Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вайхи 5751

 Але"ф

Окончание и завершение книги Берейшис[1], первой книги Торы – после которого провозглашают «хазак хазак венисхазек[2]» (по обычаю Израиля, по окончании и завершении всех книг Торы, начиная с первой книги, книги Берейшис),  указывающее на хизук (усиление) и укрепление Сыновей Израиля во всех их делах – это глава Вайхи, «вайхи Яакойв» (и жил Яков)

И смысл этого:

По поводу «вайхи Яакойв» мы находим достоинство даже относительно Авраама и Ицхака, — как указывается в Геморе «Яков, отец наш, не умер… и разве впустую плакали плакальщики и бальзамировали бальзамировщики и хоронили хоронильщики… посук я учу, что сказано «и ты не бойся, раб мой Яков, Слово Вс-вышнего, и не страшись Израиль, ибо вот, я спасаю тебя из далека и потомство твое из земли пленения их, приравнивает Якова к потомству его, как потомство его – живо, так же он сам – жив», «жив он вовеки».

И, поскольку ХаЗаЛ[3] выучили, что «Яков, отец наш, не умер» (Вайхи Яков) из того, что писание «приравнивает его к потомству его, – как потомство – живо, также и он – жив», а не из того, что сказано в нашей главе относительно самого Якова «вайигва вайеосеф эл амов[4]», «а ‘смерть’ не сказано про него», понятно, что вайхи Яакойв[5] (Яков овину лой мейс[6]), зависит от заръой (потомства его), и через то, что потомство его живо, «также он жив».

И следует сказать, что тем самым объясняется, почему именно про Якова говорится «Яков, отец наш, не умер», а не про Авраама и Ицхака. – Ведь «потомство его живо» относится только к Якову, потомство которого цельно (т.е. все его дети праведники), в отличие от Авраама и Ицхака, от которых вышли Ишмоэл и Эйсов. И поэтому также «гу бехаим» (что делается посредством «заръой бехаим», относится именно к Якову

И глубинный смысл этого – ибо качество Якова – это качество эмес (истина), как сказано «титен эмес леЯакойв» («дай истину Якову»), и свойство эмес, что она притягивается и проникает во все уровни (от самого верха до самого низа), со всей силой и цельностью, и поэтому «заръой (включая его потомство и потомство его потомства до конца всех поколений) бэхаим», и посредством этого открывается вечность жизни Якова (также в этом мире) «также он жив».

И отсюда понятно содержание усиления и укрепления (хазак хазак венисхазек) сыновей Израиля в окончании и завершении книги Берейшис, первой книги (и, само собой, первое и главное усиление) Торы. – Итого (окончание и завершение) книги Берейшис, в которой рассказывается история жизни отцов еврейского народа, как известно, что «дела отцов знак (и придание сил) сыновьям», – состоит в том, что – «И жил Яакойв» — «что — дети его  — живы, — также он – жив».  – Тем самым указывается, что «заръой» (потомство) Якова, каждый и каждый из сыновей Израиля, мужчины, женщины и дети, до конца всех поколений, во все времена и во всех ситуациях и во всех местах, он «жив», настоящей жизнью, как сказано «и вы прилепившиеся к гашему Б-гу вашему, живые», через его Тору, Тору жизни, и ее заповеди, про которые сказано «и будет жить по ним»

Бей"с

На первый взгляд, есть место спросить: ведь мы находим в истории Израиля во всех поколениях (и так же в нашем поколении), что есть определенное число евреев, что мы не видим у них в явном виде поведение в соответствии с Торой и ее заповедями в обыденной ежедневной жизни, и если так, как же можно сказать, что «потомство его (все потомство) живо»?

И ответ на это – объясняется открытым текстом в словах Геморы:

После того, как Гемора говорит что «Яков отец наш не умер» — приходит вопрос: «и разве напрасно плакали плакальщики …» т.е. как можно сказать, что «Яков, отец наш, не умер», ведь фактически и в явном смысле «оплакивали плакальщики и бальзамировали бальзамировщики и хоронили хоронильщики». И ответ на это – «посук я учу, как сказано, и ты не бойся раб мой Яков, Слово Б-га, и не страшись, Израиль, ибо вот я спасаю тебя издалека и потомство твое из земли плена их, приравнивает его к потомству его, как потомство его – живо, так же он  — жив». Т.е., поскольку «посук я учу», так оно есть в действительности (что «он жив»), и то, что бальзамировали бальзамировщики и т.д.» — показалось им, что он умер, но жив он».

И отсюда понятно также относительно «потомства его живо» – что, поскольку сказано открытым текстом в Писанни, что положение и состояние евреев во всех поколениях (до последнего поколения изгнания, в котором будет исполнено обещание «ибо вот, я спасаю тебя издалека, и потомство твое из земли плена их»), определяется принципом «потомство его живо», несомненно, что так оно и есть в действительности, и если есть такие, которые утверждают, что есть определенное число евреев, которые не ведут себя по законам Торы и ее заповедей в своей ежедневной жизни – это только «показалось им», что есть недостаточность, не дай Б-г, в аспекте «потомство его живо», но в действительности – «потомство его живо».

Это и еще: поскольку «как потомство его – живо, так и он – жив», то утверждение, что есть ослабление и недостаток в аспекте «потомство его живо» (и можно сказать, даже одного из его потомства), это нападение, не дай Б-г на аспект он жив», жизни Якова!

И объяснение в этом (что в любом положении и ситуации «потомство его живо», и через  это «также он жив»), – в соответствии с высказыванием РаЗаЛ «несмотря на то, что согрешил, Исроэл он», как псак дин Рамбама «тот, на кого напало его дурное начало наружить заповедь или совершить грех… он хочет быть из Исроэл, и он хочет исполнять все заповеди и удаляться от грехов, и только его дурное начало одолело его», т.е. что его практическое поведение против Торы это лишь внешний аспект, ибо «напало на него дурное начало», а его истинное желание – быть из Исроэл, исполнять все заповеди и т.д. И поэтому несмотря на его положение и состояние фактически и явно, «Исроэл он» и он имеет отношение ко всей Торе целиком, как сказано в Писании «Тору заповедал нам Мойше наследие общины Якова» – «наследство» не зависит от поведения наследника, а только от его существования в качестве наследника, что он является из потомков Якова («общество Якова»)

Гиме"л

И можно сказать, что этот аспект указывается в окончании и завершении главы «и жил Яков» — «вайисэм бооройн бэМицроим» («и был положен в ковчег в Египте»):

В «ковчеге в Египте» были «кости Йосефа» все время что сыновья Израиля находились в Египте, и когда они выходили из Египта, сказано «и взял Мойше кости Йосефа с ним, ибо клятвой заклял сыновей Израиля сказать: «вспомнить вспомнит Вс-вышний вас и вы поднимите кости мои отсюда с вами», как сказано в конце нашей главы: «и заклял Йосеф сыновей Израиля сказать: «вспомнить вспомнит Вс-вышний вас и поднимите мои кости отсюда».

И можно сказать в качестве иносказания, что «кости Йосефа» указывают на сущность  (ацмойс от языка «эцем» – сущность вещи) сыновей Израиля,  (весь Израиль называется на имя Исефа, как сказано «ведущий, как овец, Йосефа»). И смысл «и был положен в ковчег в Египте», – что также в положении и ситуации «Мицраим», что есть «преследователи Израиля» (начиная и включая преследование от «напало на его йецер горо»), находится сущность сынов Израиля («ацмойс Йойсеф») в целости и сохранности – «в ковчеге», как вещь, положенная в ковчег, закрытый со всех сторон, что никакая вещь не может повредить ее.

И еще:

Ковчег Иосефа связан с ковчегом Завета, как сказали наши мудрецы: «все эти годы, что были Исроэл в пустыне, эти два ковчега шли рядом друг с другом», и можно сказать намек в этом – что ковчег, защищающий сущность сыновей Израиля – это ковчег Союза, в котором находится Сефер Тора и лухойс (скрижали), вырезан на скрижалях», буквы, вырезанные в камне, которые «из него и в нем, одно целое буквально с камнем, на котором они вырезаны», и невозможно разделить между ними, т.е. что связь еврея с Торой такова, что Тора вырезана в нем и соединяется с ним в единую сущность, и несмотря на его положение и состояние в явном виде (даже когда его отношение к ковчегу завета оно скрыто), невозможно разделить, не дай Б-г, между евреем и Торой, ибо это его истинная реальность, и, говоря языком Зогара, «Исроэл Тора и Вс-вышний единое целое».

Дале"т

И отсюда мы учим указание относительно способа, которым осуществляется укрепление сыновей Израиля («хазак») в Мицраиме, во время изгнания, («все царства (изгнания) называются на имя Мицраим»), до  (включая) этот последний голус, что со стороны тяжести и продолжительности изгнания, что несравнимо больше остальных изгнаний, есть необходимость в большем укреплении.

Укрепление сынов Израиля во время изгнания осуществляется через объявление «и жил Яков», что «Яков, отец наш, не умер… как дети его – живы, так он – жив», т.е. подчеркивание истинного достоинства каждого и каждого из Израиля (потомство Якова), со стороны того, что он является «Исроэл», что поэтому, несмотря на его положение и состояние  в явном виде, он может и должен открыть свое истинное достоинство (через то, что вернется в тшуве, и будет исполнять Тору и ее заповеди в практическом действии), – что через это укрепляют и поддерживают его дух, прийти в положение и состояние жизни (потомство его живо») истинной также практически и открыто.

 

[1] В начале

[2] "будь сильным и да укрепимся"

[3] наши мудрецы, благословенна их память

[4] "и присоединился к народу своему"

[5] и жил Яков

[6] Яков отец наш не умер