Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Боси легани 5731

Бисъято дишмайо

Суббота и мойцей шабос койдеш гл. Бешалах 11 шват 5731 г.

 

«Боси легани ахойси кало[1]», и приводит мой тесть и учитель[2] Адму»р[3] баал а-гилуло[4], в маамаре, выпущенном в день его гисталкус[5] и гилуло, что говорится в Мидраш Рабо (на этот посук) «легани — лигнуни[6]», в место, где было основное Мое присутствие изначально, ибо икор (основа) Шхино в нижних была, но только, что вследствие не-желательных событий (начиная от греха дерева познания) поднялась Шхина снизу вверх, вплоть до седьмого небосвода, и после этого встали праведники (начиная от Авраама, отца нашего), и опустили Шхину сверху вниз, пока не пришел Мойше, что он седьмой, и все седьмые любимы[7], и опустил ее вниз на землю. И эта идея (притяжение и опускание Шхины вниз на землю) была реализована в основном посредством Мишкана, который сделал Мойше, как сказано «и сделают мне Микдош и Я буду присутствовать внутри них[8]». И это есть «праведники унаследуют землю и будут жить на ней вовеки[9]», что праведники притягивают Шхину, которая называется «ад» («вечность»), «Шойхен ад моройм векодойш[10]», чтобы она была в раскрытии внизу.

И следует отметить, что в Мидраше там объясняет сначала смысл посука «цадиким йиршу орец…[11]» и после этого говорит, что основное присутствие Шхины на земле было в день, когда был поставлен Мишкан, а в маамаре изменяет порядок вещей, так, что посук «цадиким циршу орец» приводится в маамаре после того, как говорится, что основное притяжение было посредством Мишкана. И следует сказать, что тем самым он указывает, что то, что праведники притягивают Шхину вниз («вейишкену лоад олэго[12]») имеется в виду не только притяжение посредством семи праведников от Авраама до Мойше (посредством строительства Мишкана), но также и притяжение, которое было после притяжения, которое было достигнуто посредством строительства Мишкана. Что также после притяжения, которое было достигнуто посредством строительства Мишкана, хотя это было чрезвычайно высокое притяжение Б-жественности, притягивают праведники, «и народ твой все праведники», еще более высокое притяжение Б-жественности. И после притяжения, достигнутого работой семи праведников, и, в особенности, посредством Мойше, с помощью которого была притянута Шхина вниз на землю, через это дана сила каждому и каждой из Израиля притянуть еще больше.

И следует сказать, что также, как притяжение вниз посредством строительства Мишкана было при участии всего Израиля [как сказано[13] «говори к сынам Израиля… и сделают Мне Микдош и Я буду присутствовать внутри них», что приказание сделать Микдош и притянуть икор Шхино вниз относится ко всему Израилю], а то, что говорится в Мидраше, что Мойше притянул Шхину вниз, это означает, что основная работа по строительству Мишкана и притяжение Б-жественности, которое было достигнуто посредством этого, была сделана с помощью Мойше, и также через него была притянута способность (нетинат коах – дана сила) для всего Израиля, чтобы посредством работы «веосу ли микдош[14]» было «вешоханти бесойхом[15]», подобно этому это в отношении притяжения Шхино сейчас, что это более высокое притяжение, даже чем притяжение посредством строительства Мишкана, и эта сила, которая есть у каждого и каждой из Израиля, притянуть это притяжение, дается им через праведников, глав тысяч Израиля, в каждом поколении, распространение света Мойше в каждом поколении, вплоть до Квойд Кдушас мойри вехами Адму»р баал а-гилуло, глава нашего поколения.

Бейс

И вот, после того как объясняет в маамаре (вкратце) этот Мидраш в общем, начинает более детальное и более глубокое рассмотрение отдельных идей, затронутых в Мидраше. В первом переке (главе) маамара (перек, относящийся к этому году[16]) объясняет идею «Икор Шхино бесахтойним[17]», а в последующих главах объясняется работа «веосу ли микдош» — «и сделают Мне Храм» (и также служение в Мишкане и Микдаше после того, как он построен), посредством которой достигается «вешоханти бесойхом» — «И Я буду пребывать среди них», притяжение икор Шхино[18] в нижние миры. И объясняет в первой главе, что причина того, что икор Шхино в нижних была, поскольку конечная цель в сотворении и создании миров — это то, что «пожелал Святой, Благословен Он, чтобы было у Него жилище в нижних». И объясняет, что то, что пожелал Святой Благословен Он, чтобы было у Него жилище в нижних, означает, чтобы было раскрытие Б-жественности внизу (не посредством притяжения Свыше, но) посредством работы человека, и что работа, посредством которой производится раскрытие Б-жественности в мире — это работа искафья[19] и исгапхо[20], как сказано[21]: «кад искафйо ситро ахаро исталек йекоро дэКудшо Брих Гу бехулгу олмин» («когда подавляется дурное начало, возвышается слава Вс-вышнего во всех мирах»). И объясняет, что «бекулгу олмин» — «во всех мирах» означает свет, который во всех мирах одинаков. И это есть свет, который выше, чем отношение к мирам. Ибо в свете, который одевается в миры, есть различие между высшими мирами и нижними мирами, как сказали Разал: «простер свою правую руку и сотворил небеса, простер свою левую руку и сотворил землю», что притяжение Б-жественнсти в небесах (высших мирах) — из аспекта правой стороны, а притяжение Б-жественности в земле (нижние миры) — из аспекта левой стороны. И аспект бекулгу олмин, свет, который во всех мирах одинаков, это свет, который выше, чем отношение к мирам. И это есть кад искафьо ситро ахаро исталек йекоро дэкудшо брих гу бехулгу олмин, что посредством работы искафьо и исгапхо притягивается свет, который во всех мирах одинаков, свет, который выше, чем отношение к мирам.

И нужно понять, ведь, на первый взгляд, причина того, что икор Шхино в нижних была, это то, что пожелал Вс-вышний, чтобы было у него жилище в нижних, и какое отношение имеет к этому объяснение, что строительство этого жилища должно делаться работой человека, и что работа, посредством которой строится это жилище, это работа искафья и исгапхо, и что посредством этой работы происходит притяжение света, который выше, чем отношение к мирам.

И следует сказать объяснение в этом, что в высказывании Мидраша «икор Шхино в нижних была» есть два аспекта. Достоинство нижних (относительно высших), что именно в них было основное присутствие Шхины, и что уровень Шхины, который раскрывался в нижних, это (не просто Шхина вообще а) икор Шхино. И в первой главе объясняются эти два аспекта, ибо то, что пожелал, чтобы раскрытие Б-жественности внизу (жилище в нижних) будет достигнуто посредством работы человека, это подчеркивает достоинство нижних. Ибо кроме того, что пожелал, чтобы жилище (раскрытие Б-жественности) было в нижних, пожелал также, чтобы строительство жилища производилось работой нижних. Ибо посредством того, что раскрытие Б-жественности в нижних притягивается посредством их собственной работы, они становятся сосудами для такого раскрытия, и, более того, что раскрытие, которое притягивается в них — это со стороны идей и понятий самих нижних. И добавляет, что работа, посредством которой делается жилище, это работа искафья и исгапхо, ибо посредством этого подчеркивается еще более, что раскрытие которое притягивается в нижних — оно со стороны их собственных понятий[22]. Что кроме того, что раскрытие, которое притягивается в них, оно со стороны их собственной работы, также сама работа, посредством которой притягивается раскрытие, это работа со стороны идеи нижних. И то, что притяжение посредством работы искафья и исгапхо — это притяжение света, который во всех мирах одинаков, это объяснение на язык _икор_Шхино в нижних, и как объясняется в другом месте, что икор Шхино — это свет, который выше миров.

Гимел

И следует добавить, что эти два вышеупомянутых аспекта понятны также из языка РаЗа»Л[23] «Пожелал… жилище в нижних», «пожелал» именно. И идея объяснения в этом, что в Зогаре и в Эц Хаим говорится, что есть объяснения на причину творения миров [в Зогаре объясняется, что причина творения, чтобы познали Его, а в Эц Хаим говорится, что причина творения — чтобы раскрылись совершенство Его сил и действий], а в данном высказывании Разал говорится, что причина творения — потому, что пожелал Вс-вышний, чтобы у Него было жилище в нижних, ибо идея нисъаво — желания — это выше, чем объяснение, и, выражаясь языком Алтер Ребе, «На желание невозможно задать вопрос почему», т.е. что идея тааво — желания, находится в таком месте (уровне), что там невозможен вопрос, поскольку это выше, чем разум. И известно объяснение в этом, что в Зогаре и в Эц хаим говорится о творении миров, как это со стороны аспекта гилуим[24], и, поскольку гилуим, и даже самые высокие гилуим, они все равно ограничены каким-то ограничением[25], и поэтому желание сделать какое-либо действие со стороны гилуим — это потому, что данное действие соответствует их ограничению (определению) — таам — объяснение[26], а в вышеупомянутом высказывании мудрецов, говорится о творении, как это со стороны ацмус, и поскольку ацмус не ограничен никаким определением, также желание на творение миров, как оно находится в ацмус, — это не потому, что есть какое-то достоинство в творении, а потому, что так пожелал, выше, чем объяснение. И также как идея нисъаво — она в ацмус, также то, чего Он желает, это чтобы было у Него жилище в нижних, ибо идея жилища — подобно жилищу человека, что сущность человека живет (раскрывается) там, и, т.е. что в нижних будет притяжение и раскрытие ацмус.

И вот, известно, что доказательство на то, что причина творения миров — это потому, что нисъаво (возжелал) (выше, чем таам (причина)), ибо для того, чтобы был аспект йиштемедоун лэй (познание Элойкус) достаточно было сотворения высших миров (мир Ацилус и миры Эйн Сойф выше, чем Ацилус), и не нужно было сотворения нижних миров. И наоборот, основной аспект йиштемедоун лэй — именно в высших мирах. Ибо познание и постижение Б-жественности в нижних мирах (духовных мирах БИ»Я[27]) — только в существовании[28] Б-жественности, но не в ее сущности[29].  И, тем более, в материальном мире Асия, в котором не ощущается даже присутствие Б-жественности. И, подобно этому, в объяснении {причины творения мира}, чтобы раскрылось совершенство Его койхойс (сил, способностей)  и деяний, ибо для того, чтобы раскрылось совершенство Его сил, было бы достаточно сотворения высших миров, поскольку также высшие миры — это мциюс {реальность}, и их творение происходит способом гисхадшус («есть»  из «нет»), поэтому посредством того, что Ойр Эйн Сойф творит их, раскрывается аспект коах {потенциал, сила} в Нем (что Он способен творить новую вещь). И, более того, следует сказать, что основное раскрытие совершенства Его сил — именно в сотворении высших миров. Ибо поскольку сотворение нижних миров (БИ»Я) происходит посредством того, что  Б-жественная  сила, творящая  их, скрывается от них, следовательно, в этом действии силы (творение миров БИ»Я), не раскрывается эта сила. И, тем более, что она не раскрывается в сотворении этого нижнего мира, ибо сокрытие творящей силы в нем еще больше. И из того, что были сотворены (также) духовные миры БИ»Я, и, тем более, из сотворения этого материального мира, в котором нет (как он сам по себе) никакого достоинства, и говоря языком Алтер Ребе, такой нижний, что нет нижнего ниже его, ясно, что конечная цель творения она (не со стороны причины — таам), но потому, что так возжелал, чтобы этот нижний мир стал  жилищем для Него благословен Он, для Него, т.е. для Его Сущности.

И следует сказать, что то, что есть доказательство в разуме на аспект нисъаво (выше объяснения), и что это доказательство базируется на факте сотворения этого нижнего мира, что нет нижнего ниже его, это потому, что сотворение этого нижнего мира из-за того, что нисъаво, было таким образом, что (не так, что аспект нисъаво остался в ацмус, а то, что из-за этого произошло творение мира, это способом гавдоло (отделения), но) что аспект нисъаво притягивается в сотворение этого мира[30]. [И подобно аспекту таануг (наслаждение) в человеке (ибо нисъаво относится к таануг), что хотя таануг — выше всех сил, и выше даже, чем роцойн (воля), тем не менее (и со стороны самого этого), он притягивается во все силы души и также в органы тела, и вплоть до того, что мерхав (широта) от наслаждения притягивается и распространяется также в костях ноги, «Добрый слух расширяет кость»]. И поэтому само сотворение этого мира (то, что он был сотворен таким образом, что нет ниже его) указывает и доказывает идею нисъаво. И следует добавить, что само то, что сотворение этого нижнего мира было таким образом, что идея нисъаво была притянута в творение, это для того, чтобы выполнилась конечная цель «жилища в нижних», что нижние станут жилищем для сущности со стороны понятий самих нижних, требуется, чтобы у них был какой-то шайхус {отношение} к ацмус (еще до того, как они становятся жилищем), поэтому сотворение этого нижнего мира из того, что пожелал Он, было таким образом, что в самом этом мире (в его сотворении) будет ощущаться аспект нисъаво, желание Ацмус.

Далет

И в соответствии с этим следует объяснить то, что говорится в маамаре, что причина того, что икор Шхино в нижних была, это потому, что пожелал Вс-вышний, чтобы было у Него жилище в нижних, ибо на первый взгляд, в соответствии с объяснением (в маамаре) что то, что пожелал жилище в нижних — это чтобы раскрытие Б-жественности внизу (жилище в нижних) было (не посредством притяжения свыше но) посредством работы человека, каким образом идея «пожелал… жилище в нижних» — объясняет то, что в начале творения (перед тем, как была работа человека) икор Шхина в нижних была. И следует сказать объяснение в этом, что то, что икор Шхино в нижних была (в начале творения), означает, что творение этого нижнего мира было таким образом, что идея «нисъаво» была притянута в его творение (как объяснялось выше), что посредством этого была сделана в нем общая подготовка, чтобы посредством работы человека он стал жилищем для ацмус также со стороны его собственных понятий[31] (самого мира).

И следует сказать, что то, что посредством грехов удалилась икор Шхино, ибо поскольку грех — это противоположность желания и удовольствия Наверху, поэтому посредством грехов удалилась икор Шхино с земли, ибо не было в нем аспекта нисъаво. И, в соответствии с этим, в притяжении вниз на землю в Мишкане, который построил Мойше, есть два аспекта. Притяжение икор Шхино вниз, боси легани, в место, где было Мое присутствие изначально, что посредством этого мир был подготовлен к тому, чтобы стать жилищем для Него Благословен Он, как это было в начале творения. И, кроме этого, посредством работы «веосу ли Микдош», становится также этот мир жилищем для Него, Благословен Он, что притягивается в нем (в Мишкане, и посредством этого, во весь мир) раскрытие Б-жественности.

Гей

И вот, известно, что всякое опускание — ради подъема. Что опускание души вниз — это для того, чтобы посредством этого поднялась душа на уровень более высокий, чем она была перед ее опусканием вниз. И, подобно этому, в опускании (и гишталшелус[32]) миров, что то, что они опустились с уровня на уровень (из мира в мир), пока не был сотворен из них этот нижний мир, это ради подъема, который происходит посредством этого [что именно этот нижний мир — жилище для Него Благословен Он, жилище — диро для ацмус — Сущности Б-жественности]. И отсюда понятно, что подобно этому этот принцип действует также и в отношении опускания, которое происходит в самом этом мире, что опускание, которое произошло в нем посредством греха дерева познания и посредством не-желательных вещей после этого — ради подъема, для того, чтобы притяжение икор Шхина сейчас (после того, как она поднялась из этого мира) было более высокое, чем притяжение икор Шхино в нижних, которое было в начале Творения.

И, на первый взгляд, можно было бы сказать, что то, что опускание — ради подъема, это тогда, когда опускание происходит по воле Его, Благословен Он, [что тогда необходимо сказать, что Воля Вс-вышнего в опускании — ради подъема, который происходит посредством опускания]. В отличие от этого, опускание вследствие греха, что это есть противоположность высшей Воле [ибо посредством свободы выбора, которая дана человеку, он может выбрать противоположность Воле Вс-вышнего и намерению, ради которых он сотворен], нет необходимости, на первый взгляд, сказать, что также эта йеридо (опускание) — также ради подъема. И, хотя невозможно сказать, что выбор человека может помешать (задержать), что не будет исполнено, хас вешолом, намерение «жилища в нижних», и выбор человека определяет только скорость исполнения намерения Вс-вышнего, что из этого ясно, что подъем (уход из мира) икор Шхины вследствие греха дерева познания, и грехов после этого, был (изначально) только временным, но это лишь доказывает, что то, что посредством грехов удалилась икор Шхино, это было изначально только временно, и необходимо сказать, что неизбежно будет впоследствии притяжение икор Шхино обратно вниз. Но, в чем доказательство, что это притяжение Б-жественности вниз после его подъема (ухода) будет более возвышенным, чем то притяжение Б-жественности, которое было в начале творения.

И идея объяснения в этом, что приводится в Мидраше[33], на посук[34] «нойро алило ал бней одом[35]» «алило[36] нисло бой[37]» (беодом горишойн[38]), что он привел смерть в мир («ибо в день, когда ты поешь от него, смертью умрешь[39]»), ибо ведь Тора предшествовала миру на две тысячи лет, и сказано в ней[40]: «Вот закон, человек, когда умрет в шатре». И объясняет Мителер Ребе, что то, что алило нисло бой (беодом горишойн), это не только в отношении к идее смерти, которая пришла посредством греха дерева познания, но также в отношении самого греха. Ибо то, что иногда побеждает зло дурного начала на человеком, это потому, что Свыше натравили на него йецер горо[41], чтобы привести его к этому греху. [Но только, что помощь Свыше злу, которое внутри человека, чтобы победить добро в нем, и также помощь Свыше доброму в человеке, чтобы победить злое в нем, это отделено от человека и не ощущается в нем, и поэтому это не принуждает человека, и то, что человек избирает добро или зло, это его свободный выбор]. И поскольку опускание в мире (уход икор Шхино), которое произошло посредством греха дерева познания (хотя грех — это противоположность высшей Воле) было преднамеренным, необходимо сказать, что намерение в опускании — это подъем, для того, чтобы притяжение икор Шхино после того, как она поднялась из мира, было более высоким, чем это было в начале творения.

И, в соответствии с вышесказанным (п. 2), что в икор Шхино в нижних подчеркиваются две идеи — икор Шхино (выше миров) и бесахтойним (что то, что икор в нижних — это также со стороны нижних) — следует сказать, что превосходство в притяжении икор Шхино в нижних после того, как она поднялась из мира, относительно того, как она была в начале творения, это также в двух вещах. Что раскрытие Б-жественности, которое притягивается посредством работы человека сейчас, это более высокое раскрытие, чем раскрытие, притягиваемое посредством работы одом горишойн перед грехом, и что притяжение этого раскрытия внутри мира (в нижних) это более глубоким образом.

Вов

И это будет понятно, если сначала объяснить то, что приводилось выше, что хотя грех (грех дерева познания и также все грехи) — это противоположность Высшей Воле, тем не менее, также он происходит в соответствии с намерением Вс-вышнего. И идея в этом, в соответствии с тем, что пишет баал а-гилуло в мааморим праздника Освобождения, что также, как всякая вещь внизу имеет корень и источник наверху, подобно этому это также в отношении греха, что есть причина и возможность (нетинат маком) на это Свыше. И приводит доказательство на это из первого греха, который был в мире, греха дерева познания. Ибо, на первый взгляд, это удивительно, ведь первый человек был столь совершенным, как со стороны своей души, что «его мудрость превосходила мудрость высших ангелов», и также со стороны своего тела, что его тело было творением рук Вс-вышнего, и пятка первого человека затмевала свет солнца, и как это вообще возможно, чтобы он согрешил и нарушил заповедь Вс-вышнего. И следует добавить, что в соответствии с высказыванием Разал, что причина того, что Адам был создан единственным, это для того, чтобы научить нас, что каждый и каждый из Израиля — это подобие Адам гаришон, следует сказать, что удивительно, как вообще возможен аспект греха это в каждом и каждой из Израиля. Ибо, поскольку «вторая душа в нем это часть Б-га свыше буквально», и также в отношении тела еврея сказано[42] «увону бохарто микол ам велошон[43]», и приводится в Тании[44], что это относится к материальному телу, которое подобно в своей материальности телам народов мира, и в соответствии с тем, что известно, что истинность выбора — это в ацмус, понятно, что в теле еврея есть превосходство также перед душой, ибо в нем (теле) именно, выбор ацмус, и как же возможно, чтобы в Израиле был грех. И объяснение в этом (в вышеупомянутом маамаре баал гилуло), что причина и возможность греха (буквально, внизу) в высших сферах — это уменьшение луны. И еще выше, причина и возможность греха — это разбиение сосудов мира тоhу[45]. Т.е. что сотворение мира тоhу, мира, который не понравился Ему (что поэтому была в нем швира[46]) это (подобно) противоположности Высшей воле. Поэтому это является причиной и возможностью греха. И еще выше, причина и возможность греха — это первичный цимцум[47], который был способом силук (устранение света). Ибо Высшая Воля — это чтобы было раскрытие света, и устранение света — первичный цимцум) это (подобно) противоположности Высшей воле [ибо хотя намерение цимцума — это ради гилуй[48], но ведь сам по себе цимцум — это противоположность Высшей Воле]. И аспект противоположности Высшей воли (кивйохойл) это причина и возможность (через разбиение сосудов мира тоhу и уменьшение луны) для греха, противоположность Высшей Воле буквально.

И следует отметить, что доказательство на то, что также противоположность Высшей воле также происходит в соответствии с намерением Вс-вышнего, это в основном из первичного цимцума. Ибо уменьшение луны, хотя сам Вс-вышний уменьшил луну, но ведь причиной для этого было обвинение, выдвинутое луной. И также разбиение сосудов тоhу, хотя сотворение мира тоhу было изначально с намерением разрушить его, следует сказать, что посредством того, что был цимцум, что это корень творения миров, было установлено, что сотворение мира тикун[49] будет после строительства и разрушения мира тоhу, строить, чтобы разрушить, и разрушать, чтобы строить. И основное доказательство на то, что также аспект противоположности высшей воле это не случайно, хас вешолом[50], но на это есть намерение Вс-вышнего, это из первичного цимцума. Ибо в отношении цимцума невозможно сказать, что было принуждение кивйохойл[51] в отношении цимцума, для того, чтобы возможно было сотворение миров, ибо ведь вся идея сотворения миров (олам[52] от гэелем[53]) это со стороны цимцум. Ибо Воля Вс-вышнего на сотворение миров, которая предшествовала цимцуму, это чтобы были миры, в которых будет раскрытие света. Ибо поскольку идея  света — это раскрытие, также воля Вс-вышнего на сотворение миров, которая была в этом свете, это (не в самих мирах, а) в раскрытии Б-жественности, которая будет в мирах. И отсюда понятно, что намерение в цимцуме (устранение света, для того, чтобы были сотворены миры, смысл который это сокрытие] — это не только для того, чтобы посредством этого было исполнен роцойн леойломойс[54], который был изначально в свете, который предшествовал цимцуму, но что есть в этом еще намерение, что это противоположность изначального желания. Т.е. что намерение в цимцуме как это в свете (то, что Ойр Эйн Сойф[55] сократил себя), это для того, чтобы было раскрытие в мирах, которые будет сотворены посредством цимцум, а намерение цимцума, как это в самом цимцуме, — это что в нем раскрывается идея сокрытия, которая выше, чем раскрытие, и это то, что ацмус не принужден, хас вешолом быть в аспекте гилуй (раскрытия), и в Его возможности быть (также) в сокрытии. Но только, что раскрытие идеи сокрытия [что сокрытие — это потому, что ацмус не принужден, хас вешолом, в аспекте раскрытия], это посредством раскрытия, которое было притянуто после цимцум. Ибо посредством гилуй, который был притянут в миры, которые были созданы посредством цимцум, они могут ощущать (кроме ощущения раскрытия) также корень и причину сокрытия, которое в них, что это со стороны йехойлес гоацмус[56]. [И следует cвязать это с идеей жилища в нижних, что этот нижний мир становится жилищем для ацмус, ибо в этом мире — основное сокрытие, и через то, что раскрывается, что аспект гэелем в нем — это со стороны йехойлес гоацмус, он становится жилищем для ацмус].

Заин

И подобно этому это в служении человека, что то, что человек может поступать противоположно Высшей воле [что это было сделано посредством цимцум, как говорилось выше], это потому, что ацмус не принужден ни в какой вещи. Но только, что в этом аспекте [способность, которая дана человеку, поступать против Высшей Воли], идея йехойлес гоацмус находится в максимальном сокрытии и утаении. И посредством того, что человек служит Вс-вышнему своими силами и своим выбором [что хотя Ойр Эйн Сойф находится всюду, и нет ничего вне его, тем не менее, поскольку Он, Благословенно имя Его, Все-могущ (кол йохойл), Он сотворил человека таким образом, что он может служить Вс-вышнему своими силами] посредством этого раскрывается, что способность выбора, которая есть в человеке (также то, что он может выборать хас велошом противоположность Высшей Воли) это со стороны йехойлес гоацмус.

И следует связать это с учением Баал Шем Това, на посук[57] «вайги эрев вайги войкер…[58]», что приводится в мидраше: «вайги эрев» — это дела злодеев, «вайги войкер» — это дела праведников, и я не знаю, какие из них Он желает; когда он говорит «Вайар Элойким эс гоойр ки тойв[59]», я знаю, что дел праведников Он желает. И удивительно, как возможно даже подумать, что Он желает дел злодеев. И объясняет Баал Шем Тов, что есть польза и превосходство у света из тьмы, т.е. что достоинство и превосходство света различается со стороны тьмы, и также достоинство мудреца различается со стороны дурака, достоинство праведника со стороны злодея. и т.д. И это «я не знаю, какие из них Он желает», что поскольку также дела злодеев — это подножие (трон) для дел праведников, есть возможность (сказать) предположить, что все включается в одно единство хас вешолом, поэтому сказано вайар Элойким эс гоойр ки тойв, это дела праведников, ибо в делах злодеев требуется разделение (отделение) [и в соответствии с этим он объясняет там посук «хишавти дрохой веошиво раглой эл эйдойсехо[60]», как объясняется далее п. 13]

И нужно понять: ведь то, что превосходство света различимо от (из) тьмы, означает (на первый взгляд), что со стороны ничтожности тьмы различимо достоинство света, и как возможно сказать, что со стороны этого также дела злодеев (тьма) включается в одно единство. И следует сказать, что намерение в этом, что превосходство света различимо со стороны тьмы, это то, что со стороны возможности выбрать дела злодеев, различимо, то дела праведников — это со стороны их свободного выбора, работа своими силами. И поскольку посредством работы своими силами проявляется, что также возможность выбрать дела злодеев — это со стороны возможности (йехойлес) Сущности, поэтому есть возможность сказать, что Он желает дела злодеев, т.е. что удовольствие Свыше [и также раскрытие его единства Благословен Он — входит в одно единство], это также в возможности избрать дела злодеев. И поэтому сказано вайар Элойким эс гоойр ки тойв, что Он желает дел праведников именно.

Хес

И вот, объяснялось выше (п. 6), что в намерении в цимцуме есть два аспекта. Ради раскрытия, и то, что посредством цимцум раскрывается аспект гэелем[61] (который выше, чем раскрытие), которое со стороны йехойлес го-ацмус. И следует добавить, что объясняется в нескольких местах, что также в намерении цимцум ради гилуй, есть два аспекта. Что намерение в цимцум — это для того, чтобы раскрытие Света Ойр Эйн Соф, который светил перед цимцумом (свет, который наполнял место холол[62]), было также в мирах. Ибо перед цимцум невозможно было существование миров, и само собой, не было раскрытия Б-жественности в мирах, и посредством цимцум появилась возможность, чтобы раскрытие света Ойр Эйн Сойф было также в мирах. И что посредством цимцум было раскрытие пнимиюс[63] и ацмус Ойр Эйн Сойф, который выше, чем свет, который наполнял место холол. И объясняется там, что свет, который наполнял холол, — это сокрытие света кав[64], (т.е. что притяжение света кав от этого света происходит способом раскрытия сокрытого), (корень) света мемале[65], и свет, который выше, чем свет, который наполнял холол, это (корень) света сойвев[66]. И нужно понять, каким образом возможно, чтобы было в мире раскрытие Б-жественности столь высокое, которое не светило даже перед цимцум, и тем не менее, не прекратилось бы существование мира.

Тес

И вот, известно учение Магида, на посук[67] «асе лехо шней хацойцройс кесеф[68]», что Вс-вышний и человек — одом — «Вы называетесь «одом»»[69], это две хацойцройс, две половины одного целого. Ибо человек это буквы але»ф до»м, але»ф — это Вс-вышний, алуфой шел ойлом[70], и до»м — это одом [ибо человек сам по себе, прежде, чем он прилепляется к Вс-вышнему, это аспект до»м. И это то, что сказали РаЗа»Л, что означает посук «лой сойхлу ал га-дом», — «не ешьте, прежде чем вы помолитесь за кровь вашу», ибо человек сам по себе (прежде, чем прилепляется к Вс-вышнему посредством молитвы) он в аспекте до»м] и каждый из них [але»ф — это Вс-вышний, и до»м — это одом] это только половина целого, и когда они соединяются вместе, становится цуро шлеймо – единое целое, одом. И объясняет там, что соединение Вс-вышнего с человеком, это посредством того, что Вс-вышний сделал несколько цимцумим через несколько миров, чтобы было единство с человеком. И подобно этому это со стороны человека, что для того, чтобы он соединился с Вс-вышним, он должен отделить себя от всей материальности, пока не поднимется через все миры, и будет единство с Вс-вышним, вплоть до того, что прекратится его отдельное существование (йевутал бимциюс), и тогда называется одом. И объясняет Цемах Цедек, что то, что «Вс-вышний сделал несколько цимцумим… и человек должен отделить себя…», это, как объясняется в Ликутей Тойро во втором маамаре с начальными словами «тикъу», что для того, чтобы было соединение высшего и низшего, должен высший опуститься ниже своего уровня, а нижний должен подняться выше своего уровня. И объясняет, что то, что Вc-вышний сделал несколько цимцумим, это ибо в Эйн Сойф сказано «ки лой одом гу[71]», и для того, чтобы облечься в десять сфиройс, цийур[72] одом, это посредством нескольких цимцумим. И добавляет, что то, что десять сфиройс они в цийур одом, это потому, что десять сфиройс — это три линии, и также потому, что десять сфиройс — это, в общем, мысль, речь и действие, але»ф дале»т ме»м. И связывает это с тремя аспектами в одом. И, на первый взгляд, имеется в виду, что то, что три буквы одом указывают на махшово дибур и маасе[73], имеется в виду не только махшово дибур и маасе в десяти сфиройс в Ацилус, но также три аспекта одом, БИ»Я общности (А»К, Атик и Арих и Ацилус), которые подобны махшово дибур и маасе. И в соответствии с этим, то что Вс-вышний сделал несколько цимцумим, чтобы одеться в цийур одом, имеется в виду цимцумим, посредством который происходит притяжение в БИ»Я общности, что это есть три вида общих мощных цимцумим. Ибо все эти цимцумим, это для того, чтобы была гамшохо[74] в цийур одом элйон[75]. И после этого, для того, чтобы было притяжение из Ацилус в БИ»Я, это посредством парса[76]. И, как объясняется в вышеупомянутом учении Магида, в объяснении посука «веал дмус а-кисе[77]», что он Благословенный, скрывается[78] там, и объясняет Цемах Цедек, что кисей (от кисуй), это парса, что она подобна примеру {мошол}, который скрывает мысль, заключенную в нем. И нужно понять, что поскольку соединение Ойр Эйн Сойф с человеком, это посредством многих цимцумим, и также посредством парса, как возможно, чтобы человек своей работой притянет гиулй, который выше, чем цимцум.

Йуд

И идея объяснения, что сказано в Торе[79] «веавадтем эс Гавайе Элойкейхем[80]», и уточняет Адмур Могараш, что идея работы — это исправление и прислуживание, то, что раб прислуживает и исправляет для своего господина, и поскольку Он, Благословен Он, это совершенство всего, как возможна идея авода[81] относительно Вс-вышнего. И объясняет, что на самом деле невозможно сказать, что эта работа — это потребность высшего, подобно служению раба своему господину, но что поднялось в воле Его Благословен Он, что он захочет, чтобы было у Него жилище в нижних, и что это будет посредством служения человека. И объясняет там, что основная идея работы, это когда он делает против своего желания, искафья. И, как приводится в Геморо на посук[82] «и вы вернетесь и увидите… между служащим Вс-вышнему и тем, кто не служил ему», что когда он повторяет свой урок сто раз, называется «не служил Ему», ибо его изучение Торы — в соответствии с его привычкой (что в дни их {=дни мудрецов Талмуда}) было принято повторять каждый перек сто раз), и когда он повторяет свой перек сто один раз, изменение привычки, искафья, то называется «служащий Вс-вышнему». И это также смысл того, что «авода» это от языка «ойройс авудим[83]», ибо выделка кож происходит посредством того, что давят их. И это есть превосходство искафья перед исгапхо, ибо идея работы, это то, что он заставляет себя трудиться против своей природы[84]. И объясняет там, что это также достоинство в тшуво, как говорится в Тоно дъвей Элийогу, в отношении баал тшуво, был привычен учить одну страницу, пусть учит две страницы, учить один перек, пусть учит два перека.

И следует добавить, что из того, что сказано «и вы будете служить Гавайе (Элойкейхем)», понятно, что авода (прислуживание) это не только перед именем Элойким, свет мемале, но также к Гавайе, свет сойвев. И следует добавить, что в соответствии с тем, что пишет Рамбан, что Тора написана в третьем лице [как «И говорил Вс-вышний к Мойше»], и известно, что третье лицо — это Ацмус Ойр Эйн Сойф, который выше также чем Гавайе, следует сказать, что то, что мицва веавадтем эс Гавайе — это третье лицо {«третий говорящий»[85]}, это потому, что идея работы затрагивает также ацмус Ойр Эйн Сойф. И, в соответствии с этим, смысл веавадтем эс Гавайе Элойкейхем — это что посредством веавадтем искафья, притягивается раскрытие имени Гавайе, сойвев. И притяжение раскрытия имени Гавайе это в пнимиюс, и вплоть до того, что Гавайе он Элойкейхем, ваша сила и ваша жизнь[86], соединение сойвев и мемале. И посредством этого притягивается также раскрытие сущности бесконечного света, (третий говорящий), который выше также чем Гавайе (сойвев). И следует сказать, что Гавайе, который в гедер (идее) гилуй (раскрытия), но только, что он выше, чем мир, это, в общем, свет, который перед цимцум, который светил в раскрытии, а «третий говорящий», который выше, чем Гавайе, это (в общем) сущность света, который также перед цимцум не был в раскрытии.

И объяснение этой идеи (что посредством работы искафья, изменение привычки и природы, притягивается раскрытие Гавайе и также раскрытие шлиши га медабер[87]) следует сказать в соответствии с тем, что говорится в вышеупомянутом учении Межеричского Магида, в объяснении посука (веал дмус а-кисей дмус) кемаръей одом[88], что Святой, Благословен Он — он как маръэ одом, как пробудилось в нем (в одом) также пробуждается в Нем, Благословен Он [и, как сказано[89], «Гавайе цилхо[90]», что Гавайе — это как твоя тень], и поэтому, через то, что человек заставляет себя делать против своего желания и своей природы, также притяжение раскрытия Б-жественности — оно также не так, как это по его природе. Что также свет, который по своей «природе» он перед цимцум (выше, чем миры), светит в мире, и более того, что также свет, который со стороны своей «природы» он выше, чем раскрытие (также раскрытие уровня, который перед цимцум), притягивается в раскрытии в мире.

Йуд алеф

И вот, вышеупомянутый аспект — это объяснение того, что раскрытие Б-жественности притягивается в мир {«сверху вниз»}. Но нужно понять, каким образом мир способен воспринять высокие раскрытия, которые выше его несравнимо, и не прекратится его существование {«снизу вверх»}. И еще более непонятно, что существование миров и раскрытие света, который светил перед цимцумом (также света, который наполнял холол) — это две противоположности, как понятно из того, что сотворение существования миров происходило именно посредством устранения света, и как же они способны воспринять раскрытие света, который предшествовал цимцум.

И вот, хотя свет, который не светил даже перед цимцум, это свет более возвышенный, чем свет, который наполнял холол, тем не менее, вышеупомянутое уточнение [что цимцум, от которого были сотворены миры, и раскрытие света, который светил перед цимцумом — это две противоположности] это в основном в отношении света, который наполнял холол. И, как объясняет Адмур Рашаб в гемшехе Аин Бейс, различие в действии цимцума в ойр а гвул (корень мемале) и действии цимцума в ойр бли гвул (корень сойвев), что действие цимцума на конечный свет — это в самом свете, что посредством цимцума он приходит в измерении и ограничении, а действие цимцума на свет бли гвул, оно (не в самом свете, но) заключается в том, чтобы не светил в холол. И это, что сокрытие бесконечного света это (не то, что он сокрылся в сокрытии цимцума, но) что сокрылся в поднялся в свой источник, что смысл сокрытия в своем источнике — это то, что он не будет светить в холол, но в самом свете не произошло изменения [и подобно тому, что объясняется в другом месте, что в свете бли гвул не был цимцум мамош, но только «нога бой га цимцум»]. И более того, что также это действие на свет бли гвул, что он не светит в раскрытии в пространстве холол, это только в отношении миров (что он не ощущается в них), а не в отношении к свету. И в этом есть два аспекта. Что в Его знании Благословен Он, также сейчас (после цимцум) он светит в пространстве холол в раскрытии буквально, как объясняется в нескольких местах. И более того, поскольку относительно света бли гвул цимцмум не скрывает, следовательно со стороны света (бли гвул) он может быть в раскрытии буквально, что он будет ощущаться также в мирах. Ибо ограниченный свет, поскольку на него подействовал цимцум чтобы его раскрытие в мира было в соответствии с уровнем миров, поэтому трудно кивйохойл, чтобы он раскрылся в мирах так как он в своем корне перед цимцум, ибо эти два аспекта (воздействие цимцума, которое было в нем, и раскрытие не по порядку, который был установлено посредством цимцум) это две противоположности. В отличие от этого, свет бли гвул, поскольку в отношении него не было действия цимцум, для того, чтобы он был в раскрытии не в соответствии с порядком, который был установлен посредством цимцум (т.е. что его раскрытие будет таким образом, что будет ощущаться также в мирах), это не тяжелое дело.

И вот, в вышеупомянутом гемшехе, различие между ойр а гвул и ойр а бли гвул, оно в отношении притяжения и раскрытия света. Что притяжение ограниченного света, так как он в своем источнике — это трудное дело, в отличие от притяжения бесконечного света. И следует сказать, что подобно этому оно также в отношении того, что мир воспринимает раскрытие, которое несравнимо с ним. Ибо в отношении раскрытия света бли гвул, возможно, чтобы его раскрытие в мирах было со стороны того, что свет он бесконечен, хотя что миры (со стороны своих понятий) не являются сосудами для такого раскрытия. И диюк, как это возможно, чтобы мир воспринял гилуй, который не по его уровню, он (в основном) в отношении раскрытия ойр агвул. Ибо, поскольку на этот свет подействовал цимцум, чтобы его раскрытие в мирах было в соответствии с уровнем миров, нужно понять, каким образом возможно, чтобы мир воспринял свет, который не по его уровню.

И идея объяснения, как объясняется в вышеупомянутом гемшехе, что посредством работы исгапхо хашойхо лингойро переворачивают тьму цимцума в свет, и посредством этого становятся миры (которые были сотворены посредством цимцум) сосудами для раскрытия более высокого света, как в отношении раскрытия света гвул, так и в отношении раскрытия света бли гвул, и также раскрытие света бли гвул светит внутри их в пнимиюс.

Йуд бейс

И в соответствии с этим следует объяснить, то, что говорится в маамаре, что строительство диро бесахтойним происходит посредством искафья и исгапхо, как сказано «кад искафья ситра ахара исталек йекоро беккудшо брих гу бехулгу олмин, что в высказывании Зогара, которое он приводит, сказано искафья ситра ахара, а в маамаре он говорит искафьфя и исгапхо. И следует сказать объясняение в этом, что в Зогаре он говорит о притяжении раскрытия Свыше (исталек йекоро лэКудшо Брих Гу, притяжение света сойвев), и это происходит посредством искафья, посредством того, что человек делает против своей природы и своего желания, (как говорилось выше п. 10), но для того, чтобы было диро весахтойним, что идея диро бесахтойним — это чтобы раскрытие Б-жественности, которое притягивается в нижних, будет также со стороны самих нижних, чтобы они были сосудами для этого (как говорилось выше п. 2) это делается посредством искафья и исгапхо.

И нужно понять, что объясняется в маамаре в вопросе достоинства исгапхо, что преимущество света оно из тьмы именно, что посредством того, что тьма переворачивается в свет, происходит превосходство света {т.е. приходит более высокий свет}. что отсюда понятно, что достоинство исгапхо это нее только в отношении нижнего, (что посредством работы исгапхо становится сосудом), но что посредством исгапхо происходит также превосходство в притяжении (превосходство света). А в маамаре Зогара, который он приводит, сказано искафья ситра ахара. И следует сказать, что притяжение, которое посредством искафья — это гилуй, но что этот гилуй он выше, чем отношение к мирам. [что посредством того, что человек делает против своей природы, также притяжение раскрытия это не по его природе. и также свет, который выше чем отношение к мирам (исталек) притягивается в раскрытии в мире. А работа исгапхо достигает места, которое выше чем раскрытие [ибо то, что тьма переворачивается в свет это со стороны ацмус, что свет и тьма равны перед ним. И также, что посредством исгапхо делается нижний сосудом (как говорилось выше) что через это исполняется намерение диро весахтойним, намерение ацмус], и через это делается также превосходство в свете и раскрытии, которое притягивается оттуда. И поэтому должны быть два этих аспекта, искафья и исгапхо, ибо вначале должно быть притяжение раскрытия посредством искафья, и посредством исгапхо, которая после искафья, становится нижний сосудом для этого раскрытия, и делается превосходство также в раскрытии, что его притяжение оно из места, которое выше чем раскрытие.

Йуд гимел

И вот, эти два вышеупомянутые аспекта они в основном в баал тшуво. Что кроме того, что баал тшуво учит Тору больше, чем его природа и привычка, как говорилось выше (п. 10) из друшим Адмур Могараш, баалей тшуво побеждают свое дурное начало больше чем праведники. И подобно этому это в служении исгапхо. ибо основное достоинство в исгапхо хашойхо лингойро это когда переворачивание тьмы в свет это не со стороны света, но что тьма со стороны самой себя переворачивается в свет, и этот аспект он в основном в баал тшуво. Ибо в праведниках, также работа исгапха у них это через то, что он и ощущают Б-жественность, раскрытие Свыше, а исгапхо у баалей тшуво, что он изменяется и переворачивается из края в край, это со стороны его самого. И следует сказать, что эта идея указывается у учении Баал Шем Това на посук «вайги эрев вайги войкер» (которая приводилась в п. 7), что объясняет там [в продолжение объяснения я не знаю, какие из них он желает], то, что сказал Довид амелех[91], хишавти дрохой веошиво раглой эл эйдойсехо[92], хишавти дроохой, что Довид высчитывал свои материальные пути (как объясняется там причина этого) веошиво раглой — вернусь, чтобы приучить себя (раглой от гергель[93]) к законам твоим. И следует сказать, что идея Довида, это что, он гейким ойло шел тшуво[94]. И в вышеупомянутом учении Баал Шем Това указывает два достоинства в баалей тшуво, шуво легаргил — изменение привычки, искафья, и объяснение идеи эйни йойдеа беэйзе мегем хофейц — идея выбора и работы своими силами и (как говорилось выше п. 7), исгапхо.

И это есть то, что притяжение Шхино вниз после ее ухода, это более высокий уровень, чем как она была в начале творения. Ибо притяжение после силук[95] посредством греха дерева познания и грехов, которые после него это подобие идеи тшуво. И превосходство, которые появилось в притяжении, которое послед ухода (силук), это в двух аспектах (как говорилось выше в конце п. 5), как в притяжении раскрытия Свыше — что притяжение раскрытия сейчас оно посредством работы искафья [и исгапхо], и также в отношении нижних — ибо работа сейчас это работа своими силами [и то, что посредством цимцума появилась идея работы своими силами и это в основном после греха дерева познания] и посредством работы своими силами, что это подобие идеи исгапхо, и, в особенности, посредством работы исгапхо буквально, становится мир сосудом для раскрытия.

Йуд далет

И посредством нашей работы и наших дел [что маасейну — это исполнение Торы и мицвойс, как это по природе, а авойдосейну — это йегийо в Торе и мицвойс против своей природы (искафьо). И следует сказать, что в маасейну включается также, что посредством труда {йегийо} это становится его природой (исгапхо), и в особенности во время изгнания, исправляют опускание, которое было посредством греха дерева познания, и вплоть до того, что будет ощущаться в раскрытии, что опускание это только ради подъема, и подобно этому это во всех грехах, [которые произошли как следствие греха дерева познания], что посредством тшувы переворачиваются в заслуги. И следует сказать, что подобно этому это в отношении смерти, которая пришла как следствие греха дерева познания, что в будущем мире она перевернется в жизнь. И, как объясняется в нескольких местах, что идея тхияс мейсим[96], это что мертвый станет живым. И, подобно этому, это в отношении исправления уменьшения луны и швирас акейлим[97] и вплоть до цимцум горишойн, что цимцум не будет скрывать, и более того, что сам цимцум будет светить. И посредством этого этот материальный мир станет сосудом для Б-жественности, как сказано «венигло квойд Гавайе вероу кол босор йахдов ки пи Гавайе дибейр[98]», что также материальная плоть будет сосудом для раскрытия, как для раскрытия квойд Гавайе (макиф) и также для раскрытия пи Гавайе[99] (пними). И это то, что сказали Разал[100], что будущий мир, нет в нем ни еды, ни питья, что хотя будущий мир означает мир оживления мертвых, что тогда будут души в телах, и, тем не менее, не будут нуждаться в еде и питье, ибо материальное тело будет питаться от сияния Шхины. И, более того, что в будущем будет тело выше также чем душа, что поэтому будет душа питаться от тела.

И все это делается посредством наших дел и нашей работы сейчас (как говорилось выше) и, в особенности, посредством работы тшуво, и обещала Тора, что в конце Израиль делают тшуву в конце изгнания, и немедленно они будут избавлены, в истинном и полном избавлении посредством Мошиаха цидкейну, что из вещей, которые обновятся в приходе Мошиаха, это то, что Мошиах придет, чтобы вернуть праведников в тшуве, и пробудятся и воспоют пребывающие в прахе, и баал гилуло среди них, и поведет нас уверенно в нашу страну в скором времени буквально.



[1] «Я пришел в Мой сад, моя сестра, моя невеста» (Шир гаШирим 5, 1)

[2] Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, шестой Любавичский Ребе

[3] аббревиатура «Наш господин, учитель и Ребе»

[4] День ухода праведника из этого мира называется «гилуло» — букв. «свадьба». Смысл этого термина см. контрос тес-йуд кислев 5751 г.

[5] букв. «подъем». См. также пред. сноску

[6] «легани» — «в мой сад»; «лигнуни» — «в мою свадебную беседку»

[7] Вайикро Рабо гл. 29, 11

[8] Трума 25, 8

[9] Тегилим 37, 29

[10] Йешайа 60, 21. «Пребывающий вовеки, Возвышенный и Святой»

[11] «праведники унаследуют землю»

[12] «и будут жить на ней вовеки»

[13] Трумо, 25, 2…8

[14] «сделают Мне Храм»

[15] «И Я буду пребывать среди них»

[16] 5731 г. (год, когда был произнесен этот маамар) – первый год, когда начали учить этот гемшех (Боси Легани) во второй раз.

[17] основа Шхины в нижних

[18] основа Шхины, т.е. основное раскрытие Б-жественного присутствия

[19] подавление (дурного начала)

[20] переворачивание (тьмы в свет)

[21] Тания гл. 27

[22] По-видимому, имеется в виду, что работа искафья и исгапхо — это такой вид работы, который принципиально возможен лишь при наличии сокрытия Б-жественности, т.е. это работа, характерная для нижних и свойственная лишь нижним и возможная лишь в нижних мирах. Ибо в высших мирах Б-жественность находится в раскрытии, и соответственно, такая работа принципиально невозможна. Также перед грехом дерева познания такая работа была невозможна, как объясняется в другом месте. Прим. переводчика

[23] Рабойсейну, зихнойном ливрохо. Наши мудрецы, благословенна их память

[24] раскрытие (свет), в отличие от ацмус — сущность

[25] букв. «определены определением», что в сущности, то же самое. Прим. переводчика

[26] т.е. гилуим — это все равно некоторый (ограниченный) уровень, и этот уровень ограничен поставленной перед им «задачей» (функцией, миссией) и соответственно, причина действия на этом уровне — это «польза» для выполнения поставленной «задачи» (миссии). А ацмус (сущность) — что называется «по определению» выше идеи «миссии» или «функции», т.е. «средства». Ацмус — он «сам по себе», самодостаточен. cсоответственно, на уровне ацмус понятие «пользы» или «миссии» не имеет смысла. На самом деле это же есть различие между «рабом» и «господином», «субботой» и «буднями», деревом жизни и деревом познания, целью и средством, евреями и легавдил гоим и т.д. как объясняется в др. местах. классический пример гилуим — это «свет». Его «ограничение» и оно же его «определение» (что то же самое), это «светить». Т.е. он ограничен идеей «светить», и если он не может светить — это уже не свет. И это его ограничение. Соответственно, все, что полезно для реализации идеи распространения света, на этом уровне будет считаться нужным, хорошим, полезным и необходимым действием — т.е. увеличение количества света (добра, знания и т.д. в мире. И это же будет причиной действия на этом уровне. Ацмус же «по определению» не ограничен ничем, ему «ничего не нужно», соответственно, никакая идея «пользы» не может заставить его действовать. Но — ацмус может «захотеть», и как объясняется здесь в маамаре. Кстати, с этой т.зр. становится понятно, почему Ребе так много говорит о том, что работа нашего поколения — это без «почему» (битуль и кабалат ол). Поскольку, как объяснялось, работа на уровне «почему» притягивает только лишь «даргойс», а для того, чтобы притянуть ацмус — икор Шхино — нужна работа без «почему», лемаала митаам ведаат. И это есть настоящее «лехатхило арибер», что даже когда человек видит, что происходят какие-то странные вещи, которые гейпех га-сехель не только Б-жественной души, но даже животной души, и также гейпех га-цедек вега йошер, он понимает, что это — в сущности — имеет цель поднять его на уровень служения «без почему» (а отнюдь не «обидеться на контролера»). Прим. переводчика бедерех эфшар – возможное объяснение

[27] Брия-Йецира-Асия

[28] в оригинале: мциюс

[29] магус

[30] Т.е. в этом мире ощущается, что причина его сотворения – со стороны желания Вс-вышнего (прим. переводчика)

[31] иначе говоря, что мир понимает, что это ему самому нужно. Прим.переводчика.

[32] букв. «цепочка», система миров

[33] Танхума Вайейшев 4

[34] Тегилим 66, 5

[35] «Грозный в делах Его над сыновьями человеческими»

[36] «алило» переводится как «дело», и также как «провокация», «навет»

[37] т.е. он был спровоцирован, букв. «провокация была повешена на него»

[38] Первый человек — Адам

[39] Берейшис 2, 17

[40] Хукас 19, 14

[41] дурное начало

[42] в молитве (агавас ойлом)

[43] “И нас избрал Ты из всех народов и языков»

[44] гл. 49

[45] мир «хаоса»

[46] разбиение, ломка

[47] сокращение света. Начальный этап творения

[48] раскрытие

[49] мир «порядка», созданный после разрушения мира «хаоса»

[50] не дай Б-г

[51] как если бы

[52] мир

[53] сокрытие

[54] Воля на сотворение миров

[55] Свет Бесконечного, Бесконечный свет

[56] йехолес – от корня «йахол» — «может». Т.о. «йехолес» — это «кол-йохойл» — «все-могущество». Прим. переводчика

[57] Берейшис 1, 5

[58] И был вечер, и было утро

[59] И увидел Вс-вышний свет, что он хорош (Берейшис 1, 4)

[60] «Размышлял я о путях своих и возвратил я стопы свои к свидетельствам Твоим»

[61] сокрытие

[62] букв. «пустое пространство», «вакуум». Состояние миров, предшествующее творению. См. Эц Хаим Шаар алеф

[63] внутренний смысл

[64] букв. «линия». См. там же

[65] «наполняющий» свет

[66] «окружающий» свет

[67] Бегаалойсхо 10, 2

[68] «сделай себе две серебряные трубы»

[69] Йевомойс 62, 1

[70] Господин мира

[71] Шмуэль Алеф 15, 29. «Ибо не человек Он»

[72] форма (структура)

[73] мысль, речь и действие

[74] притяжение

[75] «высший человек», т.е. структура высших сфиройс

[76] завеса, преграда, отделяющая Ацилус от нижних миров

[77] «И на подобии трона» (Йехезкель 1, 26)

[78] «кисе» от «мехусе» — «скрытый»

[79] Мишпотим 23, 25

[80] «И вы будете служить Вс-вышнему, Б-гу вашему»

[81] работа, служение

[82] Малахия 3, 19

[83] «выделанная кожа»

[84] см. также Игерес а-койдеш Послание 12 «Язык «авода» применим только к рабете, которую человек делает с большим трудом, против природы своей души»

[85] в оригинале «шлиши га-медабер» — «третий говорящий» и также грамматическая категория третьего лица.

[86] См. Ликутей Тойро начало гл. Ръэ

[87] «третий говорящий»

[88] «и на подобии трона) как вид человека»

[89] Тегилим 121, 5

[90] «Вс-вышний – тень твоя»

[91] Тегилим 119, 59

[92] «Размышлял я о путях своих и возвратил я стопы свои к свидетельствам Твоим»

[93] «регель» — «нога» и также «гергель» — привычка

[94] Возвел жертвенник тшувы, т.е. показал дорогу тшувы для всех, ищущих Вс-вышнего

[95] подъем, уход, удаление

[96] оживление мертвых

[97] разбиение сосудов

[98] «И откроется Слава Вс-вышнего, и увидит всякая плоть, что уста Вс-вышнего говорили» (Йешайа 40, 5)

[99] уста Вс-вышнего

[100] Брахот 17, 1