Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ницовим-Вайейлех 18 элула 5749

בס»ד

Алеф

Хай[1] (18) элул — это день рождения «двух великих светил» – Баал Шем Това и Алтер Ребе (который родился много лет после этого в тот же день, когда родился Баал Шем Тов).

И из особых идей этого дня – как известно выражение Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну[2], что «хай элул добавляет жизни во все аспекты служения месяца элул.

И следует связать это с уроком хумаша (из уроков Хита»с[3]) дня хай элул в этом году – второй день недели Ницовим-Вайелех:

И сначала – что соединение двух глав вместе (глава Ницовим и глава Вайелех) подобно и является примером рождения двух великих светил в один день.

И в самой недельной главе (когда они соединены вместе) – окончание и завершение урока второго дня недели, хай элул, это «умол Гавайе Элойкехо эс левовхо веэс лейвав заръэхо…[4]«, и известно, что в этом посуке указывется один из рошей тейвойс[5] в слове «элул» – «את לבבך ואת לבב» — — первые буквы אלול, что указывает на работу тшувы (или работу молитвы).

И кроме этого: поскольку (рошей тейвойс) тшуво, как понятно, включает в себя всю Тору и заповеди, следовательно, в посуке «умол Гавайе Элойкехо эс левовхо», который говорит о тшуве, включаются также все остальные рошей тейвойс элул,  — три линии Тора, молитва, добрые дела, тшува (как отдельная заповедь) и геуло, что во всех них добавляется жизни в хай элул.

И следует добавить, что жизненность хай элул относится как к аспектам служения перед хай элул, и также к аспектам служения после хай элул, начиная от ближайшего к нему дня, который (в этом году) приходится на третий день, в который «удвоено ‘ибо хорошо'», «хорошо для небес и хорошо для творений», — подобно и как пример содержания служения молитвой (которая указывается в дневном разделе в посуке «эс левовхо веэс левав зарэхо», первые буквы «элул»), как известно, что «тфило[6]» это язык соединения, как «атойфел кли херес», соединение человека с Вс-вышним, что это есть идея соединения «брийос[7]» с «шомаим[8]«.

Бейс

И отсюда мы приходим к уроку недельной главы в целом, главы Ницовим-Вайейлех, — ибо, отношение посука «умол Гавайе Элойкехо эс левовхо» к уроку хай элул — это потому, что Ницовим и Вайейлех читаются вместе, и, тем более, что общая идея соединения Ницовим и Вайейлех подобна соединению двух великих светил, как говорилось выше.

И сначала – что их всякой идеи в Торе нужно и возможно выучить указание в служении человека Вс-вышнему, и, выражаясь известным языком, «летакен а-дэйойс», и это указание должно быть таким образом, чтобы это было понятно и относилось к каждому и каждой из Израиля, мужчины и женщины, и также дети [и, несомненно, можно найти правильный путь, подходящие стиль и слова, чтобы объяснить это даже самым маленьким, и по крайней мере – общую идею], что посредством этого добавляется в достоинстве воспитания, «воспитывай юношу по пути его», что такое воспитание действует на протяжении всей его жизни, как говорится в продолжении и окончании посука — «даже в старости не уйдет от него».

[И следует сказать, что в этом посуке («ханох ленаар ал пи даркой гам ки язкин…») включается также благословение на долгие и счастливые годы – что посредством действия «ханох ленаар» (первая часть посука), есть обещание «ки язкин» (продолжение и окончание посука), что продолжит идти по этому пути («лой йосур мимено») на долгие и счастливые дни и годы, и даже больше «ста двадцати лет» – как мы находим про Ицхака – что он жил сто восемьдесят лет].

И подобно этому в нашем вопросе, что следует выучить указание из соединения глав Ницовим Вайелех, и таким образом, чтобы это было понятно и имело отношение к каждому и каждой из Израиля, как далее будет объяснено.

Гимел

Ницовим-Вайелех:

«Ницовим» и «Вайейлех» – это два различных движения, связанные с двумя способами служения, которые различны и отличны друг от друга, и даже противоположны друг другу, ибо:

—»Ницовим» указывает на твердость и устойчивость, как «ницов мелех[9]«, стоять с силой и твердостью царя (омар малко окар туро[10]«), и идея этого в служении — работа в одном деле, которым он занимается, укрепиться в самом этом деле с большой силой и твердостью.

А «Вайейлех» — указывает на движение перехода и подъема со ступени на ступень («йелху мехаиль эл хоиль[11]«), и его смысл в служении — что в каждом деле он ищет путь, чтобы достичь от него еще какого-то уровня, и более высокого.

И, например, — в изучении Торы: Есть способ изучения в одном вопросе именно, и вплоть до того, что сказали Хазал, «Когда Рабби изучает эту масехту[12], не задавай ему вопрос из другой масехты», т.е., что его учеба таким образом, что он стоит со всей твердостью на этом месте — «Ницовим»: и есть способ изучения в нескольких масехтойс, несколько частей в Торе, и т.п.. и т.е., что во всяком деле он ищет и находит путь, который ведет и связывает с дополнительными идеями в Торе, — изучение способом галихо, «вайейлех».

Далет

И указание из соединения глав Ницовим Вайейлех — что есть третий способ, в котором приходят способы работы «НИцовим-Вайейлех» вместе:

Обычный порядок, что должно быть сначала работа «Ницовим», и после того, как он стоит прочно на своей позиции, с самой большой силой, «ницов мелех», тогда он может идти и подниматься выше и выше («вайейлех»).

Однако, в календаре этого года, когда читают Ницовим-Вайейлех вместе, и вплоть до того, что в каждый день из дней недели (также в начале недели) и в каждую секунду в нем это день и секунда главы Ницовим-Вайейлех — есть указание и особая сила, чтобы служение было способом «Ницовим-Вайейлех» вместе, т.е. что в один и тот же момент (времени) и в одном и том же месте (уровне) работа во всех ее аспектах происходит в двух «движениях» одновременно, — чтобы стоять с самой большой твердостью, и, одновременно с  этим, идти и подниматься со ступени на ступень.

Это и еще:

Работа способом «Ницовим-Вайейлех» она сама способом подъема за подъемом («вайейлех»), т.е., что после первого момента, когда его работа была способом Ницвоим-Вайейлех (стоять прочно, и подниматься выше) одновременно, то в следующий момент добавляется в достоинстве прочности стояния, «ницовим», (поскольку он основан и построен на «вайейлех» перед ним), и, само собой, также «вайейлех» после этого, это способом большего подъема, и подобно этому в третий момент, делается Ницовим-Вайейлех способом еще более высоким, включая также, что добавилось достоинство  «хазоко» («три раза есть ‘хазоко'») в подъеме со ступени на ступень, в самом Ницовим-Вайейлех, т.е., что подъем со ступени на ступень («Вайейлех») происходит с самой большой силой («Ницовим»).

И «эйн микро йойцей мидей пшутой[13]» – что «Вы стоите сегодня все перед Вс-вышним, Б-гом вашим, главы ваших колен… от рубящего дрова твои до черпающего воду твою», что все десять уровней сынов Израиля «стоят перед Вс-вышним, Б-гом вашим», и в самом этом – способом «вайейлех», «пойдут от победе к победе (до) предстанет перед Вс-вышним в Ционе», в истинном и полном избавлении посредством Мошиаха цидкейну.

И отсюда приходим также к продолжению  в главе «Гаазину» – ибо, в следующий момент после геуло мы видим в раскрытии, как все сыны Израиля находятся в положении и состоянии «Гаазину гашомаим… весишма гоорец[14]«, что аспекты «шомаим» (духовные аспекты) находятся в приближении (что поэтому про это можно сказать «гаазину»), а аспекты «орец» (материальные аспекты) находятся в отдалении, как это было у Мойше рабейну, что он был близок к небесам и далек от земли.

Гей

И действие – это основное:

Добавить во всех аспектах служения месяца элул, три линии[15] Торы, молитвы и добрых дел, тшувы[16] и геулы, с новой жизненностью, и способом «Ницовим-Вайейлех», стоять со всей твердостью, и одновременно с этим идти выше и выше.

И все это – с радостью и добротой сердца, включая и в особенности, — организацию хасидских фарбренгенов, и в особенности, в соответствии с тем, что говорилось в предыдущие дни об особом достоинстве этих дней, дни сгуло[17], связанные с самой большой радостью – свадьбой Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну 13 тамуза, и перед этим – свадьба его отца Адмур Рашаба, что Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур был его единственным сыном и продолжателем его пути, — 11 элула (в продолжение трех дней), вплоть до хай элул, день рождения двух великих светил, что это также в продолжение «семи благословений» свадьбы Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну.

И следует отметить, что радость свадьбы – это предисловие и подготовка к исполнению обещания «в скорости… будет слышен в горах Иудеи и в окрестностях Иерусалима голос веселья и голос радости…», в будущем, что тогда будет «свадьба» Вс-вышнего и сынов Израиля.

Вов

И как обычно, завершим в шлихус-мицва на цдоко, и с добавлением («галихо») «вдвойне к мудрости», что хотя уже дали цдоко перед этим, но всегда можно добавить еще и еще столько, и в особенности в месяц элул, когда стараются увеличить в цдоко, и тем более и тем более, в хай элул, который добавляет жизни во все аспекты работы месяца элул, включая также аспект цдоко.

И да будет воля Вс-ышнего, чтобы – и это – основное – чтобы шлихус-мицва на цдоко, и с добавлением от него самого, с расторопностью, и с радостью и добрым сердцем, — проломит все границы времени и места, что, находясь во времени и в месте изгнания, «ахарис а-йомим[18]«, иквесо димшихо[19], мы удостоимся немедленно истинного и полного избавления посредством Мошиаха цидкейну, что «буду ждать его каждый день, чтобы он пришел», в день хай элул 5749 года, и нет необходимости ждать до утра, но немедленно, ночью, и в самой ночи – нет необходимости ждать до полуночи (или до времени, близкого к полуночи), но немедленно, в начале ночи, и в особенности, после молитвы маарив[20], до ее окончания посуком «ах цадиким йойду лишмехо йейшву йешорим эс понэхо».

И следует отметить, что также в этом посуке указывается служение «Ницовим-Вайейлех», ибо, в будущем основное служение будет способом «пойдут все выше и выше», и вместе с этим, «йейшву йешорим эс понэхо», «йейшву» именно, способом гисйашвус[21] («ницовим») – подобно тому, как сказали Разал, «Поскольку сказано про них ‘Ал пи Гавайе йахану веал пи Гавайе йисоу’, как будто бы установлено им, подобно это».

И так будет нам, — что немедленно сейчас буквально, «вот, с облаками небесными», мы все приходим вместе, «с молодежью нашей и со стариками нашими, с сыновьями нашими и с дочерьми нашими», «мужчины, женщины и дети», «большое общество вернутся туда», — в нашу Святую землю, в Святой город Иерусалим, к «Святой горе» и к бейс а-Микдош, и там «йейшву йешорим эс понэхо», и также тогда «йейлху мехаиль эл хоиль», и еще и это основное – немедленно сейчас действительно.

 



[1] י»ח – «חי»  — числовое значение «18»

[2] Ребе Райац

[3] Хумаш, Тегилим, Тания

[4] И обрежет Вс-вышний сердце твое и сердце потомства твоего»

[5] первые буквы

[6] молитва

[7] «творения»

[8] «небеса»

[9] «стоит царь»

[10] «сказал царь – поднял гору»

[11] «поднимутся выше и выше»

[12] трактат (Талмуда)

[13] «Писание не выходит из своего простого смысла», т.е., прежде всего существует буквальный смысл посука (прим. переводчика)

[14] «Внимайте, небеса… и слушай, земля»

[15] на которых «стоит мир» (прим. переводчика – см. сиху Рээй 5751 п. 5 и далее)

[16] которая «предшествует миру» (прим. переводчика)

[17] благословенные дни

[18] «Последние дни»

[19] «Пятки Мошиаха»

[20] вечерняя молитва

[21] устойчивость, стабильность