Шавуот

«Ликутей Сихот»

1. В Талмуде (трактат Шабат) есть рассказ о даровании Торы. «Когда Моше поднялся в выси, сказали ангелы Б-гу: «Владыка мира, что делает между нами рождённый женщиной?!» Сказал Он им: «Пришёл получить Тору». Сказали ангелы: «Сокровенную драгоценность, что сокрыта... созданию из плоти и крови Ты хочешь отдать? 'Что (такое) человек, что Ты помнишь его?» (Псалом 8,5)... «дай славу Твою на небесах!» (Псалом 8,2). Сказал Б-г Моше: «Ответь им». Сказал Моше Ему: «Владыка мира, Тора, что Ты дал мне, что в ней написано? – «Я, Всевечный, Б-г твой, который вывел тебя из Египта» (Шмот 20;2) Сказал затем ангелам: «В Египет вы спускались? Фараону вы подчинялись? – Зачем вам Тора? Вот ещё там написано: «да не будет у вас богов других» – меж народов-служителей идолов вы пребываете?».

И еще спрашивал Моше у ангелов относительно других заповедей: «Какая-нибудь работа есть у вас? Торговля есть у вас? Отец и мать есть у вас? Зависть есть между вами? – тотчас согласились ангелы с решением Б-га».

Объясняется во многих книгах, что претензия ангелов «дай славу Твою на небесах» основана на законе «бар-миц-ра» (дословно – отделенный межой): «Если некто продал своё поле, то его сосед, поле которого граничит с проданным, вправе выкупить его, ибо благо для него, если поля будут объеденены друг с другом. А в Торе сказано: «делай то, что прямо и благо в глазах Б-жьих «(Дварим 6,18 ;трактат Бава Меция 108а).

Претензия ангелов такова: Тора сокрыта, находится в высях, и они также пребывают; поэтому, по закону «бар-мицра», у них преимущественное право на получение Торы «дай славу Твою на небесах».

Понятно, как могло возникнуть у ангелов желание получить Тору несмотря на то, что там уже сказано вели сынам Исраэля», «скажи сынам Исраэля» и т.д., ибо по закону даже после продажи отстраняют покупателя от владения и передают поле претенденту – бар-мицра.

2. По поводу претензии ангелов мудрецы Торы приводят ряд возражений, среди них:

а) закон «бар-мицра» относится только к земельному наделу, но не к движимому имуществу; Тора же никак не поле.

б) закон «бар-мицра» применим только в случае продажи, но не дарения, Тора же дана в подарок;

в) евреи – близкие Б-га, как сказано «...есть ли еще такой народ великий, которому Всесильный близок» (Дварим 4,7); более того, они «сыновья Б-га» (Трактат Авот 3,14), а проданное близким, и уж тем более сыновьям, не подлежит закону «бар-мицра»;

г) о Моше говорится, что он «человек Б-жий» (Дварим 31,1; Псалмы 90,1), и так объясняет Мидраш (Дварим раба, гл. 11): «Нижняя половина человеческая, верхняя половина б-жественная». А если так, то Моше сам претендент «бар-мицра» на Тору, что в небесах;

д) относительно фразы «...и стоял народ перед Моше от утра и до вечера» (Шмот 18, 14) говорят мудрецы Торы, что Моше, наш учитель, «судил судом истинной правды» (Шабат 10а) и потому «был как бы партнером Творца в создании вселенной»; но если покупатель партнер продавца, то закон «бар-мицра» к нему не применяется.

По поводу двух последних возражений (пункты «г» и «д»)) можно было бы спросить: ведь Моше получил Тору на Синае не ради себя одного, но для всего еврейского народа? Можно на это ответить следующее:

а) все евреи претенденты «бар-мицра» на владение Торой, ибо «источник душ всех евреев в подножии Трона Славы» (Зогар 3, 296);

б) в момент дарования Торы евреи были партнерами Б-га, т.к. ещё до дарования Торы приняли на себя заповедь субботы, а мудрецы говорят, что когда молящийся в начале субботы произносит «и были закончены небеса и земля...», то он как бы делается партнером Творца в создании вселенной (Шабат 119б).

3. Во всех приведенных выше возражениях есть существенный недостаток – ни один из них не упомянут в ответе Моше ангелам.

Более того, три последних возражения как будто бы противоречат по смыслу ответу Моше. В упомянутых возражениях подчёркивается, что Моше, как каждый еврей, близкий Святого, благословен Он, объединён с небесами, партнер Творца. В Талмуде же сказано обратное – что Тора связана с опусканием в Египет, соответствует материальности получателя, и даже его зависти, страстям и тому подобное.

4. Вдобавок, можно поставить вопросы и на первые два возражения.

а) По первому из них закон «бар-мицра» не применим к движимому имуществу. Претензия соседа состоит в том, что проданная земля примыкает к его полю; движимое же имущество можно купить в любом месте и доставить куда надо. Однако Тору невозможно получить в любом другом месте (ибо после того, как она дана была в нижний мир, – то уже «не на небесах она» (Бава Меция 59б).

б) Относительно второго возражения: Тора имеет три определения: «наследство», как сказано «Тору заповеда нам Моше, наследие...» (Дварим 33;4), «товар»; как написано «сказал Б-г Исраэлю: продам я вам своё учение...»(Шмот Раба 33,1); «подарок» – по словам мудрецов «три добрых дара дал Б-г Исраэлю ... Тора ...» (трактат Брахот 5а). И тоже в праздник Шавуот в молитве говорится: время дарования нашей Торы.

Три этих определения указывают на три типа связи между евреями и Торой, и один из них это «товар». Но тогда снова можно сказать, что к Торе применим закон «бар-мицра».

5. По мнению некоторых, ангелы претендовали лишь на сокрытую часть Торы – им ведь было хорошо известно, что действие и простой смысл, заключённые в Торе, к ним не имеют отношения, но скрытую часть они могли требовать по закону «бар-мицра». И тогда можно привести другое возражение на претензию ангелов, более соответствующее тексту Талмуда. Поскольку Тора была отдана евреям целиком, а ангелы могли претендовать только на часть её, вступает в силу дополнительное правило – «если кто-либо продал всё имущество целиком, нет места закону «бар-мицра» (Бава Меция 108б).

Можно возразить и на основании другого закона: если живущий нуждается в земле из-за того, что «прижали его обстоятельства», а ближайшему соседу нужно только расширить владения, он не может претендовать на применение закона «бар-мицра». То же можно сказать и по нашему поводу – евреи нуждаются в Торе в связи с «тяжёлыми обстоятельствами», ибо Тора – это жизненная сила евреев («слова Торы – наша жизнь») и с её помощью побеждаются соблазны («ецер ара»), как написано в трактате Кидушин (30б) «сотворил я соблазны и сотворил Тору как лекарство против них». А ангелы, которые хотели только сокрытую часть Торы и не было у них соблазнов, подобны желающему расширить владения.

Но и на это можно поставить вопрос: для ангелов не новость слова Моше «...в Египет вы спускались?... не делаете вы работы ... торговля ... отец и мать ... соблазны есть у вас?» – они и прежде это знали, и изначально просили только сокрытую часть. Но если ответ ангелам таков, что если некто продал всё имущество, то нет места применить закон «бар-мицра», или то, что Тора – это жизненная сила евреев, тогда почему же не прозвучало это в ответе Моше даже намеком?

Евреи нуждаются в Торе («тяжелые обстоятельства») по причине войны с соблазнами, что хорошо объясняет вопрос «соблазны есть у вас?» Но из других вопросов (делаете вы какую-либо работу ... торговля ... отец и мать ...) ясно, что ответ ангелам связан не с войной с соблазнами, но с тем общим положением, что простой смысл Торы не имеет к ним отношения.

6. Объяснение таково.

Настоящая задача Торы реализовать цель творения вселенной – то, что «возжелал Святой, благословен Он, создать себе жилище в нижних». Слово «жилище» указывает, что как человек всей своей сущностью пребывает в жилище, так и Б-г возжелал чтобы сущность его действительно пребывала в «нижних». Это желание реализуется посредством Торы, с помощью которой «Меня вы приобретаете» (Мид-раш Ваикра раба, гл. 30,13).

В этом и состоит возражение на претензию ангелов, основанную на законе «бар-мицра». Закон гласит: если ближайший сосед (бар-мицра) хочет приобрести поле чтобы засеять его, а дальний покупатель хочет построить на нём дом, отдают поле покупателю, т.к. «заселение предпочтительнее и не действует против него закон «бар-мицра» (Бава Меция 108а).То же и в нашем случае: задача Торы строительство жилища Б-гу в нижних – «дом», и потому отклонена претензия ангелов, ибо в этом случае не действует закон «бар-мицра».

В этом и заключается смысл ответа Моше – «в Египет спускались?... какая-нибудь работа есть у вас?... торговля есть у вас?..» – Тора относится к евреям, так как она связана с заселением мира, нашего материального мира (между народами ... зависть»), ибо дана она чтобы преобразовать его в жилище Б-га среди нижних.

7. То, что Тора не дана была ангелам, это не потому, что они не нуждаются в раскрытии сущности Всевышнего, происходящем посредством Торы, ведь и в высших мирах – как они сами по себе – проявляется только отблеск б-жественного света (см. подробнее «Тания», гл. 36).

Но посредством духовной работы нижних возможно открытие Его сущности, «жилище Ему», также и в вышних, по всей бесконечной цепи порождаемых друг из друга миров.

Известен аллегорический пример: «Когда рычагом приподнимают строение, его конец подкладывают под самую нижнюю часть – ведь если подложить в середине, низ останется на своём месте. Потому необходимо было дать Тору именно в наш материальный «нижний мир..., что нет ничего ниже него» (Тания, гл. 36), и оттуда будет поднято всё строение «цепи» порождаемых друг из друга миров.

Это и подчеркнул Моше в своём ответе словами: «...зависть есть между вами? Соблазны есть у вас?», желая сказать, что духовный уровень этого мира ниже всех и нет ничего ниже по степени сокрытия б-жественного света, так, что он полон клипот (см. «Тания», гл. 36).

8. Итак, для того, чтобы создать жилище Б-гу в нижних, Тора должна находится внизу. Но претензия ангелов на основании закона «бар-миц-ра» всё ещё не снята: в любом случае они являются «ближайшим соседом», и они тоже хотят строить жилище Б-гу («дом») – по крайней мере – в вышних!

На это следует сказать, что создание жилища Б-гу – раскрытие б-жественной сущности – абсолютно невозможно силой служения ангелов, пусть даже только в высших мирах. Именно служение в «нижних» способно раскрыть б-жественную сущность во всей «цепи» миров.

Объяснение этому таково: раскрытие б-жественной сущности посредством Торы возможно только силой служения еврейской души при её пребывании среди тягот и ограничений этого мира. Душа спускается в мир полный «клипот» (сокрытий), которые по-настоящему противостоят Б-гу. И там, внизу, она ведёт войну с соблазнами, преодолевая все сокрытия и превращая «тьму» в «свет». Служение это происходит в виде «иткафья» – подчинение зла, и в виде «итъапха» – превращение клипот, которые прортив Б-га, в святость. И в этой работе присутствует аспект новизны – сделать из «сущего» «ничто». Источником этого является сущность Всевышнего, который единственный, кто может творить (т.е. обновлять) сущее из ничего, и он же дает силу сделать из сущего ничто.

На это намекают слова Моше «отец и мать есть у вас?» – рождение ребёнка подобно обновлению, созданию сущего из ничего, а этого качества нет у ангелов.

На этом базируется возражение Моше, нашего учителя: сила создания нового проявляется только у душ, когда они внизу. Посредством своего служения они «рождают» (переворачивая нижний мир и с ним вместе всю бесконечную цепь миров) жилище для сущности Б-га.

(Из беседы второго дня праздника Шавуот 5718 г. -1958г.)

 

Запись опубликована в рубрике: .