Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Суккот

«Ликутей Сихот»

1. К празднику Суккот, кроме заповеди нахождения в сукке, относятся еще несколько заповедей, однако его название идет именно от заповеди нахождения в сукке, а не от какой-либо другой, например о четырех видах растений.

Одно из объяснений данного выбора названия заключается в том, что заповедь нахождения в сукке имеет преимущество относительно заповеди о четырех видах растений: она начинает действовать с момента вступления праздника и исполняется на протяжении всех его дней. Заповедь же о четырех видах растений исполняется лишь от рассвета до захода солнца во все дни праздника, кроме субботы. Кроме того, что заповедь нахождения в сукке начинает действовать с момента вступления праздника, существует обязанность подготовки к ней, т.е. строительства сукки в соответствии с определенными законами: «сделай, а не из сделанного», из трех или, как принято, из четырех стен. Эту обязанность можно выполнять только до праздника. С сооружения сукки начинается выполнение заповеди.

Есть еще одно ограничение в заповеди о четырех видах растений: она выполняется только один раз в день и нет больше возможности ее выполнить. О заповеди нахождения в сукке, даже после многократного ее выполнения, нельзя сказать, что этой обязанности уже не существует.

2. Дополнительное преимущество заповеди нахождения в сукке над другими, включая заповедь о четырех видах растений, заключается в следующем: каждая заповедь соотносится с человеком в его конкретных проявлениях, но не охватывает их все одновременно; заповедь же нахождения в сукке, которая определяется словами «находитесь, как будто живете» (трактат Сукка, 286), касается всех проявлений человека. В Суккот человек продолжает заниматься своими личными делами, теми же, которыми занимался неделю назад, но поскольку теперь это происходит в сукке, он выполняет заповедь о сукке. Более того, известно изречение из Талмуда: ‘Человек, у которого нет дома – не человек» (трактат Йевамот, 63а). Иными словами, отсутствие дома – это то, из-за чего человек не может достичь совершенства. Иметь дом – это преимущество человека не только во время нахождения в нем, но и в любое другое время, поскольку у него есть дом, и в этом проявляется то, что он человек. И поэтому в праздник Суккот, когда появляется заповедь «находитесь, как будто живете» и домом человека семь дней служит сукка, даже не находясь в ней, он связан с самой заповедью, поскольку установил своим домом сукку.

Месяц Тишрей носит обобщенный характер по отношению ко всему году, и понятно, что каждая заповедь этого месяца представляет собой указание для еврея в служении Всевышнему на весь год. Это касается и заповеди о сукке. Писание требует от каждого еврея: «Во всех путях своих познавай Его» (Мишлей, 3:6), т.е. вся жизнь еврея должна быть связана со Всевышним. Не только изучением Торы и молитвой можно служить Всевышнему, но и будничными занятиями, когда еврей связывает их с Г-сподом. Силы и настойчивость для этого мы получаем от заповеди о сукке. Подобно тому, как еврей связан с заповедью о сукке, даже когда он спит в ней или находится вне ее, так и в течение всего года у него будут силы, чтобы подчинить себя Всевышнему во всем, даже в будничных днях.

4. Талмуд называет заповедь нахождения в сукке «легкая заповедь» (трактат Аво-да зара, За). Когда человек твердо устанавливает для себя: «Будь, как должно быть – я раб Царя царей, Святого, Благословен Он» – тогда ему легко прийти к тому, что даже свои материальные потребности он будет удовлетворять так, как от него требуется. Тем самым он строит обиталище для Всевышнего в нижних мирах. И когда человек из всей своей жизни делает обиталище для Всевышнего, тогда Г-сподь своей щедрой рукой дает ему все недостающее.

5. Сказано в Писании (Иешаягу,12:3) по поводу веселья возлияния вод: «И с радостью будете вы черпать воду из источников спасения». Понятно, что вода, которую возливают на жертвенник в праздник Суккот, должна черпаться из природных источников. Рамбам же пишет, что, при отсутствии возможности черпать воду из источника Шилоах, ее набирали из умывальника в Храме, в котором вода не из источника, а из миквы, т.е. для возливания использовалась вода не из источника. Объясняется это тем, что не важно, откуда черпается вода. Когда «…с радостью будете вы черпать воду…», тогда будет она водой «из источников спасения».

6. Существует преимущество воды из источника относительно других вод:

а) любое количество воды из природного источника, пока она связана с ним, очищает человека. Для очищения другой водой требуется количество ее, определенное законом;

б) воды источника очищают, даже если они проточные, в отличие от других вод, которе должны быть собраны в определенном месте, где их можно измерить.

Духовный смысл вышесказанного таков. Тот, кто желает идти по жизни, полагаясь лишь на свои собственные силы, отделившись от Источника, должен соответствовать определенным требованиям. Ему следует обладать достаточными духовными силами и разумом, подобно тому, как воды миквы должны быть в количестве, достаточном, чтобы покрыть все тело человека. Кроме того, достаточности этих качеств необходимо подтверждение со стороны. При несоответствии еврея этим требованиям не может быть и речи о том, что он очищает других, и даже возможно, что он сам станет нечистым.

Если же еврей ощущает связь с Источником, то очищение не зависит ни от каких условий. Наличие у еврея в большей или меньшей степени собственных сил не играет большой роли, поскольку он полагается на Всевышнего и не только сохраняет свою чистоту, но и очищает самую большую нечистоту.

7. Теперь можно понять значение сказанного «И с радостью будете вы черпать воду из источников спасения». Черпание воды в духовном смысле – это принятие на себя человеком царства Всевышнего. Есть разница между возлиянием вина на жертвенник в течение всего года и возлиянием воды в праздник Суккот. Вино имеет вкус и в духовном смысле означает понимание и постижение. Вода же не имеет вкуса и означает, что, приняв на себя царство Всевышнего, т.е. будучи связанным с Источником, еврей действует, подчиняясь Его воле, не считаясь с тем, что не все действия доступны постижению его разумом.

Когда в душе еврея есть радость возлияния воды, то даже небольшое количество воды, не имеющей вкуса, которую он черпает с радостью, поскольку затем будет возливать на жертвенник перед Всевышним, становится водой, связанной с Источником и очищающей. И тогда, вне зависимости от собственных сил еврея, приходит «спасение».