Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ту би-Шват

«Сефер сихот 5752 года»

1. Пятнадцатый день месяца Шват (Ту би-Шват) называется Новым годом деревьев (Рош xa-Шана леилан). Первое упоминание об этом дне мы находим в Мишне: «Первого дня месяца Шват – Новый год деревьев, согласно мнению школы Шамая; пятнадцатого дня – согласно мнению школы Гилеля» (трактат Рош ха-Шана, 1:1). Следующие поколения мудрецов приняли решение в пользу школы Гилеля.

В этот день, по традиции, евреи едят плоды различных деревьев, особенно те, которыми славится земля Израиля. Именно в выполнении заповедей, связанных с плодами земли Израиля, проявляется смысл праздника Ту би-Шват.

Следует объяснить значение этого дня в служении евреев. Связь слова «Тора» со словом «указание» (ораа) означает, что Тора включает в себя указания человеку в его служении Всевышнему. И это верно по отношению не только к письменной Торе, но и к устной Торе и даже к обычаям евреев. Значение Ту би-Шват в служении Всевышнему не ограничивается лишь самим праздником. Слова «Рош ха-Шана» (дословно «Голова Года») говорят о том, что указания в служении Всевышнему, относящиеся к этому дню, касаются всех дней года, с праздника Ту би-Шват и до будущего Нового года деревьев, когда человек поднимется на еще более высокую духовную ступень.

2. Понятие «дерево» связано с сынами Израиля. Намек на эту связь мы находим в словах Торы «…Ибо [разве] дерево полевое это человек…» (Цварим, 20:19). Эта фраза допускает утвердительное понимание сравнения человека (адом) с деревом. Слово адом в Торе, как правило, употребляется именно по отношению к евреям (см. трактат Йевамот, 61:1). Тем более деревья, которыми славится земля Израиля, связаны с народом Израиля и с каждым евреем в частности.

Эта связь еще больше подчеркивается тем, что еврейский народ называется в «Пророках» словом «земля» – эрец: «…И будете вы землей желанной…» (Малахи, 3:12). В Мидраше (Берейшит раба, 5:8) мудрецы так толкуют слово эрец: «Почему ей дано имя земля [эрец[?За то, что она спешит и стремится рацта] выполнить желание [рацон] своего Творца». И это значение слова эрец особенно верно по отношению к евреям, «земле желанной», каждый из которых «стремится выполнять все заповеди» (Рамбам, Законы о разводах, гл. 2). Из этого понятно, что все качества земли Израиля изначально присутствуют в евреях.

Исходя из вышесказанного, можно пояснить духовный смысл семи видов плодов, которыми славится земля Израиля. Сказано в Торе: «Земля пшеницы и ячменя, и виноградной лозы, и инжира, и граната; земля оливкового масла и меда» (Дварим, 8:8). Как известно, эти семь видов плодов соответствуют семи качествам души – семи ветвям меноры, стоявшей в Храме, которая символизирует народ Израиля, разделенный на семь типов душ (см. Ликутей Тора, гл. Баалотха). Каждому из них присущ особый вид служения Всевышнему, но все они имеют отношение к любому еврею.

В приведенном выше стихе лишь пять из указанных видов являются плодами деревьев, однако то, что пшеница и ячмень упомянуты в начале стиха, говорит об их преимуществе над плодовыми деревьями. Это проявляется и в порядке произнесения благословений перед употреблением этих плодов в пищу. Если объяснять данный стих Торы с точки зрения служения человека, то «пшеница» и «ячмень» также должны предшествовать плодовым деревьям.

Однако начинать объяснение следует со слова «земля», стоящего на первом месте в предложении, – ведь именно она является источником, из которого происходят все виды растительности.

3. В книге Иова (28:5) сказано: «Земля, из которой всходит хлеб…». (Под словом «хлеб» здесь подразумеваются все виды пищи, в том числе плоды деревьев. Урожай является результатом труда человека: чтобы вырастить хлеб, вначале вспахивают, а потом засевают землю. Мишна же, перечисляя работы, запрещенные в субботу, меняет порядок дейстий: «Сеющий и пашущий» (трактат Шабат, 73а). Талмуд объясняет употребление вначале слова «сеющий», а затем слова «пашущий» особенностями земли Израиля: в отличие от других стран, земля в Израиле твердая и ее необходимо дополнительно вспахивать после сева.

Начало служения человека Всевышнему подобно пахоте – сердце человека должно быть сломленным и удрученным. Именно так написано в Теилим (51:19): «Сердце сокрушенное и удрученное, Б-же, презирать не будешь». Результатом этого будут «сев» и «цветение» в духовной работе.

Объясняя слова пророка «…И будете вы землей желанной…», Баал Шем-Тов сравнивает евреев с землей, в недрах которой скрываются драгоценные камни. И нужно затратить много сил, чтобы найти и добыть их. Это также является примером «пахоты» в служении человека.

4. В целом работа человека на земле (служение души, спустившейся на землю) включает все тридцать девять запрещенных в субботу работ.

Перечисляя эти работы и говоря об их количестве, Мишна употребляет выражение «сорок, умаленное на одну вместо «тридцать девять». Этот оборот можно соотнести с фразой из Теилим (8:6): «И Ты умалил его [человека] немного перед ангелами». Речь здесь идет о том, что каждая еврейская душа перед своим спуском на землю находилась на уровне ангелов: «Сказал я: ангелы вы …» (Теилим, 82:6). В обоих стихах ангелы названы именем Всевышнего – Элоким. Более того, каждая душа называлась «доля Г-спода» (Цварим, 32:9), а это имя еще выше, чем имя элоким, «ибо солнце и щит – Г-сподь Б-г…» (Теилим, 84:12). И только в результате особого действия Всевышнего («умалил») душа становится немного (подобно «умаленное на одну») ниже этого уровня.

Умаление души при ее спуске на землю проявляется в том, что на земле она должна заниматься всеми видами «работы» – «сорок, умаленное на одну». Но спуск этот совершается ради последующего подъема. (Это вытекает из общего принципа, который гласит, что целью каждого спуска является подъем на более высокую ступень, чем та, с которой он начался).

5. Теперь можно пояснить значение семи видов плодов – пшеницы, ячменя, виноградной лозы, инжира, граната, олив, из которых давят масло, а также меда.

Слово «пшеница» (пища человека, которая превращается в его кровь и плоть) намекает на служение, которое относится к божественной душе, имеющейся у каждого еврея («человек», который в нем).

Слово «ячмень» (пища животных) намекает на служение, имеющее отношение к животной душе, которая присутствует в каждом еврее («животное», которое нем).

Слова «виноградная лоза» намекают на необходимость радости и веселья во всем, что связано со служением, относящимся как к божественной, так и к животной Д^ще, как сказано: «Сок винограда, веселящий Б-га и людей [анашим]» (Шофтим, 9:13). Слово анашим можно связать со словом энош – «И вино, веселящее сердце смертного [энош]» (Теилим, 104:15), выражающим слабость – недостаток в служении, имеющий отношение к животной душе. Это подтверждается и сказанным: «Сердце лукавее всего, и оно неисцелимо [ануш]» (Ирмиягу, 17:9).

Слово «инжир» употребляется в книге Берейшит в стихе 3:7: «И сшили листья инжира и сделали себе опоясания». Затем в стихе 21 сказано: «И сделал Г-сподь Б-г Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Упоминание инжира указывает нам на служение, связанное с одеяниями человека, с исправлением их, которое продолжает служение, связанное с самим человеком. Полнота этого исправления наступает, когда «одежды кожаные» («кожа» – ор через букву айн) становятся одеяниями света («свет» – ор через букву алеф). В служении человека это выражается в том, что свет, наполняющий каждого еврея, усиливается настолько, что становится заметным даже в его одеяниях, которые также наполняются светом.

Слово «гранат» указывает на служение по исправлению мира посредством выполнения заповедей: «Еврей полон заповедей, как гранат» (трактат Хагига, 27а). Зерна в гранате отделены друг от друга, причем не каким-либо посторонним предметом, а частицами самого граната. Подобно этому, заповеди выполняются не все сразу, а каждая в отдельности. Иными словами, каждая заповедь отделена от другой не чем-то посторонним, а в соответствии с указаниями Торы. И также те проявления мира, в которых выполняются заповеди, остаются все же отделенными от самих заповедей, и это тоже происходит по велению Торы.

Из данного объяснения мы видим, что «пшеница, ячмень, виноградная лоза, инжир и гранат» в служении человека располагаются в порядке от легкого к тяжелому. «Ячмень» следует за «пшеницей» потому, что служение божественной души легче, чем работа, связанная с животной душой. Затем следует «виноград», требующий добавления радости и веселья к служению, относящемуся к божественной душе и к душе животной. Вслед за этим идет «инжир» – служение по исправлению одеяний человека. И, наконец, «гранат» – исправление тех проявлений мира, в которых выполняются заповеди.

6. И вот после всего этого в стихе еще раз употребляется слово «земля»: «…земля оливкового масла и меда».

Согласно приведенному выше объяснению, земля является местом, где совершается служение человека после спуска души вниз, в то состояние, о котором сказано: «И Ты умалил его [человека] немного перед ангелами». Служение это включает в себя «пахоту», «сев» и все остальные работы («сорок, умаленное на одну»). Из этого понятно, что повторение слова «земля» указывает на еще большие усилия в служении, которые приведут к еще большему духовному подъему. Это подобно тому, как добыча драгоценных камней требует намного больших усилий, чем вспахивание земли и выращивание урожая.

Можно сказать, что второе упоминание земли говорит о служении во время изгнания. Чем больше спускаемся мы в глубину изгнания, тем больше усилий требует служение. И это приводит человека к поднятию на еще более высокую духовную ступень.

На это и намекают плоды, упомянутые после вторичного употребления слова земля, – оливы и мед.

Слово «оливы» указывает на пищу, которая по своей природе является горькой. Комментируя фразу «…Сорванный оливковый лист у него [у голубя, посланного из ковчега] в клюве…» (Берейшит, 8:11), мудрецы говорят, что голубь как бы хотел сказать: «Пусть моя пища будет горька, как оливы» (трактат Эрувин, 18б).

Слово «оливы» намекает на горечь служения Всевышнему в изгнании. С горечью связано также имя сестры Моше – Мирьям («горький» – мар), так как с момента ее рождения начинается порабощение евреев. Стоит подчеркнуть, что именно Мирьям привела к спасению Моше – ведь это она увидела, что дочь фараона нашла корзинку с маленьким Моше. В книге «Шмот» (2:4) сказано: «И стала его сестра вдали, чтобы узнать, что с ним будет», т.е. Мирьям стояла рядом с Моше, чтобы спасти его от гибели.

Во второй части стиха -«узнать, что с ним будет» – есть намек на подъем, который происходит в результате спуска в изгнание. «Узнать». Тора говорит о познании так: «…Сердце, чтобы разуметь, глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать» (Дварим, 29:3). Самоотрицание, выражаемое словом «что» (ма), стоит на более высокой духовной ступени, чем познание. И, наконец, это самоотрицание раскрывается во всех деталях эмоциональной жизни человека (числовое значение слова ло – «с ним» составляет 36 – в этом есть намек на шесть эмоциональных качеств человека, каждое из которых, в свою очередь, тоже состоит из шести).

«Масло» же получают из олив только путем давления. Это намекает нам на полное раскрытие внутреннего смысла Торы в будущем, благодаря служению евреев в изгнании.

Слово «мед» в нашем стихе имеет отношение к плодам финиковой пальмы (см. комментарий Раши к Шмот, 13:5). Финиковая пальма дает свои первые плоды лишь через семьдесят лет после посадки. Это указывает на то, что именно вследствие длительного служения образуется «мед», который символизирует полноту раскрытия сокровенного смысла Торы. Именно так толкуют мудрецы слова Песни Песней «…Мед и молоко под языком твоим…» (4:11).

7. Ту би-Шват можно связать с началом недельной главы «Бешалах»: «И было, когда Паро отпустил народ…» (Шмот, 13:17). В этой фразе содержится намек на то, что именно в результате египетского изгнания евреи достигли наивысшего подъема и вошли в «землю пшеницы и ячменя, и виноградной лозы, и инжира, и граната; землю оливкового масла и меда» (в книге «Зоар» (1:210а) слово Паро объясняется как «открытие источника всех видов света»).

Следует заметить, что вслед за перечислением семи видов плодов в Торе говорится о преимуществе земли Израиля над землей Египетской: «Ибо земля, в которую вступаешь ты, чтобы завладеть ею, не как земля Египетская, из которой вы вышли, где посев, который ты посеял, поил ты с помощью ног твоих [носил воду из Нила], как огород. Земля же, в которую вы переходите, чтобы завладеть ею, это земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду; земля, о которой Г-сподь, Б-г твой, печется: очи Г-спода, Б-га твоего, непрестанно на ней – от начала года и до конца года» (Дварим, 11:10-12).

Обратим теперь внимание на афтару (отрывок из «Пророков», добавляемый по завершении чтения недельной главы), которую читают в субботу Бешалах. «А Девора, пророчица … Она сидела под [финиковой] пальмой Деворы…» (Шофтим, 4:4-5). Здесь упоминается последний из семи видов плодов, которыми славится земля Израиля, намекающий на раскрытие внутреннего смысла Торы в будущем.

8. Какие указания для нас следуют из вышесказанного?

Мы должны использовать время праздника Ту би-Шват (Нового года деревьев) для укрепления духовного служения, связанного с «землей пшеницы и ячменя, и виноградной лозы, и инжира, и граната; землей оливкового масла и меда», как объяснялось выше. Это относится как к нам самим, так и к нашим действиям по отношению к своим ближним.

Также необходимо беречь целостность земли Израиля и прекратить все разговоры о передаче ее народам мира. Нужно хранить вечную целостность трех вещей: земли, которая дана Всевышним евреям, народа и Торы.

Дай Б-г, чтобы правильные решения, принятые в соответствии со сказанным выше, были немедленно вознаграждены, как сказано: «…С нашими юношами и с нашими стариками пойдем…» (Шмот, 10:9) в святую землю Израиля, включающую не только земли семи народов, но и земли десяти народов, обещанные Г-сподом Аврааму (см. Берейшит, 15:18-21); в «землю пшеницы и ячменя, и виноградной лозы, и инжира, и граната; в землю оливкового масла и меда»; в землю,; полную драгоценных камней и жемчужин; в землю Израиля – святой город Иерусалим, Храмовую гору и святая святых.

Говоря словами главы «Бешалах», «введешь их и расселишь в горах удела Твоего, на месте, которое жилищем Ты сделал Себе, Б-же, – в святилище, Г-сподь, что устроили руки Твои» (Шмот, 15:17). Как объясняет Раши, речь здесь идет о будущем, когда «Б-г царствовать будет во веки веков» (Шмот, 15:18). Особенно это относится к Рош ха-Шана и к Новому году деревьев – в частности.

И умножая благотворительность, которая приближает освобождение, мы ускоряем выполнение всех этих обещаний, чтобы они произошли тотчас же и немедленно.