит из изгнания, оставив там своих учеников (в соответствии с законом, что «ученик, который отправился в изгнание, отправляют его учителя с ним»), но совершенство его геуло выражается, когда вместе с ним избавляются все его ученики («тем более» от противоположной идеи, учитель, который уходит в изгнание, отправляют его ешиву вместе с ним в изгнание), и само собой понятно, что молитва Мойше, чтобы войти в Эрец Исроэл заключала в себе, чтобы также сыны Израиля его поколения (дойр дэйо[13]), поколение пустыни, вошли с ним в эрец Исроэл в полном избавлении.
И отсюда есть также урок для всех поколений — в отношение испаштусо Мойше[14] в каждом и каждом поколении, вплоть до Мойше нашего поколения, Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур[15], носи нашего поколения, и подобно этому в отношении аспекта Мойше в каждом еврее, — что несмотря на все молитвы и просьбы, которые были до сих пор, должны еще раз и снова молиться и просить у Вс-вышнего «ад мосай[16]«…
И несомненно, что молитва и просьба будут исполнены, и немедленно, тейхеф умияд мамош[17] — и в качестве «матнас хином[18]» («воэсаханан», «эйн ханун бехол моком эло матнас хином[19]«), несравнимо с работой — приходит истинное и полное избавление посредством Мошиаха цидкейну[20], «гойэл ришойн hу гойэл ахаройн[21]«, и все сыны Израиля идут в Эрец Исроэл, в вечном избавлении, и опускается вниз третий Храм, который готов и отстроен Свыше.
И эта идея усиливается еще более когда мы находимся сейчас в баис мешулош[22], синагога, дом учения и дом добрых дел и гмилус хасодим[23], и в особенности — от Квойд Кдушас Адмур носи дойрейну, Мойше нашего поколения, — что это подобие и подготовка к бейс микдош шлиши[24], что он также тройной храм: «бейси бейс тфило[25]«, бейс Тойро[26] (место, где находится Сангедрин рядом с лишкас гозис) и дом добрых дел (которые притягиваются посредством) принесения жертв.
И в самом этом баис мешулош мы находимся сейчас на гисваадус вместе с десятками из Израиля, беров ам гадрас мелех[27], что кроме того, что каждый еврей он баал-абаис над всем творением, и тем более и тем более над своим личным существованием и своим личным служением, — «одом ки йакрив — микем корбон лаГавайе[28]«, «из вас» именно, и посредством этого он приближает также все аспекты этого мира (ДаЦХаМ[29]) которые заключены в нем (и в жертве) — это с большей силой и в большей степени, когда это выражается посредством нескольких и нескольких десятков из Израиля, которые находятся в ахдус – в единстве, поскольку любовь и единство между сынами Израиля уничтожает причину изгнания, и само собой — уничтожается следствие (изгнание), и немедленно действительно приходит геуло.
И в особенности, что кроме того, это зман закай[30] — суббота 9 ава, когда с новой силой (рождается и) светит звезда Мошиаха цидкейну, и кроме этого — в году תנש»א, по первым буквам — гойо тигйе шнас нифлоойс арэну[31], вплоть до нифлоойс[32] истинного и полного избавления (что про них сказано кимей цейсхо мээрец мицраим арэну нифлоойс[33]).
И из всего сказанного понятно — что это время и это место это самое благоприятное время и место для прихода Мошиаха цидкейну.
И по простому смыслу — что еврей верит простой верой, что Мошиах цидкейну, «царь из дома Давида, изучающий Тору и занимающийся мицвойс…», и в качестве «Мошиах вадай[34]» (посредством того, что «сделал и преуспел и собрал изгнанников Израиля») — входит сейчас в синагогу, придет и избавит нас и поведет нас гордо в нашу землю, он ведет всех их вместе со всем Израилем в эрец акойдеш[35], в йерушолаим ир акойдеш[36], к гар акойдеш[37], в бейс микдош шлиши[38].
И, как говорилось — немедленно сейчас действительно, в эту секунду мамош[39], в субботу 9 ава 5751 года, асири йигйе койдеш[40], становится койдеш, переворачивается в йом тов[41] и сосон и симхо[42],
И тем более и тем более одиннадцатое число менахем ов, которое связано с «ахад осор йойм мейхойрев[43]» (в нашей главе) аспект ахад осор[44] в Матан Тойро на горе Синай (Хойрев), раскрытие аспекта кесер[45] (вплоть до пнимиюс кесер[46]), как Тора в свем корне выше и выше, выше чем десять сфиройс, и вмесе с этим притягивается из этого во всех десяти сфиройс (так, что есть уже «переход» от «ахад осор йойм»»), и в служении человека — идея благословения Торы («ашер носан лону эс Тойросой[47]» Торы Вс-вышнего, «хемдо гнузо[48]«, вплоть до того, как Тора и Вс-вышний одно целое), что приходит и притягивается после этого в отдельные идеи Торы, которые еврей учит (десятью силами своей души). И подобно этому есть раскрытие в каждый одиннадцатый день каждого месяца, и тем более и тем более в месяц менахем ов, — который связан с геуло (как говорилось выше), и с раскрытием «Тойро хадошо меити тейцей[49]» — полнота раскрытия «ахад асар йойм мейхойрев», аспект ахад асар в Тойро хадошо «меити» — ацмусой исборах[50], и способом тейцей — притяжение во все ступени, которые ниже этого.
[1] Практическое указание к действию
[2] «И я молился к Вс-вышнему» (Воэсханан 3, 23)
[3] «И я молился»
[4] постановление, указ, декрет
[5] избавление
[6] изгнание
[7] «Ты начал являть слуге твоему…» (Воэсханан 3, 24)
[8] «И сейчас – оставь меня»
[9] «Не говори Мне больше об этом» (Воэсханан 3, 26)
[10] хозяин дома
[11] самоотверженность, самопожертвование
[12] Пастырь Израиля
[13] «поколение знания»
[14] «распространение Мойше»
[15] Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, шестой Любавичский Ребе, Ребе Райац
[16] «доколе»
[17] немедленно, сейчас, действительно
[18] подарок
[19] «ханун» (корень «воэсханан») везде означает бесплатный подарок»
[20] наш праведный Мошиах
[21] первый избавитель — он же — последний избавитель
[22] «тройной дом»
[23] добрые дела
[24] Третий Храм
[25] «…(ибо) дом Мой домом молитвы (назовется)…» (Йешайа 56, 7)
[26] Дом Торы
[27] «Во множестве народа – величие царя» (Мишлей 14, 28)
[28] «Человек когда принесет – из вас – жертву Вс-вышнему» (Вайикро 1, 2)
[29] Доймем, цоймеах, хай, медабер – неживое, растения, животные, человек
[30] благоприятное время
[31] «будет год явных чудес»
[32] чудеса
[33] «Как в дни твоего исхода из Египта явлю ему чудеса» (Миха 7, 15)
[34] «Мошиах несомненно»
[35] Святая Земля
[36] Святой город Иерусалим
[37] Святая гора
[38] Третий Храм
[39] действительно
[40] «десятый будет святым»
[41] праздник
[42] веселье и радость
[43] «Одиннадцать дней (пути) от Хойрев» (Дворим 1, 2)
[44] одиннадцать
[45] «Корона» – высшая сфира в системе сфирот
[46] внутренний аспект сфиры «кесер»
[47] «Который дал нам свою Тору»
[48] «скрытое сокровище»
[49] «Новая Тора от Меня выйдет»
[50] Сущность Его, благословен Он