Из бесед гл. Воэсханан 5751 16 менахем ав, 5751
Алеф
Известно, что также гафтарот "шева дэнехэмосо" (что "читают мафтир в утешениях Йешайагу от после Девятого Ава до Рош аШана"), которые "в соотвествтии с временем и в соответствии с событием" (а не так, как гафтарот остальных суббот года, которые "по теме главы – подобное к подобному"), есть у них связь и отношение к "теме глав", поскольку также события времен года ("по времени и по событию") относятся к недельным главам, как говорит Шало что "праздники всего года.. во всех них есть отношение к тем главам, на которые они приходятся, ибо все он руки Вс-вышнего, предусмотревшего это".
И, в нашем вопросе, что суббота нахаму, в соотвествии с началом гафтары "нахаму нахаму ами", начало и голова (которая включает все детали) "семи (недель) утешения" – имеет отношение к главе Воэсханан, ("нахаму – к Воэсханан"), которую читают всегда в субботу после Девятого Ава.
И идея объяснения – что "нахаму нахаму ами", "двойное утешение", "за первый Храм и за второй Храм", это утешение строительства третьего Храма в третьем избавлении, вечный Храм и вечное избавление (после которого нет изгнания), и эта идея относится также к Воэсханан, молитва Мойше чтобы войти в Эрец, как известно, что если бы удостоились Исроэл войти в Эрец Исроэл и построить Храм руками Мойше, то было бы немедленно вечное избавление и вечный Храм.
Бейс
Но:
В главе Воэсханан подчеркивается также (и в основном) что просьба Мойше войти в Эрец не была исполнена, как объясняется в посуке, "И разгневался Вс-вышний на меня из-за вас и не слушал меня", вплоть до "И сказал Вс-вышний мне… не добавляй больше говорить ко мне по этому вопросу, поднимись на вершину горы… ибо ты не перейдешь этот Иордан, и прикажи Йегошуа… и он даст им в наследство эту землю…", т.е., что в главе Воэсханан подчеркивается что практически вход в Эрец был (е посредством Мойше, а) посредством Йегошуа, что после этого было разрушение и изгнание (и как говорится в продолжении главы, "Когда родишь сыновей…" – чтение на Девятое Ава).
И как это соотвесттвует с содержанием гафтары о уничтожении и отрицании разрушения и изгнания посредством двойного утешения в вечном избавлении и вечном Храме?
И хотя на первый взгляд, можно сказать, что в главе Воэсханан подчеркивается необходимость и потребность в двойном утешении в истинном и полном избавлении (из-за (разрушения и изгнания, поскольку) вход в Эрец не был посредством Мойше), логично сказать, что также двойное утешение само (не только необходимость и потребность в этом) относится к содержанию главы Воэсханан, как будет объясняться далее.
Гимел
И это будет понятно, если сначала объяснить содержание первой гафтары из "семи гафтарот утешения", которая начинается словами "нахаму нахаму ами" – "двойное утешение":
Отношение этой гафтары к идее избавления (кроме общей идеи утешения, "нахаму") – оно также со стороны идеи удвоения ("двойное утешение") – как известно, что удвоение имеет отношение и указывает на идею избавления, как приводится в Мидраше, "пять букв удвоены, и все они говорят об избавлении, коф, что им был избавлен Авраам овину из Ур Касдим, как сказано, "Лех лехо меарцехо", нун…, пей, которым были избавлены наши отцы из Мицраим, как сказано, "покойд покадти", цадик, которым Вс-вышний в будущем избавит Израиль в конце четвертого царства, как сказано, "иш цемах шмой, умитахтов йицмох"[1].
И следует сказать, что отношение "удвоения" к избавлению указывается также в языке Писания, "кифлаим летушио" – "тушио" также от языка "йешуо" (избавление).
И в объяснении этого вопроса (по простому смыслу) - следует сказать:
"Кифлаим" – множество раз, включая (кроме удвоения) также умножение, или даже великое умножение, и вплоть до максимального умножения, способом бли гвул, как мы находим в словах Разал, что они учат из удвоения языка Писания "даже сто раз", что намерение в этом (не ограничить обязанность исполнения заповеди сто раз и не больше, но) также еще большему умножению, и вплоть до максимального умножения, которое включается в совершенство "ста" (как сказали Разал, "обязан человек говорить сто благословений каждый день", что в них включаются все благословения и отсветы и притяжения и влияния Свыше) – ибо совершенство всех аспектов – в числе десять (цельное число), как каждый из них состоит из десяти (десять раз десять), число сто, и само собой, включается в это также, что каждый из ста состоит из десяти (десять раз сто), число тысяча, и также включение десяти в каждом из тысячи (десять раз тысяча), число десять тысяч, и включая также "ревово" от языка "рибуй", и вплоть до максимального умножения, "лой йисофейр мейров".
И, в соответствии с этим, следует объяснить, связь и отношение удвоения к избавлению – ибо, идея удвоения, бесконечность, имеет отношение к истинному и полному избавлению, что тогда раскроется в мире бесконечный Б-жественный свет (и языком каббалы и хасидизма: раскрытие Ойр Эйн Соф), и поэтому будут все аспекты в истинном совершенстве, начиная с истинного совершенства геула и Храма, вечное избавление и вечный Храм, бесконечность (не так, как первый Храм и не так как второй Храм (в первом и втором избавлении), которые существовали в течение ограниченного времени, 410 и 420 лет).
Далет
И следует сказать, что аспект бесконечности в истинном и полном избавлении подчеркивается в удвоении "нахаму нахаму" в большей степени, чем в "пяти буквах, (которые) удвоены, и все они – язык избавления":
В удвоении "Лех Лехо" – два слова одинаковы по своим буквам (ламед-каф софит), но они различны по своему смыслу и содержанию (со стороны различия в их огласовках) – лэх – означает "галихо", а "лехо" означает "для твоей пользы и для твоего блага" (что следует сказать, что это включает также пользу и благо избавления из Ур Касдим).
В удвоении "покойд покадти" – смысл и содержание обоих слов одинаковы (язык пкидо – вспоминания), но есть различие в их буквах (и огласовках) "покойд" – это корень слова, а "покадти" - это глагол (в прошедшем времени, и подобно этому (покойд) йфкойд"), в будущем времени). И подобно этому в удвоении "цемах… йицмах" – что "цемах" – это корень, а йицмах – глагол.
В отличие от этого, в удвоении "нахаму нахаму" – нет различия в буквах и огласовках удвоенных слов, что оба они одинаковы совершенно.
И в объяснении достоинства удвоения двух слов одинаковых совершенно ("нахаму нахаму") относительно удвоения двух слов, в которых есть различие между ними (в их смысле, как в Лех лехо, или также в их буквах, как "покойд покадти") – следует сказать:
Удвоение слова с изменением от первого раза (как "покойд покадти") – указывает, что есть различные варианты в этом, или что есть еще какая-то деталь или аспект, которые не были включены в первый раз, и поэтому есть необходимость в добавлении или уточнении, посредством изменения при удвоении слова относительно первого раза. Т.е., кроме усиления общей идеи посредством удвоения слова, подчеркивается в изменении удвоенного слова, что в общей идее, выражаемой этим словом, есть различные варианты, различающиеся друг от друга.
В отличие от этого, когда удвоение слова оно таким образом, что второе слово совершенно такое же как первое (как "нахаму нахаму") – нет различия в вариантах этой идеи, или добавления какой либо детали либо аспекта, который не был включен в первый раз, но только идея удвоения сама по себе.
И объяснения различия между ними в отношении идеи бесконечности (удвоения) в геуло – что в удвоении "покойд покадти" подчеркивается (также), что есть различные варианты в геуло (и в общем, различие между первым избавлением и первым Храмом, и вторым избавлением и вторым Храмом), и есть в одном, то, чего нет в другом, и само собой, это не есть бесконечность в ее истинном смысле, в отличие от этого, в удвоении "нахаму нахаму" подчеркивается бли гвул в аспекте геуло, бесконечность (удвоение) в ее истинном смысле.
[И будет лучше понятно в соответствии с словами Мидраша, "приходят все они (отцы и пророки, которых послал Вс-вышний, чтобы утешить Кнесес Исроэл) перед Вс-вышним, и говорят, Властелин Мира, она не принимает от нас утешения, как сказано, "анийо сойаро лой нухомо", говорит им Вс-вышний, Я и вы пойдем и утешим ее, и это есть смысл посука "нахаму нахаму ами" – "утешайте, утешайте вместе со Мной", не следует никому идти, но только Я Сам" – что следует сказать, что этот аспект указывается также в удвоении "нахаму нахаму", ибо удвоение указывает на бесконечность в утешении, поскольку утешение – оно посредством Вс-вышнего Самого, бли гвул амити].
Гей
И объяснение этого вопроса более подробно – что бесконечность в удвоении "нахаму нахаму" не отрицает, хас вешолом, отдельных достоинств, которые есть в различных проявлениях идеи избавления, но подчеркивает, что эти отдельные достоинства являются следствием раскрытия аспекта бесконечности в избавлении.
Из объяснений "двойного утешения" ("утешайте, утешайте") – что удвоение утешения – оно "за первый Храм и за второй Храм" (как говорилось выше, п. 1).
И нужно понять: поскольку утешение это (не только слова утешения и т.д., но) посредством того, что Храм будет отстроен снова, какое имеет значение, что это утешение (посредством строительства Храма) оно за оба разрушения того же Храма?
И объяснение в этом – что первый Храм и второй Храм – это два уровня и два способа в Храме, и есть в одном то, чего нет в другом.
Достоинство первого Храма – в раскрытии Б-жественности (со стороны Высшего), что было в нем раскрытие Б-жественности на более высоком уровне, чем во втором Храме, поскольку во втором Храме отсутствовали пять вещей, и в особенности, ковчег Завета, место, где покоится Шхина. И достоинство второго Храма – в его укорененности в мире (со стороны нижних), что он был больше первого Храма в размерах и в годах, во времени и в месте, т.е. в понятиях этого мира.
И это есть объяснение "нахаму нахаму" – "двойное утешение" – "за первый и за второй Храм" – что третий Храм будет также утроенным, что будут в нем достоинства первого Храма и второго Храма в полном совершенстве, и раскрытие Б-жественности на самом высоком уровне, и укорененность в мире навеки, и соединение их вместе (третий).
И поскольку эти два способа утешения за первый Храм и за второй Храм указываются в удвоении "нахаму нахаму" (в двух совершенно идентичных словах), что это есть аспект бли гвул в его истинном смысле (как объяснялось выше, п.4), - следует сказать, что также удвоение утешения "за первый Храм и за второй Храм" (различные способы в Храме) – это способом бли гвул в его истинном смысле, те.е. что идея третьего Храма – это бесконечность, и со стороны отсутствия ограничений есть в нем совершенство всех возможных способов, со стороны Высшего и со стороны нижних, и со стороны их обоих вместе, и каждый из них – способом бесконечности.
Вов
В соответствии с этим следует объяснить также связь и соотношение "нахаму нахаму" (двойное утешение) к главе Воэсханан:
Из основных тем главы Воэсханан, - повторение Десяти Заповедей, что несмотря на то, что они были сказаны в главе Исрой, в главе Воэсханан снова повторяются Десять Заповедей (заключающие в себе всю Тору) во всех их подробностях – (почти) дословно.
И объяснение этого вопроса:
Из различий между десятью Заповедями в главе Исрой и десятью заповедями в главе Воэсханан, - подобно различию между первыми скрижалями (когда бней Исроэл[2] были на уровне цадиким[3]) и вторыми скрижалями (когда бней Исроэл были на уровне баалей тшуво[4]), ибо десять заповедей в нашей главе приходят как продолжение слов упрека Мойше к сынам Израиля, содержание идеи тшуво[5], которая связана со вторыми скрижалями. И несколько другими словами: десять заповедей в главе Исрой - основа их со стороны высшего, а десять заповедей в главе Воэсханан - основа их со стороны нижнего.
Но, поскольку в главе Воэсханан не упоминается вообще аспект разбиения лухойс[6], и вторых скрижалей (но только в главе Эйкев после этого, хотя со стороны порядка событий более логично было бы, чтобы детали разбиения скрижалей пришли бы в продолжение общего повествования о маамад гар Синай[7], до дарования скрижалей в главе Воэсханан), следует сказать, что удвоение десяти заповедей в главе Воэсханан подчеркивает в основном бли гвул[8] в Торе.
И это есть отношение главы Воэсханан к удвоению будущего полного и истинного избавления (содержание "нахаму нахаму[9]", "двойное утешение") - поскольку бесконечность в Торе в ее истинности и совершенстве раскроется в будущем мире в "Новой Торе (которая) от Меня выйдет".
И, более подробно, - чтобы будущем мире будут оба достоинства - первых скрижалей (со стороны высшего) и вторых скрижалей (со стороны нижнего) , и обоих их вместе [и следует сказать, что это указывается также в диюк лошойн "(Новая Тора) от Меня выйдет" - "от Меня" именно, от Самого Вс-вышнего, и (от Меня) выйдет именно, что "выйдет" с небес ("от Меня") и прийдет вниз на землю, в понимание и постижение разума человека], но, что нет здесь разделенности различных способов в Торе, но только, что со стороны отсутствия ограничения есть совершенство во всех возможных способах (как объяснялось выше п. 5).
И следует сказать, что таким образом будет также "удивительное единство" (когда "разум схватывает постигаемое и окружает его своим разумом... и также разум одевается в постигаемое") в изучении "новой Торы от Меня выйдет" - что не будет разделения двух способов, сверху вниз ("таан лешойни имросехо[10]", что человек отвечает после того, что говорит Вс-вышний), и снизу вверх (каждый что читает (Тору) и учит (Мишну), Вс-вышний читает и учит напротив него", что Вс-вышний читает и учит, после того, как учит человек), но только способом бли гвул, и со стороны отсутствия ограничения, есть также совершенство во всех возможных способах.
Заин
И подобным образом следует объяснить в отношении просьбы Мойше войти в Эрец Исроэл в начале главы Воэсханан:
Из объяснений, почему не исполнилась просьба Мойше войти в Эрец Исроэл, как сказано, "И сказал Вс-вышний ко мне... ты не перейдешь этот Иордан и прикажи Иегошуа... потому что он даст им в наследство эту землю...", хотя вход в эрец посредством Мойше (если бы она осуществилась) он более высоким образом, чем вход в эрец (который был практически) посредством Йегошуа (истинное избавление, после которого нет изгнания) - поскольку есть также достоинство во входе в эрец посредством Йегошуа.
И объяснение в этом - ибо захват и разделение эрец посредством Йегошуа - это со стороны нижних, как это подчеркивается в способе захвата и разделения в течение длительного времени, семь лет, что захватывали и семь лет, что делили, и также после этого (также после смерит Йегошуа) остались части от Эрец Исроэл которые все еще не были захвачены, как сказано в начале книги Шойфтим "и было после смерти Йегошуа и спросили сыны Израиля Вс-вышнего сказать, кто поднимется нам к кенаанейцу, чтобы воевать с ним, и сказал Вс-вышний: Йегуда поднимется... и сказал Йегуда Шимону, брату своему, поднимайся со мной в моем жребии и будем воевать с кенаании пойду также я с тобой в твоем жребии" - поскольку очищение нижнего это посредством длительной работы которая требует множество времени и т.д.
И еще и главное, что также после совершенства захвата и разделения Эрец Исроэл в первый раз, Исроэл были изгнаны из Эрец Исроэл, и не только Вавилонское изгнание, длившееся семьдесят лет, но также изгнания после этого, вплоть до этого последнего изгнания, продолжающегося уже почти две тысячи лет… Что намерение в этом – это для того, чтобы очистить искры святости, находящиеся в изгнании (как сказали Разал, "не отправил Вс-вышний сынов Израиля в изгнание между народов, но только для того, чтобы добавились на них гейрим", что это указывает на искры святости, которые очищают сыны Израиля в изгнании), и, выражаясь известным языком, сделать из хуц лоорец – эрец Исроэл, и после этого и посредством "наших дел и нашей работы все время протяжение изгнания" в очищении нижнего мира, входят в Эрец Исроэл в истинном и полном избавлении, и тогда будет вход в эрец в полноте совершенства, в двух достоинствах (Мойше и Йегошуа) вместе, - и вечное избавление, после которого нет изгнания, и также со стороны нижних.
И отсюда понятно что в главе Воэсханан подчеркивается достоинство входа в эрец Исроэл в полноте совершенства (что она не была посредством Мойше чтобы было в ней также достоинство вхождения посредством Йегошуа) – способом бли гвул, ("нахаму нахаму", "двойное утешение"), как сказано, что со стороны отсутствия ограничения есть совершенство во всех способах и аспектах, и по простому – что вход в эрец, захват и наследование земли Израиля происходит немедленно сейчас (совершенстов во времени), и в отношении всей эрец Исроэл полностью (совершенство в пространстве), и не только земля семи народов, но также земля Кейни, Кенизи и Кадмойни, земля десяти народов, и способом "все ее жители на ней" (совершенство в душе), что все сыны Израиля, (включая также всех сынов Израиля во всех поколениях перед этим) поселяются во всей Эрец Исроэл целиком, и способом постоянным и вечным вовек и во веки веков.
*
Хес
в сказанном выше, что в субботу нахаму подчеркивается бли гвул (удвоение) в будущем истинном и полном избавлении, добавляется особое достоинство в квиюс[11] этого года - когда шабос нахаму приходит после большой подготовки эрев шабос ("кто трудился в эрец шабос будет кушать в шабос") которая приходится на пятнадцатое ава.
И сначала нужно объяснить отношение пятнадцатого ава (и в особенности, когда он приходится на шестой день недели), к истинному и полному избавлению:
пятнадцатое число месяца - когда "луна находится в совершенстве", что это указывает на совершенство сынов Израиля, которые "считают по луне" и "подобны луне", и "обновятся подобно ей", в будущем истинном и полном избавлении посредством Довида царя Мошиаха (который имеет отношение к луне, сфира малхус).
Пятнадцатое число месяца менахем ов[12] (менахем перед "ов") - совершенство в месяце, который назван именем Мошиаха, про которого сказано "Менахем - имя его", и его рождение ("мазолой гойвер[13]") в этом месяце (девятого ава, и когда наполняется луна, пятнадцатого ава, уже знают точно, что родился Мошиах), месяц, созвездие которого - лев, когда "прийдет Ариель... и построит Ариель".
И в особенности, когда он приходится на шестой день недели, - день сотворения Адама, который был сотворено в шестой день "чтобы вошел (нашел все приготовленным) к трапезе немедленно" - что указывает на шестое тысячелетие, когда все уже приготовлено для трапезы ливьятана и шор-абара, в "день, который весь есть шабос и отдых для Жизни Миров".
И следует сказать, что в этих аспектах (пятнадцатое число месяца, пятнадцатое ава, и то, что он приходится на шестой день недели, подчеркивается бесконечность (удвоение) в будущем истинном и полном избавлении. которое выражается в истинном совершенстве всех аспектов вместе:
в аспекте "находится луна в своей полноте" (пятнадцатое число месяца) - что совершенство луны - это посредством того, что она воспринимает свет солнца полностью, и вплоть до полного совершенства соединения двух достоинство солнца и луны в будущем, как сказано, и будет свет луны как свет солнца..."
И в аспекте пятнадцатого числа месяца менахем-ав - что рождение Мошиаха - в момент после разрушения именно, как приводится в словах Разал, когда замычала его корова один раз, был разрушен Храм, и когда промычала его корова второй раз родился спаситель Израиля, и не только это, но также после того, как он вырос, включая и в особенности, духовную высоту, "от плеча его и выше он выше всего народа" (включая отдельные законы царя), и тем более и тем более в отношении царя Мошиаха, царя и учителя), продолжалось разрушение и изгнание еще какое то время, и вплоть до самого длительного срока, - что намерение в этом, чтобы было совершенство геуло со стороны высшего и со стороны нижнего, и со стороны их обоих вместе.
И в аспекте, что все готово для трапезы - что совершенство трапезы "дня, что весь он - суббота" (посредством подготовки в шестой день) во всех отдельных аспектах - это со стороны совершенства бли гвул, как подчеркивается в удвоении "тов" в шестой день.
Тес
И следует добавить, что аспект бли гвул подчеркивается также в служении человека начиная от пятнадцатого ава, - ибо "отсюда и далее - тот. кто добавляет - добавит", "от пятнадцатого ава и далее, тот кто добавляет ночи на дни чтобы заниматься Торой, добавит жизни к его жизни":
поскольку "весь Исроэл в хезкас кашрус", и исполняют заповедь изучения Торы посредством установления времени для Торы "по закону, установленному для каждого и каждого в законах изучения Торы", понятно, что основа и совершенство аспекта добавления в изучении Торы - это способом выше измерения и ограничения,
И, как говорит посук в недельной главе, - "бехол меойдехо" - "меойд шелхо", которое связано с истинным "Меойд" (бесконечность),
и это есть подготовка к истинному добавлению в Торе в его истинности и совершенстве способом бли гвул действительно - "новая Тора от Меня выйдет" (как объяснялось выше п. 6).
И через это достигается совершенство "добавит жизни к его жизни" способом выше измерения и ограничения - вечная жизнь.
Йуд
И особенно подчеркивание в вышесказанном - в шабос нахаму на следующий день после пятнадцатого ава 5751 года:
говорилось несколько раз в последнее время, что по всем признакам мы находимся в "году, что царь Мошиах раскроется в нем" (кроме счета эрев шабос[14] после хацойс[15], который начинается в 5751 году), как это указывается в рошей тейвойс[16] (которые распространились во всем Израиле) "будет год нифлоойс арэну[17]", и в особенности. что в течение года видели практически (и увидят еще) несколько и несколько событий, которые есть "нифлоойс[18]", и, более того, что каждое из них это способом "пэлэ" также относительно "пэлэ[19]" перед ним, чудо относительно чуда, которое пробуждает новое удивление,
включая также "чудо", происходящее в эти дни буквально: съезд ана"ш и шлухим в России, которые собрались в нескольких местах (также из других стран мира) в местечке Любавич, включая также, чтобы молиться святых циуним[20] рабойсейну несийейну[21], которые там похоронены, и также на святой ционе моего отца и учителя (что его день гилуло[22], 20 ава, благословляется от этой субботы), и кроме того, собираются в столице всей страны - Москве, чтобы советоваться и договариваться вместе ("иш эс рээгу йаазойру[23]"), из любви и единства, "как один человек с одним сердцем) и принять добрые решения, чтобы добавить еще больше в распространении Торы и еврейства и распространении источников наружу во всей стране и во всем мире, и да будет воля Вс-вышнего, чтобы это собрание имело большой успех, и способом добавления двойного и удвоенного, "дэмойсиф - йойсиф[24]", и вплоть до добавления которое выше измерения и ограничения - ибо это событие есть аспект "нифлоойс", что та страна, которая воевала против работы моего тестя и учителя главы нашего поколения (и подобно этому против работы баал агилуло 20 ава) в распространении Торы и источников хасидизма наружу, сейчас принимает и отдает почести его ученикам и посланникам и идущим по его путям, в распространении Торы и источников наружу -
что эти "нифлоойс" (которые уже видели практически) пробуждают и подчеркивают что немедленно сейчас мы видим самое большое чудо - истинное и полное избавление, про которое сказано "как (в) дни твоего исхода из Мицраим явлю ему чудеса", "нифлоойс также относительно исхода из Мицраим.
И в особенности, что в самом году "нифлоойс арэну" мы идем и приближаемся к концу года, - что мы находимся уже после десятого месяца (от месяца тишрей, начала и головы года), в одиннадцатом месяце, который связан с "одиннадцать дней от Хойрев", аспект, который выше измерения и ограничения десяти, порядка миров,
и также по счету месяцев от месяца нисан, - что если бы удостоились, то геуло пришла бы уже в месяца нисан, в который были избавлены и в который будут избавлены, и по крайней мере, в месяц ияр, начальные буквы "Аврогом Ицхак Яаков и Рохэл" (четыре основания колесницы), которая "оплакивает своих сыновей отказывается утешиться", пока Вс-вышний не обещает ей, что "вернутся сыновья в их границы", и по крайней мере, в месяц тамуз, месяц избавления, - мы находимся уже в пятом месяце, аспект "хамишис лепарой[25]", "что раскрываются от него все света", месяц менахем-ов, что его созвездие - лев (как говорилось выше п.8)
И в самом этом месяце - в субботу нахаму, когда начинается двойное утешение" ("кифлаим летушийо") "семи утешений", и во второй половине месяца, когда начинается подготовка к месяцу после этого, месяцу элул, последнему месяцу года "нифлоойс арэну" –
Безусловно и безусловно, что должно быть истинное и полное избавление, "как дни твоего исхода из Мицраим явлю ему чудеса", в практическом действии, и немедленно сейчас, в субботу нахаму, которая на следующий день после пятнадцатого ава, когда подчеркивается бли гвул истинного и полного избавления.
*
Йуд алеф
В том, что касается практического действия:
Поскольку мы находимся на пороге истинного и полного избавления, когда все аспеты будут способом бли гвул, - должно быть "теима" (в канун субботы, когда "следует попробовать от каждого кушания") от бесконечности будущего избавления, посредством добавления в аспектах Торы и заповедей способом выше измерения и ограничения.
И, более подробно, - добавление в изучении Торы ("добавляет ночи на дни чтобы изучать Тору"), как открытой Торы, так и пнимиюс Торы, включая изучение Эйн Яаков, агада в Торе, что "большинство тайн Торы скрыты в ней", и еще, и главное, изучение пнимиюс Торы, как говорит Аризаль (что его гилуло – пятого ава), что "в последних поколениях разрешается и мицва раскрывать эту мудрость", и в особенности после того, как она была объяснена в учении хасидизма, таким образом, что это может быть понято и постигнуто каждым и каждым из Израиля,
И особенно следует подчеркнуть добавление в изучении Торы в аспектах геуло, - как в открытой Торе, и в особенности в книге Рамбама, которая включает в себя также законы, которые относятся к времени геуло, как законы бейс а-бхиро (что их учили только что в дни бейн-амцорим), и также Законы Царей и их войн и Царя Мошиаха, и также в пнимиюс Торы, что кроме того, что общность изучения пнимиюс Торы приближает геуло, "бегай хибуро дилох (учение Рашби)… йифкун бэй мин голусо берахамей[26]", есть особое достоинство в изучении тех частей в пнимиюс Торы, где объясняются аспекты геуло.
И самое лучшее – если это изучение будет происходить способом "десятеро (общество), которые сидят (с устойчивостью и постоянством) и занимаются (способом "эсек" – подобно занятию бизнесом) Торой", как следует из указания "слов Мишны", которую учат в Пиркей Авот в эту субботу, - третью часть, что также указывает на третье избавление и третий Храм, что посредством их происходит утешение вдвойне на Первый Храм и на Второй Храм.
Йуд бейс
И следует добавить изучение и практическое указание в отношении геула также из начала третьей части – всматривайся в три вещи":
"три вещи" (в общем) – следует сказать, что также указывает на третье избавление и третий Храм, тройное избавление и тройной храм, которое включает оба достоинства первого избавления и второго избавления, первого Храма и второго Храма, и обоих их вместе.
И "Всматривайся в три вещи" – "всмотрись" именно, что это указывает на углубленное исследование в вопросе третьего избавления и третьего Храма ("три вещи"), с особым ожиданием и стремлением, "буду ждать его каждый день, что он прийдет", что прийдет каждый день, в этот день буквально, и тем более и тем более, когда мы находимся на пороге избавления, что такой гисбойненус в трех вещах это в большей степени и с большей силой.
И следует сказать, что всматривание в аспектах третьего избавления и третьего Храма ("три вещи") приводит к совершенству во всех аспектах служения, которые включаются в "трех вещах" – три линии Торы, Служения, и добрых дел, что их исполнение посредством трех одеяний – мысли, речи и действия, - когда работа не способом разделенности, но способом бесконечности, и со стороны отсутствия ограничений есть совершенство во всех линиях.
Йуд гимел
И следует добавить в этом также в отношении к сказанному выше по поводу добавления в изучении Торы от пятнадцатого ава и далее:
"три вещи" – указывают также на Тору "тройную Тору", включая и в особенности, - "Новую Тору (которая) от Меня выйдет" в третьем избавлении, что подготовка к этому происходит посредством добавления в изучении Торы способом бли гвул, от пятнадцатого ава и далее (как говорилось выше п. 9).
И в соотвествии с этим следует объяснить указание Мишны "всматривайся в три вещи", которая изучается в субботу на следующий день после пятнадцатого ава, - что хотя пятнадцатого ава каждый и каждый решил (и начал исполнять практически) добавить в изучении Торы, тем не менее, в день субботы на следующий день после этого он должен проверить ("всмотрись") эти свои решения, и бодавить в них еще более, вдвойне, и вплоть до того, что они будут таким образом что это будет соответствовать и подобающе подготовке (и подобие) бесконечности "новой Торы от меня выйдет", совершенство "тройной Торы" в третьем избавлении.
Йуд далет
И да будет воля Вс-вышнего, чтобы от истаклус (углубленного изучения) в аспектах третьего избавления и третьего Храма ("всмотрись в три вещи"), мы удостоимся немедленно сейчас увидеть третье избавление и третий Храм практически, немедленно сейчас буквально.
И по простому смыслу – что в субботу главы Воэсханан, шабос Нахаму, перед началом чтения (во время Минхо) в главе после нее "Вегойо эйкев тишмеун",
- которая имеет особое отношение к этому времени, как известно, что "эйкев" указывает (также) на последние дни, пятки Мошиаха, что тогда безусловно "будете слушать… и будете хранить и исполнять их…", все аспекты Торы и заповедей, в мысли и речи и действии ("три вещи")
исполняется просьба Мойше ("первый избавитель он же последний избавитель") "да перейду я и да увижу я эту добрую землю… эту добрую гору (Иерусалим) и Леванон (Храм)", что Мойше рабейну, и все его поколение, и все сыны Израиля во всех поколениях, вместе с сынами Израиля в нашем поколении, "бинеорейну увизкейнейну… бевонейну увивнойсейну[27]", и глава нашего поколения во главе нас, приходим и входим в нашу святую Землю, в святой город Иерусалим, к святой Горе, и к Третьему Храму,
и празднуем там радость избавления, из самой великой радости также в сравнении с симхас бейс ашоейво[28], про которую сказано, "тот, кто не видел радости симхас бейс ашойево, не видел радости в жизни своей",
И, говоря языком Хазал, в завершении и окончании трактата Таанис (в продолжении сугии "лой гойу йомим тойвим леИсроэл кахамишо осор беов[29]") – "в будущем сделает Вс-вышний круг для праведников, и он сидит среди них… и каждый и каждый показывает своим пальцем, как сказано, и скажет в тот день, вот Б-г наш этот, мы надеялись на него и Он спас нас, это – Б-г, на которого мы надеялись, возвеселимся и возрадуемся спасению его".
[1] "вот человек, Цэмах – имя его, и из места своего произрастет он" (Зехария 6, 12)
[2] Сыны Израиля
[3] праведники
[4] раскаявшиеся (букв. "вернувшиеся")
[5] раскаяние; возвращение
[6] Скрижали Завета
[7] букв. "Стояние на горе Синай"
[8] бесконечность, беспредельность
[9] гафтара главы Воэсханан – "утешайте, утешайте Мой народ, скажет Вс-вышний"
[10] "Повторит язык мой слова Твои"
[11] установление
[12] менахем – букв. "утешающий"; также имя Мошиаха – "Менахем – имя его"
[13] звезда его усиливается (в день рождения)
[14] канун субботы
[15] полдень
[16] первые буквы слов
[17] "Будет год (когда) Я явлю ему чудеса" – первые буквы этой фразы на Святом Языке составляют название (числовое значение) года – תשנ"א – 5751 (прим. переводчика)
[18] чудеса
[19] чудо
[20] места, где похоронены праведники
[21] Главы Хабада в предшествующих поколениях
[22] букв. "свадьба". Иносказательно обозначает день смерти праведника. Смысл этого термина объясняется во многих маамарах хасидизма. См. гемшех Боси ЛеГани (прим. переводчика)
[23] "Каждый человек товарищу своему помогут"
[24] "Тот, кто добавляет (в изучении Торы) – добавляют ему (жизни)"
[25] "пятая часть – фараону". Число 5 указывает на Сущность и Суть (прим. переводчика)
[26] "В заслугу (изучения) этой книги выйдут сыны Израиля из изгнания с милосердием"
[27] "С молодежью нашей и со стариками нашими, с сыновьями нашими и с дочерьми нашими"
[28] возлияние воды на жертвенник (в Храме)
[29] "не было праздников в Израиле как пятнадцатое ава"