Ницовим-Вайейлех 18 элула 5749

בס"ד

Алеф

Хай[1] (18) элул - это день рождения "двух великих светил" – Баал Шем Това и Алтер Ребе (который родился много лет после этого в тот же день, когда родился Баал Шем Тов).

И из особых идей этого дня – как известно выражение Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну[2], что "хай элул добавляет жизни во все аспекты служения месяца элул.

И следует связать это с уроком хумаша (из уроков Хита"с[3]) дня хай элул в этом году – второй день недели Ницовим-Вайелех:

И сначала – что соединение двух глав вместе (глава Ницовим и глава Вайелех) подобно и является примером рождения двух великих светил в один день.

И в самой недельной главе (когда они соединены вместе) – окончание и завершение урока второго дня недели, хай элул, это "умол Гавайе Элойкехо эс левовхо веэс лейвав заръэхо…[4]", и известно, что в этом посуке указывется один из рошей тейвойс[5] в слове "элул" – "את לבבך ואת לבב" - - первые буквы אלול, что указывает на работу тшувы (или работу молитвы).

И кроме этого: поскольку (рошей тейвойс) тшуво, как понятно, включает в себя всю Тору и заповеди, следовательно, в посуке "умол Гавайе Элойкехо эс левовхо", который говорит о тшуве, включаются также все остальные рошей тейвойс элул,  - три линии Тора, молитва, добрые дела, тшува (как отдельная заповедь) и геуло, что во всех них добавляется жизни в хай элул.

И следует добавить, что жизненность хай элул относится как к аспектам служения перед хай элул, и также к аспектам служения после хай элул, начиная от ближайшего к нему дня, который (в этом году) приходится на третий день, в который "удвоено 'ибо хорошо'", "хорошо для небес и хорошо для творений", - подобно и как пример содержания служения молитвой (которая указывается в дневном разделе в посуке "эс левовхо веэс левав зарэхо", первые буквы "элул"), как известно, что "тфило[6]" это язык соединения, как "атойфел кли херес", соединение человека с Вс-вышним, что это есть идея соединения "брийос[7]" с "шомаим[8]".

Бейс

И отсюда мы приходим к уроку недельной главы в целом, главы Ницовим-Вайейлех, - ибо, отношение посука "умол Гавайе Элойкехо эс левовхо" к уроку хай элул - это потому, что Ницовим и Вайейлех читаются вместе, и, тем более, что общая идея соединения Ницовим и Вайейлех подобна соединению двух великих светил, как говорилось выше.

И сначала – что их всякой идеи в Торе нужно и возможно выучить указание в служении человека Вс-вышнему, и, выражаясь известным языком, "летакен а-дэйойс", и это указание должно быть таким образом, чтобы это было понятно и относилось к каждому и каждой из Израиля, мужчины и женщины, и также дети [и, несомненно, можно найти правильный путь, подходящие стиль и слова, чтобы объяснить это даже самым маленьким, и по крайней мере – общую идею], что посредством этого добавляется в достоинстве воспитания, "воспитывай юношу по пути его", что такое воспитание действует на протяжении всей его жизни, как говорится в продолжении и окончании посука - "даже в старости не уйдет от него".

[И следует сказать, что в этом посуке ("ханох ленаар ал пи даркой гам ки язкин…") включается также благословение на долгие и счастливые годы – что посредством действия "ханох ленаар" (первая часть посука), есть обещание "ки язкин" (продолжение и окончание посука), что продолжит идти по этому пути ("лой йосур мимено") на долгие и счастливые дни и годы, и даже больше "ста двадцати лет" – как мы находим про Ицхака – что он жил сто восемьдесят лет].

И подобно этому в нашем вопросе, что следует выучить указание из соединения глав Ницовим Вайелех, и таким образом, чтобы это было понятно и имело отношение к каждому и каждой из Израиля, как далее будет объяснено.

Гимел

Ницовим-Вайелех:

"Ницовим" и "Вайейлех" – это два различных движения, связанные с двумя способами служения, которые различны и отличны друг от друга, и даже противоположны друг другу, ибо:

—"Ницовим" указывает на твердость и устойчивость, как "ницов мелех[9]", стоять с силой и твердостью царя (омар малко окар туро[10]"), и идея этого в служении - работа в одном деле, которым он занимается, укрепиться в самом этом деле с большой силой и твердостью.

А "Вайейлех" - указывает на движение перехода и подъема со ступени на ступень ("йелху мехаиль эл хоиль[11]"), и его смысл в служении - что в каждом деле он ищет путь, чтобы достичь от него еще какого-то уровня, и более высокого.

И, например, - в изучении Торы: Есть способ изучения в одном вопросе именно, и вплоть до того, что сказали Хазал, "Когда Рабби изучает эту масехту[12], не задавай ему вопрос из другой масехты", т.е., что его учеба таким образом, что он стоит со всей твердостью на этом месте - "Ницовим": и есть способ изучения в нескольких масехтойс, несколько частей в Торе, и т.п.. и т.е., что во всяком деле он ищет и находит путь, который ведет и связывает с дополнительными идеями в Торе, - изучение способом галихо, "вайейлех".

Далет

И указание из соединения глав Ницовим Вайейлех - что есть третий способ, в котором приходят способы работы "НИцовим-Вайейлех" вместе:

Обычный порядок, что должно быть сначала работа "Ницовим", и после того, как он стоит прочно на своей позиции, с самой большой силой, "ницов мелех", тогда он может идти и подниматься выше и выше ("вайейлех").

Однако, в календаре этого года, когда читают Ницовим-Вайейлех вместе, и вплоть до того, что в каждый день из дней недели (также в начале недели) и в каждую секунду в нем это день и секунда главы Ницовим-Вайейлех - есть указание и особая сила, чтобы служение было способом "Ницовим-Вайейлех" вместе, т.е. что в один и тот же момент (времени) и в одном и том же месте (уровне) работа во всех ее аспектах происходит в двух "движениях" одновременно, - чтобы стоять с самой большой твердостью, и, одновременно с  этим, идти и подниматься со ступени на ступень.

Это и еще:

Работа способом "Ницовим-Вайейлех" она сама способом подъема за подъемом ("вайейлех"), т.е., что после первого момента, когда его работа была способом Ницвоим-Вайейлех (стоять прочно, и подниматься выше) одновременно, то в следующий момент добавляется в достоинстве прочности стояния, "ницовим", (поскольку он основан и построен на "вайейлех" перед ним), и, само собой, также "вайейлех" после этого, это способом большего подъема, и подобно этому в третий момент, делается Ницовим-Вайейлех способом еще более высоким, включая также, что добавилось достоинство  "хазоко" ("три раза есть 'хазоко'") в подъеме со ступени на ступень, в самом Ницовим-Вайейлех, т.е., что подъем со ступени на ступень ("Вайейлех") происходит с самой большой силой ("Ницовим").

И "эйн микро йойцей мидей пшутой[13]" – что "Вы стоите сегодня все перед Вс-вышним, Б-гом вашим, главы ваших колен… от рубящего дрова твои до черпающего воду твою", что все десять уровней сынов Израиля "стоят перед Вс-вышним, Б-гом вашим", и в самом этом – способом "вайейлех", "пойдут от победе к победе (до) предстанет перед Вс-вышним в Ционе", в истинном и полном избавлении посредством Мошиаха цидкейну.

И отсюда приходим также к продолжению  в главе "Гаазину" – ибо, в следующий момент после геуло мы видим в раскрытии, как все сыны Израиля находятся в положении и состоянии "Гаазину гашомаим… весишма гоорец[14]", что аспекты "шомаим" (духовные аспекты) находятся в приближении (что поэтому про это можно сказать "гаазину"), а аспекты "орец" (материальные аспекты) находятся в отдалении, как это было у Мойше рабейну, что он был близок к небесам и далек от земли.

Гей

И действие – это основное:

Добавить во всех аспектах служения месяца элул, три линии[15] Торы, молитвы и добрых дел, тшувы[16] и геулы, с новой жизненностью, и способом "Ницовим-Вайейлех", стоять со всей твердостью, и одновременно с этим идти выше и выше.

И все это – с радостью и добротой сердца, включая и в особенности, - организацию хасидских фарбренгенов, и в особенности, в соответствии с тем, что говорилось в предыдущие дни об особом достоинстве этих дней, дни сгуло[17], связанные с самой большой радостью – свадьбой Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну 13 тамуза, и перед этим – свадьба его отца Адмур Рашаба, что Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур был его единственным сыном и продолжателем его пути, - 11 элула (в продолжение трех дней), вплоть до хай элул, день рождения двух великих светил, что это также в продолжение "семи благословений" свадьбы Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну.

И следует отметить, что радость свадьбы – это предисловие и подготовка к исполнению обещания "в скорости… будет слышен в горах Иудеи и в окрестностях Иерусалима голос веселья и голос радости…", в будущем, что тогда будет "свадьба" Вс-вышнего и сынов Израиля.

Вов

И как обычно, завершим в шлихус-мицва на цдоко, и с добавлением ("галихо") "вдвойне к мудрости", что хотя уже дали цдоко перед этим, но всегда можно добавить еще и еще столько, и в особенности в месяц элул, когда стараются увеличить в цдоко, и тем более и тем более, в хай элул, который добавляет жизни во все аспекты работы месяца элул, включая также аспект цдоко.

И да будет воля Вс-ышнего, чтобы – и это – основное – чтобы шлихус-мицва на цдоко, и с добавлением от него самого, с расторопностью, и с радостью и добрым сердцем, - проломит все границы времени и места, что, находясь во времени и в месте изгнания, "ахарис а-йомим[18]", иквесо димшихо[19], мы удостоимся немедленно истинного и полного избавления посредством Мошиаха цидкейну, что "буду ждать его каждый день, чтобы он пришел", в день хай элул 5749 года, и нет необходимости ждать до утра, но немедленно, ночью, и в самой ночи – нет необходимости ждать до полуночи (или до времени, близкого к полуночи), но немедленно, в начале ночи, и в особенности, после молитвы маарив[20], до ее окончания посуком "ах цадиким йойду лишмехо йейшву йешорим эс понэхо".

И следует отметить, что также в этом посуке указывается служение "Ницовим-Вайейлех", ибо, в будущем основное служение будет способом "пойдут все выше и выше", и вместе с этим, "йейшву йешорим эс понэхо", "йейшву" именно, способом гисйашвус[21] ("ницовим") – подобно тому, как сказали Разал, "Поскольку сказано про них 'Ал пи Гавайе йахану веал пи Гавайе йисоу', как будто бы установлено им, подобно это".

И так будет нам, - что немедленно сейчас буквально, "вот, с облаками небесными", мы все приходим вместе, "с молодежью нашей и со стариками нашими, с сыновьями нашими и с дочерьми нашими", "мужчины, женщины и дети", "большое общество вернутся туда", - в нашу Святую землю, в Святой город Иерусалим, к "Святой горе" и к бейс а-Микдош, и там "йейшву йешорим эс понэхо", и также тогда "йейлху мехаиль эл хоиль", и еще и это основное – немедленно сейчас действительно.

 



[1] י"ח – "חי"  - числовое значение "18"

[2] Ребе Райац

[3] Хумаш, Тегилим, Тания

[4] И обрежет Вс-вышний сердце твое и сердце потомства твоего"

[5] первые буквы

[6] молитва

[7] "творения"

[8] "небеса"

[9] "стоит царь"

[10] "сказал царь – поднял гору"

[11] "поднимутся выше и выше"

[12] трактат (Талмуда)

[13] "Писание не выходит из своего простого смысла", т.е., прежде всего существует буквальный смысл посука (прим. переводчика)

[14] "Внимайте, небеса… и слушай, земля"

[15] на которых "стоит мир" (прим. переводчика – см. сиху Рээй 5751 п. 5 и далее)

[16] которая "предшествует миру" (прим. переводчика)

[17] благословенные дни

[18] "Последние дни"

[19] "Пятки Мошиаха"

[20] вечерняя молитва

[21] устойчивость, стабильность

 

Запись опубликована в рубрике: .